примеры авторитаризма в истории
Что такое Авторитарный режим
Авторитарный режим (или авторитаризм) — один из видов политического режима.
Политический режим — это способ управления государством. То есть комплекс мер, инструментариев и учреждений, которые власть использует, чтобы управлять обществом.
Слово пришло из латинского языка, где auctoritas означает «власть».
Авторитарный режим противопоставляется демократическому. По своим характеристикам он относится к недемократическому.
Примеры авторитарного режима
Признаки и основные черты авторитарного режима
Отличие авторитаризма от тоталитаризма
Авторитаризм
Власть контролирует не только политику, но ещё и экономику, и общественную и частную жизнь.
Всегда есть политическая идеология. Это попытка власти влиять на то, о чём и как люди думают.
При тоталитаризме идёт пропаганда какой-то политической идеи. В СССР такой идеей был коммунизм, в Германии при Гитлере — нацизм.
Она заменяет собой все ветви власти, а из её лидера делают культ личности.
Читайте подробнее про Тоталитарный режим.
Виды авторитарного режима
К видам авторитарного режима относят:
Авторитаризм
Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — политический режим, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.
Авторитари́зм, как форма политической власти часто сочетается с автократией (Форма отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти).
Содержание
Происхождение термина
Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы, означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.
Авторитаризм — это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Во-вторых — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность вождю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.
Типология
Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:
Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц.
Тоталитаризм
Основное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что авторитарная власть основывается на личности лидера, его способности удержать власть и привлекать сторонников. В то время как в тоталитарных государствах лидера выдвигает уже правящая элита (например, правящая партия или церковь), и система власти завязана на главенствующей роли этой элиты и её идеологии. Авторитарный режим часто заканчивается со смертью харизматичного лидера, не оставившего столь же сильного преемника. Тоталитарный режим более устойчив и рушится только в случае упадка всей системы и её идеологии.
Тоталитаризм | Авторитаризм | |
---|---|---|
Харизма | Высокая | Бывает как низкая, так и высокая |
Роль лидера | Лидер как функция | Лидер как индивидуум |
Идеология | Присутствует | Может как присутствовать, так и отсутствовать |
Ограничение плюрализма | Присутствует | Отсутствует, хотя возможен запрет оппозиционных политических партий [источник не указан 477 дней] |
Легитимность | Часто отсутствует | Отсутствует |
— Из книги «Современные политические режимы. Структура, типология, динамика» А. П. Цыганкова
Признаки авторитарного режима
При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным. Нет единых критериев авторитаризма.
Авторитарный режим — Это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т. к Д., равно как от Д. к Т. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.
В России после распада СССР
Что такое авторитаризм. Признаки авторитарного политического режима
Примеры авторитарных режимов
Примеры из современности: Китай, где монополия на власть принадлежит Коммунистической партии, или теократический Иран.
По степени авторитарности режимы могут быть как умеренными (режим Шарля де Голля во Франции в 1958- 1969 годах), так и открыто диктаторскими (режим Аугусто Пиночета в Чили в 1974-1990 годах).
Признаки авторитарного политического режима
Для авторитаризма характерна централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.
В авторитарных странах существенно ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.
Авторитаризму свойственны командный стиль руководства. Власти активно используют репрессии против политических противников.
Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но при этом будут нарушаться в реальности. Например, выборы проводятся под контролем правительства и носят недемократический характер.
«Все на выборы». Советский плакат
Доминирует официальная идеология, но допускаются другие идейные течения.
Нарушается принцип разделения властей. Суд лишен самостоятельности, подчинен официальной власти. Парламент может существовать, однако не имеет реальной власти.
Правящая партия соединяется с государством.
Авторитарный режим прямо опирается на полицию, военных и спецслужбы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные органы становятся важным элементом госаппарата.
А вот экономика при авторитаризме может быть и плановой, и рыночной, и смешанной. Обширный госсектор способен уживаться с рыночной экономикой.
Нередко для авторитарных режимов характерны агрессивные установки во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.
При авторитаризме «в массах культивируется фанатизм, страх и раболепное отношение к власти», сообщал «Философский энциклопедический словарь», изданный в СССР в 1983 году.
Отличия авторитаризма от тоталитаризма
При тоталитаризме государстве стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим контролирует политику, экономику, социальную сферу, культуру и идеологию, вторгается в частную жизнь граждан.
Авторитарный режим в этом смысле ведет себя мягче. В первую очередь авторитарные правители контролируют политическую сферу, стремятся не допустить к власти других людей. При этом экономика, культура, частная жизнь могут контролироваться слабо.
Например, в современном Китае полновластие Компартии не мешает существованию развитой рыночной экономики. При этом попытки поставить под вопрос монополию КПК на власть или коммунистическую идеологию пресекаются жестко.
Тоталитаризм и авторитаризм могут сменять друг друга при сохранении внешних форм государства. Так, СССР времен И.В. Сталина обычно называют тоталитарным государством: у населения отсутствовали реальные права и свободы, был установлен полный контроль над экономикой, господствовала общеобязательная идеология, для устрашения и борьбы с «врагами народа» использовались массовые репрессии.
История существования авторитаризма в различных странах
Авторитаризм стал в XIX веке постоянным и важным течением немецкой политической мысли и пополнился идеями национального и государственного единства, которые он предназначен реализовать. К концу века авторитаризм стал рассматриваться как средство мощной национальной и социальной мобилизации и управления сверху процессом государственного строительства (Г.Трайчке). Испанец Д. Кортес видел в авторитарном политическом порядке, обеспечивающем святость повиновения, условие сплоченности нации, государства и общества. О. Шпенглер также считал, что, в отличие от либерализма, порождающего анархию, авторитаризм воспитывает дисциплину и устанавливает в обществе необходимую иерархию. Многие ученые и политики рассматривают данный тип властвования (как, например, И. Ильин, в виде «авторитарно-воспитывающей диктатуры») в качестве наиболее оптимальной формы политического обеспечения перехода отсталых стран к современной демократии.
Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути являющихся промежуточным типом между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков.
В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик системы жесткого политического правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных социальных процессов. В силу этого важнейшими политическими институтами в обществе являются дисциплинарные структуры государства: его силовые органы (армия, полиция, спецслужбы), а равно и соответствующие им средства обеспечения политической стабильности (тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные задержания, групповые и массовые репрессии, механизмы жесткого контроля за поведением граждан). При таком стиле властвования оппозиция исключается не только из сферы принятия решений, но и из политической жизни в целом. Выборы или другие процедуры, направленные на выявление общественного мнения, чаяний и запросов граждан, либо отсутствуют, либо используются сугубо формально.
Блокируя связи с массами, авторитаризм (за исключением своих харизматических форм правления) утрачивает возможность использования поддержки населения для укрепления правящего режима. Однако власть, не опирающаяся на понимание запросов широких социальных кругов, как правило, оказывается неспособной создавать политические порядки, которые выражали бы общественные запросы. Ориентируясь при проведении государственной политики только на узкие интересы правящего слоя, авторитаризм использует в отношениях с населением методы патронирования и контроля над его инициативами. Поэтому авторитарная власть способна обеспечить лишь принудительную легитимность. Но столь ограниченная в своих возможностях общественная поддержка сужает для режима возможности политического маневра, гибкого и оперативного управления в условиях сложных политических кризисов и конфликтов.
Устойчивое игнорирование общественного мнения, формирование государственной политики без привлечения общественности в большинстве случаев делают авторитарную власть неспособной создать какие-либо серьезные стимулы для социальной инициативы населения. Правда, за счет принудительной мобилизации отдельные режимы (например, Пиночет в Чили в 70-х гг.) могут в короткие исторические периоды могут вызывать к жизни высокую гражданскую активность населения. Однако в большинстве случаев авторитаризм уничтожает инициативу общественности как источник экономического роста и неизбежно ведет к падению эффективности правления, низкой хозяйственной результативности власти.
Узость социальной опоры власти, делающей ставку на принуждение и изоляцию общественного мнения от центров власти, проявляется и в практическом бездействии идеологических инструментов. Вместо систематического использования идеологических доктрин, способных стимулировать общественное мнение, обеспечивать заинтересованное участие граждан в политической и социальной жизни, авторитарно правящие элиты в основном используют механизмы, направленные на концентрацию своих полномочий и внутриэлитарное согласование интересов при принятии решений. В силу этого главными способами согласования интересов при выработке государственной политики становятся закулисные сделки, подкуп, келейный сговор и другие технологии теневого правления.
Дополнительным источником сохранения такого типа правлений является использование властями определенных особенностей массового сознания, менталитета граждан, религиозных и культурно-региональных традиций, которые в целом свидетельствуют о достаточно устойчивой гражданской пассивности населения. Именно массовая гражданская пассивность служит источником и предпосылкой терпимости большинства населения к правящей группировке, условием сохранения ее политической устойчивости.
Однако систематическое применение жестких методов политического управления, опора властей на массовую пассивность не исключают определенной активности граждан и сохранения их объединениям некоторой свободы социальных действий. Свои (пусть скромные) прерогативы и возможности влияния на власть и проявления активности имеют семья, церковь, определенные социальные и этнические группы, а также некоторые общественные движения (профсоюзы). Но и эти социальные источники политической системы, действующие под жестким контролем властей, не способны породить сколько-нибудь мощные партийные движения, вызвать массовый политический протест. В подобных системах правления существует скорее потенциальная, чем реальная оппозиция государственному строю. Деятельность оппозиционных групп и объединений больше ограничивает власть в установлении ею полного и абсолютного контроля за обществом, нежели пытается реально корректировать цели и задачи политического курса правительства.
Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов или «ползучей» концентрации власти в руках лидеров или отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правила выступает наиболее часто встречающейся формой организации авторитарных порядков.
Но в любом случае главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных («силовиков») и госбюрократия. Однако, эффективно действуя в целях усиления и монополизации власти, они плохо приспособлены для обеспечения функций интеграции государства и общества, обеспечения связи населения с властью. Образующаяся в результате дистанция между режимом и рядовыми гражданами имеет тенденцию к увеличению.
В настоящее время наиболее существенные предпосылки для возникновения авторитарных режимов сохраняют переходные общества. Как отмечает А. Пшеворский, «авторитарные соблазны» в обществах этого типа практически неискоренимы. Осознание повседневных трудностей вызывает искушение у многих политических сил «сделать все прямолинейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию — дисциплиной, делать все рационально». Например, в современном российском обществе склонность к авторитарным методам правления постоянно подпитывается потерей управляемости общественными преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации сил на политическом рынке, распространением радикальных форм протеста, являющихся угрозой целостности обществу, а также не сложившимся национальным единством, распространенными консервативными представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности.
Примеры авторитаризма
Что это?
Осуществление власти при авторитарном правлении происходит без участия народа, политическая сфера полностью подчинена правящей группировке. Авторитаризм занимает промежуточный этап между демократией и тоталитаризмом и отчасти является переходным состоянием от одного режима к другому.
Главное отличие авторитарного правления от тоталитаризма заключается в области осуществляемого контроля. Если тоталитаризм стремится к абсолютному контролю за всеми сферами жизни общества, то авторитарный режим предполагает монополизацию власти и полное управление политической жизни, не претендуя на неполитические сферы.
Правление без участия народа
В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом — разрешено все, кроме политики. Следовательно, при таком правлении имеет место ограниченный плюрализм. Авторитаризм имеет особенность и в плане идеологической легитимации власти.
Абсолютный контроль
Свобода личности провозглашается, но не обеспечивается, тем самым не дает гарантий безопасности. Правовые структуры нарушают законодательство в корыстных целях, продается и покупается абсолютно все…
Авторитаризм имеет разновидности.
Которые были наиболее удачно разработаны немецким политологом,
Дирком Берг-Шлоссером.
Рассмотрим сущность и характеристики нескольких типов авторитаризма, однако особое внимание уделим военным режимам, попробуем определить основные причины установления милитаристского правления.
Абсолютная монархия
К числу традиционных режимов, сохраняющихся в современном мире, можно отнести:
Саудовская Аравия на карте
Саудовская Аравия
Занимает около 80 % территории Аравийского полуострова.
Столица – Эр-Рияд. Площадь составляет 2 217 949 км². Форма правления, абсолютная теократическая монархия.
В 2017 году население Саудовской Аравии составляло 33 000 000 человек.
Владеет колоссальными запасами нефти.
Страны Персидского залива на карте
Большинство княжеств Персидского залива
Страны Персидского залива расположены на стыке трех частей света и располагаются от Черного моря до Индийского океана. Различаются по площади территории, природным богатствам, уровнем социально-экономического развития, формой государственного устройства и проявлением независимости. Эти страны обладают крупнейшими в мире нефтяными богатствами.
Королевство Бутан на карте
Бутан
Королевство Бутан, государство в Южной Азии, расположенное между Индией и Китаем. Столица — город Тхимпху. Население Бутана составляло 750 425 человек. Территория – 38 394 км².
Правления, конституционная монархия.
Государство Бруней на карте
Бруней
Государство Бруней-Даруссалам, (султанат) в Юго-Восточной Азии. Площадь 5,8 тыс. км². Численность населения — 401 890 человек.
Столица — Бандар-Сери-Бегаван.
Форма правления, абсолютная теократическая монархия.
Королевство Свазиленд на карте
Свазиленд
Королевство Свазиленд, государство в Южной Африке. Общая площадь страны — 17 363 км². Численность населения 1,35 млн. человек. Столица Мбабане.
Форма правления, дуалистическая монархия.
Король, Мсвати III.
Очень ярким представителем абсолютистской монархии является Саудовская Аравия. Строгий исламский режим диктует нормы и правила во всём обществе (следовательно, королевство можно отнести и к теократическому режиму), а полиция и военные могут использовать любые средства для подавления беспорядков и конфликтов. С некоторой долей вероятности можно сказать, что арабское государство является исключением из правил, так как режим в этой стране проявляет тоталитаристские наклонности.
Олигархия
Следующей разновидностью авторитаризма являются режимы олигархического типа. При этом режиме определённая группировка или клан захватывают власть, отчуждая граждан от политического участия. В основном, такая олигархическая группа опирается на военную мощь и аристократию.
Никарагуа на карте
Клан Сомоса в Никарагуа — самый известный пример подобного правления.
Республика Никарагуа — государство в Центральной Америке.
Площадь территории, 129 494 км². Населения: 1,6 млн. человек. Государственный строй — президентская республика. Столица – Манагуа
С 1936 по 1979 год члены семьи Сомоса поочерёдно управляли страной, прочно оккупировав все высшие посты в государстве. Семейный клан имел тёплые отношения с США, которые активно поддерживали правителей Никарагуа, как в военном, так и в экономическом плане. Тем не менее, олигархический режим, несмотря на иностранную помощь, рухнул в результате Сандинистской революции.
Анастасио Сомоса Гарсия (01.02.1896 — 29.09.1956) — никарагуанский военный и государственный деятель, фактический глава Никарагуа с 1936 по 1956 год.
Военные режимы
Теперь стоит затронуть вопрос о военных режимах — политических режимах, при которых во главе государства стоит военный деятель или группировка (хунта). В основном, военные режимы устанавливаются в результате государственного переворота.
Подготовка военного переворота
Данный тип авторитаризма представляется наиболее интересным ввиду множества исторических примеров и проблемы установления власти. Постараемся предложить несколько причин, по которым утверждение военного режима стало возможным.
Основанием для переворота и дальнейшим установлением режима может быть слабая политическая культура. В слаборазвитых странах (особенно в Африке) военные нередко бывают единственным слоем, способным удерживать и использовать власть. XX век стал свидетелем различных военных переворотов, возникавших в Африке, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии. В этих странах окрепшая военная верхушка часто играла первую скрипку в управлении государством.
Так, алжирский военный деятель,
Хуари Бумедьен (23.08.1932 — 27.12.1978) — алжирский государственный, военный и политический деятель, полковник, один из лидеров антиколониальной борьбы алжирского народа.
возглавил переворот 1965 года против президента Ахмед бен Беллы, растерявшего своё влияние из-за неэффективной политики. Или тоголезское свержение режима Николаса Грюницкого в 1967 году, которое организовал подполковник Гнассингбе Эйадема. Предтечей переворота стал острый политический кризис, связанный с правлением Грюницкого и его предшественника Сильвануса Олимпио.
Ещё одной причиной установления военных режимов может быть конфликт армии с правящей элитой. Военные — одна из наиболее влиятельнейших сил в любой стране близкая к властной верхушке, поэтому любые противоречия могут коснуться и этот класс, который непременно сможет воспользоваться своим влиянием. Это доказывает ситуация в Уганде в 1966 году, когда возникший конфликт между королём Мутесом II и премьер-министром Милтоном Оботе перерос в военный переворот, который возглавил майор.
Дада Уме Иди Амин (17.05.1928 — 16.08.2003) — угандийский военный и государственный деятель, президент Уганды в 1971—1979 годах. Фельдмаршал угандийской армии.
Впоследствии последний становится единоличным правителем Уганды.
Власть и армия оказались по разные стороны баррикад и в Португалии, где в 1926 году случился переворот против Демократической партии. В условиях экономической и политической нестабильности она усиливала своё влияние в стране, что вызвало резкое недовольство среди военных чинов. Бунт возглавил,
Антониу Оскар ди Фрагозу Кармона (24.11.1869 — 18.04.1951) — португальский военный и политический деятель, маршал Португалии.
который в дальнейшем укреплял авторитарную власть в стране.
Даже режим Хуана Перона в Аргентине может считаться как результат борьбы за власть. После военного переворота в 1943 году (лидером этой революции был вовсе не Перон), полковник стал играть, возможно, главную роль в стране. После социальных преобразований, Перон заручился популярностью у народа. Эта поддержка позволила ему захватить практически все важные посту в государстве. На проведённых в 1946 году Хуан Перон одерживает победу (чем не борьба за власть?).
Хуан Доминго Перон (08.10.1895 — 01.07.1974) — аргентинский военный и государственный деятель, президент Аргентины с 1946 по 1955 год и с 1973 по 1974 год.
В итоге, вплоть до своего свержения в 1955 году аргентинский военный деятель проводил жесткую авторитарную политику, ограничив создание оппозиционных партии, а также поставив под контроль практически все СМИ в стране.
Конечно, данные причины не являются истиной в последней инстанции. Нельзя точно утверждать, что каждый военный режим произошёл из-за конфликта военных с властью или неорганизованности государственной структуры. Например, правление Аугусто Пиночета в Чили довольно трудно охарактеризовать.
Аугусто Хосе Рамон Пиночет Угарте (25.11.1915 — 10.12.2006) — чилийский государственный и военный деятель. Президент и диктатор Чили в 1974—1990 годах.
События 1973 года сложно назвать противостоянием военной элиты и власти (хотя переворот был инициирован Пиночетом), так как политикой президента Сальвадора Альенде было недовольно всё общество в целом, а не только армия. С другой стороны, вешать на Чили клеймо слаборазвитой страны тоже неоправданно: институт президентства в стране функционировал немногим меньше 150 лет.
Пиночет подвергается критике за нарушения прав человека, однако в то же время его экономическая политика признаётся некоторыми специалистами успешной и прогрессивной. Так, экономисты Роберт Пакенэм и Уильям Рэтлиф из Гуверовского института оценивают экономическую политику Пиночета следующим образом:
Первой страной в мире, которая сделала решительный разрыв с прошлым — от социализма и крайнего государственного капитализма к ориентированной на рынок политике и государственным структурам был вовсе не Китай Дэна Сяопина, не Британия Маргарет Тэтчер в конце 1970-х, не США при Рейгане в 1981 и не какая-либо другая страна в Латинской Америке или где-либо ещё. Этой страной была пиночетовская Чили в 1975 году.
Однако, с подобной оценкой согласны не все. Так, российский социолог левых убеждений Александр Тарасов отмечал:
При Пиночете в Чили произошёл самый глубокий спад, произошедший в мирное время в странах Латинской Америки XX века… Из Чили уехала десятая часть населения — 1 млн. человек. В подавляющем большинстве это были квалифицированные специалисты: крестьяне выехать просто не могли.
Продолжать список можно и дальше, «бумага» выдержит, да только времени не хватит…
Находясь на распутье между тоталитаризмом и демократией, авторитарный режим рано или поздно трансформируется: либо путём реформ, либо переворотом и свержением старого режима…