половцами на руси называли кочевые племена
Почему половцев русские называли половцами
Неудачному походу новгород-северского князя Игоря Святославовича в 1185 году на половцев посвящено гениальное произведение русской словесности «Слово о полку Игореве». Волшебны «Половецкие пляски» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь».
Кто же такие половцы? Почему русские их так называли?
«Половцы, половчане; самоназвание — кыпчаки(кыпчак[лар]); в европейских и византийских источниках — куманы(лат. cumani, comani, греч. kоманои), Половцы. Большой энциклопедический словарь. В русских источниках — сарочины, в венгерских источниках — куны.
В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков. Затем половцы пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная, таким образом заселив всю Великую Степь от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).
При образовании Золотой Орды (середина XIII века) половцы ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык.»
Версия о том, что половцы были белокурыми и поэтому их называли желтыми кипчаками, действительно, довольно бредовая. Так почему же их называли желтыми?
Все дело в цветовом обозначении сторон света у тюрков.
Это хорошо известно из нашей позднейшей истории, поскольку Русь находилась от нее в зависимости в XIII – XV веках.
Эломари(Аль-Омари): «В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они (Татары) смешались и породнились с ними (Кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (Татар) и все они стали точно Кипчаки, как будто они одного рода, оттого, что Монголы (и Татары) поселились на земле Кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в землях их» [3.5, с.235].
см. Евгений Темежников «Были ли монголы монголоидами?»
http://www.proza.ru/2016/05/16/1760
Поскольку кипчакская степь простиралась от Алтая до Дуная совершенно логично предположить, что кипчаки, обитавшие на Востоке, в Центре и на Западе обозначались разными цветами также, как и позже в Орде. Таким образом, Сары-кипчак это центральные кипчаки, может быть, главные кипчаки, т. е. кипчаки желтые, что нашло отражение и в их самоназвании (САРЫ-КИПЧАК), и в языках их соседей — русских, армян и немцев.
Почему же русские не называли их просто желтыми кипчаками? Думаю, что на это наложило отпечаток то, что они, действительно, степняки — жители поля, поэтому слово «половый — соломенно-желтый» подходило для их обозначения больше, чем просто «желтый», поскольку «половый», как перевод тюркского «сары», также указывало на их происхождение из поля.
К цвету волос наименование «половцы» не имело никакого отношения. Цвет волос у половцев, конечно, был черным!
Половцы – великие воины и создатели каменных “баб”
Половцы, которых также называют кыпчаками или куманами, представляли собой народ, проживавший в непосредственной близости к Руси. Но если с другими соседями русским удавалось вполне мирно сосуществовать, то с половцами договориться “по-хорошему” удавалось крайне редко. Взаимоотношения этих племён с Русью были весьма неспокойными и нестабильными.
Порой половцы становились союзниками русских в борьбе против общих недругов, а иногда и вовсе превращались в лютых врагов. Нередко князья использовали их в качестве поддержки в междоусобных войнах. И этот аспект явно указывает, что к половцам на Руси относились крайне серьёзно, считая их грозной военной силой. Как же появился этот народ? Как жили суровые степные воины?
Появление народа
Чтобы лучше понять историю и суть любого народа, стоит отправиться к его истокам. К сожалению, сами половцы не оставили о себе письменных источников (их попросту не было), однако многое в их происхождении нам открывают русские и болгарские летописцы, византийские авторы.
Предположительно сформировались половецкие племена в VIII веке, однако первое упоминание о них можно встретить лишь в связи с 1055 годом. Тогда переяславский князь Всеволод Ярославич столкнулся с этим народом. Встреча прошла достаточно мирно, а новый этнос получил именование половцев.
Половецкий воин ХIII века, реконструкция Михаила Горелика
Особенности этнонима
Но почему русские решили называть половцев именно так? По мнению большинства исследователей, слово “половец” связано с существительным “полова” – “солома”. Вероятно, такое именование половцы получили из-за цвета волос, который в сравнении с обликом других кочевников действительно казался светлым, “соломенным”.
Другой вариант названия, кыпчаки, часто использовался тюркскими народностями. Если перевести это слово с татарского языка, получим – “колесница”. Именно этот аспект позволяет предположить, что половцы могли использовать боевые колесницы, что говорит о высочайшем уровне в военном деле, которого они сумели достичь. Кстати, есть и ещё одна версия, согласно которой “кыпчак” – это “удачливый” (в переводе с древнетюркского наречия).
Николай Константинович Рерих «Половцы», 1943 год
Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Исторический путь
История половецких племён наполнена войнами и весьма успешными завоеваниями. Достаточно быстро кочевникам удалось занять территорию современного Казахстана.
К южнорусским землям половцы выдвигаются в XI веке, активно опустошая занимаемые территории и набирая тысячи пленников. Долгое время переяславские князья старались поддерживать мирные отношения с кочевниками, но это равновесие сил оставалось весьма хрупким. Половцы всё равно оставались независимыми воинами, что в любой момент могли ринуться на выбранные земли – независимо от того, кто властвовал на них.
Андрей Семёнов «Бой русичей», 2014 год
Местонахождение: Частная коллекция
Нарушив договорённости, половцы направляются к переяславским территориям. После первой успешной попытки они продолжают наступление. Особенных успехов добился хан Искал, при котором половецкие земли значительно увеличились.
Русские князья нередко терпели поражения в схватках с воинственными соседями. Почему? Причина была вполне очевидна и банальна – они не могли оказать полноценный отпор половцам из-за раздробленности и разрозненности княжеств.
Осознавая причину своих ошибок, русские войска начали объединяться. В XII веке половцы всё чаще оказываются проигравшей стороной. Их оттесняют к Кавказским горам. Некоторая часть кочевников была принята в войско грузинского царя Давида.
А вот стычки с русскими половцам пришлось прекратить, поскольку с востока надвигалась серьёзная угроза для каждого из народов. Это было монголо-татарское нашествие. Оказывая сопротивление завоевателям, половцы выступили в качестве союзников Руси, но, к сожалению, потерпели поражение – их территории, как и земли русских, оказались под властью Орды.
Половцы, миниатюра из Радзивилловской летописи, XVвек
Местонахождение: Библиотека РАН, Санкт-Петербург, Россия
Половецкие “бабы”
О культуре половцев мы знаем не слишком много – в большинстве своём сведения исследователям “предоставляют” курганы. Над захоронениями представителей кочевых племён нередко можно было увидеть каменных “баб”. Какую функцию они выполняли? Существует версия, что такие изваяния помогали защитить могилы от злых духов и разбойников.
Несмотря на общую схожесть половецких “баб”, они значительно различаются по своему типажу. Археологи отмечают, что было несколько типов таких скульптур. Среди каменных “баб” выделялись мужчины (они часто усаты и с оружием), женщины с детьми, воины, женщины с кубками.
Парк-музей половецких баб, Луганск, ЛНР / © romka_lommy / romka-lommy.livejournal.com
Религия половцев
Половцы исповедовали тенгрианство. Верховным богом считался Тенгри, великий дух неба. Помимо этого, у кочевников были развиты тотемические верования. Священным животным считался волк, что воплощал свободу и гордость. Многие половецкие роды считали, что ведут своё происхождение именно от волков.
Женским божеством считалась богиня Умай, которая отождествлялась с плодородием и изобилием. Она являлась защитницей девушек и женщин, помогала при родах, исцеляла от бесплодия.
Важную роль в половецком обществе играли шаманы, которых называли “кам”. Их люди воспринимали как посредников между миром людей и духов. Шаманы могли вступать в контакт с божествами, предсказывали события будущего, гадали на костях, камнях и прочих предметах.
Николай Константинович Рерих «Половецкий стан», 1909 год
Местонахождение: Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Москва, Россия
Половцы – один из самых ярких кочевых народов, который вобрал в себя черты предшествующих племён и развил собственную культуру. Они были превосходными воинами, но даже половцы не могли властвовать вечно. С приходом более могущественных завоевателей народу пришлось раствориться среди прочих этносов.
На обложке: Олег Фёдоров «Половецкий хан»
Кто такие половцы?
Откуда взялись половцы, как они стали орудием в междоусобной вражде на Руси и куда в конце концов делись
Откуда взялись половцы
Формирование половецкого этноса происходило по одним и тем же для всех народов Средневековья и древности закономерностям. Одной из них является то, что далеко не всегда народ, давший название всему конгломерату, бывает в нем самым многочисленным — в силу объективных или субъективных факторов он выдвигается на ведущее место в складывающемся этническом массиве, становится его ядром. Половцы приходили не на пустое место. Первым компонентом, влившимся здесь в новую этническую общность, стало население, ранее входившее в Хазарский каганат, — болгары и аланы. Более значительную роль сыграли остатки печенежских и гузских орд. Подтверждается это тем, что, во-первых, согласно антропологии, внешне кочевники X–XIII веков почти не отличались от жителей степей VIII — начала X века, а во-вторых, на данной территории фиксируется необычайное разнообразие погребальных обрядов. Пришедшим исключительно с половцами обычаем было возведение святилищ, посвященных культу мужских или женских предков. Таким образом, с конца Х века в этом регионе происходило смешение трех родственных народов, складывалась единая тюркоязычная общность, но процесс прервало монгольское нашествие.
Половцы — кочевники
Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. В стадах имелся и крупный рогатый скот, и овцы, и даже верблюды, но главным богатством кочевника являлась лошадь. Изначально они вели круглогодичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех. Однако в результате демографического роста насущной задачей стал переход к более рациональному ведению хозяйства — сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой.
Половецкая серебряная чаша с одной ручкой. Киев, X–XIII века © Dea / A. Dagli Orti / Getty Images
Династические браки
Династические браки всегда являлись инструментом дипломатии. Не были тут исключением и половцы. Однако отношения не зиждились на паритете — русские князья охотно женились на дочках половецких князей, но не отправляли замуж своих родственниц. Тут работал неписаный средневековый закон: представительниц правящей династии могли отдать в жены лишь равному. Характерно, что тот же Святополк женился на дочери Тугоркана, потерпев от него сокрушительное поражение, то есть находясь в заведомо более слабом положении. Однако он не отдавал свою дочь или сестру, а сам брал девушку из степи. Тем самым половцы признавались влиятельной, но не равной силой.
Но если крещение будущей жены казалось делом даже богоугодным, то «предательство» своей веры не представлялось возможным, почему и не сумели добиться половецкие правители выдачи себе в жены дочерей русских князей. Известен лишь один случай, когда русская княжна (овдовевшая мать Святослава Владимировича) вышла замуж за половецкого князя — однако для этого ей пришлось бежать из дома.
Как бы то ни было, к моменту монгольского нашествия русская и половецкая аристократии были тесно оплетены родственными связями, культуры обоих народов взаимно обогащались.
Половцы были орудием в междоусобной вражде
Половцы не являлись первым опасным соседом Руси — угроза из степи всегда сопровождала жизнь страны. Но в отличие от печенегов эти кочевники встретились не с единым государством, а с группой враждующих между собой княжеств. Поначалу половецкие орды не стремились к завоеванию Руси, удовлетворяясь небольшими набегами. Лишь когда в 1068 году объединенные силы трех князей были разбиты на реке Льте (Альте), стала очевидной мощь нового кочевого соседа. Но опасность не была осознана правителями — половцев, всегда готовых к войне и грабежу, начали использовать в борьбе друг против друга. Первым это сделал Олег Святославич в 1078 году, приведя «поганых» для борьбы с Всеволодом Ярославичем. В дальнейшем он неоднократно повторял этот «прием» в междоусобной борьбе, за что и был назван автором «Слова о полку Игореве» Олегом Гориславичем.
Но противоречия между русскими и половецкими князьями не всегда позволяли им объединиться. Особо активно со сложившейся традицией боролся Владимир Мономах. В 1103 году состоялся Долобский съезд, на котором Владимиру удалось организовать первую экспедицию на территорию противника. Результатом стал разгром половецкого войска, потерявшего не только рядовых воинов, но и двадцать представителей высшей знати. Продолжение этой политики привело к тому, что половцы были вынуждены откочевать подальше от рубежей Руси.
Воины князя Игоря Святославича захватывают половецкие вежи. Миниатюра
из Радзивилловской летописи. XV век © vk.com
После смерти Владимира Мономаха князья вновь стали приводить половцев для борьбы друг с другом, ослабляя военный и экономический потенциал страны. Во второй половине века произошел очередной всплеск активного противостояния, который в степи возглавил князь Кончак. Именно к нему в плен попал Игорь Святославич в 1185 году, о чем рассказывается в «Слове о полку Игореве». В 1190-е набегов становилось все меньше и меньше, а в начале XIII века поутихла и военная активность степных соседей.
Дальнейшее развитие взаимоотношений было прервано пришедшими монголами. Южные регионы Руси бесконечно подвергались не только набегам, но и «приводам» половцев, что разоряло эти земли. Ведь даже просто передвижение армии кочевников (а бывали случаи, когда они отправлялись сюда и со всем хозяйством) уничтожало посевы, военная угроза заставляла торговцев выбирать иные пути. Таким образом, данный народ немало поспособствовал смещению центра исторического развития страны.
Половецкое антропоморфное изваяние из коллекции Днепропетровского исторического музея Женская стела держит сосуд. © Рисунок С. А. Плетневой «Пoлoвецкие каменные извaяния», 1974
Половцы дружили не только с русскими, но и с грузинами
Своим активным участием в истории отметились половцы не только на Руси. Изгнанные Владимиром Мономахом с Северского Донца, частично они под руководством князя Атрака откочевали в Предкавказье. Здесь к ним за помощью обратилась Грузия, постоянно подвергавшаяся набегам из горных районов Кавказа. Атрак охотно поступил на службу к царю Давиду и даже породнился с ним, отдав свою дочь замуж. Он привел с собой не всю орду, а лишь ее часть, оставшуюся затем в Грузии.
С начала XII века половцы активно проникали на территорию Болгарии, бывшей тогда под властью Византии. Они здесь занимались скотоводством или же старались поступить на службу империи. По всей видимости, к ним относятся Петр и Иван Асени, поднявшие восстание против Константинополя. При ощутимой поддержке куманских отрядов им удалось нанести поражение Византии, в 1187 году было основано Второе Болгарское царство, главой которого стал Петр.
В начале XIII века приток половцев в страну усилился, причем в нем уже участвовала и восточная ветвь этноса, принеся с собой традицию каменных изваяний. Здесь, однако, они довольно быстро христианизировались, а затем и растворились среди местного населения. Для Болгарии это был уже не первый опыт «переваривания» тюркского народа. Монгольское нашествие «выталкивало» половцев на запад, постепенно, с 1228 года, они перебирались в Венгрию. В 1237 году еще недавно могущественный князь Котян обратился к венгерскому королю Беле IV. Венгерское руководство согласилось на предоставление восточных окраин государства, зная о силе надвигающегося войска Батыя.
Половцы кочевали на отведенных им территориях, вызывая недовольство соседних княжеств, подвергавшихся периодическим грабежам. Наследник Белы Стефан женился на одной из дочерей Котяна, но затем под предлогом измены казнил своего тестя. Это привело к первому восстанию вольнолюбивых переселенцев. Следующий бунт половцев был вызван попыткой их насильственной христианизации. Лишь в XIV веке они полностью осели, стали католиками и начали растворяться, хотя по-прежнему сохраняли свою военную специфику и даже в XIX веке еще помнили молитву «Отче наш» на родном языке.
Нам ничего не известно о том, была ли у половцев письменность
Наши знания о половцах довольно ограниченны в силу того, что этот народ так и не создал своих письменных источников. Мы можем увидеть огромное множество каменных изваяний, но не встретим там никаких надписей. Сведения об этом народе мы черпаем у его соседей. Особняком стоит 164‑страничная тетрадь миссионера-переводчика конца XIII — начала XIV века «Alfabetum Persicum, Comanicum et Latinum Anonymi. », более известная как «Codex Cumanicus». Время возникновения памятника определяют периодом с 1303 по 1362 год, местом написания называют крымский город Кафу (Феодосию). По происхождению, содержанию, графическим и языковым особенностям словарь делится на две части, итальянскую и немецкую. Первая написана в три столбца: латинские слова, их перевод на персидский и половецкий языки. Немецкая часть содержит словари, заметки по грамматике, половецкие загадки и христианские тексты. Итальянская составляющая для историков более существенна, поскольку отразила экономические потребности общения с половцами. В ней мы находим такие слова, как «базар», «купец», «меняла», «цена», «монета», перечисление товаров и ремесел. Кроме того, там содержатся слова, характеризующие человека, город, природу. Огромную значимость имеет список половецких титулов.
Хотя, по всей видимости, частично рукопись была переписана с более раннего оригинала, создавалась не единомоментно, почему и не является «срезом» реальности, но все же позволяет нам понять, чем занимались половцы, какие товары их интересовали, мы можем увидеть заимствование ими древнерусских слов и, что весьма важно, реконструировать иерархию их общества.
Половецкие бабы
Специфической чертой половецкой культуры являлись каменные статуи предков, которые называют каменными или половецкими бабами. Такое наименование появилось из-за подчеркнутой груди, всегда свисающей на живот, что очевидно несло символическое значение — кормление рода. Причем зафиксирован довольно значительный процент мужских статуй, у которых изображены усы или даже бородка и одновременно наличествует грудь, идентичная женской.
XII век — период расцвета половецкой культуры и массового производства каменных статуй, появляются и лица, в которых заметно стремление к портретному сходству. Изготовление идолов из камня стоило дорого, и менее состоятельные представители общества могли позволить себе лишь деревянные фигуры, к сожалению, не дошедшие до нас. Располагали статуи на вершинах курганов или холмов в квадратных или прямоугольных святилищах, сложенных из камня-плитняка. Чаще всего ставили мужское и женское изваяния — родоначальников коша — лицами на восток, но попадались святилища и со скоплением фигур. У их подножия археологи находили кости баранов, однажды обнаружили и останки ребенка. Очевидно, что культ предков играл значительную роль в жизни половцев. Для нас важность этой черты их культуры в том, что она позволяет четко определить, где кочевал народ.
Серьги половецкого типа. Ясиноватая, Донецкая область. Вторая половина XII — XIII век © Из статьи О. Я. Приваловой «Богатые кочевнические погребения из Донбасса». «Археологический альманах». № 7, 1988
Отношение к женщинам
В половецком обществе женщины пользовались значительной свободой, хотя на них и лежала значительная часть обязанностей по дому. Отмечается четкое гендерное разделение сфер деятельности как в ремесле, так и в скотоводстве: женщины ведали козами, овцами и коровами, мужчины — лошадьми и верблюдами. Во время военных походов на плечи женщин взваливались все заботы по обороне и хозяйственной деятельности кочевий. Возможно, иногда им приходилось и становиться главой коша. По крайней мере, найдено два женских погребения с жезлами из драгоценных металлов, бывших символами руководителя большего или меньшего объединения. В то же время женщины не оставались в стороне от ратных дел. В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах, оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков. До нас дошла каменная статуя девушки-богатырши. Размер изваяния в полтора-два раза превышает общераспространенный, грудь «подтянута», в отличие от традиционного изображения, прикрыта элементами доспехов. Вооружена она саблей, кинжалом и имеет при себе колчан для стрел, тем не менее ее головной убор несомненно женский. Такой тип воительниц отражен в русских былинах под именем поляниц.
Куда делись половцы
Ни один народ не исчезает бесследно. История не знает случаев полного физического истребления населения пришлыми захватчиками. Никуда не делись и половцы. Частично они ушли на Дунай и даже оказались в Египте, но основная масса осталась в родных степях. В течение не менее ста лет они сохраняли свои обычаи, хотя и в измененном виде. По всей видимости, монголы запретили создавать новые святилища, посвященные половецким воинам, что привело к появлению «ямных» мест поклонения. В холме или кургане выкапывались углубления, не видные издалека, внутри которых повторялась схема размещения изваяний, традиционная для предыдущего периода.
Но и с прекращением существования этого обычая половцы не исчезли. Монголы пришли в русские степи с семьями, а не переселились всем племенем. И с ними произошел тот же процесс, что и с половцами веками ранее: дав имя новому народу, они сами растворились в нем, восприняв его язык и культуру. Тем самым монголы стали мостом от современных народов России к летописным половцам.
Половцы: кто это такие и как к этому народу относились на Руси
Отношения половцев с Русью были тесными и неоднозначными. Русские земли страдали от половецких набегов, и в то же время князья вступали в союзы со степняками, заключали с ними династические браки, привлекали их к своим междоусобицам.
Половцы не имели собственной письменности, о них сохранились лишь отдельные археологические свидетельства и отрывочные записи в иностранных источниках. В XIII веке земли половцев захватили монголы, и в дальнейшем куманы исчезли как самостоятельный этнос.
Как жили половцы
Половецкие кочевья простирались от Днепра до Волги, на севере граничили с русскими княжествами, а на юге шли по берегу Азовского моря. В русских источниках эти места называли «поле Половецкое». Отсюда кочевники совершали набеги на русские земли.
«Поле Половецкое». Карта: Wikipedia / Любослов Езыкин
Война, свадьбы и дикие уи. Половцы и Русь
Иногда русско-половецким войнам не мешали даже династические браки. Так, в конце XI века киевский князь Святополк Изяславич сначала воевал с половецким князем Тугорканом, затем потерпел от него поражение и взял в жены его дочь, а после снова пошел войной на тестя. В бою Тугоркан был убит. Святополк похоронил его на перекрестке дорог «аки тестя и врага», сообщает летопись.
Вооружение и предметы быта, которыми пользовались половецкие воины. Иллюстрация из книги С.А. Плетневой «Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья»
«Слово о полку Игореве»: половцы и князь Игорь
После побоища Игоря Святославича с половцами. Картина В.М. Васнецова
Куда исчезли половцы?
Половцы совершали набеги на Русь с середины XI века. В начале XII века Владимир Мономах совершил поход против половцев, заставив их откочевать на Северный Кавказ и в Грузию. Сын Мономаха Мстислав Великий оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик. Контакты, однако, сохранялись, и половцы продолжали поддерживать «своих» Рюриковичей в династической борьбе.
Татары, пирующие после битвы на Калке. Рисунок Н.А. Кошелева из «Военной энциклопедии Сытина»
Половцы, впрочем, не исчезли бесследно. Лингвисты указывают, что кипчакский язык лег в основу башкирского, казахского, кумыкского, ногайского, татарского и ряда других языков. Так что и сегодня многих жителей России можно считать потомками загадочных половцев.