полюдьем в древней руси назывался ось

ПОЛЮДЬЕ

О полюдье со­об­ща­ет­ся в рас­ска­зах арабских гео­гра­фов X-XI веков, ис­поль­зо­вавших ин­фор­ма­цию, вос­хо­див­шую ко 2-й половине IX века. Под­роб­но полюдье опи­са­но в главе 9 трак­та­та «Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей» (середина X века) ви­зантийского императора Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го. Им­пе­ра­тор упот­реб­ля­ет славянский тер­мин в греческой транс­крип­ции (pol9udia), пе­ре­во­дит сло­во как «кру­же­ние». Со­глас­но его рас­ска­зу, суть полюдья со­стоя­ла в том, что «ар­хон­ты» (кня­зья) и «все ро­сы» (во­ен­но-дру­жин­ная вер­хуш­ка Древнерусского государства) объ­ез­жа­ли зем­ли под­чи­нён­ных Кие­ву восточно-славянских сою­зов пле­мён и «кор­ми­лись» (то есть, оче­вид­но, со­би­ра­ли и по­треб­ля­ли про­до­воль­ст­вие) там с но­яб­ря до ап­ре­ля. Фак­ти­че­ски о полюдье (хо­тя без упот­реб­ле­ния это­го тер­ми­на) го­во­рит­ся в ле­то­пис­ном рас­ска­зе о ги­бе­ли в зем­ле древ­лян ки­ев­ско­го князя Иго­ря (по ус­лов­ной хро­но­ло­гии «По­вес­ти вре­мен­ных лет» со­бы­тие от­не­се­но к 945 году, од­на­ко сам рас­сказ был на­пи­сан не ра­нее начала XI века). Из рас­ска­за сле­ду­ет, что в полюдье «дру­жи­на» со­би­ра­ла не толь­ко про­дук­ты для про­пи­та­ния, но и дань (на­лог по оп­ре­де­лён­ной став­ке) с под­чи­нён­но­го на­се­ле­ния. Упо­ми­на­ния полюдья в ис­точ­ни­ках XII века по­зво­ля­ют пред­по­ла­гать, что во вре­мя этих объ­ез­дов кня­зья ре­ша­ли так­же су­деб­ные, административные и хо­зяйственные во­про­сы.

Близ­кие ана­ло­гии полюдья об­на­ру­жи­ва­ют­ся в со­сед­них ре­гио­нах: например, поль­ский стан (stan) и скандинавская вейц­ла (veizla). Рас­про­стра­не­ны так­же пред­став­ле­ния о полюдье как о все­мир­но-ис­то­рическом яв­ле­нии (Ю.М. Ко­би­ща­нов и другие).

Исторические ис­точники:

Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный. Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей: Текст, пе­ре­вод, ком­мен­та­рий. 2-е изд. М., 1991;

Пол­ное со­б­ра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. М., 1997. Т. 1;

Древ­няя Русь в све­те за­ру­беж­ных ис­точ­ни­ков: Хре­сто­ма­тия. М., 2009. Т. 3: Вос­точ­ные ис­точ­ни­ки.

Источник

Полюдье

полюдьем в древней руси назывался ось. Смотреть фото полюдьем в древней руси назывался ось. Смотреть картинку полюдьем в древней руси назывался ось. Картинка про полюдьем в древней руси назывался ось. Фото полюдьем в древней руси назывался ось

полюдьем в древней руси назывался ось. Смотреть фото полюдьем в древней руси назывался ось. Смотреть картинку полюдьем в древней руси назывался ось. Картинка про полюдьем в древней руси назывался ось. Фото полюдьем в древней руси назывался ось

Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину, в становища. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

История

Полюдье — ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Продолжалось с ноября по январь.

Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию [1]

Однако, арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать [2]

Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! [3]

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся [4]

полюдьем в древней руси назывался ось. Смотреть фото полюдьем в древней руси назывался ось. Смотреть картинку полюдьем в древней руси назывался ось. Картинка про полюдьем в древней руси назывался ось. Фото полюдьем в древней руси назывался ось

полюдьем в древней руси назывался ось. Смотреть фото полюдьем в древней руси назывался ось. Смотреть картинку полюдьем в древней руси назывался ось. Картинка про полюдьем в древней руси назывался ось. Фото полюдьем в древней руси назывался ось

Однако, в 945 году, когда полюдье возглавлял сам великий князь Киевский Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани.

О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы:

Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год [5]

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.

Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf).

Примечания

Источники

Полезное

Смотреть что такое «Полюдье» в других словарях:

ПОЛЮДЬЕ — ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… … Толковый словарь Даля

полюдье — объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 • дань (12) • объезд ( … Словарь синонимов

ПОЛЮДЬЕ — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ( людей ) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности … Юридический словарь

ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность … Большой Энциклопедический словарь

ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… … Юридическая энциклопедия

полюдье — ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения ( людей ) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… … Энциклопедический словарь

ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… … Русская история

Полюдье — ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… … Большая советская энциклопедия

Полюдье — (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПОЛЮДЬЕ — ( хождение по людям ) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… … Советская историческая энциклопедия

Источник

Полюдьем в древней руси назывался ось

полюдьем в древней руси назывался ось. Смотреть фото полюдьем в древней руси назывался ось. Смотреть картинку полюдьем в древней руси назывался ось. Картинка про полюдьем в древней руси назывался ось. Фото полюдьем в древней руси назывался ось

полюдьем в древней руси назывался ось. Смотреть фото полюдьем в древней руси назывался ось. Смотреть картинку полюдьем в древней руси назывался ось. Картинка про полюдьем в древней руси назывался ось. Фото полюдьем в древней руси назывался ось

Дни нашей славы запись закреплена

Полюдье – способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9 – 12 веках. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность. Полюдье стало первой попыткой князей Древней Руси наладить систему сбора налогов с подвластных территорий.

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких вот «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.
Сегодня ведутся споры на тему того, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно также захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввёл князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и расширением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль для того, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать армию и казну для дальнейших военных походов. путем продажи на рынке в Византии полученных в ходе сбора дани товаров. Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

Каждый год князь и его дружина объезжала подвластные территории с целью сбора дани и кормления – продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях относится к 10 веку. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения упоминается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и также относится ко второй половине 10 века. Это позволяет судить, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10 века.

В данном трактате, полюдье описывается таким образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань. К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся древляне, дреговичи, кривичи, северяне и другие восточнославянские племена. Кормясь полученной данью. русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию для того, чтобы там на рынке сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и другие товары).
В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 людей, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Считается, что помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Считается, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее, данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели, но когда в 945 году князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.

После подавления восстания древлян, княгиня Ольга проводит налоговую реформу и вводит новую систему взимания дани. Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах – специально созданных пунктах для сбора дани с населения. Взимаемый таким образом налог, позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался непосредственно князю в Киев. Поездки дружинников по территориям прекратились, а вместе с ними и кормления.

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича в 966 году, а позднее, в 982 году и вовсе прекратилось с приходом к власти Владимира Святославича. Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 году. В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое гнездо. Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась вплоть до середины 19 века на отдаленных глухих территориях России. Полюдье также взимали в ряде других стран, например, в странах Африки.

Странности летописного рассказа

Помните летописный рассказ о смерти киевского князя Игоря Рюриковича? Он отправился в полюдье к древлянам, жившим северо-западнее Киева. Собрав с них установленную дань, князь двинулся дальше, но затем вернулся, то ли намереваясь получить дань второй раз в один год, то ли решив, что древляне ему чего-то недодали (тут толкования историков расходятся). При этом князь отпустил домой большую часть сопровождавших его воинов. Беспечность и жадность погубили Игоря. Древляне отказались платить дань, а самого князя убили и похоронили в своей земле, у города Искоростень (теперь Коростень). Византийский историк Лев Дьякон сообщает, что Игоря привязали к верхушкам двух пригнутых к земле деревьев, а затем их отпустили — и князь был разорван надвое.

Этот рассказ о смерти князя Игоря был, наверное, всем понятен в Киевской Руси X—XI веков. Другое дело — в наши дни. Сразу появляются вопросы. Вот только главные из них: что такое полюдье, только ли в Древней Руси правители ходили полюдьем, каково место полюдья в истории общества? Почему древляне подвергли Игоря именно такой казни? Почему его похоронили в земле древлян, а не сожгли в ладье на погребальном костре, как подобало бы, когда погребают знатного человека Руси?

Древнерусское полюдье представляло собой круговой объезд князем — в сопровождении дружины и слуг — своих владений для сбора дани.
Сведения о полюдье на Руси мы находим во многих древнерусских источниках, а также в источниках арабских, византийских, скандинавских. Около 948 года византийский император Константин Багрянородный на основе расспросов приезжих славян называет сроки полюдья (ноябрь — апрель), дает его маршрут, перечисляя племена, по землям которых оно следовало.

Академик Б. Л. Рыбаков обосновал предположение, что полюдье существовало и у скифов времен Геродота (V век до новой эры), а у вятичей и других племенных союзов восточных славян — еще до их объединения Киевской Русью. Он также вычертил на карте круговой маршрут киевского великокняжеского полюдья.

На территории нынешней Украины и юга России существовало прежде, вероятно, полюдье правителей дославянских государств — не только скифских царей, но, может быть, также готских королей, каганов гуннских, аварских, тюркских. В каждом из славянских племенных союзов, или княжений, было свое собственное полюдье. С образованием Киевской Руси полюдье киевского великого князя как бы «наложилось» на эти местные.

С середины X века система сбора дани совершенствуется княгиней Ольгой (см. выше) Однако с распадом Киевской Руси на отдельные большие княжества, а последних — на всё более мелкие, масштабы полюдий уменьшаются, их политическое значение падает. Однако на окраинах Украины — в Полесье и на Карпатах — полюдье продолжалось (сбор с общин шкур, мёда и прочего) вплоть до XVI века, но осуществлялось уже не князьями, а их представителями. Вместе с тем все большую долю дани составляла денежная подать.
В складывавшемся Русском государстве полюдье постепенно утратило свое значение основного способа отчуждения феодальной ренты, лишь на северных и восточных окраинах примерно таким же образом собирали дань («ясак») с местных «князьцов». Но и в центре государства князь с женой и свитой на святки (как раз хронологическая в разгар древнего полюдья) совершали объезд монастырей. Заодно, как и в старину, по пути вершили суд, собирали подношения.

Источник

Ответы в игре Поле чудес за 29 октября 2021 последний выпуск

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 29 октября 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Как в России называли полку на стене избы, на которую ставили посуду?

Наблюдник (блюдешка, блюдник) – деревянные полки для блюд, тарелок, чашек, ложек, ножей, вилок, используемых ежедневно. Термин был распространён в северных губерниях Европейской России. Как и другие виды полок и шкафов, наблюдник издавна являлся необходимым элементом неподвижной обстановки избы.

Полки наблюдника делались с перильцами, чтобы тарелки можно было ставить на ребро. Прибивались к стене над судной лавкой одна над другой. В Архангельской губернии наблюдником называли настенный шкафчик для посуды; иногда это шкафчик типа посудника или поставца.

Как раньше на Урале и в Сибири называли деревянный помост для спанья около печи, служивший также крышкой, закрывавшей вход в подпол?

Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской. В крестовых домах и пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком. Изба старожилов делилась на различные части, имевшие свои названия и семантическую нагруженность, связанную с назначением и стоявшим там оборудованием. Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, располагавшееся между койкой и печью, — «под порог».

Как раньше в некоторых районах России называли детский стульчик?

В доме удмуртов для детей был специальный детский стульчик. В него заботливая мать усаживала малыша, который только начинал сидеть и ползать. Прежде чем сесть работать за ткацкий станок, женщина ставила рядом стул (дуплё), сажала туда ребенка, давала ему в руки игрушку — погремушку и спокойно приступала к работе. Массивная «дуплянка» удерживала непоседливого кроху на месте, позволяя женщине заниматься домашними делами.

Как раньше в России назывался стол для рукоделия с овальной столешницей?

История одного предмета. Столик-бобик

Особое, знаменательное место в дворянских усадьбах занимали столы. В гостиных размещали игорные, в кабинетах хозяев имений — рабочие.
В дамских будуарах часто располагались небольшие рабочие столики-бобики со столешницей в форме бобового зерна. Возможно, столик такой формы был первоначально навеян английскими и французскими образцами с так называемой почкообразной столешницей (в Англии их называли kidneytable, а во Франции – tableá larognon), получившими в России самостоятельное и оригинальное развитие. Бобики вошли в обиход еще в середине ХVIII столетия, округлость форм и небольшими размерами вполне соответствуя господствующему тогда стилю рококо. Но особенно они были модны в последние годы царствования Екатерины II. Легкие и устойчивые, они без труда передвигались к окну или дивану. За ними было одинаково удобно заниматься рукоделием, писать письмо или пить утренний кофе. Удобные в пользовании, бобики ставились и в спальне, и в детской, и в гостиной, и в кабинете, то есть практически во всех парадных и жилых комнатах. Их можно было встретить как в домах мелкопоместных дворян, так и во дворцах. По воспоминаниям статс-секретаря Екатерины II А.М. Грибовского, императрица «в 10-м часу выходила в спальню и садилась на стул (а не в креслах), обитый белым штофом, перед выгибным столиком, к коему приставляем, был еще другой такой же, обращенный выгибом в противную сторону, для докладчика; и перед ним стул».
Как видно из цитаты, в ХVIII столетии подобные столики назывались «выгибными». Название «бобик» возникло как профессиональный термин мебельщиков и историков прикладного искусства лишь в конце ХIХ века.

Говорили: «Что, девка, под порогом сидишь, проходи». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между печью и стеной, где располагался «передний угол», старожилы называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщине и предназначалось, в основном, для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик» с вещами хозяйки — сундук с приданым, взятым из дома родителей. Возле печи был вход в подполье — «голбец». К печи со стороны входной двери примыкала небольшая лавочка, называвшаяся «голбчик».

НАБЛЮДНИК – (блюдеешка, блюдник)
Деревянные полки для блюд, тарелок, чашек, ложек, ножей, вилок, используемых ежедневно. Полки наблюдника делались с перильцами, чтобы тарелки можно было ставить на ребро. Прибивался к стене над судной лавкой одна над другой.
В Архангельской губернии наблюдником называли настенный шкафчик для посуды: иногда это шкафчик типа посудника или поставца. Как и другие виды полок и шкафов, наблюдник издавна являлся необходимым элементом неподвижной обстановки избы. Термин был распространён в северных губерниях Европейской России.

Этот элемент интерьера был очень популярен в прошлом. На старых фотографиях я его замечала очень часто (хотя иногда он прячется в углу кадра и даже не сразу его увидишь).

Многие и слова-то такого не знают. А если назовешь – не угадают, что имеется в виду. Речь о наблюднике (но, вероятно, у него есть и другие названия). Это такая полочка, на которую ставили тарелки.

Конечно, использовались для посуды и специальные шкафчики (прародители советских сервантов с хрусталем). Но, видимо, именно наблюдники в какой-то период были в моде. Да и удобнее они, чем шкафы, если тарелок не так много (места опять же на полу не занимают совсем). А так посуда могла стоять и на печке, и на тумбочках, и любых других поверхностях – даже на балках под потолком.
Вообще, к слову сказать, наблюдники производят и сейчас. Но они не распространены и потому найти их в ближайшем магазине не всегда получится.

Источник

полюдье

Смотреть что такое «полюдье» в других словарях:

ПОЛЮДЬЕ — ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… … Толковый словарь Даля

полюдье — объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 • дань (12) • объезд ( … Словарь синонимов

ПОЛЮДЬЕ — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ( людей ) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности … Юридический словарь

ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность … Большой Энциклопедический словарь

ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… … Юридическая энциклопедия

Полюдье — «Собирают дань». Рерих Н. К. 1908г. Полюдье способ сбора дани с восточнославянских … Википедия

ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… … Русская история

Полюдье — ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… … Большая советская энциклопедия

Полюдье — (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПОЛЮДЬЕ — ( хождение по людям ) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… … Советская историческая энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *