почему произведение с масштабным названием разгром ограничено историей одного отряда
II. Предварительная беседа по роману
— Почему произведение с масштабным названием «Разгром» ограничено историей одного отряда?
Фадееву важно было показать не столько широту, размах революции, сколько ее глубину — влияние на человека, важно было исследовать изменения, происходившие с отдельным человеком под воздействием великих исторических событий. Всем тоном повествования автор подчеркивает значительность и трагизм описываемых событий, оттеняет при этом идею победы «революционного гуманизма».
— Каковы особенности композиции романа?
Роман содержит семнадцать глав. В первых девяти дается обрисовка характеров и ситуации. По существу, это экспозиция романа. В Х—ХIII главах раскрывается внутренний мир героев, в ХIV—ХVII — проверка характеров «в деле».
Сюжетная композиция такова, что разгром отряда, очевидность этого разгрома надвигается с каждой главой. Путь к разгрому — это внешняя сюжетная канва. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев. Три части романа, которые мы выделили условно, — три этапа по пути к разгрому отряда. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев.
Развернутая экспозиция знакомит с положением дел в отряде, с обстановкой вокруг отряда, дает первые характеристики героям, их взаимоотношениям и конфликтам. Боевые действия не Пя отряд находится на отдыхе. Левинсон, командир отряда, получает указание из города «сохранить боевую единицу», хотя бы небольшую, но крепкую, дисциплинированную. Это сюжетная завязка романа.
В последней части происходят и кульминация и развязка. Фадеев рисует отряд в сражениях. Здесь изображается разгром отряда, разрешаются все конфликты. Главное же — показано, на что способен каждый герой в решительную минуту, как проявляется его сущность.
III. Тест по творчеству А. М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой (см. Приложение в конце книги)
Домашнее задание
Сопоставить образы Морозки и Мечика: подобрать эпизоды, характеризующие героев.
Урок 53. Морозка и Мечик.
Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром»
Цель урока: выявить авторское отношение к проблеме интеллигенция и революция, сопоставив образы Морозки и Мечика.
Методические приемы: аналитическая беседа.
Ход урока
I. Слово учителя
Для Фадеева как пролетарского писателя и активного деятеля РАПП очень важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане. Противопоставление это всегда прямолинейно и однозначно.
— В чем особенность этого противопоставления?
Антитеза — главный прием романа. Противопоставление происходит на разных уровнях: внешнем («красные» и «белые») и внутреннем (инстинкт — сознание, добро — зло, любовь — ненависть, анархия — дисциплина и т. д.). В системе образов также явна антитеза. Это прежде всего противопоставление двух героев — Мечика и Морозки. Морозка — рабочий, Мечик — интеллигент. Этим противопоставлением Фадеев по-своему решает важнейший вопрос: каковы пути народа в революции. Вспомним, как вопрос Бунин, Горький, Блок. Посмотрим, как отвечает на этот вопрос автор «Разгрома».
Урок литературы в 11 классе на тему «Роман А.А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Творчество А. А. Фадеева Дата________________________
Тема: Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции
Цели урока: дать представление о личности писателя; дать краткий обзор литературной ситуации 1920-30-х годов; определить особенности жанра и композиции романа.
Оборудование урока: портрет А. А. Фадеева (1901—1956).
Методические приемы: лекция с элементами беседы, контроль знаний учащихся — тест.
Тест по творчеству А. М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой
Новая тема. Лекция учителя
Александр Александрович Фадеев прошел путь от начинающего писателя, чей первый же роман был высоко оценен советской критикой, до поста председателя Союза писателей СССР, и закончился этот путь трагически.
1. Рассказ о жизни, творчестве и смерти А. А. Фадеева. ( рассказывает ученик)
2. Краткий обзор литературной ситуации времен создания Фадеевым романа «Разгром».
«Кровь» и «мораль», «насилие» и «нравственность», «цель» и «средство» — эти коренные вопросы жизни и революции, занимавшие великие умы всех времен, мучительно решавшиеся классиками мировой и русской литературы и особенно болезненно Достоевским и Толстым, в первые годы после Октябрьской революции приобрели небывалую остроту.
Революция и гражданская война, расколовшие общество и страну надвое, заставляли каждого сделать жестки выбор, неизбежно ставили вопросы: с кем я? за кого я? Особенно остро и бескомпромиссно встали эти вопросы перед представителями интеллигенции, с одной стороны сочувствовавшими народу, идеям революции, с другой — защищавшими ценности культуры от разрушения, отстаивавшими принципы гуманизма, нравственности как высшие критерии человеческого существования. В дискуссии об «истинном» и «ложном» гуманизме, о гуманизме «революционном» и «абстрактном», о «мертвой» морали и «большевистской» этике выступали в эти годы В. Иванов, К. Федин, М. Шолохов, Б. Лавренев, К. Тренев, Л. Сейфуллина.
Гражданская война, потрясшая огромную страну, осознавалась в литературе по-разному: и как трагедия народа, влекущая за собой необратимые последствия, и как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков в революции. В условиях «диктатуры пролетариата» главенствовала и побеждала, конечно, точка зрения, оправдывавшая любые средства на пути революционных завоеваний. Новую «мораль» ясно выразила, например, Л. Сейфуллина, которая из всех человеческих эмоций предпочитала «классовую ненависть»: « Сострадание и любовь можно обмануть; ненависть — священное, боевое чувство в борьбе человека со злом, дает человеку видеть это зло во всей его чернотё сквозь всякие приукрасы».
Характерной не только для тех, но и многих последующих лет, была романтизация гражданской войны. Страшная трагедия, имевшая необратимые для страны последствия, в художественных произведениях советских лет была окутана неким героическим и романтическим ореолом. Прочитаем хотя бы стихотворение М. Светлова «Гренада»
Чтоб землю в Гренаде
На скрипках времен.
Я видел: над трупом
Да. В дальнюю область,
С тех пор не слыхали
вспомним цикл фильмов о «неуловимых мстителях». Для революционной романтики характерны чрезвычайные обстоятельства, « приподнятость» героев, явное пристрастие автора к своим героям, героизация «своих» и принижение «чужих», мифологизация действительности.
Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка людей происходит потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса — коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитаться. Так я могу определить тему романа» (1932 г.).
Однако реальное произведение вышло за эти схематические рамки.
Роман о становлении личности в борьбе за революцию в партизанском отряде на Дальнем Востоке называется «Разгром».
I V . Предварительная беседа по роману
— Почему произведение с масштабным названием «Разгром» ограничено историей одного отряда?
Фадееву важно было показать не столько широту, размах революции, сколько ее глубину — влияние на человека, важно было исследовать изменения, происходившие с отдельным человеком под воздействием великих исторических событий. Всем тоном повествования автор подчеркивает значительность и трагизм описываемых событий, оттеняет при этом идею победы «революционного гуманизма».
— Каковы особенности композиции романа?
Сюжетная композиция такова, что разгром отряда, очевидность этого разгрома надвигается с каждой главой. Путь к разгрому — это внешняя сюжетная канва. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев. Три части романа, которые мы выделили условно, — три этапа по пути к разгрому отряда. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев.
Развернутая экспозиция знакомит с положением дел в отряде, с обстановкой вокруг отряда, дает первые характеристики героям, их взаимоотношениям и конфликтам. Боевые действия не показаны, отряд находится на отдыхе. Левинсон, командир отряда, получает указание из города «сохранить боевую единицу», хотя бы небольшую, но крепкую, дисциплинированную. Это сюжетная завязка романа.
В последней части происходят и кульминация и развязка. Фадеев рисует отряд в сражениях. Здесь изображается разгром отряда, разрешаются все конфликты. Главное же — показано, на что способен каждый герой в решительную минуту, как проявляется его сущность.
Сопоставить образы Морозки и Мечика: подобрать эпизоды, характеризующие героев.
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по теме: «Герои романа А.Фадеева «Разгром»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Герои романа А. Фадеева «Разгром»
дать представление о личности писателя, дать краткий обзор литературной ситуации 1920-х-1930-х годов;
обучать составлению сравнительной характеристики героев романа; выявить авторское отношение к проблеме интеллигенции и революции;
развивать творческие способности и умения, сопоставляя, делать выводы, обобщать
1 Орг момент. Приветствие.
-Какое историческое событие освещено в романе? (Гражданская война)
— Где происходят события?(На Дальнем востоке)
— Кто является главным героем романа?(Левинсон, Морозка, Мечик)
-Почему произведение с масштабным названием «Разгром» ограничено историей одного отряда?
А) Знакомство с биографией Фадеева (презентация )
Б) Гражданская война изнутри…
Основную идею романа “Разгром” А. Фадеев определил так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала. Все неспособное бороться отсеивается. Происходит переделка людей”. Насколько бы противоречивой ни была оценка событий гражданской войны с позиций сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, что он показал гражданскую войну изнутри. Автор выдвигает на первый план не военные действия, а человека.
Фадеев не случайно выбирает для описания в романе время, когда отряд уже разгромлен. Он хочет показать не только успехи Красной Армии, но и ее неудачи. В драматических событиях этого времени глубоко раскрываются характеры людей.
В) Составление сравнительной характеристики Морозки и Мечика
Задача: Подобрать эпизоды, характеризующие героев.
Роман Александра Фадеева написан в начале ХХ века, в это время было два взгляда: социал-демократы и эсеры-максималисты. В романе есть два героя Морозка и Мечик, обладающие этими убеждениями. Чтобы лучше разобраться в этих направлениях, мы сравним героев. На их сравнение наталкивает нас автор, показывая, как они ведут себя в разных ситуациях по отношению друг к другу и к товарищам.
Каким показан Морозка в романе?
(работа с текстом) учащиеся зачитывают эпизоды, характеризующие Морозку.
Как изображён Мечик? (работа с текстом и заполнение таблицы) учащиеся зачитывают эпизоды, характеризующие Мечика.
Г) Заполнение таблицы
Морозка – шахтёр во втором поколении. С двенадцати лет работал в шахте, «не искал новых путей, а шёл старыми, уже выверенными тропами».
Мечик наоборот, родился в интеллигентной семье, в городе, представления о мире он получал из книг, в которых всё было прекрасно. В общем, когда он вырос и вступил в жизнь, оказалось, что он совсем не готов к ней.
Морозка был не образован, не видел красивой жизни, а учился пробиваться в суровой действительности, зарабатывая себе на кусок хлеба, катая тяжёлые вагонетки с рудой
Мечик окончил гимназию и жил без забот на деньги родителей
Внешность Морозки описывается по сходству с конём: «такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив»,
Мечик был «чистенький», белокурый, с вьющимися волосами.
Мечик был «маменькиным сыночком», для него лучшим занятием было чтение книг.
Прежде чем попасть в отряд Левинсона Морозка побывал на фронте, где получил множество ранений, два раза был контужен, после чего уволился по чистой и пошел в партизаны
Отношение окружающих к героям
Отношение к службе
Мечик задремал в седле и чуть не попал в руки казаков, после чего пустился в бегство. Из-за этого Морозку убили, но он всё-таки успел выстрелить три раза вверх, чтобы предупредить своих
Мечик в это время бежал, спасая свою жизнь. Осознав вину, он решил застрелиться, но, поняв, что и это ему не под силу, вернулся в город, не задумываясь о том, какая там власть.
Таких людей, как Морозка, можно переделать, ведь он верен своему народу, и если он дал честное слово, что исправится, то он выполнит обещание, даже если это будет стоить ему жизни
Мечик как был «чистеньким», так им и останется, предав товарищей, он эгоист, «потому что больше всего на свете он любил всё-таки самого себя».
4. Итог. Как через образы Морозки и Мечика Фадеев решает проблему интеллигенции и революции? Какой основной приём использует автор для создания двух характеристик? (антитеза)
Морозке присущи трезвое, реальное отношение к действительности, растущая осознанность происходящего, понимание смысла и цели борьбы. Мечик – романтик, переполненный не жизненно-реальными, а книжными знаниями, человек, не обладающий чётким, ясным видением событий и не осознавший ещё своего места в жизни, а главное – не обременённый политическими и нравственными принципами. Сопоставление Морозки и Мечика демонстрирует, по мысли Фадеева, превосходство одного и ущербность другого.
5. Домашнее задание. Подобрать эпизоды, характеризующие Левинсона.
Разработка урока на тему «А.А.Фадеев. Роман «Разгром»».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Разработка урока на тему:
Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы. А.А.Фадеев. Роман «Разгром».
Тип занятия: ознакомление с новым материалом
Вид занятия: изучение нового материала
образовательная: п редлагаемый материал должен дать наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 20-х годов; показать живой литературный процесс, наметить те проблемы, которые стоят в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен при изучении монографических тем курса ; дать представление о личности писателя, дать краткий обзор литературной ситуации 1920-х-1930-х годов;
развивающая: развивать творческие способности и умения, сопоставляя, делать выводы, обобщать ;
воспитательная: в оспитывать развитие свободной, сознающей себя и окружающее ответственную личность.
1. Организационный момент (Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места. Создание проблемных ситуаций.) (1-5 мин)
2. Проверка знаний обучающихся. Подведение итогов проверки. ( 10 мин)
3. Сообщение темы занятия, постановка цели и задач занятия (5мин)
4. Изложение нового материала, применяемая методика (60 мин)
Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и сбережение и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей, систем, взаимосвязей литератур. Основные понятия, характеризующие литературный процесс, – художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.
1. Особенности литературы 20-х годов.
В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.
В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре.
И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева.
Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.
Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю.
Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.
Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.
Начало 20-х годов в литературе было ознаменовано повышенным вниманием к прозе. Она пользовалась преимуществом на страницах первого советского журнала «Красная новь», издававшегося с лета 1921 года. Исторические события, совершавшиеся вокруг, затрагивали всех и каждого и требовали не только выражения эмоций, сколько их осмысления. Советская проза 20-х годов была не однородна ни в момент своего появления, ни позже, в процессе читательского восприятия.
3. Литературные группировки.
Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту».
Представители – Дм. Фурманов, Ал. Фадеев.
Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».
ЛЕФ – левый фронт искусств:
Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
Представители – Маяковский В., Б. Пастернак, О. Брик.
Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
Печатный орган – «Советская страна».
Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.
Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл.
Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг.
Печатный орган – журнал «Красная новь».
Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов.
Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма.
ОБЕРИУ – объединение реального искусства:
литературно – театральная группа.
Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский.
Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.
Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской.
Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.
представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский.
Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства
ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка
русская литературоведческая школа.
Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.
Расцвет русской драматургии:
М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»;
Н. Эрдман — «Мандат», «Самоубийца»;
В. Маяковский — «Клоп».
Время поиска и эксперимента в литературе:
Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны:
М. Булгаков «Белая гвардия»
Б. Пильняк «Голый год»
А. Серафимович «Железный поток»
М. Шолохов «Донские рассказы»
А. Малышкин «Падение Дайра»
А. Веселый «Россия, кровью умытая».
Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:
М. Зощенко Рассказы
А. Платонов «Город Градов»
М. Булгаков «Собачье сердце»
И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»
1929 год: Все изменилось.
Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка.
С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил.
В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.
Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.
Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.
Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы.
Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.
Для Горького революция – «судорога», за которую должно следовать медленное движение к цели, поставленное актом революции. И.Бунин и В.Короленко считают революцию преступлением против народа, жестоким экспериментом, который не может нести духовного возрождения.
Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию.
Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику. Проанализировав стихотворения 20-х годов ХХ века, мы пришли к выводам.
2. Знакомство с биографией А.Фадеева.
3. Работа с романом А.Фадеева «Разгром».
Для Фадеева как пролетарского писателя и активного деятеля РАПП очень важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане. Противопоставление это всегда прямолинейно и однозначно. Антитеза – главный прием романа. Противопоставление происходит на разных уровнях:
Внешнем («красные» и «белые»).
Внутреннем (инстинкт – сознание, добро – зло, любовь – ненависть).
В системе образов также явна антитеза. Это противопоставление двух героев – Мечика и Морозки. Морозка – рабочий, Мечик – интеллигент. Этим противопоставлением Фадеев решает вопрос: каковы пути народа и интеллигенции в революции. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо сопоставить образы Мечика и Морозки в романе «Разгром».
Сопоставительный анализ образов.
Каков путь становления Морозки? (1 глава)
Трудный, через подъемы и срывы, путь становления личности. Осознания себя личностью начинается, когда человек начинает задаваться вопросами: в чем смысл моего существования? Морозка до того момента, как попал в отряд, подобных вопросов себе не задавал.
Какое событие заставило Морозку взглянуть на жизнь по-другому?
Первой вехой осознания себя стал суд над ним (5 глава). Морозка сначала и не понял, за что его судят. Но когда он почувствовал на себе сотни любопытных глаз, услышал слова Дубова о том, что он «позорит угольное племя». Морозка дрогнул, стал бледным, как полотно «сердце падало в нем, словно подбитое».Угроза изгнания из отряда оказалась для него неожиданной и страшной: «Да разве б я…сделал такое. Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!»
Что мы узнаем о жизненных устремлениях Морозки?
Морозка точно знает, зачем он в отряде. Он свой в революционном потоке, так как, несмотря на свои выходки и стихийные срывы, тянулся к «правильным»людям: «Он всеми силами старался попасть на ту, казавшуюся ему прямой, ясной и правильной, дорогу, по которой шли такие люди, как Левинсон, Бакланов, Дубов.» (глава12).
Мысли Морозки о том, что кто-то упорно мешает ему выйти на эту дорогу, не привели его к выводу, что этот враг сидит в нем самом, ему особенно приятно думать о том, что он страдает из-за подлости таких людей, как Мечик.
Как развивается образ Мечика в романе?
Фадеев с самого начала противопоставляет Морозке чистенького, благообразного Мечика. Мечик впервые показан вместе с мечущимися в панике людьми: «в кургузом городском пиджачишке, неумело волоча винтовку, бежал, прихрамывая, сухощавый парнишка». Так же Мечик будет метаться, когда, предав товарищей, будет спасаться от погони. «Лицо у парня было бледное, безусое, чистенькое, хотя и вымазанное в крови». Фадеев описывает Мечика таким образом, что сразу становится ясен и его жалкий вид, и отношение автора к нему. Морозка спасает его, рискуя собственной жизнью. В последней главе Морозка спасает весь отряд, преданный Мечиком, ценой своей жизни.
Как проявляется авторское отношение к Мечику?
Мечику посвящена 2 глава романа, таким образом в первых двух главах определяется главная антитеза, намечается конфликт: «Сказать правду, спасенный не понравился Морозке с первого взгляда.». Так автор через Морозку сразу дает оценку Мечику, подчеркивая её различными словами: «зануда», «желторотый», «сопливый».
Чем вызван внутренний конфликт Мечика?
Втянувшийся в мясорубку гражданской войны, Мечик ужаснулся грязи, насили ю, несоответствию двух миров – внутреннего и внешнего. Сначала он смутно себе представлял, что его ожидает. Попав в отряд, он увидел, что окружающие люди нисколько не походили на созданных его пылким воображением. Эти были грязнее, вшивей, жестче и непосредственней. Внешние чистота и грязь будут противопоставлены внутренним, только поменяются местами. На самом деле Мечик мечтает о мире, сне, тишине. Он тянется к доброй, заботливой Варе, и тут же предает свою былую любовь. Впрочем и к Варе он испытывает «почти сыновнюю благодарность». Столкновения с действительностью приносят Мечику все новые разочарования в его романтических представлениях о жизни (эпизод с лошадью в 9 главе).
Фадеев строит роман так, что предоставляет Мечику целый ряд возможностей слиться с отрядом, понять внутреннюю сущность происходящего, но Мечик так и не увидел главных пружин отрядного механизма и не чувствовал необходимость всего, что делается.
Какой эпизод раскрывает истинную суть Морозки и Мечика?
Самая жесткая проверка человека – ситуация выбора между жизнью и смертью. В последней главе Фадеев ставит героев в такую ситуацию, причем одинаковую для обоих. Выбор человека зависит от того, чем он жил до этого, каков его нравственный стержень. Гибель Морозки, его подвиг показали, что он тот самый новый человек, каких должна воспитывать революция. Не задумываясь о себе, Морозка отдает свою жизнь ради товарищей: «Он так ярко чувствовал их в себе. Этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем зародились мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности»
Мечик же, посланный в дозор, «соскользнул с седла». Это предопределено автором: Мечик плохо понимал, зачем его послали вперед, но подчинился. Предательство Мечика подчеркивается его унизительными телодвижениями; он барахтается на четвереньках, делает невероятные прыжки, спасая свою жизнь. И мучается он не столько потому, что из-за него погибли люди, сколько потому, что «несмываемо-грязное пятно этого поступка противоречило тому хорошему и чистому, что он находил в себе»
Как через образы Морозки и Мечика решает автор проблему интеллигенции и революции?
Морозке присущи трезвое, реальное отношение к действительности, растущая осознанность происходящего, понимание смысла и цели борьбы. Мечик – романтик, переполненный не жизненно-реальными, а книжными знаниями, человек, не обладавший четким, ясным видением событий и не осознавший еще своего места в жизни, а главное – не обремененный политическими и нравственными принципами.
5.Закрепление изученного материала, применяемая методика (5 мин.).
-Какое историческое событие освещено в романе? (Гражданская война)
— Где происходят события?(На Дальнем востоке)
— Кто является главным героем романа?(Левинсон, Морозка, Мечик)
-Почему произведение с масштабным названием «Разгром» ограничено историей одного отряда?
6.Подведение итогов (3 мин)
7 . Литература, необходимая для подготовки к занятию.
8. Задания для обучающихся на дом (2 мин.)
Читать пьесу «Баня» Маяковского.
Роман “Разгром” А. Фадеев
Основную идею романа “Разгром” А. Фадеев определил так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала. Все неспособное бороться отсеивается. Происходит переделка людей”. Насколько бы противоречивой ни была оценка событий гражданской войны с позиций сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, что он показал гражданскую войну изнутри. Автор выдвигает на первый план не военные действия, а человека.
Фадеев не случайно выбирает для описания в романе время, когда отряд уже разгромлен. Он хочет показать не только успехи Красной Армии, но и ее неудачи. В драматических событиях этого времени глубоко раскрываются характеры людей.
Роман Александра Фадеева написан в начале ХХ века, в это время было два взгляда: социал-демократы и эсеры-максималисты. В романе есть два героя Морозка и Мечик, обладающие этими убеждениями. Чтобы лучше разобраться в этих направлениях, мы сравним героев. На их сравнение наталкивает нас автор, показывая, как они ведут себя в разных ситуациях по отношению друг к другу и к товарищам.
Каким показан Морозка в романе?
(работа с текстом) учащиеся зачитывают эпизоды, характеризующие Морозку.
Как изображён Мечик? (работа с текстом и заполнение таблицы) учащиеся зачитывают эпизоды, характеризующие Мечика.
Морозка – шахтёр во втором поколении. С двенадцати лет работал в шахте, «не искал новых путей, а шёл старыми, уже выверенными тропами».
Мечик наоборот, родился в интеллигентной семье, в городе, представления о мире он получал из книг, в которых всё было прекрасно. В общем, когда он вырос и вступил в жизнь, оказалось, что он совсем не готов к ней.
Морозка был не образован, не видел красивой жизни, а учился пробиваться в суровой действительности, зарабатывая себе на кусок хлеба, катая тяжёлые вагонетки с рудой
Мечик окончил гимназию и жил без забот на деньги родителей
Внешность Морозки описывается по сходству с конём: «такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив»,
Мечик был «чистенький», белокурый, с вьющимися волосами.
Мечик был «маменькиным сыночком», для него лучшим занятием было чтение книг.
Прежде чем попасть в отряд Левинсона Морозка побывал на фронте, где получил множество ранений, два раза был контужен, после чего уволился по чистой и пошел в партизаны
Отношение окружающих к героям
Отношение к службе
Мечик задремал в седле и чуть не попал в руки казаков, после чего пустился в бегство. Из-за этого Морозку убили, но он всё-таки успел выстрелить три раза вверх, чтобы предупредить своих
Мечик в это время бежал, спасая свою жизнь. Осознав вину, он решил застрелиться, но, поняв, что и это ему не под силу, вернулся в город, не задумываясь о том, какая там власть.
Таких людей, как Морозка, можно переделать, ведь он верен своему народу, и если он дал честное слово, что исправится, то он выполнит обещание, даже если это будет стоить ему жизни
Мечик как был «чистеньким», так им и останется, предав товарищей, он эгоист, «потому что больше всего на свете он любил всё-таки самого себя».