примеры геральдики в истории
Что изучает геральдика: понятие и основные этапы развития в России
Практически каждый человек знает, что представляет собой герб. Чуть меньше граждан той или иной страны знакомо с государственными гербами. Эта символика постоянно мелькает перед глазами: на спортивных и развлекательных мероприятиях, музыкальных конкурсах и так далее.
Но так ли много простых обывателей знают, что означает термин «геральдика», чем занимается эта наука, какие инструменты использует для изучения объектов своего исследования? Разберёмся со всем этим по порядку.
Что изучает наука геральдика: определение
Ранее уже было упомянуто, что геральдика – это наука, которая занимается изучением различных символов и их значений на родовых и военных гербах. По крайней мере, это её первоочередная задача.
В Средневековье гербовая символика играла важную роль. Символы, которые наносились на щиты и доспехи тех же рыцарей, несли важную информацию. А уж во время военных действий по простому узору отличали воинов своего отряда от вражеских сил противника.
С течением времени гербы начали дополняться всё новыми и новыми значениями. На смену простым узорам пришли сложные символы, каждый элемент которых нёс определённую информацию о том, кого они представляли.
Нередко в гербах зашифровывались и героические поступки, и проявления доблести, и важные события, происходившие в истории клана или рода.
Написание родословной человека в Западной Европе никак не могло обойтись без тщательного изучения всех родовых символов, поскольку геральдика является, по сути, и стенографией нескольких поколений.
Какие аспекты изучает: теоретическое и прикладное направление
Изначально геральдика как наука представляла собой свод конкретных правил. С разрушением феодализма она несколько видоизменилась, но всё же сохранила своё главное направление – изучение гербовых символов, правила их ношения и использования в практических целях.
Исследователи-геральдисты изучают и объясняют значение тех или иных символов, изображённых на гербах, расшифровывают геральдические коды, определяют принадлежность документов или памятников (имеющих гербовую печать, естественно) к тем или иным историческим событиям или персонам.
Как и любая другая наука, геральдика имеет несколько направлений:
История развития науки и влияние рыцарских турниров
Началось всё во второй половине XI века, когда в разных уголках Западной Европы появились особые люди – вестники или, как их ещё называют, глашатаи (heralds).
Главной их задачей было не столько развлечение гостей и восхваление господ, сколько объявление рыцарей на турнирах. Каждый Герольд должен был максимально быстро определять по символам и рисункам, нанесённым на щиты и знамёна воинов, их родовую принадлежность.
Так как гербы (знаки отличия) переходили по наследству внутри каждого рода, с появлением Герольдов и развитием геральдики возросла и их значимость. Вестники были своеобразными хранителями этих знаний и экспертами в генеалогии.
В Средневековье, когда большая часть населения Европы была абсолютно неграмотной, геральдические символы старались изображать максимально просто (именно поэтому средневековую символику было легко считывать).
С наступлением мирного периода гербы потихоньку перекочевали из военного ремесла в гражданскую жизнь, эволюционировав и усложнившись. Теперь узоры и рисунки, наносившиеся на знамёна и щиты, имели эзотерический смысл.
С укреплением монархии, произошедшим в XVI—XVII, королевские особы закрепили за собой право (естественно, исключительное) на дарение герба или выдачу особой грамоты.
Поскольку к тому времени геральдика уже была символом государственности и власти, гербы появились не только у отдельных родов или персон, но и у населённых пунктов, церковных служителей, ремесленных гильдий и т. д. Расширилась и сфера изучения геральдики как науки.
Российская геральдика: основные этапы развития
Русская история геральдики начинается при царе Алексее Михайловиче Романове. «Тишайший» составил первую классификацию, которая позволяла выявить основные группы узоров и символов. Чуть позже эта система пополнится благодаря геральдикам из Польши, которые внесли свои корректуры.
Уже позже Пётр I сформирует в России свою собственную систему гербовых знаков. Теперь геральдическая символика появилась у дворян, городов и государств, которые входили в состав – двуглавый орёл.
Немаловажным нововведением было и создание герольдий, в которых имелись герольдмейстеры.
Герольдии представляли собой особые государственные учреждения, которые на профессиональной основе занимались изучением, расшифровкой и составлением гербовой символики. Вплоть до появления советской власти и переходом в новую эпоху в стране сохранялась система, введённая Петром I.
Однако после событий 1917 года прежняя дисциплина была полностью упразднена, а все прежние знаки отличия были отменены (вышел даже официальный приказ, призванный объявить все прежние гербовые принадлежности буржуазным пережитком прошлого).
Но всё же даже после этого приказа старым городам удалось сохранить свои гербы, для новых же поселений создавались новые символы (с социалистической направленностью, естественно).
Подробнее об элементах: щит, фигуры и цвета
В геральдике важны три элемента герба, которые несут главный информационный посыл для исследователя:
Щит: основные формы
Геральдический щит – это база любого герба. Им называют атрибут, на лицевой стороне которого (в гербовом поле) начертаны геральдические фигуры.
Форм щитов существует множество, как и вариантов нанесения символов на их поверхность:
Фигуры: 10 популярных и их значение
Существует несколько основных фигурных групп:
Цвета: история цветовой палитры
Первые гербы были максимально простыми, поэтому они выполнялись в ярких цветах, их хорошо было видно даже на дальнем расстоянии.
В средневековых гербах начали активно использоваться красные, чёрные, синие, белые, зелёные, жёлтые краски. Ещё позже появился пурпурный цвет. Ограниченный набор цветов вынуждал изображать на классических гербах, например, золотых львов, чёрных оленей и т.д. Но британская и шотландская геральдика внесла свои изменения в цветовую палитру.
В 1600 году цветовая палитра их гербов расширилась, когда мастера ввели в обиход «натуральные» цвета:
Геральдика в настоящее время: примеры современных гербов
Геральдика имела важное значение в истории мира, но сегодня современная наука значительно отличается от той, которая существовала несколько веков назад. Сегодня у исследователей есть масса технологических возможностей, обширные базы данных, фотографии, общедоступные электронные библиотеки.
Получить практически любую желаемую информацию можно не выходя из дома, что значительно облегчает изучение гербовой символики и составление генеалогического древа.
С помощью геральдики и изучения её истории можно:
Заключение
Всё описанное выше является лишь кратким описанием тех сфер, которые изучаются такой наукой, как геральдика. Эта дисциплина гораздо обширнее и глубже, чем кажется, а потому к её изучению стоит подходить ответственно и комплексно.
Научившись «считывать» гербовую символику, вы сможете лучше понять те или иные исторические реалии.
Знаки голубой крови
Fluctuat nec mergitur
Сотрясаемый волнами, я не утону
Надпись на гербе Парижа
На груди у Супермена и на капотах машин. На футболках и банкнотах. На медалях и фюзеляжах самолетов, университетской форме и паспортах, на печатях, почтовых марках и даже татуировках — везде, даже на сравнительно «молодых» вещах можно увидеть старомодные щиты с самыми необычными эмблемами. Вот скалится дракон, а здесь лишь несколько белых полос и надпись на латыни. Маленькие британские волшебники первым делом узнают, что спящего дракона будить не следует, а урук-хай щеголяют рисунком белой руки и эльфийской руны «С».
Геральдический герб — не только предок логотипов и торговых марок. Ему не обязательно быть запоминающимся и красочным. Среди корон и дубовых листьев спрятана совершенно особая история, доступная лишь немногим посвященным. Герб — лицо под парадной маской. Нужно уметь заглянуть за нее, чтобы понять, с кем ты имеешь дело.
С радугой на щите
Гобелен из Байо. Рыцари, участвовавшие в битве при Гастингсе (1066), не имели опознавательных знаков.
Что за рыцарь без герба? Существует расхожее мнение о том, будто геральдика неотделима от рыцарства, а следовательно, возникла вместе с ним для одной-единственной цели — чтобы суровым европейским мужикам можно было разобраться, кто из них знатнее. В реальности все было немного иначе. Самые старые из дошедших до нас изображений рыцарей (например, гобелен одиннадцатого века из аббатства Байо) не содержат ни одного намека на геральдические знаки.
Такие гербы на доспехах или флагах обобщенно назывались блазонами (вероятно, от французского blason — щит). Позже это понятие расширилось, обозначая устное или письменное описание всех элементов герба с пояснением их смысла (отсюда блазонирование — описание гербов). К примеру, белый цвет мог обозначать честь, синий — верность, красный — отвагу. Возможно, первые рыцари и размышляли о чем-то подобном, рисуя на своих щитах яркие опознавательные пятна, однако, скорее всего, их изначальные намерения были гораздо проще и сводились к тому, чтобы в горячке боя случайно не получить по голове от своих же товарищей.
Дракон в наследство
В большинстве геральдических систем дизайн герба был индивидуальным и мог использоваться лишь одним владельцем. Основные элементы отцовского герба передавались по наследству всем сыновьям (о дочерях будет сказано отдельно), но в некоторых странах на этот счет существовали особые правила.
Современный герб принца Астурийского Фелипе (Испания) с тремя титульными синими «флажками».
В Великобритании на гербах сыновей к отцовскому рисунку добавлялись особые элементы. На гербе старшего сына к отцовскому добавлялся «титульный воротник» — горизонтальная полоса с тремя вымпелами, свисающими вниз. После смерти отца этот элемент убирался, и сын использовал оригинальный вариант рисунка.
Старинный польский герб семейства Лелива.
Второй сын размещал на фамильном гербе полумесяц, загнутый вверх. Третьему сыну предназначалась звезда (пяти-, шести- либо девятиконечная), четвертому — марлет, геральдический вид птицы. Внешне она напоминала ласточку, ноги которой были обозначены нечетко и часто заменялись на пучки перьев.
Эмблема Вестминстерского аббатства с пятью «ласточками».
Королевские лилии на флаге Квебека.
Для пятого полагалось кольцо, шестому — лилия (чаще всего их связывают с символикой королевской Франции), седьмому — роза, восьмому — крест с раздвоенными и завитыми концами, девятому — цветок или лист с четырьмя лепестками.
Роза, крест и четырехлистник.
При такой системе семейные «маркеры» имели свойство накапливаться от поколения к поколению, затрудняя расшифровку гербов. Чтобы не запутаться окончательно, средневековые аристократы предпочитали идти на формальное нарушение правил и убирали из своих гербов знаки наследования пра-пра-пращуров, оставляя лишь 2-3 самых «свежих».
С женщинами все было проще. Геральдические правила не предусматривали для них уникального герба. Более того, им вовсе не полагалось иметь герб в традиционном смысле этого слова. Родовитые дамы использовали вместо него так называемый «косоугольник», иначе говоря — геральдический ромб.
Слева направо: дева, замужем, вдова.
В геральдике правая и левая сторона щита определяются не с точки зрения наблюдателя, а относительно человека, стоящего за щитом. Левая часть изображения на рисунке считается правой (декстер), а правая часть, соответственно, левой (синистер).
Сверху ромба иногда помещалась ленточка, свидетельствовавшая о том, что владелица этой эмблемы — девица на выданье. Замужняя дворянка могла временно пользоваться щитовидным «мужским» гербом, совместив в нем рисунок со своего ромба с рисунком из герба супруга (разделив пополам, либо нарисовав собственный ромб в какой-либо части мужнего герба). Овдовев, даме полагалось сменить щит на «девичий» ромб, сохранив на нем прежний двойной рисунок. Единственное исключение составляет женщина-монарх, которая в геральдическом смысле считается мужчиной и может всегда использовать гербовый щит.
Косоугольник Маргарет Тэтчер.
Как раскрасить герб?
Основные цвета геральдики — желтый, белый, красный, синий, черный и зеленый. Пурпурный считался цветом кардиналов и императоров, поэтому обычными дворянами использовался нечасто.
Все геральдические цвета делятся на три вида: металлы (яркие краски — золото и серебро), тинктуры (темные краски, остальные 5 оттенков) и так называемые меха (свыше 8 вариантов). При черно-белом исполнении герба каждому цвету соответствовал особый штриховой узор — например, для красного использовались вертикальные линии, а для синего — горизонтальные.
Исключения из этого правила редки и памятны. К примеру, рыцарь Годфруа Булонский, став первым королем Иерусалима (хотя этот его титул спорен), выбрал для герба пять золотых крестов на белом поле.
Геральдические меха: горностай (слева) и белка (справа).
Мехами назывался особый узор, чаще всего изображавший шкуру горностая (ermine) и белки (vair). В первом случае на белом поле изображались текстура из своеобразных горностаевых «хвостиков», беличья же шерсть имитировалась щитовидными геометрическими фигурами. Существует множество других вариантов раскраски мехов, однако горностай и белка считаются классикой.
Правило тинктур распространяется лишь на случаи наложения цветов друг на друга. Очень часто фоновый цвет герба делился на несколько частей (полей), и в этом случае каждая из них могла быть раскрашена без соблюдения требований о контрастности.
Варианты разделения цветового поля.
Вариантов разделения цветового поля существует множество, однако наиболее предпочтительно следовать форме основной фигуры, изображенной на гербе. К примеру, разделение per fess или per bend производится по, соответственно, горизонтальной или косой линии «перевязи», per pale — по вертикальной линии «столба».
Примеры разделения гербов per fess, per pale и per bend.
Разделительные линии не обязательно должны быть прямыми. Допускаются практически любые их конфигурации — зигзагообразные, зубчатые, волнистые или в виде языков пламени.
Герб Папы Римского: 2 косые разделительные черты per bend ограничивают красное поле, напоминающее мантию.
Что нарисовать на гербе?
Щиты бывают разной формы — круглые, квадратные, прямоугольные, овальные, с вырезами по бокам и без таковых. В геральдике наиболее распространен английский и французский варианты.
Гербы разной формы: английский, французский и испанский.
Ординарии — простые геометрические фигуры (чаще всего полосы) Как правило, они делят щит пополам, либо в пропорции 1/3. Ординарии часто выполняют функции «толстых» цветных разделительных линий, проводя вышеописанное разделение цветовых полей щита. Глава щита (верхняя треть), закрашенная синим, может обозначать небо, основание (нижняя треть) зеленого цвета — землю.
У ординариев есть «младшие братья» — диминативы и субординарии. Первые — те же ординарии, только более узкие. Вторые — цветные треугольники, круги или квадраты небольшого размера, обычно примыкающие к какому-либо краю герба.
Герб Тринидада и Тобаго. Три каравеллы Колумба отделены тонким белым диминативом от двух колибри.