поющие гитары васильев царь
Коллективы
Справка
Музыканты
Дискография
Песни
Концерты
Фотогалерея
Публикации
Новости
Форум
ПЕСНЯРЫ.com
Добавлено: 15.04.2013
Автор редакции: Сергей Котлячков
Авторы: deronen
Для добавления и изменения информации на сайте необходимо авторизоваться на форуме.
Щелчок по названию группы откроет список музыкантов группы.
Васильев Владимир Борисович («Царь»)
род. 09.09.1950
бас-гитара, вокал, композиция, бэк-вокал
с 1973 по 1974: ВИА «Добры молодцы»
бас-гитара, бэк-вокал, вокал, композиция
с 1974 по 1979: ВИА «Поющие гитары»
бас-гитара, бэк-вокал, вокал, композиция
с 1979 по 1981: гр. «Цветы»
бас-гитара, бэк-вокал, вокал, композиция
с 1982 по 1988: гр. «Круг»
бас-гитара, вокал, бэк-вокал, композиция
Родился 9 сентября 1950 года. В 1965 году окончил музыкальную школу по классу трубы. В 1968 году был приглашен в ансамбль «Лира». Службу в армии проходил в Ансамбле песни и пляски. После армии был приглашен в Москву в ВИА «Добры молодцы», где проработал до перехода в ВИА «Поющие гитары» в декабре 1974 года. В «Поющих гитарах» сначала принимал участие в концертной деятельности коллектива, а позже в опере «Орфей и Эвридика». Отыграл 900 спектаклей. В 1979 году уехал в Москву в группу Стаса Намина «Цветы» вместе с Александром Федоровым и Ольгой Левицкой.. В составе группы принимал участие в записи диска «Гимн солнцу», снялся в фильме «Фантазия на тему любви». В 1982 году создал группу «Круг». С 1997 года снова работает в «Поющих гитерах».
Владимир Васильев (V)
фотографии >>
биография
Васильев Владимир Борисович (V)
Родился 9 сентября 1950 года.
Рок-музыкант, бас-гитарист, вокалист, клавишник.
Известен в музыкальной среде по прозвищу «Царь».
В 1965 году окончил музыкальную школу по классу трубы.
В 1968 году был приглашен в ансамбль «Лира».
Службу в армии проходил в Ансамбле песни и пляски. После армии был приглашен в ВИА «Добры молодцы», где проработал до перехода в ВИА «Поющие гитары» в декабре 1974 года.
В «Поющих гитарах» сначала принимал участие в концертной деятельности коллектива, а позже в опере «Орфей и Эвридика». Отыграл 900 спектаклей.
В 1979 году уехал в Москву в группу под руководством Стаса Намина вместе с Александром Федоровым и Ольгой Левицкой. В составе группы принимал участие в записи диска «Гимн солнцу», снялся в фильме «Фантазия на тему любви».
В 1982 году вместе с коллегами был одним из создателей группы «Круг», где проработал до 1988 года.
С 1997 года снова работает в «Поющих гитарах».
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ АКИ «ЦАРЬ». ЧАСТЬ 1: ЧЕСЛАВ НЕМЕН ДВИГАЕТ СТАСА НАМИНА
25-летию группы «Круг» посвящается
Сто дней в пути был караван,
А впереди опять бархан.
Опять бархан, куда ни глянь, везде песок.
Дул ветер злой, что было сил,
Палящий зной с ума сводил,
И каждый жил мечтой одной – воды глоток.
Почти четверть века назад вся страна танцевала под эту песню Игоря Саруханова на стихи Ольги Писаржевской и Анатолия Монастырева. А буквально тремя годами раньше все девчонки бегали по нескольку раз в кино на фильм «Фантазия на тему любви». И влюблялись… но влюблялись не в главного героя картины в исполнении Юрия Овчинникова, а в бородатого красавца в черной шляпе и с бас-гитарой, который распевал:
Скажи мне «Да-Да-Да»!
И свое сердце подарю тебе я раз и навсегда.
Скажи мне «Да-Да-Да»!
И целый мир зальется самой нежной музыкой тогда.
Скажи мне «Да»!
А что, спрашивается, делали мальчишки, пока их девчонки сидели в кино? Мальчишки сидели дома и балдели, слушая:
Летний вечер, теплый самый, был у нас с тобой.
Разговаривали с нами звезды и прибой.
Нам оставил теплый вечер неугасший свет,
Обнимал он нас за плечи и смотрел нам вслед.
Все эти песни, и еще много других, спел – солист и бас-гитарист ансамблей «Лира», «Добры молодцы», «Поющие гитары», «Цветы», «Круг» – Владимир Васильев. Дальше он рассказывает сам:
– В 1980 году мы с группой «Цветы» принимали участие в правительственном концерте в ЦДСА. В зале сидят члены Политбюро, министры, маршалы, генералитет. Выступают Зыкина, Кобзон, Муслим Магомаев с Тамарой Синявской, еще много разных народных артистов. В общем, очень серьезный, ответственный правительственный концерт. Стас у нас товарищ пробивной, договорился, и мы, как участники культурной программы Олимпиады-80, тоже приняли в нем участие. Все выступают строго по списку, поют по одной песне.
1980 год. Солист группы Стаса Намина Владимир Васильев
В холле ЦДСА установили гримерные кабинки метров по 8-10, с открытым верхом. Все артисты сидят в этих кабинках, готовятся к выступлению. Выходить без причины нельзя. Шаг вправо, шаг влево – расстрел. Ну, мы сидим в своей кабинке, разговариваем о жизни. А в соседней гримерке какой-то народный артист готовится к выступлению. Слышим, как он ходит туда-сюда, распевается, тенорит. По-моему, что-то из «Аиды» пел. И вот он забирается все выше и выше, выше и выше. И вдруг на какой-то предельной ноте срывается. А я же служил в ансамбле песни и пляски, вокальная школа там была очень хорошая, поэтому оперными голосами владею свободно.
Я выдержал секунд 10-15 и спел этот же фрагмент, таким же голосом, только на тон выше. Слышим, он затих. Но он же не знает, кто там за стенкой сидит. Через минуту выходим, а он стоит перед нашей дверью, весь покрытый красными пятнами, и ждет, кто же выйдет, кто из Народных Артистов посмел над ним так насмехаться. И вдруг выходят какие-то волосатики. Он ревностно нас осмотрел: нет, эти так петь не умеют.
А мы сделали морды лопатой, и пошли на сцену петь свои песни. Чтобы не нервировать Брежнева мы решились исполнить «После дождя». Эту песню он уже раньше слышал, когда мы пели на закрытом концерте в Кремле, – похлопал и сказал: «Ну, что я вам могу сказать, товарищи? Мне эти ребята очень понравились».
На культурную программу Олимпиады приехал весь соцлагерь. Карел Готт, Микки Евремович, Ева Пиларова, Марцела Лайферова и т.д. Все в Олимпийской деревне выступали. Из наших артистов кого там только не было! И хор Пятницкого, и ансамбль Моисеева, и ансамбль Советской армии имени Александрова. Жанр ВИА представляли «Цветы» и «Песняры».
Осень 1966. Первое выступление ВИА «Лира» на танцевальном вечере в средней школе
На правительственном концерте в честь открытия Олимпиады мы пели «Богатырскую силу» Александры Пахмутовой. Она, буквально, за несколько месяцев до этого закончила работу над музыкой к фильму «О, спорт – ты мир». Мы к этому фильму записали массу песен и музыки. Как сейчас помню, Магомаев там запевал «Здравствуй, стадион», а все хоры – это ансамбль «Цветы». Я там пел «Старт, рывок и финиш золотой». Потом все песни из этого фильма по просьбе Пахмутовой пели и Асадуллин, и Беликов, и Градский, и Ротару, и еще кто-то из серьезных исполнителей. Почему-то этот фильм сейчас вообще никогда не показывают. Показывают только «До свиданья, наш ласковый Миша», когда народ плачет.
10 августа мы выступили в последнем концерте в Лужниках в честь закрытия Олимпиады. А через день улетели на «Сопот-80». Это был последний сопотский фестиваль. Потом там началась стрельба, «Солидарность». Нас уже тогда предупреждали, что могут быть различные провокации, чтобы мы держались спокойно и ни на какие выпады не реагировали. С нами поехали Коля Гнатюк и Надежда Чепрага. Они представляли Советский Союз на конкурсе эстрадной песни. Коля со своей «Барабанщик сдох» тогда завоевал первое место, Чепрага – второе или третье. А мы участвовали в «Конкурсе фирм грамзаписи».
Ведь, как оказалось, в Сопоте существовали два конкурса. Нам всегда показывали только один, который назывался «Интервидение», и который выигрывали. То Пугачева, то Понаровская, то Вески. А самый главный конкурс, в котором принимали участие все фирмы грамзаписи со всего мира, у нас никогда не показывали, о нем даже не говорили никогда. В 1980 году впервые в истории на этом конкурсе была представлена фирма «Мелодия». Мирдза Зивере представляла Рижское отделение, а ансамбль «Цветы» – Москву. Но там было одно жесткое условие. Для участия в конкурсе исполнитель должен был иметь диск-гигант, выпущенный фирмой «Мелодия».
ВИА «Поющие гитары» 1967 год. Сергей Лавровский, Владимир Калинин, Евгений Броневицкий, Анатолий Васильев
Но вы же знаете, что у нас пластинка, даже когда она уже записана, выходила через год, а то и через два. Стас с его отчимом заместителем министра культуры Кухарским подключили все кремлевские связи, и судьба нашего диска-гиганта была решена – сигнальные экземпляры были выпущены буквально за две недели, как раз к началу конкурса. Кстати, председателем жюри на этом конкурсе был Чеслав Немен, который родился и вырос в Белоруссии. Потом его исключили из музыкального училища за профнепригодность, он эмигрировал в Польшу, стал звездой мирового уровня, неоднократно приезжал в СССР с концертами, и приводил в неописуемый восторг десятки тысяч советских слушателей.
На конкурсе «Цветы» выступили очень хорошо и завоевали третье место. Хотя я уверен, что об этом нигде не написано, и об этом никто не знает. Даже Стасик об этом нигде никогда не упоминает, что совсем уж странно! Наверное, он считает, что больший интерес у слушателей вызывает не официальная часть творческой деятельности, а какая-то вторая жизнь, о которой рассказывают только ночью под одеялом, с фонариком.
Вообще, ансамбль «Цветы» я помню еще с начала 70-х. Конечно, всесоюзную популярность они получили благодаря Володе Семенову («Звездочка моя ясная») и Сереже Дьячкову («Мы вам честно сказать хотим»). Но сама группа, как любительская, существовала и раньше. Лосев Саша пел, Фокин играл на барабанах.
В то время филологический факультет университета находился на Манежной площади. А сбоку (с улицы Герцена) был вход в актовый зал университета. Я еще в начале 70-х ходил туда на студенческие вечера.
Ансамбль ЛВО. Сентябрь 1971. Наверху Юрий Семенов, внизу Владислав Левин, Владимир Васильев, Дмитрий Одинов, Владимир Петров
Слова клуб в современном понимании в те годы не существовало. Клубных проектов не было. Играли во Дворцах культуры, в институтах на вечерах типа 8 Марта, 1 Мая. Так было везде: и в Питере, и в Москве, и в других городах. Сейчас это называется клубной жизнью. А раньше группы играли, как правило, на студенческих вечерах и играли, в основном, Запад: Битлз и другую музыку такого же плана. Все тогда были очень дисциплинированными в этом плане.
В те годы я тоже битломанил, преданно слушал «Голос Америки», «Радио Люксембург». Учился в музыкальной школе по классу трубы, но душа моя всецело принадлежала гитаре.
Еще я занимался водно-моторным спортом, был гонщиком на скутерах. В Москву приезжал довольно часто еще с начала 60-х годов на первенство СССР. Соревнования проходили на Химкинском водохранилище. В 1965 или 1966 году состоялась Спартакиада народов СССР по техническим видам спорта. Сборная Ленинграда тогда заняла первое место. Награды нам вручал первый отряд космонавтов. Их яхт-клуб находился поблизости. Николаев, Терешкова, Быковский, Леонов нас поздравляли, пожимали нам руки.
В 1964-66 годах по всей стране массово стали организоваться гитарные группы. У нас в Питере в это время блистал «Авангард», в котором Володя Антипин играл. Чуть позже появились «Аргонавты», «Ку-69», «Фламинго», где пел Альберт Асадуллин. Потом, пожалуй, «Лесные братья», где пел Саша Федоров, «Лира», которая считалась одной из сильнейших по вокалу групп Ленинграда. Все группы были любительскими, студенческими. Кто-то учился в Политехническом институте, кто-то в Академии художеств, кто-то в ЛЭТИ им. Бонч-Бруевича, кто-то в Корабелках.
ВИА «Поющие гитары» 1973 год. Евгений Броневицкий, Василий Борисов, Григорий Клеймиц, Ирина Понаровская, Анатолий Васильев
Эти группы просуществовали недолго – год, два, три. Потом кто-то превратился в профессионалов, кто-то распался. Но середина 60-х – это повальное увлечение гитарной музыкой. Я в 1965-66 годах играл в группе «Близнецы». Но так как в городе можно было играть только на студенческих вечерах, по субботам и воскресеньям все выезжали с Финляндского, Московского, Балтийского вокзала куда-нибудь в пригород на 5-10 километров. Приезжали, а там залы битком. И всё то же, что и в Москве: Биттлз, Роллинг Стоунз, что-то «своё»…
Есть на Васильевском острове Макаровское училище. Там в 1967-68 году играла группа «Белые стрелы». Очень серьезный ансамбль. Один из немногих, у которых в то время иностранная – американская или английская – аппаратура. У них был самый лучший звук. Хорошо пели и играли. На танцы приходило до полутора тысяч курсантов – все в форме и знаменитых черных курсантских ботинках. И с каким остервенением, с какой радостью и наслаждением вот эти полторы тысячи курсантов танцевали шейк! Полторы тысячи человек топали в зале вот этими кирзовыми ботинками с таким сарказмом, с таким внутренним куражом! После этого по всему залу на полу оставались черные пятна. Потом дневальные их оттирали специальными полотерами. Я ходил на эти концерты. Это был такой цирк!
ВИА «Добры молодцы» 1974 год. Александр Лерман, Владимир Кириллов, Роман Власенко, Владимир Василевский, Владимир Антипин, Всеволод Левенштейн (позднее — Новгородцев), Александр Морозов, Михаил Похожаев
В январе 1967 года я был на первом официальном концерте «Поющих гитар». Собственно они выступали и раньше. Например, на Елке в Таврическом дворце. Но тогда это называлось танцевальными вечерами. А первый официальный концерт у них состоялся в январе 1967 года в ДК имени Кирова на Васильевском острове. Шеф играл на гитаре, Сергей Борисович изволили на барабанах шуршать, Женька Броневицкий на бас-гитаре, Мошкович, Левка Вильдавский, который сейчас живет и работает в Москве, и девочки – Галя Баранова и Таня Калинина. В конце концерта они пели две песни Битлз. Вот где ломали стулья!
«Орфей и Эвридика» 1976 год. Юрий Иванов, Семен Шнейдер, Владимир Васильев, Роман Кадейкин
Когда рассказывают, что кто-то где-то ломал стулья – это одно. А вот когда видишь собственными глазами, как в трех метрах от тебя народ на радостях вскакивает на стулья, начинает плясать, стулья не выдерживают и разваливаются – это совсем другое. Но честно вам признаюсь, по ощущению в зале не было никакого хулиганства, никакой агрессии. Даже если эти стулья ломались, то они ломались не оттого, что их хотели сломать. Они ломались просто оттого, что народ не справился со своими эмоциями. Это было ломание по-доброму. Все было абсолютно беззлобно, неагрессивно. Любой концерт того времени – это праздник, радость и выплескивающиеся эмоции. Не было никакого пива: «Ну, ты козел! Ну, ты пошел отсюда!» – этого ничего не было. Был только благодарный вопль советского народа!
Группа «Круг» в Утренней почте (ТВ) исполняет песню «Каракум»
В вокальном отношении «Лира» представляла собой очень серьезную конкурентную опасность, в хорошем смысле этого слова. В 1969 году их бас-гитарист Юрий Семенов ушел служить в Советскую армию. Как человек талантливый, музыкально образованный, Юра попал служить в ансамбль песни и пляски ЛВО. А «Лире» понадобился новый бас-гитарист. Я пришел на прослушивание. Ребята послушали, как я пою, как играю. Сказали, что подхожу.
