пришествие варягов на русь
Призвание варягов
По немецкой «норманнской» теории Рюрика пригласили из северных скандинавских стран дремучие и невежественные русские племена варваров. Немцы, пробравшиеся в начале 18 века через «окно в Европу», прорубленное Петром Первым, создавали историю Руси 117 лет с момента основания в 1724 году Российской Академии наук, причем из 34 академиков-историков 31 были немцами. Они полностью контролировали весь процесс написания русской истории и решали, какие старые русские документы следует сохранить, какие переписать, какие фальсифицировать, какие уничтожить. Отечественные историки (М.В. Ломоносов, Я.О. Ярцов и Н.Г. Устрялов) были полностью отстранены от отечественных архивов и первоисточников. Ясно, что немцы могли натворить!
По другой, «антинорманской» теории Рюриком звали внука новгородского воеводы Гостомысла.
Посмотрим, что говорит по этому поводу «Велесова книга»:
Дощечка 2а
А по тема двъ темi врязi прiдоша. а земе беряй од Хъзаром до роуце св(а), а тем бо одерене работахомо.
А после двух темей варяги пришли… и землю у хазар, у которых мы были в кабале, забрали в руки свои.
Дощечка 4б
. А тако на два десентъ тысeнцъ лътъx нe мoгoшa coyтвopяшiтece дo Рycъ, a тaмo пpiдe въpязi, a бepe тy. бъ ста она сынове влцi.
А тамо есь. Кiевi, же дана щасть мала. тамо бо усъдшеся ворязi, iже соуте хiщнiцi.
А там есть… Киев, что часть дана малая…, уселись там варяги, они суть хищники…
Дощечка 4в
О тоi щас, iдша до Кiiву върязi со госте, а бiяху Хъзярi.
В то время пришли варяги к Киеву с торговыми гостями и били Хазар.
Дощечка 5б (1)
Дрiвъ бя на Русi хзарiе. Днес есва върязi. Мы ж есьмi Русiщi, нiколi не врязi.
В древности были на Руси хазары. Нынче же все варяги. Мы же – русичи, никак не варяги.
Дощечка 6е
А ту бо перве ворензе прiдша до Русе, а Асклд слiлоу пограмлi кнезе нашему, а потлце того. Асклд, а позде Дiр уседнешеся на не, яко непрощен кнз. А тiто кнжiте ноща над она до iста бендщете вутце, а семе го костыре хранящ го. ОгнБга дому тому а одеврате лiк свен од она, яко бяста она кнзе од Грьцех крцена. Асклд есе темен воен, а теко днесе од Грьцех освъцен, же нiкiех Русы несте, а сен те врвы.
И тут-то в первый раз пришли варяги на Русь. Аскольд разгромил князя нашего. Аскольд, а потом Дир уселся на нее, как непрошенный князь. Начали княжить, на самом деле будучи вождями, а мы еще останки его храним. Огнебог и от дома того отвращает лик свой, и от них, потому как были те князья греками крещены. Аскольд – темный воин, греками научен, что русов нет, они суть варвары.
Дощечка 6э
А тоi Асклд пожере богом чюжем, неботе нашiем.
А тот Аскольд приносил жертвы чужим богам, а не нашим.
Дощечка 7а
Iмемо iсту вiру, якова не потребуе чловененска жертва. А тая се дъе о ворязi, кii убо въжды жрялi iу
Имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв. А то делается у варягов, что жертву творят.
Дощечка 7г
Ту бо за тенсенц трiе сты ляты од iсхъду Карпеньсте, Асклд злы пренде на ны. Ту зегненсе народе мые од лада, а твряще любы, iдь де стнге наша.
Через 1300 лет от Карпатского исхода Аскольд пришел на нас. И загнулся наш народ, сказал «любо» и пошел под его стяги.
А правяхуть нямо Грьцi а врязi. Тоi щчто оповеденмо детем нашем,
А правят нами Греки да варяги. Так что скажем детям нашим?
Дощечка 7ж
Небось ма сынове, такожде потомiце, a нi ленщенхом сме тако земе наше варензем нi Грьцем.
Не мы ли сыны, да и потомки тоже, и не отдадим так землю нашу ни варягам, ни Грекам.
Дощечка 8
На то еще помыньмо Дорiе Парцiшьтего, iже на ны оутощесе, а побiе ны за нашiе роздiеляны i оусобiць. Тото бо врязiе Ерек а Аськ оусiестасе на кренке наша а мрзящете намо до кромiеты
Вспомним Дира, который на нас напал и разбил за наши разделы и усобицу. А после варяг Эрек (Рюрик) с Асеком (Аскольд) уселись на шею нашу, мерзкие до тошноты.
Колотве вчеренщiе iе соуте днесе варензе i Грьцiе
Колоты вчерашние ныне суть варяги и Греки
Дощечка 8 (1-28)
Се бо Аскы а Ерке по Нъпры ходяшет о люде наше звенще до борiя. А то, яко Доре iме просебень, тако не iмахом сме iте до нь.
Аско и Эрек по Днепру ходят и вызывают наших на битву. А так как Дира имеем при себе, то не имеем смелости идти до них.
Се бо Аск iмяй воя св(а). А посадне iа на лодъх, а iде загренбенте iна, а сте да iде на Грьць, да нiще iхо грады, а да жере Бозм в земе еiехн(а). А то де не iста такова, яко Аск нъсте Русiщ, неботво варензь, а iма iна мет(а). А то гмоть Руску попiраi нама, а зле дея(це), це погенбе iмеен. I Ерке нъсте Русiц, а тоб то лiс iде хiтряшете до ступе, a бiе госте iна, кые бо тому доверенсещ(а).
Аска со своими воинами пошел в ладьях грабить других, чтобы потом идти на греков, разорить их города и жертвы принести Богам на их земле. Но все не так. Аско не Русич, варяг и цель его другая. Поле русское он попирает нам и зло творит нам на погибель. А Эрек не Русич, тот лис в степь идет и купцов убивает, которые его для охраны нанимают.
Дощечка 14
Се бо прiде ворягове до Нiепры, а таможде яхомь земе нашю, i те то iверьше людя, i земе под се члне брате. То бо не смiехомь осогласiте iно, якожде о меще нашiем. I Ерека отрщете одо земе нашiех, а трноуте до срящень, окудва преде.
Пришли варяги на Днепр, а тамошняя земля наша, а они-то и люди иные землю нашу под свои челны брать стали. На то не должны мы согласиться иначе, как с мечем нашим, и Эрека прогнать с земель наших и турнуть под зад, откуда он пришел.
Дощечка 24б
Се Бзе Русы не брящешуть жртвы людьскеа, нiжiе жiвотня, I се врязе i Еланште Бозм даяшуть жртве iню i страшноу, чоловiещноу.
Боги Русские не берут жертвы человеческие, ни животные. А варяги и Эллины богам дают жертву иную и страшную, человеческую.
Дощечка 29
Се бо Асклд iде со врязе све до ны. I се Асклд iе врг нашо. Се рце намо, яко вде о захць нашiе, i лже, якожде iесе врг досете, яко Грьек. I се Асклд iесе вряг оруждень про гостiе i Еланстiе хрянете, iдежде iдящi суте до Непря рiеце. I се Асклд прiдще до ны со Кнудiем о два сет лiяты по Алдорiеху i хощешеть првете ны. I се Дiрос Еланесть орце смiере осьва. I се нас тлесе преждiе ове. I се Асклд овраждете Дiроса, i iесе онь iедень на мiсто то. I такожде е врг нашь. I не хощаехомь iе, якожде врга.
Старе рещене повядоуть ны, якожде прiдьша на Русiе iнь Асклд, i яко бендьще трiе Асклдi врзi. I тые врязi себе жрiяхоуть, i не соуте нашiе, нiжде цiзы кнзiе, яковы не соуте кнзе, тжде вое простiе, i сылоу похыце владстве об овыа.
I се Ерек iдье. I се не даiяхомьсе до Ереку, яко сьме не дахомь i прежды iнiем.
Аскольд идет с варягами своими. Говорит, что пришел по желанию нашему, а лжет. Потому как враг он и грек. Вооруженный для того, чтобы купцов греческих охранять там, где они ходят до Днепра. Пришел Аскольд с Кнудом через 200 лет после Алдореха и хочет править. Грек Дирос (Дир?) говорил «смирный» о себе, а как давил нас. Аскольд одолел Дироса и теперь один он на место то. А ведь он – враг, не хотим его.
Старые сказания говорят, что приходил на Русь другой Аскольд и что будут три Аскольда-варяга. Те варяги не наши, а чужих князей, которые даже не князи, а простые воины и силой захватили власть.
И вот Эрек идет. Не поддадимся Эреку, как не поддались другим прежде.
1. Судя по тексту, нельзя сказать ни в коем случае о том, что варягов призвали русы. Отношение к варягам было отнюдь не дружественное и раболепное. Скорее, наоборот. Варяги – враги, захватившие землю русскую на поругание и погибель.
3. Ни Аскольд, ни Рюрик не были знатного рода. Простые воины, к которым у русов и отношение было соответственное.
5. Варяг повсюду в тексте переводчика пишется с маленькой буквы, в то время как остальные племена и народы – с большой. Это может означать одно: варяг – не племя или народ, варяг – человек без племени, по сути, разбойник, бандит, грабитель, вор, наемный убийца. Варяги захватили и перекрыли жизненную артерию Руси – торговые пути: грабили купеческие ладьи, следовавшие торговым путем по Днепру (Аскольд), ходили грабить торговые караваны в степь (Рюрик), нанимались охраной к купцам с тем, чтобы после их ограбить (Рюрик). Совсем как Стенька Разин. Только Стеньку почему-то никто на княжение не пригласил.
6. Варяги и раньше нападали на другие города и разграбляли их. Набрав в результате грабежей большую силу, варяги осмелились и напали на Русь и захватили власть. Ни Степан Разин, ни Емельян Пугачев такое совершить не сумели. А историю своего восхождения на престол варяги попросту переписали.
Возникает вопрос: почему так легко взошел на престол Аскольд? Почему не сопротивлялись русы? Правивший в то время Киевом грек Дир изрядно «давил» русов. Не потому ли горожане были рады избавиться от него и не сопротивлялись варягам? Не исключено, что у них даже был сговор с варягами об устранении Дира, на основании которого те потом утверждали, что их де «пригласили» на княжение. Не повезло руссам. Из огня да в полымя угодили. Из варяг в греки – из одной беды да в другую. Так обычно бывает и в наши дни, когда распри появляются. Как в сказке «Два жадных медвежонка».
7. «Антинорманисты» предлагают свою теорию, согласно которой новгородцы призвали на княжение внука старейшины Гостомысла, чья дочь Умила была замужем за князем Годославой из могучего славянского племени ободритов, живших на острове Руян (Руген). Ободриты были пиратами. Грабили города на побережьях Балтийского моря, держали в страхе весь север Европы. Может, потому их и прозвали ворюгами (варягами). К тому же призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит, представляется маловероятным.
8. Варягов призвали новгородцы в 862 году. В Киеве они появляются в 864. Почему рядовой Новгород, а не стольный град Киев распоряжается землей русской?
Но стремление к свободе, комфортной среде обитания, свободному волеизъявлению своих желаний и потребностей остается присуще любому индивиду, будь то вожак, облезлый баран в стаде или бомж. Таковы инстинкты природы.
Потому желание русов, бывших свободными и управлявшими через народное вече страной более полторы тысячи лет, внезапно, без каких-либо катаклизмов и реальной угрозы извне отказаться от свой свободы и отдать себя под власть каких-то пришлых врагов-варягов, к тому же чужой языческой веры, представляется весьма сомнительным. Такое действия больше присущи христианам, добровольно отдающим себя в рабство своему богу, и завоевателям, желающим удержать в повиновении захваченное стадо-страну и для этого легитимизирующих свое присутствие. Потому очень сомнительно «добровольное» призвание варягов.
1. Ни «антинорманская», ни тем более «норманская» теории не имеют под собой достаточного основания для признания их верной.
2. История о призвании варягов на Русь полностью вымышлена немецкими историками с целью уничтожения подлинной великой истории Руси и низведения русов до уровня тупых варваров, не имевших до Рюрика ни государственности, ни народности.
3. Варяги, являвшиеся обычными разбойниками, попросту напали на Русь и захватили власть. А для легитимности своего правления переписали историю. Хотя для русского народа остались все равно ворогами, силой захватившими власть, хищниками, иноверцами, волчьими сынами. Напрашивается правомерность толкования изречения «из варяг в греки». А не имеет ли оно иное значение — «из огня да в полымя»? То есть из одной беды в другую, от одного врага к другому. Ведь с греками русы в то время воевали.
4. Призвание язычников-варягов сыграло роковую роль в истории Руси и послужило началом уничтожения русской культуры, истории, веры и навязыванием чуждой христианской религии.
Княжение Рюрика
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ
БРАТЬЯ-СЛОВА
Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший шведский, принял упоминание в устной саге традиционного окружения конунга за имена его братьев.
«СЕВЕРНЫЙ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЭПИЗОД»
После исследований Шахматова в области истории русского летописания ученые стали значительно осторожнее относиться к летописным известиям о происшествиях IX века. Не обошлось, впрочем, и без крайностей. В. А. Пархоменко, например, призывал «совершенно скептически» отнестись «к летописному повествованию о призвании на княжение Рюрика» и не придавать этому «северному легендарному эпизоду» серьезного научного значения.
«РЕПОРТ» ЛОМОНОСОВА
(на диссертацию академика Миллера о происхождении российского народа)
Варягов не почитает господин Миллер за народ славенский, однако, что они происходили от роксолян, народа славенского, и прошли с готфами, славянами ж, от Черного моря к берегам Балтийским, что говорили языком славенским, несколько от соединения со старыми германцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственник князям славенским6 и для того в Россию призван на владение, сие все из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.
Имя российское почитает господин Миллер за новое, которое началось при Рурике, а сие из того заключает, что об нем иностранные не знали; но как из того заключить, что варяги сами себя русью не называли? Германцы дивно себя называют дейчен, хотя их ни русские, ни французы тем именем и поныне не пишут; так и варяги, происходя от роксолян, всегда себя русью называли, хотя другие народы их инако именовали, и самые слова Несторовы показывают, что варяги назывались русью, а по ним и новогородские славяне и прочие назвались русью. Но едва можно чуднее что представить, как то, что господин Миллер думает, якобы чухонцы варягам и славянам имя дали.
ЦАРЬ ЕДЕТ! ПРАЗДНОВАНИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ В НОВГОРОДЕ
Всеобщий восторг, вылившийся в громогласное «ура», подхваченное народом, «покрывавшим оба берега Волхова, стены Кремля и Софийскую звонницу», стал откликом на прозвучавшее: «Царь едет!»
С НАЗВАНЬЕМ КРАТКИМ «РУСЬ»
1150 лет назад в 862 году по древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет» Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был призван править на севере русской земли. Рюрика пригласили несколько «земель» (племён) славянского и финно-угорского происхождения, и он стал основателем династии, которая непрерывно правила Русью вплоть до конца 16 столетия. Последними её представителями на престоле Руси были Фёдор Иванович и Василий Шуйский.
К сожалению, мы очень мало знаем о внутренних причинах этого важного события. Но всё же можно высказать вполне логичное мнение, что призвание Рюрика было вызвано не только внутренней предпосылкой – остановить междоусобицу племён, но и геополитической. Управлявшие северными русскими землями старейшины (среди них был и Гостомысл, которого некоторые историки считают представителем древней княжеской династии, идущей от мифических князей Словена и Руса – сыновей Скифа) и, видимо, жреческие круги приняли решение преобразовать союз автономных земель в централизованное государство. Причина этого судьбоносного решения ясна – Руси угрожала страшная участь, гибель под натиском внешних врагов. Историкам известно, что т. н. «Новгородская Русь» имела теснейшие связи с землями славян в Центральной Европе. Этот факт подтверждают антропологические данные, однотипность археологических культур, торговые и культурные связи Новгорода с будущей Северной Германией. И управленческая, жреческая элита Руси знала о натиске «крестоносцев» на земли славян в Европе. Славяне Центральной Европы проигрывали эту битву, Рим и его «инструменты» умело использовали стратегию «разделяй и властвуй», сталкивая воинственные славянские союзы между собой, уничтожая и порабощая земли по очереди, одну за другой. Западные славянорусские племена не смогли создать единой державы и отразить натиск врага. Итог был страшен, после многовековой кровавой битвы славянская цивилизация Центральной Европы фактически была уничтожена.
Кроме того, учитывался и тот факт, что на юге Русь подверглась экспансии Хазарского каганата («змея» русских былин), который подчинил себе ряд славянских земель. Это было страшное, паразитическое образование, продававшее славян десятками тысяч на рабские рынки Востока и постоянно расширявшее свою сферу влияния. На юге Русской земле угрожала также Византийская империя (она уничтожит славян на юге Балканского полуострова и подчинит себе Болгарию) и экспансия арабов, ислама.
Естественно, что на роль фигуры, которая должна была начать масштабное строительство Русской державы, могли пригласить только человека, который отвечал определённым критериям. Во-первых, он должен быть «своим» для славян севера. Не зря летопись прямо говорит, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни англом, ни шведом, ни готландцем. А варяги его рода говорили на языке славянском. Иоакимовская летопись, сохранившаяся в передаче В. Н. Татищева, утверждает, что Рюрик был сыном Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Чужаку нельзя было поручать Дело столь глобальной значимости.
Что мы знаем о Рюрике
Сторонники норманнской версии призвания варягов на Русь, считают, что Рюрик был Рёриком (Рориком) Ютландским. Это был датский конунг, который служил франкской династии Каролингов. Он упоминается во франкских хрониках как правитель Дорестада и ряда фризских земель в 841 — 873 годах. Впервые эта версия была выдвинута священником Х. Холлманом, издавшим в 1816 году в Бремене труд «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт». О Рёрике известно немногое. Считается, что он был из рода Скьёльдунгов (легендарная королевская династия данов), которые правили в Хедебю. Его дядей (или братом) был ютландский правитель Харальд Клак. В молодости их обоих изгнали из Ютландии, и они служили Лотарю, участвуя в междоусобной борьбе потомков Карла Великого. Лотарь их вознаградил уделами во фризской земле. Но счастье не долго сопутствовало братьям – в 843 году Фрисланд по Верденскому соглашению был включён в состав империи. Норманские наёмники стали не нужны Лотарю. Рёрика и Харальда по обвинению в измене арестовали и бросили в тюрьму. Харальд скончался в тюрьме (по другой версии был убит в более позднее время), Рёрик смог сбежать и стал бездомным искателем приключений. Он был участником набегов норманнов на Англию и побережье державы франков. Рёрик получил довольно широкую известность в пиратских кругах – в 845 году сделал рейд вверх по реке Эльбе и атаковал Северную Францию. В 850 году под его началом был флот в 350 кораблей, с которым он нападал на берега Англии. Его прозвали «язвой христианства». В этом же году Рёрик отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. Лотарь даже был вынужден пойти на мир с Рёриком, с условием, что конунг будет защищать его северные земли от набегов данов, чем он довольно успешно и занимался.
