примеры заданий по истории
Примеры заданий по истории
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических процессов:
1) укрепление Древнерусского государства в X−XI веках;
2) внешняя политика России в 1725−1762 годах;
3) проведение политики «перестройки» в СССР.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
— используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.
Алгоритм написания сочинения об историческом процессе
1. Выберите один из трех исторических процессов.
2. Укажите два события (процесса, явления), которые относятся к данному историческому процессу.
3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в выбранный Вами процесс (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности).
4. Укажите две исторические личности, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого исторического процесса.
5. Дайте оценку влияния событий (явлений, процессов) данного исторического процесса на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.
6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.)
7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.
8. Учитывайте, что только набрав шесть баллов из из семи возможных по пунктам 2−5 данного алгоритма, вы можете рассчитывать на дополнительные баллы по критерию «Наличие фактических ошибок» (до трех баллов) и критерию «Форма изложения» (один балл).
Пример сочинения. (Другие примеры смотрите на странице с историческими сочинениями.)
Историческое сочинение об Опричнине
В рамках Опричнины Ивана Грозного можно выделить следующие события.
Во-первых, создание опричного войска. Причинами данного события была необходимость укрепления личной власти царя и намеренье царя посредством учрежденного опричного войска уничтожить оппозицию среди различных слоев населения. Ключевую роль в данном процессе сыграл царь Иван Грозный. После возвращения из Александровской слободы он объявил, что может теперь по своей воле казнить и налагать опалу на изменников, лишать их вотчин. Он распорядился выделить часть земель в Русском царстве в свой личный удел — опричнину. Остальная часть царства называлась земщина Иван Грозный запретил земским властям вмешиваться в дела опричнины. Царь объявил о создании опричного войска, которое подчинялось только ему лично и по его приказу могла казнить изменников. За службу опричники получали от государя землю из его личного удела. Учреждение данного войска обеспечило Ивана Грозного необходимой силой для борьбы с оппозицией.
Период Опричнины, с одной стороны, привел к усилению личной власти царя и централизации государства. С другой стороны, нанес государству непоправимый ущерб опричным террором и грабежами, что привело к затяжному социально-экономическому кризису, ставшему, в свою очередь, одной из причин поражения в Ливонской войне. Кроме того, ущерб, нанесенный государству политикой опричнины, стал одной из предпосылок Смутного времени.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических процессов:
1) борьба Древнерусского государства с половцами в XI-XII вв.;
2) внешняя политика России в 1762-1796 гг.;
3) проведение политики «Оттепели» в СССР.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
— используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.
Алгоритм написания сочинения об историческом процессе
1. Выберите один из трех исторических процессов.
2. Укажите два события (процесса, явления), которые относятся к данному историческому процессу.
3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в выбранный Вами процесс (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности).
4. Укажите две исторические личности, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого исторического процесса.
5. Дайте оценку влияния событий (явлений, процессов) данного исторического процесса на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.
6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.)
7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.
8. Учитывайте, что только набрав шесть баллов из из семи возможных по пунктам 2−5 данного алгоритма, вы можете рассчитывать на дополнительные баллы по критерию «Наличие фактических ошибок» (до трех баллов) и критерию «Форма изложения» (один балл).
Пример сочинения. (Другие примеры смотрите на странице с историческими сочинениями.)
Историческое сочинение о Внешней политике Екатерины II
В таком историческом процессе, как внешняя политика Екатерины Второй, можно выделить следующие события:
Во-первых, первый раздел Речи Посполитой. Причинами данного события были слабость и политическая нестабильность в Речи Посполитой, которая была неспособна защищать свою территориальную целостность, а также стремление ее соседей — Российской империи, Австрии и Пруссии захватить её территории и включить их в свой состав; Российская империя также объясняла свои действия защитой православного населения восточных областей Речи Посполитой и необходимостью возвращения в состав России исконно русских территорий. Ключевую роль в данном событии сыграла императрица Екатерина Великая. Она пригласила прусского короля Фридриха II в Санкт-Петербург, где подписала с ним секретное соглашение о будущем разделе Речи Посполитой. Екатерина II распорядилась отправить в Вену своих представителей, где через некоторое время было подписано уже трёхстороннее секретное соглашение с участием Австрии. Вскоре одновременно с союзниками Екатерина II отдала приказ своим войскам занять оговоренные по соглашению территории Речи Посполитой, после чего было объявлено о первом разделе Речи Посполитой.
Во-вторых, первая русско-турецкая война при Екатерине II. Причинами данного события были необходимость Российской империи получить выход к Черному морю, а также объявление Турцией войны Российской империи с целью поддержки польских конфедератов, с которыми воевала Россия. Ключевую роль в данном событии сыграл Петр Румянцев. Он был назначен командующим одной из русских армий и одержал несколько крупных побед благодаря своему полководческому таланту. Так, в битве при Ларге, обладая численным меньшинством, Румянцев приказал использовать новую тактику передвижения войск колоннами, которые в бою обращались в рассыпной строй, что препятствовало точному в них попаданию. Против конницы Румянцев распорядился использовать пушки. В результате битва была выиграна русской армией, которой досталась артиллерия противника. В битве при Кагуле Румянцев также использовал новую тактику: он распорядился построиться войску в несколько каре и использовать артиллерию для отражения конных атак. В результате Румянцев одержал победу над противником, который превосходил его численно почти в десять раз. В конечном счете, Россия одержала победу в войне и получила выход к черному морю.
Внешняя политика Екатерины II позволила Российской империи решить задачу получения выхода к Черному морю и поставила цели установить контроль над Балканским полуостровом, осуществлять защиту православного населения данного региона, вести дальнейшую борьбу с Османской империей. С их реализацией была связана внешняя политика русских императоров XIX века, известная как решение «восточного вопроса». Включение в состав России бывших территорий Речи Посполитой продолжилось и в XIX веке после наполеоновских войн созданием Царства Польского в составе империи. Но борьба польского народа за восстановления независимости Польши вылилась в несколько крупных восстаний и завершилась только в XX веке обретением суверенитета.
Примеры заданий по истории по ФГОС.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Как составить задания по ФГОС по истории?
Примеры заданий в соответствии с требованиями ФГОС ООО по заданным предметным результатам:
1) определять место события в историческом времени,
2) использовать историческую карту как источник информации о территории и центрах государственных образований,
3) характеризовать существенные черты социальных отношений в средневековом обществе,
4) определять причины и следствия исторических событий.
(Умение определять место события во времени)
Повышенный уровень. Назови остальные события списка. Посчитай, сколько лет назад князь Владимир крестил Русь?
2) (использовать историческую карту) Перечень событий (процессов) А) образование Германской империи Б) движение декабристов В) Крымская война Г) отмена крепостного права в России.
Базовый уровень . Выбрать событие (процесс): Обозначьте на контурной карте один город (населённый пункт), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом): отметьте имеющийся или нанесите новый кружок и подпишите название.
3) (характеризовать существенные черты социальных отношений в средневековом обществе)
4) (Умение определять причинно-следственные связи)
Базовый уровень. Расположите события и явления в правильной последовательности.
Повышенный уровень. Определите, какой процесс здесь представлен? Приведите 1-2 доказательства своей точки зрения.
Здесь представлен процесс: _________________
Б. Создание Сената и контролирующего его генерал-прокурора, подчиняющегося императору.
В. Передача всех дел управления государством императору, что заставляло Павла I издавать огромное количество указов и беспощадно карать несогласных.
Г. Разрыв договорных обязательств перед Верховным тайным советом.
Примеры заданий по истории
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;
– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.
Алгоритм написания сочинения об исторический личностях
1. Выберите одного из трех исторических деятелей.
2. Укажите два события (процесса, явления), в котором участвовал данный исторический деятель.
3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения, указанных Вами событий (явлений, процессов).
4. Укажите ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).
5. Дайте оценку влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный вами исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.).
7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.
8. Учитывайте, что только набрав шесть баллов из из семи возможных по пунктам 2−5 данного алгоритма вы можете рассчитывать на дополнительные баллы по критерию «Наличие фактических ошибок» (до трех баллов) и критерию «Форма изложения» (один балл).
Пример сочинения. (Другие примеры смотрите на странице с историческими сочинениями.)
Историческое сочинение о Дмитрии Донском
Дмитрий Иванович Донской участвовал в следующих исторических событиях и процессах.
Во-первых, московско-тверская война. Причинами данной войны были борьба за старшинство на Северо-Восточной Руси между Тверским и Московским княжествами, попытка тверского князя вернуть ярлык на Великое Владимирское княжение. Ключевую роль в данном событии сыграл тверской князь Михаил Александрович. Михаил Александрович выгнал из Твери своего дядю, лояльного к Москве, и объявил себя тверским князем, после чего заключил союз с литовским князем Ольгердом против Москвы. В союзе с литовцами он попытался взять Москву, но потерпел неудачу. Позже он обратился к ордынскому хану и смог добиться от него ярлыка на Великое Владимирское княжение. Однако Михаил Тверской так и не смог овладеть Великим княжеством фактически, потерпел поражение от московского князя и был вынужден признать его старшинство.
Правление Дмитрия Донского окончательно закрепило первенство Москвы среди северо-восточных русских княжеств, были определены две важнейшие задачи – борьба с Ордой за выход из зависимости от неё и борьба с Великим княжеством литовским за контроль над центральными и южными русскими княжествами. Первая задача была окончательно решена правнуком Дмитрия Донского Иваном Третьим. Вторая задача была решена только в семнадцатом и восемнадцатом веках.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;
– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.
Алгоритм написания сочинения об исторический личностях
1. Выберите одного из трех исторических деятелей.
2. Укажите два события (процесса, явления), в котором участвовал данный исторический деятель.
3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения, указанных Вами событий (явлений, процессов).
4. Укажите ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).
5. Дайте оценку влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный вами исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.).
7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.
8. Учитывайте, что только набрав шесть баллов из из семи возможных по пунктам 2−5 данного алгоритма вы можете рассчитывать на дополнительные баллы по критерию «Наличие фактических ошибок» (до трех баллов) и критерию «Форма изложения» (один балл).
Пример сочинения. (Другие примеры смотрите на странице с историческими сочинениями.)
Историческое сочинение об Иосифе Сталине
Иосиф Сталин участвовал в следующих исторических событиях и процессах.
Во-первых, это процесс индустриализации промышленности. Причинами проведения индустриализации в СССР были необходимость создания за короткий срок мощной промышленной базы, развитие военно-промышленного комплекса для достижения экономической самостоятельности и независимости СССР от капиталистических стран, укрепления его обороноспособности. Ключевую роль в данном процессы сыграл сам И. Сталин. Он утвердил первый пятилетний план по строительству 1,5 тыс. заводов. Для финансирования закупки на Западе оборудования и технологий Сталин принял решение увеличить экспорт сырья, главным образом нефти, зерна. Параллельно с индустриализацией Сталин инициировал процесс сплошной коллективизации, которая должна была обеспечить необходимые средства для строительства промышленных объектов. В ходе второй пятилетки Сталин поддержал инициативу развернуть стахановское движение в масштабах всей страны, что положительно сказалось на темпах промышленного производства. В результате первой и второй пятилеток произошел рост числа заводов, нефтяных баз, развитие металлургии и строительства новых железных дорог. СССР вышел на одно из первых мест в мире по промышленному потенциалу, смог увеличить оборонный потенциал.
В период, когда во главе СССР стоял Сталин, просходили процессы коллективизации и индустриализации, которые позволили успешно модернизировать советскую экономику и увеличить оборонный и промышленный потенциал, что
сыграло впоследствии важнейшую роль в победе в Великой Отечественной войне и восстановлении народного хозяйства после войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне позволила занять ему лидирующую позицию в мире, которая сохранилась за ним до конца 1980-х годов. Репрессивная политика советского руководства привела к большому количеству невинно осуждённых лиц, которые были реабилитированы только в период оттепели либо в период перестройки. Противостояние советской и капиталистической систем вылилось в холодную войну, которая определяла международную повестку и после смерти Сталина и привела к крушению СССР.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:
1) князь Святослав Игоревич;
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;
– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.
Алгоритм написания сочинения об исторический личностях
1. Выберите одного из трех исторических деятелей.
2. Укажите два события (процесса, явления), в котором участвовал данный исторический деятель.
3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения, указанных Вами событий (явлений, процессов).
4. Укажите ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).
5. Дайте оценку влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный вами исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.).
7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.
8. Учитывайте, что только набрав шесть баллов из из семи возможных по пунктам 2−5 данного алгоритма вы можете рассчитывать на дополнительные баллы по критерию «Наличие фактических ошибок» (до трех баллов) и критерию «Форма изложения» (один балл).
Пример сочинения. (Другие примеры смотрите на странице с историческими сочинениями.)
Историческое сочинение о Николае Втором
Николай Александрович Второй участвовал в следующих исторических событиях и процессах.
Во-первых, аграрная реформа. Причинами данной реформы были необходимость развития капитализма в деревне, что позволило бы создать слой крестьянсобственников, которые бы стали опорой самодержавия; рост крестьянского движения; крестьянское малоземелье и аграрное перенаселение деревни. Ключевую роль в данном событии сыграл председатель Совета министров Петр Столыпин. Он подготовил проект аграрной реформы, который лег в основу Указа Николая II. Согласно данному Указу крестьяне получили право выходить из общины, закрепляя часть общинной земли в частную собственность в форме хутора или отруба. Отдельно Столыпин подготовил Указы о продаже крестьянам части казенных земель и понижении ставок Крестьянского земельного банка для выдачи кредитов крестьянам под залог земли. Они были подписаны Николаем II. В дальнейшем Столыпин разработал закон, в основу которого легли данные указы, и представил его III Государственной Думе, которая после долгого обсуждения приняла его. Столыпин также добился выделения государственных средств на оказание материальной помощи крестьянам для переселения в Сибирь и на Дальний Восток. Но существенная часть крестьян не смогла вести там хозяйства и вернулась обратно в центральные регионы России. В результате реформы Столыпина часть крестьян выделилась из общины, но они не сформировали слой собственников, поддерживающих самодержавие, как на то рассчитывал Столыпин. Реформа способствовала развитию капитализма в деревне и росту крестьянского предпринимательства.
Во-вторых, подписание Портсмутского мирного договора. Причинами события были серия поражений, которые понесла Российская империя в ходе русско-японской войны, и усиление революционного движения внутри страны, что вынуждало Россию сесть за стол переговоров. Ключевую роль в данном событии сыграл сам император Николай Второй. Он назначил Сергея Витте главой российской делегации в Портсмуте. Император лично обсудил с Витте, на какие уступки при заключении договора может пойти Россия. Дипломатическое искусство Витте позволило добиться такого содержания договора, которое общественное мнение Японии посчитало неприемлемым, что вылилось в серию беспорядков в Токио. В результате подписания договора русско-японская война была прекращена, Россия лишалась Южного Сахалина и сфер влияния в Корее и Северном Китае. За такой успех император наградил Витте графским достоинством, издав соответствующий указ.
В первый период правления Николая Второго росло и крепло революционное движение, появилось большое количество подпольных партий, их деятельность во многом привела к революции 1917 года, приходу к власти большевиков и гражданской войне. Несмотря на ограничение самодержавия в результате Первой Русской революции, в стране оставались нерешенными аграрный и рабочий вопросы, что также стало причиной революционных событий 1917 года и последующей гражданской войны. Российская империя, находясь в союзе с Францией, сближалась с Англией, что привело к созданию Антанты. Раскол Европы на два враждебных блока стал одной из причин начала Первой мировой войны, которая завершилась уже после смерти Николая Второго.