почему разводят мосты в питере ночью история
Зачем в Петербурге разводят мосты
© Фото: Instagram / @idbronskiy
Несмотря на то, что мосты разводятся с апреля по ноябрь, по-настоящему оценить их достоинство лучше во время Белых ночей.
Петербург расположен на 42 островах, соединенных 342 городскими мостами (5 в Кронштадте, 54 в Царском селе, 51 в Петергофе, 16 в Павловске и 7 в Ораниенбауме). Только 9 из них регулярно разводят, а остальные – лишь по предварительным заявкам судовладельцев.
Мосты Петербурга открывают ночью для прохода крупнотоннажных судов, проходящими с Волги в сторону Финского залива и Балтийского моря (или судов, выполняющими обратный маршрут).
Нева является последним участком Волго-Балтийского канала, построенного в советское время для прохода речных судов из России в европейские порты. Серия каналов соединяет реку с Балтийским, Азовским, Черным морями и Москвой.
Во время Великой Отечественной войны разводные мосты были главной мишенью артиллерии и авиации. В 1942 году от авиабомбы пострадал Троицкий мост и был закрыт на два года. В 1943 году в разводной пролет Дворцового моста тоже попала авиабомба, она взорвалась в воде, но все равно повредила многие части моста.
Первый разводной мост
Во времена правления Петра I было строго запрещено строительство постоянных мостов, чтобы привить жителям привязанность к воде, поэтому судна могли проходить в удобное им время. Людям приходилось ездить по городу, как в Венеции, на лодках. Вместо постоянных мостов были лишь временные-плашкоутные (наплавные). Однако, идея Петра провалилась, и временные мосты были заменены каменными и чугунными.
В период с 1843 по 1850 был возведен первый постоянный чугунный-арочный мост, который считался самым протяженным в Европе – 300 метров. Сегодня (и тогда тоже) известный как Благовещенский он состоял из восьми пролетом, семь из которых были перекрыты чугунными арками, а последний, возле правого берега, был разводным. Торжественное открытие состоялось 21 ноября 1850 года.
Время работы разводных мостов
Уникальное зрелище проходит с конца апреля до середины ноября. Выходя ночью в город в этот период, важно знать точное время разводки мостов. Потому что, если вы не обладаете навыками Моисея, то можете обнаружить, что попали в довольно неприятную ситуацию, когда придется всеми способами искать альтернативные маршруты, чтобы перебраться в нужную часть города.
Некоторых, правда, разведенные мосты не останавливают. В апреле 2019 года гражданин Италии пытался на каршеринговом авто перепрыгнуть с одной части моста в другую. Попытка не увенчалась успехом, и он застрял между пролетами. Это, кстати, не единственный случай – в 2015 году байкер-экстремист, в отличии от итальянца, удачно перепрыгнул через разведенный мост.
Что важно помнить
Некоторые мосты разводятся дважды за ночь, например, Дворцовый, чтобы автомобили могли пересечь мост. Возможно, что некоторые мосты закроются раньше, чем ожидалось, если последний корабль уже прошел. По этой же причине возможно, что вторая разводка не состоится, все зависит от конкретного дня.
В государственные праздники или при плохих погодных условиях (при температуре воздуха более +25 градусов и при скорости ветра более, чем 15 метров/сек) мосты не разводят. Во время проведения праздника выпускников «Алые Паруса» разводят лишь Троицкий мост, так как через него проходит «сказочный» фрегат. На день ВМФ, в период подготовки и проведения парада, мосты разводят внепланово в дневное время.
Бывало, что мост разводился сам по себе. В августе 2018 года из-за деформации крыла Володарский мост самопроизвольно развелся примерно на 20 см. Иногда мосты не могут развести по техническим причинам – в 2012 году из-за неправильной замены асфальта не был разведен Кантемировский мост.
Несмотря на то, что мосты разводятся с апреля по ноябрь, по-настоящему оценить их достоинство лучше во время Белых ночей, а еще лучше во время шоу «Поющие мосты». В рамках шоу под музыкальное сопровождение разводят только Дворцовый мост.
Зачем в Петербурге разводят мосты
© Фото: Instagram / @idbronskiy
Темы дня
Несмотря на то, что мосты разводятся с апреля по ноябрь, по-настоящему оценить их достоинство лучше во время Белых ночей.
Петербург расположен на 42 островах, соединенных 342 городскими мостами (5 в Кронштадте, 54 в Царском селе, 51 в Петергофе, 16 в Павловске и 7 в Ораниенбауме). Только 9 из них регулярно разводят, а остальные – лишь по предварительным заявкам судовладельцев.
Мосты Петербурга открывают ночью для прохода крупнотоннажных судов, проходящими с Волги в сторону Финского залива и Балтийского моря (или судов, выполняющими обратный маршрут).
Нева является последним участком Волго-Балтийского канала, построенного в советское время для прохода речных судов из России в европейские порты. Серия каналов соединяет реку с Балтийским, Азовским, Черным морями и Москвой.
Во время Великой Отечественной войны разводные мосты были главной мишенью артиллерии и авиации. В 1942 году от авиабомбы пострадал Троицкий мост и был закрыт на два года. В 1943 году в разводной пролет Дворцового моста тоже попала авиабомба, она взорвалась в воде, но все равно повредила многие части моста.
Первый разводной мост
Во времена правления Петра I было строго запрещено строительство постоянных мостов, чтобы привить жителям привязанность к воде, поэтому судна могли проходить в удобное им время. Людям приходилось ездить по городу, как в Венеции, на лодках. Вместо постоянных мостов были лишь временные-плашкоутные (наплавные). Однако, идея Петра провалилась, и временные мосты были заменены каменными и чугунными.
В период с 1843 по 1850 был возведен первый постоянный чугунный-арочный мост, который считался самым протяженным в Европе – 300 метров. Сегодня (и тогда тоже) известный как Благовещенский он состоял из восьми пролетом, семь из которых были перекрыты чугунными арками, а последний, возле правого берега, был разводным. Торжественное открытие состоялось 21 ноября 1850 года.
Время работы разводных мостов
Уникальное зрелище проходит с конца апреля до середины ноября. Выходя ночью в город в этот период, важно знать точное время разводки мостов. Потому что, если вы не обладаете навыками Моисея, то можете обнаружить, что попали в довольно неприятную ситуацию, когда придется всеми способами искать альтернативные маршруты, чтобы перебраться в нужную часть города.
Некоторых, правда, разведенные мосты не останавливают. В апреле 2019 года гражданин Италии пытался на каршеринговом авто перепрыгнуть с одной части моста в другую. Попытка не увенчалась успехом, и он застрял между пролетами. Это, кстати, не единственный случай – в 2015 году байкер-экстремист, в отличии от итальянца, удачно перепрыгнул через разведенный мост.
Что важно помнить
Некоторые мосты разводятся дважды за ночь, например, Дворцовый, чтобы автомобили могли пересечь мост. Возможно, что некоторые мосты закроются раньше, чем ожидалось, если последний корабль уже прошел. По этой же причине возможно, что вторая разводка не состоится, все зависит от конкретного дня.
В государственные праздники или при плохих погодных условиях (при температуре воздуха более +25 градусов и при скорости ветра более, чем 15 метров/сек) мосты не разводят. Во время проведения праздника выпускников «Алые Паруса» разводят лишь Троицкий мост, так как через него проходит «сказочный» фрегат. На день ВМФ, в период подготовки и проведения парада, мосты разводят внепланово в дневное время.
Бывало, что мост разводился сам по себе. В августе 2018 года из-за деформации крыла Володарский мост самопроизвольно развелся примерно на 20 см. Иногда мосты не могут развести по техническим причинам – в 2012 году из-за неправильной замены асфальта не был разведен Кантемировский мост.
Несмотря на то, что мосты разводятся с апреля по ноябрь, по-настоящему оценить их достоинство лучше во время Белых ночей, а еще лучше во время шоу «Поющие мосты». В рамках шоу под музыкальное сопровождение разводят только Дворцовый мост.
Разведение мостов в Санкт-Петербурге
Я уже вкратце упоминал о таком интересном занятии в Питере, как ночные катания по каналам с целью посмотреть на разведение мостов. Разведение мостов является символом и визитной карточкой Санкт-Петербурга, тысячи людей ежегодно покупают билеты на катера, чтобы своими глазами увидеть это чудо города на Неве.
Разведение мостов в Санкт-Петербурге
Петр I, заложив новую столицу, решил не строить в городе переправ, думая, что люди будут передвигаться в основном по воде. Но его план не удался, и уже через двадцать лет после основания города в нем было двадцать мостов. Сегодня же в Санкт-Петербурге более трехсот мостов, из них девять разводятся регулярно, а три – по предварительной заявке. Обычно навигация начинается с конца апреля (в это время Нева вскрывается ото льда) и продолжается до конца ноября. В редких случаях мосты не разводятся. К ним относятся государственные праздники, соревнования на воде и проход регат по воде. Так как мосты разводят ночью, у многих могут возникнуть проблемы с обратной дорогой домой, ведь метро закрывается уже к полуночи, но есть и альтернативные пути: большинство мостов разводятся дважды за ночь, поэтому можно перебраться на другой берег в то время, когда они сведены. А есть Большой Обуховский (в народе – Вантовый) мост, который бессменно и надежно соединяет берега Невы, но он расположен на южном конце города, так что путь до него может оказаться неблизким и недешевым.
Зачем и как разводят мосты в Санкт-Петербурге?
Зачем же разводят мосты? Во-первых, из-за интенсивного судоходства. Сухогрузы, которые проходят мимо вас ночью, везут, в основном, нефть, металл и лес. Также у этого есть вполне практичное предназначение – сохранить мосты в хорошем состоянии. Ведь механизмы мостов сами по себе можно назвать достижениями техники определенного периода, они имеют сложную конструкцию, которую необходимо поддерживать в исправном состоянии. Каждый мост обслуживает в среднем семь человек.
Ночная прогулка на катере по Неве
Самая лучшая пора, по-моему, для того, чтобы воочию увидеть разведение питерских мостов – лето, ведь приятнее смотреть на мосты с борта катера, обдуваемого невским бризом. Уже в конце лета ночью становится довольно прохладно, особенно на открытой воде. Вся экскурсия длится около двух-трех часов, начинается же она обычно в час ночи. Вас медленно везут по Неве, останавливая катер перед каждым мостом, чтобы вы смогли сделать фотографии издалека и успеть насмотреться на гигантские конструкции, подсвеченные фонарями. На фоне черного неба они смотрятся, как что-то неземное, космическое, далекое. Нева, в свою очередь, подсвечивается светом от мостов и городских фонарей. Все это создает захватывающее зрелище! Есть те, кто специально нанимает профессионального фотографа, чтобы сделать незабываемые фотографии на память о чудесно проведенном вечере, но это, если честно, смотрится немного нелепо. Ведь в этом случае человек редко получает удовольствие от ночной прогулки на катере, его главная цель – не эмоции, а фотографии.
Возьмите билет на катер и постарайтесь отстраниться от всего остального, чтобы получить незабываемые впечатления!
Советы путешественникам:
Кстати, есть сайты, которые продают такие билеты со скидками до 50%, или с дополнительными бонусами.
Развод мостов в Санкт-Петербурге в 2021 году
Разведенные пролеты мостов – один из символов Петербурга. А ведь всё могло быть совсем не так. По легенде, Пётр I, заложив новую столицу, не велел строить в городе переправ, представляя, что жители будут передвигаться преимущественно по воде. Но эта идея не прижилась, и уже через 20 лет после основания города в нём было 20 мостов. Многие из них были разводными.
Сегодня в городе свыше 300 мостов, из них 9 разводятся регулярно и три – по предварительной заявке. Навигация продолжается обычно с конца апреля – с момента, когда Нева вскрывается ото льда, — по конец ноября. График разводки мостов публикуется перед началом сезона навигации.
График разводки мостов в 2021 году
Заметим, что мосты не разводятся в дни официальных государственных праздников. В этих и некоторых других случаях (например, когда проходят регаты, соревнования на воде), мосты разводят днём – например, на любимый в городе праздник День военно-морского флота в конце июля.
Автомобилистам напомним, что на сегодняшний момент все программы-навигаторы (Яндекс.Карты, Гугл.Карты, 2Гис) прокладывая маршруты по городу в ночное время, учитывают развод мостов и выдают оптимальный маршрут в объезд.
Откуда наблюдать разведение мостов
Любоваться разведенными мостами можно прогуливаясь, лучше – проезжая — по набережным: первые четыре моста через Неву разводятся в интервале 15–20 минут. Удачное место для наблюдения — Стрелка Васильевского острова — с этой перспективы мы сможете наблюдать развод Дворцового и Троицкого мостов.
Можно выбрать автобусную ночную экскурсию по Санкт-Петербургу, во время которой вас провезут вдоль Невы, обычно на таких экскурсиях делаются остановки, вы можете подойти ближе к пролетам моста. Ещё один вариант – поехать на водную экскурсию или заказать индивидуальную прогулку на катере – в момент разведения мостов в акватории Невы их собирается великое множество – и вот уже величественное зрелище совсем в другом ракурсе. Ведь вода «снабжает красоту её двойником», как писал Иосиф Бродский.
Кстати, водные компании предлагают и нетривиальные программы — такие как «Ужин-круиз» — путешествие на теплоходе с рестораном или «Джазовый пароход» с выступлением небольшой джаз-группы. Неплохой вариант для того, чтобы наблюдать за разведением мостов – устроиться на открытой палубе кафе или ресторана на плавучем причале — на Дворцовой и Адмиралтейской набережной их масса, разного уровня. Прогуляйтесь до Биржевого или Троицкого моста — и вы найдёте места с нетривиальным видом.
Экскурсии на развод мостов проводятся регулярно во время всего периода навигации.
Как добраться домой
Если наблюдение за разводом мостов – не ваша цель, то знайте, как добраться до нужного пункта. Некоторые мосты в течение ночи разводятся дважды, и в момент, когда они сведены, можно перебраться с одного берега на другой. В центре самые важные в этом смысле – Благовещенский и Тучков, а также мосты с Петроградской стороны – Кантемировский, Гренадерский, Сампсониевский. Если ждать времени нет, есть другой выход – Вантовый (официальное название – Большой Обуховский) мост. Он расположен на юге города, путь до него неблизкий (что скажется и на цене поездки, если вы воспользуетесь такси), зато этот мост (прозванный в народе Струнным) надёжно и бессменно соединяет два берега Невы в любое время.
Зачем мосты разводят?
Любуясь разведёнными мостами, не сразу думаешь о том, что у этого действа есть вполне практические причины. А именно — интенсивное судоходство. Река Нева является важной водной магистралью, частью Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала, т. е. соединяет Финский залив с Ладожским озером и Волгой. Сухогрузы, которые вы наблюдаете с набережной в петербургскую ночь, везут, в основном, нефть, металл и лес. С технической стороны разведение мостов (и поддержание их в надлежащем состоянии) обеспечивает компания «Мостотрест», каждый мост обслуживает около 7 человек.
Во всём мире разводные мосты служат для того, чтобы совместить автомобильное (пешеходное, велосипедное, железнодорожное и т. п.) движение с судоходством. Существует большое разнообразие конструкций разводных мостов – любопытствующим горячо рекомендуем вот эту статью о типах разводных мостов – там вы найдёте познавательные анимированные примеры.
Об истории петербургских мостов
Что касается нашего города, то в XVIII веке мосты были преимущественно деревянными – наплавными (переправа состояла из нескольких частей, лежавших на специальных баржах) или постоянными на сваях. Строились они по образу голландских, разводные части поднимались лебёдками или рычагами. Уже во второй половине XVIII века вместе с постройкой гранитных набережных стали возводить каменные мосты. Наводнение 1824 года поломало многие деревянные мосты и дало толчок строительству металлических. В 1920-х годах появились железобетонные конструкции. Мосты Петербурга неоднократно перестраивались, их устройство менялось. Так, Николаевский (ныне Благовещенский), Троицкий и Литейный – первые постоянные мосты Петербурга – вплоть до 1960-х годов разводились совсем не так, как мы видим это сейчас: разводные пролёты не поднимались, а отводились в сторону. Пролёт моста разворачивался параллельно набережной, и получалось сразу два фарватера.
В наши дни мосты в Петербурге чаще ремонтируют, чем строят. Новейший мост через Неву — упомянутый в этой статье Вантовый, открыт в 2005 году. Несколько лет назад обсуждалось строительство ещё одной крупной переправы — ближе к устью Невы, в районе Ново-Адмиралтейского острова. Но в 2011 году этот проект по разным причинам был отклонен. Другая громкая перспектива — тоннель под Невой, который также широко обсуждался в городе. И также неясна его судьба. В каком виде ни воплотились бы новые, нужные городу коммуникации — главное, чтобы они органично вливались в пейзаж невских берегов.
Приезжайте в Санкт-Петербург, и пусть разведённые мосты станут частью ваших впечатлений и воспоминаний!
В этих статьях вы узнаете много интересного о Дворцовом и Аничковом мостах в Санкт-Петербурге.
Почему разводят мосты в питере ночью история
Захлёбываясь от восторга
Первые мосты в городе появились во времена Петра Первого, ещё в самом начале строительства будущего Санкт-Петербурга, ведь требовалось обеспечить доступ в новые районы, разделённые реками, речушками и каналами. Те мосты не сохранились, потому что были деревянными или вообще наплавными – это когда несколько плотов скрепляют друг с другом и таким образом соединяют берега.
Петру вообще не нравились каменные мосты, да он и не собирался их строить. Император мечтал, что жители будущей столицы России станут передвигаться на паромах и лодках. В этом ему виделся европейский шик, по типу амстердамского или венецианского.
Так что первый каменный мост в Питере появился только в 1760 году, спустя 35 лет после смерти императора.
Первые мосты были примитивными, хоть и добротными. Их не сравнить с нынешними стальными и каменными красавцами, перекинувшимися через Неву и приводящими в восторг гостей Санкт-Петербурга. Вдобавок история каждого петербургского моста окутана тайной.
…Прототипы разводных мостов появились ещё в Вавилоне, в 600-х годах до нашей эры. В ту эпоху часть деревянных конструкций на ночь просто отодвигалась вручную, чтобы предотвратить нападение врага на город.
А в России первый чугунный разводной мост – Благовещенский (в советские времена носил название мост Лейтенанта Шмидта), он соединил берега Невы в 1850 году. Журналисты, захлёбываясь от восторга, писали тогда в газетах: «Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укреплённом сваями грунте».
Открытие Благовещенского, первого постоянного моста через Неву, состоялось 21 ноября 1850 года. На церемонии присутствовал сам император Николай I. В сопровождении свиты он прошёл по мосту и остался весьма доволен. Все участники строительства были тогда произведены в чины и награждены орденами. В честь открытия Благовещенского моста была даже выпущена памятная медаль с изображением Афины Паллады, переводящей Геракла через водный поток.
Инженерное чудо своего времени, Большеохтинский мост, поражал современников внешним видом. Длина моста – 335 метров, ширина – 23,5 метра. Вес всех металлоконструкций составил 8920 тонн.
Первый проект моста утвердил Николай I ещё в 1829 году, но в казне не нашлось достаточно средств, и строительство было отложено на целых 80 лет. За это время было немало споров. Дело в том, что из Охты в Санкт-Петербург существовал только водный путь. Можно представить, как противились началу строительства паромщики и лодочники, которых мост лишал постоянного заработка. Вмешались и купцы с промышленниками. Каждый отстаивал свои интересы, требуя, чтобы мост строился вблизи именно их предприятий.
Все дебаты резко прекратились весной 1907 года, когда накануне Светлой Пасхи пароход «Архангельск», перевозивший людей от Смольного на Охту, врезался в льдину и затонул. Погибло 39 человек, и Николай II приказал срочно начать строительство.
На конкурс прислали 16 проектов – российских, европейских, американских. В тендере участвовала даже фирма самого Густа2ва Эйфе2ля! Но победил отечественный проект, проходивший вне конкурса, под названием «Свободу судоходству», выкупленный правительством за 2 тысячи рублей. Большие деньги, между прочим. Для сравнения, генерал армии в то время получал жалование в размере 500 рублей (поручик – 55 рублей). Правда, за первое место в официальном конкурсе победитель мог бы получить 12 тысяч рублей. Так что правительство ощутимо сэкономило.
В 1909 году началось строительство моста, который решено было назвать мостом Императора Петра Великого. Так его и величали до 1917-го. Отличительной особенностью конструкции является неимоверное количество металлических заклёпок, соединяющих детали. Говорят, что их больше миллиона – никто так и не смог сосчитать.
После открытия моста в 1911 году по Петербургу поползли слухи, будто одна из заклёпок сделана из чистого золота. Вроде как строители заколотили её наудачу и покрыли сверху металлической краской. Нетрудно догадаться, что желающих отыскать драгоценность нашлось очень много. До сих пор любители приключений пытаются найти заветную заклёпку, но всё тщетно.
Сегодня Большеохтинский мост признан памятником истории и культуры.
Остались без ряпушки
Мост Императора Александра I открылся 26 апреля 1913 года. В длину он составлял 1160 метров и предназначался для проезда через Неву исключительно железнодорожного транспорта. После революции его переименовали в Финляндский железнодорожный мост. Не самый монументальный и не самый длинный, он, однако, является стратегическим объектом и находится под наблюдением вооружённой охраны.
21 августа 1963 года Финляндский мост оказался в центре драматического инцидента.
Экипаж самолёта Ту-124, вылетевшего из таллинского аэропорта в Москву, неожиданно обнаружил, что стойку носового шасси заклинило в полуубранном состоянии. Вернуться в Таллин самолёт не мог из-за внезапно спустившегося густого тумана, и тогда было принято решение об аварийной посадке в ленинградском Пулкове.
Когда лайнер на высоте 500 метров кружил над Ленинградом, вырабатывая топливо, пришла другая беда – остановился один из двигателей. Что делать? До Пулкова 21 километр, на одном крыле не долететь. Пилот стал планировать над центром Ленинграда, пытаясь приводниться на поверхность Невы. Можно представить шок прохожих, увидевших огромную стальную птицу, летевшую в буквальном смысле над их головами, чуть не задевая волосы… Филигранное приводнение, к счастью, прошло успешно. Это случилось как раз в районе Финляндского железнодорожного моста. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Десятый случай такого удачного приводнения в мире!
Одним из пассажиров этого злополучного рейса был митрополит Таллинский Алексий, будущий патриарх всея Руси Алексий II.
На этом злоключения Финляндского моста не закончились. Ровно через 20 лет, в 1983-м, в одну из опор врезался рефрижератор «Комсомолец Татарии» с 500 тоннами ряпушки на борту. Судно получило пробоину и ушло под воду. Здесь тоже обошлось без жертв. Правда, ленинградцы в тот год остались без своей любимой рыбы – ряпушки, ещё одного символа города на Неве, но это уже мелочи.
Похож на рождественскую ёлку
«Кроме улиц, в Петербурге есть много весьма замечательных мостов. Низший класс петербургского общества очень любит мосты. Он иногда по целым дням проводит у этих мостов, беседуя с земляками, наблюдая за прохождением барки под мостами или просто живописно облокотившись на перила и поплёвывая в воду, для собственного удовольствия, в продолжение нескольких часов сряду. Мост для русского мужика то же, что был форум для римского».
Это отрывок из очерка 1844 года авторства выдающегося литературного и театрального критика Аполлона Григорьева.
Сколько писателей, поэтов, художников и кинематографистов испытали прилив вдохновения при виде питерских мостов!
Так описывает Чернышевский в своём романе «Что делать?» самоубийство Лопухова. Литейный считается самым «печальным» мостом Петербурга. С ним связано много трагических историй. Одна из них – легенда об «обиженном» валуне.
При сооружении мостов через реки используются так называемые кессоны – камеры, которые вбиваются в дно, чтобы потом в них встраивать опоры. И вот, когда начали возводить Литейный, произошли странные события, которые любители городского фольклора объясняли мистическим влиянием огромного валуна, лежащего на дне Невы. Видимо, камню очень не нравилось, что его потревожили, и он решил «мстить».
Строительство Литейного тем не менее продолжилось. Осложнялось это трудное дело и тем, что мост ставили в самом глубоком – до 24 метров – месте Невы. И вот открытие очередного разводного моста состоялось, несмотря на предшествующую дурную славу. Церемония прошла 30 сентября 1879 года. Из-за аварий Литейный был сдан с опозданием, да и первоначальная сумма на строительства увеличилась в полтора раза. И всё же этот шестипролётный мост с одной разводной частью стал примером технологического новаторства и инженерного прорыва.
Ещё одна история, совсем не драматическая, тоже связана с Литейным. Именно на нём впервые в мире появилось уличное электрическое освещение. Павел Яблочков, великий русский изобретатель, придумал и запатентовал электрическую свечу – проще говоря лампочку. Он надеялся, что открытие сделает его очень богатым, но не тут-то было. Соотечественники с недоверием отнеслись к новинке, и завод Яблочкова по производству ламп терпел колоссальные убытки. Но на помощь учёному пришли подрядчики, которые занимались строительством моста. Те закупили большую партию электрических свечей и превратили Литейный в подобие рождественской ёлки. Лишь после этого петербуржцы поняли, насколько удобно электрическое освещение, и дела учёного быстро пошли на лад.
Художники прошлого любили писать Литейный мост на фоне закатов. Но в наше время мастера искусств ищут более интересные формы, чтобы донести свою мысль.
Скандал действительно получился громким. Особенно после того, как в 2011 году эта акция была отмечена премией «Инновация» от Министерства культуры России.
Чтобы увидеть развод мостов, в Питер приезжают целыми туристическими автобусами, потому что это поистине примечательное событие, визитная карточка Северной Пальмиры, неотъемлемая часть любой экскурсии. И действительно, зрелище завораживает своим величием.
Безусловно, самым узнаваемым мостом Санкт-Петербурга является Дворцовый. Именно его изображение в разведённом состоянии – неофициальный символ города.
Мост находится в самом центре, у Зимнего дворца, отсюда и название. Построить его решили во второй половине XIX века, чтобы связать между собой два здания государственной важности – Биржу на Васильевском острове и Главный Императорский дворец. Обновлённый мост в виде пятипролётной металлической конструкции с разводным пролётом посередине был установлен в 1916 году.
За неделю до открытия было проведено испытание прочности. 34 грузовых автомобиля, каждый весом в 10 тонн, въехали одновременно на мост, заняв все его пролёты.
23 декабря 1916 года состоялось официальное открытие. Торжество прошло скромно, никто из членов царской династии не присутствовал. Не до того было Николаю II – Россия вела тяжёлую войну, а тут ещё в ночь на 17 декабря убили любимца императорской семьи, Григория Распутина. В итоге не пришёл на открытие даже городской голова Делянов, передав право разрезать ленточку своему заместителю.
Дворцовый мост довольно низкий, но, несмотря на это, он всё же перекрывает вид на Кунсткамеру, Адмиралтейство и Биржу. Таковы уж особенности берегов Невы. Ради безопасности судоходства проектировщикам пришлось пожертвовать идеальной панорамой.
Длина моста – 250 метров, ширина – 27,7 метра. Интересно, что разводной механизм состоит из многотонных противовесов, моторов и шестерён, часть которых работает с самого дня открытия Дворцового. Архитектурный облик моста был закончен лишь к 1939 году. Его украсили чугунные решётки архитектора Льва Носкова. Но вот ещё одну задумку архитектора воплотить не удалось: мы так и не увидели на опорах моста большие фонарные столбы, украшенные двуглавыми орлами.
На ночную разводку Дворцового моста, особенно сейчас, в период белых ночей, приходят не только туристы. Даже для коренных петербуржцев это зрелище не является будничным, оно сродни торжественному мероприятию. А сегодня благодаря современным световым установкам петербургские мосты выглядят как шедевры искусства. Иногда крылья мостов превращаются в огромные экраны, на которые проецируются красочные картины. Особенно эффектно это выглядит во время знаменитой ночи выпускников, когда по Неве сквозь разводные проёмы величественно плывёт корабль с алыми парусами, знаменуя мечту и романтику новой жизни.
Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Роман АЛЕКСЕЕВ