полоцкий иезуитский коллегиум история
146,Открытие Полоцкого иезуитского коллегиума: излагаем суть
РАССЫЛКА ОТ PROBELARUS
История
В 1580 году с разрешения короля польского и великого князя литовского Стефана Батория в Полоцке был основан иезуитский коллегиум. По некотором данным, коллегиум учреждён в 1581 году. Первым ректором коллегиума стал проповедник Петр Скарга.
В эти же годы на острове Западной Двины было построено здание коллегиума. В первой половине XVII века, после пожара, на новом месте около Верхнего замока были построены деревянные собор Святого Стефана и новое здание коллегиума. В 1750 году было выстроено новое каменное трёхэтажное здание коллегиума.
В 1772 году, после первого раздела Речи Посполитой, восточная часть нынешней Беларуси была присоединена к Российской империи. В числе присоединенных к России городов был и Полоцк. Через год после этого деятельность ордена иезуитов была запрещена решением папы римского. Однако русская императрица Екатерина II это решение не поддержала и на территории империи иезуиты продолжили свою деятельность, а Полоцк фактически стал их столицей. При этом в Полоцком коллегиуме был открыт единственный в то время в Европе иезуитский новициат (учреждение для подготовки монахов). При коллегиуме была создана библиотека, ставшая одним из центров интеллектуальной жизни региона; также при коллегии действовала типография.
В 1773—1780 годах на территории Полоцкого коллегиума были возведены каменные амбары, конюшня, каретная, пекарня, коптильня, пивоварня, мастерские и суконная фабрика. При коллегиуме содержались также аптека, богадельня и музыкальная бурса. Полоцкий коллегиум являлся одним из богатейших в Белоруссии. Ему принадлежали фольварки Экимань, Казимирово, Вяжищи, Туровля, Иваньск, Межджищи, Загатье, Мосар, Игуменов, в которых проживало около 7800 человек.
12 января 1812 года указом императора Александра I Полоцкий коллегиум был преобразован в Полоцкую иезуитскую академию с правами университета. Полоцкая иезуитская академия просуществовала восемь лет до 1820 года и стала первым высшим учебным заведением на территории современной Белоруссии. В 1820 году, после смерти генерала ордена иезуитов — Фаддея Бжозовского, иезуиты, которые не пожелали сложить с себя орденские обеты, были высланы из Российской империи, а Полоцкая академия была ликвидирована.
Адрес
Витебская обл., Полоцкий р-н, г. Полоцк, ул. Стрелецкая, 4
Галерея
Описание
Центр культуры и просвещения
Иезуитский коллегиум в Полоцке изначально являлся центром просвещения и культуры. Это не изменилось и сейчас, ведь в здании коллегиума располагаются факультеты Полоцкого государственного университета, а также крупнейшая в Беларуси художественная галерея. Духовная и культурная связь не оборвалась.
Началась история иезуитского ордена в Полоцке еще в 1574 году, когда король Стефан Баторий предложил видному религиозному деятелю Петру Жалобе основать в Полоцке иезуитский монастырь. Строительство началось вскоре после этого. К 1579 году был готов деревянный корпус самого коллегиума, а также костел. Иезуитский коллегиум в Полоцке стал первым средним учебным учреждением ордена иезуитов на территории Беларуси. Первую полоцкую иезуитскую школу посещали только 5 учеников, но их количество с каждым годом увеличивалось. В 1588 году рядом с коллегиумом был построен костел св. Стафана. Через некоторое время деревянный коллегиум сгорел во время пожара, ребят перевели в каменное здание рядом с замком. В 1618 году уже 81 человек посещал школу.
Первый ректор коллегиума Петр Жалоба был известным общественно-политическим деятелем в Речи Посполитой, именно он стал идеологом контрреформации на этих землях. В это время школьная программа была довольно-таки насыщенной: здесь изучали латинский и греческий языки, античную литературу, стилистику, поэтику, красноречие и священное писание. Коллегиум становился центром просвещения на полоцких землях.
Правда, так продолжалось недолго. Во время войны с Московским княжеством город захватил царь Алексей Михайлович. Он приказал отдать земли и поместья иезуитов православным. Костел разобрали. Правда, когда в 1667 году Полоцк опять стал частью ВКЛ, то иезуиты вернули все свои владения. И отстроили новый костел – костел св. Франтишка Ксаверия. Простоял он недолго – сгорел во время пожара 1682 года.
Коллегиум опять стал центром просвещения и культуры. При нем работала библиотека и типография, существовал театр, картинная галерея и музей. И это еще не все – частью комплекса являлось общежитие, аптека, госпиталь для бедных.
В 1734 году российская армия снова вторглась в Полоцк – они уничтожили костел и забрали казну монастыря. Правда, казна все-таки вернулась в город, но для этого пришлось писать жалобу царице. После этого иезуиты приняли решение о строительстве каменного храма, который был готов к 1745 году. Его освятили в честь святого Стафана. Работы по оформлению внутреннего убранства продолжались до 1765 года. Это был гармоничный ансамбль, строительством которого руководил известный австрийский архитектор и математик Габриель Грубер. В это время именно он являлся генералом ордена в Полоцке.
В часовне храма хранились святыни ордена, среди которых мощи «пинского апостола» Андрея Баболи, убитого казаками. Это стало причиной того, что в костел приезжали паломники со всей Речи Посполитой. Костел представлял собой трехнефную крестово-купольную базилику с двумя башнями на фасаде. Фасад его выходил на большую прямоугольную Парадную площадь.
До 1812 года количество учеников здесь колебалось от 250 до 450 человек. К этому времени в Полоцке уже насчитывалось около 6 иезуитских костелов.
Картинная галерея коллегиума могла гордиться портретами, нарисованными маслом, тушью, карандашом. Среди них были очень ценные образцы – портреты европейских и польских королей, Мартина Лютера, Жана Кальвина, Александра I. Кроме того в музее хранился архив ордена, документы по истории Балтийской стороны, перевезенные из Риги в 1802 году.
Иезуиты старались уделять вниманию всестороннему развитию своих учеников. Большое внимание уделялось обучению языкам, знанию истории и искусства. Без сомнения, много времени отдавалось для религиозных занятий. Физическая подготовка учеников тоже держалась на достойном уровне.
В 1812 году произошло важное для страны событие: была открыта Полоцкая иезуитская академия – первое высшее учебное заведение на территории современной Беларуси. Студенты обучались здесь на трех факультетах – теологическом, философском и факультете свободных наук и древних и современных языков. Здесь могли учиться до 700 человек одновременно.
Факультет свободных наук и древних и современных языков давал возможность изучения русского, французского, итальянского, польского, латинского, греческого, сирийского и древне-еврейского языков. Изучались здесь и литературы вышеперечисленных языков. Логика, метафизика, диалектика, этика, политическая экономия, геометрия, тригонометрия, физика, химия, математика, архитектура, ботаника, зоология – далеко не полный список предметов, которые изучались на философском факультете.
После 1815 года на территории Российской империи начались гонения на иезуитов. Их выслали из Санкт-Петербурга в Полоцк, а потом вообще выслали из империи. Полоцкую академию ликвидировали, а имущество раздали. Часть физического и других кабинетов попала в Петербург, 20 тысяч томов из богатейшей иезуитской библиотеки отправили в Виленский университет, а потом в Римско-католическую духовную академию. Вторая часть библиотеки была разделена между Полоцкой духовной семинарией и Витебской гимназией. Типография была перевезена в Киев.
В 1822 году в Полоцк перевели из Витебска пиарское училище, которое стало называться Полоцким высшим пиарским училищем. Его корпуса разместились в строениях иезуитской академии. После этого здесь разместили кадетский корпус. Это привело к тому, что и музей, и библиотека были разграблены. Костел перешел во владение православной церкви, и стал называться Свято-Николаевским собором.
Официальное открытие кадетского корпуса прошло 25 июня 1835 года. Его основали для детей из дворянских семей из Виленской, Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской, Смоленской губерний. Кроме того здесь учились дети офицеров и чиновников из военных поселений Витебской и Могилевской губерний. По проекту здесь должны были учиться около 400 воспитанников.
Вплоть до мая 1917 года учебное заведение выпускало кадетов. Но советская власть упразднила все военные гимназии, и Полоцкое кадетское училище тоже было закрыто.
Много известных людей вышло из стен иезуитского коллегиума в Полоцке. Здесь учился Валентий Ванькович, который потом стал известным живописцем. Поэты Михал Дудински и Франтишек Папроцки тоже закончили коллегиум. Учился здесь известный мемуарист и историк религии Станислав Шантыр, один из первых белорусских писателей Ян Баршчевски.
Ссылки
Эта страница в последний раз была отредактирована 28 марта 2017 в 09:54.
Коллегиум Иезуитов в Полоцке, Беларусь: история, описание, фото
Полоцк, ул. Стрелецкая, 4
Архитектура и градостроительство
Вам известно, что город Полоцк являлся в далекие времена мировым центром иезуитов? А знаете ли вы, что в XVIII веке крупнейший образовательный центр находился именно в Полоцке? Нет? Значит, вам обязательно необходимо приехать на экскурсию в Полоцк, который покорит ваше сердце красотой, расскажет многовековую историю и поразит вас своими прекрасными видами.
Недалеко от берегов Западной Двины в Полоцке располагаются корпуса историко-филологического факультета и факультета информационных технологий Полоцкого государственного университета. Кроме того, рядом с ними можно посетить художественную галерею. Все эти старинные здания принадлежали когда-то Иезуитскому коллегиуму. С тех пор прошло много времени, но о том, какое значение имел коллегиум в Полоцке, известно преподавателям и студентам, а также просто жителям города.
Коллегиум иезуитов в Полоцке: история возникновения
Первое здание Иезуитского коллегиума было возведено в 1580 году, но из-за пожара оно было уничтожено. Каменное строение возвели уже на новом месте: между Верхним замком и Великим посадом. К концу XVIII века Полоцк стал настоящим интеллектуальным центром всей Европы. В Иезуитском коллегиуме преподавали величайшие умы того времени. Для студентов иезуитами были созданы великолепные условия для получения образования.
Вообразите только: в Иезуитском коллегиуме в Полоцке будущие преподаватели изучали архитектуру и иностранные языки, кроме того, действовал и факультет богословия. Но самое главное, что свободное время студенты могли проводить с пользой, не покидая стен коллегиума. Все дело в том, что на его территории действовал школьный театр, студенты могли декламировать стихотворения, они посещали научные диспуты и сами организовывали шествия. А вы бы хотели учиться в заведении, где в самом кампусе располагались картинная галерея, типография, обсерватория и мастерские? Согласитесь, не каждое высшее заведение может похвастаться даже сейчас наличием собственной пекарни, пивоварни и медоварни. А что уж говорить об аптеке и земельных владениях! Иезуитский коллегиум в Полоцке был в те времена настоящей жемчужиной образования.
От коллегиума до академии
Совсем неудивительно, что в 1812 году коллегиуму было присвоено звание Академии. Именно здесь издавался первый в Беларуси научно-литературный журнал «Месячник Полоцкий». Центром науки и культуры стала Полоцкая академия, на территории которой было выпущено множество книг. Среди выпускников коллегиума и академии были такие выдающиеся личности, как белорусский и польский писатель Ян Борщевский, художник Владимир Ванькович и многие другие.
«Механическая голова» и другие достопримечательности Полоцка
Некоторые студенты жили на территории коллегиума. В свободное время они также творили, и их многочисленные творческие труды стали достоянием Беларуси. Кстати, силами студентов Иезуитского коллегиума в Полоцке была создана очень интересная скульптура «Механическая голова». Она хранилась в музее при Полоцкой академии и могла понимать и разговаривать с посетителями на многих языках.
Тот факт, что совсем недавно, в 2015 году, эта скульптура была воссоздана силами
специалистов Полоцкого университета, говорит о том, что наследие коллегиума
помнит множество поколений. Из года в год в стенах коллегиума получают образование будущие специалисты.
Многочисленные туристы с удовольствием посещают эту достопримечательность Полоцка. «Патриарх земли белорусской» гостеприимно встречает гостей, которые с удовольствием приезжают сюда в составе экскурсионных туров по Беларуси.
Вспоминая Святого Стефана – утраченный бриллиант Полоцка
10 июня 1812 года в Полоцке открылась иезуитская академия — первое высшее учебное заведение на территории современной Беларуси. Про него и собор Святого Стефана, который на протяжении двух веков являлся архитектурной доминантой центра Полоцка.
В 1563–1579 годах, во время Ливонской войны, Полоцк занимали русские войска. В 1579-м после упорной осады город взял великий князь Стефан Баторий. В 1580-м он пригласил сюда иезуитов, в числе которых был известный проповедник Петр Скарга.
Первый иезуитский храм был деревянным. Строительство велось под началом уроженца Мазовии Валенты Будака. В 1733 году иезуиты приступили к возведению каменного костела. Храм Святого Стефана — купольная двухбашенная базилика — был спроектирован по оси симметрии центральной городской площади, замыкая перспективу главной (Витебской) улицы — теперь это правая сторона проспекта Ф. Скорины. Имея традиционный базиликальный план, он венчался куполом на высоком барабане. Внешнее архитектурное оформление костела было сдержанным. Однако размеры сооружения (24×47 м в плане) и строгие пропорции придавали ему выразительность, устремленность ввысь.
Полоцк в начале ХХ века. Фото С.М. Прокудина-Горского
В 1773–1780 гг. на территории Полоцкого иезуитского коллегиума были возведены каменные амбары, конюшня, каретная, пекарня, коптильня, пивоварня, мастерские и суконная фабрика. Иезуиты имели хороших строителей, которые прежде чем воздвигать монументальные постройки, делали сооружения для отвода грунтовых вод и предупреждения плавунов. Для этого они рыли траншеи и закладывали главные магистральные линии дренажной системы. В подвалах была создана развитая система подземных водостоков: 37 дождевых колодцев, 14 выгребных, 106 смотровых и 20 отстойных, которые при необходимости могли использоваться и как сокровищницы, и как казематы, и как подземные ходы, ведущие к Двине.
При коллегиуме содержались также аптека, богадельня и музыкальная бурса.
Архитектурный комплекс Полоцкого иезуитского коллегиума стал самым значительным сооружением в городе. Каменный собор Святого Стефана, завершенный в 1745 году, являлся главной архитектурной доминантой центра Полоцка.
Полоцкий коллегиум являлся одним из богатейших в Беларуси. Ему принадлежали фольварки Экимань, Казимирово, Вяжищи, Туровля, Иваньск, Межджищи, Загатье, Мосар, Игуменов, в которых проживало около 7800 человек. Практически со времени открытия коллегиума при нем действовал школьный театр, который широко использовался иезуитами для миссионерской и просветительской деятельности. В театральном репертуаре были пьесы на французском, итальянском и латинском языках.
В 1773 году, когда деятельность ордена иезуитов была запрещена в католических странах, с позволения российских властей он продолжал функционировать на территории Беларуси, часть которой отошла к Российской империи после раздела Речи Посполитой. В 1777-м по ходатайству ордена иезуитов Екатерина II разрешила открыть в Полоцке иезуитский новициат. В феврале 1780 года он начал свою работу, после чего Полоцк становится своеобразной «столицей» ордена иезуитов. В мае того же года Екатерина II посетила Полоцк. Местные иезуиты организовали пышную церемонию встречи и пребывания императрицы в городе.
В 1782-м иезуиты избрали генеральным викарием ордена ректора Полоцкого коллегиума Станислава Черневича. С 1785 по 1798 год генеральным викарием становится уроженец Полотчины Габриэль Ленкевич. С 1799 по 1802 год этот пост занимал Франциск Каре. Папа Римский повелел ему с 1801 года именоваться генералом ордена иезуитов. В дальнейшем пост генерала ордена занял бывший преподаватель Полоцкого коллегиума Габриэль Грубер (1802–1805).
15 июня 1812 года произошло торжественное открытие Полоцкой иезуитской академии, на котором присутствовали белорусский генерал-губернатор герцог Александр Вюртембергский, греко-католический архиепископ Иоанн Красовский и другие. Полоцкая академия издавала первый на территории Беларуси периодический литературно-научный журнал «Месячник Полоцкий». Он выходил в 1818–1820 гг. ежемесячно, всего вышло 14 номеров.
Академия владела богатейшей библиотекой (более 50 тысяч томов). При иезуитском коллегиуме и академии существовала типография, которая с 1787 по 1820 год выпустила около 500 наименований книг.
Гордостью Полоцкой академии были астрономический зал с уникальным восьмифутовым телескопом, физический и механический кабинеты с редким оборудованием, изготовленным преподавателями академии, химическая лаборатория, минералогический кабинет. При академии существовал конвикт (интернат) для малоимущих учащихся.
В 1814 году, когда орден был восстановлен в своих правах папой Пием VII, миссионерская деятельность иезуитов в Российской империи стала тревожить власти. В 1815-м иезуиты были высланы из Санкт-Петербурга в Полоцк. В 1820 году, после смерти генерала ордена Фаддея Бжозовского, иезуиты, которые не пожелали сложить с себя орденские обеты, были высланы из Российской империи, а Полоцкая академия была ликвидирована, имущество ордена конфисковано.
Проект переделки иезуитского храма датирован 1831 годом. Он предусматривал сохранение примыкавшего к храму монастырского корпуса, устройство одного престола и уничтожение кафедры в интерьере. Производилась замена храмовых икон, однако некоторые произведения живописи (в частности, полотна художника середины XVII века Сальватора Розы) сохранились и после реконструкции. Орган полоцкого костела был отдан в собственность ордена пиаров, которые передали его церкви Виленской медико-хирургической академии.
Кафедра, оставшаяся в Николаевском соборе с того времени, когда он был костелом. Полоцк. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1912 год
Освящение православного Свято-Николаевского собора в Полоцке состоялось 5 февраля 1833 года. 30 апреля того же года, при учреждении Полоцкой епархии, он был обращен в кафедральный. В 1839-м собор был преобразован в церковь Полоцкого кадетского корпуса, с 1865 года — Полоцкой военной гимназии. По просьбе жителей в 1875 году храм снова стал городским собором с приписанной к нему Софийской церковью.
После изгнания иезуитов из Российской империи и закрытия Полоцкой академии значительная часть библиотеки была расхищена. Ее остатки передали полоцким пиарам. В дальнейшем сохранившиеся книги распределили между различными учебными заведениями России. Оборудование полоцкой типографии в 1833 году было отправлено в Киев. С 1822 по 1830 годы в корпусах бывшей Полоцкой иезуитской академии располагалось высшее пиарское училище. В 1830–1835 гг. постройки академии были реконструированы, возведены новые корпуса — здесь разместился Полоцкий кадетский корпус.
После установления советской власти собор был вскоре закрыт. В это время началось систематическое его разрушение. В 1936 году разобрали два верхних яруса обеих колоколен храма, при этом были уничтожены уникальные часы с боем работы виленского мастера Густава Мудни. Колокола были сброшены еще в начале 30-х годов ХХ века. На оставшихся нижних ярусах колоколен закрепили гигантский портрет Иосифа Сталина. Войну и бомбардировки города авиацией обеих воюющих сторон и немецкую оккупацию 1941–1944 годов храм пережил. Во время оккупации в нем производились богослужения.
В 1960-е годы СССР захлестнула последняя волна борьбы с религией. Ее жертвой пал Свято-Николаевский собор. Уничтожение храма произошло 9 или 11 января 1964 года. На месте взорванного собора в 1976–1979 годах был построен многоквартирный дом.
В советское время на территории некогда знаменитого коллегиума располагался военный госпиталь. С 2005 года, после реставрации сохранившихся корпусов, здесь находятся картинная галерея, историко-филологический факультет, а также факультет информационных технологий Полоцкого государственного университета. В старинных зданиях успешно продолжаются научные, культурные и образовательные традиции предшествующих поколений.
Полоцк. Школа. Коллегиум. Академия
Слава Полоцка как крупнейшего торгового, ремесленного и культурного центра средневековой Беларуси во многом была предопределена тем фактом, что древнейший город страны во все времена был средоточием высокой книжной культуры и образования.
Письменность начала активно распространяться здесь еще во времена правления князя Изяслава, что было связано с основанием в Полоцке епископской кафедры и христианизацией полоцких кривичей. Не случайно на страницах летописей именно Изяслав первым среди всех восточнославянских князей был охарактеризован как книжник – образованный человек, имеющий любовь к книжной мудрости. Широко известна найденная в 1954 году в Новгороде печать Изяслава, надпись на которой является одним из древнейших памятников письменности в Восточной Европе.
Печать полоцкого князя Изяслава с надписью на греческом языке.
Памятник князю Изяславу-«книжнику» в г. Заславле.
Важно отметить, что княжеская элита Полоцка не стремилась обратить грамотность в свою собственную привилегию, но всячески пыталась распространить письменность в среде горожан.
Личный пример преподобной Евфросинии Полоцкой служит тому доказательством. Представительница княжеского рода Евфросиния избирает путь служения Богу, но при этом активно занимается просветительской деятельностью. Игуменья переписывает и переводит книги, организовывает школы и скриптории при основанных ею мужском и женском монастыре.
Страница Полоцкого Евангелия XII века.
Стремительное развитие международных торговых связей и различных, довольно сложных в технологическом плане, ремесел объективно делали востребованными у полочан знания в области математики, географии, иностранных языков, а также химии, физики, метрологии и других точных и гуманитарных дисциплин.
Нет сомнения в том, что Франциск Скорина получил обстоятельное начальное образование в родном Полоцке, поскольку поступить в Краковский университет без досконального знания латинского языка в то время было невозможно. В XV–XVI веках обучением полочан была занята целая система школьного образования.
Школы в Полоцке, как свидетельствует П. Одернборн, действовали при каждом храме: «При церквях у них всегда бывают школы. В одной молодой мужчина лет тридцати обучает детей элементарным основам грамоты». С учетом того, что в Полоцке XVI века насчитывалось около 20 храмов различных конфессий, можно предположить, что начальное образование получала значительная часть полоцких детей.
В 1581 г. по личному указанию короля Стефана Батория в Полоцке был основан иезуитский коллегиум – пятиклассное учебное учреждение, открытие которого стало началом новой образовательной эпохи на Полоцкой земле.
Барельеф в память основания Полоцкого коллегиума (ПГУ).
Модель гуманитарного образования и методика преподавания иезуитов являлись наиболее совершенными и передовыми в Европе того времени.
Это обстоятельство, а также набор учащихся в коллегиум без учета их конфессиональной принадлежности и сословных различий, способствовали стремительному росту авторитета иезуитского образования среди полочан.
Барельеф в память первого ректора Полоцкого иезуитского коллегиума Петра Скарги (ПГУ).
Культурные инициативы иезуитов также имели большое значение для общественной жизни Полоцка. В 1585 г. на базе коллегиума был создан театр, в котором осуществлялись постановки драм и трагедий (в том числе и для горожан). В конце XVI века в стенах коллегиума появилась бурса (капелла) – музыкальная школа для одаренных детей бедной шляхты. С того же времени ведет свой отсчет и библиотека Полоцкого иезуитского коллегиума, которая за два столетия стала одним из крупнейших книжных собраний Беларуси.
Появление в Полоцке высококлассного учебного заведения, принадлежащего католическому ордену иезуитов, способствовало развитию своеобразной конкуренции в сфере образования и, соответственно, ее качественному росту.
По европейскому образцу происходит усовершенствование православных школ. В 1632 г. при Богоявленской церкви и на средства одноименного православного братства была открыта школа «для науки детям христианским». Большое внимание в школе уделялось изучению древнегреческого, латинского и других иностранных языков и преподаванию таких дисциплин, как география, философия, астрономия, физика и арифметика.
Особое место в истории братской школы занимает педагогическая деятельность и творчество Симеона Полоцкого (Самуила Гавриловича). Выдающийся поэт, писавший на старобелорусском, польском и латинском языках в стиле барокко, обладал энциклопедическими знаниями в области философии, истории и античной литературы, которые умело и талантливо доносил до своих учеников. Однако, после завершения войны 1654-1667 гг. Полоцкая братская школа прекратила свою деятельность в результате усилившихся противоречий между горожанами униатского и православного вероисповедания. На долгое время лидерство в сфере образования переходит к полоцким иезуитам.
В 2003 году в День белорусской письменности в Полоцке был открыт памятник Симеону Полоцкому.
Интенсивное развитие Полоцкого коллегиума во многом было обусловлено превосходным материальным положением иезуитов на Полотчине. Ордену «Товарищества Иисуса» принадлежали десятки имений и фольварков, в которых проживало около 8 тысяч крестьян. За счет средств, получаемых от владений ордена, в XVII – XVIII вв. значительно расширился комплекс коллегиума, который размещался в самом центре Полоцка, занимая пространство между Верхним замком и Великим посадом.
После большого пожара в 1750 г. начинается возведение грандиозного каменного комплекса, который включал в себя новые жилые и учебные корпуса, здание аптеки, а также великолепный собор святого Стефана, ставший архитектурной доминантой Полоцка. Настоящим украшением храма стал великолепный орган, изготовленный итальянским мастером Домиником Касперини.
Панорама города Полоцка со стороны Двины в конце XIX века. Костел Святого Стефана справа.
Однако известность и славу Полоцкому иезуитскому коллегиуму принесли не только изумительный архитектурный ансамбль и превосходное материальное обеспечение, но и звездная плеяда педагогов, ученых и поэтов, получивших европейскую известность.
В 1626 г. преподавателем риторики в коллегиуме становится Матвей Сарбевский, который еще при жизни считался наиболее выдающимся латиноязычным поэтом Европы, за что получил из рук Папы римского Урбана VIII лавровый венок. Сборники стихов М. Сарбевского с успехом выходили не только на родине, но и в Париже, Риме, Милане, Венеции, Лондоне и других городах Европы.
В ХVIII веке, благодаря усилиям профессоров и преподавателей, значительно расширяется образовательная программа Полоцкого коллегиума. В качестве самостоятельных направлений обучения и научных исследований выделяются география, архитектура, астрономия. Основателем архитектурной школы в коллегиуме по праву считается Габриэль Ленкевич, уроженец Полоцка, который не только курировал подготовку кадров в области архитектуры, но и лично руководил сложнейшей строительной операцией по возведению куполов собора Св. Стефана.
В стенах Полоцкого коллегиума начал свой профессиональный путь и один из выдающихся деятелей науки и искусства эпохи Просвещения Мартин Почобут-Одленицкий, ставший корифеем отечественной астрономии и получивший европейское признание за свои научные достижения. Об этом свидетельствует его избрание действительным членом Лондонского Королевского научного общества и членом-корреспондентом Парижской академии наук. Продолжив свою педагогическую и научную карьеру в Вильно, М. Почобут-Одленицкий стал основателем астрономической обсерватории и возглавил реорганизацию Виленского университета в учебное учреждение светского типа – Главную школу Великого княжества Литовского.
Политические и идеологические трансформации в Европе в конце ХVIII в. – разделы Речи Посполитой и включение Полоцкой земли в состав Российской империи, запрещение деятельности Ордена иезуитов постановлением Римского папы – неожиданным образом стали причиной настоящего расцвета Полоцкого иезуитского коллегиума.
Российская императрица Екатерина II не только проигнорировала решение Римского понтифика, но и освободила иезуитов от всех налогов.
Полоцкий костел Святого Стефана, фото начала ХХ века.
С этого времени Полоцк фактически становится столицей иезуитского ордена, а в город на Двине устремляются лучшие представители интеллектуальной европейской элиты.
С приездом в Полоцк в 1784 г. доктора медицины, выдающегося художника и архитектора Габриеля Грубера связано дальнейшие развитие и благоустройство иезуитского коллегиума: главный и «театральный» корпус были связаны между собой новым строением, где разместились учебные аудитории и знаменитый музей.
Памятная доска в честь Габриеля Грубера, профессора Полоцкого иезуитского коллегиума (ПГУ).
Знаменательным событием в истории Полоцка и всей Беларуси стал указ императора Александра I от 12 января 1812 г. о возведении полоцкого коллегиума в «степень Академии с присвоением ей преимуществ, дарованным университетам».
Указ предусматривал государственное покровительство над Академией и оговаривал наличие трех факультетов: «Первый факультет заключает в себя языки; второй – свободные художества, философские, как естественные, так и гражданские науки; третий – богословия и прочих наук, до веры касающихся». Полоцкая Академия становилась одним из крупнейших образовательных учреждений Высшей школы в европейской части Российской империи, которой подчинялись иезуитские коллегиумы в Витебске, Могилеве, Орше, Петербурге, Риге, Одессе, Астрахани и в других городах.
Огромное значение в усовершенствовании образовательного процесса и его эффективности имели библиотеки, типография и музей иезуитской Академии в Полоцке. К 1815 г. в Главном и Польском зале академической библиотеки насчитывалось около 35 тысяч томов по различным направлениям науки, искусства, литературы и богословия того времени. Кроме того, отдельно функционировали студенческая, канцелярская, типографская библиотеки и книжные собрания костела, музыкальной бурсы и книжной лавки.
Особое восхищение у современников вызывал музей Полоцкой академии, созданный при активном участии Г. Грубера. В кабинете естественной истории (природоведения) размещались уникальные коллекции минералов, металлов, драгоценных камней и самоцветов, образцы местной почвы и различных пород деревьев, большой гербарий и собрание чучел зверей и птиц Северной Беларуси.
В физическом кабинете учащиеся могли познакомиться с электрическими машинами того времени, приборами для физических, химических и астрономических опытов и наблюдений. Архитектурно-художественный зал был предназначен для практических занятий учащихся. Здесь были представлены модели строений всех архитектурных стилей с образцами кладки, куполов и крыш, модели мостов, кораблей и других инженерных сооружений.
Художественная галерея Академии содержала множество живописных полотен отечественных и зарубежных мастеров, среди которых особое место занимали картины известного итальянского художника Сальватора Розы. Впечатляла портретная экспозиция с изображениями известных личностей европейской истории: Стефана Батория, Мартина Лютера, Жана Кальвина и многих других.
Особый статус Полоцкой академии заключался и в праве иметь собственную типографию. За время ее деятельности было напечатано более 500 изданий на польском, латинском, французском, итальянском, немецком и русском языках. Основной перечень изданных книг составляли учебники по всеобщей истории, географии, грамматике и риторике, а также различные словари, научные трактаты и художественные произведения. С 1818 г. начинает издаваться и регулярный журнал «Mesecznik Połocki» («Полоцкий ежемесячник»), знакомящий читателя с новостями научной и культурной жизни Академии.
К сожалению, история Полоцкой академии была недолгой. В 1820 г. Орден иезуитов был изгнан из Российской империи, а их учебные заведения прекратили свое существование. Здания и вся материальная база иезуитской академии были переданы Высшему пиарскому училищу в Полоцке, которое просуществовало лишь до 1830 г. и было ликвидировано в связи революционными настроениями учащихся. Богатейшая библиотека, уникальные музейные коллекции и типография Академии были вывезены из Полоцка и распределены по различным городам империи.
Однако значение Полоцкого иезуитского коллегиума и Академии в формировании и развитии высшего образования на территории Беларуси трудно переоценить.
Сотни выпускников, получивших в Полоцке ученые степени и профессиональные знания в области естественных и гуманитарных наук, формировали интеллектуальную элиту на своей родине и за ее пределами.
Ян Борщевский, один из самых известных писателей и поэтов Беларуси эпохи Романтизма. Валентин Ванькович, знаменитый художник и портретист. Экономист, этнограф, филолог и талантливый публицист Эдвард Масальский. Многие выпускники Полоцкой академии внесли неоценимый вклад в развитие белорусской науки, культуры и образования.
Ян Борщевский, портрет 1826 г.
Но самым значимым итогом деятельности первого в Беларуси университета стало укоренение передовых традиций европейского образования, которые на самом современном уровне возродились на рубеже ХХ–ХХІ веков в стенах Полоцкого государственного университета.
Архитектурный ансамбль Полоцкой иезуитской академии и храм св. Стефана, фото к. XIX в.
Здания Полоцкого государственного университета сейчас. На месте костела Святого Стефана многоквартирный дом.
А в 1991 году бывший иезуитский коллегиум выглядел весьма удручающе.
В нем находился военный госпиталь, часть зданий пустовала…
Зал, где разместилась библиотека гуманитарного факультета ПГУ в 1991 году и в 2020-м…
В Полоцком государственном университете продолжают традиции старейшего учебного заведения на территории современной Беларуси.
Экспонаты музея, которые иллюстрируют сложную историю коллегиума, академии, кадетского корпуса, государственного университета.
Зал с говорящей головой.
Во дворе гуманитарного факультета ПГУ стоит символическая скульптура профессора Полоцкой академии, которая призывает всех современных студентов постигать знания, как и их далекие предшественники.