посуда на руси для теста

Диалектные названия деревянной посуды для теста из ржаной муки

Русская пословица гласит: Ржаной хлеб всему голова.

Веками хлеб в деревнях делали сами, в каждом доме, в каждой семье. Ржаной хлеб был необходимой повседневной пищей, его пекли из кислого, дрожжевого теста. Полагают, что рецепт приготовления этого теста, т. е. с закваской, славяне заимствовали в IV-V вв. у германцев вместе со словом хлеб. А до этого времени они готовили хлеб из пресного теста.

Слово квашня образовано от корня, представленного в словах квасной, квасить и киснуть, кислый. Слово, соответствующее русскому квас, во многих славянских языках обозначает закваску. Поэтому и квашня в русских говорах имеет значение «закваска», «тесто, опара», «посуда для приготовления кваса», «посуда для приготовления теста».

Слово деж а также весьма древнее. Оно происходит от индоевропейского корня *dhegih со значением «месить» (глину, тесто). К нему же восходят нем. Teig, англ. dough «тесто» (см. рисунок).

А теперь обратимся к карте. На северо-востоке выделяется ареал названия кваш о нка. Если судить по суффиксу -онк-(а), то это – образование со значением уменьшительности. Но, оказывается, значение уменьшительности для данного слова уже утрачено, как, например, в слове блузка, образованном от сущ. блуза (ср. нить – нитка, плат – платок и др.). То же самое относится и к форме д е жка (найдите ареал этого слова на карте). Подобное употребление уменьшительно-ласкательных форм для называния не маленьких, а обычных предметов свойственно преимущественно говорам северо-востока.

Кроме вышеприведенных известны и иные «имена» деревянной посуды: к а дка, кад у шка, хл е бница, оп а рница (см. карту). Слова к а дка, кад у шка образованы от кадь, заимствованного из греч. k а dos «кувшин, ведро», которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому kad. Мотивация слов хлебница и опарница, наверное, ясна каждому. Посуда для опары (жидкого теста, заправленного закваской или дрожжами), опарная посуда, получила название опарница, посуда для приготовления хлеба – хлебница.

Рассказывая о деревенской жизни, писатели нередко упоминают те наименования, о которых мы рассказали.

У нашего современника, писателя-курянина Е. Носова читаем: «Время от времени она [мать] заморенно выпрямлялась, но так до конца и не выпрямившись согбенной спиной, поочередно снимала с кистей, как рукавицы, белые шмоты теста, шлепала ими в дежу, соскребала о край ладони». В. Белов, уроженец Вологодчины, противопоставляет, описывая крестьянский быт, деревянную посуду для хлеба и глиняную для пирогов: «Хлебную квашню для пирогов в хозяйственных семьях не использовали, для этого имелась большая глиняная крынка или корчага».

Хлеб – основное богатство крестьянина-земледельца, поэтому квашне/деже отводилось значительное место во многих традиционных обрядах, магических действах. Например, при переходе в новую избу хозяева несли квашню с тестом, замешенным еще в старом доме, чтобы на новом месте был достаток, много хлеба. И в старинных русских песнях хлебная посуда олицетворяла приплод, сытую жизнь и богатство:

Растворю я кваш о нку
На донышке,
Поставлю кваш о нушку
На ст о лбушке.
Будь, моя кваш о нка,
Полным-полна,
Полным-полна,
С краями ровна!

Даже мыли квашню/дежу по особым дням: на Чистый четверг (последний четверг перед Пасхой) или в день Ивана Купалы (7 июля по нов. ст., 24 июня по ст. ст. – в церковном календаре это Рождество св. Иоанна Предтечи-Крестителя), когда воде приписывается целебная, очистительная сила.

Поскольку квашня/дежа – принадлежность женского обихода, она участвует прежде всего в девичьих гаданиях и свадебном обряде. Вот как происходило одно из святочных гаданий: квашню надевали на голову девушки, которая должна была пройти от задов усадьбы к воротам. Если девушка, не упав, достигала открытых ворот и выходила на улицу, значит, она выйдет замуж в наступающем году.

Во многих деревнях невесту перед венцом на деже причесывали, переодевали или просто сажали на нее, что символизировало переход девушки в иное социальное состояние.
Существовало много присловий о посуде для теста. Спор тебе в дежу! или Спорин а [прибыль, рост] в квашню! – так обращался к хозяйке пришедший в дом человек. А так укоризненно говорили о нерадивой хозяйке: По гостям таскается, своя квашня забывается. В деревнях было множество загадок о квашне и опаре в ней: Слушаю, послушаю: вздох за вздохом, а в избе ни души; Без рук, без ног, в гору лезет; Выше дерева растет; Не живой, а дышит.

Под – нижняя поверхность в русской печи, являющаяся топкой.

Источник

История посуды на Руси

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

С древних времён люди использовали в быту посуду. Она использовалась не только как ёмкость для приготовления и хранения пищи, но и была отражением богатой и многообразной культуры нашего народа.

Сначала в Древней Руси посуду изготавливали из дерева – берёзы, липы и рябины. Наши предки считали, что их древесина обладает полезными свойствами. Ещё причинами использования данного материала для изготовления посуды также является лёгкость его обработки.

Как считают историки, точёная на специальных станках деревянная посуда появилась на Руси примерно в 10 веке. Из дерева делали ложки, миски, солонки, кувшины и другую посуду.

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис.1. Деревянная солонка

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 2. Деревянный ковш

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 3. Деревянная ложка (12 век)

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 5. Солонка утица

Затем на Руси появилась глиняная посуда. Она тесно перекликается с развитием гончарного ремесла.

В глину добавляли кварцевый песок и обжигали. Керамика получалась необычайно прочной. Посуду из глины делали из отдельных частей.

Еду варили в горшках различной формы. В опарницах наши предки готовили тесто, а в кашнике – каши и супы. В самом большом горшке «корчага» варили квас, брагу и пиво, а также кипятили воду. Жарили и пекли на глиняных сковородах и противнях. В них же и подавали пищу на стол.

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 8.Глиняный горшок

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 9. Керамическая ендова

Расцвет посуды из глины приходится на средние века. Керамическая посуда Древней Руси стала прародительницей современной посуды.

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

В 10-11 вв. на Руси стала появляться посуда из стекла. Сначала её покупали только князья и богатые купцы, так как она дорого стоила. Наши стеклодувы делали чаши и кубки, которые имели маленькое и неустойчивое дно и тонкую ножку. Поэтому стеклянная посуда часто билась. Но к концу 12 в. мастера на Руси начали изготавливать кувшины, стаканы и бутыли, используя стеклодувные трубки и стекловаренные печи. Так в нашем языке появилось слово «скляница». Оно стало обозначать любые стеклянные изделия. Из-за того, что в таких ёмкостях чаще всего хранили и подавали алкоголь, это слово приобрело ещё одно значение – «пьянство».

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 11. Стеклянная посуда

Также на Руси изготавливали металлическую посуду. Её использовали зажиточные люди. Ещё до нашествия монголо-татарского ига в котлах варили супы и напитки. Из бронзы делали фляжки и черпаки, украшенные различными орнаментами.

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 12. Металлическая посуда

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 13. Посуда из металла

Самой дорогой считалась посуда, изготовленная из серебра и золота. Из них производили кубки, чаши и рога.

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 14. Серебряная посуда

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 15. Медная посуда

Во времена Петра I в России появились много новой утвари, среди которых были формы для пудингов и венчики для взбивания яиц. Начали появляться привезённые из-за границы фаянсовые и фарфоровые изделия. Их покрывали ручной росписью и покрывали позолотой.

Из-за высокого спроса на такую посуда в 1744 году в Петербурге построили Императорский фарфоровый завод, на котором изготавливали сервизы и предметы интерьера для царской семьи.

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 16. Императорский фарфоровый сервиз (18 век)

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 17. Фарфоровый императорский сервиз (18 век)

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 18. Императорский сервиз

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 19. Царскосельский сервиз, ИФЗ

Благодаря шотландскому купцу Францу Гарднеру в 1763 году в селе Вербилки Московской губернии открылся завод, где производили не только изделия из фарфора, но и из фаянса. А в начале 19 века открылись и другие фарфоро-фаянсовые фабрики.

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 20.Фарфоровая сахарница «Барбарис», Вербилки

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Рис. 21. Чайная пара, Вербилки

С тех пор посуда из фарфора и фаянса стала самой популярной в Российской Империи и практически полностью вытеснила глиняные и деревянные изделия.

Источник

Из чего на Руси изготавливали инструменты (мутовку, веселку) для замеса теста?

Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Сегодня у нас пятница 20 сентября 2019 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире. Поговорим мы с вами сегодня о фотографии. В студии телепередачи под аплодисменты зрительного зала Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Сегодняшняя игра посвящена тесту и пирогам.

В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. На сайте Альт-Ньюс уже вышла общая статья с обзором игры, которую можно найти в этой же рубрике. Так же на барабане есть сектора, которые могут аннулировать или увеличить очки игрока или передать ход другому участнику. Победители из каждого раунда попадают в финал. Там то и происходит борьба за главный приз.

Из чего на Руси изготавливали утварь (мутовку, веселку) для замеса теста?

Вот задание на первый тур. Для приготовления теста на Руси традиционно использовали специальную деревянную кадку. Называлась она квашня. Опару и жидкое тесто размешивали мутовками или веселками. А из чего изготавливали эту утварь? (Слово из 9 букв)

Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел.

Обычно ржаное тесто замешивали (растворяли) в деревянной посуде, сделанной из клепок, схваченных деревянными или железными обручами. Реже такую посуду выдалбливали из цельного куска дерева. Ее основные названия показаны на карте: квашня, квашонка, дeжа, дежка.

Источник

Древнерусская посуда

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Опарница – керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.

Плошка – (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.

ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК)

Подойник – утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить».

Полевик горшок – полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик – керамический сосуд для носки питья в поле.

Рыльник – сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик – «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова – длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.

Умывальник – керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.

Черепушка – керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд – салатов, соленьев и приправ в древней Руси.

посуда на руси для теста. Смотреть фото посуда на руси для теста. Смотреть картинку посуда на руси для теста. Картинка про посуда на руси для теста. Фото посуда на руси для теста

Горшок – («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» – плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) – округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также – низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями – придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

Горшок Братина – посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.

ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА

Горшок для топления масла – специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.

Гусятница – керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

Ендова – низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.

Жаровня – печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..

Кондюшка, кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.

Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.

Кацея – в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» – брызгать водою.

Кашник – маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

Кисельница – большая миска с носиком. Кисельница – кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

Корчага – глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения – кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок – слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово – древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.

Крынка – линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

Кувшин – кувшинчик умалительно, кукшин,кука – глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.

Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

Кубышка – то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.

Латка – древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится – «пряжится» в собственном соку. Овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.

Миски – небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» – после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения – «обрызгивания» – в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари – блюдо, тарелку, чашу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *