причины набегов половцев на русь
Почему половцы воевали с Русью
Половцы остались в истории Руси злейшими врагами Владимира Мономаха и жестокими наемниками времен междоусобных войн. Племена, поклонявшиеся небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.
В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись.
С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе. Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.
Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света. Их предки – сары – обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Уцелевшие направились в степи восточного Казахстана, где получили новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные» и о чем свидетельствуют средневековые арабо-персидские источники. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.
У официальной версии существует немало слабых сторон.
Если все народности изначально представляли единый народ – кипчаков, то как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен? В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах.
На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь воинов, павших в битве, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.
Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук Юрия Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.
Оружие междоусобиц
Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку засыпая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.
Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых для того времени технологиях, как например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.
Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.
В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь, распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи, Олег Святославич (которого дяди лишили наследства), позволил половцем грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.
Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками внук Ярослава, Олег Гориславич, выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий.
В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.
Война Мономаха
Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые, правда, при нем активно переписывались, рассказывают о Владимире Мономахе, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории.
В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.
Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.
На страже мертвых и живых
Половцы, как и многие другие народы, канули в лету истории, оставив после себя «половецких каменных баб», которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов. Очевидно, этот обычай они привезли с собой из первоначальной Родины – Алтая, распространив его по Дунаю.
«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери у половцев (Умай), олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.
Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:
«И пред идолом гнётся кипчаков спина.
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо».
Войны русских с половцами: игра на руку врагу
Войны кочевых и оседлых народов – неотъемлемая часть средневековой истории. Войны русских княжеств с кочевыми половцами продолжались полтора века. В результате они стали гибельными для обеих сторон – и Русь, и половцы стали жертвами нашествия монголов.
Хронологические рамки русско-половецких войн
Половцы (это их русское название, а собственного общего имени этот конгломерат кочевых племен не имел) появились вблизи границ Руси в середине XI века. По мнению историков, пришли они с Алтая. В ряде столкновений эти кочевники победили имевшееся в причерноморских степях кочевое население – печенегов, и заняли их территории. Фактически, при этом они унаследовали вражду с Русью, привычную для печенегов. Последних отвадили от активных действий Владимир и особенно Ярослав.
Периодизация эта условна, но она помогает оценить взаимосвязь хода боевых действий русско-половецких войн и политического положения на Руси.
Военные возможности сторон
Понимание связи военных действий и политической ситуации тем более необходимо, что результаты сражений русских и половцев нельзя объяснить военными силами сторон. Половцы во всех отношениях уступали русским, но часто оказывались победителями.
Кочевники были относительно малочисленными – специалисты полагают, что общее число половецкого населения в Причерноморье не доходило до миллиона человек. Это понятно – кочевое скотоводство просто не допускает концентрации большого количества людей на ограниченной территории. Население же русских княжеств на тот же период оценивается в 5 млн. человек. Соответственным было и соотношение числа воинов.
В экономическом плане половцы также значительно уступали русским. Ремесла у них были развиты слабо; соответственно, худшим было вооружение. Металлические легкие доспехи носили только самые богатые и знатные половецкие воины. Дальнобойность коротких луков кочевников была незначительной. Военной техники у половцев тоже почти не было – только на последнем этапе войн они начали применять нечто вроде «греческого огня» (неизвестно, откуда ими была заимствована технология) и тяжелые самострелы.
Преимуществом половцев был огромный военный опыт (кочевой образ жизни просто вынуждал их быть воинственными, ибо постоянно требовались новые территории для выпаса скота). Успешной была и их почти партизанская тактика быстрых набегов относительно небольших отрядов легкой кавалерии, уходивших с добычей до появления неприятельской армии. Половцы редко захватывали крепости, но разорение сельской местности, угон в рабство и убийство населения также были чувствительными ударами для Руси.
Однако русские воины также обладали немалым боевым опытом и хорошими навыками. Военные приемы кочевников тоже не были для них чем-то новым. Вооружение и доспехи русича в среднем были значительно лучше, чем у половца. Кроме того, русские располагали гарнизонами в крепостях, а у половцев стационарных укреплений не было совсем.
Но все русские преимущества нивелировались раздробленностью, мешавшей князьям быстро реагировать на опасность и действовать сообща. Мало того – они часто использовали половцев как союзников и своеобразных наемников в собственных междоусобных конфликтах.
Основные события русско-половецких войн
Стычек русских с половцами было очень много, и большинство из них не нашло отражения в письменных источниках. Но это были небольшие столкновения, с числом участников не более нескольких сотен; соответственно, они и не имели особого исторического значения. Однако в каждом из трех периодов войн отмечены и крупные сражения, имевшие далеко идущие последствия.
Первый период
Первый период войн был довольно успешен для половцев. Первое крупное столкновение их с русскими датировано 1061 годом в ходе половецкого нападения на Переяславское княжество. В силу своего географического положения это княжество оказалось форпостом на пути половцев и чаще других подвергалось набегам.
В 1068 году в сражении на реке Альте половцы разгромили армию трех князей Ярославичей. Однако 1 ноября того же года Святослав Ярославич в одиночку дал половцам довольно успешное сражение на реке Снове, причем соотношение сил было 1:4 в пользу половцев.
В 1092-1093 годах крупный поход на Русь возглавили ханы Тугоркан и Боняк. В 1093 году им удалось захватить крепость Торческ, а также разгромить на реке Стугне объединенную армию киевского, переяславского и черниговского князей (в сражении погиб один из братьев Владимира Мономаха).
В 1096 году положение несколько изменилось. Половецкие войска добрались до окрестностей Киева и осадили Переяслав, но потерпели серьезное поражение на реке Трубеж от киевского и переяславского князей и вынуждены были спешно отступить.
Второй период
Этот период оказался более успешным для русских войск. Это связано как с уменьшением проявлений раздробленности, так и с талантливым руководством Владимира Мономаха.
В 1104 году русские войска сами предприняли поход против половцев ранней весной. Это был самый выгодный период, ибо лошади кочевников были ослаблены после зимы. 4 апреля на реке Сутени союзная русская армия нанесла половцам разгромное поражение.
В 1107 году половцы напали на Переяславское княжество, осадили город Лубен (ныне Лубны). Однако Мономах с союзниками быстро организовал отпор и сравнительно легко победил половцев в битве на Суле.
В 1111 году Мономах сам организовал военный поход в степь – в результате русские войска дошли до Дона. Еще один удачный поход состоялся в 1116 году.
Третий период
Вторая половина XII века характеризуется в основном относительно небольшими походами русских князей в степь ради обеспечения безопасности торговли, а также участием половцев в русских усобицах. Однако конец XII века ознаменован крупным конфликтом, ход которого отражен в известнейшем памятнике древнерусской литературы – «Слове о полку Игоревом».
В 70-е годы века хану Кончаку удалось создать относительно прочный союз половецких племен, армия которого представляла внушительную силу. В 1176 году этот союз разгромил русскую армию у Ростовца.
Великий князь киевский Святослав Всеволодович решил организовать противодействие этой опасности. Войска созданной им коалиции правителей южнорусских княжеств в 1183-1185 гг. нанесли половцам несколько серьезных ударов. Однако дело было испорчено инициативой новгород-северского князя Игоря Святославича, решившего организовать самостоятельный поход против половцев весной 1185 года. Именно эта кампания описана в «Слове о полку Игоревом», и итог ее показан древнерусским автором верно: русские потерпели серьезное поражение.
Однако половцам не удалось развить успех – киевский князь сумел организовать неплохую оборону, и Кончак отступил. Несколько успешных, хотя и не слишком существенных ударов нанес по врагу и бежавший из плена Игорь.
Однако с 1185 года настоящие русско-половецкие войны фактически прекратились. Половцы более не нападали на русские земли «от своего имени», а действовали исключительно как союзники русских князей в междоусобицах. В 1223 году русские и половцы были союзниками в битве на реке Калке, и вместе потерпели поражение от монгольских войск хана Джучи. В ходе похода Батыя половцы были полностью покорены и ассимилированы монголами.
Половцы как участники русских междоусобиц
Русские князья широко использовали половцев в качестве ситуативных союзников в междоусобной борьбе. Использовались половецкие силы как в мелких княжеских конфликтах, так и в их противостоянии с центральной властью. Характерно, что первый шаг в этом деле сделала как раз центральная власть, причем в лице Владимира Мономаха (позже отличившегося в войнах с половцами же). В 1076 году князь прибег к половецкой помощи в борьбе с Полоцком.
Далее половцы участвовали в русских княжеских усобицах почти постоянно. В 70-е годы XII века они стали аргументом в борьбе за земли и престолы для всех представителей клана Ярославичей. Юрий Долгорукий приводил половцев под Киев 5 раз. Использовал их в борьбе за Киев и Андрей Боголюбский в 1169 году, и так же поступали князья черниговской династии Ольговичей вплоть до нашествия монголов.
Иногда половцев использовали и как союзников против другого внешнего врага. Например, князь Даниил Романович (на тот момент правивший Волынью) прибег к их помощи в борьбе с Венгрией. Перед битвой на Калке также был заключен русско-половецкий союз (не давший результата). Сами половцы искали союза с Русью после начала в 1236 году похода Батыя. Этот союз заключен не был.
В результате многочисленных договоров (союзнических и мирных) русская и половецкая верхушки завязали тесные родственные связи. В основном заключались браки между русскими мужчинами и знатными половчанками; множество известных князей имели половецких матерей. Даже сын прославленного литературой Игоря Святославовича Владимир был с малолетства помолвлен с дочерью хана Кончака Свободой. Во время неудачного похода 1185 года Владимир вместе с отцом попал к потенциальному тестю в плен, но брак все равно был заключен.
Значение русско-половецких войн
Войны русских с половцами – типичный для средневековья конфликт кочевого и оседлого земледельческого народа, вызванный различием их экономических потребностей. При этом соотношение сил было явно в пользу Руси, и довольно значительные (хоть и непостоянные) успехи половцев в конфликте объясняются исключительно феодальной раздробленностью русских земель, мешавшей князьям действовать слаженно.
Опыт войн русских с половцами показал, что скоординированные действия даже нескольких русских княжеств обычно приводили к успеху. Однако современники событий не сумели сделать из них выводов. В преддверии нашествия монголов (даже после поражения на реке Калке) русские князья не только не прекратили усобицы, но и продолжили практику втягивания в них половцев.
В конечном итоге от длительного конфликта Руси и половцев выиграли монголо-татары. Свой поход на Русь Батый осуществлял в условиях ослабления потенциального противника (и половцев, и русских). И кочевники, и русские княжества немало теряли из-за постоянных конфликтов между собой и на своих территориях. Тем проще оказалось монголам разгромить разрозненные силы врага по отдельности.
Статьи
Кто такие половцы и печенеги, зачем они нападали на святую Русь?
Президент Владимир Путин: «Печенеги её терзали, и половцы, – со всем справилась Россия. Победим и эту заразу коронавирусную. Вместе мы всё преодолеем».
Кочевники наносили огромный урон сельскому хозяйству и населению. Однако князья Руси использовали их в качестве наемников в войнах и в междоусобицах.
После смерти князя Владимира в 1015 году началась древнерусская «Игра престолов». Его сын Святополк расправился с братьями Борисом и Глебом. А для борьбы с Ярославом, решившим отомстить за братьев, нанял печенегов. Однако победить Святополк не смог. Борис и Глеб стали первыми святыми Руси, а Ярослав киевским князем.
Нападения печенегов закончились в 1036 году. Тогда князь Ярослав Мудрый вместе с варяжской дружиной наголову разбил кочевников, осаждавших Киев.
Первая встреча с половцами произошла в 1055 году. Князь Всеволод Ярославич встретил в степи неизвестный ему отряд кочевников. Знакомство князя и хана Болуша прошло мирно. Предводители обменялись подарками разошлись. Однако половцы в скором времени начали внезапно набегать на Русь: устраивали засады, атаковали ничего не подозревающих противников и даже нападали на города.
Знаменитый Новгород-северский князь Игорь Святославович в 1185 году совершил неудачный поход на половцев.
Половцы навсегда прекратили свое существование как независимая политическая сила при походах Батыя. Они слились со множеством родственных тюркских народов в Золотой Орде.
Эти два кочевых народа сохранились в русской культуре и даже в географии. Так, в Смоленской области находится деревня под названием Половцы. По переписи 2007 года, её населяли всего 2 жителя. Кроме того, на Украине в Харьковской области здравствует поселок Печенеги. Там уже живет гораздо больше человек – 6579 печенежцев.
Киевская Русь и половцы
Половцы (11-13-й вв.) — кочевой народ тюркского происхождения, ставший одним из основных серьезных политических противников князей Древней Руси.
В начале 11-го в. половцы выдвинулись из Заволжья, где проживали до этого, в сторону причерноморских степей, вытесняя по пути племена печенегов и торков. После пересечения Днепра они дошли до низовьев Дуная, заняв обширнейшие территории Великой степи — от Дуная до Иртыша. В этот же период степи, занятые половцами, стали именоваться Половецкими степями (в русских хрониках) и Дешт-и-Кыпчак (в хрониках других народов).
Название народа
Народ также имеет названия «кипчаки» и «куманы». Каждый термин имеет свое значение и появился в особых условиях. Так, общепринятое на территории Древней Руси название «половцы» пошло от слова «полос», что означает «желтый», и вошло в обиход из-за того, что ранние представители этого народа имели светлые («желтые») волосы.
Понятие «кипчак» было впервые употреблено после серьезной междоусобной войны в 7-м в. среди тюркских племен, когда проигравшая знать стала именовать себя «кипчак» («злосчастная»). «Куманами» половцев называли в византийских и западноевропейских хрониках.
История народа
Половцы представляли собой самостоятельный народ на протяжении нескольких веков, однако к середине 13-го в. вошли в состав Золотой Орды и ассимилировали татаро-монгольских завоевателей, передав им часть своей культуры и свой язык. Позднее на основе кыпчанского языка (на котором говорили половцы) образовались татарский, казахский, кумыкский и многие другие языки.
Половцы вели быт, типичный для многих кочевых народов. Их основным занятием оставалось скотоводство. Кроме того, они занимались торговлей. Чуть позднее половцы сменили кочевой образ жизни на более оседлый, за отдельными частями племени закреплялись определенные земельные наделы, где люди могли вести свое хозяйство.
Половцы были язычниками, исповедовали тангерианство (поклонение Тенгри-хану, вечному сиянию неба), поклонялись животным (в частности, волк был в понимании половцев их предком-тотемом). В племенах жили шаманы, которые проводили различные ритуалы поклонения природе и земле.
Киевская Русь и половцы
Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано прежде всего с их непростыми отношениями с русичами. Начиная с 1061 г. и вплоть до 1210 г. племена половцев постоянно совершали жестокие набеги на русские земли, грабили деревни и пытались захватить местные территории. Помимо множества небольших набегов, можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь.
Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 г. под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалило несколько полей и ограбило находящиеся там деревни. Половцам довольно часто удавалось одерживать победу над русской армией. Так, в 1068 г. они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 г. во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.
От руки этих кочевников пали также войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил общерусские походы Руси против половцев) и Ростислава во время битвы в 1093 г. В 1094 г. половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 г. половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 г. они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.
Окончательно половцы были разгромлены в 1111 г. Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных междоусобных войнах на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.
Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 г. В известном произведении «Слово о полку Игореве» это событие именуется побоищем Игоря Святославовича с половцами. Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным. Разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события набеги стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.
Конец племени половцев
Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям, прекратило свое существование в качестве самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13-го в. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы фактически стали частью Золотой Орды и (хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее) перестали быть самостоятельными.