практическое задание 2 история психологии
Общая психология Практическое задание 2 Кроссворд. Феномена памяти, который открыли в гештальт направлении, он основывается на том, что если человек не закончил действие, то оно помнится устойчивее, чем действие законченное
Общая психология Практическое задание 2 Кроссворд
2 Вид мышления, который основывается на осознании законов и закономерностей.
1 Повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов.
6 Вид внимания, которое управляется сознательной целью, тесно связано с волей человека.
3 Феномен памяти, когда человек качественнее воспроизводит сохраненный в памяти материал по сравнению с первоначально запечатленным.
8 Вид речи, который выступает как фаза планирования в практической или теоретической речи.
4 Отражение отдельных качеств, свойств окружающего мира, его непосредственным воздействием на наши органы чувств.
12 Сколько стадий развития интеллекта выделил Ж.Пиаже?
5 Сущность этого психического процесса заключается в творческой деятельности, которая основана на комбинирующей способности нашего мозга.
13 Вид рецептора, рецепторов, реагирующий на прикосновения.
7 Целостное отражение отдельных качеств, свойств окружающего мира при его непосредственном воздействии на наши органы чувств.
14 Разновидность монологической речи, но является более развернутой и сложной, из-за отсутствия невербального компонента и обратной связи.
9 Система словесных знаков.
10 Название феномена памяти, который открыли в гештальт направлении, он основывается на том, что если человек не закончил действие, то оно помнится устойчивее, чем действие законченное.
11 Одна из функций речи, которая заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию разговора.
практическое. практическое задание 2 Санова. Психоанализ З. Фрейда
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840)
Дисциплина: История психологии
Практическое задание 2, Модуль 2. Развитие психологии на рубеже XIX — XX веков
слушатель Санова Евгения Борисовна
Чеснюк Ирина Васильевна
г. Москва – 2020
Цель: углубление знаний на тему психоанализ З. Фрейда.
Методическое обеспечение: Источники в интернете.
Пользуясь приложением №1, либо любым другим источником в интернете, заполните таблицу « Стадии психосексуального развития по З. Фрейду »
Таблица 1.
Стадии психосексуального развития по З. Фрейду | |||
Стадии | Возрастной период | Зона сосредоточения либидо | Решаемые задачи и приобретаемый опыт |
Оральная | 0—18 месяцев | Рот (сосание, кусание, жевание) | Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела |
Анальная | 1,5—3 года | Анус (удержание или выталкивание фекалий) | Приучение к туалету (самоконтроль) |
Фаллическая | 3—6 лет | Половые органы (мастурбация) | Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
Латентная | 6—12 лет | Отсутствует (сексуальное бездействие) | Расширение социальных контактов со сверстниками |
Генитальная | Пубертат (половое созревание) | Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) | Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество |
Теории гуманистической психологии | 1945 г. Чикагский университет предоставил ему возможность открыть консультационный центр, в котором он разрабатывал основы своей индирективной терапии —«терапии, центрированной на клиенте». Основы ее изложены в одноименной книге Роджерса, опубликованной в 1952 г. 1905-1997 | Логотерапия. Включает три основные учения: К смыслу, о смысле жизни и о и свободе воли. Главный тезис учения о смысле жизни- жизнь человека не может лишиться смысла на при каких обстоятельствах. Смысл жизни всегда может быть найден. Франкл был в 1942-1945 гг. После войны он стал директором неврологической клиники в Вене, одновременно читал лекции в Венском университете. Таким образом, его теоретические и психотерапевтические взгляды и технологии прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников. |
Задние 3.
Сложности лечения психический заболеваний в дофрейдовскую эпоху. | Первые открытия З.Фрейда. | Методы З.Фрейда исследования психики. | Достижения З.Фрейда в науки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гидротерапия (Водолечебницы) (Использование воды для лечения физических недугов практиковалось всегда, теплые ванны также стали эффективным средством для лечения взволнованных, маниакальных пациентов, страдающих бессонницей, но некоторые врачи исказили эту концепцию вплоть до превращения гидротерапии в пытку). Метод совместных ассоциаций (совестно с И. Брейером) Формы проявления бессознательного: сновидения, юмор, ошибочные действия, невротические симптомы, фантазия, творчество. 1901 – «Психопатология обыденной 1908 – создание Австрийского 1910 – создание Международного (существовало мнение, что психических больных можно вылечить, провоцируя у них припадки). Практика анализа своих сновидений. Его работа «Толкование сновидений» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадии психосексуального развития по З. Фрейду | |||
Стадии | Возрастной период | Зона сосредоточения либидо | Решаемые задачи и приобретаемый опыт |
Оральная | 0—18 месяцев | Рот (сосание, кусание, жевание) | Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела |
Анальная | 1,5—3 года | Анус (удержание или выталкивание фекалий) | Приучение к туалету (самоконтроль) |
Фаллическая | 3—6 лет | Половые органы (мастурбация) | Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
Латентная | 6—12 лет | Отсутствует (сексуальное бездействие) | Расширение социальных контактов со сверстниками |
Генитальная | Пубертат (половое созревание) | Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) | Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество |
Цель: углубление знаний на тему гуманистическая психология.
Методическое обеспечение: Источники в интернете.
Пользуясь приложением №2, либо любым другим источником в интернете, составьте словарь, в котором необходимо отразить даты жизни, психологические воззрения, основные работы следующих ученых: К. Роджерса, В. Франкла и А. Маслоу.
Теории гуманистической психологии | |||
Ученые-основоположники гуманистической психологии | Страна | Направление исследования | Открытия и достижения |
К. Роджерс | США Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия | 1945 г. Чикагский университет предоставил ему возможность открыть консультационный центр, в котором он разрабатывал основы своей индирективной терапии —«терапии, центрированной на клиенте». Основы ее изложены в одноименной книге Роджерса, опубликованной в 1952 г. 1905-1997 | Логотерапия. Включает три основные учения: К смыслу, о смысле жизни и о и свободе воли. Главный тезис учения о смысле жизни- жизнь человека не может лишиться смысла на при каких обстоятельствах. Смысл жизни всегда может быть найден. Франкл был в 1942-1945 гг. После войны он стал директором неврологической клиники в Вене, одновременно читал лекции в Венском университете. Таким образом, его теоретические и психотерапевтические взгляды и технологии прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников. |
Цель: углубление знаний по теме зарождение психоанализа З. Фрейда.
Методическое обеспечение: Источники в интернете.
Пользуясь приложением №3, заполните таблицу: зарождение психоанализа:
Сложности лечения психический заболеваний в дофрейдовскую эпоху. | Первые открытия З.Фрейда. | Методы З.Фрейда исследования психики. | Достижения З.Фрейда в науки | |
Гидротерапия (Водолечебницы) (Использование воды для лечения физических недугов практиковалось всегда, теплые ванны также стали эффективным средством для лечения взволнованных, маниакальных пациентов, страдающих бессонницей, но некоторые врачи исказили эту концепцию вплоть до превращения гидротерапии в пытку). | Метод совместных ассоциаций (совестно с И. Брейером) Формы проявления бессознательного: сновидения, юмор, ошибочные действия, невротические симптомы, фантазия, творчество. | 1901 – «Психопатология обыденной жизни» 1908 – создание Австрийского психоаналитического общества 1910 – создание Международного психоаналитического общества | ||
Электровибрация (существовало мнение, что психических больных можно вылечить, провоцируя у них припадки). | Практика анализа своих сновидений. Его работа «Толкование сновидений» | Методы исследования бессознательного: 1917 – «Лекции по введению в психоанализ» 1919 – «По ту сторону принципа удовольствия» 1921 – «Массовая психология и анализ 1927 – «Будущее одной иллюзии» | ||
Освальд Кюльпе | Использование в экспериментах интеллектуальных заданий а не физические раздражители | Исследовалисьпознавательные процессы, но методом интроспекции, то есть на основании субъективных ощущений испытуемых. Производили экспериментальное изучение мышления | Познавательные процессы (интроспекция) | |
Экспериментальное исследование памяти | Герман Эббингауз | Чисто психологическое экспериментальное исследование высших психических процессов | Изучались не эффекты раздражения (это было бы физиологическим рефлексом), а те процессы в психике, которые опосредуют эффект этого раздражения | Объективный метод |
ТЕМА 8. ОТКРЫТЫЙ КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ 1910-1930 ГОДОВ
1.ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1. На основе анализа и синтеза информации по теме «Открытый кризис в психологии 1910-1930 годов и его итоги» систематизируйте его и представьте в таблице:
Школа/ направление | Представители | Предмет и задачи психологии | Основные идеи и принципы в понимании психики | Метод исследования |
Экспериментальная физиологическая психология | Вильгельм Вундт,Р.Декарт, Дж.Локк и Г.Лейбниц | Изучение соотношения между ощущением и психологическим суждением о нем | Ощущения, представления, чувствования и связи между ними (принцип элементаризма | Экспериментально контролируемая интроспекция |
Описательная психология | Вильгельм Дильтей | Человек и его жизнь | Смысловые содержания душевной жизни личности | Целостная душевная жизнь человека с учетом культуры общества, интересов и деятельности человека |
Французская социологическая школа | Габриель Тард, Пьер Жане | Связь индивидуального сознания и общественной жизни | Влияние коллективных представлений на формирование индивидуального сознания через понятие социального факта | Сознание людей в разных социальных ситуациях и культурах |
Французская психологическая школа | Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль | Связь индивидуального сознания и общественной жизни | Изучение патологических вариантов психического развития, так же как и данные об особенностях становления психики в разных культурах | Роль социального окружения в процессе становления психики, а также разнообразные формы отклонений от нормы. |
2. На основе сопоставительного анализа текста и теоретических знаний по теме, определите авторство и проблемное поле научного текста. Ответьте на вопрос, поставленный автором в самом конце текста:
А) «Чтобы представить себе происхождение самого простого акта памяти, вообразим племя дикарей, этих первобытных людей, описанных Леви-Брюлем, которые все же уже являются людьми. Это племя воюет с другими племенами и, располагаясь лагерем, оно выработало привычку ставить часовых для защиты от врага. Тот факт, что они ставят часовых, не так уж нас удивляет: этот акт встречается уже у животных. Он существует у обезьян,сурков, серн и у многих других животных..
.. Когда серны или сурки ставят часового, они ставят его внутри лагеря, так, чтобы он присутствовал в лагере. Это значит. что члены группы видят часового и могут его слышать. Но наши дикари поступили необычно: они поставили часового на расстоянии по крайней мере пятисот метров от лагеря — то, что называется «часовой на изолированном посту». Пустяк, скажете вы? Напротив, это важно, это чрезвычайно важно, так как люди племени теперь уже не видят часового и он уже не видит своих товарищей. Они не только не видят часового, но они и не услышали бы его, даже если бы позвал на помощь.
Что же происходит при таких обстоятельствах? »
Автор: Пьер Мария Феликс Жане. Это работа не в команде, человек обособленно от других находится, и не сможет вовремя добежать и сообщить об опасности, или просто сигнал подать какай нибудь. При таких обстоятельствах враг, а может дикое животное, придет в лагерь а застанет его жителей врасплох. Нецелесообразное решение я думаю приняли эти дикари. Часового убьют, или возьмут в заложники, а на жителей нападут и будут тоже серьезные последствия.
Б) «Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая мною для уплаты долгов, орудия кредита, служащие мне в моих коммерческих сношениях, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т. д.— все это функционирует независимо от того употребле-ния, которое я из них делаю. Пусть возьмут одного за другим всех членов, составляющих общество, и все сказанное может быть повторено по поводу каждого из них. Следовательно, эти способы мышления, деятельности и чувствования обладают тем примечательным свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний. Эти типы поведения или мышления не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Конечно, когда я добровольно сообразуюсь с ними, это принуждение, будучи бесполезным, мало или совсем не ощущается. Тем не менее оно является характерным свойством этих фактов, доказательством чего может служить то обстоятельство, что оно проявляется тотчас же, как только я пытаюсь сопротивляться. Если пытаюсь нарушить нормы права, они реагируют против меня, препятствуя моему действию, если еще есть время; или уничтожая и восстанавливая его в его нормальной форме, если оно совершено и может быть исправлено; или же, наконец, заставляя меня искупить его, если иначе его исправить нельзя. Относится ли сказанное к чисто нравственным правилам?»
Автор: Эмиль Дюркгейм. В концепции Э.Дюркгейма выражена довольно простая мысль: общество представляет собой объективный факт, некую данность, навязанную людям, обладающую реальной возможностью и силой воспроизводить себя вне и независимо от конкретных сиюминутных изъявлений их индивидуальной воли. Социальный факт живет своей «не вполне человеческой» жизнью в согласии со своими «не вполне человеческими» законами. Несомненно, то, что каждого человека можно рассматривать как представителя различных социальных групп. Если человек отнесён к какой-либо группе, то он разделяет её нормы и ценности, возможно, в некоторых случаях навязываемые группой, но это не означает, что всё предлагаемое будет принято. Вполне очевидно, что часть тех правил, которые совсем не устраивают, будет пересмотрена и найден компромиссный вариант. Ведь социальную группу нельзя рассматривать как нечто статичное, и, если не будет каких-то изменений, вносимых членами этой группы, не будет динамики, развития.
3. На основе сопоставительного анализа текста и теоретических знаний по теме, определите авторство и проблемное поле научного текста.
А) «Общественная совесть удерживает от всякого действия, оскорбляющего их, посредством надзора за поведением граждан и особых наказаний, которыми она располагает. В других случаях принуждение менее сильно, но все-таки существует. Если я не подчиняюсь условиям света, если я, одеваясь, не принимаю в расчет обычаев моей страны и моего класса, то смех, мною вызываемый, и то отдаление, в котором меня держат, производят, хотя и в более слабой степени, то же действие, что и наказание в собственном смысле этого слова. »
Автор: Эмиль Дюркгейм.Я понимаю это так: если человек по своему виду не соответствует чужим соображением, то значит он «не такой как все» и подлежит насмешкам со стороны «таких как все». Но все таки существует закон, который защищает право на самовыражение, и заставляет тех людей которые насмехаются, не заходить за определенные рамки. Сейчас многие думают «а что подумают другие люди», потому что общественное мнение производит такой резонанс.. это не один и не два человека сплочаются, а целые толпы, которые шквалом своей негативной энергии могут довести человека «до ручки». Автор прав, это равно наказанию. Словом и действием можно не только вылечить.
Б) «Метод объяснительной психологии возник из неправомерного распространения естественнонаучных понятий на область душевной жизни и истории. Познание природы стало наукою, когда в области процессов движения оно установило уравнения между причинами и действиями. Эта связь природы по причинным уравнениям была навязана нашему живому мышлению через посредство объективного порядка природы, репрезентируемого во внешних восприятиях. Правила Гераклита в изменениях, численные соотношения пифагорейцев в звуках и путях созвездий, сохранение массы и единородность мироздания у Анаксагора, сведение Демокритом непостижимых качественных изменений в мире на количественные отношения, его счет движениям атомов при допущении продолжения всякого начатого движения – эти первые шаги общего учения о природе показывают нам, как идет ощупью человеческий ум, влекомый вперед постоянством и единообразием в природе. Аксиомы, относимые Кантом к нашему априорному достоянию, подмечаются в природе, когда мы исходим из живых связей в нас. Возникающей таким путем рациональной связи явлений именно закон, постоянство, единообразие, нахождение в уравнениях причинности и представляют собою выражение объективных отношений во внешней природе. Наоборот, живую связь души мы приобрели не путем постепенного испытания. Связь эта есть жизнь, которая налицо – до всякого познания. Жизненность, историчность, свобода, развитие являются признаками ее. Если мы станем анализировать эту душевную связь, мы нигде не наткнемся на что-либо вещественное или субстанциальное… Дальнейшее доказательство тому, что внешнюю связь природы нельзя перенести в область душевной жизни, может быть здесь намечено лишь в принципе. как наше сознание мира, так и наше самосознание возникли из жизненности нашего «я», а эта жизненность – больше, чем Ratio»
Автор: В.Дильтей. Доказательством тому служат понятия единства, тождества, субстанции, причинности. Другие антиномии основаны на том, что факты различного происхождения не могут быть сведены друг к другу. Доказательством тому служит отношение к числу постоянных величин пространства, времени и движения. С этим связано то, что изжитое изнутри не может быть подведено под понятия, развившиеся в применении к внешнему миру, данному нам в чувственном восприятии.
- почему люди влюбляются в вымышленных персонажей
- страницы британской истории pdf