принятие крестоцеловальной записи при каком царе
Крестоцеловальная запись
Крестоцеловальная запись — документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста.
Древнейшая крестоцеловальная запись была дана князем Даниилом Холмским великому князю Ивану Васильевичу.
«Крестоцеловальная запись» Василия Шуйского 1606 года:
«Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Руси и слуга наша Ерёма, щедротами и человеколюбием славимаго Бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, его же дарова Бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии».
Включает пункты по охране короны и лояльности подданных и четко закрепляет гарантии охраны прав личности за трон. Законное судебное разбирательство гарантировало охрану всех сословий от произвола, запрещалось преследование родственников виновных, рассмотрение дел основывалось на конкретных уликах.
Крестоцеловальная запись
Из Википедии — свободной энциклопедии
Крестоцеловальная запись — документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста.
Древнейшая крестоцеловальная запись была дана князем Даниилом Холмским великому князю Ивану Васильевичу.
«Крестоцеловальная запись» Василия Шуйского 1606 года:
«Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Руси и слуга наша Ерёма, щедротами и человеколюбием славимаго Бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, его же дарова Бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Венскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии».
Включает пункты по охране короны и лояльности подданных и четко закрепляет гарантии охраны прав личности за трон. Законное судебное разбирательство гарантировало охрану всех сословий от произвола, запрещалось преследование родственников виновных, рассмотрение дел основывалось на конкретных уликах.
Дорога к Конституции: от крестоцелования до «развитого социализма»
Когда Конституция все же была принята, выяснилось, что это было сделано не совсем законно. Этот факт не только отражает тенденции того времени, но и позволяет сделать вывод, что в течение двух десятков лет российская политическая культура отказывала себе в развитии. Спустя несколько президентских сроков практически любые выборы все еще сопровождаются скандалами, связанными с массовыми фальсификациями.
Инициатором проведения референдума о принятии новой Конституции был президент России Борис Ельцин. Это обстоятельство прямо противоречило законодательству, согласно которому решение о проведении всенародного голосования мог принимать Съезд народных депутатов или Верховный Совет РФ. Впрочем, к тому времени Б.Ельцин уже распустил Верховный Совет, а выборы в Госдуму, которая его сменила, состоялись в один день с упомянутым референдумом.
Почтовая марка с купоном 1995г.
Тем не менее, 12 декабря 1993г. всенародное голосование по принятию проекта Конституции РФ состоялось. Из более 106 млн зарегистрированных в России избирателей проголосовали лишь 58 млн (явка составила 54,81%). Действительными были признаны голоса 56,3 млн участников референдума. Принятие проекта ельцинской Конституции поддержали 58,43% избирателей (32 млн 937 тыс. голосов), а 41,57% высказались против (23 млн 431 тыс. голосов).
Итоги голосования были поставлены критиками под сомнение не только из-за нелегитимности решения Б.Ельцина о его проведении. Согласно ст.35 закона «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990г., при проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции «решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, внесенных в списки для участия в референдуме».
В списках, как уже упоминалось, было более 106 млн человек. Получилось, что при явке 54,81% за принятие Конституции проголосовали лишь 31,02% от числа зарегистрированных избирателей. Именно поэтому, в соответствии с законодательством, проект Конституции не мог быть утвержден.
Как ни парадоксально, низкая явка позволила президенту и его сторонникам развернуть ситуацию в свою сторону. Те же набранные 32 млн голосов были выданы за положительный результат референдума (58,43%), а про необходимость одобрения Конституции половиной внесенных в списки граждан решено было забыть.
Конституция РФ вступила в силу в день ее опубликования в «Российской газете», 25 декабря 1993г.
В мае 1994г. были опубликованы выводы экспертной группы Александра Собянина при администрации президента, свидетельствующие о масштабных фальсификациях на всенародном голосовании. Согласно выводам комиссии, в голосовании принимали участие не более 46% от числа избирателей, занесенных в списки. После этой публикации ельцинская администрация прекратила сотрудничество с группой.
Впрочем, на принятую таким образом Конституцию все еще опирается политическая система современной России. Основной закон назвал государство демократическим и правовым, а человека с его правами и свободами признал высшей ценностью.
Красная копия Конституции, на которой приносили присягу президенты РФ
Последняя резонансная инициатива, связанная с внесением поправок в Конституцию, была связана с предложением депутата Елены Мизулиной обратить внимание на руководящую роль православия в РФ. По мнению парламентария, в преамбуле Основного закона страны необходимо прописать, что православие является «основой национальной и культурной самобытности России». Впрочем, предложение Е.Мизулиной не нашло поддержки у высшего руководства страны.
Крестоцелование, «кондиции» и Екатерина, которой «худо жить»
Кондиции Анны Иоанновны
Документ обязывал Анну Иоанновну поддерживать и распространять православную веру, а также запрещал ей выходить замуж, определять наследника и распускать Верховный тайный совет. Без согласия Совета императрица не могла объявлять войну, заключать мир и командовать армией, производить в чины выше полковника, отнимать у дворянства имения, жаловать вотчины и деревни, распоряжаться государственной казной и т.д.
Анна Иоанновна разрывает кондиции
Неудачей окончился и маневр графа Никиты Панина, который в 1762г. представил свой проект ограничения императорской власти Екатерине II. Этот дипломат и государственный деятель, наставник великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I), предложил расширить полномочия сената, а также учредить Императорский совет. Екатерина II даже подписала соответствующий манифест, однако из-за сомнений императрицы он не был обнародован и не вступил в силу.
Проекты декабристов и законодатель Сперанский
Программный документ Н.Муравьева считался более умеренным, однако в нем имелось не только положение о введении конституционной монархии, но и оговорка о полной ликвидации царской власти, изгнании императорской фамилии и установлении республиканской формы правления (если самодержец от «Конституции» откажется). Кроме того, «Конституция» предполагала смену формы государственного устройства и образование федерации из 13 держав и двух областей со столицей в Нижнем Новгороде.
«Конституция» Н.Муравьева должна была отменить в России крепостное право и иные формы рабства. Более того, раб, «прикоснувшийся земли Русской», должен был стать свободным человеком. При этом за помещиками сохранялись все их земельные владения. В собственность бывших крепостных планировалось передать лишь их дома с огородами, земледельческие орудия и скот.
Наконец, это первый документ, который мог обеспечить жителям России гражданские права в современном понимании термина. В «Конституции» декларировалось равенство всех граждан перед законом, свобода слова, печати и вероисповеданий, а также свобода собраний, занятий и передвижения.
«Русская правда» отличалась от «Конституции» тем, что ликвидация монархии, с точки зрения П.Пестеля, была необходимой мерой. В соответствии с документом, Россия должна была стать унитарной республикой, состоящей из 10 областей. Столицу также планировалось перенести в Нижний Новгород, который авторы предлагали переименовать во Владимир.
У России, как считали декабристы Южного общества, не должно было остаться единоличного правителя. Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Народное вече из 500 человек, а исполнительная власть осуществлялась Державной думой, в состав которой входили пять человек, избиравшихся сроком на пять лет. Думе подчинялись все министерства.
«Русской правдой» предусматривалось равенство всех граждан перед законом, избирательное право для всего мужского населения, достигшего 20-летнего возраста, а также обеспечение гражданских прав и свобод. Все проживающие в России народы и племена, согласно документу, назывались русским народом, а все сословия сливались в единое «гражданское сословие».
После разгрома декабристов и воцарения Николая I об отмене самодержавия в России не могло быть и речи. Тем не менее, империя достигла той стадии развития, при которой ей было необходимо полноценное законодательство. В 1832г. был составлен «Свод законов Российской империи», автором которого стал реформатор Михаил Сперанский. Первый том этого свода носил название «Основные государственные законы Российской империи» и, по сути, представлял собой прообраз Конституции с той лишь оговоркой, что большая часть документа была посвящена членам императорской фамилии и их правам.
Манифест 17 октября 1905г.
После свержения Николая II в ходе Февральской революции его брат, великий князь Михаил Александрович отказался принимать титул императора до тех пор, пока Всероссийское учредительное собрание не примет новый свод основных законов. Впрочем, собрание, как известно, было разогнано, и «буржуазная» Конституция (если не считать таковой основные законы, дополненные манифестом об учреждении Думы) так и не появилась.
От Ильича до Ильича
Первая настоящая Конституция Российской Федерации была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918г. Ключевые принципы, которые легли в ее основу, были изложены в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Основной закон ставил перед РСФСР задачу «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах».
Конституция РСФСР 1918г. закрепила диктатуру пролетариата, лишив избирательного права лиц, живущих на нетрудовые доходы или использующих наемный труд. Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. При этом постоянным органом он не являлся и созывался раз в год на небольшой срок Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК).
Обложка Конституции РСФСР 1918г.
Когда в 1922г. был образован Советский Союз, каждая из четырех вошедших в его состав республик уже имела собственную Конституцию. В 1924г. была утверждена первая Конституция СССР. Этот документ фактически лишал республики независимости, сделав вопросами исключительного ведения СССР внешнюю политику и торговлю, решение вопросов о войне и мире, организацию и руководство вооруженными силами, планирование экономики и бюджета и разработку основ законодательства. Союзная республика, тем не менее, сохраняла право выхода из СССР, а ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Кроме того, Конституция устанавливала единое советское гражданство для всех жителей страны.
Сталинская конституция 1936г. провозглашала победу социализма. В первой же ее статье говорилось о том, что «СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян». Вся власть в стране, согласно документу, принадлежала Советам депутатов трудящихся, а экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность. Социалистическая собственность делилась на государственную (это понятие подменялось термином «всенародное достояние») и кооперативно-колхозную. Кроме того, в Конституции декларировалась охрана частной собственности.
Марки, выпущенные к 15-летию сталинской Конституции
Впервые в истории России и СССР Конституция предоставляла всем гражданам равные права, в частности всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, право на труд и отдых, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, право на бесплатное образование и т.д. Кроме того, Конституция, в работе над которой принимал участие сам Сталин, цинично провозглашала свободу совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и жилища и тайну переписки.
Внимание было уделено и партийному строительству: в документе подчеркивалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков)». Более того, партия провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций.
Почтовый блок в честь Конституции 1977г.
Как ни странно, впервые за годы советской власти была закреплена однопартийная политическая система: статья 6 гласила, что «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза».
О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось. Она признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации». Как и все предыдущие Конституции СССР, брежневский вариант закреплял право выхода республик из состава Советского Союза. Это положение сыграло свою роль при распаде СССР в 1991г.
По сравнению со сталинской Конституцией новый основной закон вводил ряд новых прав и обязанностей советских граждан. В ней декларировались право на охрану здоровья, право на жилище, право на пользование достижениями культуры, гарантировалась свобода научного, технического и художественного творчества. Гражданам СССР вменялась в обязанность забота о своих детях и родителях. Кроме того, они были обязаны беречь природу и охранять ее богатства, заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей.
В статье 45 говорилось о бесплатности всех видов образования, развитии заочного и вечернего образования, предоставлении государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдаче школьных учебников и создании условий для самообразования.
Во времена перестройки Конституция 1977г. была существенно модифицирована. В 1988г. были внесены поправки, учредившие Съезд народных депутатов СССР, который стал высшим органом власти в стране. Съезд народных депутатов получил право принимать Конституцию и законы, избирать Верховный Совет СССР, его председателя и председателя Совета министров, изменять границы между советскими республиками и т. д.
В декабре 1990г. были внесены самые масштабные поправки в Конституцию, которые отменили однопартийную систему и законодательно упразднили руководящую роль КПСС, разрешили частную собственность и ввели пост президента СССР.
Сразу после провала августовского путча, 5 сентября 1991г., Съезд народных депутатов СССР принял закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР» в переходный период. Он имел силу, значение и характер конституционного, однако в саму Конституцию соответствующие поправки не были внесены. Закон создал Государственный совет СССР, упразднил должность вице-президента и изменил структуру Верховного Совета. Конституция продолжала действовать в той части, в которой она не противоречила этому закону.
Брежневская Конституция прекратила действие на всей территории СССР в декабре 1991г. в связи с исчезновением этого государства с политической карты мира.
Правовое содержание крестоцеловальной записи 1613 г.
Савченко Дмитрий Александрович, доцент кафедры теории и истории государства и права Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат юридических наук, доцент.
Legal content of cross kissing entry in 1613
Key words: Moscow state, tsar, the subjects, the oath, prohibitions, the «crestnoe» crime, «vorovstvo», treason, health of the sovereign.
Анализ правового содержания крестоцеловальных (крестоприводных) записей позволяет дополнить наши знания о религиозно-правовой системе Московского царства вообще и применявшихся тогда мерах защиты основ политического строя в частности.
Сформулированные в записях обязательства населения играли важную государственно-правовую роль средства фиксации отношений подданства между человеком и царем как его государем.
Так, в грамоте об избрании царем Бориса Годунова предписывалось: «. и вам Государевым богомолцом. на того преступника, кто учнет супротивлятися царской власти и повелению, положити на такого клятву и неблагословение ваше святительское, по сей утверженной грамоте. » (см.: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографической экспедицией императорской академии наук. Т. 2. N 7. СПб., 1836. С. 39).
Первые два заключались в непосредственном посягательстве на личность царя, царицы и царевичей, их жизнь, здоровье, душевную и физическую неприкосновенность, а также в посягательстве на их право быть государями и «подыскание» другого царя.
Наконец, пятый и шестой виды преступлений, упомянутых в записи 1598 г., заключались в посягательствах на интересы государственной службы и правосудия. Подданный присягал, «будучи у его государева дела, делати всякие дела в правду, по дружбе никому не норовити, а по недружбе ни кому не мьстити». Подобное же обязательство касалось участия в «повальном обыске», то есть тех случаев, когда «государь. пришлет к нам в город кого, обыскивать про свои государевы и про земские про которые дела, и про разбои, и про татбу, и про убийство, и про пожегу, и про исцовы иски, и про которые дела нибудь, и мне про те дела сказывать правду».
Присягающий клялся «опричь его государя, на Владимирское и на Московское государство и на все великие государства Росийского царствия иного государя из иных государств, литовского и немецкого короля и королевичев и царей и царевичев из иных земель, и из руских родов никого, и Маринки и сына ея на Московкое государство не хотети и государства под ним государем не подъыскивати».
В этой формуле наглядно проявилось то обстоятельство, что в условиях гражданской войны периода Смуты «хотение другого государя» и «подыскание государства» расценивались как основная угроза политическому строю, причем как если ее источником был внутренний противник, так и если она исходила из-за границы. Все подобные проявления охватывались общим понятием воровства, о чем прямо говорилось в специальной крестоцеловальной записи белозерцев : «. на Росийское государство. из иных государств государя не хотети и не обирати, и о таком воровском заводе ни с кем не умышляти и не думати, и в иные государства о том ни с кем не ссылатися и не думати. «.
На втором месте в общей крестоцеловальной записи Михаилу Федоровичу было указано обязательство «ни в чем ему государю не изменити никоторыми делы и никоторою хитростию и к воровству ни к которому не пристать». Понятие измены здесь связывалось прежде всего с нарушением предписания «государю служити, и с недруги его с крымскими и с ногайскими и с литовскими и с немецкими людьми и с изменники битися за него государя». Общая крестоцеловальная запись указывает два конкретных проявления измены: отъезд («и в Крым и в Литву и в Немцы и в иныя ни в который государства не отъехати»), а также поддержание связей с изменниками («и с изменники его государевы не ссылатись»). В записи белозерцев дополнительно говорится о сдаче города («сидети в городах крепко, и города никому не сдати. «) и «отъезде из полков» («. из города и из полков не отъехати и не изменити. «).
Лишь третье место (после запрета «подыскания государства» и измены) среди предписаний крестоцеловальной записи Михаилу Федоровичу занимало обязательство «ему государю никотораго лиха не мыслити». Этот обобщенный запрет был более конкретно сформулирован в крестоцеловальной записи белозерцев: «. дурна никакого, порчи, зелья и всякого злого коренья не заводить, и тем злым делом не промышляти, и о том о всем злом деле ни с кем не думати и не умышляти. «.
Как видим, запись не содержала упоминания о «ведовстве», по обвинению в котором в 1601 г. была репрессирована семья будущего царя, включая и его самого. Вообще, «ведовство» как способ посягательства на царя не указывалось в крестоцеловальных записях начиная с 1605 г. При избрании Михаила это упоминание восстановлено не было.
Анализ текста крестоцеловальной записи 1613 г. в контексте соответствующей социально-политической обстановки дает основание уточнить предложенную Г.Г. Тельбергом характеристику посягательств на «государево здоровье».
Тельберг Г.Г. Очерки политического суда и политических преступлений в Московском государстве XVII века. М., 1912. С. 68.
Представляется, что судьба царей Бориса и Федора Годуновых, а также Лжедимитрия I, опыт Смутного времени, обстановка гражданской войны давали немало оснований опасаться в т.ч. и причинения увечий малолетнему царю, т.е. причинения вреда его здоровью в узком смысле слова и лишения его физической возможности исполнять функции царя.
Цит. по: Тельберг Г.Г. Указ. соч. С. 67.
Лукин П.В. Народные представления о государственной власти в России XVII века. М., 2000. С. 26.
В систему мер охраны здоровья царя наряду с запретом «умышления лиха» крестоцеловальная запись 1613 г. включила обязательство по активной необходимой обороне государя: «. а где уведаю или услышу на государя своего. в каких людях скоп или заговор или иной какой злой умысел, и мне за государя своего с теми людьми битись. «. Это обязательство дополнялось предписанием о задержании злоумышленников или сообщении о них властям: «. и будет мочь сяжет, и мне их переимав привезти ко государю, а будет за которыми мерами тех людей поимати не мочно, а мне про тот скоп и заговор сказати государю или его государевым боярам и ближним людям». При этом допускалось и причинение смерти изменникам: «. кто не стане государю. служити и прямить, и мне с ним битися, что с неприятели своими, до смерти».
Таким образом, крестоцеловальная запись царю Михаилу Федоровичу имела не только религиозное, но и важное юридическое значение. Она определила запреты, установленные в целях защиты сложившегося политического строя, и меры «охраны здоровья» нового государя. Запись 1613 г. почти на тридцать лет стала основным документом, закрепившим отношения подданства между населением и российским царем.
Крестоцеловальная запись Василия Шуйского
Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Василий Ивановичь всеа Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного християнства, учинилися есьмя на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, ёгоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на Суздалской удел разделишась, не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати.
И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии. И поволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску дойдет и до смертные вины, и после их у жен и у детей дворов, и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов3 ложных мне, великому государю, не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное християнство без вины не гибли; а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.
На том на всем, что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии, целую крест всем православным християнам, что мне, их жалуя, судити истинным праведным судом, и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати.