примеры олимпиадных эссе по истории
Примеры олимпиадных эссе по истории
Задание 9 первого тура предварительного этапа олимпиады школьников «Ломоносов» 2016-2017 по истории России. (40 баллов)
Перед Вами выдержка из исследования, автором которого является выдающийся историк Е.В. Тарле. Ознакомьтесь с ней и выполните следующие задания:
«Уполномоченный посланец султана Афифбей сообщил в Иерусалиме католическому и православному духовенству, какие реликвии поступают отныне в ведение католиков, а какие в ведение православных. Католическая серебряная звезда (с отчеканенным французским гербом) с большой и нарочитой торжественностью была водружена в Вифлееме в пещере, у входа в нишу, где, по легенде, были ясли новорожденного Христа. Вместе с тем и столь же торжественно ключ от главных ворот церкви «св. Гроба» в Иерусалиме и ключ от восточных и северных ворот Вифлеемской церкви также были переданы католическому епископу. Все это было устроено с намеренно-вызывающей шумихой. Раздражение среди православного духовенства и православных паломников было очень большое, а французское посольство, консулы и служебный штат при консульствах сделали все от них зависящее, чтобы придать этому событию характер полного торжества Франции над Россией».
1. В преддвериях какого исторического события возникли описываемые обстоятельства? Укажите основных участников этого события.
2. Кратко охарактеризуйте систему отношений европейских государств, к которой принадлежала Россия накануне подразумеваемого события.
3. На основании предложенного текста и собственных знаний напишите краткое (максимальный объем 1 страница А4 12-м шрифтом) эссе об основных причинах этого события. Самостоятельно придумайте заглавие к своему эссе.
Ответы на задание 9 (часть 1):
Продолжение в следующем посте:
Ответы на задание 9 (часть 2):
3. Эссе на тему «Восточный вопрос в европейской и российской внешней политике в середине XIX века»
Продолжение в следующем посте:
Ответы на задание 9 (часть 3):
Первый вопрос был блестяще решен в эпоху Екатерины II в ходе двух русско-турецких войн и трех разделов Польши. Правительство Николая I сочло возможным устранить вторую половину проблемы кардинальными методами и военными средствам, а именно фактическим уничтожением Османской империи как государства. Как известно, именно это решение стало величайшей ошибкой николаевской эпохи и главным просчетом дипломатии Карла Нессельроде, канцлера Российской империи (1844-1862) и министра иностранных дел (1816-1856), возглавлявшего внешнеполитическое ведомство на протяжении трех царствований и занимавшего этот пост дольше, чем кто-либо другой.
Стареющему канцлеру, страстному поклоннику Меттерниха, удалось убедить императора Николая I в том, что Австрия и Пруссия не станут вмешиваться в конфликт, поскольку именно Россия сыграла важнейшую роль в подавлении европейских революций в Европе, а исторический и политический антагонизм островной Англии и континентальной Франции не позволит этим государствам выступить единым фронтом против политики России на Кавказе и Балканах.
Просчет царизма в отношении интересов европейских стран дорого обошелся России. Охотно сотрудничавшие с Николаем I в деле клерикально-монархической политики в Европе Франция, Австрия, Пруссия, Швеция и защищавшая свои колониальные интересы Англия не были заинтересованы в растущей активности России на Ближнем Востоке и объединили свои дипломатические усилия, а впоследствии выступили единой вооруженной силой (Англия, Франция, Турция, Сардиния) против империи Николая I в Крымской войне.
Условия Парижского мира (1856) были унизительным для государства, неизменно побеждавшего во всех глобальных и локальных военных конфликтах со времен Смуты и Смоленской войны (1632-1634). Запрет иметь на Черном море флот и арсеналы, потеря части русской Бессарабии с устьем Дуная, лишение исключительного права покровительства над христианскими подданными Османской империи и протектората над Молдавией и Валахией сделали Россию политическим изгоем, поставили ее в унизительную политическую изоляцию. «Царизм скомпрометировал в этой войне не только Россию перед всем миром, но и самого себя перед Россией» (Ф. Энгельс)
По мнению некоторых историков современности (Н.А. Троицкий, И.В. Бестужев-Лада) фундаментальная работа Евгения Тарле, отрывок из которой представлен нам для анализа, грешит некоторой идеализацией внешней политики России, ее военного искусства и полководческого гения героев Крымской кампании: Нахимова, Корнилова, Тотлебена и Истомина. Впрочем, его книга «Крымская война» и по сей день является лучшей монографией по данному вопросу не только в российской, но и мировой исторической литературе.
Задание 9 второго тура предварительного этапа олимпиады школьников «Ломоносов» 2016-2017 по истории России. (40 баллов)
Перед Вами выдержка из речи народного комиссара иностранных дел РСФСР Г.В. Чичерина. Ознакомьтесь с ней и выполните следующие задания
«…всякие усилия, направленные к восстановлению мирового хозяйства, будут тщетны до тех пор, пока над Европой и над миром будет висеть угроза новых войн, быть может, ещё более разорительных и опустошительных, чем пережитые нами в последние годы. Россия и в этом отношении готова поспособствовать упрочению мира, поскольку это возможно в пределах существующего в большинстве стран политического и социального строя».
1. На какой международной конференции была произнесена эта речь? Датируйте время проведения этой конференции.
2. Кратко охарактеризуйте причины проведения этой конференции и интересы её основных участников.
3. На основании предложенного текста и собственных знаний напишите краткое (максимальный объем 1 страница А-4 12-м шрифтом) эссе о вопросах, ходе и основных итогах этой конференции. Самостоятельно придумайте заглавие к своему эссе.
Ответы на задание 9 (часть 1):
1. Представленная для исследования выдержка из речи народного комиссара иностранных дел РСФСР Г.В. Чичерина представляет собой фрагмент его выступления от 10 апреля 1922 года на первом пленарном заседании Генуэзской конференции, международной встречи по экономическим и финансовым вопросам, проходившей с 10 апреля по 20 мая 1922 года в городе Генуя (Королевство Италия).
2. Причинами проведения конференции стали нерешенные вопросы как общеполитического (несправедливые в отношении ряда стран условия Версальского мирного договора, новый хищнический передел заморских колоний, расширение автономии доминионов Британской империи, легитимация новых государств и политических режимов, аккомодация противоречий между странами Европы и РСФСР), так и финансово-экономического характера (восстановление разрушенных войной национальных экономик Центральной и Восточной Европы, преодоление раздробленности общеевропейского торгового пространства, возобновление торгово-экономических связей между странами-победительницами и побежденными; установление торгового партнерства между буржуазно-демократическими режимами и Советами; проблемы межгосударственных долгов, репараций, национализированной частной собственности, компенсации материального ущерба от иностранных оккупаций и интервенций).
Интересы основных участников встречи в Генуе, несмотря на их многообразие и противоречивость, в целом были представлены двумя позициями по основным вопросам конференции. Западные державы предъявили РСФСР совместные требования: компенсировать долги царского и Временного правительств; вернуть национализированную Советами западную собственность; обеспечить благоприятный режим инвестиций иностранного капитала в экономику России. Советская делегация выдвинула встречные условия: компенсация ущерба, причиненного иностранной интервенцией в годы гражданской войны; обеспечение широкомасштабного экономического сотрудничества на основе долгосрочных западных кредитов. С тактической точки зрения западные державы стремились решить долговые вопросы и получить льготный доступ к освоению природных богатств России путем коллективного давления. В то время как Советская делегация пыталась расколоть общий интерес европейских стран, проявляя готовность компенсировать потери бывшим владельцам только по конкретным национализированным предприятиям и только путем предоставления концессий на основе новых западных инвестиций в экономику РСФСР.
События правления Александра I 1801 1825
«Была ли позиция Александра I, неоднократно заявлявшего о необходимости уничтожения рабства и в
марте 1818 г. даже публично обещавшего со временем «даровать» России конституцию, «заигрыванием с
либерализмом», как считает большинство исследователей, или в ее основе лежали объективные условия и
осознание самодержавием серьезности происходящих процессов?»
Федор Алексеевич Сочинение по истории
Правление Федора Алексеевича – 1676 – 1682
1676 – 1682 – период правления Федора 3, старшего сына царя Алексея Михайловича.
Владимир Мономах сочинение
1113 – 1125 гг – период правления в Киевской Руси великого князя Владимира Мономаха. Этот период русской истории отметился значительными внешне- и внутриполитическими событиями.
Князь Святослав СОЧИНЕНИЕ (964 – 972 гг)
964 – 972 гг – период правления на Руси князя Святослава Игоревича. Это период характеризуется важнейшими событиями, повлиявшими на дальнейший ход российской истории.
Историческое сочинение по периоду 1533 – 1584
«Какими были итоги пятидесятилетнего правления Ивана Грозного? Без преувеличения можно сказать, что он получил от боярского правительства цветущую страну, а передал преемникам полностью разоренное государство»
Р. Г. Скрынников
Максимальная оценка – 100 баллов
Время на подготовку – 3 часа.
Примеры тем сочинений олимпиадных эссе
(примеры охватывают отдельные исторические периоды)
– «В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем… Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый – пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа». (А.М. Карпов).
– Иван III представляет невиданный ранее на Руси тип правителя – могущественного, умного и хищного диктатора, в деяниях которого благочестивая риторика и социальная демагогия соседствуют с грубым произволом». (Н.С. Борисов). Прочитать остальную часть записи »
Примеры тем сочинений олимпиадных эссе
(примеры охватывают отдельные исторические периоды)
– «В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем… Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый – пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа». (А.М. Карпов).
– Иван III представляет невиданный ранее на Руси тип правителя – могущественного, умного и хищного диктатора, в деяниях которого благочестивая риторика и социальная демагогия соседствуют с грубым произволом». (Н.С. Борисов).
– «Опричная «затея» являлась крупной государственной реформой». (С.Ф. Платонов).
– «Царствование Михаила было временем усиленной работы правительства совместно с Земским собором. Едва не каждый важный вопрос внешней и внутренней политики заставлял правительство обращаться к содействию земли». (В.О. Ключевский).
– «Век XVII дал Петру «материал», без которого он не сумел бы и шага сделать вперед». (И.Л. Андреев).
– «Елизавета своей популярностью обязана ужасам времен Анны». (В.О. Ключевский).
– «Изумительные успехи императрицы Екатерины II и русского народа служат достаточно веским доказательством того, что Петр Великий строил на твердом и прочном основании». (Вольтер).
– «Реформы Александра I остановил страх. Страх перед дворянством, перед «темной» его частью… Страх перед «слишком освобожденной Польшей». (В.В. Бондаренко).
– «Есть имена, которые покрывают собой работу целого поколения… 60-х гг. имя Чернышевского было таким условным именем». (Н.А. Котляревский)
– «Отмена» крепостного права представляет собой, вероятно… единственный в своем роде пример социального переустройства под руководством государства в новой европейской политике». (Т. Эмменс).
Историческое эссе на олимпиаде по истории
Сегодня мы рассмотрим интересный вопрос, который интересует многих будущих участников Всероссийских олимпиад по истории: «Что такое историческое эссе и как научиться его писать?»
Перед нами с вами сегодня стоят три очень важные задачи:
Когда мы с решим эти две задачи, вам будет предложен алгоритм действий по подготовке участников Всероссийской олимпиады школьников по истории по написанию такого эссе, за которой члены жюри поставят самые высокие баллы.
Олимпиада по истории в наше время
Олимпиадное движение сегодня в современной России находится на подъеме. Из дела небольшого круга энтузиастов олимпиадное движение превратилась в важную часть системы образования, причем в такую большую часть, внимание к которой теперь приковано не только со стороны научной среды, но и со стороны широкой общественности.
Существуют известные олимпиады широкого масштабы (Всероссийская олимпиада школьников по истории), лицензированные олимпиады (Воробьёвы горы, Олимпиада МГИМО или Олимпиада в будущее). Но довольно успешно работают и другие олимпиады в отдельных вузах, лицея, образовательных учреждениях. Последнее время сильно подтянули свой уровень всероссийские дистанционные олимпиады по истории.
Соответственно, результат разочарования и недоумения таких участников олимпиад есть результат неправильной подготовки и неправильного настроя участников во время Олимпиады.
В этой ошибке, конечно, есть доля вины педагогов. Важно понимать, что Олимпиада это не конкурс эрудитов. На Олимпиаде важнее уметь применить свои знания. Перед участником будет поставлена задача, готового решения которой у участника нет и быть не может. Для того чтобы эту задачу решить, школьник должен мобилизовать все свои знания, предложить свой вариант решения той или иной исторической проблемы.
Составители заданий Всероссийской олимпиады школьников по истории ждут, что участник олимпиады придёт к правильному ответу посредством более-менее длинной цепочки рассуждений. В основе такой работы на Олимпиаде будет лежать не воспроизводства известного набора исторических фактов из учебника по истории. В основе такой работы должна лежать самостоятельная комплектация данных.
Историческое эссе – очень важное задание
Научить писать историческое Эссе на достаточно высокие баллы это очень важная задача. На разных этапах Всероссийской олимпиады школьников по истории историческое эссе оценивается от 20 до 50 баллов.
Как можно преодолеть типичные ошибки написания исторического эссе, чтобы получить максимум из возможных баллов?
Для начала определимся, что такое историческое эссе и какие задачи стоят перед участникам Олимпиады во время выполнения этого задания.
Историческое эссе имеет целый ряд очень важных преимуществ перед другими видами испытаний. Историческое эссе позволяет автору, школьнику выразить своё отношение к исторической проблеме, доказать свою позицию по важному историческому вопросу.
Что такое исторического эссе?
В качестве темы для его написания участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современником. Эти высказывания относится к разным историческим эпохам и содержат оценку исторических событий или исторических деятелей. Задача школьника заключается в том, чтобы уметь высказывать и аргументировать свою позицию по выбранному вопросу. При этом ему важно опираться на знание фактов, уметь представить позиции исследователей, используя при этом материалы источников.
Приведем определение эссе из Большого энциклопедического словаря. При этом обратите внимание на выделенные позиции, потому что к каждой из них мы еще будем возвращаться периодически в тексте статьи.
Признаки исторического эссе
Историческому эссе как жарну олимпиадного задания присущи следующие признаки:
Нельзя написать историческое эссе по анализу широкого круга проблем. Тема эссе должна быть всегда конкретна.
Эссе интересно тем что дает возможность увидеть личность, оценить своеобразие его позиции, особенности его мышления, отношения к миру и в конце концов увидеть писательский стиль автора.
здесь важно соблюсти два серьезных требования. Во-первых, в историческом эссе должны быть согласованы ключевые тезисы и утверждения. Во-вторых, обсуждения должны быть непротиворечивы.
Это требование вытекает из критериев оценивания исторического эссе. Методические указания, которые включены в текст задания по написанию исторического эссе на олимпиаде, ориентируют участников на трехчастную структуру. Оно должна состоять из введения, основной части и заключения.
Критерии оценки разных частей эссе
Чтобы понять, как правильно написать на олимпиаде эссе важно знать, как его будут оценивать члена жюри. На разных уровнях и этапах олимпиады количество баллов может отличаться, но принципы и критерии оценки будут одинаковы. Мы возьмём самую высокую планку и посчитаем максимальное возможное количество баллов участника.
Введение
Ведение оценивается в 10 баллов, причем баллы делятся поровну: 5 баллов ставится за обоснование выбора темы и 5 баллов участник олимпиады получит за постановку задач, которые будут реализованы в эссе.
5 баллов за обоснование темы будут выставлены, если автор предложил оригинальное разноплановое объяснение выбора темы.
5 баллов будут выставлены, если автор продемонстрировал свою личную заинтересованность в теме, о которой он пишет.
Баллы будут снижены за обоснование выбора темы, если автором эссе был предложен формальный подход. Например, «Я выбрал эту тему, так как мне интересно. » или «Я выбрал тему, потому что она актуальна».
При этом участник олимпиады совершенно не конкретизирует, чем интересен этот период, почему он важен и чем он актуален и т.д.
Также баллы будут снижены баллы за обоснование темы, если в тексте не видно личной заинтересованности автора, то есть, предложены какие-то общие рассуждения, либо же излишне затянуто объяснение выбора темы, и у члена жюри не складывается ощущение, что действительно тема автору близка и интересна.
Постановка задачи и проблемы в эссе
В 5 баллов будет оцениваться постановка задачи работы. Обратить Ваше внимание на то, что участник олимпиады должен сформулировать задачи, которые он ставит перед собой и которую он будет раскрывать во время написания исторического эссе.
В эссе члены жюри должны увидеть некоторые формулировки, которые однозначно позволяют определить эти самые цели.
Например, «Мне предстоит ответить на какие-то вопросы. » или «Я должен буду определить следующие позиции. «
Тут нет каких-то жестких требований, но должно быть из текста понятно, что дальше участником олимпиады будут реализовываться поставленые задачи.
В тексте в идеале должно быть поставлено 4 проблемы и 4 задачи.
Баллы за постановку задач могут снижаться в трех случаях:
Основная часть исторического эссе
Основная часть олимпиадного задания оцениваеся в 35 баллов. Так как участник олимпиады должен поставить перед собой четыре задачи и проблемы, основная часть эссе должна представлять из себя последовательное раскрытие позиции автора по каждой из поставленных проблем. При этом следует избегать голословных утверждений, автор должен обязательно опираться на конкретные исторические факты. Автор должен использовать исторические термины и ссылаться на исследовательскую литературу.
За каждую удачно решённую или раскрытую проблемам участник олимпиады получит 5 баллов от членов жюри. В основной части члены жюри обращают внимание на четыре критерия оценивания:
Баллы по этому критерию будут снижаться за логически допущенные ошибки в тексте, за неграмотное или неуместно использованные исторические термины, а также за отсутствие и перегруженность эссе историческими терминами и формулировками.
В данном случае имеется в виду четкость и доказательность авторского мнения. Участник олимпиады должен по каждой исторической проблеме дать внятный и аргументированный ответ.
При этом авторская позиция должна быть ясно изложена. Член жюри не должен думать и гадать, что же конкретно имел в виду автор, когда писал те или иные пассажи.
Школьники должны уметь следить за сохранением смыслового единства текста. Что значит сохранять смысловое единство текста? Это значит, что все части работы должны быть между собой согласованы, и между частями работы не должно быть противоречий. Это очень легко достигается, если участник четко представляет себе всю структуру аргументов, которые будут пользоваться время написания эссе и во время аргументации своей позиции.
Оценка по критерию аргументированности будет снижена, если, во-первых, изложение авторской позиции туманно, отсутствует или позиция автора выясняется с трудом, во-вторых, если вместо текста аналитического характера предложен пересказ учебника, в-третьих, если доказательная база опровергает позицию автора, вместо ее доказательства.
Баллы по этому критерию выставляются после знакомства с работой в целом. По этому критерию можно получить 10 баллов. Это самый сложный для оценивания критерий.
Учителя обращают внимание на то, что к школьникам предъявляются повышенные требования. Школьнику нужно показать начитанность, показать свою эрудицию, но при этом совершенно недостаточно просто перечислить через запятую фамилии и имена историков, которые занимались той или иной проблемой. Но при этом от них не требуется зазубрить цитаты из научных исследований. Нужно просто пересказать смысл того или иного авторитетного исследователя по выбранной проблеме. При этом можно не только пересказывать исследователей и их позицию, можно использовать пересказ оценок исторических деятелей или современников этих событий. Таким образом у школьника возникает довольно широкий круг того материала, который можно использовать без прямого цитировать.
Здесь оценивается личная заинтересованность автора, оригинальность авторской позиции, нестандартность решения заявленных проблем и, конечно же, жюри обратит внимание на литературное достоинство самого авторского стиля.
Максимально можно получить по этому критерию 5 баллов, который выставляется после того, как члены жюри ознакомятся с эссе в целом. Это, пожалуй, самый субъективный критерий оценивания основной части исторического эссе.
Критерии оценки заключения
Заключение оценивается также в 5 баллов. Жюри обращает внимание на умение автора делать конкретные выводы по сути своей позиции, на взаимосвязи смысла высказывания, задач эссе и заключения эссе. Таким образом, будет достигаться оценка всего смысловое единства текста.
Вывод по каждой задачи будет оценен одним баллом, и один балл ставится за обобщенный вывод, который автор должен представить по итогам написанного эссе.
Два балла участник олимпиады получит, если его выводы будут носить общий характер. Всего один балл будет поставлен участнику олимпиады, если вывод будет написан только в одним предложением. Например, «Я согласен. » или «Я не согласен с автором высказывания. «
Рекомендации для подготовки к написанию эссе
Мы выяснили правила, которые существуют при проверке задания по историческому эссе, и нужно понять, как сделать так, чтобы участник олимпиады смог получить эти самые заветные высокие баллы.
Историческое эссе принято считать самым любимым заданием среди участников, так как присутствует большая вариативность выбора темы на олимпиаде, что создает довольно комфортную обстановку написания.
Приведем четыре основных умения и навыка, которыми должен обладать школьник, для того чтобы у него получилось качественное эссе на олимпиаде по истории:
При этом стоит, конечно же, руководствоваться интересами самого автора. Тогда и требование личной заинтересованности автора в теме будет достигаться намного легче.
Подготовку к написанию эссе по конкретному историческому периоду нужно начинать со сбора информации в исторической литературе. Для этого необходимо изучить исторические исследования, начиная с базовой литературы. Во время чтения исторической литературы следует формировать досье на каждого исторического деятеля, собрать основные факты его деятельности и факты его биографии, характеристики исторического деятеля, которые школьник найдёт в исторических исследованиях. Все эти характеристики необходимо обязательно подтвердить аргументами.
Необходимо внимательно вчитаться в текст высказывания, которое он выбрал для написания эссе. Важно понять утверждение, важно увидеть, что хотел сказать автор.
Далее следует начинать писать, но не стоит сразу пытаться определить свое отношение к высказыванию. Начинать надо с формулирования задач и целей на основе базового высказывания.
Следует обозначить интересные, оригинальные и логичные подходы, провести исследование источников по теме, выразить промежуточные выводы.
В завершении работы обязательно наличие общих итогов и подведение результатов.
Залогом успеха при участии в олимпиаде по истории является правильное распределение времени в рамках самого испытания. На написание исторического эссе следует отвести полтора часа, и 30 минут можно оставить на проверку работы и исправление ошибок.
Отработав методику написания эссе можно сэкономить и не тратить время на изучение всех предложенных вариантов тем и высказываний, а остановиться только на той теме, по которой вами было написано большее количество тренировочного материала.
На этом список рекомендаций подошел к концу.
Мы желаем вам удачи и отличных результатов на олимпиаде по истории.