Это был первый худсовет в моей жизни. Таким образом, я оказался в «Лире». Мы продолжали играть в Молотке, но потом настал момент, когда мы почувствовали, что наш призыв в армию тоже не за горами, нам тоже придется идти служить. Тогда Юра предложил нам всем показаться руководителю ансамбля песни и пляски ЛВО Народному артисту России Николаю Ивановичу Кунаеву. Показаться именно как творческой единице. Мы собрали всю свою аппаратуру, привезли ее в бывшее здание Семеновского полка, где базировался в то время ансамбль ЛВО, и дали сольный концерт на 1,5 часа для всех сотрудников и артистов ансамбля. 127 человек, по-моему, в то время ансамбль насчитывал. Кунаев обалдел, сказал: «Все! Эти мальчики мне нужны!»
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ АКИ «ЦАРЬ». ЧАСТЬ 2: ГРУППА «КРУГ»
25-летию группы «Круг» посвящается
Через некоторое время мне действительно пришла повестка из военкомата. Я должен был служить ракетчиком. Прихожу в военкомат. Военком уже руки потирает: «Ну что, Владимир Борисович? Послужим Родине?» – «Да, послужим! Вам не приходила бумага из Центрального военкомата?» – «Ничего не знаю». – «Спросите, пожалуйста, у секретарши».
Москва. Гостиница «Советская». Декабрь 2002. Владимир Васильев и Юрий Соколов
Секретарша приносит бумагу. По-моему, приказ N 600-к: «Васильева Владимира Борисовича направить в распоряжение ансамбля песни и пляски». Военком в шоке! Как быть, что делать? Ведь обороноспособность страны может пострадать, если я петь не буду. Короче, вышел я из военкомата, сел в такси, и за рубль поехал служить в Советскую армию.
Так мы все оказались в одном ансамбле песни и пляски. Привезли с собой аппаратуру, гитары. Нам выдали форму, поставили на довольствие. Но разъединять Кунаев нас не стал. Он решился на смелый эксперимент. В рамках концерта ансамбля ЛВО разрешил выступление ВИА «Лира» минут на 10-15. Мы выходили в военной форме с гитарами и пели 3-6 песен в зависимости от концерта. А все остальное время мы играли в оркестре, пели в хоре.
Группа Стаса Намина 1980 год. Валерий Живетьев, Владимир Васильев, Михаил Файнзильберг, Игорь Саруханов, Александр Слизунов
Я, например, пел в первых и вторых тенорах, Юра Семенов играл на домре. Мы заменили в оркестре контрабас на бас-гитару. Весь ансамбль песни и пляски стал играть на нашей аппаратуре. Ансамбль зазвучал совсем по-другому. Кунаев счастлив! Лучший окружной ансамбль Советского Союза! Обороноспособность страны и настроение участников ансамбля явно повышались прямо на глазах.
Кстати, в Москве был такой же ансамбль песни и пляски. Только Московского военного округа. Там, между прочим, служили Александр Слизунов и Игорь Саруханов. А после демобилизации я – по приглашению Севы Новгородцева, Володи Антипина и Владика Петровского – уехал в Москву в «Добры молодцы», а ребята из «Лиры» в своем классическом составе в 1973 году сдали программу худсовету Ленконцерта и стали профессиональным гастрольным коллективом. У них даже диск-гигант есть.
Любопытно, что руководителя в «Добрых молодцах» толком-то и не было. Да и смешно это! Представьте себе: «Руководитель ВИА «Битлз» – Пол Маккартни!». Или Джон Леннон. Но чисто юридически это было необходимо. Так было принято. В любом вокально-инструментальном ансамбле должен быть Руководитель.
Группа Стаса Намина 1980 год. Игорь Саруханов, Валерий Живетьев, Владимир Васильев
Когда я пришел в «Добры молодцы», они уже были ансамблем Росконцерта, и руководителем числился Сева. А вот до того, в конце 60-х – начале 70-х, когда они работали от Читинской филармонии, руководителем был, по-моему, Пашека – Владимир Антипин. Но и в Росконцерте Сева числился руководителем только по официальным разнарядкам, а всей музыкальной частью занимался Пашека, он проводил репетиции, подбирал музыкальный материал, делал аранжировки, писал песни. Он был музыкальным руководителем. Поэтому, наверное, и на пластинках указывали Антипина. Да и невозможно было написать на пластинке: «ВИА «Добры молодцы» – Художественный руководитель Всеволод Левенштейн». Сева и Новогородцевым-то стал после худсовета, когда нам прямо сказали: «Ребята, вы, что с ума сошли?! Выходите в красных кафтанах, в сафьяновых сапожках, поете «Метелки вязали, в Москву отправляли», а у вас половина фамилий какие-то непонятные. Нас неправильно поймут!»
Когда я пришел в «Добры молодцы» все музыканты там были питерские, кроме, по-моему, одного Ромы Власенко, у которого потом была группа «Галактика». Вообще, любительская группа «Галактика» в Питере существовала и раньше. Просто в 80-е Рома использовал это название для своей группы. Антонова я тоже еще застал в «Добрых молодцах», но он уже собирался уходить к Кроллу. Мы пару раз вместе съездили на гастроли, а уже, где-то, через полгода (это был конец 1973 – начало 1974) мы с ним выступали в одном концерте во Дворце спорта: в первом отделении он с оркестром Кролла, во втором ансамбль «Добры молодцы».
Солистка «Поющих гитар» Ирина Понаровская – Эвридика
У «Добрых молодцев» была очень хорошая аппаратура. Мы ее купили у югославов. В начале 70-х была такая программа, которая называлась «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Приезжали иностранные исполнители, и в сопровождении оркестра Анатолия Бадхена в течение 2-3 месяцев ездили с концертами по всем крупным городам СССР. Звукорежиссером у них был югослав, которого специально приглашал Госконцерт.
С этим звукорежиссером я познакомился в Москве в Лужниках. Купил у него два американских динамика себе на бас-гитару. И когда на следующий год он снова приехал на обслуживание программы, мы договорились, что после окончания гастролей мы покупаем у него всю необходимую нам аппаратуру на сумму 30 тысяч рублей. По тем времена это была гигантская сумма.
За месяц мы дали более 100 концертов на Дальнем Востоке, заработали приличные деньги. Все скинулись по 2,5 тысячи. А нас было человек 11-12. Набрали 30 тысяч и полетели на самолете в Киев, где проходили последние концерты фестиваля. После концерта отметили сделку, напоили братца водкой и купили у него всю аппаратуру – барабаны, клавиши, микрофоны, усилители, колонки, ревербератор и т.д.
Кстати, с этой аппаратурой у нас потом произошел забавный случай. Дело было в Ульяновске. «Добры молодцы» принимали участие в большом сборном концерте. А перед нами выступала Клавдия Немшилова с дрессированным попугаем Петрушей. Мощный такой, разноцветный попугай, который живет 200 или 300 лет. Был такой эстрадный номер: она выносила попугая на руке, и тот разговаривал с народом: «Здравствуйте, товарищи! Петруша хороший. Жрать хочешь?»
Кадры из фильма «Фантазия на тему любви» 1980 год. Владимир Васильев
То ли в этот день у него было плохое настроение, то ли его покормили нескладно, то ли еще что-то ему не понравилось, но он перекусил нам 3 или 4 микрофона. У него же клюв мощнейший, как бритва! Я смотрю на нашего звукорежиссера, а он сидит и плачет, глядя на то, как этот попугай перекусывает нам очередной микрофон. Спаять 5-штырьковый разъем – это же целая история, тем более на нервах, когда руки трясутся. В результате этого казуса мы вынуждены были задержать выступление минут на 15-20, пока судорожно паяли перекусанные микрофоны.
Кадры из фильма «Фантазия на тему любви». Александр Герасимов и Владимир Васильев
В самом конце 1974 года меня пригласили в «Поющие гитары» на оперу «Орфей и Эвридика». Я вернулся в Ленинград, а буквально через несколько месяцев все питерские «Добры молодцы» тоже вернулись сюда. Приблизительно через полгода Сева уехал за границу. А у Володи Антипина началась другая жизнь. Он стал руководителем варьете на нашем знаменитом кораблике – Кронверке.
Кадры из фильма «Фантазия на тему любви». Юрий Овчинников исполняет свой чемпионский танец
30 декабря 1974 года я прошел прослушивание в «Поющие гитары». Меня приняли. Где-то с полгода мы еще ездили с концертами и одновременно готовили оперу. Помню, как Марк Розовский сказал Понаровской, которая тогда весила 85 килограмм: «Ира, у меня к Вам большая просьба. Эвридика должна быть воздушной. Представляете себе: Альберт Асадуллин – тростинка такая. И Вы рядом с ним. »
Кадры из фильма «Фантазия на тему любви». Александр Слизунов и Александр Герасимов
24, 25, 26 июля состоялись премьерные показы оперы «Орфей и Эвридика». В августе мы поехали на гастроли – Одесса, Кишинев, Сочи, Ялта. В сентябре у нас был отпуск. А с 10-го октября мы уехали в Минск и Днепропетровск. Это уже с оперой. Концертная деятельность закончилась, последний концерт мы отыграли где-то в июне месяце. На радио песни какие-то еще записывали, но концертов уже не было. Только опера. За три с половиной года я лично отыграл 900 спектаклей!
Кадры из фильма «Фантазия на тему любви». Стас Намин в роли журналиста (в центре)
А в начале 1979 года Валерка Живетьев и Владик Петровский снова вытащили меня в Москву – к Стасу Намину в «Цветы». Ну и, соответственно, «Летний вечер», так похожий на «Отель Калифорния»… Такое было получено задание. Стас пришел на репетицию и говорит: «Мальчики, делайте, что хотите, но мне нужна русская, советская «Отель Калифорния»! Вот и все. Задание дано. Мы сделали. Спел ее я, а партию гитары записал Игорь Саруханов.
2006 год. Владимир Васильев в группе «Круг»
К «Фантазии на тему любви» много музыки написал Слизунов. «Скажи мне да» и «Утро-вечер» спел я. «Я бродячий фокусник» – это Сашка Слизунов. И песню «Жил-был дурак» тоже, по-моему, он пел. А Сашка Федоров спел главную песню фильма – «Ты в страсти горестной находишь наслажденье», на стихи Пушкина. Кстати, в этом фильме звучит одна из моих самых любимых композиций – та, под которую Овчинников танцует. Это его главный чемпионский танец. Играет Игорь Саруханов, а музыку написал Сашка Слизунов.
Записывались мы в первой студии Мосфильма. У нас тогда Мишка болел, а Манасарова сказала: «Мне срочно нужно фильм выпускать к Олимпиаде. Берите барабанщика, где хотите!» Мы срочно пригласили Сашу Герасимова. Он с нами снимался в фильме и записывал все песни. Потом ушел к Пугачевой в «Рецитал». А вот в фильме «Не бойся, я с тобой» все песни за Полада Бюль-Бюль оглы пою я!
Спокойно, это шутка. Я пою только те песни, в которых хриплый голос. «Каратэ», например. Просто Полад попросил, сказал, что сам он так спеть не сможет. А всю лирику, конечно же, поет сам Полад Бюль-Бюль оглы. Этот фильм мы записывали в Останкино, в той же самой студии, где потом писали первый диск группы «Круг» – «Круг друзей».
Мне сегодня часто задают один и тот же вопрос: «Царь, зачем ты ушел от Анастаса Алексеевича Микояна? Ведь все были в шоколаде – записи, поездки, съёмки. » Сейчас, вспоминая то время, я думаю, что во всем виноваты были эмоции. Стас – человек очень своеобразный, сложный и непредсказуемый. Поэтому мы решили тогда уйти все в один день.
Мы прекрасно понимали, что «Цветы» не прекратят свое существование, и на следующий же день вместо нас Стас наберет новеньких, сделает все заново, и вполне возможно, что коллектив станет еще более успешным. Но нам очень хотелось создать СВОЮ группу.
К тому времени у нас накопилось большое количество серьезного музыкального материала. Ведь все, что вышло на первом диске – это ж не за один день было написано, это результат довольно продолжительного жизненного периода. Как решили, так и сделали. Ушли все в один день. Это было начало 1982 года. Валерки Живетьева и Сашки Федорова тогда уже в ансамбле не было – они еще в конце 1980 вернулись в Питер. Лосев с нами уходить отказался, остался у Стаса. И я его прекрасно понимаю. Ему не было никакого смысла уходить – ореолом группы «Цветы» в любом случае являлся Александр Лосев.
Первые пять месяцев – сейчас об этом уже можно говорить – мы потратили на то, чтобы оставить за собой название «Цветы». Сейчас, наверное, это выглядит смешно и наивно. Мы даже сдавали худсовету Министерства культуры, чтобы нам разрешили выступать под этим названием. Ничего у нас, конечно, не получилось. Потом мы с Игорем Грановым по его просьбе ездили как «Цветы». В первом отделении его группа выступала, во втором – мы, на их аппаратуре. Запросто собирали стадионы, дворцы спорта…
Игорь Саруханов и Владимир Васильев 2008
Потом Стас забеспокоился, подключил свои связи. Начались гонения, нас стали вызывать на ковер, пытались выставить наркоманами, бабниками, антисоветчиками и, в конце концов, полностью перекрыли кислород. Мы поняли, что бороться с кремлевской махиной бессмысленно. После долгих мучений придумали название «Круг», а программа у нас уже была готова. Кстати, репетировали и сдавали программу худсовету мы на аппаратуре «Самоцветов». Это исторический факт.
Потом мы поехали в Ужгород, в Закарпатскую филармонию. Это была первая филармония, которая согласилась принять нас на работу. Так сказать, дала нам путевку в жизнь, поскольку устроиться в Москве было нереально.
В Москонцерте были Гранов, Слободкин, Маликов. И они там не просто были, они там были, что называется, всегда! Члены партии, большевики, родственники. Они бы все сделали, что у них под ногами никто не путался. Даже Пугачева, будучи московской певицей, не работала в Москонцерте! Даже Сенчина, будучи женой Стаса Намина, работала в Магаданской филармонии, от Магадана и звание Заслуженной артистки получила. Цирк!
Конец 90-х. Владимир Васильев в «Поющих гитарах»
Года полтора мы работали от Закарпатской филармонии, а в 1984 нас пригласили в Брянскую филармонию. Там директору нужно было поднять сборы, он рискнул взять нас и не прогадал, потому что залы на наших концертах всегда были битком. Кстати, в этом переходе был еще один положительный момент – мы удачно проскочили время печально известных худсоветов 1984 года. Когда мы приехали в Брянск, нас встречал на вокзале и размещал в гостинице администратор Брянской филармонии Андрей Разин, который, спустя 3-4 года, стал основателем «Ласкового мая».
Увы, Миша Файльзинберг – человек довольно вспыльчивый. В результате всех гонений, преследований, которые нам пришлось пережить, нервная система у него стала сдавать, начались какие-то неадекватные проявления в эмоциональном, человеческом плане. Первым не выдержал Игорь Саруханов. Вскоре он ушел из группы и начал делать сольную карьеру. Мы не ссорились. Как были друзьями, так и остались. Просто он перестал играть в группе.
Постепенно ушли и другие ребята, в том числе и сам Миша. Я, Женя Гетманский и Валера Тараблин еще продолжали какое-то время выступать, но творческой работы уже не было. Точнее, она ни в чем не получила воплощения. Это были только задумки, наброски, проекты. Последний концерт, если мне память не изменяет, мы дали в 1989 или 1990 году.
Однако четкого определения всего, что мы тогда наделали, я дать не могу. И думаю, что никто из тех, кто принимал участие в создании этого художественного образа, не понимает, что же это такое. Второй альбом, конечно, был проще и слабее, а вот первый – в результате всех трудностей, мытарств, какого-то внутреннего дискомфорта – получился таким, что я даже сейчас, спустя 20 лет, иногда переслушиваю его и удивляюсь – мать честная, как же это так?!
Возможно, там осталась какая-то недосказанность, что-то можно было бы сделать по-другому. Это теперь уже не имеет никакого значения. Это был выстраданный, в хорошем смысле этого слова, продукт. Мы даже и сами можем не понимать, как нам удалось сделать его вот таким легким и светлым, как облачко. Мы можем только сказать: «Ну, вот так получилось, ребята! Если вам приятно это слушать, значит, мы не зря старались».