почему важно хранить историю
7 ВАЖНЫХ причин сохранить историю своей семьи
Экология жизни: Специалисты утверждают, что знание 7 поколений своего дерева, обеспечивает нормальное движение родовой энергии, и приводит к слаженной жизни в настоящем.
38% опрошенных ВЦИОМ на вопрос «В чем видите причины слабого знания истории своей семьи?» ответи ли, что некому было рассказать об этом, 48% опрошенных сказали, что этот вопрос для семьи безразличен.
Причина 1.
Изучение истории семьи – это 100% способ укрепления семьи, сокращения разрыва между старшим и младшим поколениями в семье, в процессе вы становитесь ближе.
Вы встречаетесь, созваниваетесь с родственниками, которых не слышали уже много лет, делитесь воспоминаниями, рассказываете младшим о своем детстве и юности, спрашиваете старших об интересных событиях в их жизни.
Причина 2.
Причина 3.
С точки зрения энергетических родовых связей – семь поколений – семь энергетических чакр, где каждое поколение отвечает за определённые аспекты нашей жизни. Поэтому специалисты утверждают, что знание 7 поколений своего дерева, обеспечивает нормальное движение родовой энергии, и приводит к слаженной жизни в настоящем.
Причина 4.
Создайте подарок для будущих поколений о дорогих вашему сердцу и сердцу ваших родных людях, о местах, о моментах жизни, о ценном и самом главном. Только представьте ваши собственные ощущения, если бы в ваших руках сейчас оказалась книга об истории семьи, написанная вашим праотцом, продолженная дедом, дополненная отцом! История должна продолжаться.
Причина 5.
Окажите внимание своим близким старшего возраста, часто одиноким и нуждающихся в общении. Для них общение с вами будет настоящим счастьем и лекарством от хворей! И важно понимать, что та информация об истории семьи, которая сегодня доступна из первых уст, завтра уже может быть найдена только в архивах. Старшее поколение семьи – это ваше богатство, а информация, которой они владеют, вряд ли найдется в архиве. Так или иначе, обратиться в архив Вы успеете всегда. Нужно не опоздать, пока есть еще у кого спросить о своих корнях.
Причина 6.
Вместе с изучением истории своей семьи вы изучаете историю страны, географию страны, законы страны, политическую ситуацию, потому что погружаетесь в события жизни ваших близких, ищите на карте населенных пункт, где родился ваш предок, узнаете детали образования, трудоустройства, вероисповедания, власти-отношений. Таким образом, расширяется ваш кругозор, и вы саморазвиваетесь.
Причина 7.
Сам процесс изучения истории семьи не только познавательный, но очень захватывающий, словно читаешь приключенческий роман или смотришь детектив, только со своим непосредственным участием! По крупинкам восстанавливается информация, нанизывается и в итоге получается удивительна картина!
Так что самое время начать писать Книгу Жизни своей семьи! Успехов!
Автор: Анна Плетень, специально для econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Итоговое сочинение: Почему важно помнить прошлое? (2 варианта)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.09.2020 · Обновлено 02.12.2020
Многомудрый Литрекон призывает читателей помнить прошлое, чтобы извлечь из него пользу. О своем мнении он рассказал в итоговом сочинении на тему: Почему важно помнить прошлое? Аргументы он взял из книг «Судьба человека», «Слово о полку Игореве», «Реквием», «Тринадцатый подвиг Геракла».
Вариант 1
(476 слов) Людям важно помнить прошлое, потому что память дает возможность избежать повторения ошибок: зная о том, что было сделано неправильно, мы не продублируем это в будущем. Кроме того, история подсказывает решение проблем, которые уже были когда-то актуальны. Эту закономерность человеческого развития подмечали многие авторы.
Например, в произведении А. Ахматовой «Реквием» описываются годы страшных репрессий, когда под арестом оказались тысячи невиновных людей, очутившиеся в немилости у новой советской власти. Повествование автобиографично: Анна Ахматова сама стояла часами в тюремных очередях, чтобы получить хотя бы одну жалкую весточку о сыне, которого в итоге посадили в камеру на 10 лет лишь на том основании, что его отец был контрреволюционером. В финале «Реквиема» мы встречаем строки, которыми поэтесса объясняет свое желание об установке памятника возле тюремных стен: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание черных марусь, забыть, как постылая хлопала дверь и выла старуха, как раненый зверь». Казалось бы, зачем вспоминать эти мрачные страницы истории? Сына Анны Андреевны выпустили, она не была в заключении, а другим повесть ее мук будет не добавит оптимизма. Эти воспоминания не патриотичны и бросают тень на великую империю. Однако литературный памятник тюремных очередей и советских репрессий все-таки должен существовать. Именно он гордо возносится над попытками многих бесчестных людей исказить нашу историю и вычеркнуть из нее все неудобные моменты, заставляющие нас задуматься над тем, что происходит сейчас. Благодаря этому произведению мы будем знать правду о тех временах и всячески препятствовать повторению тех ужасных событий. Возле упомянутого в поэме памятника Ахматовой регулярно собираются люди, отчаявшиеся добиться судебной справедливости. Так они привлекают общественное внимание к данной проблеме и помогают тем, кто страдает от репрессий сегодняшнего дня. «Реквием» Анны Ахматовой стал символом, который защищает людей от произвола силой исторических воспоминаний, силой не зажившей народной раны.
История не только оберегает нас от ошибок прошлого, но и подсказывает, как решить насущные проблемы. Например, Фазиль Искандер в произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» наглядно продемонстрировал, как знание древнегреческих мифов помогает научить современных детей правильно себя вести. Харлампий Диогенович, учитель математики, раскусил хитрость своего ученика, который сорвал урок, чтобы не получить плохой отметки за невыполненное задание. Он уговорил медсестру сделать прививки в своем классе пораньше, чтобы учитель не успел проверить домашнюю работу. Тогда математик решил проучить школьника. Он рассказал всему классу, что трусость побудила кое-кого дополнить список двенадцати подвигов знаменитого античного воина. Намек был понят, и ребята высмеяли своего товарища. Пример оказался настолько точным и наглядным, интересным и смешным, что ученики подхватили шутку и пристыдили хитреца. Прошлое завещало нам универсальный язык отсылок, метафор и аллегорий, который необходимо научиться использовать, чтобы достичь своей цели и быть услышанным.
Таким образом, сохранение памяти о прошлом дает неоспоримые преимущества людям настоящего и будущего. Мы знаем и помним об ошибках наших предков, которые уже не повторятся, потому что мы этого не допустим. А еще мы можем использовать богатый исторический опыт, чтобы разнообразить свою речь и расширить эрудицию. Все приобретенные знания пригодятся в профессиональной деятельности и станут достойным наследством для наших потомков.
Вариант 2
(424 слова) Люди должны сохранять память о прошлом, чтобы применять эти ценные знания и умения в настоящем и будущем. Каждый из нас должен черпать мудрость в историческом опыте минувших столетий, поэтому так важно помнить, что прошлое забвению не подлежит: оно является нашим учителем и помощником. Эту мысль подтверждают многие литературные примеры.
Так, в древнерусской поэме «Слово о полку Игореве» автор описывает трагические последствия забвения уроков прошлого. Молодой и удалой князь Игорь хотел прославиться в боях и организовал поход на половцев. С собой он взял только брата, а другим родственникам о своей идее не сказал, чтобы не делить с ними добычу и славу. Однако герой забыл о том, что сотни его предков уже попадали в аналогичную ловушку своего тщеславия. Стремясь добиться своего, они ссорились с другими князьями, оставались в одиночестве и были хорошей мишенью для сплоченных кочевников. Та же участь постигла Игоря: он попал в плен к половцам, а его войско разгромили враги. Об этом искренне жалеет князь киевский. Святослав перечисляет междоусобицы своих предков и делает важный вывод: всем правителям Руси нужно объединиться и выступать против басурман единым фронтом. Только так можно победить и сохранить свою землю. Если бы Игорь помнил прошлое своей страны, как и Святослав, он не совершил бы ошибку и избежал ее трагических последствий.
Таким образом, каждый человек должен находить в прошлом мудрость для преодоления трудностей и устранения насущных проблем. Мы должны использовать горький опыт предков, чтобы сделать настоящее и будущее лучше. Как говорил Д. С. Лихачев: «Прошлое должно служить современности».
Запомни!
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Признаюсь, мне несколько обидно, что вы не назвали жанр произведения М.Ю.Лермонтова. Значит ли это, что нельзя назвать «Бородино» произведением? Конечно, не значит, но всё же.
Позволю себе дать совет: уверена, что вы знаете наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» или какие-то строки. Как бы убедительнее выглядел ваш пример с цитатой!
Конечно, цитаты приводить не обязательно, но я высказываю своё мнение.
Автор повести «Судьба человека» описывает в своем произведении реальную историю солдата, мужество которого может послужить примером для многих. |
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Мы передаем подвиги соотечественников нашим детям и внукам, внушая им гордость за свой народ, показывая им пример настоящей стойкости, силы духа и истинного патриотизма. |
Казалось бы, хорошие, правильные мысли. Но подвиги передать нельзя (нарушение лексической сочетаемости). Можно передавать из поколения в поколения память об этих подвигах. Варианты: Мы помним героев прошлого. Мы никогда не забудем имена героев, тех, кто защитил нас. Бережно храним память о героях прошлого.
Нельзя забывать такие подвиги, ведь они позволяют нам вдохновляться ими, смелостью героев и подают достойный пример. |
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок:
Находившись в концентрационном лагере ЗПТ Андрей Соколов, проявляя огромное мужество, отказывается пить за победу врага, понимая, что, не идя на поводу у фашистов, он может лишиться жизни. |
Воспоминания помогают нам гордиться отважными поступками героев, передавая подвиги наших соотечественников из уст в уста. |
Я заметила, что вы любите использовать конструкции с деепричастными оборотами. Это не плохо,но не увлекайтесь. Иногда их так много, что до ошибки, как говорится, недалеко.
Находившись в концентрационном лагере Андрей Соколов, проявляя огромное мужество, отказывается пить за победу врага, понимая, что, не идя на поводу у фашистов, он может лишиться жизни. |
Вы используете деепричастие разных видов: совершенного и несовершенного. Тогда уж должно быть «находясь».
Общий вывод по работе
Итак, Варвара, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над тезисно-доказательной частью (особенно будьте предельно внимательны к литературным аргументам). Надеюсь, что этот урок не пройдёт для вас даром.
Об истории и о памяти
П рошли празднества в честь очередной годовщины Победы. С каждым годом они становятся все помпезнее, апология советского времени — все заметнее, международный резонанс — все слабее. История страны превращается в предмет сугубо идеологический, и это разделяет общество на тех, кто не видит в прошлом России никаких трагических моментов, и тех, кто даже об отмечании конца великой войны говорит как о «победобесии».
Вполне вероятно, что примирить эти отдаляющиеся друг от друга «берега» не сможет ничто. Совершенно очевидно как то, что не все в нашей истории было ужасно, так и то, что действия правителей нашей страны принесли чуть ли не больше жертв, чем все вражеские нашествия. Диалог о том, чего же было больше — хорошего или плохого, — не только затруднителен, но и бессмыслен: великие нации отличаются от мнящих себя таковыми не тем, как они относятся к прошлому, а тем, как строят будущее. Нам только кажется, что превалирование той или иной версии оценки российской истории способно серьезно изменить сегодняшнюю реальность.
Даже если сталинизм будет полностью оправдан, тираны прошлого — возвеличены, а миллионы репрессированных снова объявлены врагами народа, современное общество невозможно будет загнать в новый ГУЛАГ. Даже если коммунистический режим будет объявлен преступным и на щит будут подняты новые герои различных исторических эпох, мы не отринем немедленно ту форму организации власти, которая сложилась в постсоветский период. Мир развивается настолько быстро, что уроки истории обесцениваются, даже не успев быть усвоенными. Единственная мысль, которой каждый современный человек должен проникнуться, начертана на Мемориальных вратах, стоящих на углу лондонского Грин-парка: Our future is greater than our past.
История страны не может ни оправдывать ее места и роли в современном мире, ни гарантировать ее будущих успехов. Однако кроме истории, которую во все времена и во всех концах света писали обладатели политической власти и которая поэтому представлялась цельной и гармоничной, несмотря на частоту ее перелицовок, существует нечто совершенно иное, что для нормального общества имеет куда большую ценность, чем банальная идеология. Это иное — память. Память всегда индивидуальна и уникальна; она связывает человека с его предками, с местом, где он родился и вырос; она позволяет увидеть в прошлом не «страну», а людей, не концепты, а артефакты; она, в конечном счете, протягивает в прошлое тонкую, но прямую нить, тогда как «история» постоянно изменяет свое «магистральное направление». Поэтому упоение памятью гораздо важнее для единства и морального здоровья нации, чем увлечение историей.
Заброшенный маяк Анива, Сахалин Фото: Ярослав Шураев/Wikipedia
Характерно, что это, на мой взгляд, давно поняли в тех странах, в истории которых резких «поворотов» и темных страниц было не меньше, чем у нас. В Германии и Великобритании, Франции и Америке, Японии и Китае сохранение исторического наследия давно стало не только государственной политикой, но и мощным элементом формирования национальной идентичности. При этом речь идет не столько о монументах общемирового значения (я уверен, что следы недавнего пожара в Нотр-Даме будут скоро заметны туристам еще меньше, чем видны сегодня в Виндзорском замке последствия пожара 1992 года), сколько о совершенно «обычных» строениях и объектах. В Германии, где не раз прокатывались войны и где ставились самые отчаянные социальные эксперименты, сегодня сохранилось более 38 тысяч зданий постройки до 1750 года, причем более чем в 80 процентах из них живут люди, устроены гостиницы, магазины или мастерские. Во Франции каталогизированы более 5500 замков постройки XIII–XIX веков, причем более 90 процентов из них находятся в частной собственности, используются в повседневной жизни и не являются местом паломничества туристов. Я не говорю о том, сколько построек и инфраструктурных сооружений используется и/или бережно сохраняются в Италии и Испании, Греции или Турции. В центре Бостона и Нью-Йорка поддерживается идеальный порядок на кладбищах, где покоится прах никому сегодня не известных колонистов, которые, судя по годам их жизни, могли быть детьми пассажиров «Мэйфлауэра», — и никто не думает реализовывать на месте этих захоронений высокорентабельные девелоперские проекты.
Но дело отнюдь не исключительно в усилиях по сохранению артефактов. Память остается живой до тех пор, пока люди не только живут в старинных домах, ходят по проложенным несколько веков назад улицам городов и любуются древними храмами, — она жива, пока существуют исторические практики и образы жизни. Сегодня во Франции 45 видов сыров и 336 сортов вина защищены знаками гарантированного происхождения и производятся в том числе и мелкими хозяйствами. В Италии сотни ресторанов и мануфактур ведут свою историю с XVI века и ранее; в Великобритании десятки университетов и колледжей занимают здания и ансамбли XVI–XVIII веков. Эти люди и эти бизнесы поддерживают единство своих стран, сохраняют их региональную самобытность, воплощают в себе ту память, которая только и делает население народом. Если бы европейские общества лишись воплощенной в них преемственности, распалась бы та связь времен, которая намного более значима, чем идеологизированные исторические нарративы.
Наконец, у каждой страны и каждой эпохи есть свои герои, к которым люди могут апеллировать, не опасаясь, что значительная часть общества их не поддержит. Отношение к Вашингтону и Линкольну, Нельсону и Черчиллю, Гарибальди и Кавуру, Бисмарку и Эберту не пересматривалось их согражданами никогда. Солдаты, павшие за Родину, удостаивались должных почестей, несмотря на то, какие миссии они выполняли. Многие в той же Америке были несогласны с войной во Вьетнаме, но напоминающие о ней мемориалы есть во многих американских городах. Война в Ираке тоже встречалась протестами, но американские власти потратили годы и миллионы долларов на то, чтобы вернуть домой даже останки своих павших военных. Тело одного из них, майора Троя Гилберта, было доставлено по частям и захоранивалось на Арлингтонском кладбище трижды(!). Эти примеры, как и 186-миллиардный бюджет Департамента по делам ветеранов США, говорят об обществе не меньше, чем сохранение памяти о защитниках страны в далеком прошлом.
Россия по своему отношению к истории и памяти выглядит уникально на фоне других наций, корни которых связаны с европейской цивилизацией. История здесь всегда считалась опасной — можно вспомнить хотя бы уничтожение Разрядных книг и разрушение усыпальниц Рюриковичей первыми Романовыми. Большевики возвели сведение счетов с прошлым чуть ли не в ранг своей главной цели: уже к началу Великой Отечественной войны было разрушено более 40 тысяч храмов, снесены десятки тысяч дореволюционных построек в крупнейших советских городах, уничтожены сотни кладбищ, включая Дорогомиловское в Москве, Выборгское и Фарфоровское в Санкт-Петербурге и Петропавловское в Нижнем Новгороде. Это не было чем-то необычным: в 1930-е годы Берлин перестраивался не менее радикально, чем Москва, а Муссолини проложил главную улицу для приема своих парадов поверх древнеримских форумов. Отличие России от остального европейского мира состояло лишь в том, что времена монархов и тоталитарных лидеров прошли, а отношение к памяти не изменилось.
История России жестока. Пройдет несколько десятилетий, и она, запечатленная в красиво изданных книгах, смешает с грязью Путина и Медведева, Собянина и Беглова
Несмотря на декларируемое возрождение внимания к прошлому, сегодня наблюдается невиданное разделение его «идеологической» и «персональной» составляющих, истории и памяти. Хотя юбилеи Победы становятся все помпезнее, останки не менее 4 миллионов павших на нашей собственной земле так и не идентифицированы. Несмотря на несколько реабилитаций, сотни тысяч невинно убитых советских людей по-прежнему остаются в массовых захоронениях в Ростове и Томске, Перми и Магадане. Москва и Санкт-Петербург теряют массу памятников архитектуры из-за массовой застройки и варварской реставрации, которая делает непохожими сами на себя памятники не то чтобы многовековой давности (как, например, дом Бака в Петербурге), но даже советской эпохи (взять хотя бы фонтан «Каменный цветок» на ВВЦ). В России с 2000 года по сегодняшний день число церквей выросло в три раза, достигнув 37 тысяч. При этом более 10 тысяч культовых сооружений находятся в руинированном состоянии — прежде всего там, где исчезают деревни и городские поселения, по мере того как жизнь, вслед за деньгами, которые сегодня правят обществом, утекает в столицы. Массовые случаи специально организуемых пожаров, уничтожающих старые ветхие дома ради «расчистки» занимаемых ими территории, происходят почти повсеместно. Корни, которыми всегда была сильна Россия, утрачиваются с небывалой скоростью на фоне пропагандистской трескотни членов различных «исторических обществ». И это во многом понятно: страна становится одноликой, культурное разнообразие городов и регионов утрачивается в эпоху дешевой водки и сыров, изготавливаемых преимущественно из пальмового масла. Туристы сегодня едут в Шароле, где скот разводится на открытом воздухе по нормам, утвержденным в 1842 году, а не в зараженные Чернобылем районы Брянской области, где обосновались фермы «Мираторга».
До сегодняшнего дня из тысяч дворянских усадеб, которые существовали в Центральной России в конце XIX века, дожили десятки — как правило, связанные с известными представителями культуры и искусства. Многие места, где они стояли, сейчас можно найти только по аллеям, которые к ним вели — но ведь и деревья не вечны. Увлекшись «историей», мы стали глухи к памяти. Знают ли арендаторы офисов в московской «Башне-2000», что она стоит на кладбищенской земле? Догадываются ли о том же счастливые посетители зоопарка в Перми? Можно ли представить себе современную страну, где депутата и редактора местной газеты избивают за попытки выяснить происхождение свежих могил военнослужащих на погосте в Пскове? Все российские социальные сети всколыхнул уже упоминавшийся пожар в Нотр-Даме, но кто вспоминает сгоревшую деревянную церковь XVIII века в Кондопоге? А деревню, сожженную в Вологодской области ради артефакта? Да почти никто. Часто ли вспоминаем мы о том, что за все годы блокады на Невском проспекте были разрушены и утрачены два исторических здания, а за восемь лет губернаторства Матвиенко — шесть?
История России жестока. Пройдет несколько десятилетий, и она, запечатленная в красиво изданных книгах, смешает с грязью Путина и Медведева, Собянина и Беглова — и причиной тому будут даже не совершенные ими злоупотребления или допущенные ошибки, а нежелание и неспособность отечественной власти обратиться к выстраиванию политики памяти вместо манипулирования историей. Конечно, последнее гораздо проще первого, но оно не формирует прочной национальной ткани, не восстанавливает преемственности и не строит мостиков из великого прошлого даже в относительно достойное будущее.
«В СССР правда все игрушки были одинаковые?». Когда и зачем мы вспоминаем о своём прошлом
Что люди знают о своих предках? Зачем вести дневник воспоминаний? Что такое микроистория? На эти и другие вопросы о личной и коллективной памяти в эфире нашей «Радиошколы» ответила Елена Саляева — заведующая Центральной детской библиотекой имени Крылова и куратор проекта «Детство в Сокольниках».
Работа с воспоминаниями
«Детство в Сокольниках» — ностальгический проект Библиотеки им. Крылова, в рамках которого любой желающий может рассказать о прошлом: о своем районе, о семье и близких. Нам было важно пойти по исторической хронологии, собрать истории XX века, поэтому мы обратились к архивам Музея парка «Сокольники», который работает с воспоминаниями старожилов района.
Как правило, дети впервые сталкиваются с историей своей семьи благодаря школьному образованию и тематическим домашним заданиям. Но не стоит недооценивать роль библиотек: они делают целые авторские проекты, зовут школьников к себе или сами приходят к детям. Они рассказывают про историю места, про его выдающихся жителей, знакомят с произведениями искусства, связанными с тем или иным районом. Например, в Сокольниках свое детство провёл художник Анатолий Зверев. Позже он вспоминал: «В Сокольниках я нарисовал каждое дерево».
Впрочем, библиотеки не единственное место, откуда дети могут почерпнуть интерес к краеведению. Сейчас есть и много интересных просветительских инициатив, независимых проектов. Например, «Кружок» — независимое объединение молодых преподавателей, раз в год приезжающих в регионы и проводящих бесплатные недельные школы для подростков. По итогам работы проекта, например, появился сайт села Глазок в Тамбовской области, сделанный учениками единственной в селе школы. Это хороший пример трансформации классического краеведения и работы с подростками.
Что такое коллективная и личная память
Важна не только задача — рассказать об истории семьи, — но и работа с коллективной памятью. Это, например, вещи, игрушки, которые были одинаково знакомы всем советским детям. Подобные культурные коды, объединяющие не одно поколение, можно обсуждать даже в семье: взрослые рассказывают об этом детям, а дети спрашивают у взрослых: «Правда, что у вас всё было одинаковое? Правда, что вы играли в казаки-разбойники?»
Отличным примером можно назвать недавно вышедший роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», который отлично работает с темой коллективной памяти советского и постсоветского пространства.
Особенно примечательно описание новогоднего праздника со всеми знакомыми атрибутами: детский спектакль, где Баба-яга пытается испортить всем Новый год, зажжение ёлки в конце как апофеоз всеобщего веселья и победы над злом. В романе есть работа и с личной памятью: это память об аромате маминых духов, ощущение, когда ты идешь по темному коридору, который тебе кажется огромной страшной пещерой.
Что такое микроистория
Людям нравится вспоминать, делиться историями и находить параллели со своей жизнью. Например, проект «Народная история России» состоит из интервью людей с локальной привязкой, делящихся воспоминаниями. Благодаря таким проектам, в которые вовлечены разные поколения, и происходит диалог культур. А если всё это происходит на площадке библиотеки, то мы в очередной раз доказываем, что библиотеки существуют и что они актуальны.
Найти целевую аудиторию сейчас не проблема: это можно сделать даже через TikTok. Важно заинтересовать молодое поколение, поэтому нужно искать там, где оно обитает. Миссия нашего проекта — возвращение людям права на важность их собственной истории.
Люди зачастую считают, что их жизнь не представляет никакой исторической ценности. Им кажется, что есть глобальная история, которая идет мимо, а они в неё не входят. Они не ведут дневники, обосновывая это следующим: «А что я там запишу? Моя жизнь скучна, никому это не интересно». Но ведь в современной документалистике огромное внимание уделяется источникам личного происхождения: дневникам, письмам, фотографиям.
Собирая и анализируя самые незначительные факты и случаи, можно восстановить целые пласты культуры. Это называют микроисторией
Пример — проект «Соседи по Перми», основанный на работе с местными жителями, на их просвещении. Благодаря ему в Перми прошло несколько выставок, составленных исключительно из архивных фото местных жителей.
Почему взрослым интереснее, чем детям
Увлечение семейной историей приходит с возрастом. Только с годами человек понимает, что это важно. Поэтому люди старше 30 исследуют свои корни, чтобы понять своё место в истории, свою связь с семьей, с родом. Происходит репрезентация памяти.
У нас так долго не было прошлого, что приходится его пересобирать. А сейчас мы настолько сильно чувствуем нестабильность сущего, что становится важно собирать хотя бы прошлое. Как будто оно цементирует настоящее.
«Детство в Сокольниках» — мой посильный вклад в сохранение истории. Мы планируем создание с участниками проекта выставок, основанных на личных фотографиях, а также запуск экскурсий, которые можно будет пройти самостоятельно в наушниках. Возможно, будут мастерские с применением AR-технологий. Сейчас на сайте опубликованы истории, фотографии жизни в Сокольниках начиная с XX века. Но проект только в самом начале пути, впереди еще много нового — и вы в любой момент можете к нему присоединиться.
Полную запись интервью с Еленой Саляевой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».
Фото: Shutterstock / Lyudmila2509, frescomovie