Есть и другие серьёзные нестыковки. Рёрик является даном (предки современных датчан), который не мог говорить на одном языке со славянами. У конунга данов был только один брат, причём старший (или дядя). У Рюрика было два брата, и он был старшим. Нельзя сбрасывать со счетов и то соображение, что северные славяне и финно-угры хотели найти князя, который бы «владел нами и рядил ны по праву». Это очень важно, изгой, наёмный воин Рёрик не имел никаких прав на Северную Русь.
Ещё одна группа исследователей выдвигает мнение, что его вообще не было. Мол, раз не можем доказать, что Рюрик скандинав, так заявим, что это вообще миф, легенда. К примеру, Д. С. Лихачёв предположил, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу монаха-летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева. Но если следовать по пути таких исследователей, то на месте истории вообще камня на камне не останется. Можно значительное число летописных сообщений времён раннего средневековья объявить мифом, не говоря уж об истории античности, Древнего мира.
Имя Рюрика явно славянского происхождения. Так называли на славянских языках сокола: польск. «raróg», чешск. «rarašek», словацк. «raroh», укр. «раріг». Подобные имена встречались в Польше, Чехии, Словакии, в землях союза племён ободритов. Интересен и тот факт, что средневековый союз славянских племен ободритов-бодричей, который проживал по нижнему течению реки Лабы-Эльбы, также называли рарогами или реригами. Именем сокола (сокол в представлении славянорусов был животным-символом общеславянского бога, создателя всего живого и сущего – Рода) был назван и центр ободритов – город Рерик. Соколиная символика вообще характерна для славян, так называли города, замки, речки. Былины называют славных витязей и князей соколами. Герб Рюриковичей и современной Украины, которая «приватизировала» общую историю, изображает охотящегося сокола. Соколиной символикой наполнено «Слово о полку Игореве». Игорь идёт походом по степи в Тмутаракань: «Уже далече залетел сокол…». Бояре говорят Святославу Киевскому о двух братьях Игоре и Всеволоде: «два сокола слетеста с отня злата стола поискати града Тьмутораканя». Игорь из половецкого плена «соколомъ полете». Половецкие ханы, преследуя князя, говорят о нём как о «соколе», а о его сыне как о «сокольце». Таким образом, понятно, что соколом называют князя, потомка Сокола-Рюрика.
Поэтому, вполне логичной выглядит западнославянская гипотеза о том, что Рюрик и его братья были выходцами из среды западнославянских племён – вагров или руян, которые входили в союз ободритов (рарогов). Об этом писал ещё М. В. Ломоносов. Подтверждают эту версию общность языка варягов-руси с ильменскими славянами, культурные, археологические, антропологические связи ободритов с «новгородцами». К тому же родовые предания и родословные немецкой аристократии сохранили сведения о том, что сыновья Годлиба-Годлава (представителя княжеской династии ободритов), Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород. Правда, датировка событий не совпадает, но историкам известно, что датировка древнерусских летописей примерно до середины 10 столетия приблизительна. Сохранилось и народное предание о Рюрике и его двух братьях, которое было опубликовано в 30-х годах 19 столетия французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Французский писатель записал предание в Северной Германии у мекленбургских крестьян, которые жили на бывших землях славян-бодричей, к тому времени уже почти полностью онемеченных. По преданию, в 8 столетии в земле ободритов-рериков правил князь Годлав. У него было три сына: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный, Трувар Верный. Братья отправились в поисках славы на Восток, где отличились во многих битвах. В Руссии они свергли «тиранию» и восстановили мир и порядок в стране. Когда они решили вернуться домой, благодарный народ уговорил их остаться и править ими. Рюрик получил в управление Новгородскую землю (Nowoghorod), Сивар — Псковскую землю (Pleskow), Трувар — Белозерскую (Bile-Jezoro). После смерти Сивара и Трувара их земли вошли в состав единой державы, и Рюрик стал основателем княжеской династии.
Надо упомянуть и о матери Сокола-Рюрика. Согласно данным Иоакимовской летописи, матерью князя была дочь новгородского старейшины-князя Гостомысла – Умила. По новгородскому преданию Гостомыслу приснилось, что из чрева его дочери выросла большая яблоня, осенившая ветвями все славянские земли, и люди отовсюду приходили укрыться в её тени, вкусить сладких плодов. Волхвы-ведуны предрекли, что потомки дочери Гостомысла будут владеть севером Руси и многими другими землями, став основателями могучей державы. Тут мы видим, что в «призвании» князей-соколов приняло участие и русское жречество.
История государства России. Рюрик
Незаконченная режиссерская версия Иллюстрированной Истории Российского государства. Фильм никогда не выйдет на экраны. Сохранены несколько режиссерских серий.
Легенда о призвании князей варягов.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ,
Легенда о призвании князей варягов.
По работам Д.И. Иловайского и Г.В.Вернадского, а так же и других историков 19-21 веков.
Тематическая компоновка интернет-версий авторских работ А.Роман
В целой исторической литературе наверно ни одной легенде не посчастливилось как той, которую я привёл выше. В течение нескольких столетий ей верили и повторяли её на тысячу ладов. Целый ряд почтенных тружеников науки потратил много учёности и таланту на то, чтобы объяснить, обставить эту легенду и утвердить её на исторических основаниях; напомню уважаемые имена Байера, Струбе, Миллера, Тунмана, Стриттера, Шлецера, Лерберга, Круга, Френа, Буткова, Погодина и Куника. Напрасно являлись им некоторые противники и с большим или меньшим остроумием возражали на их положения; это: Ломоносов, Татищев, Эверс, Нейман, Венелин, Каченовский, Морошкин, Савельев, Надеждин, Максимович и др.
В области русской историографии поле оставалось доселе за системой скандинавоманов; назову труды Карамзина, Полевого, Устрялова, Германа, Соловьёва. Не говорю о трудах более дробных, трактующих о норманнском периоде и о скандинавском влиянии на русскую жизнь.
Противники норманистов по большей части верили в призвание или вообще в пришествие князей, сводили вопрос к тому, откуда пришли эти князья, и по этому поводу строили системы ещё менее вероятные, чем скандинавская.
Легенда о призвании князей:
К середине девятого века Украина – как правобережная, так и левобережная –
контролировалась хазарами
Дань славян хазарам, миниатюра в Радзивиловской летописи, XV век
и мадьярами.
В то же время варяги усиливали свое давление на Северную Русь. Таким образом вся территория между Балтийским и Черным
Варяжский отряд в Византии. Рисунок-реконструкция конца XIX века.
морями была разделена на две сферы влияния: хазарско-мадьярскую на юге и варяжскую на севере. Эта ситуация точно описана в «Повести временных лет»под датой 6367 от сотворения мира (859 г. н.э.) следующими словами: «Варяги из-за моря наложили дань на чудь, славен, мерю, весь и кривичей; а хазары наложили дань на полян, северян, и вятичей».
Комментируя дату этого утверждения, мы должны сказать, что в оригинальной версии первой летописи для раннего периода никаких дат не указывалось; такие даты, которые мы обнаруживаем в «Повести временных лет», являются результатом додумывания ее составителя и не всегда соответствуют повествованию. Во всяком случае, мы можем допустить, что к середине девятого века словене признали господство варягов. Мало что известно о деятельности последних в Северной Руси до прихода Рюрика. Вообще говоря, политика варягов на севере должна была быть связана с положением в Русском каганате на юге. Известия о хазарском давлении на Русский каганат, должно быть, были доставлены в Северную Русь, в первую очередь, теми русскими посланниками, которым византийское правительство воспрепятствовало вернуться в каганат в 839 г., и вместо того направило в Германию, откуда, со временем отпущенные императором Людовиком, они направились в Швецию,
а затем, вероятно, в Старую Русу
1278, хотя это предположение, с нашей точки зрения, неприемлемо. Разрыв в отношениях с Югом, явившийся результатом наступления хазар, должно быть, болезненно отозвался на экономической жизни новгородского региона. Мы можем вспомнить, что даже в более поздние времена, в киевский период, население Новгорода зависело от поставок зерна из района Оки. А ильменская «русская компания» шведских купцов и их посредников, должно быть, терпела серьезные убытки из-за разрыва связей с Русским каганатом. Новые отряды варягов, которые продолжали прибывать из Скандинавии и останавливались в Северной Руси на пути в Приазовье, не имея возможности двигаться на юг, начали грабить коренное население Северной Руси. Есть упоминание об одном из таких эпизодов в житии Св. Анскария, согласно которому в 852 г. какие-то датчане переплыли Балтийское море и захватили город в стране славян (in jinibus Slavorurn). Этот город может быть отождествлен с Новгородом. Получив большой выкуп, датчане возвратились домой. Возможно, тот же самый эпизод был записан в русской «Повести временных лет» под датой 862 г.«И они (словене) изгнали варягов за море, и не дали им дани и начали править сами». Согласно так называемой Иоакимовой летописи, утраченной,
выдержками из которой однако пользовался В.Н. Татищев, имя словенского князя,изгнавшего варягов, было Гостомысл
Судя по резюме Татищева к рассказу Иоакима о Гостомысле, рассказ этот имеет характер легенды.
Гостомысл
Хотя датчане были изгнаны, положение в новгородских землях не улучшилось, поскольку путь на юг не был расчищен. Поэтому продолжался кризис, «и не было справедливости в управлении, и род восставал на род, и началась междуусобица»
1283. Чтобы облегчить положение и открыть путь на юг, необходима была война против хазар, но такое предприятие требовало войск, которых явно было недостаточно в районе Ильменя. Это, вероятнее всего, стало основной причиной«призвания варягов»
Призвание варягов. Ф. А. Бруни, 1839
«И вот пришли три брата
Варяги средних лет,
Порядка ж вовсе нет.»
А. К. Толстой.
В начальной части «Повести временных лет» помещено «Сказание о призвании варягов». Оно лаконично, но по своему историческому значению относится к документам первостепенной важности. Речь в нем идет о событиях, приведших к созданию крупнейшей в тогдашней средневековой Европе империи Рюриковичей.
«Сказание о призвании варягов» породило громадную литературу. Уже 250 лет ученые спорят об этом произведении, насколько оно легендарно и насколько достоверно. Высказываются самые противоположные точки зрения.
Ряд ученых отрицал или сомневался в исторической основе «Сказания», ибо оно, по их мнению, состоит из позднейших домыслов, является тенденциозной искусственной конструкцией сводчиков рубежа XI и XII вв., и лишь его ничтожная часть сохранила местные предания.
Давайте теперь проанализируем знаменитый рассказ, как он записан в «Повести временных лет». Он ведется по-разному в Ипатьевском и Лаврентьевском списках. Согласно Ипатьевскому списку, «ркоша русь, чудь, словене, кривичи и вся: земля наша велика и обидна, а наряда в ней нет: да пойдете княжить и володеть нами». Несомненно, под названием «русь» здесь подразумеваются члены шведской колонии в Старой Русе, главным образом, купцы, ведущие торговлю с Русским каганатом в Приазовье. Их целью в «призвании варягов»было, в первую очередь, вновь открыть торговый путь на юг с помощью новых отрядов скандинавов. С течением времени смысл первоначального рассказа был забыт, и в позднем варианте, сохранившемся в Лаврентьевском списке, русь больше не упоминается среди ильменских племен, призвавших скандинавов на помощь, а наоборот, согласно некоторым изводам Лаврентьевского списка, именно русь призвали эти племена, чтобы править ими: «реша руси чудь, словене, кривичи и весь и т. д.». Вдобавок к этому рассказу «Повесть временных лет» содержит перечень скандинавских («варяжских») племен, включая и русь, как одно из них; этот перечень есть как в Ипатьевском, так и в Лаврентьевском списках: «И пошли они за море к варяжской руси, это варяжское племя называлось русь, так как каждое варяжское племя имело свое название, как то: шведы, норвежцы, и готы» (сице бо звахуть ты варяги русь, яко се друзии зовутся свей, друзие же урмане, англяне, инеи и готе, тако и си)
Королевство Фризия в 716 году
Полуостров Вагрия на карте
О средневековой стране Вагрии обычные люди практически ничего не знают. Даже сведения из «Славянской энциклопедии» не слишком велики: «ВАГРИЯ – историческое название области, расположенной между Балтийским морем и реками Травой и Свентиной и островом Фемарн. Вагрия была населена славянским племенем вагров, а с Х века подверглась опустошительным набегам немецких феодалов и была захвачена ими в 1139 году» (ГЛА, с. 80). Почему-то Вагрию никто из исследователей не связывает с варягами, хотя, казалось бы, фонетическая близость слов ВАГРИЯ и ВАРЯНИЯ налицо.
Варяги. О варягах в той же энциклопедии написано существенно больше: «ВАРЯГИ – 1) дружины норманнов, совершавшие в IX-X веках грабительские походы в Западную Европу в поисках славы и добычи; 2) наемники-скандинавы (шведы, норвежцы, датчане), служившие в IX-XI веках русским князьям или греческим императорам в роли воинов в дружинах и выполнявшие иногда различные их поручения в качестве «слов» (послов) и «гостей» (купцов). От русских и греков это слово перешло в арабский язык (варанг) и латынь. Происхождение слова «варяг» до сих пор окончательно не установлено. Обычно его связывают со скандинавским словом «var», употреблявшемся во множественном числе со значением «клятвы». Такое значение подходит к отношениям дружинника к вождю или к князю и к взаимным обязательствам, соединяющим членов военно-торговых дружинных объединений.
В древнерусском словоупотреблении термин «варяг» имел несколько значений. В ряде диалектов русского языка термин «варяг» встречался в обозначении мелкого торговца-разносчика (отсюда глагол «варяжить», то есть, заниматься мелкой торговлей в разнос). Это значение термина «варяг» восходит к очень отдаленному времени, когда на Руси торговали с «варяжскими» (скандинавскими) купцами. Отсюда произошло название важнейшего торгового пути Руси из варяг в греки» (ГЛА, с. 82-83).
Приведенный отрывок требует уточнения. Современные скандинавы – это действительно, датчане, норвежцы, шведы. Однако до германского завоевания это были славянские земли. Поэтому термин «варяг» мог обозначать просто славян Вагрии, тем более что термин «вагр» мне на картах не встретился. Однако для подтверждения или опровержения этого необходимо рассмотреть карту Вагрии, что я и делаю, рис. 1 (МЕР, с. 64, рис. 3). Обратим внимание, что все названия городов тут – славянские: Росток, Рёрик (Сокол), Руссов, Раков, Мекленбург (Микулин Бор), Варин, Сатов (Садов), Радегаст (Родов Дух), Байдов (этимология неясна), Рубов (Рубцов), Лисов, Шверин (Зверин), Кобров (Ковров), Вицин (Высин), Розенов (Розанов), Гюстров (Костров), Грабов, Белов, Краков. Только два города носят не славянские имена: Висмар (хотя и тут можно предположить название Взморье) и Верле (а тут можно предположить название Верный). Заметим также, что Польша или Полония представляет собой глубокий тыл Вагрии.
Историческая карта Вагрии (ок. 1682—1688)
КТО ОНИ, НОРМАНЫ ИЛИ СЛАВЯНЕ?
Заморские гости (варяги). Художник Николай Рерих, 1901
Когда читаешь сообщение ПВЛ о призвании на Русь варягов, создавших первое русское государство, то при этом в сознании здравомыслящего человека невольно возникает сомнение в правдивости сообщения. Сомнение не в том, что действительно ли были призваны Варяги на Русь, а в том, что именно ими создано Русское государство. Из текста ПВЛ скорее следует, что варяжский князь Рюрик получил власть над Русью в порядке права престолонаследования и стал властвовать в уже существующем государстве, а не создавал его сам. И в ПВЛ находим неоднократное этому подтверждение
Так, согласно ПВЛ Лаврентьевской редакции, события в княженье словен перед призванием варяжских братьев разворачивались так:
«Изгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, [и] быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву.» — отсюда следует то, что варягов сначала изгнали из земли Новгородской и было это не позже последней четверти 8 века по р.х.. К чему привело изгнание варягов, видим из этого же отрывка – началась анархия и усобицы. Вождям словен стала ясна необходимость возвращения к сильной централизованной власти..
Никоновская летопись дополняет эту картину:
1. в Восточной Европе
а)по соседству с хазарами
б)по соседству с Чудью
2. в Северо-Западной Европе на полуострове Вагрия
3. в Центральной Европе: на Дунае;
4. Холмщина, Закарпатье;
Почему выбор пал на кандидата из варягов, разъясняет Воскресенская летопись, где читаем:
«И в то время в Новегороде некой бе старейшина, именем Гостомысль, скончиваеть житие, и созва владалца сущая с ним Новаграда и рече: «Совет даю вам, да послете в Прускую землю мудрые мужи и призовёте князя от тамо сущих родов».
Каким образом «тамо сущие роды» были связаны с княженьем словен, мы узнаём из Иоакимовской летописи, в которой рассказывается о том, что
…«Гостомысл бе муж елико храбр… имел четыре сына и три дочере. Сынове его ово на войнах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дочери выданы быша суседним князем в жены»
Вещуны предсказали, что
«имать наследовати от своих ему… Единою спясчу ему о полудни виде сон, якоиз чрева средние дсчере его Умилы произрасте древо велико плодовито и покры весь град Великий… Востав же от сна, призва весчуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: «Oт сынов ея имать наследити ему»…
ПВЛ опускает детали обсуждения, приводя только его конечный результат:
«…идаша за море к варягам к руси… реша русь, чудь [и] словени и кривичи вся земля наша велика и обильна, а наряда в неи нет, да поидете княжитъ и володети нами. И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий,Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля. По дъвою же лѣту умре Синеусъ и братъ его Труворъ. И прия Рюрикъ власть всю одинъ. »
«…И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе….» … «…И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля…» Из других исторических источников, значительно старее ПВЛ, мы знаем, …, что «…слово Русь, для иноземцев, казалось неопределенным; ибо в Славянском миpе оно означало и царство и царскую дружину, было и частным и общим прозвищем войсковаго сословия. Не проникая в смысл, не зная подразделений и не понимая различнаго произношения по наречиям, чуждое Русскому миру понятие терялось в этом названии, …»
Таким образом простому русскому человеку был всегда ясен смысл изложенного в ПВЛ:
– братья повели с собой всю свою родню и всю дружину, по опыту предков зная, что берясь за власть в Новгороде, без неё там не обойтись. А земля Новгородская и без варягов прозывалась Русью испокон веков, как и все Славянские Земли.
В 18-19 веках историками много уделялось внимания принадлежности Варягов к Нормндским племенам или же к славянам? В настоящее время историки и русские и европейские имеют несравненно больший объём первоисточников информации о варягах. чем это было в 18 и 19 веках. И кажется очень странным то, что до сих пор этот вопрос историками не закрыт. Ведь уже в 6 веке н.э. Иорнанду было известно, что варяги это славяне-венеды, т.е. русы вандалы. Именно об этом и говорит в своих записках историк 16 века Сигизмунд Герберштейн. Но его свидетельств и свидетельств Иорнанда, а так же информации из Vilkina Saga оказалось мало для того, чтобы Миллеры и Шлётцеры не создали Нормандскую теорию.
В «Записках о Московии» Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1517 и 1526 гг., одним из первых рассказал европейскому читателю о русской державе, о её быте и истории. Герберштейн коснулся также вопроса о происхождении русского правящего дома и высшей знати, которые принадлежали к династии Рюриковичей.
«Если принять во внимание, – писал он, – что они (т.е. московиты) сами именуют Варяжским море Балтийское и то, которое отделяет от Швеции Пруссию и Ливонию, а затем и часть их собственных владений, то я лично полагал, что князья их были, по соседству, или шведы, или датчане, или пруссы. Далее, по-видимому, славнейший некогда город и область вандалов, Вагрия, была погранична с Любеком и Голштинским герцогством, и то море, которое называется Балтийским, получило, по мнению некоторых, название от этой Вагрии, и при том само оно и тот залив, который отделяет Германию от Дании, равно как Пруссию, Ливонию и, наконец, приморскую часть Московского государства от Швеции, и доселе ещё удерживает у русских своё название, именуясь Варецкое море, т.е. Варяжское море. Сверх того,вандалы в то же время были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию. На основании этого мне представляется, что русские вызвали своих князей скорее отвагрийцев, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Здесь мы видим, что Герберштейн относит варягов к вандалам, а
Прибытие Рюрика с братьями в Новгород.
Но есть ли весомые основания считать сообщение ПВЛ о призвании варягов правдивым в том смысле что призваны они были как создатели государства Русского и защитники его народа?
На этот вопрос отвечали уже многие историки антинорманисты и историки сторонники норманской теории. но и те и другие свои доводы строят скорее на догадках и на интерпретации сведений из ПВЛ.
Кто такие русы в древней Скандинавии?
видно из Нестора при его исчислении Славянских народов Руси: ‘и суть грады их и до сего дни,и зовяхусь
Скифь Великая,
а от Гот, прибавим, Svythiod hin mikla, т. е. Suava, Suevia, Suavonia, или Russia: magna.
«. Когда Готы переселились из Дации на Балтийское море, северными странами владели Руссы ([219]). По народным преданиям, древняя Русьеобнимала первоначально всю Скандинавию, все острова Балтийскаго моря, полуостров Сербский (Chersonesus Cimbrica), и Вендскую землю (Vinland, Vandalorum terra) между Эльбой и Вислой ([221]). В то же время известна уже была и Русь Холмоградскаяо, в последствии Белаяи Русь Кыянская или Kиевская,сраспространявшаяся на всю Волынь и Украину до Дона и далее. «
1287. Это утверждение следует считать поздней интерполяцией, которуюможно отнести ко времени составления «Повести временных лет», то есть к началу двенадцатого века. Это чрезвычайно интересно как попытка вывести происхождение названия «русь» не с юга, а с севера, так что составителя «Повести временных лет» резонно назвать первоисточником школы «норманистов». Не известно ни одного скандинавского племени, называвшегося «русь». Но совершенно ясно из рассказанного в «Повести временных лет», что именно такое племя имелось в виду под этим названием.Давайте, действительно, рассмотрим перечень варяжских народов, как он дан выше. Кроме русов, упомянуты следующие народы: шведы (свей), норвежцы (урмане), англы (англяне) и готы – жители Готланда (готе). Заметим, что здесь нет упоминания о датчанах. В то же время русь «Повести временных лет» следует идентифицировать с датчанами, что является еще одной причиной для различения старых русов с Юга и новых русов с Севера; а мы знаем, что русы Русского каганата были шведами«. Предводитель русов, который, согласно «Повести временных лет», принял приглашение прийти и править ильменскими племенами, звался Рюриком. Его действительно можно считать одним из датских феодалов и идентифицировать с
Рюриком из Ютландии, упоминающимся в западных летописях. Отождествление Рюрика Новгородского и Рюрика Ютландского впервые было предложено Фридрихом Крузе в 1836 г., но не получило широкого распространения. В 1929 г. Н.Т. Беляев снова подошел к рассмотрению этой проблемы и с помощью некоторых новых материалов и новых доводов полностью подтвердил теорию Крузе. Эта идентификация, конечно, имеет веские основания. Теперь нам нужно сделать:
Краткий очерк жизни Рюрика.
Его отец, из клана Скьелдунгов, был изгнан из Ютландии и принялвассальную зависимость от Карла Великого, от которого получил около 782 г. Фрисланд в ленное владение. Рюрик родился около 800 г. Его детство прошло в беспокойном окружении, поскольку отец, а после его смерти – старший брат, постоянно вели войну с правителями, захватившими власть в Ютландии. В 826 г. или около того старший брат Рюрика Харальд, которому удалось захватить часть Ютландии (но
Карта
позднее он был изгнан оттуда), принял покровительство Людовика Благочестивого
и был окрещен в Ингельхейме, возле Майнца. Поскольку Харальд прибыл туда со всем своим семейством, мы можем
предположить, что Рюрик тоже был окрещен. Если это так, то он вряд ли всерьез воспринял свое обращение, потому что позднее вернулся к язычеству. После обращения Харальда император
даровал ему в ленное владение район Рустринген во Фрисланде.
Рюрик имел в нем свою долю, а после смерти брата стал владыкой всего лена. Еще при жизни Харальда оба брата яростно воевали, чтобы защитить свои земли от нападений со стороны короля Дании, а после смерти императора Людовика положение Рюрика стало довольно ненадежным. Согласно Верденскому договору (843 г.), Фрисланд был включен в долю империи, доставшуюся Лотарю,
Лотарь I
и получилось так, что Рюрик утратил свой лен. На протяжении следующих нескольких лет Рюрик вел жизнь искателя приключений, участвуя в набегах как на континент, так и на Англию. В хрониках тех лет он стал известен как jel Christianitatis, «язва христианства». В 845 г. его корабли поднялись вверх по Эльбе, и в том же году он совершил набег на Северную Францию. В 850 г. Рюрик спустил на воду флот в триста пятьдесят кораблей, с которым он грабил прибрежные районы Англии. В последующие годы он направил свое внимание на устье Рейна и Фрисланд. Лотарь был вынужден пойти на компромисс и возвратил Фрисланд Рюрику на том условии, что он будет защищать побережье империи от нападений других викингов. Поскольку Рюрик теперь не мог беспрепятственно грабить побережье Северного моря, он, вероятно, устремил свое внимание к Балтике, видимо хорошо проинформированный о набеге датчан на Новгород в 852 г. Интерес Рюрика к прибалтийским землям получил новый толчок, когда Лотарь вынудил его снова отдать Фрисланд, вместо которого ему был дарован другой лен в Ютландии (854 г.).
Став владыкой Южной Ютландии, Рюрик получил прямой доступ к
Балтийскому морю и оказался, таким образом, в лучшем, чем ранее, положении для того, чтобы принимать активное участие в балтийских делах. Составитель «Повести временных лет» относит прибытие Рюрика в Новгород к тому же году, когда датчане вынуждены были оставить город («862», то есть 852 г.). На самом деле, между этими двумя событиями, видимо, прошло два года, а то и больше, и во всяком случае,
экспедиция Рюрика в Новгород не могла быть предпринята
раньше его обоснования в Ютландии, то есть, не раньше 854 г. Наиболее вероятно, что она имела место в 855 или даже в 856 г. «Повесть временных лет» утверждает, что Рюрик прибыл на Русь с двумя братьями, Синеусом и Трувором. Этих имен нет в западных хрониках. Согласно Н.Т. Беляеву, имена Синеус и Трувор не следует интерпретировать как личные, а скорее, как эпитеты самого Рюрика. По-скандинавски Signjotr значит «победоносный», a Thruwar – «заслуживающий доверия». В средневековых сказаниях легенда о трех братьях, основывающих город или государство, была популярным мотивом, и поскольку существовал подобный рассказ о Киеве, летописец без колебаний приложил его и к новгородской земле. Теперь нам следует вернуться к анализу названия русь, источник которого в «Повести временных лет» связан с приходом Рюрика. Мы видели, что под русью составитель «Повести временных лет» подразумевал датчан. Как владыка Ютландии, Рюрик, конечно, мог считаться датчанином, и в его свите, должно быть, было много датчан. Но в Ютландии нет такого района, который был бы известен как Русь. Однако, поскольку Рюрик на протяжении какого-то времени был правителем Фрисланда, Беляевым была предпринята попытка интерпретировать название «Русь» как финское искажение названия «Фрис». Эта гипотеза едва ли правдоподобна, но Беляев указывает, хотя и вскользь, на другую возможность: происхождение названия «Русь» от Рустрингена, который был первоначальным леном Рюрика; название «Рустринген» было сокращено до «Русь». Название «Русь» в его первоначальном значении, относящемся к южным русам, было достаточно хорошо знакомо в Новгороде ко времени появления Рюрика, и теперь его стали, видимо, употреблять вместо длинного «Рустринген». Мы видели, что в «Повести временных лет» (Ипатьевский список) есть очевидное противоречие, касательно руси. Это та русь, которая склоняет другие племена к тому, чтобы пригласить варягов, и, с другой стороны, это – варяжское племя русь, которое отозвалось на призыв. Загадку можно разрешить, если допустить существование двух русей: старая шведская русь Русского каганата и новая фрисландская русь Рюрика.
Ответы на поставленные в этой части Г.В.Вернадским вопросы давно даны Древними историками Иорданом, Саксоном Грамматиком, Александром Фомичом Вельтманом и подтверждены работами нашего современника Олега Леонидовича Сокол-Кутыловского по расшифровке рунических надписей на памятных камнях Скандинавии – эти надписи сделаны на древнем славянском языке.
СКАНДИНАВЫ. ВЕЛИКАЯ (СЕВЕРСКАЯ) РУСЬ:
«. Аттила принадлежал к отрасли Велико-Русских князей. По Villc. S. отец его владел Фризией,коей жители были Vaeringar
(Фрязи, Варязи). Собственное имя Атилло (Attilla) относится к форме Влошской.Соответственныеему Литовския имена: Ягло, Ягелло, Свидригайло, Гедвилло, Вителло, Скиргелло.
Предание в Vilkina Saga, что Аттила наследовал Гуннское княжество по смерти князяMelias ([244]), имеет отношение к отчеству его Manzuchius. То и другое имя дошли до нас разумеется искаженными. «
«. В отношении пространства владычества Аттилы, верховный властитель Норики, Комит Ромул, бывший при нем послом Рима, говорил: ‘Никто из царствовавших до сих пор над Скифией и над иными странами, не совершал столько великих дел и в столь короткое время, как Аттила. Его влaдычество простирается на острова, находящаяся в Океане, и не одни Скифы платят ему дань, но и Рим.’
Аттила однакоже не ходил войной на Германию, не только за море, на острова Океана; какое же имел он право на это преобладание, кроме обычнаго ‘и быст Самодержец земли Русской’,простиравшейся на все пространство населения племен Славянских, на суше и на островах.
Ряд великих князей Русских Kиевских 3-го, 4.-го и 5-го века, следующий:
ВагриЯ – край варяжских «русиян»
ВАГРИЯ (Карта Вагрии)
Главные основания на которых держится Скандинавская система:
Попробую показать несостоятельность норманнской системы по всем вышеперечисленным пунктам.
Источник:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов