преподавание истории в школе журнал база
Обновления
Преподавание истории в школе № 8–2021.
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА: Историческое образование и историческая память
Уважаемые читатели и подписчики!
1. На сайте доступна подписка на ЭЛЕКТРОННУЮ и БУМАЖНУЮ версии журнала на II ПОЛУГОДИЕ 2021 ГОДА! (нажмите Продолжить)
2. НОВАЯ УСЛУГА: можно купить отдельную статью из любого выпуска журнала. Вся информация на странице «Подписка на журнал и покупка электронных версий» (нажмите Продолжить)
3. УНИКАЛЬНОЕ предложение для организаций историко-обществоведческой направленности, вузов и коллективов авторов (нажмите Продолжить)
4. ДЛЯ СВЯЗИ С РЕДАКЦИЕЙ ТЕПЕРЬ МОЖНО ЗВОНИТЬ ПО WHATSAPP: +7-916-845-23-60
Материал из номера
Как стать автором
Подписка на журнал и покупка электронных версий
Сборники от РВИО
Получение индекса DOI
Уважаемые читатели и подписчики!
Если вы отправляете материалы для публикации на e-mail одного из сотрудников редакции, убедительно просим дублировать их на адрес журнала pishinfo@rambler.ru для занесения в общую базу.
Продолжается подписка на I полугодие 2022 года.
Оформить подписку вы можете с любого номера:
1. По каталогу агентства « Почта России » в каждом почтовом отделении РФ. Подписной индекс: ПП396 – индекс для индивидуальных подписчиков. Или на сайте Почты России по ссылке: https://podpiska.pochta.ru/press/ПП396
2. На сайте журнала в рубрике «Подписка на журнал и покупка электронных версий».
О журнале
Направления деятельности журнала
«Преподавание истории в школе» — современный журнал с богатыми традициями. Мы выходим с 1916 года и являемся старейшим в стране изданием для учителей истории и обществознания. Наша цель — помочь учителю в его труде, познакомив с последними реформами в образовательной сфере, свежими методическими разработками, результатами новых научных исследований. На страницах журнала вы найдете ответы на волнующие нас всех вопросы: как готовить к ЕГЭ? Как эффективнее использовать на уроке компьютерные технологии? Какой учебник лучше? Как улучшить результативность работы при постоянной нехватке времени? — и множество других, не менее актуальных!
Редакция журнала поддерживает живую связь со своими читателями. Мы охотно публикуем самые интересные материалы коллег — учителей и методистов со всех регионов России, готовых поделиться своим опытом.
Из уважения к традиции мы сохранили неизменным название журнала, но расширили его тематику. В каждом номере читатель найдет статьи по преподаванию обществознания, права и различных элективных курсов.
Мы работаем без цензуры, для нас нет запретных тем и неприкасаемых фигур. Вы можете обратиться к нам со своими профессиональными проблемами и получить необходимую консультацию и поддержку.
Наша яркая «фишка» — цветная вклейка, содержащая оригинальные изобразительные задания, столь любимые многими читателями!
Авторские материалы следует присылать по адресу pishinfo@rambler.ru
Обращаем внимание, что при наличии двух и более материалов, посвященных одной теме, преимущество публикации будет предоставляться подписчикам журнала.
Срок рассмотрения статей в зависимости от загруженности редакции составляет, примерно, месяц.
Статьи, одобренные редакцией, будут включаться в план издания.
Стоимость отправки авторского экземпляра зак азной банде ролью составляет 600 рублей. Автор должен сообщить по эл. почте о желании получить авторский экземпляр и оплатить доставку.
Внимание! Гарантийный срок хранения авторских экземпляров в редакции 1 месяц.
Содержание журнала № 7 2020
Актуальная тема: Работа с письменными историческими источниками
М.Г. Цыренова, Н.И. Голавская, Т.А. Богомоева. Развитие у школьников читательской грамотности при работе с текстами на уроках истории: методические акценты.
В статье описывается работа с текстом на уроках истории в качестве контекста, основания развития у обучающихся читательской грамотности. Раскрываются методические основания, которые необходимо учитывать при формулировании педагогом заданий к учебном, направленных на развитие у обучающихся читательской грамотности.
Ключевые слова: читательская грамотность, учебный текст, учебная ситуация, задание, принцип диалогичности.
Е.С. Манданова. Методические аспекты изучения исторических источников в курсе истории Древнего мира и Средних веков.
В статье рассматриваются методические приемы изучения исторических источников в курсе истории Древнего мира и Средних веков, создающие условия реализации деятельностного подхода в обучении истории. Проблемараскрываетсявтеоретическомипрактическомаспектах.
Ключевые слова: деятельностный подход, познавательная деятельность, исторический источник, методические приемы, система заданий для работы с источниками.
Ю.В. Дикая. Адаптация письменных исторических источников для дистанционной формы обучения.
В статье рассмотрены проблемы организации дистанционного обучения. Описаны способы адаптации учебного материла, на примере письменных исторических источников, с помощью электронных средств для дистанционного обучения.
Ключевые слова: педагогика, компьютеризация, электронные средства обучения, письменные источники.
История и обществоведение
Г.Г. Пиков. Является ли «Возрождение» особенностью развития европейской культуры?
В статье речь идет о «возрождении» как особенности развития европейской культуры. На примерах из средневековой культурной истории Европы показывается специфика этого процесса и конкретные проявления. В такие эпохи с помощью обращения к «древности» осуществляется решение разных важных задач, в том числе не только культурных, но и социальных и политических.
Ключевые слова: «Возрождение», культура, Европа, гуманизм, средние века.
А.В. Журавель. Предатели в земле Русской.
В данной статье ставится проблема предательства в русской истории, фактически обойденная в исторической литературе и в отечественной общественной мысли.
Ключевые слова: предательство, подвиг, патриотизм, европеизация.
О.А. Закиров. Сергей Фёдорович Бондарчук: к 100-летию со дня рождения.
Фильмы С.Ф. Бондарчука широко используются в работе образовательных организаций. Учителя истории применяют их в урочной и внеурочной работе. Цель статьи — привлечь внимание педагогического сообщества к некоторым незаслуженно малоизвестным работам С.Ф. Бондарчука.
Ключевые слова: С.Ф. Бондарчук, история, экранизация, воспитание, кино
В.В. Ситдиков. Общественно-политические и историко-философские взгляды Л.А. Тихомирова в зарубежной историографии (окончание).
В статье рассмотрены проблемы освещения зарубежной историографией общественно-политического и историософского наследия Л.А. Тихомирова. Автором проанализирован широкий круг историографических источников — диссертации, монографии и статьи историков из Великобритании, Польши, США, Швейцарии и Японии. Зарубежная историография значительно опередила отечественных исследователей в изучении многогранного наследия Л.А. Тихомирова.
Ключевые слова: Л.А. Тихомиров, зарубежная историография, консерватизм, народничество.
Г.С. Широкалова. Историческая память о Великой Отечественной войне: факторы формирования.
Статья посвящена сравнению исторической памяти студентов, выросших в городах-миллионниках, и студентов из сельской местности. И хотя образовательные программы одинаковы для всех, но территориальная и информационная замкнутость сельских территорий оказывает влияние на мировоззрение и жизненные стратегии селян.
Ключевые слова: школа, Великая Отечественная война, историческая память, студенты.
Х.И. Дупате, Г.Г. Нагиев. Антифашистское сопротивление народов Прибалтики в период ее гитлеровской оккупации.
В данной статье рассмотрено антифашистское партизанское движение в годы гитлеровской оккупации Латвии, Литвы и Эстонии. В статье делается попытка проведения анализа деятельности антифашистского партизанского движения в интересах обеспечения действий Красной армии по освобождению Прибалтики от немецких оккупантов и общего вклада латышских, литовских и эстонских партизан в дело разгрома гитлеровцев в прибалтийском регионе.
Ключевые слова: Советская Прибалтика, немецкие спецслужбы, гитлеровский оккупационный режим, антифашистское подполье, партизаны и подпольщики.
О.Ю. Орешкин. Дополнительные источники финансирования индустриализации CCCР (на примере деятельности Торгсина в Ивановской промышленной области в 1933-1935 годы).
В статье показана актуальность данной проблемы в условиях индустриализации СССР в 1930-е гг. Описана краткая история создания торговой сети Торгсин на территории Ивановской промышленной области в СССР. Представлены сведения об основных валютных ценностях, привлеченных Ивановской областной конторой Торгсин в 1933-1935 гг.
Ключевые слова: Ивановская областная контора Торгсин, межрайонная база, торговая точка.
Методика
И.И. Баринова. Электронная школа: плюсы и минусы.
В статье дан анализ опыта работы электронной школы в условиях пандемии, показаны основные положительные и отрицательные стороны работы ЭШ, роль учителя в процессе обучения и воспитания.
Ключевые слова: электронная школа (ЭШ), электронные ресурсы, материальная база ЭШ, требования СанПин, учебная нагрузка учителя и учеников.
В.И. Варющенко, О.В. Гайкова. Учебный комплект по истории для общеобразовательных школ Великобритании.
В статье описывается современный учебно-методический комплект по истории «Постижение истории» для VII-IX кл., позволяющий составить общее представление о современных учебных изданиях в Соединенном Королевстве. Авторы показывают, как современные обучающие материалы позволяют выявлять личностно значимые проблемы, могущие стать предметом дискуссии в классе, как формулируется рабочая гипотеза и выстраивается алгоритм подготовки к дискуссии.
Ключевые слова: дискуссия, дискуссионный вопрос, критическое мышление, педагогическая технология, учебно-методический комплект.
О.Д. Мишина. Анекдот на уроках обществознания.
В статье описан опыт организации работы с анекдотами на уроках обществознания в качестве средства достижения предметных результатов обучения.
Ключевые слова: обществознание, анекдот, предметные результаты.
А.Н. Федоров. Универсальный подход к оцениванию сочинений ЕГЭ по обществознанию: реальность или перспектива?
В статье рассматриваются перспективы разработки универсального подхода к оцениванию сочинений. Высказано предположение, что согласованность может зависеть от сопоставления критериев проверки и их практической реализации.
Ключевые слова: преподавание, государственный экзамен, смыслопорождение.
Среди книг журналов и сайтов
Г.И. Каневская. Россия и Океания. Исследования и путешествия россиян в XIX-XXI веках (научно-популярное издание).
Рецензия на книгу.
Ключевые слова: Россия, Океания, Миклухо-Маклай, исследования и путешествия.
Уникальное издание о Пушкиных.
Анонс уникального издания.
Труды молодых ученых
А.К. Мордовин-Залесский. Послужной список как исторический источник.
В статье на примере отобранных послужных списков некоторых генералов Первой Мировой войны проанализирована история возникновения и изменений данного типа источников, изучены его особенности и продемонстрирована специфика работы с подобными документами.
Ключевые слова: послужной список, командный состав, военная история России XIX — начал ХХ вв., исторический источник.
В.А. Дзюбинский. Духовное образование на Подолье в XVI-XVIII веках.
Данная статья призвана описать ключевые вопросы, связанные с духовным образованием на Подолье в XVI-XVIII вв. На основании имеющихся источников автор исследует деятельность Католических и Греко-Католических духовных училищ.
Ключевые слова: духовное образование, ректор, Подольская духовная семинария, Львовское братское училище, Острожская академия.
Преподавание истории в школе журнал база
Дополнительную информацию можно посмотреть на сайте журнала pish.ru/ На форуме сайта я собираю большую коллекцию полезных ссылок, структурированных для учителей истории. Со всеми вопросами, замечаниями, предложениями, пожеланиями и материалами для публикации можно обращаться непосредственно ко мне
Составляя нашу самую большую в Рунете коллекцию полезных исторических ссылок (http://pish.ru/forum/viewforum.php?f=36&sid=2d5ae..), я исходил из необходимости классификации по достаточно узким темам. Но все равно в коллекции очень много универсальных ссылок (на библиотеки и т.п.). В связи с этим возникла мысль составлять и печатать в журнале подборки ссылок и отдельные методические материалы по темам, привлекая к этому делу интернет-общественность. Т.е. коллективно составлять подборки по темам ссылок на 1) наиболее важные и интересные источники по теме, 2) научные работы, 3) ресурсы по наглядности, 4) удачные уроки, 5) презентации и пр.
Первая тема, естественно – История первобытного общества. Кто что по ней нашел в Сети интересного и достойного для журнала?
Чего-то тут совсем как-то дохло.
Информацию по первобытке мне, видимо, самому придется собирать :-(((
Попытался написать немножко смешной текст по истории России для современных школьников: http://pish.ru/metodist/126 Комментарии и критика приветствуются
Преподавание истории в школе журнал база
Дополнительную информацию можно посмотреть на сайте журнала pish.ru/ На форуме сайта я собираю большую коллекцию полезных ссылок, структурированных для учителей истории. Со всеми вопросами, замечаниями, предложениями, пожеланиями и материалами для публикации можно обращаться непосредственно ко мне
Составляя нашу самую большую в Рунете коллекцию полезных исторических ссылок (http://pish.ru/forum/viewforum.php?f=36&sid=2d5ae..), я исходил из необходимости классификации по достаточно узким темам. Но все равно в коллекции очень много универсальных ссылок (на библиотеки и т.п.). В связи с этим возникла мысль составлять и печатать в журнале подборки ссылок и отдельные методические материалы по темам, привлекая к этому делу интернет-общественность. Т.е. коллективно составлять подборки по темам ссылок на 1) наиболее важные и интересные источники по теме, 2) научные работы, 3) ресурсы по наглядности, 4) удачные уроки, 5) презентации и пр.
Первая тема, естественно – История первобытного общества. Кто что по ней нашел в Сети интересного и достойного для журнала?
Информацию по первобытке мне, видимо, самому придется собирать :-(((
Попытался написать немножко смешной текст по истории России для современных школьников: http://pish.ru/metodist/126 Комментарии и критика приветствуются