поселок мясниковань ростов на дону история
Дача с видом на праздник.
Меня это здание на окраине поселка Мясниковань интересовало давно.
Я еще застал на его стенах афиши киносеансов, писанные плакатными перьями.
О том, что здесь был кинотеатр, можно и сейчас догадаться по остаткам кресел в мусоре, покрывающем пол большого зала.
Да и окошки будки киномеханика не оставляют сомнений в последней профессии этого здания. Но остатки кирпичного орнамента наводят на мысль, что первоначально у него было другое предназначение.
Постепенно удалось узнать, что с 60-х здесь находился филиал ДК «Ростсельмаш» с библиотекой и кинозалом.
Но откуда перед главным входом здания остатки фигурной чаши фонтана? Фонтан не вяжется с простым рабочим клубом на окраине города.
Еще удалось узнать, что до и после войны в здании располагались контора и клуб отделения совхоза Ливенцовский. Именно после упразднения совхоза здание передали комбайностроителям.
Главный вход в здание подчеркнут каменными пилястрами, которые позже были густо оштукатурены. Такие архитектурные элементы вряд ли могло себе позволить правление довоенного советского совхоза.
На аэрофото военного времени это здание хорошо видно.
Какую-то тайну оно хранит.
О династии купцов и промышленников Дутиковых известно гораздо меньше, чем об их собратьях по цеху, Парамоновых и других. Известно, что они торговали скобяными изделиями, имели механический и красильный заводы. Еще Дутиковы прославились известной на весь Ростов баней на Большом проспекте. Здание которой до сих пор украшает город.
И все. Немного. Но в книге Ф.И. Поташева «Град Ростов» упоминаний о Дутиковых: попечителях, купцах, промышленниках, почетных гражданах, гласных городской думы едва ли меньше, чем о других громких фамилиях.
Дутиковых помнят. На фасаде бизнес-центра «Купеческий двор» в числе прочих достойных висят лепные портреты двух из династии Дутиковых, отца и сына.
Так вот оказалось, это этот дом-загадка первоначально был их дачей.
Чтобы понять, почему именно здесь, у монастыря Сурб-Хач, построили дачу владельцы крупного торгового дома,
стоит почитать воспоминания известного Нахичеванского и Ростовского общественного деятеля Ивана Матвеевича Келле-Шагинова. Для многих жителей Ростова и Нахичевани с середины 19-го века окрестности монастыря были приятным местом отдыха.
Кто поскромнее, располагались на травке. Оркестры обходили от одной группы к другой. Играют 2-3 пьесы, получат чаевые, отходят, тогда другая партия повторяет тоже, словом, музыка непрерывно все время играет. Отдельные музыканты, гармонисты и прочие органы, играют окраинам сада, где располагается более простой класс. Попы, в свою очередь, с крестами обходят тоже, получая свою мзду в пользу церкви также. Веселье, попойки пляски кругом на полном ходу. А тут, на главной аллее расположились в балагане и на столиках продавцы разных сластей халвы, всякой “ипище”, “кос-халва”, “мах-халва ”, “хитмук ”, ‘‘сусам-халва”, марафеты сахарные, леденцовые, пряники, печенья, фрукты всякие: груши, яблоки, сливы, абрикосы, вишни и пр., мороженое; тут же стоят бочки с квасами всякими, нардеком, бузой и проч., разносчики разносят холодную воду для питья из местного источника, отличающуюся своей прозрачностью и холодностью, его считают целебным. По всем аллеям полно гуляющих, в особенности молодых людей, приезжающих специально к этому дню из других мест выбирать невест, как на «хыдрылезе», барышни потому же гуляют в лучших своих нарядах.
Но бывает в иной год, откуда ни возьмись, поднимается гроза, начинает лить дождь, все аллеи наполняются ручьями воды, грязь, некуда деваться, начинается суматоха, женщины попроще снимают башмаки, идут по грязи босые, подняв на голову юбки, чтобы защитить платье, все празднество пропадает.
В церкви идет служба, сад соединялся мостом, перекинутым через реку Темерник. От моста поднимается длинная каменная лестница с площадками, ведущая на холм, на котором возвышается церковь. Публика идет бесконечной лентой: одни поднимаются по лестнице, к церкви, другие спускаются к саду, образуя красивый вид».
То есть был у нас в городе свой «дисней-ленд». Слово не нравится, но своего подобрать не могу. И богатые люди строили вокруг этого места свои дачи, чтобы, как выразился великий писатель, «праздник был всегда с тобой».
Еще известно, что в конце XIX века братья Михаил Матвеевич и Федор Матвеевич Дутиковы занялись торговлей земледельческими орудиями и машинами, затем устроили небольшой завод по производству плугов и другой сельскохозяйственной техники.
До сих пор считалось, что первым производителем сельхозтехники на Дону был завод Красный Аксай. Но случилось это уже в 20-м веке.
Так может быть Дутиковы были первыми сельхозмашиностроителями в крае? Как не вспомнить, что последним владельцем их дачи был Дворец культуры «Ростсельмаш».
Статьи, очерки, зарисовки
От Ростова дачи были в семи километрах, и если ехать можно было не спеша, то можно было полюбоваться пейзажами и посидеть на снопах.
А вот клумба на даче Кукса:
Само дачное здание было двухэтажным и кроме обычных комнат, там был огромный зал. В памятные для семейства дни, на дачу съезжались родственники и друзья хозяев, общим числом до 50 человек. В эти дни зал перегораживался парусиной на 2 половины (дамскую и мужскую) где гостям стелилась постель по принципу огромных нар и празднества заканчивались повальным сном на этой постели. Есть фото крылечка их дачи:
И наконец, ещё одно фото, группа отдыхающих, представителей нескольких важных для Ростова семейств гуляют по дубовой роще на территории дачи:
Сама дача Кукса располагалась на территориях за р. Темерник. Там сегодня санаторий (имени не помню), скрытый от сторонних взглядов за высокой стеной и деревьями. В своё время для облегчения попадания на свой берег г-н Кукса спрашивал у администрации Нахичевани разрешение на постройку моста. И как знать, возможно в основе сегодняшнего мостика на ту сторону лежат камни положенные его стараниями.
Кстати о самом Иване Демьяновиче.
Существует многократно повторенный его фотопортрет со внучкой.
Увы, но могу разочаровать тех, кто это фото копирует. Один единственный достоверный портрет Ивана Демьяновича сохранился в фотоальбоме его правнучки, дочери той Аси, что на руках у дедушки. По заверению его правнучки, это не Кукса. Это её дедушка по материнской линии, то же представитель аристократической фамилии из Нахичевани, г-н Чарыхов И.С.
Но ближе к теме. Сегодня на Каменке в парке вокруг санатория развешени плакаты о предстоящей постройке элитной новостройки, называющейся «Парамоновская». Если я не ошибаюсь, эту байку запустил в мир, случающийся у нас иногда гость и автор нескольких статей, Андрей Кром. На страницах Темерника он некогда разместил фото старого особняка, одного из осколков былого благополучия, с подписью «Бывшая Парамоновская дача на Каменке» (примерно так). Народ, уважающий громкие шаблоны и уважающий мнить себя поближе к «высоким особам», подхватил эту идею, и теперь строит продолжение Парамоновской жизни на бывших Темерницких хуторах, … там, где Парамонов ни когда и не жил.
А у нас говорят, что отдельная личность историю не делает! 🙂
Про дачи на Крестовоздвиженском монастыре (Сурб-хач), интересного известно мало. Единственная подробность состоит в том, что где-то здесь располагался один из питомников г-на Рамма. Вероятно, описание здешних хуторов, дело будущего, которое можно было бы привязать и к самому Сурб-хачу.
А вот рассказ о дачах на посёлке сегодняшней улицы Ленина предстоит большой. Это, по сути третий город, в котором были и своя жизнь и своя инфраструктура, и магазины и школа, … Посёлок стал пращуром вновь рождённого в конце 1920-х посёлка завода Сельмашстрой.
Ниже представляю фрагмент плана г. Нахичевань 1918 года с планировкой этого района. В те времена улицы и проезды названий не имели, а назывались просто: «Дача, бывшая (фамилия), 1 –й ряд», или 2-й, или ещё дальше следующий. Судя по этим названиям, изначальных владельцев этих мест было немного – всего 16 фамилий, но т.к. адресом указаны именно координаты бывшего владельца, то и адреса их приводились не по улицам, а по заселённым массивам. Таким образом, в 1912 году здесь было 48 рядов (сторон кварталов) и плюс 4 крайние стороны, т.е. 52 участка, как и сегодня (если, конечно я не ошибся где либо в логике или подсчётах).
Для лёгкости ориентирования, я нанес на план современные названия улиц. Так же здесь указаны значительные строения и на участке и на близлежащих территориях. Первое отмечено красным цветом. Второе, зелёным. Сегодня на территории посёлка, естественно, многое изменилось. Всё меньше и меньше остаётся старых строений. И всё же при желании их совсем не трудно распознавать. Вот к примеру, домики, которые сегодня можно увидеть даже не выходя из транспорта, едущего по ул. Ленина. С очень высокой степенью вероятности можно говорить о такой историчности этих домов.
На плане я его обозвал как «дом с водокачкой». Я искренне говорю, что не знаю, водокачка ли это в самом деле, но просто мне так подумалось.
Вот он ещё одним видом.
К сожалению, дом расположен в неудобном для съёмок месте, поэтому виды только такие.
Не менее интересны сохранившиеся то там, то тут, остатки старинных кованных оград, козырьков над входами и старинных дверей на уже современных, или старых, но обложенных современным кирпичом, домах. Их не очень много, но они невольно обращают на себя внимание.
Почему-то, именно в «нижней» части посёлка, той, что ближе к сегодняшней Нансена, сохранилась масса домов собранных на бревенчатых срубах. Я слышал и читал про эти дома разные версии. Первая из них, если не ошибаюсь, относится к одному из первых интернет-исследователей Ростова, Максу Штаханову. Он(?) говорил, что дома эти были построены в связи с постройкой Сельмаша. Что, якобы, первые строители завода ехали сюда, рассчитывая на благополучное собственное жильё и Родина не обманула их надежды. Сюда везли в больших объёмах, круглый лес и строили для них дома-котеджи. Вторую версию, нам с Дарой, во время нашего похода здесь, рассказал один из местных обитателей. Он живет сегодня в таком доме и говорит, что родители приобрели уже существовавший дом в 1970-х г.г., но вроде бы, дом послевоенной постройки. Опять же, вроде бы, сюда везли лес для ускоренного строительства посёлка для людей, восстанавливавших завод. Вторую версию я с почти 100%-ой уверенностью не принимаю. Вот аэрофото военных лет, где и эти конкретные дома (во всяком случае, два их них), и весь район, стоят без видимых следов последствий войны.
И давайте рассмотрим несколько этих домов. Они стоят неподалёку один от другого.
Нансена 323
Кто может сказать твёрдо и жёстко, что этот дом постреволюционный? Я не стал бы.
Нансена 345. Это дом бревенчатый с выполненной заготовкой под обшивку. Обшивать его что-то помешало и дом так и стоит со срезанными торцами брёвен. Обращаю внимание на его наличники окон. Не правда ли похоже на окна предыдущего? А вот еще пара домов с соседней улочки. И вновь те же детали:
Второй из них обшит доской без спила торцев брёвен.
Теперь ещё пара однозначно старых, при том, по стилю городских домов:
Это Нансена 345 и Пешкова 9
…………………………………
Ладно, ограничусь тем, что показал. Дело в том, что готовя эту статью, я отчаянно трудно выбирал и группировал все фото здесь, с одной целью – сэкономить несколько кадров в статье до заполнения её лимита. Причиной тому, конечно же масса интересного и необычного, но главное в другом!
Когда мы с Дарой прогуливались по этим маленьким улочкам, перед нами, вдруг предстал очень и очень необычный дом. Когда мы стали его «усиленно» снимать на фото, к нам обратились несколько местных пожилых людей, стоявших и беседовавших в сторонке. «А зачем Вы фотографируете нашу школу?», спросили они. Поговорив с ними узнали, что школу эту они заканчивали в середине 60-х годов. А про более давние времена они растерялись. В итоге все сказали, что это было раньше церковью. Я не нашел упоминаний о ней в старых источниках, поэтому на обоих панорамах в статье слово «церковь», взято в кавычки.
Теперь только фото:
Ну как Вам дачники?
Честно сказать, безумно жаль, что этого дома, как и многих здесь, нет в списке «Памятников истории и архитектуры».
И от всей души благодарю Оксану (Дару) за идею эпохода по Нахичеванско-Ленинскому посёлку.
ne_oleg
Конкретный анализ конкретных обстоятельств
Новое поселение или Нахаловка появилось на картах Ростова в 80-е годы 19 века. Утром одного дня городская полиция вдруг обнаружила появление на пустыре неизвестно откуда взявшегося поселка. Разумеется, всё это произошло без согласования и разрешения городских властей. Тем не менее, поселок решили не сносить, а узаконить в правах с другими районами Ростова.
Остатки старой постройки. Между досками справа можно видеть саманный кирпич:
Надо сказать, что цивилизация в эти места шла не слишком быстро. Например, водопровод здесь появился только в 1967 году. До этого основным источником воды была обычная колонка.
«Исконная» Нахаловка. Дом дореволюционной постройке, видно, что на углу был парадный вход, который в более позднее время был заложен кирпичом. В таком доме могла располагаться торговая лавка:
Интересна история Нового Поселения времен Великой Отечественной Войны. Во время первой оккупации Ростова (ноябрь 1941 года) на углу ул. Народного Ополчения и Второго переулка формировались полк народного ополчения:
По время немецкого наступления в этом районе шли ожесточенные бои:
Площадь Гайдара является центром новой части района. Не так давно там построена церковь, до этого был просто сквер.
Недалеко от ул. Курганой на углу Нансена и пер. Проектируемого расположен филиал фабрики по прозводству швейных машин «Агат»:
Швейные машины теперь там не делают, здание здается под офисы. Если пойти по направлению к ул. Пермской по ул. Павленко, то можно встретить не менее интересное здание: по внешнему виду времен Хрущева, а последний этаж явно надстроен в наше время:
Улица Пермская выбивается из общего визуального ряда наличием большого количества элитных 2-3 этажных особняков, построенных или сроящимся по современным дизайн-проектам:
Пройдя далее, можно выйти к знаменитому НИИАПу:
Те же «сталинские» дома на ул. Стадионной и ул. Фрунзе выполены в другом дизайне, с элементами классицизма:
Поселок мясниковань ростов на дону история
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ОЧЕРК
(ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МЯСНИКОВСКОМУ РАЙОНУ)
В теплые российские ладони
Малою крупицею осел,
Где светило озарилось в Доне,
На степной росистой полосе.
Родине служит – святей нет службы,
И питает нас одна река;
Ты – как ветвь, народ мой,
в древе дружбы
Шелестишь сквозь годы и века!
Х. Наирьян. Малая родина
с. Чалтырь
Самым крупным, как по площади, так и по количеству населения является село Чалтырь. Село Чалтырь – административный центр Мясниковского района. Выбор места для строительства Чалтыря определялся не только близостью к крепости Дмитрия Ростовского. Главным было то, что здесь пролегал северо-западный торговый путь – большой Бахмутский тракт – из приднепровских степей к устью Дона. Первые дома села были выстроены на излучине реки Чалтырь, соединившей самые большие армянские селения, Чалтырь и Крым.
В Чалтыре мы идем по улицам, проложенным двести лет назад. Как и другие армянские поселения, Чалтырь строился по единому плану. Геометрическая сетка пересекающихся под прямыми углами улиц и переулков повторяла архитектурно-планировочную структуру города Нахичевани. Особое значение в выборе места для будущего селения имел и родник. Он сохранился, и кажется, за двести лет не стал менее полноводным. Называют его Мец-Чорвах, то есть, Большой Родник.
Родник Мец-Чорвах и сегодня один из главных достопримечательностей нашего села – наши истоки, наша история. Родник тщательно благоустроен, культ воды у армян – многовековая традиция. В армянском фольклоре истоки рек стерегут вишапы — каменные драконы, а особо почитаемая языческая богиня Нар – хранительница воды. Часть переселенцев-армян обосновалась возле родника, образовав село Чалтырь. Они обложили родник камнями и сделали колодец. Воду доставали ведрами при помощи веревки, в основном воду доставали женщины. В1936 г. ниже колодца построили бассейн, где вода текла по трубам, и люди брали воду уже при помощи кранов. подробнее
Одной из достопримечательностей с. Чалтырь является храм Сурб Амбарцум (святого Вознесения). Построен в середине XIX века (1862 – 1870 г.г.).
Он лучший по сохранности среди памятников культовой архитектуры Мясниковского района. Храм создан, несомненно, талантливым зодчим, в стиле классицизма. Его композиционная схема – четко выраженный крестово-купольный план. К центральному четверику, несущему восьмигранный барабан и низкий купол, примыкает алтарная апсида, четырех-ярусная колокольня, два четырехколонных портика с фронтами, выполненными в классических традициях.
В центре с. Чалтырь, в парке воздвигнут мемориал славы в честь погибших в Великой Отечественной войне земляков и воинов, павших при освобождении села. Автор – местный архитектор Дзреян В. Е., скульптор – Лебеденко А. А., инженер – Даглдиян Б. М. Проект памятника был подготовлен к 40-летию Победы в 1985 г. По Генеральному плану он должен был находиться на “Золотой горе“, но так как сооружение по эскизам получилось большое, решено было сделать его парковым сооружением. Строительство было начато в 1986 г., в мае 1987 г. состоялось открытие памятника, проект индивидуальный, аналогов нет. Материал – туф из Армении и мангышлакский камень из Новочеркасска. Деньги на строительство были собраны с предприятий, организаций, населения района.
В канун 50-летия Победы (1995 г.) в жизни района произошло знаменательное событие. Указом Президента России высокое звание Героя России (посмертно ) было присвоено Сурену Амбарцумовичу Тащияну. Спустя пятьдесят два года была восстановлена историческая справедливость и воздано по заслугам погибшему в 1943 г. в воздушном бою летчику-истребителю морской авиации Черноморского флота. Сегодня все в районе знают его имя, знают о подвиге летчика Тащияна С. А. В центральном парке с. Чалтырь на мемориале Славы установлен барельеф и мемориальная доска С. А. Тащияну. На счету С. А. Тащияна было 400 боевых вылетов, 187 воздушных боев, 11 сбитых вражеских самолетов. подробнее
Другая достопримечательность с. Чалтырь – музей. В с. Чалтырь создан и активно функционирует историко-этнографический музей. Идея открыть родилась в 1988 г. Трое друзей-энтузиастов, полные оптимизма, люди пенсионного возраста, взялись за это дело. По инициативе Закарян Р.Э. – тогдашнего секретаря РК ВЛКСМ, М. А. Пудеян, А. Х. Хурдаян и Г. Р. Люледжиян (первый директор музея), начали кропотливую работу по сбору материалов для музея. Помещения не было, и первое время для этой цели служил дом А. А. Попова. Односельчане, узнав об этом начинании, не остались в стороне. Коллекция музея стала быстро пополнятся. В 1992 г. музей получил помещение в РДК.
24 апреля 1992 г. состоялось торжественное открытие музея. Экспонаты в музее расположены в хронологическом порядке, немало экспонатов быта, одежды армян, много стендов, посвященных нашим видным землякам. Постоянно музей посещают учащиеся, а так же гости из Литвы, Армении, туристы из США, ФРГ, Шотландии, Франции и т. д.
Мокрый Чалтырь
История села Мокрый Чалтырь (Чалтур ): первым его заимщиком был казак Скородумовской станицы Филипп Иванов.
С 1783 г. казак Павловской станицы Петр Власов купил этот хутор у казака Александровской станицы Анастасия Регутинова и владел им 1788 г. По смерти Власова хутор этот был продан старшине Афанасию Болдыреву имевшему в смежности с ним хутор.
В 1869 – 1870 гг. строится железная дорога Таганрог-Ростов. Строили и обслуживали ее артели рабочих людей из России, но принимали участие и казаки. Работал на это “чугунке“ прапрадед из рода казаков-первооснователей хутора Хапры Гаврила Егорьев (погиб на строительстве железной дороги).
// Новочеркасский архив (Черешнева А.Н., библиотекарь фил. №11, приблизительно 1994 г.)
с. Крым
Память о прошлом – интересный памятник архитектуры, церковь Сурб Аменапркич (святого Спасителя). Церковь построена на средства и с участием жителей с. Крым в конце XIX – начале ХХ века. По архитектурному стилю – это интересный памятник конца XIX века, единственный на юге России. Обилие окон делало здание светлым и нарядным внутри. Арочные проемы, колонки наличников, круглые окна, рельефные кресты фасадов колокольни, напоминающие древние хачкары, сложный орнамент кованых оконных решеток – фон красных кирпичных стен усиливал их декоративность. От неминуемой утраты этого уникального здания буквально спас к-з им. Лукашина. В 1982 г. началась реставрация церкви под музей. Но затем, учитывая пожелания жителей села, церковь стала действующей. Церковь взята под государственную охрану как памятник местного значения. В церкви регулярно проходят богослужения.
В центре села Крым стоит величественный мемориал – пантеон Славы. Монумент воздвигнут на средства колхоза им. Лукашина. Торжественно открыт 9 мая 1970 г. Инициаторами увековечения памяти односельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, выступили коллективы учащихся и учителей местной школы. Ими были собраны материалы о павших воинах Советской Армии – личные документы, письма, фотографии, данные о званиях, военных частях, наградах, местах гибели. Проделана была огромная поисковая работа. Монумент строился пять лет, с 1965 г. Монумент состоит из скульптурной группы и полукруглого здания пантеона из розового туфа. Внутри пантеона фотографии павших героев-земляков на эмалевых пластинках – всего 365. Проект памятника был утвержден художественным советом Ростовского отделения художественного фонда РСФСР. Автор проекта скульптор Джлаухян А. Х., архитекторы Голяпин Г. и Кузнецов Л. Перед памятником установлен вечный огонь. С момента открытия Монумента и по настоящее время здесь побывали десятки тысяч посетителей, в том числе туристы из 42 стран мира.
с. Большие Салы
Село Большие Салы освящено памятью А. П. Чехова. У писателя есть рассказ “Красавицы“. Это – рассказ-воспоминание о том, как гимназистом он ехал с дедушкой из Большой Крепки в г. Ростов н/Дону. По пути они остановились покормить лошадей в Больших Салах “у знакомого дедушке богатого армянина“. После этой поездки появился рассказ о юной девушке-армянке, о ее необыкновенной красоте. Село славится не только этим.
В центре с. Б. Салы расположена церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы). Храм был построен в 1867 г. по проекту известного архитектора Муратова. Любопытна сама история храма. Церковь была построена на средства семьи Чебонянов. Сюда приходил великий армянский поэт Аветик Исаакян, приезжавший к своему однокашнику по Эчмиадзину, учителю Нор-Аревяну. Героиня известного рассказа А. П. Чехова “Красавицы“ – Марта венчалась в этой церкви, здесь же крестились и венчались местные жители. В 50-е годы церковь была закрыта. Служба в церкви возобновилась в 1995 г., по воскресеньям и праздникам здесь проходят богослужения, приезжает священник из г. Ростов н/Д. Но, церковь очень нуждается в реставрации. Сейчас идет сбор средств на реставрацию церкви.
Война не обошла стороной с. Б-Салы. История боев за Дон полна примеров мужества и самоотверженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Много на Дону и в нашем районе памятников в честь защитников Отечества. Одним из них является памятник на Артиллерийском кургане в с. Б-Салы.
Он установлен на кургане, где совершили свой бессмертный подвиг артиллеристы батареи С. А. Оганяна. На железобетонном постаменте установлена 76-мм противотанковая пушка. Перед памятником – четыре пилона, на которых перечислены воинские соединения и части, участвовавшие в боях за Ростов. Памятник открыт 8 мая 1972 г. Автор памятника – архитектор Э. Калайджан. Ценою жизни батарея С. Оганова сокрушила гитлеровские танки и сдержала их. Герои похоронены в братской могиле в центре с. Большие Салы. подробнее
В местном СДК висит памятная доска с фамилиями жителей села, погибших в годы войны.
Жители с. Большие Салы чтут память своего прославленного земляка Лазаря Сергеевича Чапчахова, который родился в с. Б-Салы в 1911 г. 6 марта. Батальонный комиссар, летчик-истребитель, Герой Сов. Союза, награжденный орденами Ленина и Красного Знамени Чапчахов Л. С. совершил 268 боевых вылетов, героически погиб в 1942 г. в бою с немецкими захватчиками. До войны он работал электриком на строительстве “Россельмаша“, окончил Ворошиловоградскую военную авиационную школу пилотов, позже – курсы комиссаров при Харьковской военно-авиационной школе пилотов. Военный комиссар эскадрильи 38-го отдельного истребительного авиационного полка. Похоронен в пос. Крестцы Новгородской области. На территории з-да “Россельмаш“ установлен бюст, поставлена мемориальная доска в с. Большие Салы.
с. Султан Салы
Село Султан-Салы стоит на возвышенности в стороне от трассы, идущей от Чалтыря к Большим Салам. Перед поселком обширная низина, — переброшен мост через ручеек – ускользающее воспоминание о бывшей реке. Дорога сбегает к мосту и за ним ответвляя от себя пучки тропинок поднимается в село. На всем пути к селу от трассы главной высотной композицией является церковь Геворка, стоящая на окраине Султан-Салов.
Построенное в 60-х годах XIX века, это здание самое старое здесь, им определяется и силуэтное своеобразие села. Церковь Геворка – интересный памятник архитектуры, и хотя в основном хорошо сохранилась, состояние ее требует срочного вмешательства не только реставраторов, но и местных властей. Здание отличается богатством объемов: самый крупный, квадратный в плане зал перекрыт низким куполом, увенчан небольшим световым барабаном, шатровая колокольня со звонницей, прямоугольный низкий притор, крупное полукружие апсиды. Поверхность здания испещрена следами пулеметных и снарядных попаданий.
Рядом с храмом стоит здание бывшей приходской школы, построенное сразу же после окончания строительства храма. Все это требует реставрации.
На местном кладбище с. Султан-Салы похоронен Герой Советского Союза Кузьма Егорович Селиверстов, героически сражавшийся в небе донской земли. Селиверстов К. Е. родился в Тульской области в 1913 г., окончил Оренбургскую военную школу пилотов. Командир звена 55 истребительного авиационного полка. Совершил 132 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 5, и в группе 2 самолета противника. Погиб в воздушном бою в 1941 г. в районе С-Салов. В 1942 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Жители Султан Салов свято чтут память советских солдат, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В цен-тре села установлен памятник воинам-освободителям.
с. Несветай
В шести километрах от Больших Салов в сторону Родионово-Несветайского района расположено село Несветай. Из всех поселков, основанных переселенцами с Крыма армян, Несветай явно не крымской топонимики. Рассказывают, что поселок был назван по имени украинского казака, спасшего холодной зимой семью армян, направлявшихся на Дон. Распахав эту землю и построив первую землянку, переселенцы назвали будущий поселок именем украинского казака Нецвета. Поселок небольшой, далекое прошлое прослеживается только в планировочной структуре улиц. Поэтому как чудо воспринимается сохранившийся на северной окраине его архитектурный памятник середины XIX века – церковь Карапета.
У здания много утрат – исчезли завершения куполов, сохранились лишь отдельные базы колонн. По фрагментам живописи можно догадываться о существовавших художественных росписях интерьера. По остаткам решеток кузнечной работы – о металлических кружевах окон. Но, несмотря на утраты, здание по-прежнему производит впечатление ценнейшего памятника старины.
Велики людские потери мясниковцев в годы Великой оте-чественной войны. Только из этого маленького села не верну-лись с войны более пятидесяти уроженцев. Десятки воинов Со-ветской Армии отдали жизнь за его освобождение. В память об их подвиге в селе установлен памятник воинам-освободителям.
х. Недвиговка
Наш район в основном заселяют армяне. Но немало здесь проживает русских, а именно казаков. В 1931 г. в состав Мясниковского района были переданы Калининский и Недвиговский сельские советы с селами Калинин, Недвиговка и Сафьяновка, а в 1965 г. в состав района вошел и Петровский сельский совет с селами Петровка, Александровка, и 6 небольших хуторов. Как и др. села района, они имеют богатую историю. Особенно хутор Недвиговка.
Прежде всего, он славится тем, что недалеко от хутора расположен всемирно известный музей-заповедник “Танаис“.
Церковь находится на полпути у железной дороги Ростов – Таганрог, является одним из хорошо отреставрированных храмов области. Храм был построен в 1796 г., стены храма были каменные, а купола и колокольня деревянные. В 1905 г. было решено возвести новый храм, уже кирпичный в 10 метрах от старого. Строительство велось по проекту архитектора С. И. Васильева при настоятеле церкви протоиерее Василии Платонове. Строительные работы были завершены в 1914 г., а иконопись и орнаменты в 1917 г. Храм построен в русском стиле XVI в. Церковь крестообразная, великолепный образец краснокирпичной кладки, строгая пропорциональность куполов, ритмика сухариков по карнизу, графическая прорезь окон. Храм освящен в 1915 г. В 1937 г. церковь была закрыта, а настоятель церкви священник отец Иоанн Загравский был арестован и сослан, утварь и иконы были разграблены и уничтожены. В 1943 г. церковь Успения пресвятой Богородицы, опустошенная, без крестов и колоколов, вся израненная обрела свое второе рождение. Началось восстановление церкви, вместе с тем начались богослужения, а ее нынешний, наружный, а особенно внутренний вид свидетельствуют о многих трудах прихожан церкви. Богослужения ныне проводит протоиерей Петр Пневский.
В центре хутора установлен памятник погибшим одно-сельчанам и воинам-освободителям Советской Армии. Около ста уроженцев хутора не вернулись с фронтов Великой отечест-венной войны, почти столько же советских солдат отдали жизнь за его освобождение.
слобода Петровка
Другая русская церковь находится в с. Петровка. Петровский храм Божьей Матери “Живописный источник“, находящийся под эгидой Ростовской н/Д Епархии Русской Православной церкви, возрождается к жизни. Еще совсем недавно здесь, под священными сводами, располагалась мехмастерская. Все это сейчас убрано. Вера людская, многочисленные пожертвования, как от частных лиц, так и от предприятий, фирм г. Ростова н/Д возвращают храм к жизни. На собранные средства закуплены все необходимые для реставрации и реконструкции строительные материалы, в церковь будет проведено отопление. Рядом с церковью как много лет назад на своем прежнем месте, откроется часовня. Уже сейчас в церкви, пока полуразрушенной проводятся службы, народ собирается здесь на все православные праздники.
Слобода Петровская расположена на реке Тузлов, с одной стороны защищена холмами. Впервые сведения о ней появляются в 1846 г. По одной из версий слобода основана Петром Иловайским. Другая версия, такова, раньше это место называлось Крыничка, потому что здесь был родничок, пробивающейся из под земли в небольшом овражке. Один знахарь и обнаружил здесь икону Божьей матери. Родничок огородили деревянным срубом, и чуть выше была заложена церковь, и назвали эту церковь “Живописный источник“. Еще существует версия, что с. Петровка существует со времен Столыпина, и возник от фамилии или имени проживающего здесь помещика. Первый колхоз назывался “Пламя Социализма“ (1929 г.), интересный факт – в с. Петровка никто не пострадал от сталинских репрессий. С. Петровка до 1965 г. входило в состав то Никлиновского, то Б-Крепинского, то Родионово-Несветайского районов. С 1965 г. вошло в состав нашего района. Славится с. Петровское своим героическим прошлым. На ее территории шли бои в годы Гражданской войны и ВОВ. Народ не забыл подвиги погибших в боях за Петровку, здесь поставлены памятники Погибшим героям Гражданской и Великой Отечественной войн.
х. Чкалово
Есть в нашем районе небольшой хуторок Чкалово, с виду ничем не примечательный, но очень известный не только в нашем районе, но далеко за пределами области. Это связано с именем выдающегося, всемирно известного художника Мартироса Сергеевича Сарьяна.
“В Приазовской степи близ заросшей камышом речки Самбек, на невысоком холме отец мой вырыл колодец, построил домик из необожженного кирпича и покрыл его камышом. Наша семья жила в нем, как во дворце…“
Это строки из книги воспоминаний нашего знаменитого земляка, художника Мартироса Сарьяна “Моя жизнь“. Он родился в Нахичевани н/Д в 1880 г., но в 1883 г. семья выбралась из города и начала налаживать собственное хозяйство.
Усадьба его детства уцелела до наших дней и стоит в хуторе Чкалово нашего района. Здесь он прожил до 1887 г. До наших дней сохранился тот самый дом, и колодец, делать который отцу помогали все дети, даже самые младшие. Более того – несколько лет тому назад в этом доме открыли музей Сарьяна. Вот только судьба этого музея складывается далеко не просто. В начале 90-х годов заботами управляющего Александровским отделением с-за “Ростовский“ усадьба Сарьяна была восстановлена. Был отремонтирован домик, установили гранитную стелу с портретом художника, в мае 1992 г. открыли музей М. Сарьяна, где было несколько картин М. Сарьяна, а также ростовских и чалтырских художников. Здесь же в домике-музее расположена сельская библиотека. Дальнейшие планы были замечательными, собирались восстановить все как было – из сырца, под камышом, со всеми постройками, расчистить колодец, возродить сад. Но дальше слов дело не продвинулось. В данный момент состояние дома, как исторического памятника, неудовлетворительное. Все пришло в запустение, дом-музей уже несколько лет не отапливается. Но, пока еще не поздно вернуться к решению проблем.
х. Сафьяново
Если проехать на электропоезде из Ростова в Таганрог, то из окна вагона можно увидеть хутор Сафьяново в 20 км. от г. Ростова н/Д. Этот хутор расположен на высокой террасе над берегом реки Мертвый Донец. Он находится на месте древнего Сафьяновского поселения эпохи бронзы. Первые документальные сведения об образовании этого хутора относятся к 1740 г. Основатели хутора казаки в числе 11 семей бывшего Дмитриевского конного казачьего полка.
х. Ленинаван
Интересна история создания х. Ленинаван. В 1925 г. члены четырех сельхозобъединений из с. Чалтырь – СОЗ “Трудовик“, Машинное товарищество “Марс-поле“, молочная артель “Халмух-дера“ и СОЗ “Крестьянин“ переселились на жительство в район балки “Халмух-тарама“ – настоящее место хутора Ленинаван. Это были члены 17 больших семей. За лето-осень 1925 г. они построили дома на 3-4 семьи и перезимовали здесь первую зиму. Купили первый трактор “Фордзон“, получили большой урожай зерна. В 1926 г. стали прибывать новые семьи, и стало ясно, что это не временный поселок, это навсегда. В 1927 г. в маленьком частном домике возникла первая школа. Лишь в 1930 г. в центре хутора была построена школа для детей. В 1941 г. в ноябре здание школы было разрушено во время бомбежки. В 1956 г. открылась новая школа с современной планировкой. Х. Ленинаван славится своими людьми. В х. Ленинаван родился и жил известный армянский художник, замечательный человек, ученик великого Сарьяна, Сейран Хатламаджиян. С. О. Хатламаджиян оставил большое количество живописных произведений, часть которых хранится в Государственной Третьяковской галерее, картинной галерее Армении, работы этого художника экспонировались во Франции, США, Дании, Венгрии, ФРГ, Англии, Канаде и т. д.
х. Ленинакан
Х. Ленинакан имеет очень интересную историю. В 1922 г. члены СОЗов из с. Крым организовали первую трудовую коммуну на месте нынешнего х. Ленинакан. Коммуну возглавил Капрел Асватурович Атаманов, председатель Крымского с/совета. Вместе с ним переселились и несколько семей. Вначале коммунары имели 80 га земли, две лошади, три коровы, одну овцу, числились в ней 71 человек. Вскоре появился первый барак на 8 семей. Сколько было радости, когда в 1927 г. коммуна приобрела свой первый трактор “Фордзон“. Жизнь в коммуне была очень интересной, радостной, общий труд сплачивал людей. Помнят старожилы и первую хуторскую комсомольскую свадьбу. Коммуна из года в год крепла и росла, появились новые коровники, свинарник, два птичника, а также один жилой дом на 100 человек, да еще с клубом, школой, медпунктом, детским садом и столовой. Коммуна просуществовала до 1935 г., она была реорганизована в колхоз с одноименным названием “Труд“.
Отсталый ранее край, превратился в район сплошной грамотности, высокой культуры. За это время неузнаваемо изменился облик населенных пунктов, год из года поднимается материальное благосостояние труженников района. Газифицированы почти все населенные пункты. В районе работают различные промышленные предприятия, торговые точки. Райцентр застроен многоэтажными домами, благоустраиваются улицы. Вместе с ростом благосостояния растет и культура людей. В районе 16 клубных учреждений, ЦБС с 17 библиотеками, 16 школ, детская школа искусств, спортивная школа и т. д. Волею исторической судьбы небольшая частица армянского народа поселилась в донских степях еще давно, но лишь в 1926 г. получила возможность основать свой район в составе России, бок о бок, плечом к плечу армянский народ трудится рядом с русским народом в дружбе и согласии.
Составитель О. Д. Хачкинаян,
Редакция А. О. Кешешян, М. А. Явруян.
Компьютерный набор А. М. Акопян.
Фотографии А. Д. Мирукян.