почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко

Краткий курс истории. Спор царя и государя

почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко. Смотреть фото почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко. Смотреть картинку почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко. Картинка про почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко. Фото почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко

20 июля 1658 года вошло в историю как день отречения русского патриарха от патриаршества. Фигура патриарха Никона является, пожалуй, самой противоречивой из числа высокопоставленных сановников Русской церкви.

Кто главнее

В мировой истории вопрос о том, чья власть больше – главы государства или главы церкви, решался по-разному. В истории Римско-католической церкви, например, были даже вооружённые конфликты между Римскими папами и королями европейских средневековых государств. В России, как правило, этот вопрос решался мирно, хотя бывало всякое. Так, Иван IV Грозный считал себя не только светским владыкой, но и религиозным деятелем, презрительно называя филькиными грамотами послания митрополита Филиппа, в которых последний обращался с вразумлениями к царю. Патриарх Филарет (Фёдор Романов – отец первого русского царя из дома Романовых) носил царский титул «великий государь» и фактически управлял страной до своей смерти, хотя де-юре царём был Михаил Фёдорович Романов.

почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко. Смотреть фото почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко. Смотреть картинку почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко. Картинка про почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко. Фото почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко

Патриарх Филарет

Талантливый человек талантлив во всём

Патриарх Никон (в миру Никита Минов) возглавил Русскую церковь в 1652 году, официально став шестым Патриархом Московским и всея Руси. Обычно имя Никона ассоциируется с церковным расколом, порождённым реформами патриарха. Однако есть один любопытный момент, не так широко растиражированный, – официальный титул: «патриарх Московский и всея Руси, Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх». Тут стоит обратить внимание на титулование «господин и государь». Приставку «великий государь» прибавил своим указом лично царь Алексей Михайлович Романов, внук патриарха Филарета (Романова).

почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко. Смотреть фото почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко. Смотреть картинку почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко. Картинка про почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко. Фото почему разгорелся конфликт между царем алексеем михайловичем и патриархом никоном кратко

Разошлись дорожки

Алексей Михайлович крайне почтительно относился к Никону. Что уж говорить, если именно с подачи молодого царя Никон стал патриархом, а во время войн с Речью Посполитой (объединённые княжества Литвы и Польши), когда царь надолго уезжал, даже оставался во главе правительства. Ещё в 1649 году Алексей Михайлович издал Соборное уложение, фактически подчинявшее Церковь государству. Став патриархом, Никон попытался исправить ситуацию, в одном из своих богословских произведений он сравнил власть верховного архиерея (свою) с Солнцем, а власть царя с Луной, намекая на то, что луна лишь отражает солнечный свет. Между друзьями случилась размолвка, и в знак протеста Никон в 1658 году самовольно оставил патриаршее служение. Он надеялся, что царь спохватится и вернёт бывшего соратника. Но царь созвал церковный Собор, который после долгих разбирательств низверг Никона до простого монаха.

Источник

Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович

Цель нашего реферата – рассмотреть жизнь и труды патриарха Никона, яркого представителя Русской Церкви середины 17 века. Проблема церковных реформ, проводимых патриархом, и сегодня остается одной из тем, сохраняющей свою актуальность и вызывающей бурные споры.
Церковный раскол, пришедшийся на период правления царя Алексея Михайловича, бывшего на престоле с 1645 по 1676 год, навсегда изменил жизнь Русской православной церкви. В произошедшем конфликте между главным религиозным институтом страны и власть имущими ключевую роль сыграл именно патриарх Никон. Его идею по внесению правок в богослужебные книги церкви согласно современным на тот момент греческим изданиям, а также замена двоеперстия троеперстием и троекратное произнесение возгласа «Аллилуйя» во время служб, поддержал даже сам глава государства Алексей Михайлович. Также эти изменения были одобрены на соборах 1654-1655 годов.
Несмотря на то, что правки коснулись лишь внешней стороны церковной жизни, в народе реформы патриарха восприняли негативно. Представьте себе, что ощущали жители столицы, видя, по сути, разрушение вековых основ мысли о единственной верной и сохраненной православной вере именно на Руси, а не в Греции. Трансформация обрядов выявила и наклонности патриарха к расширению собственной власти, а также к централизации самой церкви. Протест со стороны верующих вызвало и внедрение новых церковных книг против их собственной воли.

Результатом этих насильственных действий стал раскол внутри церкви, который привел к появлению так называемого старообрядчества, впоследствии разделившегося на множество ответвлений, начиная от беспоповцев и заканчивая единоверцами. Порой ряд из новообразований носил и чисто сектантский характер. На соборе 1666-1667 годов реформы патриарха были признаны, однако в адрес самого Никона посыпались осуждения. В нашей дальнейшей работе мы рассмотрим провал Никона в попытке укрепить независимость церкви.

Патриарх Никон до патриаршего престола.

Патриарх Никон (в миру Никита Минин) родился в мае 1605 г. под Нижним Новгородом в крестьянской семье. Чтобы выучиться грамоте и Священному Писанию, Никита ушёл в монастырь (по одной из версии в Макариев-Желтоводский монастырь), где каждый день занимался чтением Писания и уделял особое внимание церковному пению. [1]
По настоянию своих родителей Никита женился и принял священнический сан, но после смерти детей смог уговорить жену принять монашеский постриг, при этом дав за неё вклад и деньги на содержание. [2] Сам в возрасте тридцати лет принял монашеский постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. [3] Затем после конфликта с начальным старцем скита Елеазаром Анзерским бежал из скита и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643г. избран игуменом монастыря.

Отправившись в Москву в 1646 г с поклоном к царю Алексею Михайловичу, Никон произвёл на него благоприятное впечатление и впоследствии уже ездил к царю для проведения духовных и государственных бесед. Царь повелел патриарху Иосифу посвятить Никона в архимандрита Новоспасского монастыря и тем самым оставить Никона в Москве.
Тут как раз началось заложение реформаторского фундамента будущего патриарха. Дело в том, что Никон, войдя в кружок «ревнителей благочестия», в котором находился в том числе и духовник Алексея Михайловича протопоп Стефан Вонифатьев, с духовными сподвижниками стали уделять больше времени исправлению перевода богослужебных книг и возврату чтения проповеди с амвона.

В 1649г. Никона уже возвели в сан митрополита Новгородского, что по сути послужило проложением пути к патриаршеству.
Возвышение на патриарший престол и церковно-государственные реформы

В 1652 г. умер патриарх Иосиф и «ревнители благочестия» предложили сан патриарха протопопу Стефану, но тот отказался. По одной из версий отказ был связан с тем, что царь Алексей Михайлович хотел видеть на месте патриарха именно митрополита Никона.
Никон в свою очередь проявил инициативу в перенесении мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву в июле 1652 г. В тот же день Никон получил предложение от царя о принятии патриаршего престола.
Стоит отметить, что Никон не сразу согласился на предложение царя, долго оттягивал торжественную церемонию, так как считал, что должен совершить какой-то подвиг. Царь и придворные бояре на коленях просили будущего патриарха принять патриарший престол. [4] Было ли это, выражаясь современным разговорным языком, «набивание цены» с дальнейшим расчётом ближе привязать к себе царя, или действительно порыв сердца Никона, утверждать не станем. Оставим здесь данный факт как любопытный.

25 июля 1652 г. Никон был торжественно возведён на престол патриарха. Фактически новый патриарх стал соправителем Алексея Михайловича, так как начал обладать доверием царя. Отметим, что при интронизации Никон по сути принудил Алексея Михайловича дать обещание не вмешиваться в дальнейшем в дела Церкви, что стало началом самоуправной деятельности патриарха.

Из основных церковно-государственных реформ патриарха Никона выделим замену двоеперстия на троеперстие. В противовес Стоглавому Собору на поместном Московском Соборе 1656 г. было принято решение придать анафеме всех, кто крестится двумя перстами. Это по большому счёту послужило церковному Расколу 17 в.

Также стоит уделить особое внимание строительству новых монастырей, например Онежского монастыря, Новоиерусалимского монастыря, заложение Успенского собора. Никон хотел, чтобы Новоиерусалимский монастырь стал центром православного мира.

Такое доверие царя, оказанное Никону(царь в своё длительное отсутствие во время войн оставлял патриарха во главе правительства), такое почитание впоследствии послужило тому, что повелением Алексея Михайловича к титулу патриарха «Великий Господин» добавился титул «Великого Государя».

Титул «Великий государь», конфликт с царем и падение Никона.

Такое положение дел вызвало зависть со стороны бояр и даже духовных лиц, к примеру бывших «ревнителей благочестия».
Никон всячески пытался противостоять тому, что он считал по сути посягательством со стороны государства на церковную власть. Проявил протест принятию Соборного уложения 1649 г., в котором, как ему казалось, духовенство отныне подчинялось государству. Никон твёрдо верил, что его власть выше царской.
В связи с этим, а также интригами бояр и духовенства, враждебно настроенных к Никону, между царём и патриархом появился холод в отношениях, итогом которого стал выезд патриарха из Москвы.
Не оставив кафедры, что пожалуй было умным прагматичным решением, он уехал в собственный Новоиерусалимский монастырь. Быть может таким образом он рассчитывал, что его будут просить вернуться назад, но время шло, а царь молчал.
В результате в 1660 г. в Москве созвали Собор, чтобы лишить Никона архиерейства и священства в целом, но суд не состоялся.
Лишь в 1666 г. после нескольких заседаний Соборов, было созвано третье заседание, на котором была представлена грамота с шестью преступлениями патриарха Никона и как итог извержение его из священства. После этого монах Никон был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, а затем и в
Кирилло-Белозерский монастырь.
Скончался Никон уже после смерти царя Алексея Михайловича по пути в Новоиерусалимский монастырь.

В заключении хотелось бы сказать, что Патриарх Никон и его реформы оказали большое влияние на дальнейшую историю Церкви. Это не просто нововведения, но и ряд интереснейших решений, особый вклад в строительство монастырей, а также твёрдая позиция в отношении Церкви и государства. Это серьёзная попытка отделения Церкви от правительства, однако при их прямом взаимодействии.
В данном случае не в нашей компетенции выбирать «меж двух огней», но наша задача принять и осмыслить те реформы, которые уже сделаны до нас, проанализировать их, чтобы впоследствии не допускать определённого ряд ошибок.

Источник

§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

ГДЗ◄ ГДЗ по истории◄ ГДЗ. История России. Арсентьев 7 кл.◄

§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Каковы были причины и последствия церковного раскола?

Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет.

середине XVII в. сложились условия для церковной реформы, которую провел патриарх Никон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но стала причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм протеста народа против гнета властей.

В чем вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?

Причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном в том, что он предложил царю разделить власть по примеру Михаила Федоровича и Филарета. Алексей Михайлович не хотел ни с кем делить свою власть.

1. Каково было положение церкви Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?

Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет. Позиции церкви усиливались потому, что патриарх Филарет был фактическим правителем России.

2. В чем заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему ее проведение пришлось именно на середину XVII в.?

Причина церковной реформы: необходимость наведения порядка в церковных обрядах. Проведение церковной реформы пришлось именно на середину XVII в. потому, что к этому времени позиции церкви были сильны. К тому же формировалась и самодержавная форма власти царя.

3. Почему разгорелся конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?

Причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном в том, что он предложил царю разделить власть по примеру Михаила Федоровича и Филарета. Алексей Михайлович не хотел ни с кем делить свою власть.

4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?

Сущность церковного раскола: борьба старого и нового в жизни государства и общества

Значение церковного раскола: показал силу царской власти, неотвратимость перемен.

5. Выскажите свое мнение о протопопе Аввакуме.

Протопоп Аввакум – это пример героического стоизма, верности своим убеждениям, преданность историческим корням Родины.

6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?

Значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в. внесли деятели Русской православной церкви: патриархи Филарет, Иосаф I, Иосиф и даже Никон.

1. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона?

Реформу Никона Аввакум оценивает как еретическую, уничтожающую истинное православие.

2. Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие – нет?

Из этого отрывка можно одобрить слова: «Говори своим природным языком; не уничижай ево и в церкви, и в дому, и в пословицах».

Слова, которые не заслуживают одобрения: «Возьми еретиков тех, погубивших душу твою, и пережги их, скверных собак…»

Думаем, сравниваем, размышляем

1. О необходимости исправления церковных книг говорили и патриарх Никон, и протопоп Аввакум. Первый предлагал править книги по греческим оригиналам, второй – по старославянским переводам. Как вы думаете, почему победила позиция патриарха Никона?

Победила позиция патриарха Никона потому, что Россия, царь стремились построить отношения с европейскими странами, и греческий вариант (читай – европейский) был в этом смысле правильней.

2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.

Обзор истории старообрядчества

Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю с Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, который воспринял православие от греков. Флорентийская уния (1439) с латинянами послужила главной причиной для отделения Русской поместной церкви от Константинопольского патриарха-униата и создания автономной Русской поместной церкви в 1448 году, когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.

Реформы Никона, начатые в 1653 году по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам, встретили сильную оппозицию со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.

В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просит царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами.

Сразу после собора начнется активная физическая расправа. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев. Правительница Софья, именно по просьбе духовенства, собора 1681-82 года, издаст в 1685 году знаменитые «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых будут преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев. В ход борьбы против старого обряда шли самые различные средства на протяжении всего после реформенного периода со стороны новообрядческих соборов и синодов, такие как клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты и широко распространены такие подлоги как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Для борьбы со старым обрядом была проведена и деканонизация Анны Кашинской в 1677 году.

При Петре I в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации и выплаты двойного налога.

Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб) как и до Петра I полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 г. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.

Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении старообрядцев. Власть пошла на определённый компромисс, введя единоверие. В 1846 году благодаря стараниям изгнанного турками с Босно-Сараевской кафедры греческого митрополита Амвросия старообрядцам-беглопоповцам удалось восстановить церковную иерархию на территории Австро-Венгрии среди беженцев. Появилось Белокриницкое согласие.

Однако не все старообрядцы приняли нового митрополита, отчасти из-за сомнений в истинности его крещения (в греческом православии практиковалось «обливательное», а не полное крещение). Амвросий возвёл в различные степени священства 10 человек. Первоначально белокриницкое согласие действовало среди эмигрантов. Им удалось вовлечь в свои ряды донских казаков-некрасовцев. В 1849 году белокриницкое согласие распространилось и на Россию, когда в сан был возведён первый епископ белокриницкой иерархии в России Софроний. В 1859 году был посвящён в сан архиепископ Московский и всея Руси Антоний, который в 1863 году стал митрополитом. Вместе с тем, воссоздание иерархии осложнялось внутренними конфликтами между епископом Софронием и архиепископом Антонием. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этого документа составили толк неокружников.

Некоторые ограничения для старообрядцев (в частности, запрет занимать общественные должности) были отменены в 1883 г.

17 апреля 1905 года был дан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов и в частности гласил: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам». Он дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины; легализовалось Белокриницкое согласие. Среди старообрядцев беспоповского толка оформилось поморское согласие.

Советская власть в РСФСР и позже СССР относительно благосклонно относился к старообрядцам до конца 1920-х годов в русле своей политики поддерживать течения, оппозиционные «тихоновщине». Великая Отечественная война была встречена неоднозначно: большинство старообрядцев призывали защищать Родину, но были и исключения, например, Республика Зуева или староверы деревни Лампово.

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, осн. в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.

Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причём значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.

Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие.

В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами:

3 марта 2016 года в Московском доме национальностей состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», на котором присутствовали представители Русской православной старообрядческой церкви, Русской Древлеправославной церкви и Древлеправославной поморской церкви. Представительство было самое высокое — московский митрополит Корнилий (Титов), древлеправославный патриарх Александр (Калинин) и поморский духовный наставник Олег Розанов. Встреча на таком высоком уровне между разными ветвями православия прошла впервые.

3. Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666-1667 гг?

На Церковном соборе 1666-1667 гг. решались вопросы: суд над патриархом Никоном и расправа (предание анафеме) над раскольниками, признание реформы.

4. Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?

Реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни повлияла негативно, привела к расколу церкви. Вместе с тем, в стране начали служить по единым церковным обрядам.

5. Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?

В XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной потому, что царская власть набрала уже достаточно силы, был сформирован аппарат царской власти, регулярная армия, самодержавная власть была признана в обществе.

§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Источник

1.Каковы были причины и последствия церковного раскола?
Причинами послужили исправление книг и икон по греческому образцу, введение троеперстия, введение поясных поклонов в ходе богослужения.
Новые реформы были восприняты негативно, возникло старообрядчество, представители которого отвергали реформы патриарха Никона. Старообрядцев пытали, ссылали и казнили.

2.В чем вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?
Никон стремился получить светскую власть, поэтому и произошел конфликт патриарха и царя.

1.Каково было положение Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?
Большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству. Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Множество священнослужителей было взято в плен. Среди пленников был и ростовский митрополит Филарет, который после пребывания в польском плену возвратился в столицу и был избран патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.

2.В чем заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему ее проведение пришлось именно на середину XVII в.?
В середине XVII столетия обострились противоречия в церковной жизни. Выяснилось, что в церковных книгах имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами. Немало сомнений вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы (священник, дьякон и сами прихожане молились одновременно, порой используя разные молитвы), крещение двумя перстами.
На мой взгляд, она была проведена в середине столетия потому, что именно в это время позиции и авторитет церкви усилились и укрепились. При этом сам царь стал более набожным.

3.Почему разгорелся конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?
Получив огромную власть над верующими, Никон вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.
Однако, царь не пожелал делить свою власть, он перестал ходить на патриаршие богослужения, приглашать Никона на государственные приемы. Это ударило по самолюбию Патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе Никон заявил о сложении с себя полномочий и удалился в Новоиерусалимский монастырь.

4.Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?
Реформы Никона разделили общество на два лагеря: часть представителей духовенства полагали, что следует переписывать книги и исправлять иконы в соответствии с древнерусскими образцами. Другие полагали, что необходимо обращаться к греческим книгам, с которых в свое время были переписаны древнерусские книги.
Планируемые изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшуюся войну с Речью Посполитой, связанные с нею жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций.

5.Выскажите свое мнение о протопопе Аввакуме.
На мой взгляд, протопоп был искренне верующим человеком. Он исповедовал православие, стремился приводить к вере окружающих, ничто не могло заставить его отказаться от православной веры.

6.Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?
Значительный вклад внесли патриарх Филарет и патриарх Никон.

2.Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие нет?
Я не одобряю то, что Аввакум предлагает казнить «еретиков никониян». Однако, я поддерживаю протопопа в том, что следует помнить о русской культуре и родном языке.

1.О необходимости исправления церковных книг говорили и патриарх Никон, и протопоп Аввакум. Первый предлагал править книги по греческим оригиналам, второй – по старославянским переводам. Как думаете, почему победила позиция патриарха Никона?
Полагаю, что выигрышной оказалась позиция именно Никона, поскольку Русь в древности переняла христианство от византийцев, а значит учение истинное и верное.

2.С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.
Старообрядчество – общее название русского духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями.
Старообрядчество довольно скоро начало раскалываться. В частности, признается наличие двух направлений: беспоповского и поповского. Отличия между ними заключаются в отсутствии или же в наличии священства. Так, беспоповцы полагают, что после никоновских реформ настоящих священников не осталось. По этой причине они не признают почти все обряды и таинства в храмах.
Кроме того, выделяются единоверцы, которые сохранили старообрядческие традиции, богослужения, но при этом признают Московский патриархат.
Старообрядчество существует и в настоящее время, есть храмы как в России, так и за рубежом. Кроме того, ведутся работы по восстановлению старообрядческих монастырей.

3.Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666-1667 гг.?
Для суда над Никоном в 1666 году был созван Церковный собор. Присутствовавшие на соборе церковные иерархи осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
Одновременно собор поддержал церковную реформу и предал проклятию всех ее противников. Участники собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей.

4.Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?
Реформа стала причиной раскола, также укрепила контроль над верующими, способствовала централизации церковной власти.

5.Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?
Несмотря на все попытки Никона получить светскую власть, Алексей Михайлович проявил жесткость и не позволил церкви занять главенствующее положение в обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *