последний языческий князь руси

Сыны Руси. Князь Святослав Игоревич

Послание Святослава врагам

Хочу поговорить о великом князе Киевской Руси, последним сохранившим древнюю веру всего славянского народа – язычество. Он в последний раз попытался отстоять Русь, сохранив старые устои, традиции, веру своих предков. В моем представлении он был героем, которому так хочется подражать в современной России – «огнем и мечом» бороться с иноземными захватчиками…
Речь здесь пойдет о Святославе (и о сопутствующих лицах) не как об историческом персонаже, все деяния которого официально подтверждаются документальными источниками, а о моем личном представлении о нем как о последнем герое древней Руси.

Святослав был сыном княгини Ольги, которая правила Киевской Русью одна после гибели мужа Игоря, как регент в связи с малолетством Святослава.
Ольга первая на Руси приняла крещение в Константинополе (Византия), тем самым предопределив распространение христианства на Руси. Конечно, внезапно оставшись без мужа одна править в таком большом государстве, Ольга естественно стала искать пути примирения с враждебно настроенными государствами (все-таки женщина не смогла бы защитить целую страну «огнем и мечом»). Самое могущественное из них была Византия (наверное, значение Византии тогда сравнимо со значением Германии во времена правления Гитлера). Ну а там-то как раз и было распространено христианство, потому-то, скорее всего, и приняла его Ольга. В данном случае это был необходимый политический шаг, типа Ольга показала лояльность Руси по отношению к Византии, установила практически «дружеские» отношения между ними и т.д и т.п. Ну а всю Русь сил не хватило крестить, всё-таки большая она, и племена могучие живут в ней. Но начало-то положено…
Здесь еще можно сказать, что, во-первых, христианская религия тех лет, возможно, не была так сильно искажена, как теперь, и потому приглянулась Ольге впоследствии, и, во-вторых, Ольга могла воспринять христианскую религию несколько по-иному, более идеализированно вследствие своего воспитания, нравственных качеств.
Итак, Ольга приняла христианство сама, тем самым положив начало крещению «всея Руси». Этот её шаг, хоть и принес временный «мир» с могущественной Византией, внес некую смуту в ряды бояр, воевод и других княжьих людей.
Ну а что же Святослав? Религию матери он принимать не стал, до конца жизни оставаясь язычником.
Это его решение, на мой взгляд, было основополагающим для всей Руси. На протяжении всей жизни он отстаивал для Руси независимость, самостоятельность, вел войны с враждебными племенами, с Византией ради спокойствия родной Руси, а не ради дани, завоевания новых земель, как думали многие его современники…
Дружина Святослава представляла собой грозную силу и наводила страх на воинов степи: племена печенегов и хазар. Воины в дружине были старой закалки, настоящие славяне, уважавшие своих предков, их веру, поклонявшиеся Перуну. Таким был и сам Святослав, воин без страха и упрека, последний языческий князь славян. Огнем и мечом он шел на враждебные Руси племена, на саму Византию. Но вот как раз последнюю и не удалось сломить великому князю: он был вынужден заключить перемирие и вернуться обратно в Киев. По возвращении он был убит печенегами (скорей всего, науськанными Византией), и из его черепа была сделана чаша для вина (что было популярно в то время). Византия выстояла и на этот раз и стала укреплять свое могущество, сея раздоры между государствами…
Поговорим немного в тогдашней Византии (опять же по моим представлениям). Я бы сравнил тогдашний Царьград (столица Византии Константинополь) с теперешней Москвой: за внешним лоском скрывается разруха и человеческие пороки. Алчность людей, жадность до роскоши, страсть к материальным благам привела к тому, что в Константинополе (да и во все Византии, я думаю) образуется немногочисленные группы очень богатых людей (приближенных к императору, к его двору) и многочисленные группы очень бедных людей (как и в теперешней Москве). Но вместе с тем Византия была очень сильна, со своей многотысячной армией она могла диктовать условия другим странам, ну а те, в основном, просто преклонялись пред её могуществом. Она стравливала своих противников между собой (путем подкупа дарами, например), а затем спокойно наблюдала, как они уничтожают друг друга. И в этом Византии не было равных. Сейчас это называется, по-моему, выступление в конфликтах третьей (незримой) стороной.
Как показала история государство с такими порядками нежизнеспособно, оно как бы живет по инерции от прошлых побед, скрывая за внешним лоском, величественными сооружениями, всё нарастающую бедность, постепенно скатываясь в пропасть. Т.е. у государства нет сил поддерживать былое великолепие, однако, все это тщательно скрывается, и от этого становится только хуже…
Но как раз таки во времена княжения Святослава Византия находилась в начале своего упадка и представляла собой еще реальную угрозу миру.
Потому и христианство стало довольно быстро распространяться во все страны Евразии, «огнем и мечом». …
Конечно, в процессе своего княжения Святослав понимал, что если ему, с сильной дружиной, хоть и удается защитить Русь, сохранять её независимость, её веру, то его трем сыновьям, которые возможно еще и будут враждовать между собой, этого не сделать. Потому, скорей всего, и примут они новую веру, а за ними в христианство перейдет и вся Русь – это неизбежно. Потому, возможно, рассказывал сыновьям (Ярополку, Олегу, Владимиру) о новой религии, но завещал хранить веру предков и переходить в христианство только в случае острой необходимости.
После смерти Святослава его сыновья стали княжить одновременно, но в разных городах Руси: Ярополк – в Киеве, Олег – на земле древлян, Владимир – в Великом Новгороде. Ярополк, возможно, был крещен еще своей бабкой Ольгой, потому как относился к христианам хорошо, и «нелюбим был у людей, потому что христианам дал волю великую» (В.Н. Татищев). Судя по официальным историческим сведениям, именно он начал междоусобицу, убив своего брата Олега. Владимир же бежал из Руси к варягам, но затем вернулся с варяжским войском и разбил Ярополка. Таким образом, он стал князем киевским.
Здесь нужно упомянуть, что Владимир был незаконнорожденным «рабичичем»: матерью его была ключница Ольги Малуша, которую княгиня сослала в деревню и забрала Владимира себе, поступив несколько не по-христиански (к тому же, Ольга сама была простолюдинкой, а Игорь взял её в жены и сделал княгиней). Потому, скорее всего, братья надменно относились к Владимиру, издевались над ним. Владимир, наверное, тоже не оставался в долгу и впоследствии, когда представилась возможность выступить против Ярополка, он ее не упустил.
Итак, Владимир после убийства своего брата Ярополка стал княжить в Киеве. Сначала на холме он воздвиг деревянные идолы большинства языческих богов, которым поклонялся и приносил жертвы – хранил веру отца и предков. Но потом его отношение к ним резко изменилось: он скинул их всех в Днепр, сравнял холм с землей, принял христианство – возможно потому, что эта религия прощала человеку его грехи в случае раскаяния, в т.ч. и убийство брата. Но это уже совсем другая история…
Отношение самого Святослава к христианству можно охарактеризовать одной его фразой: «Вера христианская уродство есть». В этой фразе весь негатив к новой религии, которая отвергает всё старое, проверенное временем, в которой нет уважения к вере предков, к тому, чему они поклонялись (а поклонялись они обожествленным силам природы, т.е. в христианстве нет уважения к Природе-матери, есть лишь уважение к Богу, обезличенному и вездесущему)…

Вот таки и был великий князь Святослав: властным, решительным, бескомпромиссным, идущим на уступки только в случае крайней необходимости, славянином, истинным патриотов своей Родины. Для меня он – пример для подражания, он представляет собой идеал человека, к которому должен стремиться КАЖДЫЙ СЛАВЯНИН – ПАТРИОТ НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ.

Источник

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ – ПОСЛЕДНИЙ КНЯЗЬ ЯЗЫЧЕСКОЙ РУСИ

Вместе с образованием государственности Руси, которое принято считать с княжения Рюрика, возникли и новые условия управления этим государством. Появились межгосударственные отношения. Большое влияние на Русь оказывала Византия. Поэтому первые следы распространения христианства на Руси относятся ко второй половине 9-го века. Но это явление пока носило эпизодический, личностный, но не государственный характер.

После смерти Игоря Рюриковича княжеский престол переходит к сыну Игоря Святославу. Поскольку тот был ещё ребёнком, то власть сосредоточилась в руках его матери, княгини Ольги. Для борьбы с хазарами ей нужен был сильный союзник. Таковым могла стать только Византия. Ольга посетила Константинополь, где, чтобы заручиться поддержкой басилевса, она крестилась и приняла православие. Наиболее вероятной датой считается 955 год. Таким образом, было положено начало крещению Руси.

К 960 году Святослав возмужал и взял власть в свои руки. Он приводит к покорности славянские племена. Затем организует и возглавляет поход против могущественного Хазарского каганата и добивается полной победы. Это высоко поднимает авторитет Киевской Руси в глазах византийцев. Затем Святослав одерживает ещё целый ряд блистательных побед. Воинская честь не позволяла князю Святославу выступать в поход без предупреждения, не бросив врагам открытый вызов – «Иду на Вы!».

В то время, когда Святослав занят военными действия с внешними врагами, лишь на короткий срок, появляясь в Киеве, внутренними делами государства занимается его мать княгиня Ольга. Вокруг неё, христианки, растёт и крепнет христианская община. Тех, кто исповедовал веру в единого бога, становилось всё больше и больше. Число, желающих креститься, неуклонно росло. Этому способствовал и высокий авторитет княгини Ольги. Сам же Святослав оставался язычником и христиан не жаловал. На многочисленные уговоры матери принять христианство не соглашался, объясняя тем, что христианин не будет пользоваться авторитетом дружины. Однако, доля христиан в княжеской дружине увеличивается.

В Киеве же во главе христианской общины после смерти Ольги стал Ярополк, сын Святослава, крещённый ещё бабкой-княгиней. Он не простил отцу убийства братьев по вере и вступил в сговор с печенежским ханом Курей, выдав местоположение войска Святослава. Весной 972 года, когда войско покинуло остров, печенеги напали на русичей и разбили их. Погиб и Святослав. Из черепа Куря приказал сделать ритуальную чащу, из которой пил вино во время воинских ритуалов. С гибелью Святослава приверженцы язычества на Руси значительно ослабли. Христианская община стала набирать всё больший вес. Но, в основном, в Киеве, остальная же Русь продолжала оставаться языческой, и до полного крещения понадобилось ещё несколько веков.

Жизнь и деятельность князя Святослава Игоревича противоречива. С одной стороны, Святослав – величайший полководец древности, непревзойдённый воин, стратег и тактик, которого на Руси прозвали Храбрым, а враги именовали Полубогом. Святослав прославил русскую дружину от Кавказа до Балкан, сокрушил Хазарский каганат и русское подчинение ему, угрожал Византии. Его княжение стало вершиной нашей древней истории. И даже убийцы-печенеги провозглашали: «Пусть наши дети будут такими, как он». А с другой стороны, Святослав видится консервативной личностью в отношении государственного устройства, поскольку не принимает прогрессивных перемен, которые назрели и были необходимы. Мы говорим о христианстве, как религии, исповедующей единобожие и, несомненно, стоявшей на более высокой ступени развития общества. Трагическая гибель Святослава похожа на ритуальное жертвоприношение потому, что она как бы знаменовала конец великой Языческой эпохи. Если же проанализировать всю историю Руси и России, то Святослав Игоревич представляется нам величайшим государственным деятелем, снискавшим бессмертную воинскую славу и трагическую участь жертвы – одновременно.

1. Никитин А. Из истории Отечества. Москва // Наука и религия, 1991, № 4-9.

2. Сиповский В.Д. Родная старина. М., 1992. С.25-43.

3. Ключевский В.О. Русская история, М., 1993. С. 130- 146.

Источник

Языческий князь Киевской Руси Святослав Игоревич

Языческий князь Киевской Руси Святослав Игоревич

Святослав Игоревич (942–972), великий князь Киевской Руси, стал править сразу после гибели своего отца в 945 году, то есть с трёх лет. В полную силу же он вошёл в середине 60-х годов.

Христианская вера была ему чужда, как воину, воспитанному в варяжской дружине воеводой Свенельдом. И он, обретя настоящую власть и будучи ревнителем старой веры, разрушил церковь Святого Николая, возведённую ещё самим Аскольдом, однако потом она была восстановлена.

Святослав решил расширить границы Киевской Руси на востоке, ходил на Оку и Волгу, воевал также в Болгарии, а столицу хотел перенести на берега Дуная, в град, названный им Киевец, дабы быть подальше от Киева на Днепре, где уже крещёное боярство опиралось на византийцев и хазар.

В те годы Святослав собрал вокруг себя много храбрых русичей, призвал и наемников варягов.

Святослав никогда не нападал тайно, не нарушал заключённые договоры. Перед походом он предупреждал врага словами: «Хочу идти на вы».

В 964 году Святослав повёл рать из 50 тысяч русичей и 20 тысяч варягов (согласно Булгарской летописи) в земли вятичей и кривичей, что были частью под булгарами, а частью под хазарами.

И первым освободил древний русский город Ростов. Наместник тех земель Гусман не оказал сопротивления (очевидно, потому что ростовчане, русичи и меряне, просто открыли врата войску Святослава). Гусману ничего не оставалось, как бежать в Булгар, где на Оке к нему присоединился и воевода Саин с остатками булгарской рати.

Кстати, и сами булгары не воспринимали Святослава захватчиком. Тем более что под его властью уже была Болгария на Дунае, он был ведь и болгарским царём. А болгары и булгаре по сути были одним народом, только одних (на Дунае) христианизировали византийцы, а другие (на Волге) с 900 года подвергались исламизации. Да и от русичей они отличались по большей части лишь верой. Они, как народ, смешанный из славян и тюрок, всегда свободно говорили и на древнерусском.

И тут нужно понимать главное: Святослав не только восстанавливал старые пределы Руси-Русколани, но также и древнюю ведическую веру, общую для русичей и булгар. Не потому ли и многие булгары, недовольные исламизацией, стали переходить тогда под стяги Святослава?

Один из булгарских воевод, Хаддад, присягнул тогда Святославу и привёл под его знамёна своё войско. Затем он взял город Муром, древнюю столицу финно-угорского племени мурома, как утверждает булгарская летопись «для вятичей». Вятичей в сем городе было уже много больше, чем муромы. Желая отличиться и доказать верность Святославу, Хаддад устроил резню в сём городе, по преимуществу уже вятичском.

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

Великий князь Руси Святослав. Рис. XIX в.

Сие потом аукнулось и самому Святославу, ибо действовал тот от его имени. Вятичи, только что отошедшие под руку Святослава, повсюду подняли восстание. И князь потом едва усмирил страсти, направив свою рать уже против Хаддада и сына его Алып-бея, севшего наместником в Муроме и даже объявившего себя в гордыне непомерной «Великим князем Руси». Алып-бей в страхе перед Святославом даже заявил, что будто бы он вырезал Муроме не вятичей, а варягов (тамошние вятичи были и в самом деле потомками варягов-готов, взявших в жёны местных женщин). Но это Алыпу не помогло. Святослав выбил его оттуда и установил в Муроме русскую власть.

Тогда же варяги и русы Святослава без боя взяли и Галич Мерьский, откуда, только завидев передовые отряды варягов, «бежал в панике вместе со всей своей свитой» булгарский наместник Мухаммед, «а оставленные ими на огне котлы достались русам, и они с удовольствием закусили с дороги».

Видя, что рати Святослава уже не остановить, булгарский эмир Талиб решил пойти на переговоры. Бежавших от русичей воевод он отправил обратно с предложением Святославу о мире и союзе для совместного завоевания Хазарии в обмен на все те земли, которые тот уже отобрал у Булгара и присоединил к Киеву, то есть в обмен на Ростов, Муром и западную часть Московии. Замечу, Москва уже в то время была значительным поселением из семи крепостей на Москве-реке и она тоже отошла в 964 году крепнувшей Киевской Руси.

Переговоры между Святославом и Талибом состоялись на волжском острове Пчелиный и союз был заключён. Торг шёл относительно дани с Ростова (её предлагалось теперь выплачивать Святославу), а также о том, как делить земли Хазарии – этот вопрос был отложен на время после её разгрома.

В Булгарии этот союз приветствовали далеко не все. Так беллакский хан Булат (правивший близ современного Саратова) пошёл на тайный сговор с Хаддадом и Алып-беем, опасаясь, что раздел Хазарии между Булгаром и Русью урежет его власть. Но Талиб пообещал ему всю близлежащую территорию Хазарии за исключением Саркела.

Да и делиться со Святославом хазарской добычей Талиб вовсе не собирался: «Хазария – не болотные кочки Московии, Ростова и Мурома. Взятие Хазарии сделает Булгар самой могучей державой, ибо поставит под нашу власть все пути из стран неверных в страны Востока. И делиться этим могуществом с кем-либо было бы настоящим безумием», – так сказал Талиб своему воеводе Кукче перед войной с Хазарией.

Для усиления войска Талиб заключил союз с туркменами, которые первыми ударили по Хазарии и осадили Итиль. Опережая Святослава (тот собирал рати в Киеве), туркмены явились в Саркеле и объявили о предстоящем походе Святослава, расписав жестокости якобы творимые русами в Муроме (резню же там устроил Хаддад, а не Святослав). Талиб пообещал защиту, если те покинут Хазарию. Калмыки тут же со своими кибитками двинулись в Булгарию, ослабив тем Саркел.

Хазарский воевода Кубара бросился наперерез калмыкам, но булгарский воевода Кукча сему помешал. Только после ухода калмыков хазарскому хану Кубаре открыли дорогу и тот занял Саркел.

Зная, что Саркел является главным препятствием Святославу на пути к Итилю, Кубара укрепил его сильным гарнизоном и решил во что бы то ни стало удержать.

И вот летом 965 года князь Святослав начал поход против Хазарии. Он собрал великое войско из язычников русичей и варягов – воинственных почитателей Перуна и Перкунаса.

К той многотысячной рати, что была у него прежде при походе на Булгарию, он присоединил ещё и рать галичан. Тогда же Святослав обезопасил Русь с юга, заключив мир с Византией. И в уплату сего мира он призвал на русскую службу также отряды византийских наёмников и их военных инженеров со стенобитной техникой.

К Святославу присоединился и флот причерноморских городов (крымские готы и греки). Все они, помня о хазарских притеснениях и, главное, иудейской угрозе их вере (да и торговле), стали союзниками Святослава. Так христиане объединились с язычниками (православные и ведославными) против иудеев-хазар. Это была грозная сила (около 50 000 ратников, флот), которая и повернула в те годы колесо мировой истории.

Святослав атаковал Саркел, проплыв к нему из Киева по Днепру, Славянскому морю (Понту) и Дону. Византийские орудия при штурме Саркела пробили стены в трёх местах, и тогда варяги, крымские готы и галичане ворвались в город и вырезали в крепости всех бывших там хазар.

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

Поклонение киевлян Перуну. Рис. XIX в.

И это, между прочим, было решающим, главным столкновением ратей Святослава с хазарами в эту компанию. Оно завершилось блистательной и очевидной победой русов над Хазарским каганатом. Хотя каганат был всё ещё грозен и обладал сильным войском, имевшим численное превосходство над русами, но оно уже уступало силам всех ополчившихся тогда против хазар соседей.

После победы Святослав повелел своим послам передать в Булгарию, что завоюет Хазарию и сам, и Талибу ничего не оставалось, как пообещать не препятствовать сему.

Кубара, придя в ужас при вести о падении Саркела, бросил туда все свои рати и осадил город. И надо полагать те силы были более многочисленными чем рати Святослава (т. е. около 100 000 осаждающих!). Но русы и варяги укрепились и не позволили хазарам вернуть крепость, отбив все атаки.

А в это время булгары и туркмены подошли и осадили столицу Хазарии Итиль, оставшуюся без защиты. Булгары здесь так же как и в Саркеле призвали итильцев-мусульман спасаться от язычника Святослава в Булгаре. И те, не дожидаясь прихода русской рати, покинули город под охраной курысбая.

Оставшийся в Итиле хан Узбек (номинально тогда у Итиле после многих переворотов правил мусульманин), а также связанные с ним хазары и туркмены, не решились помешать переселению и в ужасе перед Кукчей заперлись в цитадели города.

Кубаре так и не удалось отбить Саркел. И в это время к Саркелу подошли донские славяне (казаки) и с их помощью Святослав вынудил Кубару отступить к волоку, по которому перевозили суда с Дона на Волгу.

В это время внезапно печенеги напали на опустевший Саркел и взяли его.

Сие вынудило Святослава отложить поход на Итиль, вернуться и вновь брать сей город. После вторичного взятия Саркела Святослав зазимовал там, и его войско снабжалось всю зиму византийцами из Тмутаракани.

Следующим летом, в 966 году, Святослав двинулся с 50-тысячной ратью из Саркела в Итиль.

Сметя хазарские заставы, он прорвался к городу, и тут выяснил, что хазары Кубары вместе с ханом Узбеком покинули его, уплыли на кораблях в Хорасан через Каспий и Мангышлак.

И, как утверждает далее Булгарская летопись, эти хазары потом обосновались в Бухаре, «от них пошли так называемые бухарские яхуды-иудеи, которые вскоре стали процветать и на новом месте и наладили самые тесные торговые связи с булгарскими хазарами-мусульманами».

Святослав обнаружил в Итиле только немногочисленный хазарский гарнизон. Войско, не найдя в городе никакой добычи и запасов, в ярости перебило всех оставшихся там хазар-иудеев.

Затем Святослав направил жаждущих битв воинов на печенегов, решив отомстить им за нападение на Саркел. Он направил 20-тысячную рать на Самандар, а ещё 30 тысяч – на хазарских печенегов. Самандар был разрушен до основания, после чего рати Святослава двинулись в обратный путь пешими и при помощи сакланов-славян и казаков разгромили ещё шесть печенежских городов.

После этого по всей степи от Киева до Дона и Итиля стали господствовать саклане-донцы, казаки и ростовцы. Святослав заключил с казаками союз и передал им отнятые у печенегов и хазар города. Тогда же уцелевшие после побоища печенежские торговцы и мастера бежали в Булгар, а оставшиеся занялись скотоводством.

Сакланы (донские славяне), казаки и ростовцы были очень довольны сими приобретениями, но их ещё не раз приходилось отстаивать в битвах.

Когда 50-тысячное войско Святослава ушло, в Мухтасаре (столице хазарской Буртасии) подняли восстание буртасы, которые намеревались также вступить в союз с отрядами вятичей, всё ещё воюющиими против Святослава и Булгарии, и мстящих за резню в Муроме.

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

Походы Святослава на булгар и хазар. Из Радзивилловской летописи

Но соединиться восставшим не удалось, все они были разгромлены казаками и русами.

Вятичей тогда пришлось снова усмирять, ибо Муром снова взяли булгары и вновь там устроили резню, как объяснил потом Талиб Святославу за то, что тот не уплатил ему обещанной «ростовской дани». Святослав же оправдывался перед послами тем, что он надеялся расплатиться хазарской добычей, но та ушла на кораблях из Итиля в Хорасдан.

Святослав, видя ненадежность власти русов в Болгарии на Дунае (там язычники вновь столкнулись с христианами), и не желая войны «на два поля» одновременно ещё и с Булгаром на Волге, решил занять золота у Византии в обмен на военные услуги и мир с империей. Тем золотом он и расплатился с Булгаром. И так Муром и вся Московия вновь и отныне навеки отошли русичам, т. е. тогда – Киевской Руси.

Вот так в боях и с помощью дипломатии Святослав и создавал Великую Русь, возрождённую Русколань: от Волги до Дуная.

В том же 966 году, Святослав повёл русичей в земли болгар, стремясь и там укрепить древнюю ведическую веру.

Византийская империя, видя разгром Хазарии, решила столкнуть болгар и русов, опираясь на «византийскую партию» при дворе болгарского царя Бориса, а самой остаться в стороне, откупившись от Святослава.

Битвы с мятежными болгарами, коих поддерживали и подкупали византийцы, шли на Дунае, под Доростолом, Переяславцем, и были они тяжёлые и кровопролитные. Болгары тогда выступали на стороне Византии, ибо та обещала им независимость. Но, как водится в большой политике, впоследствии обещания так и остались обещаниями.

«Братья и дружина! Умрём, но умрём с твёрдостию и мужеством!» – обратился тогда Святослав к дружине. И храбрость русов привела к победе. Святослав взял приступом Переяславец.

В то же самое время печенеги, мстя за разгром своих городов и подкупленные византийцами, пришли к Киеву и окружили его. Княгиня Ольга с внуками укрылась за городскими стенами, послав к сыну в Болгарию гонца. Святослав с конницей поспешил на Русь и отогнал печенегов прочь.

И тут, наконец, княгиня Ольга поняла вполне, что под маской христианского благочестия византийцы скрывают намерения, враждебные Руси.

И тогда она разорвала мирные договоры с Византией, и объявила христианскую веру вне закона. По свидетельству скандинавских саг, Ольга, «мать конунга Вальдемара из Гардарики», вернулась к вере предков и почиталась пророчицей и «духом фитона», то есть языческой пророчицей, отойдя от иных дел, в весьма уже преклонном в ту пору возрасте.

Возможно, дату её отказа от греческой веры, 969 год, Русская православная церковь и почитает датой её смерти. В самом деле, несмотря на свою «смерть», княгиня Ольга в русских летописях появляется и позднее этой даты.

А после кончины (либо возвращения к вере предков) княгини Ольги её сын Святослав снова отправился на Дунай, где восставшие болгары изгнали его дружину из Переяславца.

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

Кончина Святослава. Рис. XIX в.

«Не любо мне в Киеве сидеть, хочу жить в Переяславце, там середина земли моей», – рёк тогда Святослав и вновь захватил город.

Новый император Византии Цимисхий был испуган явлением грозного союза языческих царств болгар и русов по соседству и готовился к войне.

Рать Святослава, даже вместе с союзниками болгарами и венграми, числом была много меньше войск Византии, но благодаря мужеству русичи всегда побеждали.

Тогда же в одной из битв Святослав произнёс знаменитые слова: «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые сраму не имут».

Там Святослав пошёл на заключение мира с Цимисхием, оставшись непобеждённым, но малыми силами уже не имея возможности взять стены столицы. Согласно договору, русские должны были оставить Балканы и не нападать на греческие города в Крыму. Византия обязывалась выплачивать киевским князьям дань и быть союзницей Руси.

Существует легенда, что Святослав остался равнодушен к богатым дарам византийцев, но принял меч и доспехи.

Встреча Святослава и Цимисхия произошла на Дунае. Цимисхий, окружённый великолепной свитой, был поражён простой одеждой грозного князя, который сидел в лодке с веслом, как и остальные его дружинники.

последний языческий князь руси. Смотреть фото последний языческий князь руси. Смотреть картинку последний языческий князь руси. Картинка про последний языческий князь руси. Фото последний языческий князь руси

Святослав захватывает Доростол (Дрестер). Миниатюра из Хроники Манасии. XIV в.

«Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды приближённых только чистотой». (Впрочем, полагаю, что это описание не совсем достоверно, ибо оно весьма напоминает описание внешности вождя гуннов Аттилы, не оттуда ли оно взято византийским летописцем, который лично не видел Святослава?)

Мир всё же был заключён, однако после сего византийский посол архиерей Феофил предупредил болгар и печенегов о том, что Святослав, не подозревая о предательстве, возвращается в Киев с малой дружиной.

И так маски были сброшены, противостояние византийского христианства и древней веры славян, ведославия и арианства (т. е., в современном толковании, – язычества), подошло к решающей черте.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

36. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ

36. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ Юному Святославу мать выделила собственный удел — Новгород. Здесь он рос, под руководством боярина Асмуда учился быть правителем, постигал военную науку. Из таких же молодых людей, как князь, формировалась его дружина. Для воспитания

30. КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ В МАЛОЙ РУСИ СВЯТОСЛАВ III, СЫН ВСЕВОЛОДА II

30. КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ В МАЛОЙ РУСИ СВЯТОСЛАВ III, СЫН ВСЕВОЛОДА II Святослав Всеволодич, получив сие от киевлян весьма приятное посольство, въехал в Киев июля 20-го дня и послал брата своего и сынов к Белгороду, чтоб Романа принудить в Смоленск возвратиться. Но оные, пойдя и не могши

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (ок. 942 — 972) Древнерусский полководец. Великий князь киевский. Одна из самых прославленных в истории Древней Руси личностей — князь Святослав был истинным героем славянского мира. То есть тем князем, который не знал в битве для себя иного места, как

Святослав Игоревич († 972)

Святослав Игоревич († 972) В 964 г. Святославу исполнилось двадцать два года. Князь возмужал, и на сцену мировой истории вырвалась та сила, которая была призвана утвердить восточнославянское государство как мощнейшую державу. Недаром летописец посвятил юному Святославу

Святослав Игоревич ― Святослав Игоревич

Святослав Игоревич

Святослав Игоревич В год рождения Святослава (942 год) Игорю не могло быть намного меньше 70 лет, так как во время похода Олега в Киев (879 год) он не мог быть старше 10–12 лет, иначе бы тогда поход возглавлял не Олег, а сын Рюрика, Игорь. Если принять расчеты В.Н. Татищева, то

КНЯЗЬ-ВИТЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ, СЫН ОЛЬГИ

КНЯЗЬ-ВИТЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ, СЫН ОЛЬГИ Точных данных о годе рождения великого воителя земли Русской Святослава Игоревича нет. Летописные источники не сохранили для нас эту дату. Хотя некоторые исследователи считают годом рождения великого князя Киевского

Олег Вещий — князь Киевской Руси Годы жизни? — 912 Годы правления 879–912

Олег Вещий — князь Киевской Руси Годы жизни? — 912 Годы правления 879–912 После смерти Рюрика за малолетнего его сына Игоря стал править Олег, прославившийся умом и воинственностью. С большой дружиной он пошел вниз по Днепру, где взял Смоленск, Любеч. В 882 году Олег захватил

Святослав Игоревич — Великий князь Киевский Годы жизни 942–972 Годы правления 966–972

Святослав Игоревич — Великий князь Киевский Годы жизни 942–972 Годы правления 966–972 Сын Игоря и Ольги — князь Святослав — с ранних лет закалил себя в походах и войнах. Он отличался суровым характером, честностью и прямотой. Святослав был необычайно выносливый в походах и

Глава 7. Святослав Игоревич

Глава 7. Святослав Игоревич Святослав Игоревич – великий князь Киевский, сын княгини Ольги и князя Игоря Святославовича.В 945 году после смерти отца Святослав в раннем возрасте остается с матерью Ольгой и приближенными воспитателями Асмудом и Свенельдом.Святослав рос

Святослав Игоревич (942–972)

Святослав Игоревич (942–972) Святослав был и остается любимым героем русской и мировой истории, идеалом воина и правителя.Тридцать три года княжил в Киеве Игорь Рюрикович после смерти в 912 году воспитателя своего Вещего Олега. С трудом преодолевал Игорь опасности,

173. СВЯТОСЛАВ I ИГОРЕВИЧ, великий князь киевский и всей Руси

173. СВЯТОСЛАВ I ИГОРЕВИЧ, великий князь киевский и всей Руси Родился около 933 г. в Киеве от брака Игоря I Рюриковича, великого князя киевского и всей Руси, с св. Ольгой (Еленой), взятой замуж из г. Пскова.Впервые был в бою против древлян в 946 г.; принял от матери правление около

Олег Вещий — князь Киевской Руси Годы жизни? — 912 Годы правления 879–912

Олег Вещий — князь Киевской Руси Годы жизни? — 912 Годы правления 879–912 После смерти Рюрика за малолетнего его сына Игоря стал править Олег, прославившийся умом и воинственностью. С большой дружиной он пошел вниз по Днепру, где взял Смоленск, Любеч. В 882 году Олег захватил

Святослав Игоревич — Великий князь Киевский Годы жизни 942–972 Годы правления 966–972

Святослав Игоревич — Великий князь Киевский Годы жизни 942–972 Годы правления 966–972 Сын Игоря и Ольги — князь Святослав — с ранних лет закалил себя в походах и войнах. Он отличался суровым характером, честностью и прямотой. Святослав был необычайно выносливый в походах и

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (г. р. неизв. — ум. 972)[30]Князь киевский (945–972). Сын Игоря и Ольги, выдающийся полководец. Святослав уже носил славянское имя, но как ни убеждала его мать креститься, отказывался: «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», —

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *