предмет истории россии и его значение

Предмет, метод курса истории России

1. Предмет истории — логическая цепочка причинно-следственных связей, в которую вплетаются конкретные исторические факты, что позволяет объективно воссоздать развитие общества во времени и пространстве.

Предмет истории России — аналогичное изучение развития России с древнейших времен до настоящего времени.

2. При изучении исторического процесса применяются следующие методы (подходы):

— комбинированный и иные методы.

Формационный метод (доминировал в советское время) исходил из деления всего развития человечества на пять последовательно сменяющих друг друга экономических формаций — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социалистическую), и построения всего исторического развития как процесса смены этих формаций. Модернизированный формационный метод ближе к классическому марксистскому с той разницей, что выделяются не пять, а три формации — доиндустриальная (аграрная), индустриальная, постиндустриальная (информационная). Цивилизационный метод за основу берет не формации, а последовательную смену разных цивилизаций и их сосуществование.

Религиозный метод рассматривает исторический процесс через призму развития религии и как результат деятельности Бога.

Личностный метод воспринимает историю как результат волевых действий отдельных выдающихся личностей, которые ведут за собой массы.

Локально-исторический метод изучает историю развития какой-либо страны в отрыве от остальных событий в мире (частично этот подход господствовал в советскую эпоху при «изучении СССР как особого государства, живущего по своим законам развития).

Всемирно-исторический метод рассматривает конкретные исторические события в контексте всемирно-исторического процесса (например, можно рассматривать опричнину как расправу Ивана Грозного с личными врагами, а можно — как один из эпизодов общеевропейской борьбы монархов с крупными феодалами и т. д.).

Комплексный метод совмещает различные методы.

3. Наука «История России» отличается от соответствующей учебной дисциплины.

Наука — это глубокое теоретическое знание, которое всесторонне исследует процессы, события, явления в их взаимосвязи, общие закономерности развития.

Учебная дисциплина — первичное знание для ознакомления с наукой.

Формационный метод изучения истории наиболее четко выстраивал картинку прошлого. Модернизация метода размыла границы этапов доиндустриальной истории и усложнила и сделала менее интересной индустриальную и постиндустриальную формации. Другие методы по-своему интересны, но не дают полноты картины мира.

Все эти методы не могут дать полноценную оценку событий по отдельности друг от друга. Зачастую за ними стоит влияние политической и идеологической группы людей, отстаивающих свои интересы. Зато в независимости от метода, историю изучают все равно по древним документам и археологическим исследованиям. А результаты исследований можно потом отнести к любому методу.

Источник

Билет 1. Предмет и задачи курса «История». Методы и источники изучения истории

предмет истории россии и его значение. Смотреть фото предмет истории россии и его значение. Смотреть картинку предмет истории россии и его значение. Картинка про предмет истории россии и его значение. Фото предмет истории россии и его значение предмет истории россии и его значение. Смотреть фото предмет истории россии и его значение. Смотреть картинку предмет истории россии и его значение. Картинка про предмет истории россии и его значение. Фото предмет истории россии и его значение предмет истории россии и его значение. Смотреть фото предмет истории россии и его значение. Смотреть картинку предмет истории россии и его значение. Картинка про предмет истории россии и его значение. Фото предмет истории россии и его значение предмет истории россии и его значение. Смотреть фото предмет истории россии и его значение. Смотреть картинку предмет истории россии и его значение. Картинка про предмет истории россии и его значение. Фото предмет истории россии и его значение

предмет истории россии и его значение. Смотреть фото предмет истории россии и его значение. Смотреть картинку предмет истории россии и его значение. Картинка про предмет истории россии и его значение. Фото предмет истории россии и его значение

предмет истории россии и его значение. Смотреть фото предмет истории россии и его значение. Смотреть картинку предмет истории россии и его значение. Картинка про предмет истории россии и его значение. Фото предмет истории россии и его значение

История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. История России – научная дисциплина, изучающая процессы развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов.

Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов и факторов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса.

Важнейшими функциями истории России как составной части исторической науки являются такие социальные функции, как познавательная, интеллектуально-развивающая, практически-рекомендательная (практически-политическая), воспитательная, мировоззренческая.

Для выявления объективной картины исторического процесса историческая наука опирается на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяют упорядочить накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели. Таким образом, методология истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания.

Основными научными принципами при изучении истории являются: принцип историзма, который рассматривает все исторические факты, явления и события в соответствии с конкретно исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (каждое историческое явление нужно изучать в его развитии, нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств); принцип объективности – предполагает опору на факты в истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему; принцип социального подхода – предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречиях, отношениях социальной психологии и традиций; следует соотносить интересы определенной социальной группы с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в деятельности правящих структур; принцип альтернативности – определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей ивозможностей.

Кроме общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний. Наиболее часто в исторической науке используются 3 группы методов: общенаучные, собственно исторические, специальные (заимствованные из других наук).

Общенаучные методы – это методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, исторический, логический, классификации и типологизации и т.д.).

Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы: 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени: хронологический, хронологически-проблемный, синхронистический, метод периодизации; 2) методы, основанные на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный.

Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии.

История опирается на факты, получаемые из различных источников. Среди всех типов исторических источников первостепенное значение имеют памятники письменности: летописи, законодательные акты, воспоминания и т.д. Но нельзя представить себе исследования и без материальных источников, или памятников деятельности человека: орудий труда, зданий, предметов быта и т.д. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимается наука источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), палеография, геральдика, сфрагистика (изучение печатей), дипломатика (наука о документах), нумизматика (изучение монет), метрология, генеалогия, хронология, археология и т.д.

предмет истории россии и его значение. Смотреть фото предмет истории россии и его значение. Смотреть картинку предмет истории россии и его значение. Картинка про предмет истории россии и его значение. Фото предмет истории россии и его значение

Научное освещение российской истории начинается в XVIII в., когда знания о прошлом, содержащиеся ранее в форме разрозненных сведений, начали систематизироваться и обобщаться. Появляется историография, под которой понимают как описание истории, исторического процесса, так и историю развития самой исторической науки. Классиками отечественной исторической науки стали Н.М. Карамзин («История государства Российского» в 12 т.), С.М. Соловьев («История России с древнейших времен» в 29 т.), В.О. Ключевский («Курс русской истории» в 5 т.).

Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют: а) религиозный (теологический, провиденциальный) – Е.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев, Н.Н. Филолетов; б) естественнонаучный (натуралистический) – Ш. Монтескье, Л.И. Мечников, Т. Мальтус, Л.Н. Гумилев; в) социально-экономический (формационный) – К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин; г) культурно-исторический (культурно-цивилизационный) – Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.А. Бердяев, К. Ясперс; г) мир-системный анализ – И. Валлерстайн.

Источник

1 Предмет истории России.

Ист. как учебная дисциплина и как наука вызыв. общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел. знать свою историю страны. В прошлые годы ист. была политизирована. Её соб. освещались односторонне. Это откладывало отпечаток на формирование ист-го мышления. Сегодня мы имеем возмож-ть изуч. правдивую ист. страны. Русс-я история охват. период в 12 столетий. Предметом изуч. ист. Росс. явл. общ-но-полит-е процессы, деят-ть партий и гос. структур. Ист. Рос. изуч. формы проявл. ист-х закономер-й. Они выраж. в соб. и фактах. Термины и понятия истор. м. условно разделить на группы: терм. и понят. письменных источников; терм. и понят., кот. использ. для систематиз. ист-го материала; терм. и пон., кот. использ. в др. гуманит-х науках. Наиб. важным понятием явл. истор-е время. С помощ. него м. проанализ-ть все соб. и явления. Основу историч-х знаний состав-т факты. Факт имеет двоякое знач.: как явление, имевшее место в истории; как отражение в ист-й науке. Исслед-ли придают фактам значения. Один и тот же факт имеет несколько интерпретаций. Это не означ. отсутствие истины. Меняется наше представл. об ист-й истине. Движение науки происходит от неполной истины к более полной. Инфор-ю о соб-х прошлого нам предоставл. ист-е источники. Рассм-ют первую классиф-ю: письменный ист-к, вещественный ист-к, этнографич-й, фольклорный, лингвистич-й, кино, фото докум-ы, устный ист-к. Вторая классиф-я: письменный ист-к, вещест-й, изобраз-й, устный.

2 Ист-е сознание, методы ист-го исслед-я.

История имеет методы, кот. делятся на 3 группы: общенаучные (логич-й, метод классиф-и); специальные (хронолог-й, синхронный, сравнит.-истор-й); методы др. наук (матем-й, социол-й). Логич-й метод предполаг. изуч. события с помощбю анализа его элементов. В методе классиф-и сложным явл. выбор критерия классиф-и. Полит-е партии в Рос. в н. 20 в. м. сгруппировать по критериям: по классовому признаку, по методам борьбы, по отнош. к сущ-му режиму. Хронолог-й метод – это выстраивание соб. во временной последоват-ти. Разновидностью его явл. проблемно-хронолог. метод. Исследователь изуч. проблему в опред-й временной промежуток. Это метод использ. Гумилев. Синхронный метод позвол. проанализ. соб., происходящие одновременно в разн. регионах. Сравнит.-истор-й метод позвол. сопоставить и проанализ. события разн. периода. Математич-й метод положил начало нов. направлению в изуч. прошлого.

Историч-е сознание – это знание о прошлом и настоящем общ-ва. Виды ист-го сознания: индивидуальное (знание об общ-ве, преломленное через жизненный опыт чел), групповое (знание об общ-ве, преломленное через опыт соц. групп). Фун-и истор-го сознания: познавательная, практически-преобразов-я (учет уроков прошлого), мировоззренческая, воспитательная.

3 Представители ист-х школ Рос.

Василий Татищев (1686-1750) написал работу «Ист-я росс-я с самых древнейших времен». Она изложена в четырех книгах. Им предпринята попытка создания обобщ. работыпо ист. страны. Он был современником и участником петровских преобразований. Это наложило отпечаток на его концепцию. Он рассм. развитие Рос. под углом борьбы монархии с аристократией. Доказал полезность самодержавия. В работе испол. много нов. источников (русская правда, судебник 1550 г., летописи). Его ист. содержит обзор соб. от скифов до к. 16 в. Излож. материала носит двойств-й хар-р. В первых двух частях освещ. общие вопросы (древнейшая ист-я народов вост. Европы, славянская письм-ть, происх-е гос-ва). Следующие две части приближ. к типу сводной летописи. На основе данных из разн. летописей освещается история страны в хронолог-й последов-ти. Другой представитель ист-й школы явл. Н. Карамзин (1766-1826). Его главн. труд – «Ист-я гос-ва российского» в 12 томах. Его концепция следующая: Россия громадная страна и сост-ет половину мира. Гос-м строем д.б. монархия. Русск-е самод-е сыграло полож-ю роль. Оно объединило феодал-е земли в единое гос-во. В работе дано опр-е самодер-я. Подчеркнуто его обязанность перед народом. Он указ. периодизацию: 1.древнейший период ( от Рюрика до Ивана 3). Это период основания монархии. 2. Средний период (от Ивана3 до Петра 1) Это период единовластия. 3. Новый период (От Петра до Александра 1) Это самодерж-й период.

Др. представитель – С. Соловьёв (1820-1879). В его работе «Ист-я Рос. с древнейш. времен» рассм-ся развитие росс-й госуд-ти от Рюрика до Екатерины 2. Он считал, что госуд-ть явл. основной силой ист-го процесса. Большое вним. уделял природе и географич. среде. События ист-и объяснял внутр-ми причинами. Стремился показ., как новое происходило от старого. Выделил 4 этапа в ист-и страны: 1. от Рюрика до Андрея Боголюбского (господство родового строя). 2. От А. Богол. до нач. 17 в. (борьба родовых и гос-х начал). 3. от первых Романовых до сер. 18 в. (время вступления Рос. в систему евр-х гос-в). 4. от сер. 18 в. до великих реформ сер. 19 в. (нов. период ист. Рос.).

Последователем Соловьева стал В. Ключевский (1841-1911). В работе «Курс русской ист-и» дал иную периодизацию ист-и страны. Она делится на периоды: днепровский, верхневолжский, московский, всероссийский. Теоретическое построение Ключевского опиралось на триаду: чел-я личность, люд-е общ-во, природа страны. Осн. место в его работе содержит вопросы соц.-экон-й истории.

Ученые 20 в. пересмотрели многие работы этих авторов.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Отечественная история: Шпаргалка

НАСТРОЙКИ.

предмет истории россии и его значение. Смотреть фото предмет истории россии и его значение. Смотреть картинку предмет истории россии и его значение. Картинка про предмет истории россии и его значение. Фото предмет истории россии и его значение

предмет истории россии и его значение. Смотреть фото предмет истории россии и его значение. Смотреть картинку предмет истории россии и его значение. Картинка про предмет истории россии и его значение. Фото предмет истории россии и его значение

предмет истории россии и его значение. Смотреть фото предмет истории россии и его значение. Смотреть картинку предмет истории россии и его значение. Картинка про предмет истории россии и его значение. Фото предмет истории россии и его значение

предмет истории россии и его значение. Смотреть фото предмет истории россии и его значение. Смотреть картинку предмет истории россии и его значение. Картинка про предмет истории россии и его значение. Фото предмет истории россии и его значение

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

предмет истории россии и его значение. Смотреть фото предмет истории россии и его значение. Смотреть картинку предмет истории россии и его значение. Картинка про предмет истории россии и его значение. Фото предмет истории россии и его значение

1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Выделяются следующие функции исторического знания:

1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Принципы научного исследования истории:

1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.

3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:

1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко- политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

3. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.

В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца

Источник

Введение в историю

Предмет истории и общественное значение исторической науки. История – наука о человеческом прошлом. Поскольку прошлое человека определяет само его существование, постольку история – главная из наук о человеке, главная гуманитарная наука. Человек всегда живёт в обществе себе подобных, в котором действуют свои законы и обычаи, следовательно, история – наука о человеческом обществе, описывающая фактическое действие этих общественных норм. Именно исходя из исторического описания человека и человеческого общества, гуманитарные науки социология и психология изучают закономерности функционирования человеческого общества и человеческой личности. Чтобы эффективно управлять обществом и человеком необходимо знание истории, поэтому история – главная наука государственного деятеля, главная наука о государстве. С опорой на историческое знание, разрабатываются законы государства, право. Современное общество и современное государство без исторической науки не могут эффективно функционировать, как не может быть хорошего специалиста без опыта предыдущей деятельности. Всякая личность только тогда может считаться зрелой, если в своей жизни она учитывает опыт своей предыдущей деятельности, то есть учитывает своё историческое прошлое.

Разделы истории. Историческое развитие человеческого общества было совершенно разным на разных этапах существования человека и в разных частях Земли, поэтому историческая наука делится на истории отдельных периодов и на истории отдельных регионов мира. Всю историю человечества делят на историю догосударственного периода (первобытного общества) и на историю цивилизации (государства), которая возникла примерно пять тысяч лет назад. Поскольку историческая наука наиболее нужна, прежде всего, государственным деятелям конкретного государства, постольку всю историю делят на историю всего мира без той страны, в которой идёт изучение истории (всеобщую историю), и на историю данной конкретной страны. В России историческая наука, таким образом, официально разделяется на всеобщую историю и на отечественную историю (историю России). В Европе и в Средиземноморье через несколько тысячелетий после возникновения цивилизации господствующими стали мировые религии (христианство и ислам), поэтому период первоначальной цивилизации называется Древней историей, а период господства мировых религий – историей Средних веков. Когда, в основном, закончился период господства мировых религий, то началась Новая история, а с возникновением социалистического общества в двадцатом веке началась Новейшая история. В России почти сразу после возникновения цивилизации стала господствовать одна из мировых религий – христианство, поэтому история России делится на историю первобытного общества на территории России (до возникновения Русской цивилизации), историю Российского христианского Средневековья (которую часто называют историей Древней Руси), Новую историю России и новейшую историю России. Поскольку христианское государство в России сохранялось вплоть до 1917 г., то трудно разделить период средневековья и Нового времени в истории России. Несколько условно можно считать, что новая история России началась при Петре Великом (самостоятельно правил в 1694-1725 гг.), поскольку влияние христианства на государство, начиная с этого монарха несколько ослабело. Таким образом, вся история делится на всеобщую и на историю России. Всеобщая история делится на
1 всеобщую историю первобытного общества,
2 историю Древнего мира (3000 г. до н. э. – 600 г.),
3 историю Средних веков зарубежных стран (600-1500 гг.),
4 Новую историю зарубежных стран (1500-1917 гг.) и
5 Новейшую историю зарубежных стран (с 1917 г.).
История России делится на
1 историю первобытного общества на территории России и историю древнейших государств на территории России (до 862 г.),
2 историю Древней Руси (862-1694 гг.),
3 Новую историю России (1694-1917 гг.) и
4 Новейшую историю России (с 1917 г.).

Исторический источник. История исследует то, чего уже не существует, но существуют только остатки этого. Исторический источник – остатки человеческого прошлого, материальные или письменные, по которым историческая наука восстанавливает человеческое прошлое. Человек – не только материальный объект, разновидность животного, но и обладает большими речевыми возможностями, поэтому все остатки человеческого прошлого (исторические источники) делят на вещественные, которыми занимается раздел специальная историческая дисциплина под названием археология, и письменные, которыми занимаются археография, историография, палеография, топонимика и прочие историко-филологические разделы истории. Изучение письменных источников требует очень хорошего знания языка источника, зачастую языка уже не существующего, «мёртвого», поэтому очень часто историк должен быть также и специалистом по языку. Исторический источник часто сохраняет только искажённую картину прошлого, поэтому, чтобы избавиться от таких искажений, надо всегда критически относиться к источнику, сравнивать источники между собой, отбрасывать заведомо недостоверную информацию, содержащуюся в них, понимать специфические особенности источника. Источники материальные – это вещи, произведённые человеком, а также остатки самих человеческих тел, поэтому для их понимания надо пользоваться антропологией и знанием древних технологий. Много помогает историку использование современной техники изучения материальных тел – авиа- и космическая съёмка, электромагнитное, ультразвуковое, радиоуглеродное и рентгеновское исследование, исследование микроструктур, химический анализ и др. Для каждого исторического периода и для каждого региона существует свой, специфический набор исторических источников, которые необходимо исследовать максимально подробно, чтобы научно познать историческое прошлое человечества.

Специальные исторические дисциплины. Историк исследует не только первичные исторические источники, бывшие свидетелями изучаемых исторических событий, но и вторичные исторические источники – исторические исследования историков прежних времён. Этим занимается такой раздел истории, как историография. Очень важно для истории установить точную дату исторических событий. Этим занимается такая специальная историческая дисциплина как хронология. Также важно представлять географическую среду, в которой происходили события. Этим занимается историческая география. Очень рано в истории цивилизации стали использовать металлические деньги, которые изучает специальная историческая дисциплина нумизматика. От прошлого осталось много надписей на камнях, которые изучает эпиграфика. В исторических источниках упоминаются разнообразные меры, которыми занимается метрология. Всё шире в истории используются количественные методы исследования – методы исторической статистики. Многие исторические источники хранятся в исторических музеях, архивах и библиотеках, имеют формы книги, поэтому есть такие практические специальные исторические дисциплины как музееведение, архивоведение и историческая библиография. Есть и много других специальных исторических дисциплин, занимающихся разными специфическими историческими источниками и их разными аспектами (папирология, генеалогия, геральдика и др.). Главные специальные исторические дисциплины (специальные разделы истории) –
1 археология,
2 историография,
3 хронология,
4 историческая география,
5 нумизматика,
6 историческое языкознание,
7 историческая статистика,
8 музееведение,
9 архивоведение,
10 историческая библиография.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *