призыв рюрика на русь
Княжение Рюрика
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ
БРАТЬЯ-СЛОВА
Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший шведский, принял упоминание в устной саге традиционного окружения конунга за имена его братьев.
«СЕВЕРНЫЙ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЭПИЗОД»
После исследований Шахматова в области истории русского летописания ученые стали значительно осторожнее относиться к летописным известиям о происшествиях IX века. Не обошлось, впрочем, и без крайностей. В. А. Пархоменко, например, призывал «совершенно скептически» отнестись «к летописному повествованию о призвании на княжение Рюрика» и не придавать этому «северному легендарному эпизоду» серьезного научного значения.
«РЕПОРТ» ЛОМОНОСОВА
(на диссертацию академика Миллера о происхождении российского народа)
Варягов не почитает господин Миллер за народ славенский, однако, что они происходили от роксолян, народа славенского, и прошли с готфами, славянами ж, от Черного моря к берегам Балтийским, что говорили языком славенским, несколько от соединения со старыми германцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственник князям славенским6 и для того в Россию призван на владение, сие все из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.
Имя российское почитает господин Миллер за новое, которое началось при Рурике, а сие из того заключает, что об нем иностранные не знали; но как из того заключить, что варяги сами себя русью не называли? Германцы дивно себя называют дейчен, хотя их ни русские, ни французы тем именем и поныне не пишут; так и варяги, происходя от роксолян, всегда себя русью называли, хотя другие народы их инако именовали, и самые слова Несторовы показывают, что варяги назывались русью, а по ним и новогородские славяне и прочие назвались русью. Но едва можно чуднее что представить, как то, что господин Миллер думает, якобы чухонцы варягам и славянам имя дали.
ЦАРЬ ЕДЕТ! ПРАЗДНОВАНИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ В НОВГОРОДЕ
Всеобщий восторг, вылившийся в громогласное «ура», подхваченное народом, «покрывавшим оба берега Волхова, стены Кремля и Софийскую звонницу», стал откликом на прозвучавшее: «Царь едет!»
С НАЗВАНЬЕМ КРАТКИМ «РУСЬ»
Почему именно Рюрик вошел в историю?
Витязь-усач, пришедший на берега Волхова из-за моря – Рюрик. С него началось русское государство. Впрочем, это спорный вопрос: всё, что связано с Рюриком, остаётся в тумане преданий и версий, точных исторических сведений нет. Бесспорно одно: Рюрик стал основателем династии, которая правила Русью семьсот лет – вплоть до смерти благонравного царя московского Фёдора Ивановича. Быть может, легендарным основателем, но имя династии дал именно он.
Были в наших краях и до Рюрика князья, воеводы, мореплаватели. Великий русский учёный и знаток северной Руси Михайло Ломоносов первую часть своей «Истории» так и назвал – «О России прежде Рюрика». Но князь Рюрик, в представлении многих поколений, создал государство, с которым связана вся наша история. Не случайно именно его имя прочно осталось в истории! Правда, к тому времени уже существовали очаги русской государственности на Днепре – это, несомненно, Киев и, возможно, Смоленск. Но династия Рюрика победила, объединила все эти города – и потому явление Рюрика на берега Волхова мы отмечаем как «начало начал».
«Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. 19 век.
Существовал ли тогда Новгород? В современном понимании – по-видимому, нет, хотя у археологов найдутся и более древние находки. Где княжил Рюрик – то ли в Ладоге, то ли в мифическом Старгороде, неизвестно. Традиционно историки называют всё-таки Новгород и Рюриково городище, которое построил варяжский князь, чтобы отделиться от вольнолюбивого града.
Что случилось в Ладоге, на берегах реки Волхова и озера Ильмень в сентябре 862-го?
Кто такие варяги? Академик Рыбаков остроумно заметил: это не народность, а профессия. Для тех времён вполне естественным было вытеснение молодых, воинственных мужей из родового посёлка: они нарушали круг жизни, контролируемый старейшинами. Вот из таких «буйных» и складывались группировки воинов, охранников, моряков, которые и лихой набег могли организовать, и за малую дань готовы были гарантировать безопасность купцам и промысловикам.
В варяжских отрядах установилась воинская дисциплина, они были неплохо вооружены и умели сражаться. В пёстрой варяжской дружине рядом мужали славяне, норманны, возможно, и финны, и балты. Их объединял образ жизни.
Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.
Словене собрались с силами и отказались платить. Вооружили ополчение, прогнали варяжскую дружину. У варягов – доспехи, мечи. А у словен – только мужество и воля к победе над пришлыми захватчиками. В кровавом бою под Ладогой, на берегах Волхова, они порубили варягов.
После этих сражений словенцы, кривичи, меря и весь – дружественные славянские и финские племена – остались без лучших воинов. Лучшие всегда погибают первыми.
Знатные славянские роды боролись за первенство, за власть над зарождавшимся племенным союзом. Началась смута, борьба за власть. Новгородцев, ладожан, изборцев терзали завоеватели – норманны и даже хазары, добиравшиеся до ключевых форпостов пути из варяг в греки. Но главная беда – внутренние распри, междоусобицы.
И тогда – вспомним предание – знатный муж Гостомысл, родовой старейшина, на вечевом собрании предложил пригласить «третью силу», способную примирить соперников – князя Рюрика с варяжской дружиной. Возможно, Рюрик был роднёй словенскому старейшине Гостомыслу. Рюрик, по всей видимости, был одобритского, славянского происхождения, что не было редкостью в варяжской среде. Ободриты (бодричи) – славянское племя, жившее на территории нынешней Северной Германии. Этим объясняется то, что он не стал навязывать словенам чужой язык и чужих богов.
Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век)
Словене были домовиты, занимались хлебопашеством и рыбной ловлей, а варяги умели воевать и ходить в речные и морские походы.
Варяги держали заставу и на берегу соляного озера Ильмень. Там издавна варили соль – промысел по тем временам стратегический, требовавший обученной охраны. Кто защитит лучше, чем варяжская дружина? В предании сохранились сведения, что послы из Новгорода поехали к варягам «за море». Скорее всего, под морем всё-таки подразумевалось Ильмень-озеро, а не далёкая Балтика.
«Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами», – такое слово молвили Рюрику новгородцы. В переводе на современный русский: «Земля наша велика и обильна, а охранять её некому. Требуется нам князь с дружиной».
Рюрик принял предложение, отправился в Ладогу – и жизнь его с этих пор переменилась. Он больше не искал счастья в авантюрах. Показал себя рачительным хозяином, стремился расширить границы государства и укрепить систему политической и экономической власти. С братьями-варягами на ладьях прибыла дружина – не больше 150-ти воинов.
По тем временам – грозная сила. В словенской столице проживало не больше 500 человек, включая женщин, детей и стариков. А тут – целая армия, которую Рюрик пополнял из местной знати.
Прежние варяги искали у славян наживу и относились к ним как к чужакам. А Рюрик – родственник Гостомысла – стремился укреплять государство.
Монета Банка России 50 рублей, золото, реверс. (2011 г.)
По преданию, Рюрик поселился в словенской столице – на реке Волхов, в Новгороде. Для него построили резиденцию неподалёку от новгородской крепости – Рюриково городище. Синеус правил в Белоозере, Трувор – в Изборске. Вскоре два брата умерли, и власть Рюрика упрочилась. Конечно, эта симметричная история вызывает сомнения у историков. Но имена легендарных братьев сохранились и в легендах, и в топонимике, а, значит, в русской истории они состоялись.
Во всех городах князь поставил своих наместников – опытных воинов, которые отличились храбростью и умом. Им приходилось находить общий язык с местной знатью – со «старцами городскими».
После нескольких походов князю удалось значительно расширить владения: его власти подчинились Ростов, Муром, Полоцк.
Рюрик строго следил за сборами податей, а попытки восстаний подавлял военной силой. Осталось предание о восстании Вадима Храброго – по-видимому, представителя старой новгородской знати, претендовавшего на власть. По мнению историка Василия Татищева, Вадим был сыном старшей сестры Гостомысла, то есть – двоюродным братом Рюрика. Насколько всё это правдоподобно – трудно судить, но вполне вероятно, что Рюрику приходилось выкорчёвывать крамолу, устанавливая княжескую власть над горделивыми вождями кривичей и словен. В таком деле противоречия неизбежны.
Под властью Рюрика сложилось русское государство, взявшее под контроль речные выходы из Балтийского моря и начало торговых путей «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». Враг познал силу русской палицы, боевых топоров и копий. Подданным Рюрика гарантировалась безопасность от завоевателей с Запада и Востока, от германцев и хазар.
Государство уже при Рюрике справлялось со своей главной миссией: оборонять русские племена от завоевателей и утихомиривать внутреннюю смуту. Альтернатива – порабощение и гибель, постепенное растворение в море других племён, славянских и не только. Под властью Рюрика и его династии сформировался и окреп фундамент Руси. Путь лежал в Киев…
Князь Рюрик
исторический портрет
Краткая биография
Прибыв на княжение в Новгород вместе с братьями Трувором и Синеусом, Рюрик через два года после смерти братьев остался единоличным правителем и расставил своих людей на княжение в города-центры племенных объединений: Полоцк (кривичи), Ростов (меря), Муром (мурома) и Белоозерск (весь).
Повесть Временных Лет указывает среди прочих деяний Рюрика разрешение Аскольду и Диру совершить поход на Царьград (Константинополь) в 866 году, однако позже историками датировка была перенесена под 860 год, что ставит под вопрос как причастность Рюрика к походу, так и принадлежность Аскольда с Диром к его дружине. Дополнительно, Никоновская летопись сообщает под 865 годом о походе Аскольда и Дира против жителей Полоцка, который контролировался Рюриком.
В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря под опекой Олега Вещего (по разным версиям приходившимся Рюрику либо родственником, либо соратником).
Правление князя Рюрика на Руси
862-879 годы
Начало княжения — призвание Рюрика и варягов в Новгород
Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались конфликты, для прекращения которых представители племён решили пригласить князя со стороны.
„Поищем сами себе князя, иже бы володели нами и рядили по ряду, по праву.“
…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске.» [1] Повесть Временных Лет
Таким образом, приглашённые варяги должны были исполнять роль судей, не заинтересованных в выгоде какой-либо из спорящих сторон, соблюдать т.н. ряд — свод законов и правил, который они признавали и обещали соблюдать заступая на княжение.
Версия о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, оспаривается некоторыми историками. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как Старая Ладога. Во времена появления Рюрика там строится первая деревянная крепость.
Краткая характеристика внешней и внутренней политики
Предметно говорить о конкретных направлениях политики Рюрика невозможно ввиду слишком малого количества дошедших до нас сведений, к тому же часть из них противоречат друг другу. Как и для прочих основателей правящих династий, Рюрику было необходимо удержать собственную власть, создать условия для комфортной передачи своих прав на княжение и по возможности расширить границы владений.
Удержание власти и распространение влияния на соседние города
Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго в 864 году вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.
По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель, прежде всего за счёт перехода под его управление Изборска и Белозерска, когда в 865 году Синеус и Трувор умерли. Летописи указывают, что Рюрик, сам находясь в Новгороде, своим соратникам начал раздавать в управление города Полоцк, Ростов, Муром — варяжский князь внимательно следил как за собственными владениями, так и за близлежащими территориями, не позволяя перехватить управление конкурентам и раздвигая, по возможности, границы зарождающегося государства.
Рюрик и его отношения с Аскольдом и Диром
Относительно взаимодействия между князем Рюриком, Аскольдом и Диром летописи не согласуются между собой. Повесть Временных Лет утверждает, что Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика («И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина»), отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. В то же время в «Повести…» говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян:
«И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».
При этом следует помнить, что Повесть Временных Лет, согласно записям в ней же, подвергалась неоднократным правкам во время правления Владимира Мономаха, принадлежащего к роду Рюриковичей и имеющего непосредственную заинтересованность в подтверждение изначально новгородской династии на владение Киевом.
Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.
Примечательно, что при этом в Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.
В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано:
«А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 3 князя, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик…»
— т.е. Аскольд и Дир не связываются с Рюриком никак, кроме того факта, что они тоже были варягами.
В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, походах Аскольда на полочан и кривичей в 865 году (т.е. на территорию Полоцка, где Рюрик посадил своих наместников). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.
Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша [3] Ioannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni
Poloniae. Liber 1-2. — Warszawa, 1964. — P. 121. (не исключалось, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева.
Итоги и результаты правления
События на Руси после смерти князя Рюрика
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, Олег продолжил расширение подконтрольных Рюриковичам территорий, захватил Киев (убив Аскольда и Дира) и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Кроме того, Олегу удалось объединить под своей властью окружающие славянские племена, ранее платившие дань хазарам. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, зачастую объявляется основателем Древнерусского государства.
Теории о происхождении Рюрика и его этнической принадлежности
Спор норманнистов и антинорманнистов относительно этнического происхождения основателя династии Рюриковичей не затихает уже почти три столетия. Описание каждой отдельной теории занимает достаточно много места, поэтому ниже они перечислены кратко:
Славянские теории:
Семья и личная жизнь
Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» княжна Ефанда. Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись и, возможно, используя какие-то поздние несохранившиеся источники, рассказывает о женитьбе Рюрика на Ефанде, дочери новгородского посадника Гостомысла, инициатора приглашения Рюрика.
Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун. Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун — от дочери.
Образ в культуре и памяти поколений
Личность князя Рюрика оставила значительный след в истории современной России, Украины и Белоруси. За прошедшие столетия были созданы картины, фильмы и памятники, посвященных князю.
1150 лет назад в 862 году по древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет» Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был призван править на севере русской земли. Рюрика пригласили несколько «земель» (племён) славянского и финно-угорского происхождения, и он стал основателем династии, которая непрерывно правила Русью вплоть до конца 16 столетия. Последними её представителями на престоле Руси были Фёдор Иванович и Василий Шуйский.
К сожалению, мы очень мало знаем о внутренних причинах этого важного события. Но всё же можно высказать вполне логичное мнение, что призвание Рюрика было вызвано не только внутренней предпосылкой – остановить междоусобицу племён, но и геополитической. Управлявшие северными русскими землями старейшины (среди них был и Гостомысл, которого некоторые историки считают представителем древней княжеской династии, идущей от мифических князей Словена и Руса – сыновей Скифа) и, видимо, жреческие круги приняли решение преобразовать союз автономных земель в централизованное государство. Причина этого судьбоносного решения ясна – Руси угрожала страшная участь, гибель под натиском внешних врагов. Историкам известно, что т. н. «Новгородская Русь» имела теснейшие связи с землями славян в Центральной Европе. Этот факт подтверждают антропологические данные, однотипность археологических культур, торговые и культурные связи Новгорода с будущей Северной Германией. И управленческая, жреческая элита Руси знала о натиске «крестоносцев» на земли славян в Европе. Славяне Центральной Европы проигрывали эту битву, Рим и его «инструменты» умело использовали стратегию «разделяй и властвуй», сталкивая воинственные славянские союзы между собой, уничтожая и порабощая земли по очереди, одну за другой. Западные славянорусские племена не смогли создать единой державы и отразить натиск врага. Итог был страшен, после многовековой кровавой битвы славянская цивилизация Центральной Европы фактически была уничтожена.
Кроме того, учитывался и тот факт, что на юге Русь подверглась экспансии Хазарского каганата («змея» русских былин), который подчинил себе ряд славянских земель. Это было страшное, паразитическое образование, продававшее славян десятками тысяч на рабские рынки Востока и постоянно расширявшее свою сферу влияния. На юге Русской земле угрожала также Византийская империя (она уничтожит славян на юге Балканского полуострова и подчинит себе Болгарию) и экспансия арабов, ислама.
Естественно, что на роль фигуры, которая должна была начать масштабное строительство Русской державы, могли пригласить только человека, который отвечал определённым критериям. Во-первых, он должен быть «своим» для славян севера. Не зря летопись прямо говорит, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни англом, ни шведом, ни готландцем. А варяги его рода говорили на языке славянском. Иоакимовская летопись, сохранившаяся в передаче В. Н. Татищева, утверждает, что Рюрик был сыном Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Чужаку нельзя было поручать Дело столь глобальной значимости.
Что мы знаем о Рюрике
Сторонники норманнской версии призвания варягов на Русь, считают, что Рюрик был Рёриком (Рориком) Ютландским. Это был датский конунг, который служил франкской династии Каролингов. Он упоминается во франкских хрониках как правитель Дорестада и ряда фризских земель в 841 — 873 годах. Впервые эта версия была выдвинута священником Х. Холлманом, издавшим в 1816 году в Бремене труд «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт». О Рёрике известно немногое. Считается, что он был из рода Скьёльдунгов (легендарная королевская династия данов), которые правили в Хедебю. Его дядей (или братом) был ютландский правитель Харальд Клак. В молодости их обоих изгнали из Ютландии, и они служили Лотарю, участвуя в междоусобной борьбе потомков Карла Великого. Лотарь их вознаградил уделами во фризской земле. Но счастье не долго сопутствовало братьям – в 843 году Фрисланд по Верденскому соглашению был включён в состав империи. Норманские наёмники стали не нужны Лотарю. Рёрика и Харальда по обвинению в измене арестовали и бросили в тюрьму. Харальд скончался в тюрьме (по другой версии был убит в более позднее время), Рёрик смог сбежать и стал бездомным искателем приключений. Он был участником набегов норманнов на Англию и побережье державы франков. Рёрик получил довольно широкую известность в пиратских кругах – в 845 году сделал рейд вверх по реке Эльбе и атаковал Северную Францию. В 850 году под его началом был флот в 350 кораблей, с которым он нападал на берега Англии. Его прозвали «язвой христианства». В этом же году Рёрик отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. Лотарь даже был вынужден пойти на мир с Рёриком, с условием, что конунг будет защищать его северные земли от набегов данов, чем он довольно успешно и занимался.
Есть и другие серьёзные нестыковки. Рёрик является даном (предки современных датчан), который не мог говорить на одном языке со славянами. У конунга данов был только один брат, причём старший (или дядя). У Рюрика было два брата, и он был старшим. Нельзя сбрасывать со счетов и то соображение, что северные славяне и финно-угры хотели найти князя, который бы «владел нами и рядил ны по праву». Это очень важно, изгой, наёмный воин Рёрик не имел никаких прав на Северную Русь.
Ещё одна группа исследователей выдвигает мнение, что его вообще не было. Мол, раз не можем доказать, что Рюрик скандинав, так заявим, что это вообще миф, легенда. К примеру, Д. С. Лихачёв предположил, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу монаха-летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева. Но если следовать по пути таких исследователей, то на месте истории вообще камня на камне не останется. Можно значительное число летописных сообщений времён раннего средневековья объявить мифом, не говоря уж об истории античности, Древнего мира.
Имя Рюрика явно славянского происхождения. Так называли на славянских языках сокола: польск. «raróg», чешск. «rarašek», словацк. «raroh», укр. «раріг». Подобные имена встречались в Польше, Чехии, Словакии, в землях союза племён ободритов. Интересен и тот факт, что средневековый союз славянских племен ободритов-бодричей, который проживал по нижнему течению реки Лабы-Эльбы, также называли рарогами или реригами. Именем сокола (сокол в представлении славянорусов был животным-символом общеславянского бога, создателя всего живого и сущего – Рода) был назван и центр ободритов – город Рерик. Соколиная символика вообще характерна для славян, так называли города, замки, речки. Былины называют славных витязей и князей соколами. Герб Рюриковичей и современной Украины, которая «приватизировала» общую историю, изображает охотящегося сокола. Соколиной символикой наполнено «Слово о полку Игореве». Игорь идёт походом по степи в Тмутаракань: «Уже далече залетел сокол…». Бояре говорят Святославу Киевскому о двух братьях Игоре и Всеволоде: «два сокола слетеста с отня злата стола поискати града Тьмутораканя». Игорь из половецкого плена «соколомъ полете». Половецкие ханы, преследуя князя, говорят о нём как о «соколе», а о его сыне как о «сокольце». Таким образом, понятно, что соколом называют князя, потомка Сокола-Рюрика.
Поэтому, вполне логичной выглядит западнославянская гипотеза о том, что Рюрик и его братья были выходцами из среды западнославянских племён – вагров или руян, которые входили в союз ободритов (рарогов). Об этом писал ещё М. В. Ломоносов. Подтверждают эту версию общность языка варягов-руси с ильменскими славянами, культурные, археологические, антропологические связи ободритов с «новгородцами». К тому же родовые предания и родословные немецкой аристократии сохранили сведения о том, что сыновья Годлиба-Годлава (представителя княжеской династии ободритов), Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород. Правда, датировка событий не совпадает, но историкам известно, что датировка древнерусских летописей примерно до середины 10 столетия приблизительна. Сохранилось и народное предание о Рюрике и его двух братьях, которое было опубликовано в 30-х годах 19 столетия французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Французский писатель записал предание в Северной Германии у мекленбургских крестьян, которые жили на бывших землях славян-бодричей, к тому времени уже почти полностью онемеченных. По преданию, в 8 столетии в земле ободритов-рериков правил князь Годлав. У него было три сына: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный, Трувар Верный. Братья отправились в поисках славы на Восток, где отличились во многих битвах. В Руссии они свергли «тиранию» и восстановили мир и порядок в стране. Когда они решили вернуться домой, благодарный народ уговорил их остаться и править ими. Рюрик получил в управление Новгородскую землю (Nowoghorod), Сивар — Псковскую землю (Pleskow), Трувар — Белозерскую (Bile-Jezoro). После смерти Сивара и Трувара их земли вошли в состав единой державы, и Рюрик стал основателем княжеской династии.
Надо упомянуть и о матери Сокола-Рюрика. Согласно данным Иоакимовской летописи, матерью князя была дочь новгородского старейшины-князя Гостомысла – Умила. По новгородскому преданию Гостомыслу приснилось, что из чрева его дочери выросла большая яблоня, осенившая ветвями все славянские земли, и люди отовсюду приходили укрыться в её тени, вкусить сладких плодов. Волхвы-ведуны предрекли, что потомки дочери Гостомысла будут владеть севером Руси и многими другими землями, став основателями могучей державы. Тут мы видим, что в «призвании» князей-соколов приняло участие и русское жречество.
История государства России. Рюрик
Незаконченная режиссерская версия Иллюстрированной Истории Российского государства. Фильм никогда не выйдет на экраны. Сохранены несколько режиссерских серий.