полюдьем в древней руси называют
Полюдье
Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину, в становища. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.
История
Полюдье — ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Продолжалось с ноября по январь.
Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.
Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию [1]
Однако, арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:
Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать [2]
Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:
поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! [3]
Также известно о силах участников полюдья:
Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся [4]
Однако, в 945 году, когда полюдье возглавлял сам великий князь Киевский Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани.
О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы:
Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год [5]
Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.
Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.
Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf).
Примечания
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Полюдье» в других словарях:
ПОЛЮДЬЕ — ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… … Толковый словарь Даля
полюдье — объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 • дань (12) • объезд ( … Словарь синонимов
ПОЛЮДЬЕ — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ( людей ) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности … Юридический словарь
ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность … Большой Энциклопедический словарь
ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… … Юридическая энциклопедия
полюдье — ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения ( людей ) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… … Энциклопедический словарь
ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… … Русская история
Полюдье — ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… … Большая советская энциклопедия
Полюдье — (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПОЛЮДЬЕ — ( хождение по людям ) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… … Советская историческая энциклопедия
Полюдьем в древней руси называют
Исторические очерки запись закреплена
ПОЛЮДЬЕ НА РУСИ
Полюдье – способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9 – 12 веках. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность. Полюдье стало первой попыткой князей Древней Руси наладить систему сбора налогов с подвластных территорий.
Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких вот «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.
Сегодня ведутся споры на тему того, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно также захватывали территории и взимали дань.
Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввёл князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и расширением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль для того, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать армию и казну для дальнейших военных походов. путем продажи на рынке в Византии полученных в ходе сбора дани товаров. Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.
Каждый год князь и его дружина объезжала подвластные территории с целью сбора дани и кормления – продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях относится к 10 веку. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения упоминается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и также относится ко второй половине 10 века. Это позволяет судить, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10 века.
В данном трактате, полюдье описывается таким образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань. К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся древляне, дреговичи, кривичи, северяне и другие восточнославянские племена. Кормясь полученной данью. русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию для того, чтобы там на рынке сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и другие товары).
В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 людей, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.
Считается, что помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Считается, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее, данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели, но когда в 945 году князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.
После подавления восстания древлян, княгиня Ольга проводит налоговую реформу и вводит новую систему взимания дани. Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах – специально созданных пунктах для сбора дани с населения. Взимаемый таким образом налог, позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался непосредственно князю в Киев. Поездки дружинников по территориям прекратились, а вместе с ними и кормления.
Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича в 966 году, а позднее, в 982 году и вовсе прекратилось с приходом к власти Владимира Святославича. Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 году. В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое гнездо. Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась вплоть до середины 19 века на отдаленных глухих территориях России. Полюдье также взимали в ряде других стран, например, в странах Африки.
Странности летописного рассказа
Помните летописный рассказ о смерти киевского князя Игоря Рюриковича? Он отправился в полюдье к древлянам, жившим северо-западнее Киева. Собрав с них установленную дань, князь двинулся дальше, но затем вернулся, то ли намереваясь получить дань второй раз в один год, то ли решив, что древляне ему чего-то недодали (тут толкования историков расходятся). При этом князь отпустил домой большую часть сопровождавших его воинов. Беспечность и жадность погубили Игоря. Древляне отказались платить дань, а самого князя убили и похоронили в своей земле, у города Искоростень (теперь Коростень). Византийский историк Лев Дьякон сообщает, что Игоря привязали к верхушкам двух пригнутых к земле деревьев, а затем их отпустили — и князь был разорван надвое.
Этот рассказ о смерти князя Игоря был, наверное, всем понятен в Киевской Руси X—XI веков. Другое дело — в наши дни. Сразу появляются вопросы. Вот только главные из них: что такое полюдье, только ли в Древней Руси правители ходили полюдьем, каково место полюдья в истории общества? Почему древляне подвергли Игоря именно такой казни? Почему его похоронили в земле древлян, а не сожгли в ладье на погребальном костре, как подобало бы, когда погребают знатного человека Руси?
Древнерусское полюдье представляло собой круговой объезд князем — в сопровождении дружины и слуг — своих владений для сбора дани.
Сведения о полюдье на Руси мы находим во многих древнерусских источниках, а также в источниках арабских, византийских, скандинавских. Около 948 года византийский император Константин Багрянородный на основе расспросов приезжих славян называет сроки полюдья (ноябрь — апрель), дает его маршрут, перечисляя племена, по землям которых оно следовало.
Академик Б. Л. Рыбаков обосновал предположение, что полюдье существовало и у скифов времен Геродота (V век до новой эры), а у вятичей и других племенных союзов восточных славян — еще до их объединения Киевской Русью. Он также вычертил на карте круговой маршрут киевского великокняжеского полюдья.
На территории нынешней Украины и юга России существовало прежде, вероятно, полюдье правителей дославянских государств — не только скифских царей, но, может быть, также готских королей, каганов гуннских, аварских, тюркских. В каждом из славянских племенных союзов, или княжений, было свое собственное полюдье. С образованием Киевской Руси полюдье киевского великого князя как бы «наложилось» на эти местные.
С середины X века система сбора дани совершенствуется княгиней Ольгой (см. выше) Однако с распадом Киевской Руси на отдельные большие княжества, а последних — на всё более мелкие, масштабы полюдий уменьшаются, их политическое значение падает. Однако на окраинах Украины — в Полесье и на Карпатах — полюдье продолжалось (сбор с общин шкур, мёда и прочего) вплоть до XVI века, но осуществлялось уже не князьями, а их представителями. Вместе с тем все большую долю дани составляла денежная подать.
В складывавшемся Русском государстве полюдье постепенно утратило свое значение основного способа отчуждения феодальной ренты, лишь на северных и восточных окраинах примерно таким же образом собирали дань («ясак») с местных «князьцов». Но и в центре государства князь с женой и свитой на святки (как раз хронологическая в разгар древнего полюдья) совершали объезд монастырей. Заодно, как и в старину, по пути вершили суд, собирали подношения.
Полюдье – что это такое в древней руси, краткое определение
Полюдьем в Древней Руси называли способ сбора дани с покоренных племен княжеской администрацией. Постоянной администрации и органов по сбору налогов в древности не существовало, поэтому князь с дружиной лично объезжал свои владения.
Процесс полюдья
Как явление оно существовало с IX до XII веков. Князь собирал дружину осенью, то есть после сбора урожая крестьянами-общинниками (смердами) и объезжал свои владения. Как правило, полюдье продолжалось с ноября до апреля.
В источниках того времени упоминается, что князь выезжал из Киева и объезжал по часовой стрелке такие племена – древлян, дреговичей, кривичей, северян и, возможно, радимичей. Сбор дани завершался в апреле и князь часто уходил с дружиной в какой-нибудь военный поход, например, на Византию.
Первым источником, в котором упоминается полюдью, является трактат “Об управлении” империей под авторством византийского императора Константина Багрянородного. Он был составлен около 950 года.
Рис. 2. Полюдье на Руси.
Особенности сбора дани
Численность отряда князя, который шел на полюдье, определялся в 100-200 человек. Пока хозяин собирал дань, он жил в гостях у племенного вождя и тот обязан был его содержать.
В 945 году князь Игорь был убит во время полюдья. После похода на Византию он пошел собирать дань с древлян. Ему показалось, что собрал мало и при второй попытке ее взять, он был убит. После этого, его жена – Ольга, отомстила древлянам за убийство мужа и установила порядок сбора дани. Ее стали свозить на погосты, а размер дани стал называться “урок”. Позже дань стали собирать княжеские наместники.
Одно из последних упоминаний полюдья в летописях относится к 1190 году. Его провел князь Всеволод Большое Гнездо. Скорость сбора дани составила 7-8 километров в день.
Рис. 3. Полюдье князя.
Что мы узнали?
Необходимо знать, что такое полюдье для понимания экономики Древней Руси. До появления постоянной княжеской администрации так был организован сбор дани.
Полюдье: как собирали налоги в Древней Руси?
Налоговые системы появились еще в глубокой древности: когда одно племя покоряло другое, оно обкладывало его данью. Полюдье и есть способ сбора дани. Его установили в землях восточных славян в IX-XII веках.
Эту дань можно назвать первой попыткой молодого государства систематизировано взимать налоги с покоренных земель. Однако полноценно работающую систему сбора дани ввела только княгиня Ольга. До нее полюдье не было ничем нормировано.
Особенности системы
Полюдьем в Древней Руси называли сам процесс объезда князем во главе дружины всех покоренных земель, с целью сбора дани. Так как князь лично объезжал все веси и села, возник термин «полюдье» — то есть, «поездка по людям».
Современные историки ведут споры о том, в какой именно период истории Древнерусского государства возникло это явление. Некоторые считают, что своеобразная система сбора дани существовала еще до создания единого государства: племенные союзы постоянно воевали между собой, и победители обкладывали побежденных данью.
Однако несмотря на все споры официально версией считается та, которая говорит о введении полюдья князем Олегом.
Связывали это с несколькими факторами:
Дань собирали поздней осенью и зимой, когда крестьяне снимали урожай с полей и имели достаточно ресурсов, чтобы расплатиться с князем. Более того, князь с дружной нередко останавливалась на зимовье в одной из деревень своих подданных, до самой весны пребывая на их полном содержании.
История явления
Давайте подробнее рассмотрим вопрос о том, как собирали дань в Древней Руси.
Каждый год князь со своей дружиной объезжал подвластные территории. Точный период таких поездок – с ноября по апрель.
Первое упоминание полюдья зафиксировано в летописях, датированных X веком. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы встречается в трактате «Об управлении Империей» за авторством византийского басилевса Константина Багрянородного. С учетом того, что трактат датирован тем же столетием, мы можем утверждать, что полюдье возникло на Руси не раньше X века.
Что нам известно о полюдье из летописей и трактата?
Кстати, именно к введению полюдья принято возводить традицию кормления. Хозяин дома (в случае данников – все поселение), у которого останавливался гость, должен был кормить и поить его. Позднее такая форма древнейшего славянского гостеприимства трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
Первая налоговая реформа
Разумеется, что обложенные данью племена были вовсе не рады такому стечению событий. Однако на протяжении нескольких десятилетий они терпеливо кормили своих князей и выплачивали дань.
После жестокой мести за мужа, княгиня Ольга, стала первой правительницей, проведшей налоговую реформу:
Так было покончено с древней формой полюдья и кормлений, а размер налога был стандартизирован.
Сбор полюдья значительно сократился во времена правления Святослава Игоревича, а после прихода к власти его сына, Владимира Красно Солнышко, прекратился вовсе. Последнее упоминание о сборе полюдья историки относят к 1190 году. До этого времени дань еще собиралась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако и здесь эта практика вскоре прекратилась.
Что такое полюдье?
Из статьи вы узнаете, что обозначает слово полюдье, о его введении на русских землях, когда и при каких обстоятельствах этот способ сбора податей был отменен.
Каждый год после окончания сбора урожая представители феодальной аристократии вместе со своими дружинами совершали объезд принадлежащих им угодий. Цель состояла в сборе подати с подвластных восточнославянских племен.
Целую зиму феодалы находились на иждивении и кормлении людей. Впервые этот процесс описал император Византийской империи Константин Багрянородный в X веке. Сбор дани князем Игорем наглядно отобразил К.В. Лебедев в своей картине, написанной в 1908 году.
Ежегодные подати позволяли князьям и их дружине в достатке пережить зиму. К. Лебедева «Князь Игорь собирает дань с древлян»
Каково значение слова полюдье?
Полюдье существовало в Древней Руси в IX-XII столетиях. Согласно данным Википедии, термин произошел от слова «люди», так в древности называли всех подданных Киевской Руси.
Полюдье по толковому словарю Кузнецова означает «ходить по людям с целью сбора податей». Киевское княжество не первое начало собирать ежегодные подати с населения, живущего на подвластных ему землях.
О сборщиках налогов в своих трудах упоминают арабские историки Ибн Руста и Гардизи. Количество сбора дани не имело определенности, подношения отдавали добровольно, как признание власти князя. Но попытка князя Игоря в 945 году повторно собрать дань со своих поданных закончилась трагедией. Возле древнерусского города Искоретень его дружина была разгромлена возмущенным народом, сам князь убит, там же похоронен.
Эскиз В.И.Сурикова показал результат недовольства частыми налогами.
Позже, после смерти мужа, княгиней Ольгой были установлены четкие размеры сбора повинности. При ее правлении разгромлены древляне, Киевская территория поделена на провинции. Каждую административную единицу стало возглавлять придворное лицо, именуемое тиуном. Такими реформами княгине Ольге удалось предотвратить раскол государства на отдельные княжества.
История явления и эволюция полюдной дани на Руси
Первоначально после реформы Ольги русичи самостоятельно в отведенный срок доставляли оброк на погост, место, определенное для сбора продуктов питания, пушнины, воска, изделий ремесленников, других ценностей. С погостов собранное добро увозили представители власти князя, которые вели учет всего поступившего ко двору киевского князя.
Создание древних погостов позволило обезопасить жизнь сборщиков налогов, а крестьян от их содержания в холодный период времени. Собранная пушнина, мед, изделия ремесленников шли на продажу иностранным купцам в обмен на золото, заморские ткани и фрукты. Со временем сбор перешел к княжеским наместникам. Полюдье стало называться даром.
Собранное полюдье обменивали на золото и драгоценные камни.
Система полюдье имела хождение по всей Европе, просто в разных странах она называлась по-своему. Это был прототип современных налогов, наполняющий бюджет казны. Вместе с полюдьем на Руси появились признаки зарождения государственности с армией, законодательными органами, единым правителем.
Взимание податей накладывало ответственность не только на их плательщиков, но и на руководителя государством. Он брал на себя обязательства по охране имущества и жизни своих подданных от набегов чужестранцев.
Кто и когда отменил Полюдье?
Началом конца полюдья на киевских землях стало правление князя Святослава Игоревича, полностью завершилось в 982 году, когда к власти пришел Владимир Святославович. Некоторые княжества продолжали взимать налоги до 1190 года.