предмет и объект дисциплины история

История

Лекция 1. История в системе социально-гуманитарных наук

1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки.

2. Основные направления в изучении истории.

3. Исторические источники. Проблема фальсификаций.

4. Методология истории.

5. Проблемы периодизации истории.

1. Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008.

2. Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: Учеб. пособие для студен тов вузов. 3-е изд. М.: Академия, 2009.

3. Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007.

4. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. СПб; Алетейя; М : ГУ ВШЭ, 2008.

5. Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961. М.: Айрис пресс, 2008.

6. Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014.

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

1. Понятие «истории», ее задачи, объект и предмет исторической науки

Дисциплина «История» изучает курс истории (история России в контексте всемирной истории) с древнейших времен до наших дней и ориентирована на освоение студентами содержания основных этапов всемирной истории в исторической ретроспективе. Изучение «Истории» создает основу для дальнейшего углубленного понимания различных сторон развития общественной жизни: экономики, социальных отношений, литературы, права и др. Преподавание курса «Истории» в вузе является в известной мере продолжением процесса ознакомления с историей, берущего свое начало в рамках школьного образования. Оно призвано расширить базовые представления студентов, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Россией и населяющими ее народами, выявить место и роль страны в мировой истории. Наряду с этим изучение курса способствует развитию следующих знаний, умений и навыков личности:

– гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т. ч. и защите национальных интересов России;

– знанию движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе;

– воспитанию нравственности, морали, толерантности;

– пониманию многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

– способности работы с разноплановыми источниками и эффективному поиску информации и критике источников;

– способности к творческому мышлению, самостоятельности суждений.

Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (484—425 гг. до н. э.). В его «Истории» дано яркое описание многих событий того времени, особенно греко-персидских войн. Геродот, представлявший человеческую историю как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и государств, был близок к подлинному историзму в восприятии событий и фактов.

Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота, Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н. э.) рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия.

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток пергамента и грифельная палочка в ее руках напоминают о том, что ничто ни должно исчезнуть бесследно. Все должно быть зафиксировано для потомков.

Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения (отсюда — провиденциализм, составляющий суть средневекового мировоззрения).

Многие выдающиеся мыслители прошлого (М.Т.Цицерон, Ф.Бэкон, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие) отмечали важность и необходимость ее изучения. Великий римский оратор Цицерон называл историю – наставницей жизни. Английский философ Бэкон предлагал черпать мудрость в истории. Классик отечественной истории Карамзин называл историю священной книгой народов.

Известный русский историк В.О.Ключевский так писал об истории как о науке: В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: Во-первых, как движение во времени, процесс. Во-вторых, как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.

У любой науки существует предмет изучения: у физики – закономерности природы вообще, у биологии – закономерности функционирования живой природы. История же в самом общем виде изучает прошлое человечества. Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом – деятельность людей.

Наиболее точную формулировку предназначения истории приводит английский историк и философ Дж. Коллингвуд (1889-1943). Его тезис прост и гениален: «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания». Ценность истории в познании самого себя.

2. Основные направления в изучении истории

По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всеобщая или всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (историю Азии, Африки, Европы, Латинской Америки), историю отдельных стран и народов (историю России, Англии, Германии, Китая, США и т.д.). Также следует выделить отраслевую историю (История партий, международных отношений, культуры, экономики, повседневности и т.д.)

Во второй половине XX в. на основе междисциплинарного взаимодействия сформировались новые направления исторической науки «история ментальностей» (коллективных автоматизмов исторического сознания), «локальная» и «устная» истории, гендерная история. Локальные исследования, в центре ко­торых оказалась семья, локальные общины, стали называть микрокосмическими.

Предметом гендерной истории являются не просто «женские проблемы», но изучение важнейших институтов социального контроля, с помощью которых в конкретных исторических социумах регулируется неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа, обеспечивается социальный порядок, основанный на тендерных различиях. В гендерных исследованиях важное место занимает проблема соотношения приватного и публичного. Исследуется «women’s power» (власть женщин), их роль в экономике, воздействие на принятие политических решений и т. д.

Параллельно развивалась историческая антропология, которая стремилась всю историческую действительность показать через состояние и развитие человече­ского сознания.

3. Исторические источники

предмет и объект дисциплины история. Смотреть фото предмет и объект дисциплины история. Смотреть картинку предмет и объект дисциплины история. Картинка про предмет и объект дисциплины история. Фото предмет и объект дисциплины история

Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Не­сколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное пред­ставление о всем многообразии исторических источников, находящих­ся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авто­ров выделяют шесть типов источников.

1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозна­чаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфа­вита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская аз­бука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христиан­скими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Пись­менные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и ста­тистические материалы, и т.д.

2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хра­нящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помога­ющий нам изучать историю Человечества.

3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, ре­лигиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества.

4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался лю­бой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих ро­дителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне жи­вущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная отте­пель 1950—1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судь­бы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.

5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не толь­ко люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, проис­хождение в славянских языках слов, обозначающих названия живот­ных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение.

6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видео документы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новей­шей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино— в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а ки­нематограф, кроме этого, — звуковым. Относительно недавно появи­лись видеозаписи. Отснятые на фото-, кино- и видеопленку материа­лы позволяют «остановить» мгновение, «оживить» невозвратно ушед­шее прошлое.

Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисо­ном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенство­валась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазер­ные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей. Существует много разных классификаций источников. Предложим еще одну из возможных с перечнем достоинств и недостатков

предмет и объект дисциплины история. Смотреть фото предмет и объект дисциплины история. Смотреть картинку предмет и объект дисциплины история. Картинка про предмет и объект дисциплины история. Фото предмет и объект дисциплины история

Для работы со всеми этими источниками учёные выбирают раз­ные методы исторической науки, то есть пути исследования, спо­собы построения и обоснования знаний на основе разных научных принципов (правил).

Прежде всего, необходимо использовать методы датировки источников: по содержащимся в них датам, которые переводятся на современное летоисчисление; по отдельным деталям источника (монета с датой в группе археологических находок позволяет датировать всю группу данного слоя определённым периодом времени); радиоуглеродный метод для источников, содержащих органические материалы, и т.д. Каждый из этих методов имеет свои погрешности, возможности допустить ошибку. Лишь сопо­ставление разных датировок, использование разных методов для одних источников приближает учёных к истине.

Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском госу­дарственном архиве древних актов (сокращенно — РГАДА). Документы последу­ющего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 г. Уникальными собра­ниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.

В нашей стране выходят специализированные журналы «Российские архивы», «Источник», которые публикуют документы. Издается немалое число сборников документов. Архивные сведения являются основой многих научных монографий, статей в журналах. Среди наиболее авторитетных журналы «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Российская история», «Родина».

Важным источником для историков является периодическая печать с момента ее появления — газеты, журналы, разного рода альманахи. Много интересных фактов содержат статистические справочники, энциклопедии, которые доволь­но редко переиздаются. Для журналистов часто используемым источником для бойких статей и даже сенсаций служат воспоминания, мемуары. Среди историков к последней группе источников преобладает скептическое отношение, выраженное в присказке: «Врет, как очевидец!»

Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и вну­тренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержа­ния и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.

Одни и те же источники могут быть по-разному «прочитаны», использованы для реконструкции прошлого, для подготовки текста исторического труда. К сожа­лению, довольно часто приходится сталкиваться с прямой или очень изощренной фальсификацией истории, с ее целенаправленным искажением.

Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, иска­зить тот огромный вклад, который наш народ внес в победу над германским фашиз­мом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсифи­кации истории.

Объяснима сосредоточенность внимания руководства Российской Федерации по поводу разработки историко-культурного стандарта и единого учебника по истории России. Существует глубокая и сложная проблема распространения исторических фальсификаций, отбора источников, интерпретации исторических событий в которых школьнику бывает сложно разобраться.

Чтобы получить действительно приближенную к реальности картину прошлого, учёному необходимо постоянно соблюдать научные принципы (правила) исторического исследования. Вот некоторые из них.

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов и явлений в развитии: как они возникли, какие этапы прошли, чем в конечном счёте стали. Так, например, нельзя мерить поступки людей прошлого современными правилами поведения, необоснованно использовать современные понятия для описания жизни прошедших эпох.

Принцип объективности требует использовать факты, не иска­жая их, не подгоняя под удобную учёному схему, рассматривать каждое явление с разных сторон.

Принцип социального подхода требует учитывать при анализе не только объективные (не зависящие от отдельных людей) зако­номерности развития, но и субъективные интересы разных слоёв общества, политиков, партий, которые влияли на события.

Принцип альтернативности требует рассматривать состояв­шуюся цепь событий не как единственно возможную, но и допу­скать иные варианты развития ситуации; разбирать, почему в результате история пошла именно таким маршрутом.

Подходы к изучению истории

Исторический материализм позволил подробно изучить матери­альную, социально-экономическую составляющую истории (кото­рой до него почти не уделялось внимания). Признание объектив­ных законов исторического развития дало возможность осмыслить крупные исторические процессы. Однако увлечение экономиче­скими и социальными схемами со временем вошло в противоречие с накопленными фактами. Истории многих стран и эпох не уклады­вались в марксистскую схему. После крушения социалистического строя в нашей стране исторический материализм перестал быть господствующим направлением, однако многие разработанные в нём понятия, концепции развития по-прежнему признаются зна­чительной частью учёных в России и в мире.

5. Проблемы периодизация истории

Периодизация всегда условна, потребность в ней определяет­ся необходимостью определенным образом систематизировать исторический процесс, выделить в нем обладающие внутрен­ним единством этапы. К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дико­сти, варварства и цивилизации. С марксистским учением свя­зана периодизация всемирной истории на первобытнообщин­ную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последова­тельной смене обществ аграрного, индустриального и постин­дустриального типов. Сторонники теории локальных цивили­заций обосновывают свои подходы к периодизации истории.

История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XV веком, после чего начинается единый период современной истории.

Источник

Билет № 1. История как наука, её функции и методы.

Билет № 1. История как наука, её функции и методы.

Исто́рия (др.-греч. — расспрашивание, исследование) — наука о человеке и человеческом обществе во времени и пространстве.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Объектом изучениядля истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом историиявляется изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины:источни­коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

Функции

1. Познавательная функциязаключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функцияспособствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функциязаключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памятизаключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательнаязаключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иау с ;но обоснованного политического курса.

В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата.

История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) методпредполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный методпредполагает построение обобщенной модели, отображающей взаи­мосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический методпредполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков.

4. Ретроспективный методпредполагает последовательное проникновение в прошлое сцелью выявления причины события, явления.

5. Идеографический методсостоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический методпредполагает изучение последовательности исто­рических событий во времени

Билет 10. Россия в эпоху дворцовых переворотов.

Эпо́ха дворцо́вых переворо́тов — временной промежуток (примерно 37 лет) в политической жизни России XVIII столетия, когда захват политической власти осуществлялся рядом дворцовых переворотов. Причиной этого являлось отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающееся борьбой придворных группировок, совершающейся, как правило, при содействии гвардейских полков. Стремление дворян и бояр вернуть утраченные при Петре I власть, свободу и привилегии.

Чёткие временные границы данного явления отсутствуют. Так, историк В. О. Ключевский (автор термина) датирует эпоху дворцовых переворотов с 1725 по 1801 годы.

Причины дворцовых переворотов в России

Ответственным за нестабильность верховной власти в XVIII веке в России оказался Пётр I, который в 1722 году издал «Указ о престолонаследии». Этот нормативный акт стал причиной дворцовых переворотов в России, предельно расширив круг возможных претендентов на престол.

После смерти Петра I Россия вступила в длительную полосу дворцовых переворотов. Возникновение этой своеобразной традиции в России обусловливалось, с одной стороны, огромным перенапряжением сил страны за двадцатипятилетний период войн и реформ и необходимостью в связи с этим корректировки правительственного курса, а с другой — условиями военно-полицейского государства, созданного Петром I.

При максимальном государственной общественной жизни, отсутствии даже в зародыше легальной политической деятельности перевороты стали единственным способом разрешения противоречий между основными составляющими системы абсолютизма — самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием. К концу правления Петра I напряженность отношений в этом треугольнике достигла критической отметки, что было вызвано крайне невыгодным для дворянства соотношением между системой льгот и силой давления «сверху», а также резким усилением самодержавной власти, приведшим к её некоторому отрыву от собственной социальной опоры. Эти факторы дополнялись отсутствием единства внутри правящего лагеря.

Уже накануне смерти Петра I, 25—26 января 1725 года, среди высших чинов империи возник раскол. Одна группировка (президент Юстиц-коллегии, президент Коммерц-коллегии Д. М. Голицын, президент Военной коллегии А. И. Репнин, сенатор В. Л. Долгорукий, президент Штатс-Контор-коллегии И. А. Мусин-Пушкин и канцлер Г. И. Головин) выступила за возведение на престол внука Петра I — царевича Петра Алексеевича и установление системы регентства — правления жены Петра I Екатерины Алексеевны вместе с Сенатом.

Другая группировка (светлейший князь А. Д. Меншиков, генерал-прокурор Сената П. И. Ягужинский, генерал И. И. Бутурлин, дипломат и руководитель Тайной канцелярии П. А. Толстой, вице-президент Синода Феофан Прокопович и др.) отстаивала кандидатуру Екатерины как самодержавной государыни. Спор зашел далеко, однако напористость, умелое лавирование и самое главное — опора в критический момент на гвардейские (Преображенский и Семёновский) полки обеспечили возведение на престол после кончины Петра Великого 28 января 1725 года Екатерины Алексеевны.

Дней Петра III

Переворот 28 июня 1762 (9 июля по новому стилю) в российской и советской исторической литературе всегда трактовался однозначно — умная, решительная, патриотичная Екатерина свергает ничтожного супруга (по её мнению, маргинала и предателя российских интересов).

В. О. Ключевский так отзывался об этом событии: «К возмущённому национальному чувству примешивалось в ней (Екатерине) самодовольное сознание, что она создаёт и даёт Отечеству своё правительство, хоть и незаконное, но которое лучше законного поймёт и соблюдёт его интересы».

Екатерина уже в 1756 году планировала свой будущий захват власти. Во время тяжёлой и продолжительной болезни Елизаветы Петровны, Великая Княгиня дала понять своему «английскому товарищу» Х. Уильямсу, что надо подождать только смерти императрицы. (Англии в тот момент была весьма выгодна смена политического курса в России).

Однако Елизавета умерла только в 1761 году, и на престол взошёл её законный наследник Пётр III.

За своё короткое царствование Пётр привёл в жизнь ряд мер, которые должны были упрочнить его положение и сделать его фигуру популярной в народе. Так, он упразднил Тайную розыскных дел канцелярию и дал дворянам возможность выбирать между службой и беззаботной жизнью в своём имении. («Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству»).

Считается, однако, что причиной переворота была именно крайняя непопулярность Петра III в народе. В вину ему ставились: неуважение к русским святыням и заключение «позорного мира» с Пруссией.

Пётр вывел Россию из войны, которая истощала людские и экономические ресурсы страны, и в которой Россия выполняла свой союзнический долг перед Австрией (Следует заметить, что тезис об отсутствии «русского интереса» в Семилетней войне является спорным: в ходе военных действий была не только завоёвана, но и официально присоединена к России Восточная Пруссия).

Однако Пётр совершил непростительную ошибку, заявив о своём намерении двинуться на отвоевание Шлезвига у Дании. Особенно волновалась гвардия, которая, собственно, и поддержала Екатерину в грядущем перевороте.

Кроме того, Пётр не торопился короноваться, и по существу, он не успел соблюсти все те формальности, которые был обязан соблюсти в качестве императора. Фридрих II в своих письмах настойчиво советовал Петру поскорее возложить на себя корону, но император не прислушался к советам своего кумира. Таким образом, в глазах русского народа он был как бы «ненастоящий царь».

Что касается Екатерины, то, как сказал всё тот же Фридрих II: «Она была иностранкой, накануне развода» и переворот был её единственным шансом (Пётр не раз подчёркивал, что собирается развестись с супругой и жениться на Елизавете Воронцовой).

Сигналом к началу переворота был арест офицера — преображенца Пассека. Алексей Орлов (брат фаворита) рано утром привёз Екатерину в Петербург, где она обратилась к солдатам Измайловского полка, а потом и к семёновцам. Затем следовал молебен в Казанском соборе и присяга Сената и Синода.

Вечером 28 июня был совершён «поход на Петергоф», куда должен был приехать Пётр III на празднование своих именин и именин наследника Павла. Нерешительность и какая-то детская покорность императора сделали своё дело — никакие советы и действия приближённых не могли вывести Петра из состояний страха и оцепенения.

Свержение Павла I

Павел I был задушен в собственной спальне ночью 11 марта 1801 года в Михайловском замке. В заговоре участвовали А. В. Аргамаков, Н. П. Панин, вице-канцлер, Л. Л. Беннингсен, командир Изюминского легкоконного полка П. А. Зубов (фаворит Екатерины), П. А. Пален, генерал-губернатор Петербурга, командиры гвардейских полков: Семеновского — Н. И. Депрерадович, Кавалергардского — Ф. П. Уваров, Преображенского — П. А.Талызин, а по некоторым данным — флигель-адъютант императора, граф Пётр Васильевич Голенищев-Кутузов, сразу же после переворота назначенный командиром Кавалергардского полка.

Изначально планировалось свержение Павла и воцарение регента. Возможно, донос царю написал В. П. Мещерский, в прошлом шеф Санкт-Петербургского полка, квартировавшего в Смоленске, возможно — генерал-прокурор П. Х. Обольянинов. В любом случае заговор был раскрыт, были вызваны Ф. И. Линденер и А. А. Аракчеев, но это лишь ускорило исполнение заговора. По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым (зять Суворова, старший брат Платона Зубова), который ударил его золотой табакеркой (при дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударомтабакеркой в висок»). Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые, наваливаясь на императора и друг друга, не знали в точности, что происходит. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: «Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху. Что я вам сделал плохого?» Это были его последние слова.

Отпевание и погребение состоялось 23 марта, в Великую субботу; совершено всеми членами Святейшего Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым

Предпосылки восстания

Крестьянская война, охватившая огромные территории и привлёкшая в ряды восставших несколько сотен тысяч человек, поводом для начала которой стало чудесное объявление спасшегося «царя Петра Фёдоровича», в основе своей имела комплекс причин, различных для каждой из групп участников, но при единовременном сложении приведших к фактически самой грандиозной гражданской войне в истории России с 1612 до 1917 года.

Ситуация на быстрорастущих заводах Урала была также взрывной. Начиная с Петра, правительство решало проблему рабочей силы в металлургии в основном припиской государственных крестьян к казённым и частным горным заводам, разрешением новым заводчикам покупать крепостные деревни и предоставлением неофициального права оставлять у себя беглых крепостных, так как Берг-коллегия, в ведении которой находились заводы, старалась не замечать нарушений указа о поимке и высылке всех беглых. В то же время пользоваться бесправием и безвыходным положением беглых было очень удобно, и если кто-либо начинал выражать недовольство своим положением, то их сразу выдавали в руки властей для наказания. Бывшие крестьяне сопротивлялись принудительному труду на заводах.

Крестьяне, приписанные к казённым и частным заводам, мечтали вернуться к привычному деревенскому труду, в то время как положение крестьян в крепостных поместьях было немногим лучше. Экономическое положение в стране, практически беспрерывно ведущей одну войну за другой, было тяжёлым, кроме того, галантный век требовал от дворян следовать последним модам и веяниям. Поэтому помещики увеличивают площадь посевов, возрастает барщина. Сами крестьяне становятся ходовым товаром, их закладывают, меняют, просто проигрывают целыми деревнями. В довершении к этому последовал Указ Екатерины II от 22 августа 1767 года о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. В условиях полной безнаказанности и личной зависимости рабское положение крестьян усугубляется прихотями, капризами или настоящими преступлениями, творящимися в усадьбах, и большинство из них оставлялись без расследования и последствий.

В этой обстановке легко находили дорогу самые фантастические слухи о скорой вольности или о переходе всех крестьян в казну, о готовом указе царя, которого за это убили жена и бояре, о том, что царя не убили, а он прячется до лучших времён — все они падали на благодатную почву общего людского недовольства настоящим своим положением. Никакой легальной возможности отстаивать свои интересы у всех групп будущих участников выступления просто не оставалось.

Начало восстания

Несмотря на то, что внутренняя готовность яицких казаков к восстанию была высокой, для выступления не хватало объединяющей идеи, стержня, который бы сплотил укрывшихся и затаившихся участников волнений 1772 года. Слух о том, что в войске появился чудом спасшийся император Пётр Фёдорович (погибший в ходе переворота после полугодового царствования император Пётр III), мгновенно разлетелся по всему Яику.

Мало кто из казацких вожаков верил в воскресшего царя, но все присматривались, способен ли этот человек вести за собой, собрать под свои знамёна армию, способную равняться с правительственной. Человеком, назвавшим себя Петром III, был Емельян Иванович Пугачёв — донской казак, уроженец Зимовейской станицы (до этого уже давшей российской истории Степана Разина и Кондратия Булавина), участник Семилетней войны и войны с Турцией 1768—1774 годов.

Оказавшись в заволжских степях осенью 1772 года, он остановился в Мечетной слободе и здесь от игумена старообрядческого скита Филарета узнал о волнениях среди яицких казаков. Откуда в его голове родилась мысль назваться царём и каковы были его первоначальные планы, доподлинно неизвестно, но в ноябре 1772 года он приехал в Яицкий городок и на встречах с казаками называл себя Петром III. По возвращении на Иргиз Пугачёва арестовали и отправили в Казань, откуда он бежал в конце мая 1773 года. В августе он вновь появился в войске, на постоялом дворе Степана Оболяева, где его навещали будущие ближайшие соратники — Шигаев, Зарубин, Караваев, Мясников.

В сентябре, скрываясь от поисковых отрядов, Пугачёв в сопровождении группы казаков прибыл в Бударинский форпост, где 17 сентября был оглашён его первый указ к Яицкому войску. Автором указа стал один из немногих грамотных казаков, 19-летний Иван Почиталин, отправленный отцом служить «царю». Отсюда отряд в 80 казаков направился вверх по Яику. По дороге присоединялись новые сторонники, так что к прибытию 18 сентября к Яицкому городку отряд насчитывал уже 300 человек. 18 сентября 1773 года попытка переправиться через Чаган и войти в город окончилась неудачей, но при этом большая группа казаков, из числа направленных комендантом Симоновым для обороны городка, перешла на сторону самозванца. Повторная атака повстанцев 19 сентября была также отбита с помощью артиллерии. Своих пушек повстанческий отряд не имел, поэтому было решено двинуться далее вверх по Яику, и 20 сентября казаки встали лагерем у Илецкого городка.

Все илецкие казаки присягнули Пугачёву. Совершилась первая казнь: по жалобам жителей — «великие им делал обиды и их разорял» — повесили Портнова. Из илецких казаков был составлен отдельный полк во главе с Иваном Твороговым, войску досталась вся артиллерия городка. Начальником артиллерии был назначен яицкий казак Фёдор Чумаков.

После двухдневного совещания о дальнейших действиях было принято решение направить главные силы на Оренбург, столицу огромного края под управлением ненавистного Рейнсдорпа. На пути к Оренбургу лежали небольшие крепости Нижне-Яицкой дистанции Оренбургской военной линии. Гарнизон крепостей был, как правило, смешанным — казаки и солдаты, их быт и служба прекрасно описаны Пушкиным в «Капитанской дочке».

С артиллерией Татищевой крепости и пополнением в людях, 2-тысячный отряд Пугачёва стал представлять реальную угрозу для Оренбурга. 29 сентября Пугачёв торжественно вступил в Чернореченскую крепость, гарнизон и жители которой присягнули ему на верность.

4 октября армия восставших направилась к Бердской слободе близ Оренбурга, жители которой также присягнули «воскресшему» царю. К этому моменту армия самозванца насчитывала около 2500 человек, из них — около 1500 яицких, илецких и оренбургских казаков, 300 солдат, 500 каргалинских татар. Артиллерия восставших насчитывала несколько десятков пушек.

Подавление восстания

После триумфального вхождения Пугачёва в Саранск и Пензу все ожидали его похода к Москве. В Москву, где ещё были свежи воспоминания о Чумном бунте 1771 года, были стянуты семь полков под личным командованием П. И. Панина. Московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский распорядился поставить рядом со своим домом артиллерию. Полиция усилила надзор и рассылала в людные места осведомителей — с тем, чтобы хватать всех сочувствовавших Пугачёву. Михельсон, получивший в июле звание полковника и преследовавший мятежников от Казани, повернул к Арзамасу, чтобы перекрыть дорогу к старой столице. Генерал Мансуров выступил из Яицкого городка к Сызрани, генерал Голицын — к Саранску. Карательные команды Муфеля и Меллина докладывали, что всюду Пугачёв оставляет за собой бунтующие деревни и они не успевают усмирить их все. «Не только крестьяны, но попы, монахи, даже архимандриты возмущают чувствительный и нечувствительный народ». Показательны выдержки из рапорта капитана Новохопёрского батальона Бутримовича:

«…отправился я в деревню Андреевскую, где крестьяне содержали помещика Дубенского под арестом для выдачи его Пугачёву. Я хотел было его освободить, но деревня взбунтовалась, и команду разогнала. Оттоль поехал я в деревни господина Вышеславцева и князя Максютина, но их нашёл я также под арестом у крестьян, и сих освободил, и повёз их в Верхний Ломов; из деревни кн. Максютина видел я как гор. Керенск горел и возвратясь в Верхний Ломов узнал, что в оном все жители, кроме приказных, взбунтовались, узнав о созжении Керенска. Начинщики: однодворец Як. Губанов, Матв. Бочков, и стрелецкой слободы десятской Безбородой. Я хотел было их схватить и представить в Воронеж, но жители не только меня до того не допустили, но и самого чуть не засадили под свой караул, однако я от них уехал и за 2 версты от города слышал крик бунтующих. Чем всё кончилось не знаю, но слышал я, что Керенск с помощью пленных турок от злодея отбился. В проезд мой везде заметил я в народе дух бунта и склонность к Самозванцу. Особенно в Танбовском уезде, ведомства кн. Вяземского, в экономических крестьянах, кои для приезда Пугачёва и мосты везде исправили и дороги починили. Сверх того села Липнего староста с десятскими, почтя меня сообщником злодея, пришед ко мне, пали на колени».

Но от Пензы Пугачёв повернул на юг. Большинство историков указывает причиной этого планы Пугачёва привлечь в свои ряды волжских и, особенно, донских казаков. Возможно, что ещё одной причиной было желание яицких казаков, уставших сражаться и уже растерявших своих главных атаманов, вновь скрыться в глухих степях нижней Волги и Яика, где однажды они уже укрылись после восстания 1772 года. Косвенным подтверждением такой усталости служит то, что именно в эти дни начался заговор казацких полковников с целью сдачи Пугачёва правительству взамен получения помилования.

После Саратова спустились ниже по Волге к Камышину, который, как многие города до него, встретил Пугачёва колокольным звоном и хлебом-солью. Близ Камышина в немецких колониях войска Пугачёва столкнулись с астраханской астрономической экспедицией Академии наук, многие члены которой вместе с руководителем академиком Георгом Ловицем были повешены заодно с неуспевшими бежать местными чиновниками. Удалось уцелеть сыну Ловица, Тобиасу, впоследствии также академику. Присоединив к себе 3-тысячный отряд калмыков, восставшие вступили в станицы Волжского войска Антиповскую и Караваинскую, где получили широкую поддержку и откуда были россланы гонцы на Дон с указами о присоединении донцов к восстанию. Подошедший из Царицына отряд правительственных войск был разбит на реке Пролейке близ станицы Балыклевской. Далее по дороге была Дубовка, столица Волжского казачьего войска. Поскольку волжские казаки во главе с атаманом остались верными правительству, гарнизоны волжских городов усилили оборону Царицына, куда прибыл и тысячный отряд донских казаков под командованием походного атамана Перфилова.

Перфильев с его отрядом были захвачены в плен 12 сентября после боя с карателями у реки Деркул.

До лета 1775 года продолжались волнения в Воронежской губернии, в Тамбовском уезде и по рекам Хопру и Вороне. Хотя действовавшие отряды были небольшими и никакой координации совместных действий не было, по словам очевидца майора Сверчкова, «многие помещики, оставя свои домы и экономии, отъезжают в отдалённые места, а оставшие в домах спасают жизнь от угрожающей гибели, ночуют по лесам». Перепуганные помещики заявляли, что «ежели Воронежская губернская канцелярия не ускорит истреблением тех злодейских оказавшихся шаек, то неминуемо таковое ж кровопролитие последует как и в минувший мятеж происходило». [37]

Чтобы сбить волну мятежей, карательные отряды начали массовые казни. В каждой деревне, в каждом городке, принимавшем Пугачёва, на виселицы и «глаголи», с которых едва успели снять повешенных самозванцем офицеров, помещиков, судейских, стали вешать вожаков бунтов и назначенных пугачёвцами городских глав и атаманов местных отрядов. Для усиления устрашающего эффекта виселицы устанавливались на плоты и пускались по главным рекам восстания. В мае в Оренбурге состоялась казнь Хлопуши: его голову на шесте установили в центре города. При проведении следствия применялся весь средневековый набор испытанных средств. По жестокости и количеству жертв Пугачёв и правительство не уступили друг другу.

В ноябре все главные участники восстания были перевезены в Москву для проведения генерального следствия. Их поместили в здании Монетного двора у Иверских ворот Китай-города. Руководили допросами князь М. Н. Волконский и обер-секретарь С. И. Шешковский. На допросе Е. И. Пугачёв дал подробные показания о родных, о своей юности, об участии в составе Донского казачьего войска в Семилетней и Турецкой войнах, о своих скитаниях по России и Польше, о своих планах и замыслах, о ходе восстания. Следователи пытались выяснить, не являлись ли инициаторами восстания агенты иностранных государств, или раскольники, или кто либо из дворянства. Екатерина II проявляла большой интерес к ходу следствия. В материалах московского следствия сохранилось несколько записок Екатерины II к М. Н. Волконскому с пожеланиями о том, в каком плане необходимо вести дознание, какие вопросы требуют наиболее полного и детального расследования, каких свидетелей следует дополнительно опросить. 5 декабря М. Н. Волконский и П. С. Потёмкин подписали определение о прекращении следствия, так как Пугачёв и другие подследственные не могли добавить ничего нового к своим показаниям на допросах и не могли ничем ни облегчить, ни усугубить своей вины. В донесении Екатерине они вынуждены были признать, что они «…старались при сем производимом следствии изыскать на

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *