поэт и царь 1927
Поэт и царь (1927)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
Владимир Владимирович в своём репертуаре :))
«В купе поезда, отвозившего меня в Москву после выхода на экран «Поэта и царя», я случайно встретил Маяковского. Наклонив голову и упёршись в меня своими чёрными глазами, он начал с того, что упрекнул меня в потрафлении мещанскими вкусам…»
Гардин В.Р. Жизнь и труд артиста. М.: Искусство, 1960.
[Отзыв >>]
«У нас и хвалят и ругают картины Совкино. Вот возьмите картину «Поэт и царь». Нравится картина. Но если вдуматься, какая дичь, какое безобразие эта картина. Возьмите просто такие вещи. Сначала с бытовой стороны. Выводится образ наиболее замечательнейшего за всё время существования России поэта, и поэта с замечательной биографией, т. е. человека очень сложного. Я спрашивал у людей, которые пишут стихи, — как они это делают. По-различному. Но во всяком случае — дурацкие взъерошенные волосы, отводя левую ножку в сторону, сесть к столику и сразу написать блестящее стихотворение:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.
— это есть потрафление самому пошлому представлению о поэте, которое может быть у самых пошлых людей. (Аплодисменты.)
Или возьмите следующее. Пушкин был революционер для своего времени. И вот Пушкин, в присутствии воспитателя царских детей Жуковского, в кругу общества, за которым наблюдает шеф жандармов, читает свои революционные стихотворения, и ему Жуковский аплодирует. Это перегиб палки, и он идеологически в корне подрезает всякий смысл этой картины. Бухарин в «Злых заметках» говорит о схемах. Вы здесь дали схему. Мы знаем Пушкина бабника, весельчака, гуляку, пьяницу. Что же нам даётся? Какая-то бонна в штанах. (смех), которая катает детей. Вот высушенная схема. Хорошее представление о Пушкине. Каково историческое значение, историческая ценность. Пушкин с императором — на фоне памятника, который поставлен Антокольским 35 лет назад. Мне сказал это Шкловский. Вот историческая художественная ценность этой картины. Бросим валять дурака. Картина от начала до конца плоха и не может иначе быть. Так будет независимо ни от чего, если будет ставить Гардин. »
Владимир Владимирович Маяковский
Выступления на диспуте «Пути и политика Совкино» 15 октября 1927 года
http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l65/m65-071-.htm
«Коммерческий успех превысил все ожидания Совкино. Так в Ленинграде за две недели постановки «Поэт и царь» кассовая выручка дала 96.000 рублей. В Новосибирске эта картина привлекла 25.710 зрителей и дала сбор в 9.580 рублей».
В г. Твери фильм посмотрели 20.000 человек.
«За 15 дней демонстрирования картины «Поэт и царь» кинотеатр «Арс» посетило 16000 человек»
«Рабочий край», Иваново-Вознесенск, 14/Х – 27 г.
«За шесть дней демонстрации этой картины в Москве через пять кино прошло 113.000 зрителей»
«Рабочая Москва», 30/IХ – 27 г. 4
«Поэт и царь» стал прокатным лидером
http://human.snauka.ru/2014/02/6012
[Отзывы прессы и пушкинистов на этот фильм >>]
«С щедростью, достойной лучшего применения, показаны помещичьи и царские дворцы, дворцовый этикет, балы и царско-сельские фонтаны».
«Бакинский рабочий», 15/IV – 27 г.
«Весь фокус внимания сценариста и режиссера устремлен на стиль эпохи, на ее «красивость».
«Рабочая правда», Тифлис, 1/VI – 27 г.
В. Шкловский:
«Гардин хороший режиссёр. В «Поэте и царе» есть хорошие места: хорошо смонтирован гнев Пушкина, есть хорошее в смерти. Картина могла бы быть хорошей. Между тем она отвратительна. Всё, что насюсюкано о Пушкине за сто лет, всё есть в ленте».
М. Бабенчиков:
«Отмечаю первое, что бросается в глаза. Памятник Петру I, работы Антокольского, поставленный перед Монплезиром в Петергофе во второй половине н. с., никак не мог служить местом встречи Николая I и Пушкина… Значительно не совпадают с эпохой… женские моды…»
В. Вересаев:
«…Сценическое воплощение темы даёт впечатление удовлетворяющее. Самым резко-отрицательным образом приходится высказаться о сценарии. Он – не талантлив, лишён стержня, хаотичен. Главное же – исполнен грубейшего дилетантизма, переходящего в форменное невежество. Конечно, Пушкин был совсем не такой. Трагедия его была гораздо тоньше, глубже и страшнее, чем изображает фильма. »
http://human.snauka.ru/2014/02/6012
Жданова В.А. Прочерк. О фильме «Поэт и царь» (1927, режиссер В. Гардин) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/6012 (дата обращения: 26.04.2015).
Спасибо Варваре Александровне за познавательную статью об этом фильме.
Отзывы прессы и пушкинистов на этот фильм
«В 1927 году Николай Черкасов дебютирует в кино. Немая картина «Поэт и царь» станет первой биографическим фильмом в его карьере. Актер, к которому великий Сергей Эйзенштейн обращался не иначе как «царь» или «царюга», на этот раз сыграл брадобрея».
http://cinema.mosfilm.ru/persons/persona/Aktyory/cherkasov_2545/
Сайт, где почерпнула информацию (там, кстати, описание больше 480 немых фильмов!)
«. Слабые стороны первой ленинградской кинопостановки о Пушкине — фильма «Поэт и царь» — во многом объяснялись тем, что советское пушкиноведение было к 1926 году слишком молодо и могло сообщить авторам сравнительно небольшой запас фактов. В нашей общей и кинематографической печати давно уже принято давать фильму «Поэт и царь» резко отрицательную оценку. Говорилось, что картина потакала обывательским вкусам и вместо судьбы Пушкина показывала великосветские балы и петергофские фонтаны. Авторы картины могли бы, пожалуй, возразить, что наличие в ней одного придворного бала и одной прогулки в Петергофе определено самим историческим материалом. Разве не общеизвестно, что последний период своей жизни Пушкин вынужден был с женой бывать на балах при дворе? Конечно, любой великосветский праздник можно снять по-разному. Многое в этих сценах было действительно лишено вкуса и элементарного такта (скажем, Пушкин, осыпаемый розами). Вернее всего режиссёра В. Гардина беспокоило характерное для тех лет стремление сравняться в постановочном блеске с монументальными американскими и германскими кинофильмами, шедшими тогда на наших экранах («Нетерпимость», «Скарамуш», «Лукреция Борджиа»). Но нам представляется, что наиболее уязвимые места «Поэта и царя» лежат в совершенно иной плоскости. Вряд ли правильно совершенно зачеркнуть в истории кино фильм, авторы которого (В. Гардин и Е. Червяков) вскоре вошли в передовую шеренгу мастеров (первый — как отличный киноактёр, второй — как замечательный постановщик). Ошибки их были связаны с полным отсутствием опыта в области историко-биографического жанра. Ведь «Поэт и царь» — не только первая картина о Пушкине***** (это обстоятельство не отрицают даже самые непреклонные её хулители), но, если не считать выпущенного несколько раньше «Степана Халтурина», первая советская историко-биографическая кинопостановка вообще.»
Н.Н. ЕФИМОВ «БИОГРАФИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ О ПУШКИНЕ»
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-305-.htm
В книге Н. А. Лебедева «Очерки истории кино СССР» (изд. 2, изд. «Искусство», М., 1965) отмечается, что с основной задачей фильма авторы не справились, но признаётся, что «фильм имел известное культурно-просветительное значение», что он «привлекал зрителя своей темой» и «был одной из наиболее посещаемых картин тех лет» »
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-305-.htm
Уф, всё! :))
Расследование :))
черт меня дернул родиться с душой и талантом в России;
проклятое время, проклятые люди..
Поэт и царь (1927)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
Владимир Владимирович в своём репертуаре :))
«В купе поезда, отвозившего меня в Москву после выхода на экран «Поэта и царя», я случайно встретил Маяковского. Наклонив голову и упёршись в меня своими чёрными глазами, он начал с того, что упрекнул меня в потрафлении мещанскими вкусам…»
Гардин В.Р. Жизнь и труд артиста. М.: Искусство, 1960.
[Отзыв >>]
«У нас и хвалят и ругают картины Совкино. Вот возьмите картину «Поэт и царь». Нравится картина. Но если вдуматься, какая дичь, какое безобразие эта картина. Возьмите просто такие вещи. Сначала с бытовой стороны. Выводится образ наиболее замечательнейшего за всё время существования России поэта, и поэта с замечательной биографией, т. е. человека очень сложного. Я спрашивал у людей, которые пишут стихи, — как они это делают. По-различному. Но во всяком случае — дурацкие взъерошенные волосы, отводя левую ножку в сторону, сесть к столику и сразу написать блестящее стихотворение:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.
— это есть потрафление самому пошлому представлению о поэте, которое может быть у самых пошлых людей. (Аплодисменты.)
Или возьмите следующее. Пушкин был революционер для своего времени. И вот Пушкин, в присутствии воспитателя царских детей Жуковского, в кругу общества, за которым наблюдает шеф жандармов, читает свои революционные стихотворения, и ему Жуковский аплодирует. Это перегиб палки, и он идеологически в корне подрезает всякий смысл этой картины. Бухарин в «Злых заметках» говорит о схемах. Вы здесь дали схему. Мы знаем Пушкина бабника, весельчака, гуляку, пьяницу. Что же нам даётся? Какая-то бонна в штанах. (смех), которая катает детей. Вот высушенная схема. Хорошее представление о Пушкине. Каково историческое значение, историческая ценность. Пушкин с императором — на фоне памятника, который поставлен Антокольским 35 лет назад. Мне сказал это Шкловский. Вот историческая художественная ценность этой картины. Бросим валять дурака. Картина от начала до конца плоха и не может иначе быть. Так будет независимо ни от чего, если будет ставить Гардин. »
Владимир Владимирович Маяковский
Выступления на диспуте «Пути и политика Совкино» 15 октября 1927 года
http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l65/m65-071-.htm
«Коммерческий успех превысил все ожидания Совкино. Так в Ленинграде за две недели постановки «Поэт и царь» кассовая выручка дала 96.000 рублей. В Новосибирске эта картина привлекла 25.710 зрителей и дала сбор в 9.580 рублей».
В г. Твери фильм посмотрели 20.000 человек.
«За 15 дней демонстрирования картины «Поэт и царь» кинотеатр «Арс» посетило 16000 человек»
«Рабочий край», Иваново-Вознесенск, 14/Х – 27 г.
«За шесть дней демонстрации этой картины в Москве через пять кино прошло 113.000 зрителей»
«Рабочая Москва», 30/IХ – 27 г. 4
«Поэт и царь» стал прокатным лидером
http://human.snauka.ru/2014/02/6012
[Отзывы прессы и пушкинистов на этот фильм >>]
«С щедростью, достойной лучшего применения, показаны помещичьи и царские дворцы, дворцовый этикет, балы и царско-сельские фонтаны».
«Бакинский рабочий», 15/IV – 27 г.
«Весь фокус внимания сценариста и режиссера устремлен на стиль эпохи, на ее «красивость».
«Рабочая правда», Тифлис, 1/VI – 27 г.
В. Шкловский:
«Гардин хороший режиссёр. В «Поэте и царе» есть хорошие места: хорошо смонтирован гнев Пушкина, есть хорошее в смерти. Картина могла бы быть хорошей. Между тем она отвратительна. Всё, что насюсюкано о Пушкине за сто лет, всё есть в ленте».
М. Бабенчиков:
«Отмечаю первое, что бросается в глаза. Памятник Петру I, работы Антокольского, поставленный перед Монплезиром в Петергофе во второй половине н. с., никак не мог служить местом встречи Николая I и Пушкина… Значительно не совпадают с эпохой… женские моды…»
В. Вересаев:
«…Сценическое воплощение темы даёт впечатление удовлетворяющее. Самым резко-отрицательным образом приходится высказаться о сценарии. Он – не талантлив, лишён стержня, хаотичен. Главное же – исполнен грубейшего дилетантизма, переходящего в форменное невежество. Конечно, Пушкин был совсем не такой. Трагедия его была гораздо тоньше, глубже и страшнее, чем изображает фильма. »
http://human.snauka.ru/2014/02/6012
Жданова В.А. Прочерк. О фильме «Поэт и царь» (1927, режиссер В. Гардин) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/6012 (дата обращения: 26.04.2015).
Спасибо Варваре Александровне за познавательную статью об этом фильме.
Отзывы прессы и пушкинистов на этот фильм
«В 1927 году Николай Черкасов дебютирует в кино. Немая картина «Поэт и царь» станет первой биографическим фильмом в его карьере. Актер, к которому великий Сергей Эйзенштейн обращался не иначе как «царь» или «царюга», на этот раз сыграл брадобрея».
http://cinema.mosfilm.ru/persons/persona/Aktyory/cherkasov_2545/
Сайт, где почерпнула информацию (там, кстати, описание больше 480 немых фильмов!)
«. Слабые стороны первой ленинградской кинопостановки о Пушкине — фильма «Поэт и царь» — во многом объяснялись тем, что советское пушкиноведение было к 1926 году слишком молодо и могло сообщить авторам сравнительно небольшой запас фактов. В нашей общей и кинематографической печати давно уже принято давать фильму «Поэт и царь» резко отрицательную оценку. Говорилось, что картина потакала обывательским вкусам и вместо судьбы Пушкина показывала великосветские балы и петергофские фонтаны. Авторы картины могли бы, пожалуй, возразить, что наличие в ней одного придворного бала и одной прогулки в Петергофе определено самим историческим материалом. Разве не общеизвестно, что последний период своей жизни Пушкин вынужден был с женой бывать на балах при дворе? Конечно, любой великосветский праздник можно снять по-разному. Многое в этих сценах было действительно лишено вкуса и элементарного такта (скажем, Пушкин, осыпаемый розами). Вернее всего режиссёра В. Гардина беспокоило характерное для тех лет стремление сравняться в постановочном блеске с монументальными американскими и германскими кинофильмами, шедшими тогда на наших экранах («Нетерпимость», «Скарамуш», «Лукреция Борджиа»). Но нам представляется, что наиболее уязвимые места «Поэта и царя» лежат в совершенно иной плоскости. Вряд ли правильно совершенно зачеркнуть в истории кино фильм, авторы которого (В. Гардин и Е. Червяков) вскоре вошли в передовую шеренгу мастеров (первый — как отличный киноактёр, второй — как замечательный постановщик). Ошибки их были связаны с полным отсутствием опыта в области историко-биографического жанра. Ведь «Поэт и царь» — не только первая картина о Пушкине***** (это обстоятельство не отрицают даже самые непреклонные её хулители), но, если не считать выпущенного несколько раньше «Степана Халтурина», первая советская историко-биографическая кинопостановка вообще.»
Н.Н. ЕФИМОВ «БИОГРАФИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ О ПУШКИНЕ»
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-305-.htm
В книге Н. А. Лебедева «Очерки истории кино СССР» (изд. 2, изд. «Искусство», М., 1965) отмечается, что с основной задачей фильма авторы не справились, но признаётся, что «фильм имел известное культурно-просветительное значение», что он «привлекал зрителя своей темой» и «был одной из наиболее посещаемых картин тех лет» »
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-305-.htm
Уф, всё! :))
Расследование :))
черт меня дернул родиться с душой и талантом в России;
проклятое время, проклятые люди..
Поэт и царь (фильм)
Николай Черкасов
Ирина Володко
Константин Каренин
Борис Тамарин
Александр Лариков
Иван Худолеев
В ролях
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Поэт и царь (фильм)» в других словарях:
Поэт и царь — Поэт и царь … Википедия
ПОЭТ И ЦАРЬ — «ПОЭТ И ЦАРЬ («Царь и поэт»)», СССР, СОВКИНО (Ленинград), 1927, ч/б, 137 мин. Историко биографический фильм. Посвящен последним дням жизни А.С.Пушкина. Фильм вызвал большую критику у современников. В ролях: Пушкин Е.Червяков; Натали И.Володко;… … Энциклопедия кино
ПОЭТ И ЦАРЬ — 1927, 72 мин., ч/б, Ленсовкино. жанр: историко биографический. реж. Владимир Гардин, сц. Владимир Гардин, Евгений Червяков, опер. Святослав Беляев (натура), Наум Аптекман (павильон), худ. Анатолий Арапов. Фильм восстановлен и озвучен… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
Давид Гурамишвили (фильм) — Давид Гурамишвили დავით გიორგის ძე გურამიშვილი Жанр Драма Режиссёр Николай Санишвили Иосиф Туманишвили Автор сценария … Википедия
Иван да Марья (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Иван да Марья. Иван да Марья Жанр сказка … Википедия
Контрольная по чудесам (фильм) — Контрольная по чудесам Контрольная по чудесам Жанр Фильм сказка Режиссёр … Википедия
Список фильмов России и СССР — Список фильмов России и СССР, перешедших в общественное достояние Это  … Википедия
Пушкин, Александр Сергеевич — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр … Википедия
В. Высоцкий — Владимир Семёнович Высоцкий Дата рождения: 25 января 1938(19380125) Место рождения … Википедия
Поэт и царь
Николай Черкасов
Ирина Володко
Константин Каренин
Борис Тамарин
Иван Худолеев
Совкино
К/студия им. Горького
Фильм вызвал большую критику у современников. По версии Червякова и Гардина трагедия поэта объяснялась ухаживаниями царя Николая I за Натальей Николаевной. Неоднозначен был и выбор актёров на главную роль. Ни Червяков, ни, тем более, Володко не обладали портретным сходством со своими героями. Промахом авторов фильма стал вульгарно-социологический подход к сложному конфликту, существовавшему между Пушкиным и реакционным окружением Николая I. Неудачей закончилась и попытка, первая в советском кинематографе, изобразить сам процесс творчества. Авторов фильма обвиняли также в том, что вместо судьбы Пушкина они показали великосветские балы и петергофские фонтаны. Многим сцены великосветского праздника показались лишёнными вкуса и элементарного такта (скажем, Пушкин, осыпаемый розами).
Содержание
В ролях
Съёмочная группа
Интересный факт
В базе данных IMDb есть два фильма «Poet i tsar». Второй из них обозначен как ремейк снятый в 1938 году. На самом деле это биографическая киноповесть «Путешествие в Арзрум», снятая Михаилом Левиным в 1936 году на студии «Ленфильм» по мотивам одноимённого произведения А. С. Пушкина.
Литература
Ефимов Н. Н. «Биографические фильмы о Пушкине // Пушкин: Исследования и материалы / Т. 5. Пушкин и русская культура». — С. 305—315. АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом), Ин-т театра, музыки и кинематографии. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Поэт и царь» в других словарях:
ПОЭТ И ЦАРЬ — «ПОЭТ И ЦАРЬ («Царь и поэт»)», СССР, СОВКИНО (Ленинград), 1927, ч/б, 137 мин. Историко биографический фильм. Посвящен последним дням жизни А.С.Пушкина. Фильм вызвал большую критику у современников. В ролях: Пушкин Е.Червяков; Натали И.Володко;… … Энциклопедия кино
ПОЭТ И ЦАРЬ — 1927, 72 мин., ч/б, Ленсовкино. жанр: историко биографический. реж. Владимир Гардин, сц. Владимир Гардин, Евгений Червяков, опер. Святослав Беляев (натура), Наум Аптекман (павильон), худ. Анатолий Арапов. Фильм восстановлен и озвучен… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
Поэт и царь (фильм) — Поэт и царь Жанр Исторический Биографический Режиссёр Владимир Гардин Александр Гинцбург (восстановление) Автор сценария Владимир Гардин Евгений Червяков В главных ролях Николай Черкасов Ирина Володко Констан … Википедия
Царь Соломон — Эта статья о легендарном библейском царе, см. также Соломон (имя). Соломон др. евр. שְׁלֹמֹה, Шломо … Википедия
Лесной царь (баллада) — Лесной царь Приданое Короля Эльфов в Йене … Википедия
Хабиби (азербайджанский поэт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хабиби. Хабиби азерб. Həbibi Имя при рождении: Неизвестно Псевдонимы: Хабиби Дата рождения: около 1470 года М … Википедия
Гейберг, Йохан Людвиг (поэт) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гейберг. В Википедии есть статьи о других людях с именем Гейберг, Йохан Людвиг. Йохан Людвиг Гейберг Johan Ludvig Heiberg … Википедия
Пушкин, Александр Сергеевич — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр … Википедия
Пушкин — Пушкин, Александр Сергеевич Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского Псевдонимы … Википедия
Поэт и царь 1927
Библиографическая ссылка на статью:
Жданова В.А. Прочерк. О фильме «Поэт и царь» (1927, режиссер В. Гардин) // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/02/6012 (дата обращения: 04.10.2021).
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить – но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Издавна соотносилась судьба Пушкина, смертельно раненного на дуэли зимой 1837 года с судьбой придуманного им поэта Ленского.
Фильм «Поэт и царь» был выпущен в 1927 году производственно-прокатной фирмой «Совкино» («Советское кино»). «Поэт и царь» аннотируется в плане Совкино на 1926-27, как исторический фильм. 2
Фильм «Поэт и царь» задумывался Гардиным как хроника последних дней жизни Пушкина.
Первый день. Петергоф. Натали окружает светская чернь, за ней ухаживает император.
Второй день. Пушкин уезжает в Михайловское. Одиночество.
Третий день. Пушкин возвращается в Петербург. Подлец-Булгарин. Объяснение с женой.
Четвертый день. Пушкин получает анонимный диплом на звание рогоносца. Первый вызов Дантесу.
Пятый день. Враги. Смятение Пушкина.
Шестой день. Маскарад. Лица врагов скрыты за масками.
Седьмой день. Дуэль.
Авторами сценария фильма стали: сам В.Р. Гардин, его ассистент Е.В. Червяков (сыгравший Пушкина), пушкинист Б. Казанский.
Впоследствии именно сценарий вызвал нарекания критики. Гардин вспоминал:
«Простая инсценировка написанного хорошим литератором произведения еще могла получиться у меня неплохо. Но самостоятельная работа над сценарием «Поэт и царь» в соавторстве с неопытными Казанским и Червяковым оказалась неудачной».
«С большой любовью я снял красоту серебристого от водяных струй Петергофа, зловещий хоровод преследующих Пушкина в маскараде масок, веселое катанье с горок в Летнем саду…
«Коммерческий успех превысил все ожидания Совкино. Так в Ленинграде за две недели постановки «Поэт и царь» кассовая выручка дала 96.000 рублей. В Новосибирске эта картина привлекла 25.710 зрителей и дала сбор в 9.580 рублей».
В г. Твери фильм посмотрели 20.000 человек.
«За 15 дней демонстрирования картины «Поэт и царь» кинотеатр «Арс» посетило 16000 человек»
«Рабочий край», Иваново-Вознесенск, 14/Х – 27 г.
«За шесть дней демонстрации этой картины в Москве через пять кино прошло 113.000 зрителей»
«Рабочая Москва», 30/IХ – 27 г. 4
«Поэт и царь» стал прокатным лидером, обогнав «Третью Мещанскую».
Фильм «Третья Мещанская» (автор сценария В. Шкловский, режиссер А. Роом) также вышел в 1927 году и, кажется, имел все шансы захватить первенство в прокате. Фильму дали завлекательное прокатное название «Любовь втроем» и снабдили ярким рекламным плакатом: король, дама, валет. Думается, «Третья Мещанская» – все-таки не просто адюльтерная кинодрама, а фильм, ломающий устоявшиеся представления зрителя о домашнем очаге, Доме, покое. Дом – как тюрьма, из которой надо выбраться на волю.
В «Поэте и царе» Пушкин стремится сохранить домашний покой, противопоставляя его внешнему хаосу, буре, метели, мельканию масок. Домашний покой, как аналогия покоя в душе.
В названии фильма противопоставлены Пушкин и российский император Николай I. Одновременно, вспоминается пушкинское обращение к Поэту (стихотворение «Поэту»): «Ты – царь». Поэту – о поэтическом призвании царствовать над душами.
Пушкин принадлежит новой стране. Наследие Пушкина – достояние народа. Поэзия Пушкина царит в душе современного человека. Поэтому утверждается объективная победа Пушкина над недругами из окружения царя.
Правда жизни и правда мифа. Есть в истории трагической дуэли нечто, правда мифа, подводящая к объяснению социо-культурных крушений нашего столетия.
Соотношение личного и общественного – излюбленная идейная проблематика советского искусства.
Легкомыслие жены привело к трагическому излому личную жизнь.
Общественное служение силами поэтического дара вызвало озлобленное негодование царя и придворных кругов. Царь стремится погубить Пушкина и свести на нет его влияние на общество.
Пушкин оказывается в одиночестве, униженный предательством жены.
Из выступления Маяковского на диспуте «Пути и политика Совкино».
О фильме «Поэт и царь». Про образ поэта:
Из воспоминаний Гардина:
Из стенограммы диспута о политике «Совкино» (1927).
«Для того чтобы показать на экране плохинькую любовную драму и подозрительный блеск императорских балов, затрачены громадные средства, шумит неумеренная реклама и толпы зрителей идут в кинотеатры с тем, чтобы унести оттуда впечатление о Пушкине, как о добром мещанине и неудачном муже».
Из стенограммы диспута о политике «Совкино» (1927). Маяковский.
«…Стихи пишут по-различному.
Но во всяком случае, дурацки взъерошив волосы, отведя левую ножку в сторону, сесть к столику и сразу написать блестящее стихотворение:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
Думается, фильм «Декабристы» (1927, режиссер А. Ивановский) был наиболее близок по художественной идее картине «Поэт и царь».
В фильме на фоне исторических событий показана история любви декабриста Аннненкова и француженки – продавщицы модного магазина.
«С щедростью, достойной лучшего применения, показаны помещичьи и царские дворцы, дворцовый этикет, балы и царско-сельские фонтаны».
«Бакинский рабочий», 15/IV – 27 г.
«Весь фокус внимания сценариста и режиссера устремлен на стиль эпохи, на ее «красивость».
«Рабочая правда», Тифлис, 1/VI – 27 г.
«Если в фильме не достает социальной оценки, то есть большие эпизоды из личной жизни отдельных действующих лиц (Анненков – Полина), эпизоды, которые без существенного ущерба можно было бы (и нужно было) сократить».
«Коммунист», Астрахань, 11/III – 27 г.
«Гардин хороший режиссер. В «Поэте и царе» есть хорошие места: хорошо смонтирован гнев Пушкина, есть хорошее в смерти.
Картина могла бы быть хорошей. Между тем она отвратительна.
Все, что насюсюкано о Пушкине за сто лет, все есть в ленте».
«Отмечаю первое, что бросается в глаза. Памятник Петру I, работы Антокольского, поставленный перед Монплезиром в Петергофе во второй половине н. с., никак не мог служить местом встречи Николая I и Пушкина… Значительно не совпадают с эпохой… женские моды…»
М. Цявловский упрекает создателей фильма в значительных нарушениях исторической хроники.
«…Сценическое воплощение темы дает впечатление удовлетворяющее».
«Самым резко-отрицательным образом приходится высказаться о сценарии. Он – не талантлив, лишен стержня, хаотичен. Главное же – исполнен грубейшего дилетантизма, переходящего в форменное невежество».
«Конечно, Пушкин был совсем не такой. Трагедия его была гораздо тоньше, глубже и страшнее, чем изображает фильма. Вместо банальной картины преследования деспотом-царем вольнолюбивого поэта можно было дать картину неизмеримо более страшную и более соответствующую действительности: как царь со своими приспешниками систематически опутывал Пушкина «благодеяниями», запихивал его в золотую клетку и грозил пальцем, когда Пушкин пытался из нее вырваться…»
«И все-таки – этот их ужас перед скрученным по рукам и ногам и наконец убитым гением. Эти жандармские печати на дверях его кабинета, и ночное перенесение гроба в церковь, и обманная панихида не в указанной церкви, и эта фантастическая скачка гроба с телом Пушкина по псковским снежным равнинам, под покровом ночи. Как будто убийцы спешат скрыть следы своего преступления».
Без сомнения, эти слова В.В. Вересаева, или подобные повлияли на М.А. Булгакова, как создателя пьесы «Последние дни» («Александр Пушкин»). Думается, что и фильм «Поэт и царь» повлиял на образную структуру и художественную идею пьесы.
Булгаков работал над пьесой в 1935 году, она была поставлена в Художественном театре вскоре после смерти писателя.
Первоначально Вересаев и Булгаков думали быть соавторами в написании пьесы о Пушкине но творческие разногласия привели к тому, что Вересаев снял свое имя с афиши.
Выдержка из письма Вересаева к Булгакову (1935):
Булгаков вводит в финальную часть пьесы, упомянутую Вересаевым «фантастическую скачку гроба с телом Пушкина по псковским снежным равнинам, под покровом ночи» (похоже на гоголевскую стилистику).
«Смотрительша. Да ведь теперь-то он помер. Теперь-то вы чего же за ним?
Битков. Во избежание. Помер… Помереть-то он помер, а вон видишь, ночью, буря, столпотворение, а мы по пятьдесят верст, по пятьдесят верст… Вот тебе и помер…» 12
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь:
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окна мелом
Забелены. Хозяйки нет.
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».