праздник последнего снопа на руси
Почему наши предки хранили последний сноп, связанный 12 июля, весь год?
12 июля наши предки отмечали один из значимых праздников – День снопа Велеса.
Велес (или Волос) – славянский бог, покровитель всех земледельческих работ. Именно он научил людей обрабатывать землю, иметь возможность делать обильные запасы еды на зиму, и, как следствие, вести оседлый образ жизни, подчинив его цикличности полевых работ.
Своё название этот славянский праздник получил за то, что с этого дня наши предки приступали к покосу и заготовке сена. Занимались этим видом работ в то время, пока роса еще лежала на травах. Сохранился даже приговор, с которым в старину косили сено: Коси коса, пока роса — роса долой, и мы домой! 12 июля, в летний день, посвященный Велесу, славяне почитали последний сноп сена, убранный в этот день с поля. По преданиям, в него переходил дух поля, а значит, и дух этого божества. Каждая семья брала по снопу с поля и устанавливала его в доме, как оберёг от бед на целый год, до следующего покоса.
Также в этот день крестьяне старались закончить пахоту и начать подготовку к озимому севу. Даже пословица была такая: «До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса — посеять».
В день чествования Велеса устраивались обетные угощения — накрывали богатые столы для всех, кто не мог себе этого позволить. На пиршества приглашали бедных соседей и родственников, нищих и странников. В некоторых местах была традиция: тещи приносят зятьям сыр, а зятья принародно угощают тёщ лакомствами. Крёстные же дарили своим крестникам пшеничные пироги.
После принятия христианства на Руси, день 12 июля также стали называть «Петрово говение», поскольку этим днем часто завершался Петров пост, или Петровки.
А ещё 12 июля почитался камень Алатырь, который и сейчас упоминается в каждом втором народном заговоре. Считалось, что под этим сакральным камнем находится вход в Навь, и только бог Велес может отвалить его от входа. Устанавливаемый в честь этого божества камень на перекрёстке трех дорог в летний праздник покрывали бычьей шкурой. Ее поливали родниковой или колодезной водой. Она стекала по шкуре в подставленные местными целителями кувшины. Такую воду использовали для лечения больных.
В этот же день проходили мероприятия, связанные с выбором жертвы богу Перуну. Грозному славянскому богу было недостаточно еды и питья, ему приносили в жертву животных, а иногда и плененных врагов.
Праздник последнего снопа на руси
«Уж мы вьем, вьем бороду У Велеса на поле.
Завиваем бороду У Велеса да на широком.
На ниве великой, Да на горе высокой,
На земле чернопахотной.
Вейся, вейся, борода Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!».
На зачине волхвы-жрецы славят Велеса, поднимая над головой горшок с просом: Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб.
«Щедры Велесе Зри на ны с небеси
Житом одари Поле возроди
Благо дари веси.
То Влес ущаше праотце наше Земе раяте,
А злаки сеяте, А жняте вена венища
А цтеть го яко отце Божска».
Это Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать венки на полях страдных, и ставить снопы в жилище, и чтить Его как Отца божьего. В этот день освещают мед, яблоки и зерно. После зачина начинается веселый пир (запрещено употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб
Праздники сбора урожая связаны у нас не только с жатвой, хотя и зовут август месяц «жнивень» или «серпень», а есть и другие дары природы нынче. Перед самым праздником спожинки – первый спас, Медовый. 14 августа празднуем Медовый спас, на другой день, 15 августа – спожинки начинаются. Неспроста так вышло!
На толоку собирались все, особо молодые женщины её любили. Совместная жатва – время с подругами повидаться. Жали весело да радостно, с песнями, шутками. Вечером непременно за общий стол собирались. На Спожинки приходили к столу девушки да парни, допущенные на вечерки, заглядывали в гости молодухи, недавно вышедшие замуж, приходили старики издали посмотреть на веселье молодежи.
Всякий славянский праздник свой обряд имеет. На Спожинки, праздник совместной жатвы, и обряды для общего блага да для вхождения в люди.
В некоторых районах на Спожинки отмечали малое водосвятие. Чистили колодцы и впервые набирали воду из новых колодцев. Купали скот в реках, передавая домашней скотине силу воды да очищая её от худа. Сами после Спожинок уж не купались.
Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции
Наталья Плахтеева
Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции
День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от польских интервентов.
Икона Божией Матери «Казанская» стала общей святыней Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и всей России.
В старину женщины считали, что в этот день Богородица помогает именно им.
А ещё люди считали, что в такой светлый день торжества православной веры самое подходящее время, чтобы создать новую семью, поэтому 21 июля на Руси было много свадеб.
Есть и старинные народные приметы связанные с погодой в этот день:
Если с утра земля укрыта туманом — будет тепло,
а если дождь идёт — скоро пойдёт снег.
Если солнце светит ярко — зима будет такая же солнечная.
Дождливая погода в этот день является хорошей приметой.
А вот сухая погода, наоборот, является плохой приметой.
В народе говорят, что если на Казанскую нет дождя, то следующий год будет очень тяжёлым.
Другие старинные названия этого дня
русские:
Прокопы летние,. Прокопьев день, Прокоп жнец, Прокопий Жатвенник, Зажинки
белорусские:
Градавы дзень, Градовой день, Пракоп.
украинские:
Прокопа-жниваря, Свято Прокопа, Прокопа-женця.
Зажинки — старинный славянский народный праздник, когда пора выйти в поле, чтобы сжать первые колосья пшеницы.
Знойные дни второй половины июля наполняют энергией солнца колосья хлеба. Зёрна пшеницы и ржи тяжелеют. Колос готов уже отдать своё зерно, чтобы стоял на столах душистый тёплый хлеб, символизирующий щедрость земли, благополучие и достаток.
Поговорки и приметы
Если поспевало жито — в этот день начинали жатву.
Коли на Казанскую черника поспевает, то поспела и рожь.
Прокопий жнец, Прокопий Жатвенник — зажинают рожь.
Если Казанская неделя без дождя, то Ильинская неделя с дождём.
Зажинки – это праздник, который знаменовал собою радость людей при сборе урожая
Первые срезанные колосья привязывали кукле на пояс
Жница – одна из первых кукол, открывающих осеннюю тему. Она символизирует, в первую очередь, женское плодородие, изобилие, способность к зачатию, вынашиванию и рождению.
Кроме того, Жница символизирует женскую рабочую силу и неутомимость
Эта куколка помогала жницам в поле во время уборочной страды, когда работы было невпроворот.
В этот день в старину делался первый «зажин» ржи. Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила:
«Стань, мой сноп, на тысячу коп!»
Вологодские жницы, приступая к жатве и опоясавшись первыми срезанными колосьями, произносили своего рода заклинание:
«Как былинка гнётся и не ломится, так бы у рабы Божией (называют своё имя) спинка гнулася, и не ломалася, и не уставала.
Во веки веков, аминь!»
Первым сжатым снопом, который вносили в дом, выгоняли мух и тараканов:
«Первый сноп в дом, а клопы и тараканы — вон!»
«Мухи, гады, вон! Идёт хозяин в дом!»
Чрезмерные нагрузки, связанные с жатвой, нередко приводили к хворям и болям. Но возможности болеть не было, и в народе знали о простых и эффективных способах снять боль.
Так, при болях в позвоночнике и общей утомленности, лучшим лекарством считался сон на соломе. Говорили, что солома вытягивает из организма слабость и разбитость.
С большим уважением к родной земле, проходила на Руси страдная пора
У каждого человека в семье были свои обязанности, и каждый знал:
«Как хлеба край, так и под елью рай,
а хлеба ни куска, так и в тереме тоска».
Сегодня старые традиции уходят в прошлое. Но память о народных праздниках сохраняется и до сих пор. Зажинки празднуют в России, Беларуси и Украине.
Правда, современные люди уже не придерживаются строгой даты, а приурочивают этот древний праздник к началу сбора урожая зерновых.
Открытое мероприятие в старшей группе «Обычаи и традиции бурятского народа» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Серебряное копытце» hУРГУУЛИИН УРДАХИ.
Масленица: ее традиции и обычаи Масленица: традиции и обычаи Существует несколько названий этого праздника: мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования.
Беседа с детьми на тему «Рождественские традиции и обычаи станицы Змейской» Тема: традиции и обычаи ст. Змейской Цель: Знакомить детей с традициями празднования кутьи. Пред рождественской традицией Оборудование:.
Музыкальное мероприятие среди педагогов «Традиции и обычаи народов Дагестана!» «Традиции и обычаи народов Дагестана» 1 слайд «Дагестан!» 1-Ведущая: Ассаламуалейкум! Дорогие друзья! Ассаламуалейкум! Добрые гости.
НОД «Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области» НОД старшей группе на тему: «Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области» Воспитатель: Алькова В. В.
Проект «Обычаи и традиции русского народа» Название проекта «Обычаи и традиции русского народа» составлен воспитателем 1 категории МБОУ «Начальная школа- детский сад №6 компенсирующего.
Конспект тематического занятия «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный.
Славянский праздник Спожинки отмечается 28 августа
К концу третьего месяца лета на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя и проса, а также других зерновых культур. Народ начинает подготавливать семена на будущий сезон. Именно благодаря этому и появилось название Обжинки (иногда называют Спожинки). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля умерших людей, которые переселяются с одного места на другое.
Славянский праздник Спожинки 28 августа — что это за торжество
Это праздничное событие можно назвать одним из самых интересных и увлекательных для земледельцев, его широко отмечали славянские народы по всей Европе. Вначале они отмечали Зажинки, это начало сбора урожая. Более пышно отмечали торжество под названием Обжинки, это день завершения жатвы, торжество последнего снопа, которое раньше выпадало на середину последнего месяца лета.
Традиции и обряды в этот день
Наши предки в этот день оставляли небольшую часть несрезанных колосьев на сжатом поле, после этого их необходимо связать лентой и сделать так называемую «Бороду Велесу». В этот момент люди пели:
«Уж мы вьем, вьем бороду
У Велеса на поле…
Завиваем бороду
У Велеса да на широком…
На ниве великой,
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной…
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!».
На зачине волхвы-жрецы славили Велеса, поднимая над головой горшок с просом:
Зри на ны с небеси
То Влес ущаше праотце наше
Земе раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища
А цтеть го яко отце божска».
Известно, что в двадцать восьмой день августа народ освящал мед, яблоки и зерно. После этого начинался веселый пир. Самое главное, о чем следует помнить, это запреты. В этот день запрещается употреблять спиртные напитки, а также говядину. Основная славянская еда в этот день — это каша, мед, яблоки, хлеб и хмельные напитки.
Приметы на Обжинки
У наших предков со временем появилось множество примет и поговорок, в которые они верили. В современно мире эти приметы уже не пользуются популярностью, однако есть некоторые поселения, которые до сих пор в них верят, к сожалению, их уже не так много.
Сценарий праздника «Осенины — праздник последнего снопа»
Елена Смирнова
Сценарий праздника «Осенины — праздник последнего снопа»
Сценарий обрядового праздника для старших дошкольников
Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы,посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!»
С 21 сентября считалось, что всякому лету – Аминь. Осень вступила в свои права.
По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия. Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути – это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе – день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.
В день Рождества Богородицы православные обычно с утра шли в церковь на молебен, а потом отправлялись к родникам помолиться Пресвятой Деве.
С Осенинначинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением, исполнялись игровые песни.
В этот день произносят слова Величания Рождества Богородицы
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое».
Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников через ознакомление с народными обрядовыми праздниками.
— закрепить знания детей о народном обрядовом празднике «Осенины. Рождество Пресвятой Богородицы»;
— развивать творческие и речевые способности детей;
— воспитывать любовь к культуре родного края, чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности.
— в процессе игровой, музыкальной, речевой деятельности у детей обогатились представления о народных календарно-обрядовых праздниках, активизировалась эмоциональная сфера, проявились чувства радости, веселья от совместного коллективного творчества.
Материалы и оборудование:
— интерактивное оборудование, фонограммы русских народных и казачьих песен.
Пирог «Богач», глиняный кувшин для воды, стилизованный сноп, обвязанный красивой лентой;
В «красном углу» картина с изображением Иконы Пресвятой Богородицы, стол, накрытый скатертью, самовар, хлебобулочные изделия на столе.
Ход праздника:
В музыкальный зал входят дети с воспитателем, одетые в казачьи и русские народные костюмы.
— Осень, осень, в гости просим!
С обильными хлебами,
Высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Осень, осень!
Сноп последний вносим.
С льном высоким, с корнем глубоким,
— Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?
— Мы с вами. Мы с вами пашенку пахати!
— Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
— Мы с вами. Мы с вами жито рассевати!
— Кто с нами, кто с нами жито косити?
— Мы с вами. Мы с вами жито косити!
— Кто с нами, кто с нами жито молотити?
— Мы с вами. Мы с вами жито молотити!
— Кто с нами, кто с нами зёрна молоти?
— Мы с вами. Мы с вами зёрна молоти!
— Кто с нами, кто с нами муку просевати?
— Мы с вами. Мы с вами муку просевати!
— Кто с нами, кто с нами тесто замесити?
— Мы с вами. мы с вами тесто замесити!
— Кто с нами, кто с нами пирог испеките?
— Мы с вами. Мы с вами пирог испеките!
— Вот такой вышины, вот такой ширины!
— Наигрались, отдохнём, в светлу горенку войдём! Проходите, проходите, да на лавочки садитесь. (дети рассаживаются на стулья).
— А чьё же это поле золотом блестит? (смотрит на экран с изображение пшеничного поля).
Встают мальчики и хором говорят:
— Это наше поле золотом блестит. Жницы не дремали. Жницы жито жали. и звенела над золотым полем песня.
Ходи бороду полоть
Своей правой рукой,
Своим золотым серпом.
В зал выходят девочки. Одни с серпами изображают сбор колосьев, другие идут следом и собирают колосья в переднички.
Девочки исполняют песню:
— А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Зеленое жито вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать.
— Замечательно пляшут ваши куколки. Давайте вместе с ними устроим большой хоровод. (хоровод «Топотушки» под музыку вместе с куколками).
А мальчики в это время по очереди говорят следующие слова:
— Землю солнце красит, а человека труд!
— Что посеешь, то и пожнёшь,
— Что пожнёшь, то и смолотишь,
— Что смолотишь, то и смелешь,
— Что смелешь, то и испечёшь,
— Что испечёшь, то и съешь!
— Жатве пришёл конец, а пиру начало.
Ох, и слава Богу, что жито пожали.
На гумне стогами, в клети закромами,
— А из новой муки мы испекли праздничный пирог «Богач» и хлебцы в форме букв «Р» и «Б» во славу Пречистой Богородицы. (Большухи угощают всех детей хлебцами и пирогом. Пирог нельзя резать, его ломают.)
Большухи говорят,а дети за ними повторяют:
Под песню «В хороводе были мы. » дети водят хоровод и «змейкой» выходят из зала.
2. Пугачёва Н. В., Есаулова Н. А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Москва, 2005 г.
3. Интернет-ресурс «nsportal.ru»
Исследовательская работа «Жизнь как подвиг» о наследнике престола последнего русского царя Николая II цесаревиче Алексее Введение. Темой нашего исследования является жизнь и духовный подвиг наследника последнего русского царя Николая II Цесаревича Алексея Романова.
Сценарий праздника «Осенины на Руси» Осенины на Руси Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной к школе групп. Цели: воспитывать интерес и любовь к фольклору;.
«Путешествие на поезде». Праздник «Осенины» ОсениныДети, взявшись за руки, друг за другом под песню «Золотая осень» муз. Ю. Слонова входят в зал и строят полукруг лицом на зрителя.
Фотоотчет «Провели праздник «Осенины» совместно с музыкальным руководителем праздник «Осенины» Цель: Знакомство детей с русскими народными праздниками «Осенины» Задачи: 1. Актуализировать знания детей о русских.
Сценарий развлечения «Осенины» Задачи: 1. Способствовать развитию у детей музыкально-эстетического вкуса и чувств. 2. Обогащать художественное представление об осени.
Спортивно-игровое мероприятие «По следам последнего героя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Дельфинёнок» Сценарий спортивно игрового мероприятия.
Сценарий развлечения «Золотая ярмарка — Осенины» для подготовительной к школе группе Золотая ярмарка «Осенины» Сценарий развлечения Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Цель: приобщение детей к народному.