практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества

Тема 1. Лекция

Известно, что тема личности является для современной психологии весьма актуальной. Об этом свидетельствует огромная научная литература, да и педагогическая литература, посвященная концепциям и теориям личности, насчитывает несколько сотен наименований.

Существует две трактовки психологии личности: 1. Теории личности по Л. Хьеллу и Д. Зиглеру 2. Психология личности по А. Асмолову

Теории личности по л. Хьеллу и д. Зиглеру

Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять чело­века, с одной стороны, как целое, соединить, «конфигурировать» различ­ные представления его, полученные в разных психологических теориях, с другой — как уникальное и индивидуальное субъектное образование. «Являясь объектом изучения, — пишут Л. Хьелл и Д. Зиглер, —личность, кроме того, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия». «С другой стороны, психология личности традиционно отделилась от остальных психологи­ческих дисциплин благодаря тому, что здесь делается акцент на инди­видуальные различия между людьми. Хотя, персонологи признают, что в способах поведения людей есть сходство, они прежде всего стремятся объяснить, как и почему люди отличаются друг от друга..»

Одним из существенных ас­пектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изуче­ние ею личности человека. Основная цель сегодняшней психологии личности — объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансфор­мирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Исследо­ванием проблем человеческой личности занимаются персонологи — этот термин предложил Генри Мюррей [Murray, 1938] для обозначения как экспериментато­ров, так и теоретиков в области психологии личности.

Другая цель психологии личности — помогать людям получать большее удов­летворение от жизни. Продолжая развивать теорию и экспериментальные исследо­вания, многие персонологи занимаются сегодня поиском путей реализации более эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей. К достижениям здесь можно отнести новые формы психотерапии, различные обуча­ющие программы и изменения в психосоциальном окружении, позволяющие людям открывать в себе все лучшее, на что они способны. Исследования в этой области служат экспериментальным обоснованием теоретических представлений о конструк­тивных личностных изменениях.

Понятие личности

Термин «личность» имеет несколько различных значений. Ее изучением занима­ется особый подраздел в структуре академической психологии, который охватыва­ет широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представле­ний. Наука о личности — персонология (От англ. personality — личность, индивидуальность) — это дисциплина, стремящаяся зало­жить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. Другая отличительная черта пси­хологии личности — особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивиду­альном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографи­ческих и личных документов. Личность — это поле для исследо­ваний, результаты которых позволяют продвинуться в понимании и лечении пато­логического поведения. По сути дела, некоторые подходы к изучению личности (такие как психодинамический, когнитивный или феноменологический) дают богатый материал для размышления о том, что же представляют собой нарушения поведения и каковы пути их преодоления. Тем не менее, современную психологию личности не надо отождествлять с патопсихологией или клинической психологи­ей. Чтобы добиться предельной ясности, персонологи гораздо более склонны обра­щаться к нормальному поведению индивида, чем к отклоняющемуся от нормы. С другой стороны, психология личности традиционно отделилась от остальных психологических дисциплин благодаря тому, что здесь делается акцент на индиви­дуальные различия между людьми. Хотя персонологи признают, что в способах поведения людей есть сходство, они прежде всего стремятся объяснить, как и поче­му люди отличаются друг от друга.

Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстракт­ное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмо­ции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно — оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенно­сти поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, обще­принятого значения этого термина — их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном дей­ствии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда иг­рает определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обра­щенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непро­фессионала, который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и дру­гих социально желательных характеристик. Данная кон­цепция целиком расположена вне сферы научной психологии, поскольку она остав­ляет в стороне многие особенности поведения, в действительности заслуживающие того, чтобы их изучали в контексте личности.

Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности.

Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой об­ласти. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, со­ставляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутрен­нее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром и т.д. начальной концепции «внешнего социального образа». Несмотря на множество различных определений личности, большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

· В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые ка­чества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбина­ции дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изуче­ния индивидуальных различий.

· В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетиче­ской структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность — абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

· В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения лич­ности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся об­стоятельства окружающей среды.

· В большинстве определений личность представлена теми характеристика­ ми, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружа­ющей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения лично­сти у разных авторов существенно варьируют.

Источник

14387-1 (Психология как ремесло и искусство)

Описание файла

Документ из архива «Психология как ремесло и искусство», который расположен в категории «рефераты». Всё это находится в предмете «психология» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «психология» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «14387-1»

Текст из документа «14387-1»

Психология как ремесло и искусство

Роман Пивоваров, V курс, 51 гр.,

кафедра общей психологии МГУ

Прежде всего, хотелось бы обратить особое внимание на точность формулировки темы данной работы, выделить то важное, на мой взгляд, обстоятельство, что используемый в названии союз – это соединительный союз «и», а не разъединяющие «или», «либо», и т.д. Личностная значимость такой постановки проблемы будет раскрыта ниже, а пока заметим, что психология, наверное, единственная наука (если не принимать в расчет медицины, носящую все же более выраженный практический характер, чем теоретический), где такое объединение понятий – «ремесло» (т.е. техника, практическая работа, или, по Далю, «самое занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного чем умственного труда» 1 ) и искусство («мастерство, требующее большого умения и вкуса» 2 ) – имеет смысл и, более того, как мне кажется, является необходимым условием развития науки.

Другие научные дисциплины гуманитарного цикла, напротив, зачастую стремятся дистанцироваться, отгородить себя от искусства; в частности, это относится к тем наукам, которые занимаются изучением тех или иных видов искусства. Литературоведы (в большинстве своем; разумеется, мы говорим о доминирующих, традиционных тенденциях, есть и исключения) стремятся провести разграничительную черту между своими исследованиями и собственно литературой, искусствоведы предпочитают все же предоставлять изобразительное искусство самим художникам, музыковеды обычно не сочиняют музыку и т.д. В последнее время новые идеалы научности ищут и некоторые профессиональные философы.

В какой еще науке, претендующей на собственные объективные методы, самостоятельные теории, порой даже, парадигмы исследования, так важно имя и личностные особенности одного из ее верных ученых? Черты характера Менделеева, Дарвина или Максвелла интересны, преимущественно, либо историкам, либо энтузиастам науки, но значимой практической ценности для химии, биологии или физики они не имеют. Все, что было сказано этими учеными уже давно пересказано на страницах учебников и справочников. Психология же, одна из немногих наук (вкупе с филологией, философией и, отчасти, историей) и уж единственная из наук естественных (если ее считать таковой; но не будем детально обсуждать этот сложный вопрос), в которой есть такая вещь, как хрестоматия. Если работы Ньютона уже давно превратились в главку «Законы тяготения» учебника физики и даже просто в формулы F=ma и т.п., то в психологии смысл сказанного находится в большой зависимости от того, кем это сказано. Слово «сознание», казалось бы, один из ключевых концептов науки, вполне сравнимый с той же самой силой гравитации в физике, в работах Фрейда, Джемса, Перлза, Леонтьева приобретает совершенно разные, нередко противоречащие друг другу значения. А у бихевиористов это понятие вообще отсутствует. Можем ли мы представить себе группу физиков, просто-напросто отказавшихся от закона всемирного тяготения?

Известно шутливое замечание Алексея Николаевича Леонтьева, обращенное к студенческой аудитории, говорят, на экзамене – «Я понимаю, что психология вам трудно дается, ведь вы ее учите, а я – создаю». В иных вариантах этой легенды еще более безапелляционно: не «создаю» а «придумываю». Трудно представить себе такое в других науках, однако в психологии это не кажется уж таким сверхъестественным или самонадеянным. Он действительно создавал, даже придумывал психологию, и в известном смысле был не только ученым, но творцом, «художником психологии» – опять же, «конструирующим миры».

Такая зависимость говоримого от личности говорящего, текста от его автора, теория от ее создателя, зависимость, подтверждающая положение квантовой физики о невозможности исключения влияния экспериментатора на ход самого экспериментатора, неотделимость наблюдателя от наблюдаемого, – такая зависимость приводит к мысли о том, что пантеон научного сообщества психологов состоит, скорее, в первую очередь именно из «мастеров науки», чем из ученых в строгом смысле этого слова.

Если до возникновения психологии как самоопределившейся науки в середине-конце XIX века (точную дату назвать сложно, поскольку каждая национальная из мировых психологий считает за точку отсчета ту, которая ей ближе; так в Германии начало психологии связывают с открытием в 1879 г. первой психологической лаборатории в Лейпциге, во Франции – с работами И. Тэна и Т. Рибо, и т.д.) теоретический корпус научной работы велся в русле философии, то практика психологии (так, как мы привыкли сейчас ее себе представлять) в большей мере была разделена между церковью и медициной.

Подобно тому, как, по выражению Ахматовой, стихи растут из сора, искусство психологии тоже вырастает из техники и ремесла. Без знания общепсихологических теорий, классических экспериментальных данных, хрестоматийных фактов и феноменов науки, конкретных методик и техник работы остается невозможным никакое психологическое творчество, оказывается недоступной психология как искусство. Однако, по моему убеждению, ремесло психологии не сводится лишь к владению техниками и практиками тех или иных терапевтических школ. В первую очередь уровень подготовки психолога определяется его профессиональной самоидентичностью, методологической рефлексией, или, говоря проще, ответом на вопрос: «Кто я и что я делаю?» Однако одно посещение тренингов и индивидуальных сессий не может, как правило, дать на этот вопрос вразумительный ответ.

К сожалению многих, резкое увеличение числа высших учебных заведений, занимающихся подготовкой профессиональных психологов привело к тому, что подлинное дерево психологического ремесла становится не видным за лесом практических руководств и пакетов готовых методик, лишенных методологической проработки и общепсихологического осмысления.

Источник

Психология как ремесло и искусство

Но причастность психологии к области искусства не ограничивается только дружбой с литературой. Давайте обратимся к трактовке, которую давал искусству Л. С. Выготский: «Искусство – важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни». Итак, искусство «уравновешивает человека с миром». Чем, как не разрешением конфликтов человека с окружающим миром (и с самим собой) занимается психотерапия? Именно для этого психотерапия и существует: для того, чтобы люди научились жить в «мире с самими собой», чувствовать жизнь во всей ее полноте, быть открытыми этому миру. Вероятно, можно провести параллель между идеей Выготского об искусстве как «уравновешивании человека с миром» и представлением о творчестве (здесь, ни в коем случае, не имеется в виду, что искусство и творчество идентичны!) Р. Мэя. Вот как смотрит на творчество Р. Мэй: «Главное, что отличает творческий акт – то, что он является встречей… встречей может быть идея, внутренний образ…ученый также оказывается в подобной ситуации встречи, когда приступает к экспериментам, к решению своих научных задач» [4]. Эта встреча может произойти и в психотерапевтическом процессе, и при формулировке новой научной гипотезы. Таким образом, если мы не противопоставляем науку и творчество, почему мы должны противопоставлять науку и искусство?

Но даже в этом случае у психологии сохраняется уникальный статус: можно предположить, что, скажем, практическая психология, психологическое консультирование, психотерапия как раз занимают такое промежуточное положение между наукой и искусством, когда на основе общих законов, выработанных научной психологией, работают с индивидуальными случаями. К. Юнг, отец аналитической психологии, в своем докладе «Цели психотерапии», прочитанном в 1929 году на конгрессе Немецкого психотерапевтического общества, говорил: «Я стараюсь принимать решения о терапевтических целях на основе чистого опыта. Это может показаться странным, ведь обычно предполагается, что у терапевта есть цель. Мне кажется, в психотерапии как раз полезно, чтобы у врача не было слишком определенной цели». Таким образом, можно сказать, что в процессе консультирования, психотерапии психолог всегда должен полагаться на свою интуицию, психотерапевтическое чутье, быть невероятно гибким в применении методов психотерапии, виртуозным при установлении контакта с клиентом и т.д.

Искусство будущего

Список литературы

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М, «Смысл», 2002.

Л.С. Выготский. «Психология искусства», Речь, 2001 г. Стр. 336

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М, 2002.

Мэй Р. Мужество творить. М, 2001. стр. 34

Г. Олпорт. «Личность: проблема науки или искусства?». Психология личности: тексты. М., 1982.С. 208-215.

Толковый словарь русского языка, М, 81 г., под ред. Евгеньевой.

Л.Н. Толстой. «Что такое искусство?».

Философский энциклопедический словарь, М, 1983 г.

Юнг К. Г. Психология переноса. М., 1997 г.

Ялом И. «Лечение от любви». М, 1997 г.

Ялом И. «Когда Ницше плакал». М., 2001 г.

Yalom I. The Yalom Reader. Basic Books, Inc., 1998. pp. 244-254

Источник

Практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества

практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества. Смотреть фото практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества. Смотреть картинку практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества. Картинка про практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества. Фото практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества

Прежде всего, хотелось бы по возможности точно определить значение слов, составляющих формулировку темы статьи: «ремесло» и «искусство». Словарь русского языка АН СССР толкует понятие «ремесло» как «совокупность профессиональных навыков, техническая сторона профессии, занятия» [10]. Хорошо известно, что навыки относятся к одному из подклассов неосознаваемых механизмов сознательных действий, а именно к подклассу «неосознаваемых автоматизмов». Навык представляет собой так называемый вторичный автоматизм, то есть автоматизированное действие, прошедшее через сознание и переставшее осознаваться. Любой навык вырабатывается постепенно, гибко приспосабливаясь к изменениям условий среды, постоянно совершенствуясь. Это происходит благодаря возможности временного возвращения любого компонента навыка под контроль сознания для корректировки и переделки.

Такова картина связей ремесла и искусства в деятельности психолога на абстрактно поведенческом уровне. При этом ремесло как система навыков в принципе сознанием не контролируется, в то время как искусство в качестве интеллектуального творческого процесса всегда находится в фокусе нашего произвольного внимания, в центральной зоне сознания.

Стоит специально сказать о союзе «и» (в формулировке темы «ремесло и искусство»), который Л.С. Выготский называл «коварным», чаще разделяющим, чем соединяющим объекты. Мы обязаны избежать такого понимания: именно объединение этих двух понятий имеет смысл для психологии. Более того, такое объединение является необходимым условием развития нашей науки.

Велик соблазн ограничиться здесь выводом, что ремесло как владение достаточным набором техник есть необходимый базис, фундамент для творческих попыток применения психологии и что одно без другого не может обойтись. Однако такой вывод упрощает ситуацию. При более глубоком изучении проблемы выясняется, что итогом наших исследований скорее будет сама постановка многих вопросов, привлечение внимания к проблеме, чем какие-либо окончательные и исчерпывающие ответы на эти вопросы. Многие научные дисциплины гуманитарного цикла часто стремятся дистанцироваться от искусства; в частности, это относится и к наукам, которые занимаются изучением тех или иных видов искусства. Литературоведы (в большинстве своем; разумеется, мы говорим о доминирующих, традиционных тенденциях, есть и исключения) стремятся провести разграничительную черту между своими исследованиями и собственно литературой, искусствоведы предпочитают все же предоставлять изобразительное искусство самим художникам, музыковеды обычно не сочиняют музыку и т.д.

Психология же демонстрирует, скорее, обратную тенденцию. Словосочетание «искусство психотерапии» присутствует в названиях многих учебников (например: Р. Мэй «Искусство психологического консультирования»: Дж. Бьюдженталь «Искусство психотерапевта»), психологические журналы публикуют статьи, в заголовках которых мелькает слово «искусство», и т.п. Многие психотерапевты и практические психологи и сами говорят о своем занятии как о своего рода искусстве. Отчасти этого требует от них их профессиональная гордость, стремление к экспансии собственного метода и прочие эгоистические соображения, которые трудно признать объективными. Однако иногда утверждения о психотерапии как о своего роде искусстве являются следствием действительного самоанализа и рефлексии того, что происходит в ходе психотерапевтического процесса на самом деле. Возможно, примером приближения психологии к искусству может служить система творческой психотерапии М.Е. Бурно [1] и, в частности, метод маскотерапии Г.М. Назлояна [8].

Подобно тому, как, по выражению Анны Ахматовой, стихи растут из сора, искусство психологии вырастает из техники и ремесла. Без знания общепсихологических теорий, классических экспериментальных данных, хрестоматийных фактов науки, конкретных методик и техник работы (все перечисленное и есть навыки как формы индивидуального опыта) останется невозможным никакое психологическое творчество, оказывается недоступной психология как искусство. Однако профессионализм психолога не сводится лишь к владению техниками и практиками тех или иных психотерапевтических школ. В первую очередь, уровень подготовки психолога определяется его профессиональной самоидентичностью, методологической рефлексией или, говоря проще, ответом на вопрос: «Кто я и что я делаю?». Но одно посещение тренингов и индивидуальных сессий не может, как правило, дать на этот вопрос вразумительный ответ. Приобщение к «психологическому искусству» (как искусству науки, так и искусству практики) происходит также через обучение правильному восприятию психологических фактов.

Такой подход к личности можно назвать также диагностико-коррекционным. Человек рассматривается здесь как личность, не готовая к решению своих проблем. В такой ситуации психотерапевту, как правило, достаточно работать на ремесленном уровне. Более того, такой специалист может и не быть психологом по основному образованию, ему достаточно выписать из толковых словарей все определения, относящиеся к отдельному человеку (индивидуальности), и усвоить их.

Когда К. Роджерсу в очередной раз задавали вопрос о тех методиках, которые он использует, он лишь понимающе улыбался и говорил: «Работайте своей личностью». В этих словах, на наш взгляд, заключено понимание психологии как искусства, как дисциплины, овладев знаниями которой, специалист рано или поздно приходит к пониманию того, что техническая, прикладная сторона конкретных методик воздействия и взаимосвязи всевозможных теоретических конструктов представляет собой лишь первую ступень, стартовую площадку для действительного понимания личности.

Роджерс создал и демонстрировал на своих сеансах мощнейшую технику «зеркала»: он довел технику пересказа содержания сообщения одного клиента другим до совершенства, повторяя буквально те же фразы, которые говорил клиент, но с особой интонацией.

Замечательно определил суть психотерапии Д. Бьюдженталь: «Быть психотерапевтом значит занимать особое место среди зрителей человеческой драмы. Это место позволяет мне в какой-то степени заглядывать за сцену, но оно же требовательно вовлекает меня и в происходящее, так что я не могу оставаться пассивным зрителем, а снова и снова становлюсь частью действия. Я каждый раз оказываюсь эмоционально захваченным той жизнью, которая открывается передо мной, и тем содержанием, которое я чувствую в ней. И еще я постоянно ощущаю потребность отступить на шаг, поразмышлять о том, что я переживаю и разделить эти размышления с другими».

Источник

Психология как ремесло и искусство

Ремесленный уровень обучения психодраме как знакомство с базовыми и дополнительными техниками, критерии овладения ими. Факторы владения методом на уровне мастерства. Способы раскрытия собственных творческих ресурсов, доведения его до уровня мастерства.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления02.01.2013
Размер файла14,6 K

практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества. Смотреть фото практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества. Смотреть картинку практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества. Картинка про практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества. Фото практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Психология как ремесло и искусство

Обоснование выбора темы

Занимаясь психодрамой, я обратила внимание на то, какую колоссальную роль играет личность терапевта, преподавателя, как различно студенты психологи воспринимают один и тот же материал. Меня это заинтересовало. Оказалось, что даже результаты психологической диагностики, стремящейся к научной точности и объективности, очень сильно варьируют в разных руках. Мои дальнейшие планы связаны так или иначе с работой в сфере искусства (театр, использование психодрамы в работе актера над ролью) и фольклора (юнгианский анализ сказок). Таким образом, видя много общего в “работе актера над собой” и работе над собой психолога, я выбрала эту тему.

Однако тема эта представляется мне актуальной безусловно и по той причине, что я обучаюсь на кафедре педагогической психологии и работаю в школе.

Для начала, чтобы не было недоразумений определимся в терминах: что такое психология, что такое искусство и что такое ремесло.

Для этого заглянем в словари, в частности в словарь Даля и БСЭ.

Искусство- 1)…высокая степень умения, мастерства в любой деятельности( БСЭ) 2) знание, умение, развитая навыком или учением способность, ветвь или часть людского образования, просвещение, наука, знания прилагаемые к делу; рукоделие, ремесло, мастерство, требующее большого умения и вкуса (словарь Даля).

На примере обучения психодраме ремесленный уровень (уровень, на котором я нахожусь и работаю) представляет собой знакомство с базовым техниками (фокусировка, дублирование, зеркало, обмен ролями)и дополнительными техниками (самопредставление, линия времени исполнение роли, диалог, монолог, реплика в сторону, техника пустого стула, шаг в будущее, возврат во времени, тест на спонтанность, техника “сновидение”, психодраматический шок, гипнодрама и т д.), В той или иной степени техники эти изучаются, запоминаются и осваиваются. Критерием ремесленного овладения техниками ведения драмы будет выступать безошибочное их воспроизведение в нужное время в нужном месте без каких-либо подсказок со стороны. Однако при таком ремесленном воспроизведении драма будет отчасти затянутой, излишне насыщенной деталями или же возможно, наоборот, не полной.

При владении методом на уровне мастерства мы имеем дело с выработанным навыком, отработанными знаниями и умениями, представленными в сознании в сжатом, сокращенном обобщенном виде. Человек овладевший знанием на таком уровне может не только свободно его применять, но и решать на его основе новые (творческие) задачи.

Возвращаясь к примеру, в моем представлении психодраматист мастер класса свободно и безошибочно использует техники, не отвлекается на технические моменты, занят обдумыванием креативных ходов, умеет укладываться во времени, сокращать время работы без потери качества, за счет пропускания мало важных сцен, нюансов и подробностей работы, имеет много различных технических гипотез, работает в целом увереннее и быстрее нежели ремесленник. психодрама ремесло мастерство

Что же такое овладеть психологическим знанием на уровне искусства? Если можно назвать психоанализ или психодраму или проективное тестирование и т. д. искусством (и можно ли?), то любой ли обучившийся психоанализу (психодраме) будет (при высоком усердии) искусным психоаналитиком (психодраматистом)?

Приводя как пример психодраму, хотелось бы процитировать небольшой отрывок из книги Питера Феликса Келлермана “Психодрама крупным планом” М.,“Класс”, 1998г.,стр.163, где он в главе “Магия” описывает случай из практики, который, на мой взгляд, олицетворяет ту творческую интуицию, о которой шла речь выше:

“Я хотел сделать что-либо для достижения прогресса, но со всей очевидностью “застрял” и был на грани провала. В поисках способа продолжить психодраму я тихонько дотронулся до шеи женщины протагониста, что словно освободило ее, и она начала раскрываться… …Протагонистка, да и вся группа, выглядели определенно зачарованными. Я же плохо понимал, что произошло, и чувствовал себя совершенно выжатым.”

Другой отрывок относится к практик юнгианского анализа сказок. Из книги Марии Луизы Фон Франс “Волшебная сказка” С-П.,1998г.,стр. 346:

Этот отрывок, как бы противопоставляет общепринятое научное и символическое (по всей видимости, правополушарное) мышление. Однако без подлинно научного мышления нельзя было бы совершать попыток сделать психологию объективной наукой. При всем при том, многие научные открытия и изыскания появились на свет благодаря творческой интуиции исследователей, их символическому мышлению. Не будь исследователь в контакте со своей интуитивной, творческой сущностью его бы далеко могли завести лабиринты научного мышления.

Таким образом, подводя итог выше сказанному:

Для раскрытия собственных творческих ресурсов необходимо учиться, осваивать ремесло, доводить его до уровня мастерства, находясь на котором можно сделать переход в другое качество, некий выход за пределы себя, который будет высшей ступенью развития мастерства и будет именоваться искусством. Освоить психологическую науку на таком уровне дело не простое и боюсь не всем подвластное.

Размещено на www.allbest.

Подобные документы

Цели и объект акмеологии. Мир ценностей и способы их классификации. Современные концепции личности в свете аксиологической проблематики. Акмеология как наука о средствах достижения вершин профессионального мастерства и раскрытия человеческого потенциала.

курсовая работа [31,9 K], добавлен 12.03.2015

Изучение личностных характеристик вокалистов с целью позитивации исполнительского мастерства. Разработка ментального тренинга, снижающего отрицательные психофизиологические факторы, мешающие певцам максимально проявить свои вокальные возможности.

дипломная работа [169,2 K], добавлен 04.05.2011

Является ли любовь искусством. Смешение чувства влюбленности с перманентным состоянием пребывания в любви. Процесс обучения искусству любви. Фундаментальные виды любви. Заинтересованность в обретении мастерства. Любовь и ее распад в современном обществе.

анализ книги [21,0 K], добавлен 05.06.2011

Способы организации целенаправленной досуговой деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье. Знакомство с педагогическими условиями развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Анализ книги «Психология случайности».

дипломная работа [183,1 K], добавлен 18.02.2014

Методы создания профессионально-психологического портрета личности специалиста. Изучение влияния отдельных свойств личности на овладение профессиональной мастерства преподавателя. Системный и деятельностный подходы комплексного изучения человека.

дипломная работа [85,9 K], добавлен 29.11.2013

Личностные характеристики в сфере деятельности социального работника. Пути становления профессионального мастерства социального работника. Изучение отношения работников к процессу самоусовершенствования на примере ГУ КЦСОН по Притобольному району.

курсовая работа [51,6 K], добавлен 20.10.2010

Понятие о значении терминов «психология», «наука» и «искусство». Психология – наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Взаимосвязь психологии, как науки и искусства, как сферы культуры.

реферат [41,6 K], добавлен 22.04.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *