понятие осевое время истории было введено в философию
Осевое время
Э. О. Берзин объясняет глобальные перемены «осевого времени» преодолением «катастрофы бронзового века» и распространением металлургии железа, резко повысившей производительные силы обществ Древнего Востока. Этот подъём привёл к созданию региональных империй с духовной культурой, способствующей их единству. Переворот в духовной жизни в большинстве обществ Востока пришёлся на один сравнительно короткий период (собственно «осевое время»), но последствия его сказывались в течение многих столетий.Последние исследования подтверждают обоснованность выделения периода 800—200 гг. до н. э. в качестве особой эпохи в эволюции мир-системы — в этот период, например, на порядок вырастает уровень мировой урбанизации, грамотности и т. п., а мир-система испытывает фазовый переход в качественно новое состояние. По мнению А. В. Коротаева, в осевое время происходит появление и широкое распространение представлений о том, что общество со временем изменяется, что «должное» не совпадает с «сущим», что возможно более справедливое социальное устройство и что его можно достичь, приложив для этого определенные сознательные усилия; оформляются многообразные социальные идеалы; появляются, распространяются и развиваются организационные формы, в рамках которых ведется деятельность по претворению этих идеалов в жизнь, сразу как минимум во всех «центрах» осевого времени (Греции, Риме, Палестине, зороастрийском Среднем Востоке, Индии, Китае). Именно с этой эпохи социальную эволюцию человечества (по крайней мере той его части, которая тем или иным образом, прямо или косвенно прошла через осевое время) никак нельзя уже рассматривать как полностью (или почти полностью) естественноисторический процесс, обусловленный даже в конечном счете только или почти только одними объективными материальными факторами. Сознание все в большей и большей степени начинает определять бытие.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Дромолóгия — теория скорости французского философа и архитектурного критика Поля Вирильо, основной идеей которой является понимание скорости как репрезентации работы социально-политической машины, обладающей разрушительной силой. Концепция дромологии впервые рассматривается в труде «Скорость и политика» (1977) Поля Вирильо, а далее теория развивается в сочинении «Информационная бомба» (2000).
Основная статья: Гарольд Адамс Иннис Гарольд Адамс Иннис (5 ноября 1894 — 8 ноября 1952) — профессор политической экономии Торонтского университета, автор трудов по экономической истории Канады, а также ряда работ по исторической роли средств коммуникации в развитии цивилизаций.
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
Полезное
Смотреть что такое «ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» в других словарях:
Осевое время — (нем. Achsenzeit) термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип… … Википедия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — одно из ключевых понятии в культуролог, мировоззрении К. Ясперса. О.в. он называет период с 800 по 200 до н.э., когда определились масштабы и проблемы всего последующего развития мировой цивилизации. В этот период, в выделяемых… … Энциклопедия культурологии
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … История Философии: Энциклопедия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — термин К. Ясперса, обозначающий период между 8 и 2 вв. до н.э., когда произошел резкий поворот в истории, появился человек современного типа и образовалась как бы ось мировой истории. Христианская история видела отправной пункт исторического… … Философская энциклопедия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — – концепт, введенный К. Ясперсом для обозначения исторического периода с 8 по 2 вв. до н. э. Как наиболее важного для развития мировой цивилизации. На протяжении этих шести веков человечество совершило великий прорыв к новым культурным рубежам,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … История Философии: Энциклопедия
ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ экзистенциалист, психолог, культуролог. Окончив в 1901 классич. гимназию, обучался на юрид. и мед. ф тах Гейдельберг. ун та. Большую известность Я. принесли работы по психопатологии выдающихся… … Энциклопедия культурологии
ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ, один из ярких представителей философии экзистенциализма. Будучи психиатром по образованию, широкую известность получил после опубликования своей работы «Психология мировоззрений» (1919). В 1920 1937 проф.… … Философская энциклопедия
Коротаев, Андрей Витальевич — Андрей Витальевич Коротаев Дата рождения: 17 февраля … Википедия
Осевое время (Подопригора, 2013)
«ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» — философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной философии и призваны содействовать «углублению нашего осознания современности». Человек есть историческое существо, а сама история предполагает пронизывающий время смысл, обеспечивающий осмысленность человеческих поступков. Однако современность, характеризующаяся радикальным разбожествлением мира, ставит под вопрос наличие какого-либо высшего смысла в истории. Тем более что прежние святыни, имевшие локальное значение, не в состоянии обеспечить духовное единство всего человечества, насущно необходимое в условиях глобализации общественной жизни. Вопрос о смысловом единстве всей истории, без которого она рассыпается на бессвязный набор событий, ставится Ясперсом прежде всего как вопрос о возможности осмысленного действия человека в современном мире. Однако истоки и цель истории, объединяющие человечество в единое целое, достоверно неизвестны и непосредственно ощутимы «лишь в мерцании многозначных символов». Единство человеческой истории выступает у Ясперса предметом «философской веры», отличной от религиозной своей конфессиональной нейтральностью и наличием рационального обоснования. В качестве эмпирически наблюдаемого воплощения той идеальной оси, вокруг которой разворачивается история всего человечества, Ясперсом указывается «Осевое время» — период примерно с 800 по 200 г. до н. э. В этот промежуток времени в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения, связанные в Китае прежде всего с деятельностью Конфуция и Лao-цзы, в Индии — мыслителей Упанишад и Будды, в Иране — Заратустры, в Палестине — пророков, в Греции — философов и трагиков. Несмотря на локальное своеобразие этих процессов, по Ясперсу, это было по существу единое духовное движение, имеющее значение для человечества и сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Важнейшей характеристикой «Осевого времени» Ясперс считает прорыв мифологического миросозерцания — основы «доосевых» культур. Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью и само собой понятностью приходит конец. Твердые изначальные устои жизни начинают колебаться, человек осознает хрупкость своего бытия; возникают религии спасения, связанные с идеей трансцендентного единого Бога. Борьба против мифа ведется и со стороны рационально проясненного опыта: бессознательно принятые ранее воззрения становятся предметом критического внимания, начинается духовная борьба, в ходе которой каждый пытается убедить другого, обосновывая свои идеи. «Осевое время» является концом непосредственного отношения человека к миру и к самому себе. Человек уже не замкнут в себе и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он ставит вопросы о смертности, о трагической вине, вырастающие в один общий остракизм вопрос — о смысле человеческого существования, который перестает быть самоочевидной данностью. Обобщенно все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением. С этого периода, по Ясперсу, берет свое начало общая история человечества. Вначале «Осевое время» ограничено в географическом отношении, но постепенно становится всеохватывающим. Тем, что тогда свершилось, человечество живет по сей день — каждый его новый подъем сопровождается актуализацией опыта «осевой эпохи».
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 295-297.
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
Полезное
Смотреть что такое «ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» в других словарях:
Осевое время — (нем. Achsenzeit) термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип… … Википедия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — одно из ключевых понятии в культуролог, мировоззрении К. Ясперса. О.в. он называет период с 800 по 200 до н.э., когда определились масштабы и проблемы всего последующего развития мировой цивилизации. В этот период, в выделяемых… … Энциклопедия культурологии
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … История Философии: Энциклопедия
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … Новейший философский словарь
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — – концепт, введенный К. Ясперсом для обозначения исторического периода с 8 по 2 вв. до н. э. Как наиболее важного для развития мировой цивилизации. На протяжении этих шести веков человечество совершило великий прорыв к новым культурным рубежам,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной … История Философии: Энциклопедия
ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ экзистенциалист, психолог, культуролог. Окончив в 1901 классич. гимназию, обучался на юрид. и мед. ф тах Гейдельберг. ун та. Большую известность Я. принесли работы по психопатологии выдающихся… … Энциклопедия культурологии
ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ, один из ярких представителей философии экзистенциализма. Будучи психиатром по образованию, широкую известность получил после опубликования своей работы «Психология мировоззрений» (1919). В 1920 1937 проф.… … Философская энциклопедия
Коротаев, Андрей Витальевич — Андрей Витальевич Коротаев Дата рождения: 17 февраля … Википедия
Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:
для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций
Сдаешь тесты самостоятельно?
Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!
Философия МФПА Тест с ответами
Правильных ответов не менее 93%
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Автором труда «Философия общего дела» является …
Агностицизм приобрел свою классическую форму в произведениях…
Аквинского и Абеляра
Демокрита и Платона
В основе … лежит вера в высшие, абсолютные ценности
В основе позиции представителей скептицизма лежит принцип…
+ равнозначности всех суждений
однозначности всех суждений
отрицания веры в сверхъестественное
отождествления материи и пространства
В познавательном процессе активной, творческой стороной выступает…
Высказывание «Общее знание всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией» принадлежит …
Высказывание о том, что «философия – это наука, исследующая первые начала и причины» принадлежит …
Глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения – это …
Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил …
Для социально–материалистической модели характерно утверждение о том, что …
выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе
выдающаяся личность не играет никакой роли в истории
общественная жизнь – случайный процесс
+все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества
Идеология – это …
отражение классовых интересов в религиозных концепциях
+систематизированное отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретической форме
систематизированное отражение социальной действительности
совокупность представлений о развитии общества и месте человека в нем
система взглядов на политические партии и политическую борьбу
Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для …
Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как …
личные интересы преобладают над общественными
+человек не существует как индивидуум
+общность человека и природы
человек занимает центральное место
Кто был первым философом, обозначившим вопрос о соотношении материи и сознания?
Л. Фейербах вере в Бога противопоставил …
нравственные основы общества
веру в идеальные общественные отношения между людьми
Мировоззрение различных этапов развития обществ и цивилизаций классифицируется по следующему основанию:
по глубине отражения действительности
по социальному характеру
+по историческому типу
по национальным особенностям
– объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благ Общественное бытие
Основные задачи, которые ставит перед собой философия неотомизма, – это …
доказать истинность современной научной картины мира
адаптироваться к современным условиям
+приблизиться к простому человеку
+доказать истинность католицизма
+обосновать гармонию веры и разума
разрушить грань между человеком и Богом
Основные идеи философии В. Соловьева – это идеи …
+существования всеобщей божественной мудрости
непосредственного перехода к социализму с опорой на самобытность русского народа
революционного обновления общества
непротивления злу насилием
Основным систематизатором Средневековой схоластики зрелого этапа ее развития был …
По типам государства можно разделить на …
Понятие «осевое время истории» было введено в философию …
где все будут счастливы
отраженная в источниках
+ схваченная в мысли
Представители … уверены, что мир существует только в нашем сознании
Производственные отношения – это отношения …
Система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности – это … техника
Согласно этическому подходу, философия рассматривается как наука о …
Социальная мобильность – это …
возможность свободного передвижения по территории государства
+переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса
активные миграционные процессы в обществе
С позиции идеалистического понимания общества верно суждение о том, что …
народ – творец истории
народ – прогрессивно мыслящие классы общества
роль народа в процессе общественного развития возрастает
Суть суждения Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» заключается в …
ограниченности познавательных возможностей человека
абсолютизации познавательных возможностей субъекта
трактовке знания как божественного откровения
отрицании возможности всякого постижения истины
+попытке вызвать у человека стремление к истине
Сущность волюнтаризма состоит в том, что …
ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа
народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества
+выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами
история есть результат деятельности мирового разума
Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что …
+общество – продукт взаимодействия различных равноценных факторов
основой общества является развитие науки и техники
история есть результат деятельности мирового разума
жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов
научное предвидение исторических событий возможно
исторический процесс совершается закономерно
общественная жизнь не имеет объективных законов
+ ход истории заранее предопределен и неизбежен
Сущность человека состоит в том, что …
это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение
+человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы
решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты
его поведение полностью предопределено генотипом
его поведение определяется биологическими законами
Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами
Дуализм – Р. Декарт, И. Кант
Идеализм – Ф. Аквинский, Д.Беркли, Г. Лейбниц
Материализм – Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах
—- Платон, Демокрит, Ф. Ницше
— Н. Кузанский, Т. Гегель, И. Кант
— Ф. Бэкон, Д. Беркли, Р. Декарт
Установите соответствие между теоретическими моделями общества и характерными для них особенностями
Плюралистическая – равнозначность всех факторов; отрицается наличие детерминирующего фактора общества
Материалистическая – определяющая роль общественного бытия; признание объективных законов исторического процесса
Идеалистическая – сознание – конечная причиной исторических событий; отрицание объективных законов развития общества
—- определяющая роль общественного бытия; сознание как конечная причина исторических событий
—- отрицание детерминирующего фактора общества; природные условия – определяющий фактор развития общества
Установите соответствие между философскими школами и принадлежащими к ним философами
Софистика – Протагор, Горгий
Атомизм – Демокрит, Эпикур
Милетская школа – Фалес, Анаксимен
Утверждение, что Бог разлит во всей природе, характерно для такого философского направления, как.
Философия – это высшая ступень развития …
Философское направление, представленное именами: Ж.–П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, – это …
Цивилизационный анализ общества разработан …
Ядром политической системы общества является …
… — это специфическое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом которого является реальная действительность и внутренний мир человека, его чувства и переживания Искусство
… – это уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального Индивидуальность
…. – это учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира