пример неправового государства в истории

Неправовое (полицейское) государство и его признаки

пример неправового государства в истории. Смотреть фото пример неправового государства в истории. Смотреть картинку пример неправового государства в истории. Картинка про пример неправового государства в истории. Фото пример неправового государства в истории пример неправового государства в истории. Смотреть фото пример неправового государства в истории. Смотреть картинку пример неправового государства в истории. Картинка про пример неправового государства в истории. Фото пример неправового государства в истории пример неправового государства в истории. Смотреть фото пример неправового государства в истории. Смотреть картинку пример неправового государства в истории. Картинка про пример неправового государства в истории. Фото пример неправового государства в истории пример неправового государства в истории. Смотреть фото пример неправового государства в истории. Смотреть картинку пример неправового государства в истории. Картинка про пример неправового государства в истории. Фото пример неправового государства в истории

пример неправового государства в истории. Смотреть фото пример неправового государства в истории. Смотреть картинку пример неправового государства в истории. Картинка про пример неправового государства в истории. Фото пример неправового государства в истории

пример неправового государства в истории. Смотреть фото пример неправового государства в истории. Смотреть картинку пример неправового государства в истории. Картинка про пример неправового государства в истории. Фото пример неправового государства в истории

«Неправовое государство»— это противо­положность «правового государства». Если в правовом государстве обеспе­чивается приоритет права и личности, то в неправовом — государство встает над личностью и правом (приоритет государства).

Политическая философия полицейского государства выражена в словах прусского короля Фридриха II Великого (1712—1786): «Народу, как больно­му ребенку, следует указывать, что ему есть и пить».

В Российской империи, во времена от Екатерины Великой до Павла I, люди присягавшие российскому императору клялись «верным, добрым, по­слушным рабом быть».

Наиболее благоприятная среда для формирования неправового государства там, где власть и собственность соединяются вместе. Подобное исторически и традиционно наиболее характерно для восточного типа государства; часто такой тип государства именуют «вотчинным» — общество превращается в вотчину власти.

Питательной средой для неправового государства являются также политическая нестабильность и экономические проблемы.

Важные признаки неправового государства:

· излишнее регламентирование отдельных сторон жизни человека и об­щества. В неправовом государстве осуществляется опека над гражданами; административный аппарат является громоздким нацелен на всеохватное регулирование всего и вся. В сферу регулирования
могут попасть вопросы брака, одежда, даже выражение лиц. В таких условиях личность становится принадлежностью государства, из субъекта превпревращается в объект власти. Фактически это означает отчуждение чело­века от власти;

· сильное имущественное расслоение общества. Значительный имущественный разрыв между «верхами» и «низами», отсутствует сколько-нибудь заметная прослойка среднего клас­са. Государство либо не ставит задачу улучшения благосостояния общества, либо ставит, но на практике не стремится реализовать ее;

· ограничение свобод личности, прав человека. В неправовом государстве не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина.

· применение насилия, принуждения ради «великих» целей и задач.Ис­пользование методов принуждения может осуществляться как на времен­ной основе, так и постоянно. Зачастую власть обещает построить «новую жизнь», «общество процветания», но человек не включен в процесс принятия решений.

· отсутствие или декоративный характер разделения властей.В неправовом государстве жизнью заправляет, как правило, исполнительная власть, подчиняет себе законодательную и судебную ветви власти. В результате парламент начинает штамповать нужные власти законы, а суды — вносить «правильные» приговоры и решения;

· неприязнь к частной собственности. Государство национализирует собственность либо берет ее под свой конт­роль другими средствами, пытается перераспределить собственность, ус­реднить стандарт жизни. На практике падает эффективность труда, каче­ство товаров, наступает всеобщий дефицит, в обществе воцаряется коллективная (усредненная) бедность. В таком государстве нетрынка, мо­гут быть лишь «элементы рынка»;

• изоляционизм. Неправовое государство постепенно теряет связь с населением. Такое государство боится «чрезмерной зависимости» (экономи­ческой, политической, идеологической) от внешнего мира и часто осуще­ствляет линию на самоизоляцию в международных делах, проводит политику «опоры на собственные силы».

В неправовом государстве могут присутствовать как все указанные выше признаки, так и всего лишь некоторые из них. Наличие хотя бы одного из признаков уже свидетельствует, что государство не является правовым.

Источник

20. Неправовое (полицейское) государство и его признаки.

Очень часто по отношению к неправовым государствам используется термин «полицейское» государство. Однако не всякое неправовое государство является полицейским. В то же время полицейское государство можно считать разновидностью неправового; только в полицейском государстве элементы неправового государства доведены до крайностей.

Постепенно возникла и развивалась идеология неправового (полицейского) государства. Ученые и политические деятели обосновывали необходимость и полезность методов принуждения, верховенства государства над человеком и обществом.

Политическая философия полицейского государства выражена в словах прусского короля Фридриха II Великого (1712-1786): «Народу, как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить».

В Российской империи, во времена от Екатерины Великой до Павла I, все присягавшие российскому императору клялись «верным, добрым, послушным рабом быть».

Согласно Уставу о предупреждении и пресечении преступлений Российской империи, в компетенцию полиции входило преследовать «в самом начале всякую новизну, законам противную».

Но, пожалуй, чаще бывает и так: государство в условиях нестабильности преследует свои корпоративные цели, не помышляя о движении в сторону правового государства.

Попробуем синтезировать некоторые наиболее важные признаки неправового государства. К ним, в частности, относятся:

излишнее регламентирование отдельных сторон жизни человека и общества. В неправовом государстве осуществляется мелочная, назойливая опека над гражданами; административный аппарат является громоздким и нацелен на всеохватное регулирование всего и вся. В сферу регулирования могут попасть вопросы брака, одежда, даже выражение лиц. В таких условиях личность становится принадлежностью государства, из субъекта прав превращается в объект власти. Фактически это означает отчуждение человека от власти;

сильное имущественное расслоение общества. В неправовом государстве существует значительный имущественный разрыв между «верхами» и «низами», отсутствует сколько-нибудь заметная прослойка среднего класса.

ограничение свобод личности, прав человека. В неправовом государстве не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. В ряде стран (например, в арабских государствах) официально ограничены права женщин. Бывает, что государство закрепляет права человека в законе, но законы являются ширмой. Преследуется самостоятельность и собственные убеждения; вводится единомыслие, какая-то одна идеология (в том числе религиозная), подкрепленная силой и авторитетом государства. Практикуются репрессии и доносы. Маленький человек находится в страхе, растерянности, синдроме тревожного ожидания;

применение насилия, принуждения ради «великих» целей и задач. Использование методов принуждения может осуществляться как на временной основе, так и постоянно. Использование насилия оправдывается необходимостью решить те или иные проблемы, задачи. Зачастую власть обещает построить «новую жизнь», «общество процветания», но человек не включен в процесс принятия решений. Личность становится средством достижения великих целей и задач, приносится в жертву (по принципу «цель оправдывает средства»). Массы играют роль стройматериала для достижения возможного будущего благополучия. Примером могут служить отдельные периоды истории СССР, Чили и других государств;

право заменяется понятиями «пользы», «целесообразности». В неправовом государстве может иметься развитая правовая система, поддерживаться внешний порядок и законность, но это забота об охране «своего права», «своей законности», которые в действительности оторваны от естественных прав человека. Это явление можно было бы назвать «диффузией тоталитарных идей в позитивное право». При необходимости, если полезно или целесообразно, государство легко отходит от установлений права. В таких условиях «верхи», элита обычно живут по своим правилам и законам, являются недосягаемыми для правосудия; в обществе царят двойные стандарты;

отсутствие или декоративный характер разделения властей.

неприязнь к частной собственности. Неправовое государство боится частного собственника, так как частная собственность несет экономическую самостоятельность индивидуума, его независимость от государства. Государство национализирует собственность либо берет ее под свой контроль другими средствами, пытается перераспределить собственность, усреднить стандарт жизни. На практике падает эффективность труда, качество товаров, наступает всеобщий дефицит, в обществе воцаряется коллективная (усредненная) бедность. В таком государстве нет рынка, могут быть лишь «элементы рынка»;

изоляционизм. Неправовое государство постепенно теряет связь с населением. Такое государство боится «чрезмерной зависимости» (экономической, политической, идеологической) от внешнего мира и часто осуществляет линию на самоизоляцию в международных делах, проводит политику «опоры на собственные силы». Примером может служить КНДР: официально провозглашенная идеология «чучхе» содержит принцип «опоры на собственные силы».

В неправовом государстве могут присутствовать как все указанные выше признаки, так и всего лишь некоторые из них. Наличие хотя бы одного из признаков уже свидетельствует, что государство не является правовым.

В то же время в государстве могут быть перечисленные признаки, но государство декларирует и на практике стремится к правовому государству. Таких государств в мире достаточно много.

В условиях глобализации, которая началась в ХХ веке и будет разворачиваться в ХXI веке, большинство государств будет подтягиваться к общемировым стандартам. Общая логика развития человечества, единое экономическое пространство требуют движения в сторону правовых государств.

Источник

Понятие правового государства

пример неправового государства в истории. Смотреть фото пример неправового государства в истории. Смотреть картинку пример неправового государства в истории. Картинка про пример неправового государства в истории. Фото пример неправового государства в истории

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2012 год

Ограничение полномочий правительства

Борьба с коррупцией

Порядок и безопасность

1Швеция0,920,960,890,930,890,780,820,892Дания0,930,950,910,910,850,790,870,883Финляндия0,890,930,920,900,820,790,870,874Норвегия0,900,940,870,900,830,820,850,875Нидерланды0,860,930,860,840,830,800,800,856Новая Зеландия0,870,920,870,860,820,760,790,847Австралия0,880,900,860,840,830,720,720,838Япония0,80,840,890,780,870,770,680,819Австрия0,820,770,890,820,840,740,750,8110Сингапур0,730,910,930,730,800,790,870,8012Германия0,820,820,860,800,730,800,760,7613Китай0,730,890,930,710,750,710,760,7914Великобритания0,790,800,840,780,790,720,750,7815Франция0,800,800,840,790,760,680,690,7618США0,770,780,830,730,700,650,650,7385Россия0,310,390,490,470,450,500,400,43

Вопросы для самопроверки

Как называется признак правового государства, который объявляет права и свободы человека высшей ценностью?

Является ли развитая система правоохранительных органов признаком правового государства?

Статья 13 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность». Какой принцип организации власти в правовом государстве здесь зафиксирован?

К каким последствиям может привести несоблюдение принципа разделения властей в государстве?

Что означает взаимная ответственность личности и государства?

Если вы не знаете ответа на какой-то из вопросов, вернитесь к содержанию статьи — все ответы в ней уже есть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *