поучительные истории в исламе
Поучительные истории
Ибн Хаджар аль-Маликий (да будет доволен им Аллах) пишет: «Я вернулся из Египта на родную землю в 930 году. Затем последние десять дней из месяца Рамазан каждое утро я посещал могилу своего отца. Однажды, когда я читал Коран над его могилой, услышал дикие и пугающие крики. И тогда я пошёл по направлению, откуда издавались эти крики. Я услышал, что этот крик доносился из могилы одного усопшего. Он стонал. Я немного подождал, затем вернулся обратно и спросил людей о человеке, который покоится в этой могиле. Мне ответили, что это могила такого-то человека, которого я знал раньше. Он был богатым человеком, постоянно приходил в мечеть и не говорил ничего плохого. Поэтому я был премного удивлён. И тогда я начал ещё подробнее расспрашивать о нём. Потом мне рассказали, что он занимался ростовщичеством».
Мухаммад бин Сирин (да смилуется над ним Аллах!) продал овцу и сказал покупателю: «У неё один недостаток – она скребёт корыто с кормом».
Говорят, что у одного человека была корова. Он доил её и продавал молоко, разбавив его водой. Однажды корову унесло речным потоком. Тогда один из его детей воскликнул: «Вся вода, которой мы разбавляли молоко, собралась и унесла нашу корову».
Однажды супруга Пророка (мир ему и благословение) ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) купила служанку, и в это время спустился Джибриль (мир ему) и сказал Пророку (мир ему и благословение): «О, Мухаммад (мир ему и благословение), выведи эту служанку из своего дома, поистине, она из обитателей Ада». ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) отпустила её и дала ей немного фиников. Женщина ушла, и по пути, съев половину финика, остальное отдала одному бедняку. Тогда снова снизошёл Джибриль (мир ему) и сказал: «О, Мухаммад (мир ему и благословение), поистине, Всевышний Аллах повелевает тебе вернуть ту служанку, Творец освободил её от огня Ада из-за того, что она пожертвовала половину финика в милостыню».
Сообщается, что как-то раз, когда Василя бин аль-Аска‘ (да будет доволен им Аллах) стоял где-то, один человек продал другому свою верблюдицу за триста дирхемов. Сначала Василя не заметил этого, но потом бросился за ним, крича: «Эй, ты купил её на мясо или для того, чтобы ездить на ней?» Тот сказал: «Для того, чтобы ездить». Тогда Василя сказал: «Я видел, что у неё на лапе дыра, и долго она идти не сможет», после чего тот вернул её продавцу, который отдал ему сто дирхемов, а Василе сказал: «Да помилует тебя Аллах, ты испортил мне торговлю!» На это Василя сказал: «Поистине, мы поклялись Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), что будем проявлять искренность по отношению к каждому мусульманину», и он упомянул также, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Не дозволено никому продавать товар, не указав на его недостатки, и не дозволяется тому, кто знает об этом, молчать о том, что связано с их сделкой» (Аль-Хаким).
Пророк (мир ему и благословение) после праздничного намаза, опираясь рукой о Билал асхаба (да будет доволен им Аллах), читал проповедь людям, призывал их к богобоязненности. Затем, обратившись в сторону женщин, произнёс проповедь для них и сказал: «Вы давайте садака, я многих из вас вижу горящими в Аду». Тогда одна из женщин спросила: «За что, о, Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?». Отвечая ей, сказал так: «Поскольку вы много жалуетесь и вам не хватает добра ваших мужей, сколько бы муж не зарабатывал, вам этого недостаточно и не бываете благодарными». После этого женщины, у которых были золотые украшения, серьги и кольца, стали их снимать и класть в подол халата Билил асхаба (да будет доволен им Аллах), было собрано много имущества для раздачи неимущим.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Исламские истории
Исламские истории и поучительные рассказы повествуют об исламской религии и жизни праведников Ислама ( I slam), которые имеют интересный и поучительный сюжет, помогающие научить мусульманина чему-то полезному и важному, разобраться по аналогии с какими-то жизненными ситуациями и дать ответы на волнующие вопросы.
Исламские истории до слез трогают слушателей своей жизненностью и понятностью – они часто повторяют случаи из жизни простых людей и учат делать выводы из сложившейся ситуации. Исламские рассказы в качестве своих героев имеют как простых людей, так и праведников, во многих поучительных исламских историях фигурирует в качестве главного героя Пророк Мухаммад ﷺ. Героями исламских рассказов и историй часто становятся шейхи, халифы и правители, мудрецы и ученые. Но еще чаще героями таких исламских историй и рассказов становятся простые люди: главными героями могут быть отец и сын, богач и бедняк, женщина и ребенок, муж и жена. Сюжеты исламских историй могут быть взяты из Корана или сборников хадисов о Пророке Мухаммаде ﷺ, а могут быть взяты из жизни людей, могут быть собирательными по своему сюжету или говорить об обычном дне из жизни реальных личностей. Их сюжеты, случившись однажды, остаются актуальными и в нынешнее время. Всегда поучительными и полезными, как для детей, так и для взрослых будут исламские истории о жизни пророков Ислама, являвшихся примером для жизни всех людей.
Исламские истории об учителе и ученике
Поучительные истории Ислама часто повествуют о беседах учителей и их учеников, в результате которых мусульмане могут извлечь мудрые советы.
Как увидеть Пророка ﷺ
Как-то раз пришел ученик к своему учителю и сказал: «Как мне увидеть Пророка ﷺ во сне, я по нему очень скучаю». Учитель ответил: «Приходи ко мне вечером, и я научу тебя тому, как увидеть Пророка ﷺ во сне»
Ученик пришел к учителю на ужин. Еда была соленной. Ученик попросил воды, но учитель не дал ему воды. Потом учитель сказал ученику: «Теперь ложись спать, а когда проснешься до утренней молитвы, я научу тебя, как увидеть во сне Пророка ﷺ».
Томимый жаждой ученик пошел спать. Проснувшись, учитель спросил его: «Прежде, чем научить тебя тому, как видеть Пророка во сне, скажи мне: «Что ты видел этой ночью». Ученик ответил: «Я видел проливные дожди и текущие реки». И тогда учитель сказал: «Твое намерение было правдивым, и сон твой стал правдивым, и если любовь твоя к Посланнику Аллаха ﷺ, будет столько же правдивой, ты увидишь его».
Дощечка до смерти
В одном из таких коротких рассказов повествуется, как ученик со своим учителем плыл в лодке, и ему захотелось сказать что-то настолько мудрое, чтобы учителю это понравилось. И тогда он посмотрел на дно лодки, в которой они плыли, указал на него и сказал, что сейчас между ними и смертью расстояние составляет всего лишь толщину этой доски. На что учитель ответил ему, что, когда они гуляли по суше час назад, и этого расстояния между ними и смертью не было.
Исламские истории о халифах
Жизнь халифов наполнена бурной общественной деятельностью, им приходится встречаться с различными людьми, учеными и простолюдинами, путешественниками и торговцами, решать порой сложные и неординарные задачи, поэтому о халифах можно часто встретить интересные и поучительные рассказы.
Исламская история о Харуне Ар-Рашиде
Как-то раз к халифу Харуну ар-Рашиду пришел ибн Саммак – его современник и знаменитый мудрец. Ибн Саммак задал ему вопрос, согласится ли Харун-ар-Рашид отказаться от половины своего халифата, если у него попросят ее за глоток воды, а он будет умирать от жажды. И Харун ар-Рашид ответил, что согласится. Тогда мудрец Ибн Саммак спросил, отказался ли бы Харун от второй половины своего государства, если бы вода, которую он глотнул, не вышла бы наружу, и для того, чтобы излечиться от нее, ему пришлось бы отдать вторую половину халифата. И Харун ар-Рашид ответил, что согласился бы и на это. И тогда мудрец спросил, стоит ли так страстно желать богатства и власти халифата, если цена ему – глоток воды и его выделение. После чего Харун ар-Рашид заплакал…
Исламская история о халифе Мансуре
Героем исламских рассказов часто становится Мансур, который являлся Аббасидским халифом. Как-то раз он сказал Раби ибн Юнусу, который был у него визирем, что мир был бы прекрасен, если бы в нем не было смерти. Но визирь ответил ему, что в смерти заключается вся выгода этого мира: если бы смерти не было, то и Мансур не являлся бы в этот момент визирем, потому что ему не перешел бы по наследству титул халифа после смерти предыдущего правителя.
Как молочница вышла замуж за сына халифа Умара ибн аль-Хаттаба
Короткие поучительные исламские истории часто своим простыми, но очень мудрыми сюжетами трогают до слез, и слезы эти являются результатом долгих размышлений мусульман над незамысловатыми рассказами, которые многому учат.
Одна из таких историй рассказывает о халифе Умаре ибн Хаттабе, который имел обыкновение сменить одежду вечером и отправиться на прогулку в город: притворившись обычным человеком, таким образом проявляя интерес к заботам простых людей. В одну из таких прогулок он подошел к дому молочницы и услышал разговор между ней и ее дочерью: мать предлагала дочери разбавить молоко водой, а дочь возражала ей, напомнив, что существует запрет халифа на это. Тогда мать сказала, что халиф об этом не узнает, а дочь возразила «Если не видит халиф, видит Аллах!».
Исламская история о Хасане аль-Басри
Героем одного из поучительных исламских рассказов стал знаменитый ученый Хасан аль-Басри. Однажды к нему пришел мужчина преклонных лет со словами о том, что раскаивается в том, какую жизнь вел до этого дня, и намеревается вернуться на праведный прямой путь. Он попросил, чтобы Хасан аль-Басри указал ему прямой путь. В ответ на это Хасан аль-Басри сказал, что старик «похож на опоздавшего». Но человек ответил ему, что двери покаяния еще не закрыты для него, ведь солнце еще не взошло на западе. Он рассказал Хасану аль-Басри, что шел к нему, питая надежду: «Неужели у меня нет надежды и я ошибся?».
Хасан аль-Басри взволновался и ответил, что старик прав в том, что не утратил надежду и пришел, и в этом нет его ошибки. Он согласился, что в словах старика о том, что раз солнце не взошло еще на западе, надежда все еще есть и двери покаяния действительно не закрыты. И тогда Хасан аль-Басри предложил ему попросить о прощении его грехов вместе: «…быть может, из уважения к твоей неутраченной надежде, мое покаяние тоже будет принято».
Мораль этой истории заключается в том, что в любом возрасте у человека есть надежда на то, что его грехи будут прощены, и при первой возможности он должен покаяться в своих грехах, ведь пока не закрылись двери покаяния и солнце не взошло на Западе, надежда на прощение грехов остается.
Исламская история о шейхе Аббасе Гуми
Исламская история о шейхе Аббасе Гуми повествует о том, как он, вернувшись на родину, начал писать книгу, но в книге не указал того, что он является ее автором, из-за скромности. Когда же эта книга стала популярной в том городе, где жил шейх, ее некоторые части стал читать ежедневно знаменитый проповедник, а среди его аудитории был и отец шейха. Когда отец вернулся домой, он сказал сыну, что мечтал бы, чтобы его сын стал знаменитым настолько, чтобы мог подняться на минбар и читать ту книгу, которую сегодня читал проповедник, чтобы отец мог смотреть на него и гордиться, но и после таких слов шейх Аббас не раскрыл отцу того, что является автором этой книги, поскольку был настолько скромен.
Поучительные истории Ислама короткие по размеру, но в них содержится очень ценные для каждого приверженца Ислама мысли: они отвечают на важные вопросы, которые не теряют актуальности как во времена, когда с зарождения Ислама прошло совсем немного времени, так и в современные годы. Услышав или прочитав такие истории, каждый мусульманин может воскликнуть, что узнал для себя нечто новое, сюжет истории дал ему осознать правильное направление жизни, научил доброму деянию, которым будет доволен Всевышний и которое поможет мусульманину преодолеть греховные соблазны и заслужить место в Раю в будущей жизни, которая ждет каждого за могилой.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Поучительные истории в исламе
Наставления о Пророке Сулеймане (алейхи салям). (Источник фото: pixabay.com)
Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием «Наставления для размышляющих» содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставят задуматься каждого, кто размышляет.
Наставление одиннадцатое. СУЛЕЙМАН (алейхи салям)
Великий пророк сынов Исраилевых, выбранный Аллахом и наделенный множеством Его милостей: мудростью, справедливостью, богатством и невиданной властью, которой не обладал ни один человек после него. Сулейман (алейхи салям) знал языки всех земных тварей и непостижимые для других многие тайны.
Он использовал дарованные ему Всевышним знания и способности для улучшения благосостояния людей и для призыва их на путь истинной веры. Слава о праведном царстве Сулеймана распространилась по всему миру и живет до сих пор… на страницах Досточтимого Корана.
Решение, вынесенное Сулейманом (алейхи салям)
— Все овцы должны быть переданы хозяину сада взамен погибших посевов.
Выйдя от Дауда (алейхи салям), эти два человека встретили Сулеймана (алейхи салям), которому они рассказали об этом решении его отца. Однако, выслушав их, Сулейман (алейхи салям) сказал:
— Если бы я рассматривал вашу тяжбу, то принял бы другое решение.
Слова Сулеймана (алейхи салям) непременно стали известны Дауду (алейхи салям). Он позвал к себе сына и спросил его мнение по поводу спора двух человек. Сулейман (алейхи салям) ответил:
— Овцы должны быть отданы на время хозяину сада. Тогда появившийся за это время приплод, а также молоко и шерсть станут его собственностью. А уничтоженный сад должен быть передан собственнику овец, и когда сад снова вернется к прежнему состоянию и станет плодоносить, то он должен быть возвращен хозяину. На мой взгляд, это наиболее правильное решение.
Выслушав сына, Дауд (алейхи салям) согласился с ним и признал это решение наиболее правильным и справедливым.
Всевышний говорит в Коране:
فَفَهَّمْنَاهَا سُلَيْمَانَ ۚ وَكُلًّا آتَيْنَا حُكْمًا وَعِلْمًا ۚ وَسَخَّرْنَا مَعَ دَاوُودَ الْجِبَالَ يُسَبِّحْنَ وَالطَّيْرَ ۚ وَكُنَّا فَاعِلِينَ
«Мы помогли Сулейману разобраться в этом (деле) и дали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание. Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Даудом. Так это и было» (аль-Анбия 21:79).
Кому принадлежит ребенок?
Жили две женщины. И у каждой из этих женщин был ребенок приблизительного одного возраста. Однажды эти две женщины взяли своих детей и отправились на прогулку. Однако не уследили за ними: волк утащил одного ребенка, и женщины ничего не смогли сделать для его спасения.
Между двумя женщинами возник спор относительно оставшегося ребенка. Одна из них сказала: «Волк утащил твоего ребенка, а это мой ребенок». Другая сказала: «Нет, это мой ребенок, а волк утащил твоего ребенка».
Чтобы разрешить этот спор, они, взяв ребенка, отправились к Дауду (алейхи салям). Вопрос оказался очень сложным, так как никто из этих женщин не хотел уступать, а свидетелей, которые могли бы опровергнуть или подтвердить слова каждой из них, не было.
Подумав, Дауд (алейхи салям) вынес решение в пользу той женщины, которая была старшей по возрасту и причитала больше. Другая с таким решением Дауда (алейхи салям) не согласилась и рассказала обо всем Сулейману (алейхи салям). Выслушав ее, он ответил:
— Если вы не согласны с вынесенным решением, тогда разрежьте ребенка пополам. Пусть каждой из вас достанется по половине ребенка.
Несмотря на жестокость решения, старшую женщину оно удовлетворило, и она дала свое согласие на то, чтобы разрезать ребенка пополам. Но только другая, испугавшись за жизнь ребенка, отказалась от своих претензий: «Не режьте ребенка. Я отказываюсь от ребенка, пусть он достанется ей».
Для Сулеймана (алейхи салям) стало очевидным, кто из них была настоящей любящей матерью. Он отдал ребенка той, что предпочла расстаться с ним ради спасения его от физических страданий и сохранения ему жизни. Выяснилось, что старшая женщина, ребенка которой на самом деле утащил волк, была рада избавиться и от другого, чтобы он не терзал ее мучительными воспоминаниями о том печальном дне.
Жила как-то среди сынов Исраилевых очень красивая женщина. Она была одинокой и вела очень благочестивую и скромную жизнь, посвятив себя поклонению. Четыре знатных человека из этой местности были страстно влюблены в нее и, желая завоевать ее сердце, предпринимали разные попытки понравиться ей.
Богобоязненная и целомудренная, она отвергла все их непристойные предложения, за что они решили ей отомстить. Договорившись между собой оклеветать и опозорить ее перед всем миром, они пришли к Дауду (алейхи салям) и оговорили ее, сказав, что она имела отношения с собакой.
Решение Дауда (алейхи салям) было ожидаемым – ее должны были казнить через забивание камнями. Однако Сулейман (алейхи салям), заподозрив этих четверых в лжесвидетельстве, в присутствии нескольких молодых людей решил обыграть состоявшийся суд и приговор, вынесенный Даудом (алейхи салям).
Точно также были заслушаны свидетельства четырех человек о факте интимной связи женщины с собакой. Однако Сулейман (алейхи салям), в отличие от Дауда (алейхи салям), распорядился допросить каждого из них по отдельности.
Он пригласил первого из них и спросил:
— Какого цвета была эта собака?
Затем он позвал второго и задал ему тот же самый вопрос. Второй человек ответил:
Третий свидетель уверял Сулеймана (алейхи салям), что собака была бурой, а четвертый – что она была белого цвета.
Противоречивые показания лжесвидетелей стали причиной вынесения нового решения о невиновности женщины и о наказании этих людей за клевету в виде восьмидесяти ударов палкой каждому.
Это было лишь постановочное судебное заседание, но о нем услышал Дауд (алейхи салям), который тотчас распорядился привести к себе этих четырех человек и подверг каждого из них допросу поодиночке. Было совершенно ясно, что они оклеветали эту женщину.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَالَّذِينَ يُؤْذُونَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ بِغَيْرِ مَا اكْتَسَبُوا فَقَدِ احْتَمَلُوا بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُّبِينًا
«Те же, кто необоснованно оскорбляет верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя тяжесть клеветы и явного греха» (аль-Ахзаб 33:58).
А посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Остерегайтесь семи вещей, которые губят человека». Сахабы спросили: «О, посланник Аллаха! Что это за семь вещей?». Он сказал: «Приобщение к Аллаху сотоварищей; колдовство; бесправное убийство того, кого Аллах запретил убивать; поедание имущества сирот; ростовщичество; дезертирство с поля боя; ложное обвинение целомудренной женщины в совершении прелюбодеяния».
Время и место смерти – неизменно
Сулейман (алейхи салям), став правителем, ежедневно выделял определенное время для того, чтобы выслушивать людей и решать их проблемы. Однажды, во время одной из таких бесед с нуждающимся, к нему вошел очень знатный человек. Увидев перед Сулейманом бедного посетителя, рассказывающего о своих проблемах, он стал очень пристально смотреть на него. Взгляд был настолько пристальным, что бедный человек испугался и шепотом спросил у Сулеймана (алейхи салям):
— О, посланник Аллаха! Кто этот человек, смотрящий на меня со злобой?
Сулейман (алейхи салям) ответил, что это Азраиль (алейхи салям), пришедший к нему в гости. Как только человек услышал имя «Азраиль», то тотчас побелел и задрожал от страха. В ужасе и волнении он обратился к Сулейману (алейхи салям) со следующими словами:
— О, посланник Аллаха! Я видел, что Азраиль (алейхи салям) посмотрел на меня со злобой. Он готов был испепелить меня взглядом. Аллах даровал тебе великую власть, подчинил тебе животных и птиц, а также ветер и камни. Прошу тебя, прикажи ветру, чтобы он унес меня как можно дальше отсюда, в Индию. Возможно, оказавшись далеко отсюда, я буду в безопасности от злости Азраиля (алейхи салям).
Сулейман (алейхи салям) пожалел этого трясущегося от страха человека и приказал ветру перенести этого человека в Индию. Ветер, подчиняясь приказу, подхватил этого человека и унес его на далекую гору в Индии. Затем Сулейман (алейхи салям) сказал Азраилю (алейхи салям):
— О, Азраиль! Почему ты так пристально смотрел на человека, пришедшего ко мне? Зачем ты испугал его?
Азраиль (алейхи салям) ответил:
— О, посланник Аллаха! Я не смотрел на этого человека со злобой. Я смотрел на него с удивлением. Меня удивило то, что он здесь, а Всевышний Аллах приказал мне забрать душу этого человека в Индии. Я подумал: «Как же может случиться так, что спустя короткое время этот человек окажется в Индии, чтобы я смог выполнить приказ?». Когда же он попросил тебя отдать приказ ветру отнести его в Индию, то мне все стало понятно.
Недаром Всевышний говорит в Коране:
. فَإِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ لَا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً ۖ وَلَا يَسْتَقْدِمُونَ
Ризк (удел) дает Аллах
Сулейман (алейхи салям) повелевал ветром и джиннами, а также понимал язык насекомых, птиц и животных. Однажды разговаривая с муравьем, Сулейман (алейхи салям) спросил у него о том, сколько еды ему необходимо в год. Муравей сказал:
— В год я съедаю одно пшеничное зернышко.
Чтобы проверить правильность этих слов, Сулейман (алейхи салям) положил муравья в банку, а вместе с ним и одно пшеничное зернышко, и закрыл ее.
Когда прошел год, он открыл банку и увидел, что муравей съел только половину зернышка, а вторую половину оставил.
Тогда Сулейман (алейхи салям) напомнил муравью о предыдущем разговоре:
— Ты говорил, что за год съедаешь одно пшеничное зернышко. Но я вижу, что ты съел только половину.
В ответ муравей сказал:
— Да, все верно, в год я съедаю одно пшеничное зернышко. Однако до этого пропитание мне давал Всевышний, и я всегда полагался на Его милость. Но теперь мой ризк оказался в руках слабого человека – я не стал надеяться на твою доброту и потому съел только половину зернышка, а другую половину оставил на потом.
Вот что говорит об этом Аллах:
وَمَا مِن دَابَّةٍ فِي الْأَرْضِ إِلَّا عَلَى اللَّهِ رِزْقُهَا وَيَعْلَمُ مُسْتَقَرَّهَا وَمُسْتَوْدَعَهَا ۚ كُلٌّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ
«И пропитание каждого живого существа на земле Аллах взял на себя. И Аллах знает место их пребывания и место хранения (от утробы матери до воскрешения из могилы). Все это записано в ясной (Хранимой) книге» (Худ 11:6).
Однажды в стране Сулеймана (алейхи салям) наступила засуха и голод. Как правитель, он решает вместе со своим народом вознести дуа Всевышнему о ниспослании дождя и выходит в путь. По дороге к месту исполнения поклонения его внимание привлек один муравей. Это крохотное насекомое лежало на спине, и вытянув лапки к небу, читало дуа. Прислушавшись, Сулейман (алейхи салям) услышал, как муравей, обращаясь к Аллаху, говорил:
— О, Аллах! Ты создал нас. Мы нуждаемся в Твоей милости и в уделе, который Ты даруешь нам. Прошу тебя, не губи нас из-за преступлений других.
В это время пришел Джибриль (алейхи салям) и принес сообщение о том, что дуа этого муравья было принято. Тогда Сулейман (алейхи салям) обратившись к собравшимся людям, сказал:
— Возвращайтесь обратно. Необходимое дуа о ниспослании дождя уже совершено. Этот муравей обратился к Аллаху, и его мольба была принята.
Вот так, благодаря великой и искренней молитве ничтожного муравья был спасен целый народ. Поистине, Аллах судит о нас только по степени нашей богобоязненности и крепости имана.
Сулейман (алейхи салям) и муравей
Еще одна история с муравьем случилась с Сулейманом (алейхи салям), когда он однажды вместе со своим огромным войском отправился в путь. В дороге ему снова встретился целый рой муравьев, которые без устали работали, готовясь к зиме. Увидев армию Сулеймана (алейхи салям), муравьиная матка скомандовала:
— О, муравьи! Освободите дорогу и укройтесь в муравейнике, чтобы войско Сулеймана (алейхи салям) нечаянно не раздавило вас. Сулейман (алейхи салям) издалека услышав распоряжение муравьиной матки, улыбнулся и тоже приказал своим воинам остановиться, чтобы муравьи успели укрыться в своих жилищах.
В своем тафсире Фахруддин ар-Рази говорит:
«Муравьям было приказано войти в муравейник по следующей причине: муравьиная матка испугалась того, что если бы муравьи увидели величие власти Сулеймана (алейхи салям), то они могли бы впасть в неблагодарность за те блага, которые даровал им Аллах».
Эта история нашла свое отражение даже в Коране:
حَتَّىٰ إِذَا أَتَوْا عَلَىٰ وَادِ النَّمْلِ قَالَتْ نَمْلَةٌ يَا أَيُّهَا النَّمْلُ ادْخُلُوا مَسَاكِنَكُمْ لَا يَحْطِمَنَّكُمْ سُلَيْمَانُ وَجُنُودُهُ وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ
«И когда они прибыли в долину муравьев, одна муравьиха сказала: «О, муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не растоптали вас, даже не почувствовав» (ан-Намль 27:18).
А Сунна является долговечной и универсальной во все времена, и следовать ей обязан каждый, в том числе и правитель своим справедливым правлением. Тогда и будет он удостоен довольства Всевышнего и своего народа. Залог успешного правления – это мудрость и справедливость в отношении всех своих подданных, независимо от их статуса, богатства, вероисповедания, национальности. А долг народа – следовать за тем правителем, который был им предписан Всевышним Аллахом. Посмотрите, каким великим правителем был Сулейман (алейхи салям), потому и слава о нем не утихает даже сквозь тысячелетия! Пусть Всевышний Аллах сделает справедливыми и великодушными всех правителей и власть имущих, ведь в Коране написано, что даже насекомое пытается защитить тех, кем властвует.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин