при разработке системы обучения истории методика определяет
Особенности преподавания истории в условиях введения ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Киргинцевская средняя общеобразовательная школа
МКОУ Киргинцевская СОШ
Купинского района Новосибирской области
«Особенности преподавания истории
в условиях введения ФГОС»
Автор: учитель истории и обществознания
Ивликова Любовь Михайловна
мы украдем у детей завтра »
В настоящий момент к системе школьного образования предъявляются новые требования. Ведь образование, которое является основополагающим компонентом социализации личности, должно идти в ногу со временем. Особенно остро стоит проблема существенного обновления исторического образования: изменение методики построения урока, использование новых форм урока, разработка новой линии учебников и т. д. Причина внимания к предмету «история» следующая. История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
Однако заметим, что современные учащиеся значительно отличаются от своих предшественников, тех, под которых создавалась действующая система обучения.
Социальные реалии современного мира таковы:
Дети мало читают художественную литературу;
Резко возросла информированность детей через СМИ;
Дети заменяют живое общение со сверстниками виртуальным миром;
Дети узко мыслят, зачастую их выводы основываются на обывательских представлениях, а не на теоретическом знании.
Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку истории.
Каким должен быть идеальный урок истории в новых условиях?
Какую систему оценивания следует применять для распознавания способностей и знаний современных учащихся?
В соответствии с новыми стандартами, педагогу необходимо через предметную деятельность подготовить учащегося к решению практических вопросов, научить своевременно находить полезную информацию и грамотно применять ее в реальной жизни.
Так, учитель становится «дирижером», ученик – незаменимой частью «оркестра» под названием «урок».
На уроках истории педагог должен научить ученика:
самостоятельно добывать историческое знание;
отбирать и анализировать информацию, сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
уметь дискутировать с одноклассниками по проблемным историческим вопросам;
определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпох ;
видеть проявления исторических коллизий прошлых лет/веков в современном мире;
предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей и т. д.;
Что же поможет сегодня учителю истории добиться планируемого уровня подготовки и реализовать поставленные цели?
Использование межпредметных связей (литература, обществознание, география)
Использование активных форм познания (мозговой штурм, круглые столы, дебаты, кейс-метод, диспут, дискуссия, портфолио, семинар, ролевые игры)
Использование проектной деятельности (исследовательская научная деятельность)
Использование ИКТ: на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей:
— запись на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.д.);
— наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин);
— таблицы и схемы;
— тесты;
— игры;
— проектная деятельность учащихся
Использование рефлексии (оценка учеником своих учебных действий, соотнесение результата с целью)
Использование индивидуального подхода к учащимся
Использование дифференцированных домашних заданий
Использование технологической карты урока (оптимальная форма проектирования современного урока, п озволяет тщательно планировать каждый этап деятельности, максимально полно отражать последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату и координацию и синхронизацию действий всех субъектов педагогической деятельности, проект урока, составленный учителем с возможной корректировкой).
На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.
достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
владение информационными технологиями;
умение работать с нормативной документацией;
опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;
креативный тип мышления;
активная социальная позиция;
обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;
Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.
Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.
Результаты подобного анализа должны стать основой для целенаправленного развития профессиональных компетентностей учителя.
Новые черты образовательного процесса в условиях ФГОС
Понимание результатов образования как способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач
Приоритет метапредметных результатов освоения основной образовательной программы
Воспитание общероссийской гражданской идентичности в условиях поликульутрноо общества
Повышенное внимание к духовно-нравственному воспитанию личности
Уровневый подход к представлению и оценке образовательных достижений обучающихся (базовый и повышенный уровни)
Выделение внеурочной деятельности как составной части образовательной программы и е ерегламентация стандартом
Построение системы оценки образовательных достижений, отвечающей требованиям ФГОС
Защита учебного проекта как обязательная часть итоговой аттестации 9-классников
Обязательный экзамен по истории России в 9 классе
В связи с этим структура современного урока предполагает следующие требования к современному уроку:
Таким образом, применяя данные формы, методы и структуру на уроках истории, каждый ребенок будет замечен и вовлечен в активную учебную деятельность, что, безусловно, посодействует формированию его самостоятельности как личности. В этом и состоит главная задача педагога: построить учебный процесс так, чтобы спровоцировать учебное действие учащегося.
Уроки истории не должны учить школьников исключительно пассивному запоминанию дат и фактов, они призваны погрузить ученика в ту или иную эпоху для того, чтобы воспитать в нем умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества.
Тогда школа сможет воспитать настоящего гражданина, патриота России, активного, мыслящего, творческого, остро чувствующего и радеющего за судьбу Отечества.
Вывод: в целом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура современного урока истории выстраивается из классической структуры любого урока в целом, но включает в себя те особенности и дополнения, которые необходимо включать в неё с учётом специфики данного предмета. Следует учитывать и те требования, которые предъявляются сегодня к преподаванию такого важнейшего, выстраивающего систему мировоззрения на себя и мир, школьного предмета, как урок истории. Поскольку с течением времени меняется не только наше общество, но и мир в целом, преподавание истории должно исходить из веяний и реалий современной ему эпохи, но ориентироваться на компромисс мнений и стремиться к объективизму.
Список используемой литературы
Кирьянова Е.А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения [электронный ресурс] // /ps/blog/35203.html
Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
1. Источники исторической информации, согласно подходу Ф.П.Коровкина, по характеру знания делятся включают следующие группы:
• Источники, формирущие альтернативное прошлое средствами искусства
• документальные исторические источники, научная обработка которых не вышла за пределы их отбора, адаптаций, комментирования
• Источники, содержащие научно обработанные знания с известной их систематизацией, объяснением и оценкой фактов
2. Укажите верное утверждение:
• Исторические знания не способствуют формированию собственной точки зрения личности, но учат ценить и уважать мнения других.
• Исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, но не учат ценить и уважать мнения других.
• Исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, вместе с тем учат ценить и уважать мнения других.
3. Перед методикой обучения истории стоят задачи исследования:
• закономерных процессов обучения истории.
• частных (индивидуальных) вопросов обучения истории (изучение закономерностей принадлежит дидактике).
• экстремальных процессов обучения истории.
4. Содержание обучения истории включает в себя:
• опыт творческой деятельности
• система знаний, умений, навыков
• возрастные особенности учащихся
• познавательные возможности учащихся
5. Основополагающим документом, определяющим политику в сфере образования в РФ, является:
• Федеральный государственный образовательный стандарт
• Образовательная программа
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный закон «Об образовании»
7. Руководство мышлением в обучении истории осуществляется путем:
• организации дискуссии
• непосредственного объяснения фактов
• путем постановки проблем для самостоятельного их решения
• в эвристической беседе
8. К носителям исторической информации относятся:
• игровые кинофильмы
• документальные кинофильмы
• музеи
• учебные пособия
• газеты
9. В основу процесса реформирования системы образования положен принцип:
• приоритета государства перед личностью
• приоритета общества перед личностью
• приоритета личности
10. Сейчас историческое образование в России:
• перестает быть плюралистическим
• становится многообразным
• становится личностно- ориентированным
11. Руководство учебным процессом в преподавании истории заключается в следующем:
• непосредственное руководство процессом восприятия материала учащимися
• обеспечение познавательной деятельности учащихся источниками исторических знани
• создание у учащихся психологического настроя на изучение материала
• организация устойчивого внимания у учащихся
12. Источники исторических знаний по форме, в которой исторические знания в них выражены, делятся на:
• источники, содержащие научно обработанные знания с известной их систематизацией, объяснением и оценкой фактов
• документальные исторические источники, научная обработка которых не вышла за пределы их отбора, адаптаций, комментирования
• источники знаний в иде зрительных образов
• источники знаний в иде условных знаков
• словесные источники
13. Приоритет личности в образовании реализуется посредством:
• гуманизации образования
• гуманитаризации образования
• отказа от дифференциации образовательных систем, создаваемых в конкретных образовательных учреждениях
• отказа от дифференциации образовательной политики в целом
14. Укажите верное утверждение:
• В преподавании истории в современных условиях преобладает теологический подход.
• В преподавании истории в современных условиях преобладает формационный подход.
• В преподавании истории в современных условиях преобладает цивилизационный подход.
15. При разработке системы обучения истории, методика:
• определяет, как учитывать результат обучения и использовать полученные сведения для его совершенствования
• определяет структуру курса, но не предопределяет отбор материала
• определяет, какие цели необходимо и возможно ставить перед обучением истории
• определяет, какие виды учебных пособий и какое их методическое построение способствует достижению оптимальных результатов в обучении
16. Укажите верное утверждение:
• Прочность усвоения фактических знаний не зависит от сформированности у учащихся обобщенных знаний.
• Прочность усвоения фактических знаний зависит от степени систематизации обобщенных знаний у учащихся.
• Прочность усвоения фактических знаний зависит от сформированности у учащихся обобщенных знаний.
• Прочность усвоения фактических знаний не зависит от степени систематизации обобщенных знаний у учащихся.
17. При обучении истории ФГОС является:
• требованием при составлении программ
• не жестким требованием при составлении программ, от которого допускается отклонение в целях творчества педагога
• рекомендацией при составлении программ
18. История является во многом основой для преподавания следующих дисциплин:
• математика
• право
• русский язык
• обществознание
19. Сущность исторических фактов выражается в:
• генезисе исторических явлений
• соотношении единичного, особенного и общего в общественной жизни
• развитии исторических явлений
• отношении к историческому явлению в рамках той или иной системы политических взглядов
20. Исторические дисциплины воспитывают в личности такие качества, как:
• логика алгоритмизации
• толерантность
• широта мышления и мировоззрения
• шовинизм
Вопросы и ответы к аттестации учителей 2019. Методика преподавания истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика
Выберите правильный вариант ответа
Информационная компетентность предполагает наличие умения:
умение писать и считать
умение составлять план рассказа
умение находить требуемую информацию в различных источниках
умение организовывать творческие мероприятия
Выберите правильные варианты ответа
При организации урока с использованием компьютера нужно учитывать:
уровень подготовки класса по истории
организацию контроля за деятельностью учащихся на уроке и усвоением ими учебного материала
гигиенические требования к работе учащихся за компьютером
владение приемами работы с компьютером
Выберите правильный вариант ответа
К регулятивным УУД относятся умения:
выделять в тексте главное и анализировать информацию
определять цель и ставить задачи учебной деятельности
работать в группах, выступать перед аудиторией
устанавливать причинно-следственные связи
Выберите правильный вариант ответа
Проверка достижений учащихся по категории «историческое движение» включает в себя знание:
Изменений исторической карты мира
Фактов, событий, терминов
Выберите правильный вариант ответа
Учебник истории выполняет функцию:
Выберите правильный вариант ответа
Построение программ на принципах концентризма означает:
Параллельное изучение отечественной и всеобщей истории
Последовательное изучение всеобщей и отечественной истории
Изучение блоками всемирной истории
Изучение отечественной и всеобщей истории сначала элементарно, а затем углубленно, на более высоком теоретическом уровне
Выберите правильный вариант ответа
В методике преподавания повествовательно-описательными документами являются:
Летописи, хроники, мемуары
Грамоты, законы, указы
Статистические и следственные документы, программы, речи
Выберите правильный вариант ответа
К современным технологиям относятся:
Проектная технология, проблемное обучение, лекционно-семинарская зачётная система, кейс- технология
Проектная технология, проблемное обучение, технология критического мышления, кейс- технология
Проектная технология, проблемное обучение, лекционно-семинарская зачётная система, технология критического мышления
Игровая технология, проблемное обучение, лекционно-семинарская зачётная система, кейс- технология
Выберите правильный вариант ответа
При подготовке к урокам, учитель истории и обществознания должен руководствоваться следующей последовательностью:
изучение Госстандарта, базисного учебного плана, примерной программы, учебников
изучение Госстандарта, базисного учебного плана, примерной программы
изучение базисного учебного плана, примерной программы, учебника
изучение Госстандарта, базисного учебного плана, примерной программы, методических рекомендаций
Выберите правильный вариант ответа
Выберите приоритетный показатель, которым должен руководствоваться учитель при выборе программы по предмету:
Наличие грифа Министерства образования и науки РФ
Учет в программе возрастных особенностей ученика
Выберите правильный вариант ответа
Школьная лекция по истории:
а) требует проблемно-концептуального подхода, при котором используются приемы и средства, не дающие готовых и бесспорных ответов на постоянные вопросы;
б) предполагает от учеников ведение записей, которые сводятся к тезисам и конспектам и в каждом конкретном случае рекомендуются аудитории учителем
верны оба суждения
оба суждения неверны
Выберите правильный ответ:
Из предложенного списка выберите учебник, по которому ведется преподавание курса «История» по программам СПО:
Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю., Косулина Л.Г. История
Загладин Н.В., Симония Н.А. История
Чудинов А.В., Гладышев А.В., Степанов Ю.Г. и др. История
Выберите правильный ответ:
Из предложенного списка выберите учебник, по которому ведется преподавание курса
«Обществознание» по программам СПО:
Важенин А.Г. Обществознание
Кравченко А.И. Обществознание
Мушинский В.О. Обществознание
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание
Выберите правильный ответ
Выберите правильный ответ. В Концепции нового УМК по отечественной истории в перечне методологических подходов преподавания истории не указан:
Выберите правильный ответ
Оценку НЕ характеризует следующая функция:
поощрение образовательной деятельности ученика
оценивание ученика по его отношению к содержанию учебного курса
указание на проблемы тех или иных образовательных результатов
формирование самосознания и самооценки у школьников
свидетельство степени успешности учащегося в овладении знаниями
Установите правильную последовательность изучения разделов курса «История»:
Цивилизации Древнего мира
История России с древнейших времен до конца XVII века
Становление индустриальной цивилизации
Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
Между мировыми войнами
Россия и мир на рубеже ХХ – XXI веков
Впишите правильный ответ
Систему структурных дискуссий в форме интеллектуальной игры, где две стороны выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри и судей в своей правоте и опыте риторики, называют ДЕБАТАМИ
Впишите правильный ответ
Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, называют методом ПРОЕКТОВ
Впишите правильный ответ
Форму учебных занятий в старших классах, в которой учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение основного фактологического и теоретического материала темы, преимущественно в монологической форме, называют ЛЕКЦИЕЙ
Впишите правильный ответ
Элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета – это ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
Впишите правильный ответ
Выберите правильный ответ
По Е.Е. Вяземскому, форма учебного занятия по истории и обществознанию, на котором
Проанализировать задание и выбрать правильный ответ
Учащимся предлагается задание: «Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трёх примеров)».
Данное задание принадлежит к следующему типу:
на обобщенную характеристику, систематизацию знаний
на анализ исторических версий и оценок
на анализ исторической ситуации
Проанализировать задание и выбрать правильный ответ
Учащимся предлагается задание: «Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира».
Данное задание принадлежит к следующему типу:
задание, требующее конкретизации теоретического знания
составное задание на основе фрагмента оригинального текста
задание, требующее перечисления ряда объектов, признаков или применения обществоведческого понятия
Расположить в правильной последовательности этапы современного урока с учётом
Проанализировать задание и выбрать правильный ответ
Учащимся предлагается задание: «Четырнадцатилетний подросток совершил вооруженное нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Назовите любые два аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка?»
Данное задание принадлежит к следующему типу:
задание, требующее конкретизации теоретического знания
задание, требующее перечисления ряда объектов, признаков или применения обществоведческого понятия
составное задание на основе фрагмента оригинального текста
Расположить в правильной последовательности этапы технологии тематического
планирования учебных занятий:
изучение образовательной программы учебного курса
определение основных блоков тематического плана
распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курса
планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса
окончательная компоновка и оформление годового тематического плана
Расположить в правильной последовательности этапы работы с портфолио в учебном
формирование структуры портфолио
отбор материалов для размещения в портфолио
портфолио-конференция с презентацией портфолио
внешняя оценка портфолио
итоговая саморефлексия работы с портфолио
Расположить в правильной последовательности этапы решения познавательных задач по истории и обществознанию:
внимательно прочитать условие задачи и вопросы к ней
обдумать данные в тексте условия и определить, что они дают для ответа на вопрос
вспомнить, что известно по теме задачи и что из этих знаний может помочь решению
доказать свое решение
проверить, является и полученное решение ответом по существу вопроса задачи
Установите правильную последовательность цикла проблемного обучения:
Постановка проблемной ситуации
Перевод проблемной ситуации в психологическую
Поиск решения проблем
Переход к решению, появление нового знания
Реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта
Контроль отдалённых результатов обучения
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-489489
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.