правовое регулирование труда в россии история и современные тенденции развития

Правовое регулирование труда в России: история и современные тенденции развития

Епифанова Елена Владимировна

кандидат юридических наук

доцент, Кубанский государственный аграрный университет

350089, Россия, Краснодаркий край, г. Краснодар, ул. Бульвар Платановый, 9

Epifanova Elena Vladimirovna

Associate professor at Kuban State Agrarian University

350089, Russia, Krasnodar, ul. Bul’var Platanovyi, 9

кандидат юридических наук

доцент, Кубанский государственный аграрный университет

350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13

Pavlisova Tat’yana Evgen’evna

Docent, the department of Theory and History of State and Law, Kuban State Agrarian University

350044, Russia, Krasnodarskii krai, g. Krasnodar, ul. Kalinina, 13

Просмотров статьи: 18687 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: Предметом исследования является процесс становления трудового права в качестве самостоятельной отрасли в результате усложнения общественных отношений как следствие экономического развития (рост промышленности и необходимости законодательного регулирования положения работников, занятых в промышленном производстве), основные этапы развития законодательства о труде, эволюция методов правового воздействия, обусловленных экономическими и политическими факторами, основополагающих начал (принципов), лежащих в основе правового регулирования трудовых отношений на современном этапе развития общества и государства, тенденции и перспективы отрасли в условиях глобализации мирового хозяйства. Методологической базой является аксиологический подход, сравнительно-правовой и историко-правовой методы, принципы научности, объективности, анализ событий в их взаимосвязи и конкретно-исторической обусловленности. Изучение истории правового регулирования трудовых отношений в России позволяет сделать вывод, что сформировавшись на основе социалистических принципов всеобщности и обязательности труда, советское право оказало существенное влияние на зарубежное законодательство. Сегодня российское право под влиянием либеральных ценностей провозгласило принцип свободы труда, наблюдается обратная тенденция, как то: унифицирующее воздействие международно-правового регулирования труда, международная трудовая миграция, универсализация механизмов признания и защиты трудовых прав и свобод, имплементации в национальное право международных конвенций.

Ключевые слова: правовое регулирование, трудовое право, глобализация, тенденции и перспективы, история, государство и право, принципы права, метод, источники трудового права, политические условия

Abstract: The research subject is the process of formation of labor law as an independent branch in the result of complication of social relations caused by economic development (development of industry and necessity to regulate the status of workers employed in industrial sector). The authors study the main stages of development of labor legislation, the evolution of methods of legal impact determined by economic and political factors, the basic principles underlying legal regulation of labor relations at the modern stage of development of state and society, the tendencies and prospects of the sector in the context of globalization of the world economy. The research methodology is based on the axiological approach, the comparative-legal and historical-legal methods, the principles of scientific character, objectivity, analysis of events if their correlation and historical interdependence. The analysis of history of legal regulation of labor relations in Russia allows concluding that Soviet law, which had formed on the basis of socialist principles of commonality and obligatoriness of labor, had significant impact in foreign legislation. At the present stage, Russian law, influenced by liberal values, has declared the principle of the freedom of labor. We observe an opposite tendency – a unifying impact of international legal regulation of labor, international migration, universalization of mechanisms of recognition and protection of labor rights and freedoms, implementation of international conventions by the national law.

state and law, history, tendencies and prospects, globalization, labor law, Legal regulation, principles of law, method, sources of labor law, political conditions

Обращение к истории становления и развития трудового права в настоящее время вызвано рядом факторов: во-первых, перестройка, происходившая в России, внесла серьезные коррективы в экономику, социальные устои, политическую ситуацию в стране, что прямо сказалось на содержании трудового законодательства; во-вторых, в настоящее время усилилось влияние международного законодательства на внутригосударственное законодательство, наблюдается внедрение мировых стандартов в национальное право отдельных государств; в-третьих, вобрав в себя нормы советского трудового права, многие страны ушли вперед в законодательном регулировании трудовых отношений по сравнению с Россией и их опыт нуждается в рассмотрении; в-четвертых, в настоящее время возникла необходимость определиться каким должно быть российское трудовое право, как сделать так, что бы его нормы были не просто закрепленными в законодательстве, но и реально действовали в жизни, исходя из социальной значимости трудового права и т.д.

Трудовое право, как самостоятельная отрасль права, возникла в ХХ веке. До ХХ века отдельные аспекты трудовых отношений регулировались в России преимущественно гражданским законодательством.

Реформы начала 1860-х годов XIX века (например, отмена крепостного права) способствовали развитию промышленного производства, широкого использования наемного труда. Эпоха «дикого капитализма» характеризовалась накоплением сверхкапитала за счет жесточайшей эксплуатации рабочих, в числе которых были дети, женщины. Народные массы после отмены крепостного права устремились в города в поисках лучшей жизни, однако нищенская заработная плата, сверх продолжительность рабочего дня (доходила до 18 часов), отсутствие отпусков, несоблюдение элементарных требований техники безопасности, удручающие условия проживания рабочих и членов их семей, строгие дисциплинарные взыскания, к которым относились не только штрафные санкции, но и физические наказания и т.д. делали невыносимым существование рабочего класса.

Поэтому протесты и возмущения работников, начиная с 1980-х гг. XIX века, стали носить все более коллективный характер и осуществлялись в самых разнообразных формах: стачки, поджоги предприятий, порча и уничтожение оборудования, столкновения с полицией и т.д.. Началась открытая политическая борьба рабочего класса за свою свободу (примеров такой борьбы в истории было множество и, в частности, опыт Великой французской революции). В общественном сознании стали витать социалистические идеи, которые предусматривали улучшение положения социальных низов, пропагандировали отмену эксплуатации человека человеком и установление социальных гарантий. В этих условиях правительство начало проводить реформы, направленные на смягчения социальных противоречий и снижение накала революционной борьбы. В итоге в последние два десятилетия XIX века появились отдельные нормативные акты, заложившие основы будущего законодательства о труде. В период с 1882 года по 1903 год было принято 9 основных законов, регулировавшие трудовые отношения в промышленности в России: Закон от 1 июня 1882 года «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» [4] ; Закон от 12 июня 1884 года «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» [5] ; Закон от 3 июня 1885 года «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам, на фабриках, заводах и мануфактурах» [6] ; Закон от 3 июня 1886 года «Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» [7] ; Положение от 12 июня 1886 года о найме на сельские работы [8] ; Закон от 24 апреля 1890 года «Об изменении постановления о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» [9] ; Закон от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» [10] ; Закон от 2 июня 1903 года «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности»; Закон от 10 июня 1903 года «Об учреждении старост в промышленных предприятиях [11] ». Эти законы с некоторыми изменениями и дополнениями действовали до февральской буржуазно-демократической революции 1917 года.

Устав о промышленном труде представлял собой основной источник трудового права (тогда – фабрично – заводского законодательства). Устав представлял собой относительную систематизацию ранее существовавшего раздробленного законодательства о труде. Создание единого нормативного акта позволило выделить основные институты трудового права (трудовой договор, рабочее время, время отдыха, особенности регулирования труда женщин и несовершеннолетних, охрана труда, дисциплина труда, материальная ответственность за вред, причиненный здоровью работника в результате несчастного случая на производстве, ответственность за нарушение трудового законодательства), проанализировать пробелы и недостатки действующего законодательства.

Следует отметить и тот факт, что подобного законодательного регулирования труда не было не только в России, но и в мире. Создание Устава можно оценить, как первый шаг на пути формирования трудового права как самостоятельной отрасли права. Данный Устав послужил базой для создания трудового права уже в советский период развития России. Например, Устав регулировал труд рабочих в промышленности, а сельский труд регулировался Положением о найме на сельхозработы. Такой же порядок регулирования труда сохранился в нормативных актах советского периода.

В целом следует сказать о преемственности структуры, отдельных положений, идей дореволюционного законодательства в трудовом праве первых лет советской власти в России.

Дополнительно к Законам, Положениям и Уставу, названному выше, к фабрично-заводскому законодательству относились разнообразные административные акты, разъяснявшие, толковавшие закон, объяснявшие порядок применения действовавшего законодательства или ликвидировавшие пробельность действовавшего законодательства. К органам, осуществлявшим данную деятельностью, относились Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие и Министерство финансов, которое могло привлечь другие министерства и ведомства, например, Министерство внутренних дел, в зависимости от характера вопросов, урегулированных административным актом (постановлением, циркуляром, наказом, инструкцией и т.д.). Административное толкование чаще всего ликвидировало недостаток судебной практики. Она публиковалась в сборниках постановлений Главного по фабричным и горнозаводским делам присутствия.

Кроме этих законов после 1905года в России существовал «частный правопорядок предприятий», источником которого являлись: правила внутреннего распорядка (акты хозяйской власти) и тарифные (коллективные) договоры (результат соглашения работодателей и профсоюзов).

Таким образом, регулирование взаимоотношений между фабрикантами и работниками в период реформ второй половины XIX и до начала XX века осуществлялось на основе законодательства, сконцентрированного в девяти основных законах, содержащих нормы охраны труда, рабочего времени, особенностей регулирования труда женщин и несовершеннолетних. В этот период стало зарождаться право пенсионного обеспечения и социальной защиты работников и членов их семей. Принятие указанных законов было связано с ростом рабочего класса, переходом страны от аграрной к промышленной экономике, интенсивным развитием производства, жесткой эксплуатацией работников, распространением социальных идей в рабочей среде, низким уровнем жизни и социальной незащищенностью рабочих и служащих.

В мае 1917 года было образовано Министерство труда, которое должно было осуществлять надзор за безопасностью труда, разрешать трудовые споры, возникавшие между работниками и работодателями, осуществить реформу трудового законодательства. В итоге была создана комиссия, в состав которой вошли представители рабочих, работодателей, профсоюзы, теоретики, практики, которая разработала проекты законов о трудовом договоре, о стачках, о коллективном договоре и проект поправок к Уставу о промышленном труде. Однако эти предложения не были реализованы в жизнь, а медленно и нерешительно проводимые преобразования не смогли существенно улучшить положение рабочих.

Таким образом, следует констатировать тот факт, что крайне тяжелое положение рабочих вызвало волну социальных революционных протестов в обществе, которые можно было еще в этот период погасить коренными преобразованиями в области трудовых отношений. Необходимо было оперативно проводить законодательные реформы сверху, которые бы гарантировали снижение продолжительности рабочего времени, увеличение заработной платы, улучшение условий жизни и соблюдение требований охраны труда работодателями. Основные проблемные вопросы уже отражались в законодательстве предшествующего периода, они требовали безотлагательного решения. Однако правительство, не осознав всей серьезности ситуации, проявило политическую близорукость. Революционное движение продолжилось по нарастающей.

Полагаем, что досоветское трудовое законодательство было сформировано в целом к началу XX века, в нем сложились основные институты будущей отрасли трудового права, оформившейся в советский период. Поэтому следует говорить не об отрицании опыта прошлого, а о восприятии и преемственности структуры, основных институтов трудового права. В трудовом праве исторически выделились социально-значимые вопросы, которые требовали обязательного законодательного регулирования. Решение этих вопросов, как показал исторический опыт, выступало гарантом стабильности власти. История показала, что трудовое право – это социально-значимая отрасль права.

Кодекс Законов о Труде (КЗоТ) РСФСР 1918 года [21] был первым комплексным кодифицированным актом советского трудового законодательства, аналогов которому не было в мире, заложившим основу нового этапа в развитии трудового права. Он был разработан с учетом сложившегося дореволюционного законодательства, регулировавшего вопросы труда, поэтому можно говорить о преемственности норм. Однако перед государством ставились новые задачи, складывалась новая социально-экономическая ситуация, что не могло ни сказаться на содержании трудового законодательства. В стране осуществлялись преобразования в промышленности, происходил процесс национализации, возрождалось народное хозяйство, реформировался государственный аппарат, устанавливалась и закреплялась новая политическая власть, происходили изменения в социальной политике, шла гражданская война и борьба с контрреволюцией, наблюдалось крайне сложное международное положение, проводилась политика изоляции и санкций в отношении молодого советского государства рабочих и крестьян. В этих невероятно сложных условиях большая роль в стабилизации ситуации в стране отводилась трудовому законодательству. Кодекс подтвердил положения ранее принятых нормативных актов, изданных в послереволюционный период. Он распространил свое действие как на государственные, так и на частные предприятия. Следует отметить особенность трудового законодательства рассматриваемого периода: профсоюзы активно привлекались к разработке нормативных актов, они отстаивали интересы работников; на государственном уровне часто создавались совместные акты ВЦСПС (Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов) и Наркомтруда; профсоюзы выступали в качестве органа, рассматривавшего трудовые конфликты. Особая роль была отведена коллективным договорам, регулировавшим условия труда на конкретном предприятии. Следует отметить, что с усилением государственного регулирования ослабевало значение коллективных договоров.

Необходимо было восстанавливать народное хозяйство и именно поэтому страна взяла курс на пятилетки, трудовой энтузиазм рядовых рабочих, желавших построить новое пролетарское государство, был беспредельным. Полагаем, что массовое сознание представителей класса буржуазии было сложно перестроить. Именно они саботировали и отказывались выходить на работу, выезжали в эмиграцию, увозя капитал и культурные ценности, о чем написано немало литературных произведений.

Достижением нашей страны явилось формирование такого трудового законодательства, аналогам которому не существовало в мире. Его положения отвечали потребностям времени, социально-экономического развития страны, интересам трудящихся и содержали прогрессивные тенденции в развитии трудового права (Запрет детского труда и ночного труда для несовершеннолетних, закрытый перечень оснований увольнений, регулирование минимальной продолжительности еженедельного отдыха, регламентация перерыва для отдыха и принятия пищи, перерывы для работниц, кормящих детей грудью, ограничение применения сверхурочных работ). Можно с уверенностью сказать, что советское трудовое право при всех имеющихся недостатках, представляло собой цивилизационную ценность. Именно на это право в последующем стали ровняться все страны мира.

В начале 20-х годов решением десятого съезда РКП (б) была введена новая экономическая политика (НЭП), допускавшая свободную торговлю, свободу труда, свободу предпринимательства, индивидуальную хозяйственную деятельность наряду с ведением государственного хозяйства, многоукладность экономики. Что бы обслуживать НЭП, действовавшее трудовое законодательство подверглось реформированию. КЗоТ РСФСР 1918 года отрицавший рыночные отношения, закреплявший монополию государства был отменен, в силу вступил КЗоТ РСФСР 1922 [24] года устанавливавший частноправовые начала экономики. Если КЗоТ 1918 года был создан для проведения в жизнь политики «военного коммунизма» (государственному сектору принадлежало регулирование всей экономикой), то КЗоТ РСФСР 1922 года реализовывал новую экономическую политику (рыночные отношения, сочетание государственного управления и свободы частного предпринимательства). КЗоТ РСФСР 1922 года регламентировал трудовой договор как главную форму привлечения к труду и как проявление свободы труда, при этом условия труда определялись соглашением сторон. Особое значение уделялось охране и соблюдению норм труда. Кодекс сохранил ведущую роль профсоюзов в защите прав и интересов работников (гл. 15 КЗоТ РСФСР). Как и прежде профсоюзы играли роль буфера между работниками и работодателем.

К 1924 году стало ясно, что нормы трудового законодательства преимущественно в государственном секторе, а представители частного капитала игнорируют его. Рост частного сектора обусловил в итоге рост злоупотреблений в области трудового законодательства. Именно этой тенденцией объясняется столь жесткий контроль за нанимателями. Народный Комиссариат Юстиции совместно с Народным Комиссариатом Труда признал необходимым в Московской, Петроградской, Владимирской, Иваново-Вознесенской, Ново-Николаевской, Донской, Пермской, Саратовской, Тульской, Ярославской губерниях, в которых был сосредоточен рабочий класс в наибольшем количестве, выделить из составов местных Губернских прокуратур специальных лиц, которые бы занимались рассмотрением вопросов нарушения норм трудового законодательства.

В конце 1990-х годов произошла смена курса. Наблюдался отход от НЭПа и развитие страны под лозунгами коллективизации и индустриализации. Объяснялся этот курс внешнеэкономической обстановкой, обострением напряженности в межгосударственных отношениях, особенно после неудачных результатов первой мировой войны и несокрушимостью все более расширяющейся социалистической системы, мировым экономическим кризисом перепроизводства, отсутствием рынков сбыта продукции международного капитала. Надвигалась вторая мировая война, планировался передел мира и получение Германией, прежде всего, новых рынков сбыта все возрастающей экономики. В таких условиях молодое советское государство взяло курс на ускоренный промышленный рост, прежде всего развитие военного комплекса. Промышленный рост необходимо было обеспечить любой ценой. В тоже время наблюдался взлет народного энтузиазма, стройки первых пятилеток имели грандиозный размах. Строились новые заводы, фабрики, появлялись новые города, активно вводились социальные блага в форме бесплатного образования, бесплатной медицины, предоставления жилья и т.д. Страну охватило стахановское движение, трудовой энтузиазм, рабочие массы включились в социалистические соревнования, почетным считалось звание ударника труда.

Следует отметить, что нестабильная политическая обстановка в стране и мире спровоцировала массовые репрессии (которые впоследствии осудили сами коммунисты после смерти Сталина, они же развенчали культ личности и провели реабилитацию репрессированных в 1960-е гг. XX века). В 1930 году было создано Управление исправительно-трудовых лагерей. Стал использоваться труд заключенных. В условиях командно-административной системы (в период после окончания НЭПа и до начала ВОВ) в 1930-е и в начале 1940-х годов XX века, во-первых, было введено государственное принуждение к труду под страхом уголовной ответственности. В стране началась мобилизация трудовых ресурсов. Объяснялась она целым рядом факторов, например, желанием обеспечить трудовыми ресурсами нуждающиеся в том предприятия и отрасли промышленности, развитие территорий, потребность в увеличении промышленного роста, повышение производительности труда. В 1930-е гг. применялись «трудовые мобилизации» для решения производственных задач. Основным способом пополнения рабочими руками стало проведение организованных наборов на селе. Уклонявшихся от «трудовых мобилизаций» называли «дезертирами с трудового фронта».

Для пополнения рабочего класса грамотными специалистами образовывались ремесленные училища, железнодорожные училища, школы фабрично-заводского обучения. В эти учебные заведения поступали лица по собственному желанию, а могли быть туда приняты граждане и по направлению от колхозов. Примечательно, что обучение производилось бесплатно, учащиеся обеспечивались общежитием, получали обмундирование, учебники, им выплачивалась стипендия. Заинтересованность государства в специалистах рабочих специальностей была большая, а отсюда и такие затраты на обучение. В свою очередь студенты, окончившие указанные учебные заведения, были обязаны в течение 4-х лет отработать на государственных предприятиях по полученной специальности. На наш взгляд в такой положительной системе обучения было заинтересовано не только государство, но и сами работники, которые получили возможность бесплатно обучиться новой профессии (учитывая, что семьи были многодетные, было огромное количество беспризорников и до революции образовательная политика носила классовый, сегментарный характер, обучение воспринималось как забота государства и реализация права на образование, которое гарантировалось государством для каждого гражданина нашей страны). Возвращаясь в сегодняшний день, следует отметить, что еще надоевшая и негативно оцениваемая до недавнего времени система распределения в социалистический период, ныне пользуется особой популярностью у выпускников учебных заведений различных уровней.

В стране шло форсированное развитие промышленности. В 1932-33 гг. в стране возник голод, вызванный резким переходом к промышленному развитию и коллективизацией в сельском хозяйстве, подорвавшей индивидуальные крестьянские хозяйства. Наблюдалось переселение народов из центральных регионов России на Кубань.

В начале 1940-х годов наказание за нарушение трудовой дисциплины были еще более усилены, так за прогулы была введена уголовная ответственность в виде исправительных работ на срок до шести месяцев с удержанием из заработной платы до 25%; за мелкие хищения на производстве применялось наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года; уголовное наказание могло быть применено и к работникам, отказавшимся от принудительного перевода независимо от территориального расположения предприятия, на которое переводился работник. Это было вызвано началом Второй мировой войны и необходимостью мобилизации экономики и трудовых ресурсов в условиях военного времени.

В 1941 году были утверждены новые типовые Правила внутреннего трудового распорядка [27] со специальным разделом, посвященным ответственности за нарушение трудовой дисциплины. По новым правилам к прогулу приравнивалось появление на работе в нетрезвом состоянии. Для руководителей предприятий была введена уголовная ответственность (лишение свободы на срок от 5 до 8 лет) директоров, главных инженеров, начальников отдела технического контроля, промышленных предприятий за выпуск недоброкачественной продукции, несоблюдение обязательных стандартов. Выпуск такой продукции рассматривался как государственное преступление, равносильное вредительству.

Таким образом, в период с 1930-го по 1940-ой годы 20 века произошли существенные изменения в трудовом законодательстве, получившие закрепление в отдельных нормативных актах, обусловленные задачами, стоявшими перед государством. Так в предвоенные годы был осуществлен возврат к восьмичасовому рабочему дню, за исключением работ с вредными условиями труда и на семидневную рабочую неделю; были повышены нормы выработки; в 1940 году было оставлено шесть нерабочих праздничных дней; было отменено сокращение рабочего дня накануне дня отдыха; было введено новое правило предоставления ежегодного трудового отпуска – он предоставлялся только после 11 месяцев непрерывной работы; была сокращена продолжительность отпуска по беременности и родам. В этот период огромное значение уделялось профсоюзам. В тоже время огромное значение уделялось повышению производительности труда и мерам стимулирования добросовестного труда. Для работников вводились награды, производилось премирование, устанавливались льготы, например, преимущественное обеспечение жильем, путевками, таких работников продвигали по службе, трудовой героизм государством поощрялся (вводились почетные звания, ордена, медали, знаки отличия, в 1938 году было учреждено звания Героя Социалистического Труда) и т.д.

В годы Великой Отечественной Войны трудовое законодательство ужесточилось, особенно в области дисциплины труда. В тоже время трудовой энтузиазм превосходил возможное и невозможное. Продолжительность рабочего дня фактически была неограниченной. Работники иногда спасли на рабочих местах. Промышленность работала под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Сельское хозяйство и промышленное производство зачастую использовали труд несовершеннолетних работников, пожилых людей, женщин с детьми за неимением иных. Труженики тыла своим героическим трудом обеспечивали победу на фронте, помогали своим родным и близким, отстаивавшим в боях с фашизмом независимость нашей Родины. Люди превозмогали лишения ради спасения и отстаивания независимости нашей страны. Поэтому оценивать данный период военного времени очень сложно: жесткое законодательство всецело объяснялось условиями военного времени.

Следует указать на особенности развития трудового права в послевоенные годы: с 1945 по 1955 годы практически не принималось никаких новых нормативных актов, за исключением Положения о товарищеских судах 1951 года (основная задача которого сводилась к укреплению трудовой дисциплины).

В 1970 году были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, а в 1971 году – КЗоТ РСФСР (с 1992 года – РФ), действовавший с изменениями и дополнениями до 2001 года). Основы распространялись как на рабочих, так и на служащих в одинаковой мере. Они регулировали труд работников государственного сектора, а также колхозов, общественных организаций. Устанавливали условия труда для постоянных, сезонных, временных работников. Особое внимание уделялось регулированию труда женщин (беременных женщин, кормящих матерей, женщин имеющих детей) и несовершеннолетних работников. КЗоТ РСФСР 1971 года сосредоточил в себе все достижения трудового права того времени. Он закрепил обязанность трудиться, которая в последующем была зафиксирована в Конституции РСФСР 1977 года. Конституция СССР 1977 года подтвердила обязанность каждого гражданина трудиться и создавать материальные блага для страны.

Трудовое право в период перестройки также претерпевало изменения.

Таким образом, принятые после 1985 года нормативные акты в области трудовых отношений по своему содержанию всецело отражали накопившиеся в обществе проблемы: в ходе перестройки государственного пострадали социальные низы, а именно рабочие и крестьянство. Перестройка привела к кризису производства, сокращению рабочих мест, массовым увольнениям работников, появлению массовой безработицы, падению жизненного уровня подавляющего числа лиц, проживавших в стране. Все это усугубилось денежной реформой, высоким уровнем преступности, захватом предприятий, приватизацией ничего не давшей населению, кроме отчаяния и непонимания ее сущности, массовым исходом русскоязычного населения с национальных окраин, вооруженными конфликтами на территории страны, крушением СССР и идеологическим вакуумом. В этих условиях предстояло создать новое законодательство, которое бы превзошло социально направленное трудовое законодательство советского периода и смогло бы обслужить новую экономику. Трудовое право периода перестройки стало существенно отличаться от ранее действовавшего права, что было связано с сокращением ряда гарантий для работников и утратой прогрессивных выработанных временем законодательных конструкций, характеризовавших советское трудовое право, как цивилизационную ценность, на которую ориентировались страны Запада и США при разработке своего национального трудового законодательства.

Конституция РФ 1993 года закрепила свободу труда, восьмичасовой рабочий день (40 часовую рабочую неделю), право на отдых, защиту трудовых прав в судебном порядке и т.д. В 2001 году был принят Трудовой кодекс РФ, сформировавшийся на основе преемственности фундаментальных основ трудового права, отразивший потребности современного российского общества. В нем отменяется обязанность трудиться и закрепляется новый принцип – свобода труда. Каждый может самостоятельно определить род занятий, место трудовой деятельности. Современное трудовое право – это отрасль права, которая регулирует трудовые и тесно связанные с ними отношения, возникающие как в процессе трудовой деятельности и действия трудового договора, а также до его заключения и после его расторжения.

В настоящее время трудовое право активно развивается в направлении исследования международных правовых стандартов в области труда. Выросшее в нашей стране, трудовое право шагнуло за ее пределы, развилось не только во внутригосударственном, но и в мировом масштабе. В современных условиях наблюдается унифицирующее воздействие международно-правового регулирования труда, международная трудовая миграция, универсализация механизмов признания и защиты трудовых прав и свобод, что привело к сближению национальных систем трудового права различных стран, имплементации в национальное право международных конвенций. Поэтому в современном трудовом праве появилось два новых направления – это международно-правовое регулирование труда и сравнительное правоведение. Они позволяют выявить мировые тенденции в развитии трудовых стандартов, положительный опыт зарубежных стран и оценить трудовое право России в свете международных стандартов и зарубежного опыта правового регулирования труда.

Трудовое право, как социально значимая отрасль права, прошло длительный процесс развития, обслуживая экономические и политические потребности нашей страны, формируя человеческое сознание от обязанности трудиться к свободе труда, помогая создавать фундамент для формирования бюджета и пенсионных накоплений, решая вопросы, прямо влияющие на стабильность государства и доверия власти.

Таким образом, можно подвести некоторые итоги:

1.Социально ориентированное трудовое право начало активно развиваться после 1917 года, что было связано, прежде всего, со строительством государства, где основной ценностью объявлялся «трудящийся». Трудовое право, как молодая отрасль права, не могла не вобрать в себя самые передовые идеи в области защиты прав человека. Впервые в мире появился КЗоТ РСФСР в 1918 году в России.

2.В современном понимании трудовое право впервые в мире возникло в России. Опасения социальных потрясений вынудили западные государства и в своем законодательстве пойти на определенные уступки рабочему классу. В настоящее время наблюдается повышение авторитета международных трудовых стандартов, многие из которых вобрали в себя общепризнанные нормы и принципы, закрепившие цивилизационные ценности в области прав человека, выработанные человечеством и добытые им в нелегкой борьбе (например, в ходе Великой Французской буржуазной революции, Английской буржуазной революции, социалистической революции в России и т.д.).

3. Трудовое право, как социально значимая отрасль права, прошло длительный процесс развития, обслуживая экономические и политические потребности нашей страны, формируя человеческое сознание от обязанности трудиться к свободе труда, помогая создавать фундамент для формирования бюджета и пенсионных накоплений, решая вопросы, прямо влияющие на стабильность государства и доверия власти. В целом следует выделить следующие этапы развития трудового права в России: досоветский, характеризующийся зарождением трудового права и формированием его отдельных институтов; советский, который следует назвать как этап становления кодифицированного трудового законодательства и эволюции институтов трудового права; третий этап постсоветский (период перестройки и современного состояния формирования рыночной экономики), на котором вместе с преемственностью сложившихся подходов к регулированию трудовых отношений, широко используются ратифицированные международные правовые акты и опыт зарубежных стран.

4.В настоящее время исследования в области трудовых отношений необходимы в силу возросшей значимости регулирования процесса труда. Трудовое право – социально значимая отрасль права. Стабильность власти напрямую зависит от стабильности трудовых норм и уровня контроля за их соблюдением. Любой перекос в трудовой политике может привести к социальному взрыву, особенно в экономически нестабильном обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *