постройки 16 века на руси
Архитектура России 16 века – основные черты и тенденции
Архитектура в России 16 века – это один из главных этапов истории архитектуры. Именно в этот период активно формировалась новая зодческая традиция России, а также переосмыслялась более древняя. Не менее значительным фактором, отразившимся на формировании российской архитектуры того времени можно назвать и объединение мелких княжеств, создание единой страны.
Представлено российское зодчество того времени в основном храмовыми постройками. Тогда было возведено огромное количество церквей и соборов, многие из которых уникальны, и большинство из построенных религиозных зданий не только дошли до нашего времени, но и поражают современных архитекторов своими изящностью и великолепием.
Одним из самых значимых архитектурных сооружений этой эпохи считается храм Вознесения в Коломенском. Современники описывали его как необычайно красивое и высокое строение, также отмечали, что храм светлый и сам по себе необычный по своему внешнему виду для храмовых построек 16 века. Привлекает внимание этот храм и тем, что его конструкция шатрового типа, что, как уже было отмечено, не было характерно в то время. Также можно смело назвать это здание уникальным, а для современников еще и непомерно дорогим по сравнению с другими сооружениями.
При Иване Грозном строительству храмов уделяли огромное внимание. Их застраивали на захваченных территориях, где принуждали иные народы к крещению. Там нужны были церкви и соборы, поскольку любой верующий 16 века обязан был посещать религиозные заведения. Но не только в новых землях возводили храмовые постройки, в Москве тоже появлялись подобные здание. Самое известное из них – Собор Василия Блаженного, находящийся в центре Москвы.
Этот собор ранее назывался Собором Троицы, позже был несколько раз переименован. Он шатрового типа, не встречающегося часто до 16 века. Каждому сейчас этот памятник архитектуры хорошо известен, ведь это один из главных символов города Москвы. Внутри собор крайне мал, но снаружи выглядит он неповторимо: ярко, богато, узнаваемо.
Это были основные храмы, относящиеся к шатровому типу по своей конструкции. Такие строения ранее на Руси не возводились, ведь сам принцип шатра в архитектуре был заимствован. До этого момента популярностью пользовались другие по своему устройству храмы, а именно Владимиро-Суздальского типа. Ранее они уже были представлены на территории России, а конкретно в 16 веке этот тип был очень популярен, но в то же время сам внешний вид несколько переосмыслен.
К храмам Владимиро-Суздальского типа можно отнести соборы в Новодевичьем монастырском комплексе и в Троице-Сергиевой лавре. Если конкретнее, то это Смоленский и Успенский соборы, а также храм в Вяземах, который, согласно некоторым источникам, строил сам Борис Годунов.
Известным двухстолпным храмом можно назвать Соловычегодский собор, он был возведен уже ближе к концу 16 века, а еще храм, построенный царем Иваном Грозным, собор Никитского монастыря. Оба эти соборы пятиглавые, что тоже характерно для храмового зодчества того времени.
Особым образом была спроектирована и выстроена Духовская церковь, находящаяся на территории Троицко-Сергиевой лавры. В ней сочетаются московский тип строения церкви с организацией звонницы согласно башенному типу. Задумали и воплотили в жизнь этот проект мастера из города Пскова.
Строения московских трапезных по типу одностолпных палат – это тоже довольно популярные в то время строения. Самым известным образцом является Грановитая палата, располагающаяся в Кремле города Москвы. Построена она была еще в конце пятнадцатого столетия, но именно по этой же схеме стали возводить подобные здания. Второй прототип – палата Новгородского Кремля.
Подводя итог, можно смело назвать 16 век одним из самых значимых в российской архитектуре. Это новаторский период, основными объектами в нем были религиозные здания, которым придавалось очень большое значение – к святыням Руси относился с трепетом сам Иван Грозный, да и другие цари, правившие в этот период. Поскольку религия зачастую ставилась даже выше государственной власти, храмовых сооружений возводилось очень много, и все они были оригинальны, несмотря на довольно строгий канон, которому следовали при их строительстве. Застраивались и древние комплексы новыми зданиями, но уделялось не меньшее внимание одиночным храмовым постройкам. Осваивались новые территории, а на них довольно быстро возводились церкви и соборы.
Архитектура России 16 века
Период с конца 15 века до начала 17 века в России принято считать временем формирования и расцвета Русской архитектуры 16 века, как самостоятельного направления в европейской архитектуре того периода времени. Уже достаточно был накоплен опыт создания строений, сформирован собственный стиль в архитектуре и строительстве. Тот период создал новый классический стиль уникальный по художественному мастерству и зрелости. К сожалению, только небольшая часть деревянных строений русского зодчества дошла до нашего времени, например Георгиевская церковь в Ленинградской области, построенная в 1493 году.
К началу XVI века в архитектуре на Руси был наиболее известен, так называемый, шатровый стиль постройки деревянных домов. Эти постройки устремлялись вверх как столбы и напоминали своими очертаниями обычные шатры с крутыми скатами по сторонам. Такие шатровые постройки красиво смотрелись на возвышенностях по сторонам рек. Примером такого стиля из дерева является построенная 1501 году церковь в городе Уна, Астраханской области (в 1892 году сгорела). Также известны другие примеры строительства из дерева не церковного назначения, например, хоромы купцов Строгановых были построены в 1565 году и простояли 233 года. Это было огромное по тем временам, трех этажное строение с шатровыми башенками по сторонам и живописно разукрашенным крыльцом. Шатровый стиль со временем стал появляться на Руси повсюду – над арками ворот, колодцами, над домами бояр и купцов, даже на кладбищах над крестами. Именно этот, наработанный веками опыт постройки сооружений из дерева лег в основу последующего строительства из камня.
XVI век в России был богат на различные события во внутренней и внешней жизни, этот период приходится на время правления Ивана III и Ивана Грозного. Благодаря политике Российского государства той поры, в этот период было построено значительное множество фортификационных сооружений и укреплены старые защитные сооружения.
Продолжались частые набеги Татар, поэтому приобретает значение укрепления города Тулы – оплот России на востоке, там возводится Кремль – первоначально из дерева, а потом из камня и становится настоящей крепостью. В других городах также ведутся строительные фортификационные работы.
Наряду с таки военным направлением в строительстве возводились дома, Москва стремительно разрасталась, сооружались храмы и монастыри. Российское могущество растет в Европе и Азии, одновременно возрастает значение Москвы как центра.
Архитектура XVI века в России ознаменовала собой эпоху перехода от деревянного строительства к каменному строительству. В связи с этим нужно отметить, что значительно возросла потребность в высокоточных инженерных расчетах, однако строительство таких сооружений как шатровые, уже предполагало наличие хорошей инженерной подготовки в строительстве. К началу XVI века на Руси характерным материалом для каменного строительства был белый камень, его часто использовали для подготовки фундамента в частности деревянных домов. Новый строительный материал – кирпич стал дополнительным технологическим нововведением того времени и получил быстрое развитие в своем применении. Надо отметить, что особое распространение получил – красный кирпич.
Так называемый пяти шатровый Старицкий собор, построенный в 1557 – 1561 годах, также архитектурный памятник. Этот собор не такой красочный, как другие соборы, скорее даже слишком правильных форм, строгих линий и отличающий чрезмерной суровостью, однако это не лишило его своеобразной красоты.
Периоду архитектуры конца XVI века в России был присущ так называемый сверхмонументализм. Это явление появилось с развитием и укреплением самодержавия на Руси. Возводились массивные храмы, такие как построенный в 1585 году Успенский собор, принадлежавший Троице – Сергиеву монастырю. Однако не все монументальные сооружения были слишком тяжеловесны, например собор Донского монастыря построенный в 1593 году отличается изяществом и стройностью своих форм. Построенная при Борисе Годунове церковь – колокольня Ивана Великого (первоначально названная Ивана Листвичника), достигающая 80-ти метровой высоты, гармонично входит в единый ансамбль Московского Кремля и поражает своим совершенством.
Русская архитектура 16 века [России]
Русская архитектура XVI века оригинальна и разнообразна. Для архитектуры России XVI век был эпохой расцвета. Её наиболее известные произведения — каменные храмы различных типов.
Несмотря на более широкое, чем прежде, распространение каменного строительства, основным строительным материалом оставалось дерево. Жилых построек XVI столетия до наших дней не сохранилось. Осталось лишь несколько деревянных храмов: шатровая Успенская церковь Александро-Куштского монастыря (Вологда), церковь Собора Богородицы из села Холм (Кострома).
Наиболее оригинальные, выходящие за рамки общепринятого типа храмы обычно строились по заказу какого-нибудь выдающегося государственного или церковного деятеля.
Русские зодчие эпохи России XVI века умели не только создавать превосходные сооружения, но и гармонично сочетать их с окружающей застройкой и ландшафтом. Именно в XVI веке сложилась основа замечательных архитектурных ансамблей Кирилло-Белозерского, Спасо-Прилуцкого и Соловецкого монастырей. Художественными достоинствами были отмечены не только их храмы, но и крепостные сооружения — стены, башни, ворота и галереи.
Церковь Вознесения в Коломенском. XVI в.
Каменные храмы
Пятиглавые соборы
В больших городах и крупнейших монастырях России иногда строились огромные пятиглавые соборы по образцу Успенского собора Московского Кремля. Примером может служить Смоленский собор Новодевичьего монастыря, построенный в 1525 г. по распоряжению Василия III. Такие же каменные великаны возводились и при Иване Грозном (Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софийский собор в Вологде).
Собор Соловецкого монастыря
Неповторимой красотой и своеобразием конструкции отличается собор Соловецкого монастыря на Белом море (1566). Его огромный четверик увенчан высоким пятиглавием. В боковых частях размещены приделы во имя почитаемых святых. При этом своды и главы опираются всего лишь на два монументальных столба. Заказчиком собора был соловецкий игумен Филипп — широко одарённый церковный деятель, впоследствии митрополит.
Четырёхстолпные храмы
Однако гораздо чаще встречались более скромные по размерам храмы с четырьмя внутренними столбами и одной или тремя главами. Переход от основного четверика к барабану центрального купола у этих храмов обычно выполнялся в виде нескольких ярусов полукруглых кокошников. До наших дней сохранились многие образцы этого типа — собор Рождественского монастыря в Москве, собор Спасского монастыря в Ярославле и др.
Бесстолпные церкви
Ещё один распространённый в России XVI века тип каменных храмов — небольшие бесстолпные церкви с одной главой. Их заказчиками обычно выступали жители одной улицы или разбогатевшие купцы. В Москве примером такого типа может служить церковь Зачатия Анны.
Шатровые храмы
Среди построек России XVI века особняком стоят шатровые храмы. Все они строились как памятники какому-то важному событию. Так, например, прекрасная церковь Вознесения в селе Коломенском (1532) была поставлена по приказу Василия III в честь рождения долгожданного наследника. А знаменитый собор Василия Блаженного (Покрова на Рву) (1561) служил памятником победы над Казанью. Его центральный объём, увенчанный шатром, окружён восемью стройными приделами в виде башен. Посвящения престолов храма связаны с памятными датами казанского похода. Третий шедевр шатровой архитектуры — Преображенская церковь села Остров близ Москвы. Её заказчиком был сам царь Иван Грозный, имевший здесь одну из своих загородных резиденций.
Развитие архитектуры городов
Москва
При Иване IV Москва — столица Русского государства — разрасталась. Мощные стены с бойницами для пушек и пищалей и множество башен окружало Москву.
Кремль
Продолжалось строительство на территории Московского Кремля. Он поражал иностранцев белизной соборов, золотом куполов, цветными фресками храмов, росписью царских палат.
При Иване IV внутри Кремля была создана Оружейная палата. Царь очень гордился ею. Там хранилось: дорогое оружие; золотая и серебряная посуда; царские одежды, шитые жемчугом и украшенные драгоценными камнями; царские регалии.
Церковь Вознесения
В честь рождения сына Ивана, будущего первого русского царя, его отец — великий князь Василий III — повелел построить в селе Коломенском под Москвой церковь Вознесения. Она ознаменовала появление нового направления в архитектуре — шатрового стиля. При взгляде на неё кажется, что видишь гигантский шатёр.
Знаменитый французский композитор XIX в. Г. Берлиоз писал: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, но древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый».
Храм Василия Блаженного
В честь взятия русскими войсками Казани царь повелел в Москве на Красной площади построить храм Покрова. Он более известен как храм Василия Блаженного, потому что у его стен был погребён известный в те времена в Москве Василий по прозвищу Блаженный. Храм построен в шатровом стиле. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Белокаменная стена
Столица разрасталась. Потребовались новые городские укрепления. Белокаменная стена, возведённая под руководством русского зодчего Фёдора Коня, опоясала город. Эта новая территория получила название Белый город.
Монастырские укрепления
За столицей шло кольцо монастырских укреплений. В Симоновом монастыре в Москве до сих пор сохранилась башня «Дуло», что была создана в конце XVI в.
Другие города
Фёдор Конь выстроил стены Смоленского кремля — «ожерелья земли русской». Был обнесён каменными стенами Троице-Сергиев монастырь. В 60-х гг. XVI в. Иван IV повелел основать Тихвинский монастырь.
Проект «Русская архитектура XVI века»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Русская архитектура XVI века»
— показать, что к концу XVI века сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс;
-сформировать представления об особенностях развития русской архитектуры;
-выявить вклад архитекторов в развитие русской культуры;
-способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории Родины;
-раскрыть развитие русской архитектуры, выражение в ней идеи патриотизма, крепкой государственной власти и влияния православной церкви.
-показать исторические условия развития культуры;
-раскрыть роль культуры в усилении единства страны;
— способствовать формированию знаний о единой русской культуры, о связи культурных контактов России с другими странами;
-воспитывать любовь к Родине, интерес и почитание ее истории, чувство гордости и уважения к народным умельцам.
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России.
-использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет – ресурсов.
-применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI века.
Актуальность темы заключается в выявлении общих и особенных черт развития русской архитектуры, установлении роли государства и русской православной церкви в развитии русского зодчества. В XVI в. в русской архитектуре произошел подъем, который был вызван объединением русских земель и стабилизацией государственной власти, что и привело к массовому строительству.
Русское зодчество XVI века представлено в основном храмовыми постройками, так как религия в то время зачастую ставилась даже выше государственной власти, хромовых построек было очень много, но несмотря на строгий какон по которому они возводились, внешний их облик был оригинален.
Большое значение строительству храмов уделял царь Иван Грозный. Многие храмы были возведены в честь значимых событий в истории России. Например в XVI веке в 1555 г. Москве был построен в честь взятия русскими войсками Казани Покровский собор – известный как храм Василия Блаженного. Также огромный размах получило строительство крепостей. Кремли были построены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и в других городах.
Вывод: Данные архитектурные памятники, как и многие другие показывают многогранность и уникальность русского зодчества, в которых прослеживаются не только религиозные мотивы, но и могущество, величество и слава русского государства. Эта эпоха отличалась высочайшим расцветом русского национального зодчества. Росло и мастерство русских строителей. Труд российских мастеров был в почете, об этом свидетельствует то, что о самых выдающихся зодчих говорится даже в летописи.
Архитектура XV – XVI веков (И. Третьяков)
На рубеже XV – XVI веков для русского строительного искусства характерны множество новых стилей (шатровый, пилонный и др. ). Основным материалом также в основном служила древесина, но более активно начинает развиваться строительство из камня.
Для этой эпохи характе рен значительный подъем строительного искусства. Например, оформляется Кремлевский ансамбль в Москве — стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, Пьетро Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.) и русские мастера (Василий Дмитриевич Ермолин и др.). Использовали при этом традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского, зодчества, а также приемы итальянской архитектуры эпохи Ренессанса.
Стена Китай-города в Москве
Крепостные сооружения в первой половине века строят в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне. В столице появляется стена Китай-города (1530-е гг.), Новодевичий монастырь (1525 г.).
Церковь вознесения в селе Коломенском
Но все эти сооружения строятся, следуя старым стилям строительного искусства. Что говорить о новых стилях, то ярким примером только появившегося шатрового стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в ознаменование появления на свет Ивана Грозного. Современник-летописец не смог удержать чувства восхищения, записывая в свой труд известие об этом архитектурном чуде: “Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию, такова же не бываша прежде сего в Руси”.
В течение всего столетия деревянное строительство, как и прежде, преобладает. Помимо повсеместных изб, сооружаются хоромы богатых людей, подчас очень сложные в плане и причудливые по форме. Таковы хоромы Строгановых, именитых купцов, в Сольвычегодске (1565 г.).
Собор Василия Блаженного
В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани в 1552 г.
Продолжают строить соборы и крепостные стены в монастырях — Соловецком, Троице-Сергиевом и др. В Москве окружили стеной Белый город, в пределах современного Бульварного кольца. Там же впервые в России используют кирпич, для облегчения кладки полукруглых стен.
Софийский собор в Вологде
Пятиглавый храм святой троицы
По примеру московского Успенского собора в Вологде строят Софийский собор (1568—1570 гг.). А в Вязёмах, к западу от Москвы, в имении Бориса Годунова появляется величественный пятиглавый храм святой Троицы; позднее его стали звать Преображенским.
Обширное строительство по всей России сделало необходимым появление специального учреждения — Приказа каменных дел (1580-е гг.). Он организовывал строительные работы, очень большие но масштабам (вызов рабочих из разных городов, заготовка стройматериалов).