посадил на поле самолет кукурузное пилот который биография
Герой нашего времени. История пилота Дамира Юсупова, спасшего жизнь 233 пассажирам
Летчику Дамиру Юсупову удалось совершить настоящий подвиг. Самолет «Уральских авиалиний» под командованием Юсупова совершил аварийную посадку на кукурузном поле в Подмосковье. За мужество ему дали звание Героя России, а зарубежные авиакомпании завалили выгодными рабочими предложениями. Однако работать в другой стране Юсупов отказался: «Я патриот, мое место там, где Родина», — сказал он.
15 августа 2019 года самолет «Уральских авиалиний» Airbus A321-211 следовал привычным маршрутом Москва — Симферополь. Вскоре после взлета произошла авария — в двигатель забились птицы, но экипаж под командованием Юсупова сумел благополучно посадить самолет на кукурузное поле. Все пассажиры и члены экипажа — 233 человека, — выжили.
Удивительно, но летчик, спасший 233 жизни, совсем не считает себя героем. Он признался, что до сих пор чувствует себя неловко от повышенного внимания со стороны журналистов, коллег и простых граждан России.
«Я просто выполнял свою работу. Впрочем, времени на раздумья не было, мы следили за показателями и предпринимали все усилия, чтобы спасти пассажиров и как можно мягче посадить самолет», — рассказал капитан самолета.
О небе Юсупов грезил с детства, однако попасть в летное училище не смог по медицинским показаниям. До 32 лет Дамир трудился обычным юристом. Тем не менее, он нашел в себе силы круто изменить жизнь и поступил в авиационное училище. Преподаватели Юсупова не раз отмечали серьезность и практичность студента: этим он выгодно отличался от молодых учеников. По окончании учебы Юсупов с трудом нашел работу: на 35-летнего выпускника все смотрели скептически. Тем не менее, в «Уральских авиалиниях» Дамиру дали шанс, и не зря: свое главное жизненное испытание он прошел с честью.
После того, как к летчику-герою пришла заслуженная слава, представители зарубежных авиакомпаний прислали ему десятки выгодных коммерческих предложений. Однако Юсупов остался непреклонен: «Я патриот России и никуда уезжать не хочу», — не раз заявлял он. Сейчас Дамир по-прежнему живет в России и продолжает работать в «Уральских авиалиниях».
Герой России Дамир Юсупов доказал преданность Родине не словом, а делом. Несмотря на все преграды, он следовал за мечтой, а его профессионализм, мужество и ответственность сумели сберечь сотни жизней. А символ подвига — кукуруза с того самого поля, — как рассказал летчик, до сих пор хранится дома в холодильнике.
Биография Дамира Юсупова: «Уральские авиалинии», звание Героя России и уход в политику
Дамир Юсупов. Биография: работа в «Уральских авиалиниях», аварийная посадка под Жуковским, звание Героя России, поход в Госдуму.
Краткая справка
Дамир Касимович Юсупов (Damir Yusupov). Дата рождения – 13 сентября 1977 года. Место рождения – Игарка, Красноярский край, РСФСР, СССР.
Ранние годы
Будущий Герой России родился в Красноярском крае в семье летчика Касима Камиловича и медика Мянзили Абдулхаевны. Отец Дамира, татарин по национальности, большую часть жизни проработал в объединенном авиаотряде аэропорта Игарки и имел свыше 20 лет летного стажа. Мать трудилась медиком в том же самом аэропорту и проводила предрейсовые осмотры пилотов.
Когда в 1993 году отец Дамира вышел на пенсию, семья перебралась в Сызрань (Самарская область), откуда был родом Касим Камилович. После школы юноша пошел в Сызранский политехнический колледж. Окончив его, Дамир отправился отдавать долг Родине, служил в танковых войсках.
Демобилизовавшись, Дамир собрался поступать в летное училище, но молодого человека в него приняли – не прошел медкомиссию. Тогда он поступил на заочное отделение юрфака в Чувашский государственный университет имени Ильи Ульянова. Получив диплом по специальности юрист он несколько лет работал по профилю в горадминистрации Сызрани.
Карьера летчика
Несмотря на первую неудачу с медкомиссией, Дамир не оставлял мечту вслед за отцом стать пилотом. И ему удалось ее реализовать. А вот братья Дамира выбрали себе другие профессии. Про Олега, старшего брата, Википедия пишет, что он стал полицейским и дослужился до звания майора. Про младшего брата Артура известно меньше: на момент награждения Дамира Юсупова званием Героя России он жил вместе с родителями.
Вторая попытка Дамира Юсупова стать пилотом самолета была уже в зрелом возрасте. Он поступил в Бугуруслане в летное училище, являющееся филиалом Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.
Окончив училище с отличием, выпускник устроился на работу в российскую авиакомпанию «Уральские авиалинии» (Ural Airlines). Уже вовсю летая, Юсупов решил продолжать обучение и в 2018-м получил вторую специальность в Ульяновском институте гражданской авиации (аэронавигация).
Подвиг Дамира Юсупова
Широкая известность настигла Дамира Юсупова после того, как он сумел посадить самолет A321 на кукурузное поле после столкновения со стаей птиц при вылете из аэропорта «Жуковский».
15 августа 2019 года самолет под управлением Дамира вылетел из Москвы в сторону Симферополя, но вскоре после взлета случилось столкновение со стаей чаек. Из-за этого у воздушного судна отказали оба двигателя. Трагедии удалось избежать, самолет сел на кукурузное поле. Из 233 человек, бывших на борту, 74 при контакте с землей получили травмы разной тяжести, но никто не погиб.
Посадившего самолет Дамира Юсупова президент России наградил званием Героя России. Аналогичной награды удостоился и второй пилот Георгий Мурзин. Не остались без наград и остальные члены экипажа, работавшие с Дамиром Юсуповым на рейсе. Им выдали ордена Мужества.
Среди награжденных орденом Мужества был и Дмитрий Ильинский, автор крылатой фразы «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы». 32-летний бортпроводник произнес ее во время эвакуации пассажиров. По его словам, кукуруза на поле была весьма высокой, ориентироваться при прогулке по полю можно было только на солнце.
Уголовное дело
Хотя в новостях вынужденное приземление на кукурузном поле было названо подвигом, а экипаж был представлен к наградам, в Следственном комитете РФ было возбуждено уголовное дело по факту жесткой посадки самолета по части 1 статьи 263 УК РФ. Расследование продолжается и сейчас, в качестве причины задержки называется пандемия коронавируса.
Ряд экспертов критиковали действия Юсупова, доходило даже до утверждений, что пилот мог стать причиной гибели нескольких сотен человек. Юсупов в курсе критики в свой адрес, он признал, что экипаж действительно ошибся, забыв убрать шасси при взлете. В интервью для расследования YouTube-канала Baza он подчеркнул, что для него главное – что все пассажиры живы-здоровы и вернулись к своим семьям.
Самого Юсупова после того случая часто сравнивали с американским пилотом Чесли Салленбергером, который в аналогичной ситуации (после столкновения воздушного судна со стаей птиц) совершил аварийную посадку на воду. Эта посадка вошла в историю как «Чудо на Гудзоне».
Личная жизнь
В биографии Дамира Юсупова было два брака. Первую жену летчика звали Амина. Они развелись в 2012 году, у Дамира Юсупова в браке с Аминой родились два сына – Ильяс и Исмаил (разница в возрасте 1 год).
Со своей второй супругой Натальей Дамир познакомился в 2014 году в самолете, летевшем по маршруту Екатеринбург – Краснодар. Через полгода они поженились. Супруги воспитывают дочь Анну и сына Динислама (разница в возрасте у детей 4 года).
Юсупов активно ведет соцсети. У него есть собственная страница с фотографиями и видео в Instagram. На аккаунт пилота «Уральских авиалиний» в Инстаграм подписаны свыше 6,5 тыс. пользователей. На странице можно найти как личные фото, так и снимки, посвященные работе или тем местам, куда Дамир попал как пилот авиакомпании.
Уход в политику
После отечественного «Чуда на Гудзоне» пилот «Уральских авиалиний» обрел огромную популярность. Его стали приглашать на отечественное ТВ. Так, ему удалось побывать в гостях на вечернем шоу Ивана Урганта.
Популярностью летчика решили воспользоваться в своих интересах власть предержащие. Так, в феврале 2021 года СМИ заговорили о возможном уходе в политику знаменитого летчика «Уральских авиалиний», Дамира Юсупова прочат в кандидаты в депутаты Госдумы.
Поначалу Юсупов не отвергал возможность, но в середине февраля осторожно заметил, что уход в политику означает отказ от полетов, а он сам хочет продолжать летать.
Однако уже в конце месяца СМИ сообщили, что губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев убедил Героя России пойти на выборы от «Единой России». В региональном списке кандидатов от «ЕР» Юсупов идет под номером три – после самого Куйвашева и соавтора поправок в Конституцию Павла Крашенинникова.
Пилот Дамир Юсупов: «Сначала думали посадить самолет на одном двигателе»
На взлете самолет столкнулся со стаей чаек, их попадание в двигатели привело к отказу обоих двигателей, самолет начал снижение. На встрече с прессой летчик рассказал, что команда меняла решение несколько раз.
Дамир Юсупов, командир экипажа:
— В тот момент чувств никаких не было, мысли были только о том, как, во-первых, не допустить падения, во-вторых, когда уже падение было неизбежно, как можно мягче посадить самолет.
После взлета появилась неустойчивая работа двигателя сначала левого, потом правого. Мы отрабатываем на тренажерах отказ одного двигателя. Отказ обоих двигателей тоже отрабатываем, но… я сначала подумал, что это отказ одного двигателя, правый двигатель работал. Думал, отработаем отказ, выключим двигатель, развернемся, либо зону ожидания попросим и выполним посадку на том же самом аэродроме. После того как мы увидели, что второй двигатель тоже теряет мощность, несмотря на все действия, которые мы предприняли, самолет начал снижаться и произошло то, что произошло.
Решение менялось несколько раз. Я планировал набрать определенную высоту, на ней задержаться, отработать отказ, принять решение правильное, рассчитать всё. Но оказалось, что времени было мало.
Я принял решение не выпускать шасси, поскольку это было безопаснее для посадки.
Сам момент эвакуации я не видел, бортпроводники сработали мгновенно. Мгновенно дали надлежащие команды, выпустили надувные трапы. Когда я вышел из кабины, все уже были эвакуированы и находились на безопасном расстоянии (от самолета).
Были и другие варианты, но хорошо, что мы их не предприняли. Мы сели без кренов, с нормальным углом тангажа, как можно мягче. Если бы были предприняты другие попытки возврата, я не знаю, чем это могло закончиться.
Надежда Вершинина, бортпроводник:
— Действовали согласно инструкциям, мы это все тоже обрабатываем на тренажерах. Все прошло так, как мы отрабатываем. Никаких неожиданностей не было.
Пассажиры вели себя достаточно сдержанно, команды слушали, все быстро эвакуировались. Все прошло так, как было запланировано.
“Я не считаю себя героем”
Вечером 15 августа летчик Дамир Юсупов, командир экипажа Airbus A321 «Уральских авиалиний», выступил в программе “60 минут” на телеканале “Россия”. В ответ на слова ведущего, что миллионы россиян считают его героем, пилот ответил:
— Честно говоря, я себя героем нисколько не ощущаю. Выполнял то, что должен был. Спасал самолет, пассажиров, экипаж. Я думаю, что это было единственное решение. Каждый пилот поступил бы так же.
В эфире Юсупов рассказал, что подготовка воздушного судна и посадка пассажиров прошли в штатном режиме. Произошел запуск двигателя, экипаж получил разрешение на взлет. Но после отрыва самолета “практически сразу появилась неустойчивая работа двигателя — сначала левого, потом правого”.
— Обороты стали падать, самолет был тяжелый, мощности двигателя не хватало для продолжения полета. И даже для удерживания той высоты, которую мы к тому моменту заняли. Высота была незначительная. Первоначально [планировали] развернуться, посадить самолет. Но когда увидели, что второй двигатель тоже отказывает, у меня появилось одно решение — садить самолет перед собой, в поле, которое было впереди меня, — рассказал Дамир Юсупов.
Касание с землей в тот момент было неизбежно, добавил он. Поэтому пилот предпринял попытку как можно мягче посадить самолет, чтобы это произошло с наименьшей вертикальное скоростью. Дамир Юсупов в тот момент понял, что нужно сажать самолет “на брюхо”. Летчик отметил, что несмотря на руководящие документы, в таких ситуациях решение остается за командиром.
— Я увидел, что передо мной пересеченная местность, овраги, озера и поля. Принял решение, что безопаснее садить самолет без шасси. С выпущенными шасси самолет может просто закопаться в землю и перевернуться. Последствия могли быть еще хуже, — подчеркнул он.
После полной остановки самолет командир экипажа дал команду на эвакуацию пассажиров. Бортпроводники эвакуировали их из самолета по надувным трапам и увели на безопасное расстояние — 300 метров от лайнера. Старший бортпроводник давал команды пассажирам из мегафона: “Двигайтесь на солнце, вдоль рядов кукурузы…”, — это видно на видеозаписи, пояснил Юсупов.
— Бортпроводник зашел в кабину и доложил, что все эвакуированы. Жертв нет. Я почувствовал, конечно, большое облегчение. Что у нас, более или менее, все хорошо, — вспоминает командир экипажа. — После этого вышел, осмотрел самолет, оценил внешние повреждения. Удостоверился, что все на безопасном расстоянии. После чего вернулся в кабину и позвонил жене.
Благодарен экипажу, пассажирам и самолету
Командир экипажа считает, что самолет удалось посадить без серьезных повреждений для пассажиров благодаря регулярным практическим занятиям и профессиональным навыкам его команды.
— У нас в Екатеринбурге есть тренажер, на котором мы каждые полгода отрабатываем штатные аварийные ситуации. Поэтому морально и профессионально были к этому готовы.
Экипаж “Уральских авиалиний” отстранили от полетов на время расследования ЧП — это стандартная процедура. Дамир Юсупов надеется, что вернется к полетам.
— Конечно, я планирую продолжить полеты. В настоящее время еще рано озвучивать какие-то причины данной аварии. Сейчас проходит расследование, Следственный комитет собирает необходимые доказательства. Я думаю, что какое-то непродолжительное время я буду отдыхать. Данная ситуация, конечно, неприятная, но она не отбила у меня желание летать, — говорит он.
Командир экипажа поблагодарил всех, кто причастен к посадке рейса “Москва-Симферополь”.
Что известно о командире экипажа
Дамир Юсупов родился в городе Игарка в Красноярском крае в 1978 году. В 90-х его семья переехала в город Сызрань в Самарской области. Отец был пилотом — командиром экипажа вертолета “Ми-8”, поэтому сам Дамир с детства мечтал о небе, рассказывал он порталу “ПроПолевской”. Но он не прошел медкомиссию при поступлении в летное училище, поэтому получил юридическое образование.
Юсупов работал юристом в фонде жилья и ипотеки, а также был заместителем руководителя городской автономии татар, уже на общественных началах. Но в возрасте 32 лет он вернулся к своей мечте — поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации, которое закончил с отличием.
Телеканал “Дождь” пообщался с однокурсниками Дамира Юсупова, которые отметили, что он спокойный и ответственный человек, что “уже в училище в нем чувствовался профессионализм”, “летал и учился на пятерки” и в совершенстве знает английский язык.
В 2013 году Юсупов с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и сразу же после выпуска устроился на работу в “Уральские авиалинии”, в 2018-м получил вторую специальность “Аэронавигация” в Ульяновском институте гражданской авиации.
Налет пилота Юсупова составляет около 3 000 часов. Это в два раза больше минимума, необходимого для получения должности командира воздушного судна, уточняет “Коммерсант”.
С женой Натальей летчик познакомился тоже в самолете, когда сам был пассажиром, рассказала она сайту E1. Сейчас они воспитывают двоих детей. В эфире программы “60 минут” прозвучала запись его звонка жене 15 августа, из кабины самолета: “Мы упали на кукурузном поле, все живы, все эвакуировались, все хорошо”.
«Чудо на кукурузном поле»: как пилот Дамир Юсупов спас 233 жизни 15 августа 2019, 19:59
Утром 15 августа командир экипажа пассажирского самолета А321 «Уральских авиалиний» Дамир Юсупов спас 233 жизни, совершив посадку воздушного судна в кукурузном поле после попадания в двигатели птиц. Tengrinews.kz представляет хронологию событий и биографию героя.
ЧП, которое могло закончиться трагедией, случилось около 10.00 утра по времени Нур-Султана. Самолет вылетел из аэропорта Жуковский, расположенного в Подмосковье. Всего через несколько минут воздушное судно село брюхом на поле с кукурузой.
Для оказания помощи пострадавшим отправили все экстренные службы. Выжили все 233 человека: и пассажиры, и члены экипажа. Людей эвакуировали, пассажиры вереницей уходили с кукурузного поля. Некоторые даже вели трансляцию с места ЧП.
По последним данным, в результате жесткой посадки самолета различные травмы получили 74 человека, в том числе 19 детей.
Вскоре в Сети появились видео чаек, которые угодили в двигатели и едва не стали причиной крупнейшей авиакатастрофы в современной истории.
Дамир Юсупов/Facebook
После учебы Дамира приняли на работу в авиакомпанию «Уральские авиалинии». В 2018 году Юсупов получил вторую специальность, окончив Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева по направлению «аэронавигация».
Российские звезды восхищаются поступком экипажа и благодарят за спасение сотен людей.
Публикация от Максим Галкин (@maxgalkinru) 15 Авг 2019 в 2:13 PDT
Публикация от Ксения Собчак (@xenia_sobchak) 15 Авг 2019 в 2:07 PDT
В Общественной палате России уже даже предложили не только наградить экипаж Аirbus А321, но и снять о нем фильм. Идею высказал глава комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
Премьер подчеркнул, что благодаря умелым действиям экипажа удалось предотвратить катастрофу и гибель людей. Между тем героя Дамира Юсупова и его коллег отстранили от полетов на время проверки.
«Я себя героем нисколько не ощущаю» Посадившие самолет на кукурузное поле пилоты стали Героями России
Самолет A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», следовавший из Москвы в Симферополь, совершил аварийную посадку около 07:00 утра 15 августа на кукурузном поле в Подмосковье. Из 233 находившихся на борту (226 пассажиров и 7 членов экипажа) за медицинской помощью обратились 55 человек, 29 из них доставили в больницу, одного пассажира госпитализировали. Большинство людей, ознакомившихся с подробностями случившегося и действиями пилотов, называют летчиков настоящими героями. Даже пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отметил, что в Кремле поступок командира воздушного судна и второго пилота сочли героическим. Однако Дамир Юсупов и Георгий Мурзин в беседе с журналистами скромничают и героизма не признают.
Дамир Юсупов, командир воздушного судна: «Подготовка воздушного судна, посадка проходили в штатном режиме. Запуск двигателей произошел, вырулили на исполнительный старт, получили разрешение на взлет. Выполняли взлет, фактически сразу после отрыва самолета появилась неустойчивая работа двигателей, сначала левого двигателя, потом правого. Обороты стали падать. Самолет был тяжелый, мощности двигателей не хватало для продолжения полета и даже для удержания той высоты, которую мы к тому моменту заняли. Высота была незначительная. Первоначально появилось решение развернуться, посадить самолет, но когда увидели, что второй двигатель тоже отказывает, было только одно решение: сажать самолет. Перед нами было поле. Каждые полгода у нас есть занятия на тренажере, на котором мы отрабатываем штатные и аварийные ситуации, поэтому морально и профессионально были к этому готовы. У нас в Екатеринбурге имеется свой тренажер, своя школа подготовки летного состава. Благодаря этим навыкам нам удалось успешно, без серьезных повреждений для пассажиров, посадить самолет».
Георгий Мурзин, второй пилот: «После взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, тяги не хватало, высота плавно падала. И приземлились в поле. Командир взял управление».
Дамир Юсупов: «Я увидел, что передо мной пересеченная местность — овраги, озера, поля. Я принял решение, что безопаснее сажать самолет без шасси, потому что с выпущенными шасси самолет может просто закопаться в землю, перевернуться, и последствия, я думаю, могли быть еще хуже.
Самолет был полностью управляемым по продольному боковому каналу. После отказа обоих двигателей, когда пошло устойчивое снижение самолета, я понял, что касание с землей уже неизбежно, поэтому предпринял попытки как можно мягче посадить самолет, чтобы касание произошло с наименьшей вертикальной скоростью.
После полной остановки самолета и выполнения необходимых процедур была дана команда на эвакуацию пассажиров. Большое спасибо всем бортпроводникам, они очень оперативно сработали, дали надлежащие команды, выпустили надувные трапы и смогли эвакуировать пассажиров из самолета и увести их на безопасное расстояние. Отдельное спасибо второму пилоту, который мне оказывал непосредственную помощь, подсказывал, давал команды, озвучивал параметры работы двигателей.
Фото: Татьяна Макеева / Reuters
С мегафоном я не стоял, скорее всего, это был старший бортпроводник. После чего он зашел в кабину и доложил, что все эвакуированы, жертв нет. Я почувствовал, конечно, большое облегчение, что у нас все хорошо.
После эвакуации пассажиров я вышел из самолета и осмотрел внешние повреждения. Удостоверился, что все на безопасном расстоянии. Вернулся в кабину и оттуда позвонил жене.
Я себя героем нисколько не ощущаю, потому что выполнял то, что должен был выполнить: спасал самолет, пассажиров, экипаж.
Конечно, я планирую продолжить полеты. Просто пока еще рано говорить о каких-то причинах этой аварии, сейчас проходит судебное расследование, этим занимается следственный комитет, собирает необходимые доказательства. Я думаю, что какое-то непродолжительное время я буду отдыхать без полетов, а в дальнейшем, конечно, планирую продолжить летать. Ситуация неприятная, но она не отбила у меня желания летать».
Позже на пресс-конференции Дамир Юсупов принес пассажирам извинения. «Пассажирам единственное что могу сказать: немножко виноват, что их не доставил к месту назначения (в Симферополь). С некоторыми беседовал, когда обходил самолет».