почему съезды русских князей в 11 12 веке имели большое значение для истории нашей страны
Съезды русских князей
Съезды русских князей — личные встречи Рюриковичей, предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в Киевской Руси и отдельных русских княжествах с XI по XIV век.
Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В XI — начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси. В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности, появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» — регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. По подсчётам А.
В историографии съезды Рюриковичей рассматриваются как особый институт, но его роль, особенно в период раздробленности, является не достаточно изученной и трактуется диаметрально противоположно: от признания съездов высшим органом власти страны (В. Т. Пашуто) до их оценки как архаической процедуры, не оказывавшей реального воздействия на политический строй (Б. А. Рыбаков, А. П. Толочко).
1. Порядок проведения, состав участников
Съезды носили ярко выраженный элитарный характер. Лица некняжеского достоинства непосредственного участия в обсуждении обычно не принимали. Когда в 1096 году Святополк Изяславич и Владимир Мономах предложили своему двоюродному брату Олегу Святославичу прибыть в Киев и заключить договор в присутствии духовенства, бояр и горожан, тот презрительно заявил, что «не пристойно судить меня епископу, или игуменам, или смердам». Представители духовенства на съезды практически никогда не приглашались. Вместе с тем с кон. XII века тенденции к эволюции съездов в сторону большей представительности проявились в некоторых княжествах и были связаны с процедурой передачи власти, когда правящий князь при своей жизни определял наследника. Для этого собирался «Собор», помимо князей включавший в себя представителей знати, духовенства и городов. Подобное имело место в Галицком княжестве (в 1187 году, по повелению Ярослава Осмомысла) и Владимиро-Суздальском (1211, по инициативе Всеволода Большое гнездо)[3].
2. Съезды XI — нач. XII вв
Городецкий съезд (1026/1027) — первый достоверно известный съезд Рюриковичей. Состоялся между братьями Ярославом Мудрым и Мстиславом Тмутараканским — единственными к тому времени оставшимися в живых детьми Владимира. Согласно «Повести временных лет», их встреча состоялась у Городца (очевидно, Городец-Остёрский Черниговской земли, либо одноимённый Городец близ Киева). Братья заключили мир на условиях признания старшинства Ярослава и раздела «Русской земли» по Днепру. Левобережье с центром в Чернигове отошло к Мстиславу. Тем самым была выработана модель, по которой в дальнейшем улаживались конфликты между русскими князьями. Об исторической значимости съезда свидетельствует тот факт, что ещё в конце XII века Мономаховичи и Ольговичи аппелировали к нему в своих спорах;
Съезд у Орши (10 июля 1067) — «неудавшийся» съезд сыновей Ярослава Мудрого — киевского князя Изяслава, черниговского князя Святослава и переяславского князя Всеволода с одной стороны и полоцкого князя Всеслава Брячиславича с двумя своими сыновьями — с другой. Съезду предшествовала война, в которой Всеслав потерпел поражение. Ярославичи пригласили его на встречу, поцеловав крест, что не причинят зла. Но как только Всеслав переплыл на левый берег Днепра, где располагался лагерь братьев, и вошёл в шатёр к Изяславу, он вместе с сыновьями был вероломно пленён. Его привезли в Киев и посадили в поруб. Через год его освободили восставшие киевляне, и он даже смог на короткое время стать киевским князем. Это событие пришлось на праздник Крестовоздвиженья и было воспринято современниками как божья кара за клятвопреступление;
Вышгородский съезд (20 мая 1072) — съезд Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода), состоявшийся в присутствии митрополита и духовенства в Вышгороде для торжественного перенесения мощей Бориса и Глеба в новую каменную церковь. Большинство исследователей трактует эту церемонию как официальную канонизацию погибших князей и объясняют её желанием создать культ покровителей княжеского рода. Существует предположение, что именно на этом съезде была принята «Правда Ярославичей»;
Съезд на Желяни (4 декабря 1093?) — съезд старших внуков Ярослава Мудрого: Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и Олег Святославича на речке Желяни для «сотворения мира». В летописях не упомянут. О его нём известно из граффити на стене киевского Софийского собора. Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что съезды проводились чаще, чем это отмечено в летописях. Год встречи не назван. По мнению А. С. Щавелева, вероятнее всего она имела место в 1093 и была связана с неудачными действиями Святополка против половцев;[4]
Любечский съезд (1097) — самый известный съезд русских князей. Состоялся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде присутствовало 6 князей — князь киевский Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Мономах, черниговский князь Олег Святославич, его брат Давыд Святославич, волынский князь Давид Игоревич и князь Василько Ростиславич. Любечский съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси и в перспективе открыл процесс создания региональных династий.
Съезд в Уветичах (1100) — Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи заключили между собой мир 10 августа, a 30 августа собрались вновь для суда над Давыдом Игоревичем, нарушившим перемирие, установленное в Любече. Давыд был лишён Владимиро-Волынского княжества, получив взамен городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и 400 гривен серебра. Примирение князей позволило им в последующие годы организовать широкомасштабные походы против половцев;
Золотченский съезд (1101) — съезд всех братьев (7 князей, из Святославичей присутствовал ещё и Ярослав) на реке Золотче. На съезд прибыли половецкие послы с просьбой о мире. Князья передали им предложение встретиться в городе Саков (в пределах левобережней Киевщины). Русско-половецкий съезд состоялся 15 сентября, стороны обменялись заложниками и заключили мир;
Долобский съезд (весна 1103) — съезд Святополка и Владимира Мономаха у Долобского озера близ Киева для организации совместного похода на половцев. В отличие от предыдущих съездов переговоры проходили с участием дружины. Дружина Святопока выступила против идеи пойти в поход на половцев весной, в ответ Владимир Мономах произнёс речь, после которой дружинники не смогли ничего возразить, и Святополк согласился.
3. Съезды XII — 1-й пол. XIII вв
4. Съезды с половцами
5. Съезды в русских княжествах
Новгородско-полоцкий съезд отмечен под 1191 годом. Новгородский князя Ярослав Владимирович и новгородцы собрались с полоцкими князьями в Великих Луках по вопросу о походе на литву и чудь. Ярослав вернулся в Новгород «одарен» и вскоре совершил удачный поход в землю чуди, взяв Юрьев.
5.1. Черниговское княжество
В 1194 году Святослав Всеволодович созвал съезд в Рогове, на котором со своим братом Ярославом и двоюродными братьями Игорем и Всеволодом Святославичами обсуждал идею похода на Рязань.
5.2. Рязанское княжество
В Рязанской земле известно о двух крупных съездах. Первый из них — съезд в Исадах (20 июля 1217 года) обернулся беспрецедентным для Руси случаем — заговором с целью убийства участников. Рязанский князь Глеб Владимирович и его брат Константин пригласили шестерых других рязанских князей для заключения общего договора («поряда») в село Исады (в 7 км от Старой Рязани). Ничего не подозревающие гости зашли вместе со своими боярами и слугами в шатёр к Владимировичам, и начался пир. В его разгаре Владимировичи выхватили мечи и набросились на братьев вместе со своими воинами и половцами, прятавшимися рядом с шатром. Все шестеро князей: младший Владимирович Изяслав, Михаил Всеволодович, Ростислав и Святослав Святославичи, Роман и Глеб Игоревичи погибли. Однако воспользоваться плодами своего злодеяния Глебу не удалось. Новым великим князем Рязанским стал Ингварь Игоревич, который на съезд опоздал. В следующем году он отбил нападение Владимировичей и половцев (после этого Глеб бежал к половцам и вскоре умер), а затем совершил крупный карательный поход на половецкую территорию. Его правление в Рязани положило конец длинной череде усобиц и продолжалось вплоть до самой смерти в 1235 году.
В следующий раз все рязанские, а также муромские князья собрались на совет в конце 1237 года, когда началось нашествие монголов. Состав участников известен по позднему описанию из «Повести о разорении Рязани Батыем», в котором многие имена отражены не достоверно. Помимо великого князя рязанского Юрия Игоревича присутствовали Роман Ингваревич, Глеб Ингваревич Коломенский, князь муромский (вероятно, Юрий Давыдович; в «Повести» муромским князем назван «рязанец» Давыд Ингваревич), Всеволод пронский, Олег Ингваревич Красный и др. Князья приняли решение не выполнять требования татар. Юрий вывел свои полки, а также полки муромских князей, на пограничную битву, которая была проиграна. Вместе с племянником Олегом Ингваревичем он возглавлял оборону Рязани и погиб при падении города.
5.3. Смоленское княжество
Съезд смоленских князей был устроен в июне 1195 года в Киеве. Рюрик Ростиславич, занявший Киев после смерти своего старшего соправителя Святослава Черниговского, вызвал брата Давыда Ростиславича для обдумывания вопросов о будущем Киевского княжества и «братии» — то есть перераспределении столов.[7] Участники поочерёдно давали пиры друг другу. Сначала Рюрик для Давыда в Вышгороде, затем Ростислав Рюрикович для Давыда — в Белгороде, затем сам Давыд давал пиры для родичей, чёрных клоблуков и киевлян.
5.4. Северо-Восточная Русь
Широкое распространение институт съездов получил и во Владимиро-Суздальской земле, где их проведение стало необходимым после разрастания местной династии при детях Всеволода Большое гнездо. Съезды регулярно проходили и в первые десятилетия после монгольского нашествия и были связаны с перераспределением столов. Ниже перечисляются только некоторые из них:
Суздальский съезд (7 сентября 1229) — примирение великого князя Юрия с племянниками Васильком, Всеволодом и Владимиром Конастантиновичами.
Владимирский съезд (1247) — после смерти Ярослава Всеволодовича в Орде. Избрание великим князем Святослава Всеволодовича.
Владимирский съезд (1296)
Дмитровский съезд (1301) — съезд четырех князей: великого князя Владимирского Андрея Александровича, Тверского князя Михаила Ярославича, Переяславского князя Ивана Дмитриевича и Московского князя Даниила Александровича, состоявшийся в городе Дмитрове для того чтобы прекратить междоусобицу из-за Дмитровского княжества.
Переяславо-Залесский съезд (1374) — съезд русских князей в Переяславле-Залесском, по случаю крещения Юрия Дмитриевича — сына московского князя. Крестил преподобный Сергий Радонежский. На съезде кандидатом в митрополиты (на должность наместника владимирской епархии) был избран московский ставленник Митяй. Взамен в состав Суздальской епархии были возвращены Нижний Новгород и Городец, исключённые оттуда при митрополите Алексии, и епископом суздальским стал Дионисий.
1. Щавелёв А. С. Съезд князей как политический институт Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. 2004. М.,2006. С.271.
3. Пашуто В. Т. Черты политического строя Древней Руси // Древнерусское государство и его международное значение. М.,1965.- С.8.
4. Щавелев А. С. Граффити о съезде князей на реке Желяни: вопрос датировки.
5. Повесть временных лет, статья под 6605 (1097) годом и сл.
6. Приселков. М. Д. История русского летописания XI—XV вв. СПб., 1996.
7. Пашуто В. Т. Черты политического строя Древней Руси // Древнерусское государство и его международное значение. М.,1965. — С.26.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Почему съезды русских князей в 11 12 веке имели большое значение для истории нашей страны
Используя знание исторических фактов, объясните, почему борьба Руси с половцами в XI−XII вв. имело большое значение в истории нашей страны.
Укажите две исторические личности, которые были непосредственно связаны с борьбой русских княжеств с кочевниками в XII в.
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход борьбы русских княжеств с кочевниками в XII в.
Ответ запишите в таблицу.
Личности | Действия |
1. | |
2. |
1. Владимир Мономах. Собрал дружину и вместе с другими русскими князьями совершил Крестовый поход в степь, отдал приказ разорить город Шарукань.
2. Святополк Изяславич. Обратился к другим русским князьям прибыть на съезд у Долобского озера вблизи Киева, в результате достигнутых договоренностей объединенное русское войско совершило несколько походов в степь.
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором произошла битва на Чудском озере в 1242 году.
Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с борьбой Руси с половцами в XI−XII вв.
Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с борьбой Руси с половцами в XI−XII вв.
1. Название объекта
В ответе должен быть указан географический объект, например, город Шарукань.
2. Качество объяснения
В ответе должно быть дано объяснение, например:
— Данный крупный половецкий город был взят русским войском в ходе крестового похода в степь.
В ответе должно быть дано объяснение, например:
— Борьба Руси с половцами в XI−XII вв. сопровождалась серией крупных походов русского войска в степь, наиболее крупным из которых был «Крестовый поход в степь», что привело к ослаблению половецкой угрозы, снижению интенсивности их набегов.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объяснение значимости выбранного события (процесса) сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания Съезды русских князейСъезды русских князей — личные встречи Рюриковичей, предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в Киевской Руси и отдельных русских княжествах с XI по XIV век. Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В XI — начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси. В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности, появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» — регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. По подсчётам А. С. Щавелева в домонгольский период на Руси в общей сложности состоялось до 170 княжеских встреч разного уровня. [1] В историографии съезды Рюриковичей рассматриваются как особый институт, но его роль, особенно в период раздробленности, является не достаточно изученной и трактуется диаметрально противоположно: от признания съездов высшим органом власти страны (В. Т. Пашуто) до их оценки как архаической процедуры, не оказывавшей реального воздействия на политический строй (Б. А. Рыбаков, А. П. Толочко). СодержаниеПорядок проведения, состав участниковСъезды XI — нач. XII ввГородецкий съезд (1026/1027) — первый достоверно известный съезд Рюриковичей. Состоялся между братьями Ярославом Мудрым и Мстиславом Тмутараканским — единственными к тому времени оставшимися в живых детьми Владимира. Согласно «Повести временных лет», их встреча состоялась у Городца (очевидно, Городец-Остёрский Черниговской земли, либо одноимённый Городец близ Киева). Братья заключили мир на условиях признания старшинства Ярослава и раздела «Русской земли» по Днепру. Левобережье с центром в Чернигове отошло к Мстиславу. Тем самым была выработана модель, по которой в дальнейшем улаживались конфликты между русскими князьями. Об исторической значимости съезда свидетельствует тот факт, что ещё в конце XII века Мономаховичи и Ольговичи аппелировали к нему в своих спорах; Съезд у Орши (10 июля 1067) — «неудавшийся» съезд сыновей Ярослава Мудрого — киевского князя Изяслава, черниговского князя Святослава и переяславского князя Всеволода с одной стороны и полоцкого князя Всеслава Брячиславича с двумя своими сыновьями — с другой. Съезду предшествовала война, в которой Всеслав потерпел поражение. Ярославичи пригласили его на встречу, поцеловав крест, что не причинят зла. Но как только Всеслав переплыл на левый берег Днепра, где располагался лагерь братьев, и вошёл в шатёр к Изяславу, он вместе с сыновьями был вероломно пленён. Его привезли в Киев и посадили в поруб. Через год его освободили восставшие киевляне, и он даже смог на короткое время стать киевским князем. Это событие пришлось на праздник Крестовоздвиженья и было воспринято современниками как божья кара за клятвопреступление; Вышгородский съезд (20 мая 1072) — съезд Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода), состоявшийся в присутствии митрополита и духовенства в Вышгороде для торжественного перенесения мощей Бориса и Глеба в новую каменную церковь. Большинство исследователей трактует эту церемонию как официальную канонизацию погибших князей и объясняют её желанием создать культ покровителей княжеского рода. Существует предположение, что именно на этом съезде была принята «Правда Ярославичей»; Съезд на Желяни (4 декабря 1093?) — съезд старших внуков Ярослава Мудрого: Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и Олег Святославича на речке Желяни для «сотворения мира». В летописях не упомянут. О нём известно из граффити на стене киевского Софийского собора. Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что съезды проводились чаще, чем это отмечено в летописях. Год встречи не назван. По мнению А. С. Щавелева, вероятнее всего она имела место в 1093 и была связана с неудачными действиями Святополка против половцев; [4] Любечский съезд (1097) — самый известный съезд русских князей. Состоялся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде присутствовало 6 князей — князь киевский Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Мономах, черниговский князь Олег Святославич, его брат Давыд Святославич, волынский князь Давид Игоревич и князь Василько Ростиславич. Любечский съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси и в перспективе открыл процесс создания региональных династий. Съезд в Уветичах (1100) — Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи заключили между собой мир 10 августа, a 30 августа собрались вновь для суда над Давыдом Игоревичем, нарушившим перемирие, установленное в Любече. Давыд был лишён Владимиро-Волынского княжества, получив взамен городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и 400 гривен серебра. Примирение князей позволило им в последующие годы организовать широкомасштабные походы против половцев; Золотченский съезд (1101) — съезд всех братьев (7 князей, из Святославичей присутствовал ещё и Ярослав) на реке Золотче. На съезд прибыли половецкие послы с просьбой о мире. Князья передали им предложение встретиться в городе Саков (в пределах левобережней Киевщины). Русско-половецкий съезд состоялся 15 сентября, стороны обменялись заложниками и заключили мир; Долобский съезд (весна 1103) — съезд Святополка и Владимира Мономаха у Долобского озера близ Киева для организации совместного похода на половцев. В отличие от предыдущих съездов переговоры проходили с участием дружины. Дружина Святопока выступила против идеи пойти в поход на половцев весной, в ответ Владимир Мономах произнёс речь, после которой дружинники не смогли ничего возразить, и Святополк согласился. Почему съезды русских князей в 11 12 веке имели большое значение для истории нашей страныИспользуя знание исторических фактов, объясните, почему выбранное Вами событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А) Внешняя политика первых русских князей в 882−972 гг. — 1) изображение Святослава Игоревича. Б) Объединение Франции в XII−XV вв. — 3) коронация Филиппа 2 Августа. В) Взаимоотношения русских земель и княжеств с Золотой Ордой в XIII в. — 2) Александр Невский в ставке у хана. Г) Борьба Руси с половцами в XI−XII вв. — 4) изображение Владимира Мономаха, организатора походов против половцев. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс). Данный фрагмент текста относится к варианту А) внешняя политика первых русских князей в 882−972 гг., так как описан мир, заключенный князем Олегом с византийцами. С каким из данных событий (процессов) связано слово «баскак»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс). Объясните смысл слова «баскак». 2. Баскак — представитель ханской власти и сборщик дани в период ордынского владычества. Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). В заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми. Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом). Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса). Ответ запишите в таблицу. Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.
1. Князь Игорь. отдал приказ своей дружине выступить на Царьград в 941 и 944 годах, в результате второго похода византийцы выплатили дань Руси и заключили с ней торговый договор. 2. Князь Святослав. Отдал приказ своей дружине вторгнуться в земли Дунайской Болгарии, которая находилась под контролем Византии, в результате боевых действий потерпел поражения и вынужден был отказаться от идеи захватить дунайские земли. 1. Людовик IX Святой. Подписал мирный договор с графом Тулузы, в результате данного мира графство постепенно вошло в состав Франции. 2. Филипп Красивый. Поселил Римского Папу в Авиньенском дворце, обеспечил последующий выбор пап из числа французов, чем обеспечил поддержку церкви своей власти. 1. Батый. Отдал приказ своему войску вторгнуться в пределы Северо-Восточной Руси и разорить русские княжества, затем ту же участь постигла Южные и Западные русские земли. 2. Евпатий Коловрат. Вместе со своей дружиной догнал войско Батыя, которое уничтожило его родную Рязань и вступил в бой с ними, героически погиб в бою. 1. Владимир Мономах. Собрал дружину и вместе с другими русскими князьями совершил Крестовый поход в степь, отдал приказ разорить город Шарукань. 2. Святополк Изяславич. Обратился к другим русским князьям прибыть на съезд у Долобского озера вблизи Киева, в результате достигнутых договоренностей объединенное русское войско совершило несколько походов в степь.
|