правом законодательной инициативы обладали в древней руси
Информационно-аналитические материалы Государственной Думы
НИР История деятельности первых Государственных Дум дореволюционной России: сравнительный анализ традиций правотворчества
§ 1. 2. Право законодательной инициативы
На царскосельских совещаниях К.И. Пален предлагал лишить Думу права самостоятельно составлять законопроекты. Эта точка зрения не была поддержана присутствующими[1]. Тем не менее, законодательная инициатива депутатов Думы была обставлена целым рядом ограничений[2]. Законопроект мог быть внесен не одним депутатом, а лишь группой народных избранников, включавшей не менее 30 членов нижней палаты. В случае признания Думой подготовленного проекта желательным министерства имели право принять на себя ответственность за его дальнейшую разработку. Лишь в случае отказа правительства от подготовки будущего закона, думская комиссия приступала к его обсуждению по существу. При этом срок, в течение которого министр должен был внести инициированный представительными учреждениями проект, особо в законодательстве не оговаривался[3]. Поэтому, дабы не ставить законотворческий процесс в зависимость от произвола правительственных чиновников, в соответствии с думским Наказом и в нарушении всех прочих правовых норм комиссии нижней палаты приступали к обсуждению вопроса одновременно с министерством[4]. Совет министров, не желая поступаться своими прерогативами, в этом случае чаще всего отказывался содействовать работе депутатов. Например, в 1909-1910 гг. Министерство внутренних дел не предоставляло соответствующей думской комиссии необходимых материалов для подготовки законов о введении земства в Архангельской, Астраханской и Ставропольской губернии, которые в это время разрабатывались в самом ведомстве[5]. Однако имели место и противоположные случаи. Так, в ходе второй сессии III Думы при обсуждении законопроекта об отмене чиншевого права правительство, согласившись разработать собственный проект, не возражала против того, чтобы аналогичной работой занялась и нижняя палата[6].
Правом законодательной инициативы обладали и члены Государственного совета, однако они пользовались этой прерогативой чрезвычайно редко. За период 1906-1917 гг. члены верхней палаты внесли всего 13 законопроектов[7]. 9 марта 1908 г. на IV Съезде уполномоченных дворянских обществ А.Б. Нейгардт объяснил это так: «Всех дел сразу не переделаешь, а Государственный совет сам провести закон не может. Очевидно, таковой должен быть передан в ту же Думу, которая и без того обременена делом, а следовательно, инициатива Государственного совета не только бы не помогла, но, напротив, помешала бы правильности и последовательности работы как Думы, так и своей»[8].
[1] Русский конституционализм… М., 2001. С. 100.
[2] Следует иметь ввиду, что конституционный строй отнюдь не гарантировал представительным учреждениям право законодательной инициативы. Так, согласно французской конституции (хартии) 1814 г., палата депутатом им не обладала. Аналогичная ситуация имела место во Франции в 1852-1869 гг. (Алексеев А.А. Бюджетное право французского парламента // Журнал Министерства юстиции. Окт. 1915. № 8. С. 41-42).
[3] Государственная дума. Приложение к стенографическим отчетам. Созыв III. Сессия II. СПб., 1909. Т. I. № 17. С. 62-63.
[4] Особые журналы Совета министров Российской империи. 1914 год. М., 2006. С. 113-115; Стб. 263-264.
[5] Там же. Стб. 265; ГА РФ. Ф. 523. Оп. 1. Д. 3. Л. 7.
[6] Государственная дума. Приложение к стенографическим отчетам. Созыв III. Сессия II. СПб., 1909. Т. I. № 17. С. 63.
[7] Государственный совет Российской империи, 1906-1917: Энциклопедия. М., 2008. С. 94-95.
[8] Объединенное дворянство: Съезды уполномоченных губернских обществ: В 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 548.
[9] Законотворчество думских фракций. 1906-1917 гг. М., 2006. С. 11.
[10] Лазаревский Н.И. Указ. соч. С. 611.
[11] ГА РФ. Ф. 102. Оп. 265. Д. 369. Л. 72.
[12] Лазаревский Н.И. Указ. соч. С. 603.
Законодательная система Древнерусского государства
Формированию государственности в Киевской Руси сопутст- вовало становление и развитие законодательной системы. Ис- ходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, сон хранившиеся со времен первобытности.
Среди наиболее известных ранних памятников русского права:
• Закон русский (видимо, свод устных норм обычного права);
• договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг., относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву, главным образом в дружинно-купеческой среде;
• церковные уставы X—XI вв., содержащие нормы брачно- семейных отношений, преступлений против нравственности, и церкви и др.
Наиболее крупным памятником, подлинным сводом древне- русского права, широко отразившим особенности политического
Принятие христианства способствовало укреплению власти князя, созданию церковной организации, развитию церковно- го просвещения и культуры на Руси. |
И социально-экономического строя Древнерусского государства, Является Русская Правда. Поражающий высоким уровнем за- конотворчества, развитой для своего времени правовой культу- рой, этот документ действовал до XV в. и состоял из:
• отдельных норм Закона русского;
• Древнейшей Правды, или Правды Ярослава;
• Дополнения к Правде Ярослава (положения о сборщиках судебных штрафов) и пр.;
• Правды Ярославичей (Правды Русской земли, утвержден- ной сыновьями Ярослава Мудрого);
• Устава Владимира Мономаха, включавшего Устав о резах (процентах), Устав о закупах и др.;
• Пространной Русской Правды.
Первоначальный текст Русской Правды не сохранился, и до нас дошло более ста списков этого документа, включающего три осовные редакции; Краткую, Пространную и Сокращенную.
Краткая редакция (Краткая Правда), подготовленная не позд- нее 1054 г., представляет собой древнейшую редакцию и состо- ит изПравды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного, Урока мостников.
С именем Владимира Мономаха связана Пространная редак- ции, возникшая не ранее 1113 г. и включившая Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.
11среработанная Пространная Правда в середине XV в. по- мушла наименование Сокращенной редакции.
Закон предусматривал неравноправие людей, относящихся К разным социальным группам (дружинники, феодалы, сельские Общинники, челядь).
Определенные юридические привилегии предусматривались и для таких групп населения, как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане (управляющие вотчиной) и т. п. За убийство представителя привилегированного слоя устанавлива- лась и более высокая уголовная ответственность.
К юридически и экономически независимым категориям от- носились посадские люди (термин появился позже) и смерды- общинники, которые платили налоги и несли определенные по-
винности в пользу государства. Так, свободный смерд-общинник
имел право завещать имущество своим детям, но землю — толь- ко сыновьям. При отсутствии наследников собственность посту- пала и в общинное владение. Смерд обладал также юридическим Правом на защиту своей личности и имущества и нес опреде- ленную ответственность за совершенные преступления или проступки.
|
После восстания 1113 г. устанавливаются пределы допусти- мых размеров процентов за «купу». Этим законом охранялась личность и имущество закупа. Однако за преступление закуп мог быть обращен в холопа (раба). Подобная участь его ожи- дала и в случае неуплаты долга или побега. Так была открыта страница закабаления, постепенного закрепощения бывших сво- бодных общинников.
Полный холоп, или «невольничья челядь», не обладал ника- кой собственностью: все, чем он пользовался, принадлежало господину. Между тем жизнь холопов, составляющих особый обслуживающий персонал княжеского или боярского двора (слу- ги, воспитатели детей, ремесленники и др.), защищалась более высокими наказаниями.
Русская Правда вносила определенную регламентацию в ис- точники холопства. Среди них — самопродажа в рабство одна- го человека или всей семьи, женитьба на рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного человека при поступлении в ус- лужение без специальной оговорки, совершение тяжкого прес- тупления, бегство закупа от господина и др.
И все же для Древнерусского государства закрепощение кре- стьян, прикрепление их к земле и феодалу пока не было ха- рактерно. |
При Ярославе Мудром в его «Церковный устав» был введен законодательный акт, регулировавший взаимоотношения княже- ской власти и церкви, а также права в области суда, сбора дани и пр.
Неофит, вручая греческие дары Константина Мономаха, деда ве- ликого князя, венчал Ярослава Мудрого в Киевском соборном храме имперским венцом, назвав царем русским.
Сыновья Ярослава Мудрого в XI в. существенно дополнили и изменили текст Русской Правды, создав так называемую Правду Ярославичей. В Правде Ярославичей нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее.центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. В статьях упоминаются клети, конюшни, хлева, пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор и т. д. Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся и труд ремесленников. Есть упоминаниеи о торге (рынке), и о купеческой торговле.
«Ряд Ярославов» не прекратил княжеских усобиц. Одной из причин были городские общины, достаточно сильные, чтобы вли- ять на выбор князя. Так, в 1068 г., когда братья Ярославичи —
В 1097 г. в Любече князья собрались на съезд, желая пре- кратить междоусобицы и принять меры к охране русской зем- ли от набегов половцев. Вводились новые правила организации власти на Руси. Каждый князь «держал отчину свою». Однако юн принцип не стал непреложным законом, усобицы продол- жались.
Князь Владимир Мономах, выделяясь государственностью ума, силой воли и энергичной деятельностью, провел крупную переработку Русской Правды.
Владимир Мономах остался в исторической памяти как та- лантливый правитель государства, все силы положивший на укрепление страны, сохранение ее единства. При нем возрос международный авторитет Руси. Сам князь был внуком визан- тийского императора Константина Мономаха. Легенда связала с его именем появление на Руси шапки Мономаха как символа царской власти. Владимиру Мономаху удавалось удерживать под своей властью всю Русскую землю. Последним князем, при котором единство Руси еще держалось, был его сын Мстислав Владимирович (1125—1132). После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на независимые княжества, и нач чался период раздробленности Русского государства.
В Российской империи право законодательной инициативы, т.е. принятия решения о необходимости разработать новый законопроект до 1906 г. принадлежало исключительно императору
(СЗ. Изд. 1832 г. Т. 1. Ст. 47). Процедура реализации этого права разъяснялась следующим образом: «Первообразное предначертание законов составляется или по особенному высочайшему усмотрению и непосредственному повелению, или же приемлет начало свое от общего течения дел, когда при рассмотрении оных в Правительствующем Сенате, в Святейшем Синоде и в Министерствах признано будет необходимым или пояснить и дополнить действующий закон, или составить новое постановление. В сем случае места сии подносят предположения их установленным порядком на высочайшее усмотрение». (СЗ. Изд. 1832 г. Т. 1. Ст. 49).
Основные государственные законы, изданные в 1906 г. сохраняли за императором «почин по всем предметам законодательства». Особо подчеркивалось, что «единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и в Государственной думе» (ст. 8). Последним разрешалось «возбуждать предположения об отмене или изменении действующих или издании новых законов, за исключением Основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору» (ст. 107). Таким образом, Государственная дума и Государственный совет также получали право законодательной инициативы, но в отличие от императора — право ограниченное.
Одновременно в Основных государственных законах предусмотрен ряд исключений из общего порядка принятия законодательных актов. Так, «во время прекращения заседаний Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта однако не может вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в учреждения Государственного совета или Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу» (ст. 87). Законопроекты по вопросам компетенции военного и морского ведомств вообще не подлежали рассмотрению в Государственной думе и в Государственном совете, если они «не касаются предметов общих законов и не вызывают нового расхода из казны или же вызывае-
мый ими новый расход покрывается ожидаемыми сбережениями по финансовой смете военного или морского министерства, по принадлежности» (ст. 96).
Практика издания законодательных актов на основании ст. 87 в форме высочайше утвержденных положений Совета министров и именных высочайших указов Сенату широко известна, В период между роспуском I Государственной думы и началом работы II Думы (8 июля 1906 г. — 19 февраля 1907 г.) со ссылкой на 87 статью Основных государственных законов было принято 60 актов. В их числе: 14 актов связаны с осуществлением карательной политики (в частности — введение военно-полевых судов с ускоренным судопроизводством); 18 — с правительственной политикой реформ (среди них — указ от 9 ноября 1906 г., положивший начало проведению столыпинской аграрной реформы); 24 — по вопросам текущего управления (главным образом, в связи с истечением сроков договоров с торгово-промышленными и транспортными фирмами); 4 — по делам военного ведомства. В период второго междудумья (3 июня — 31 октября 1907 г.) было принято 18 актов. После 1908 г. в связи с кампанией в прессе и Думе против чрезвычайного указного законодательства самодержавие фактически отказалось от ссылок на 87 статью, проводя самые различные акты законодательного характера в порядке верховного управления.
Первые законодательные акты Советской власти формально не проходили стадии законодательной инициативы.В них получили воплощение в юридических формулах программные положения партии большевиков, ставшей правящей, и требования трудящихся масс, сформулированные в наказах, резолюциях, постановлениях съездов и собраний рабочих, крестьян, солдат. В частности, в текст декрета «О земле» вошел «примерный наказ, составленный на основе 242-х крестьянских наказов, привезенных на Первый Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов в мае 1917 г. и опубликованный 19 августа 1917 г. в «Известиях Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов».
По Конституции РСФСР 1918 г. правом законодательной инициативы обладали съезды Советов, ВЦИК, СНК, отдельные ведомства.
Конституция СССР 1924 г. закрепила право законодательной инициативы за союзным Съездом Советов, ЦИК и Президиумом ЦИК СССР, Союзным Советом и Советом национальностей, СНК и отдельными народными комиссариатами Союза СССР, центральными исполнительными комитетами союзных республик.
Конституция СССР 1936 г. предоставляла право законодательной инициативы только палатам Верховного совета — Совету Союза и Совету национальностей.
Конституция СССР 1977 г. вновь существенно расширила состав государственных институтов, имеющих право законодатель-
ной инициативы, а также предоставила это право общественным организациям и даже отдельным лицам. Это: Совет Союза, Совет национальностей и Президиум Верховного совета СССР, Совет министров СССР, союзные республики в лице их высших органов государственной власти, комиссии Верховного совета СССР и постоянные комиссии его палат, депутаты Верховного совета СССР, Верховный суд СССР, Генеральный прокурор СССР, общественные организации в лице их общесоюзных органов. После создания Съезда народных депутатов, реформирования Верховного совета и учреждения поста президента СССР право законодательной инициативы было соответственно расширено.
В Российской Федерации согласно Конституции 1993 г. право законодательной инициативы принадлежит президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, Конституционному, Верховному, Высшему арбитражному судам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Законодательная система Древнерусского государства
Законодательная система Древнерусского государства
Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы. Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, со хранившиеся со времен первобытности.
Среди наиболее известных ранних памятников русского права:
– Закон русский (видимо, свод устных норм обычного права);
– договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг., относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву, главным образом в дружинно-купеческой среде;
– церковные уставы X–XI вв., содержащие нормы брачно-семейных отношений, преступлений против нравственности и церкви и др.
Наиболее крупным памятником, подлинным сводом древнерусского права, широко отразившим особенности политического и социально-экономического строя Древнерусского государства, является Русская Правда. Поражающий высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из:
– отдельных норм Закона русского;
– Древнейшей Правды, или Правды Ярослава;
– Дополнения к Правде Ярослава (положения о сборщиках судебных штрафов) и пр.;
– Правды Ярославичей (Правды Русской земли, утвержденной сыновьями Ярослава Мудрого);
– Устава Владимира Мономаха, включавшего Устав о резах (процентах), Устав о закупах и др.;
– Пространной Русской Правды.
Первоначальный текст Русской Правды не сохранился, и до нас дошло более ста списков этого документа, включающего три основные редакции; Краткую, Пространную и Сокращенную.
Краткая редакция (Краткая Правда), подготовленная не позднее 1054 г., представляет собой древнейшую редакцию и состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного, Урока мостников.
С именем Владимира Мономаха связана Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и включившая Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.
Переработанная Пространная Правда в середине XV в. получила наименование Сокращенной редакции.
Закон предусматривал неравноправие людей, относящихся к разным социальным группам (дружинники, феодалы, сельские общинники, челядь).
Определенные юридические привилегии предусматривались и для таких групп населения, как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане (управляющие вотчиной) и т. п. За убийство представителя привилегированного слоя устанавливалась более высокая уголовная ответственность.
К юридически и экономически независимым категориям относились посадские люди (термин появился позже) и смерды общинники, которые платили налоги и несли определенные повинности в пользу государства. Так, свободный смерд-общинник имел право завещать имущество своим детям, но землю – только сыновьям. При отсутствии наследников собственность поступала в общинное владение. Смерд обладал также юридическим правом на защиту своей личности и имущества и нес определенную ответственность за совершенные преступления или проступки.
Наряду со свободными смердами Русская Правда упоминает зависимых людей – закупов, рядовичей и др., обладавших своим хозяйством, но попавших по тем или иным причинам в частичную зависимость от феодала и работавших на вотчинных землях. Так, в Пространной Правде содержится Устав о закупах. Закуп – человек, взявший у феодала какую-либо ценную «купу» (заем) в виде земли или денег, зерна или скота и пр. При этом объем долговой отработки определял сам кредитор. Зачастую закуп работал на феодала лишь за проценты, а взятую в свое время «купу» следовало вернуть полностью. Определенный предел этой кабальной зависимости был положен Владимиром Мономахом.
После восстания 1113 г. устанавливаются пределы допустимых размеров процентов за «купу». Этим законом охранялась личность и имущество закупа. Однако за преступление закуп мог быть обращен в холопа (раба). Подобная участь ожидала его и в случаях неуплаты долга или побега. Так началось закабаление, постепенное закрепощение бывших свободных общинников.
Полный холоп, или «невольничья челядь», не обладал никакой собственностью: все, чем он пользовался, принадлежало господину. Между тем жизнь холопов, составляющих особый обслуживающий персонал княжеского или боярского двора (слуги, воспитатели детей, ремесленники и др.), защищалась более высокими наказаниями.
Русская Правда вносила определенную регламентацию в источники холопства. Среди них – самопродажа в рабство одного человека или всей семьи, женитьба на рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного человека при поступлении в услужение без специальной оговорки, совершение тяжкого преступления, бегство закупа от господина и др.
И все же для Древнерусского государства закрепощение крестьян, прикрепление их к земле и феодалу пока не было характерно.
Весьма дифференцировалась вира (штраф) за убийство или нанесение увечий. Ее размер зависел от категории пострадавшего. 80 гривен (гривна – единица денежного счета, соответствовавшая 50 г серебра) за «лучших людей», 40 – за простого свободного человека, 20 – за нанесение тяжких увечий и т. д. При этом вира поступала в казну, а пострадавший получал денежное вознаграждение. Жизнь зависимых людей ценилась низко: 12 или даже 5 гривен, что вирой не считалось.
При Ярославе Мудром в его «Церковный устав» был введен законодательный акт, регулировавший взаимоотношения княжеской власти и церкви, а также права в области суда, сбора дани и пр. В начале XI в. им утверждается Русская Правда. Самого князя называют царем. Легенда повествует, что митрополит Неофит, вручая греческие дары Константина Мономаха, деда великого князя, венчал Ярослава Мудрого в Киевском соборном храме имперским венцом, назвав царем русским.
Сыновья Ярослава Мудрого в XI в. существенно дополнили и изменили текст Русской Правды, создав так называемую Правду Ярославичей.
В Правде Ярославичей нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. В статьях упоминаются клети, конюшни, хлева, пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор и т. д. Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся также труд ремесленников. Есть упоминание и о торге (рынке), и о купеческой торговле.
В 1097 г. в Любече князья собрались на съезд, желая прекратить междоусобицы и принять меры к охране русской земли от набегов половцев. Вводились новые правила организации власти на Руси. Каждый князь «держал отчину свою». Однако этот принцип не стал непреложным законом, усобицы продолжались.
Князь Владимир Мономах, выделяясь государственностью в политике, силой воли и энергичной деятельностью, провел серьезную переработку Русской Правды. Были внесены дополнения и изменения, в частности, ограничивавшие произвол ростовщиков, определены три случая обращения бедняка в холопа, вводились меры по охране имущественных прав купечества. Ранее отмечалось, что им был введен Устав о закупах, регламентировавший кабально долговые и заемные отношения, отчасти ограждавший личные и имущественные интересы закупов, несколько снижены проценты, взимаемые ростовщиками с бедных горожан и пр.
Владимир Мономах остался в исторической памяти как талантливый правитель государства, все силы положивший на укрепление страны, сохранение ее единства. При нем возрос международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Легенда связала с его именем появление на Руси «шапки Мономаха» как символа царской власти. Владимиру Мономаху удавалось удерживать под своей властью всю Русскую землю. Последним князем, при котором единство Руси еще держалось, был его сын Мстислав Владимирович (1125–1132). После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на независимые княжества, и начался период раздробленности Русского государства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 3. СОЗДАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
§ 3. СОЗДАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 1. На юге у КиеваОтечественные и византийские источники называют два центра восточнославянской государственности: северный, сложившийся вокруг Новгорода, и южный – вокруг Киева. Автор «Повести временных лет» с гордостью
§ 4. Распад Древнерусского государства
§ 4. Распад Древнерусского государства Древнерусское государство, как оно сложилось при Владимире, просуществовало недолго. К середине XI в. начался его постепенный распад на ряд самостоятельных княжеств.В древнерусском обществе эпохи раннего Средневековья
ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства
ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства Понятие «государство» многомерно. Поэтому в философии и публицистике многих веков предлагались и разные его объяснения, и разные причины возникновения объединений, обозначаемых этим термином.Английские философы XVII е. Т.
§4. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
§4. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древняя Русь изначально была многоэтничным государством. На территории будущего Древнерусского государства славяне ассимилировали многие другие народы — балтские, угро-финские, иранские и другие племена. Таким образом,
К ГЛАВЕ III. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
К ГЛАВЕ III. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Ниже воспроизводятся извлечения из работ авторов, чьи мнения и аргументы не потеряли значения до наших дней. С. Руссов в 1836 г. отметил, что родоначальники норманизма 3. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер сознательно не обращали
§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство — это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными
§ 1. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
§ 1. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К началу периода удельной раздробленности (XII в.) Киевская Русь представляла собой социальную систему со следующими признаками:? государство сохраняло свое административно-территориальное единство;? это единство обеспечивалось
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА «История – в некотором смысле священная Книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ – ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ – ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА К сер. IX в. северные восточные славяне (ильменские словене), видимо, платили дань варягам (норманнам), а южные восточные славяне (поляне и пр.) в свою очередь платили дань
4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная
Метрология древнерусского государства (X — начало XII в.)
Метрология древнерусского государства (X — начало XII в.) Изучение метрологии Древнерусского государства связано с большими трудностями по причине полного отсутствия источников, специально посвященных единицам измерений. Письменные памятники содержат лишь косвенные
1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. Первая получила название норманнской.Ее суть заключается в следующем: русское государство
Тема 2 Образование Древнерусского государства
Тема 2 Образование Древнерусского государства ПЛАН1. Предпосылки.1.1. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. – Промыслы и внешняя торговля. – Соседская община.1.2. Социально-политические предпосылки: Усложнение внутриплеменных отношений. –
Становление древнерусского государства
Становление древнерусского государства Постепенно восточнославянские племена образуют союзы племен, происходит их знакомство с западноевропейскими и восточными странами. Об этом довольно подробно говорит автор «Повести временных лет»: «В далекие времена, – пишет
1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Летописные сведения о начале Древнерусского государства. Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в «Повести временных лет», отвечая на