полностью зависимые люди в киевской руси назывались
Зависимое население Древней Руси
Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.
Все население Древней Руси можно разделить на свободное и зависимое. К первой категории относилась знать и простые люди, которые не имели долгов, занимались ремеслом и не были обременены ограничениями. С зависимыми (невольными) категориями все сложнее. В целом это были люди, которые были лишены определенных прав, но весь состав невольных людей на Руси был различным.
Все зависимое население Руси можно разделить на 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права.
Категории зависимого населения в древней Руси были следующими:
Русская правда также делила населения на категории. В ней можно встретить следующие категории зависимого населения Руси 11 века.
Категория населения | Тип зависимости | Особенности зависимости |
---|---|---|
Холопы | Личная и полная | Обрели зависимость по ходу жизни. Как правило обслуживали хозяйство знати. |
Смерды | Личная и полная | Родились зависимыми |
Челядь | Личная и полная | Приобретенные невольники. Были близки по положению к рабам. |
Рядовичи | Полная | Нанимались на работу, полностью зависели от князя, но личной зависимости не имели. |
Закупы | Частичная | Отрабатывали долг. Могли заниматься личным хозяйством |
Важно отметить, что катеории лично зависимого населения в эпоху Древней Руси были смерды, холопы и челядь. Они же имели и полную зависимость от князя (хозяина).
Полностью зависимы (обельные) слои населения
Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами. Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними. Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.
Холопы
Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей.
Челядь
Отличия челяди и холопов
Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав.
Частично зависимое население
К частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью. Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами.
Закупы
Рядовичи
Все категории невольных людей не платили налоги, поэтому часто вольные люди и горожане, которые не могли платить налоги, уходили в рядовичи.
Тиуны
Тиуны – управляющие, то есть люди, которые на местах вели хозяйство и отвечали перед князем за результаты. Во всех вотчинах и деревнях была система управления:
Часто в тиуны могли попасть рядовичи, но в основном это были полностью зависимые холопы. В целом эта категория зависимого населения Древней Руси была привилегированной. Они жили на княжеском дворе, имели прямой контакт с князем, освобождались от налогов, некоторым было разрешено заводить личное хозяйство.
Источники и дополнительный материалпо теме:
Зависимые категории населения Киевской Руси
Вы будете перенаправлены на Автор24
В Древнерусском государстве господствовали типичные взгляды на организационную структуру общества, характерные для раннефеодального общества. Общество тех времен считало нормальным существование такой категории как зависимые люди.
Кто такие зависимые люди?
Зависимость – не изобретение феодальной эпохи. Корни этого явления заключены в патриархальной эпохе, когда собственно и зародилась личная зависимость одного индивидуума от другого, образованная в силу каких-либо причин.
Зависимыми или невольными людьми времен Киевской Руси принято считать людей лишенных определенных прав. Хотя состав этих людей был разнообразным по способу происхождения, форме и срокам зависимости.
Покажем разнообразие состава невольных людей по ряду классификационных показателей.
Первый показатель – способ закабаления. По способу происхождения личной зависимости исторически известно о трех способах закабаления, существовавших в России в раннее Средневековье:
Второй показатель – объем прав. В этой группе следует выделять 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права. Эта классификационная группа напрямую связана с первой.
Третий показатель – время на которое человек мог быть лишен прав. Невольничество различалась и по времени нахождения в человека в зависимости. Также делится на 2 категории: постоянная зависимость и временная. Зависимость второго класса в этой группе возникала в силу экономических причин. Человек находился в зависимости до тех пор, пока не выплачивал весь долг.
Готовые работы на аналогичную тему
Категории зависимых людей
Теперь перейдем к рассмотрению конкретных категорий зависимых людей, существовавших в Киевской Руси.
Основной источник сведений о категориях зависимых людей в рассматриваемый период – Русская правда – главный законодательный документ того времени. Документ различал 6 групп зависимых людей:
Тиуны – это люди, которые осуществляли непосредственное управление хозяйством князя в его вотчинах и деревнях и отчитывались только князю за результаты деятельности. Выделяют две группы управляющих:
Эту категорию в основном составляли зависимые холопы, хотя тиунами могли стать и рядовичи, все зависело от житейской хватки и смекалки претендента на должность. Можно сказать, что люди, отнесенные к этой категории были достаточно привилегированной группой населения в стране. Они жили при дворе князя, имели прямой контакт с верховным руководителем, были освобождены от налогов и могли вести личное хозяйство.
Рассматривая приведенные виды личной зависимости, можно сделать вывод о формировании классов и групп зависимого населения. Процесс закабаления рядовых общинников связан с развитием имущественных и экономических отношений и разложением патриархального строя.
Зависимое населения Древней Руси
Категории зависимого населения Древней Руси.
Сме́рды
С оциальный слой славянского общества раннего средневековья. В источниках XI–XII вв. смерды отмечены в Киевской Руси (Русская правда и др. источники), в Польше, у полабских славян; Смерды, возможно, были также на Балканах. По вопросу о том, какой социальный слой древне-русского общества обозначался термином «смерды», существуют три основные точки зрения:
Положение смерда было двойственным. В отличие от раба, смерд имел свою семью и имущество, платил штраф за совершенные проступки. Вместе с тем юридически он был не полноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь (возможно даже, что первоначально по отношению к смерду применялось право «мертвой руки»). Запрещение «мучить» (пытать при судебном разбирательстве) смерда «без княжа слова» указывает на особое отношение смердов Русской правды к князю.
С начала XII в. земли, населенные смердами, передаются в собственность отдельным феодалам. На протяжении XII–XIII вв. упоминания о смердах сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. В некоторых случаях термином «смерд» в этот период обозначалось, по-видимому, все сельское население той или иной местности. Смерды Новгородской и Псковской земель XIV–XV вв. выступают в источниках как крестьяне-собственники, владеющие землей коллективно (целыми общинами) или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы. Но их личная свобода ограничена: им запрещен переход на чужую территорию или под патронат князя, а князю запрещено принимать от смердов жалобы на «господу». Смрды должны были исполнять также определенные повинности («дани», «работы») в пользу города как коллективного феодального сеньора.
В Польше в грамотах XII–XIII вв. смерды также упоминаются в составе населения пожалованных отдельным феодалам владений. Кроме них, упоминаются и смерды князя, которых называют его сервами. По мнению ряда исследователей, в Польше термин «смерд» служил первоначально для обозначения основной массы свободных общинников, польский историк К. Бучек считает, что смерды — это холопы, посаженные на землю.
За́купы
П о Русской правде (пространной редакции) закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и свое хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду («купу»), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить; закуп могли уходить от феодала для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращен в раба. Обращение закупа в раба без законного основания влекло освобождение закупа от долга и возврат ему свободы.
Закупничество было одной из типичных форм вовлечения разоренных смердов-крестьян в феодальную зависимость. В Великом княжестве Литовском в XIV–XVI вв. закупы — должники феодалов, которые до выплаты долга обязаны были работать в хозяйстве господина наравне с холопами.
Также закупы были одной из разновидностью рядовичей.
И́скупы
Н есостоятельные должники по древнерусскому праву обращались в рабство. Еще по первому Судебнику вор, не имевший имущества для удовлетворения требований потерпевшего или истца, после наказания кнутом выдавался последнему «въ его гибели головою на продажу». По второму Судебнику этот порядок смягчается: вор выдается истцу головою на правеж до искупа, т. е. до отработки долга.
Холо́пы
На протяжении XVI в. роль и место холопов в барщинном хозяйстве уменьшается за счет вовлечения в орбиту крепостной эксплуатации крестьян. Категории холопов, различавшихся друг от друга в зависимости от источников поступления в холопы (докладные, духовные, приданные, полонянники и др.), постепенно сливались и с конца XVI в. наиболее распространенным и массовым становится служилое холопство.
С конца VII в. появляются холопы, посаженные на землю, имевшие свое хозяйство и платившие оброк, которые в 1679–81 гг. с введением подворного обложения вместе с крепостными были «положены в тягло». Другая группа холопов, входившая в состав дворовых людей, в 1722–24 гг. была обложена подушной податью, став частью всей массы крепостных.
Как наиболее угнетенный слой населения холопы были активными участниками антифеодальной борьбы. В середине XVI в. идеологом холопов выступил Феодосии Косой. Помимо широко распространенного бегства, холопы участвовали в Хлопка восстании 1603 г. и Крестьянском восстании под предводительством И. И. Болотникова 1606–07 гг.
Захребе́тники
3ахребетники не имели своего хозяйства, жили у крестьян или посадских людей, работали у них в хозяйстве и не платили государственного тягла. Иногда несколько крестьянских дворов имели одного общего захребетника. Видимо, захребетники платили часть повинностей за своего хозяина. С улучшением своего хозяйственного положения захребетники могли быть записаны в тягловую категорию населения.
Комо́рники
К атегория беднейших, феодально-зависимых крестьян на Украине, в Белой Руси, Литве и Польше в XVI–XVIII вв. Название «каморники» происходит от предоставлявшегося им за определенные повинности помещения для жилья (коморы — кладовые, амбары). Коморники не имели ни двора, ни земли; занимались ремеслами, батрачили. В случае пользования землей отбывали барщину, несли натуральные и денежные повинности. Правовое положение коморники определялось лишь на территории Великого княжества Литовского — в «Уставе на волоки».
Новоприхо́дцы
К атегория зависимого населения в Русском государстве в XV–XVII вв. «Новоприходцы», в отличие от старожильцев, были обедневшие крестьяне, чаще всего утратившие свой земельный надел и не имевшие средств вести собственное хозяйство. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор («порядную запись»), по которому по истечении льготных лет обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам.
Обе́льные холо́пы
П олные холопы, т. е. рабы на Руси. В пространной редакции Русской Правды названы три источника обельного холопства: купля, женитьба без договора на рабе и поступление без договора в тиуны IX XIII и ключники. Источниками обельного холопства были также плен, бегство закупа, рождение от несвободного и долговая несостоятельность.
Рядо́вичи
Че́лядь
Н азвание зависимого населения в Киевской Руси. Ок. VI–IX в. Челядью называли пленников-рабов в состоянии патриархального рабства. В IX–X вв. они стали объектом купли-продажи. С XI в. термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве.
Полностью зависимые люди в киевской руси назывались
Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ |