почему портреты помещиков автор дает сатирически кому на руси жить хорошо
Почему портреты помещиков автор дает сатирически кому на руси жить хорошо
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является итогом всего творчества Н.А. Некрасова. Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 год.
Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, поэт отправляет семерых мужиков в долгое путешествие по России в поисках хотя бы одного счастливого.
Все описание помещика (детали, авторская интонация) говорят о негативном отношении к нему автора. Этот герой обладает «говорящей» фамилией – Оболт-Оболдуев. Его внешность резко контрастирует с внутренними качествами. Гаврила Афанасьевич – этакий бравый молодец лет шестидесяти, энергичный и веселый. Однако, увидев семерых мужиков, окруживших его, помещик не на шутку пугается и достает пистолет: он принимает крестьян за разбойников.
Передавая рассказ Гаврилы Афанасьевича, Некрасов иронизирует не только над этим героем, но и над всем дворянским сословием. Он высмеивает то, как люди становились дворянами, и показывает, что в этом не было заслуг их предков. У Оболта один из родственников был татарином (тоже ирония Некрасова), который отличился тем, что развлекал императрицу дрессированными зверями. По материнской же линии родственники этого помещика и вовсе пытались поджечь Москву и разграбить казну. Тем и «прославились».
Ирония автора «просвечивает» и в комментариях мужиков, слушающих рассказ помещика о его предках. Они задают герою «невинный вопрос»:
А ты, примерно, яблочко
С того выходишь дерева?
И сам Оболт-Оболдуев соглашается с ними.
Но по мере рассказа помещика о его послереформенном «житье-бытье» интонация автора, как мне кажется, меняется. В заключении мужики делают такой, во многом даже сочувственный, вывод: «Порвалась цепь великая, … Одним концом по барину, Другим по мужику. »
Старый князь по привычке придирается к «своим» мужикам, грозит им всеми возможными наказаниями, но не знает того, что не владеет теперь ни одной человеческой душой. Крестьяне, по просьбе детей Утятина, изображают перед ним «старые времена», ведь если их «родитель» узнает о том, что крепостного права больше нет, то умрет в ту же минуту.
Утятин продолжает вести себя как полновластный хозяин и господин. Он милует и наказывает, осматривает свои владения и наслаждается жизнью, пока, наконец, не умирает от «второго удара».
В главе «Про холопа примерного – Якова верного» тоже появляется описание, а, скорее, зарисовка помещика, у которого к старости отказали ноги:
Пухлые руки как сахар белы,
Этого барина Некрасов изображает также резко отрицательно. К общему сатирическому портрету он добавляет такие черты, как сладострастие и безнравственность. Этот старик «имеет виды» на крепостную девушку Аришу и поэтому не разрешает ей выходить замуж.
Завершается галерея помещиков в поэме образом пана Глуховского – страшного и жестокого человека, который гордится своими злодеяниями:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Это образ дан в главе «О двух великих грешниках». Здесь Некрасов высказывает свою революционную позицию, согласно которой бороться с помещиками можно и нужно силой.
Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить» дан обобщенный сатирический портрет помещика. Он изображен Некрасовым резко отрицательно как развращенный легкой и беззаботной жизнью человек, часто получивший такие привилегии не за собственные заслуги, а случайно. Писатель показывает, что крепостное право развратило дворян, сделало их беспомощными, жестокими, немощными физически и духовно.
Сатирические образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
В презентации представлены средства и формы изображения сатирических портретов помещиков в поэме
Просмотр содержимого документа
«Сатирические образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»»
В поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.
Ни в ком противоречия,
вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев.
«Последыш». «Пришли на Волгу странники». Художник Н. Воробьев
В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:
Кулак – моя полиция!
«Помещик». Художник В. Нагаев
«Последыш». Утятин-князь с невестками.
Нелепы не только приказы Последыша, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права.
Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом, как у ястреба,
Один здоровый светится,
Как оловянный грош!
«Последыш». Художник Н. Воробьев
Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, воинскою силою покорявший собственных крестьян.
Еще более жесток управляющий немец Фогель.
При нем настала каторга Корежскому крестьянину –
Савелий, богатырь святорусский.
Художник А. Лебедев
Сатирические образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
В презентации представлены средства и формы изображения сатирических портретов помещиков в поэме
Просмотр содержимого документа
«Сатирические образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»»
В поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.
Ни в ком противоречия,
вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев.
«Последыш». «Пришли на Волгу странники». Художник Н. Воробьев
В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:
Кулак – моя полиция!
«Помещик». Художник В. Нагаев
«Последыш». Утятин-князь с невестками.
Нелепы не только приказы Последыша, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права.
Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом, как у ястреба,
Один здоровый светится,
Как оловянный грош!
«Последыш». Художник Н. Воробьев
Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, воинскою силою покорявший собственных крестьян.
Еще более жесток управляющий немец Фогель.
При нем настала каторга Корежскому крестьянину –
Савелий, богатырь святорусский.
Художник А. Лебедев
Почему портреты помещиков автор дает сатирически кому на руси жить хорошо
Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Вершиной творчества русского поэта Н. А. Некрасова становится поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо», в которой автор с яркой образностью и достоверностью хотел показать и показал взаимоотношения господствующего класса и крестьянства в 20-70-е годы XIX в.
Уже в начале произведения автором ставится проблема, которая найдет свое разрешение на страницах поэмы: в чем состоит счастье и кто по-настоящему счастлив? «Кому живется весело, Вольготно на Руси?»
Какой-то барин кругленький,
Насмешка, ирония звучат в этих словах. Когда-то важный, степенный барин превращается в мишень для издевательств и насмешек. Эта же интонация продолжает звучать и в последующем описании помещика уже устами самого автора: «румяненький, осанистый, присадистый», «ухватки молодецкие». Вот такого помещика «троечка везла».
Герой представляется нам «шутом гороховым», над которым смеются даже бывшие крепостные. А он строит из себя важного господина и с горечью и обидой говорит о былых временах:
Как у Христа за пазухой,
Он говорит о благородстве и древности своего рода похваляется этим, а сам является предметом насмешек и крестьян, и автора. Лёгкий смех в некоторых моментах сопровождается открытым сарказмом:
Прорвалась цепь великая!
Одним концом по барину,
Эти слова в большей степени можно отнести к помещику из главы «Последыш»: «Помещик наш: Утятин князь!»
Символично название главы «Последыш». Ее герой несколько гиперболизирован и, в то же время, аллегоричен: не хочет помещик расставаться с прежними порядками, с прежней властью, вот и живет пережитками прошлого.
В отличие от Оболт-Оболдуева, князь Утятин не смог примириться с отменой крепостного права:
Помещик наш особенный,
Чин важный, род вельможеский,
Весь век чудил, дурил
Да вдруг гроза и грянула.
Поверил: проще малого
Ребенка стал старинушка!
Заплакал! Пред иконами
Со всей семьею молится.
Ловко обманули «наследнички» бывших крепостных. Ведь они после смерти князя начали судиться с крестьянами, чтобы доказать, что земля эта им принадлежит. Горькую правду выводит писатель из описания этого помещика и его последних дней жизни: пусть помещики и перестали быть крепостниками, но они имеют свою власть над крестьянами. Не освободился еще по-настоящему русский народ. Да, князь Утятин умер, а кто знает, сколько еще таких «последышей» по всей Руси-матушке.
И с древней царской грамотой,
И родом и заслугами
Прошло время господина и раба, и хотя крестьяне еще не освободились полностью из-под помещичьего гнета, Оболт-Оболдуевы, Утятины и Шалашниковы уже доживают свой век. «Последыши» скоро совсем уйдут с земли русской, и народ вздохнет свободно. Символичны в этом плане картина опустевшего барского дома, растаскиваемого по кирпичику дворней (глава «Крестьянка»).
Своей поэмой, думается, Некрасов хотел показать, что ушло время помещичьей Руси. Изображая сатирические образы помещиков, автор смело и безбоязненно утверждает: возможно счастье народа и без помещиков, но лишь после того, как сам народ себя освободит и станет хозяином собственной жизни.
Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо
При всем многообразии типов, выведенных в поэме, ее главным героем является народ. «Народ освобожден. Но счастлив ли народ?» — этот главный вопрос, волновавший поэта всю жизнь, стоял перед ним и при создании поэмы. Правдиво изображая тягостное положение народа в пореформенной России, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
Добра ты,царска грамота,
Да не про нас ты писана…
Трудовому народу в поэме противостоят «дольщики», как их назвал Яким Нагой. Это «бог, царь и господин». Перед читателем поэмы проходит целая галерея образов помещиков. Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев:
Какой-то барин кругленький;
С сигарочкой во рту…
Традиционные в народной поэзии уменьшительно-ласкательные суффиксы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка. С гордостью говорит он о древности своего рода. Помещик вспоминает старые благословенные времена, когда «не только люди русские, сама природа русская покорствовала нам». Вспоминая свое житье при крепостном праве — «как у Христа за пазухой», он с гордостью говорит:
Бывало, ты в окружности
Один, как солнце на небе,
Твои деревни скромные,
Твои леса дремучие,
Жители «скромных деревень» кормили и поили барина, обеспечивали своим трудом его разгульную жизнь, «праздники, не день, не два — по месяцу», а он, неограниченно властвуя, устанавливал свои законы:
Кого хочу — помилую,
Помещик Оболт-Оболдувв вспоминает свою райскую жизнь: роскошные пиры, жирные индейки, сочные наливки, актеров собственных и «прислуги целый полк». По словам помещика, крестьяне отовсюду несли им «подарки добровольные». Теперь все пришло в упадок — «сословье благородное как будто все попряталось, повымерло!» Помещичьи дома разбираются на кирпичи, сады вырубают, воруют лес:
Откровенной насмешкой встречают крестьяне хвастливый рассказ Оболт-Оболдуева о древности его рода. Сам-то он ни на что не пригоден. С особенной силой звучит ирония Некрасова, когда он заставляет Оболт-Оболдуева признаться в совершенной неспособности к труду:
Коптил я небо божие,
Носил ливрею царскую.
Сорил казну народную
И думал век так жить…
Крестьяне сочувствуют помещику и думают про себя:
Порвалась цепь великая,
Одним концом по барину,
Презрение вызывает слабоумный «последыш» князь Утятин. Глубокий смысл имеет само название главы «Последыш». Речь идет не только о князе Утятине, но и последнем помещике-крепостнике. Перед нами выживший из ума рабовладелец, и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:
Нос клювом, как у ястреба,
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
…Последыш ты! По милости
Мужицкой нашей глупости
Сегодня ты начальствуешь,
А завтра мы последышу
Пинка — и кончен бал!
Крутым самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фогель. Презрение к труду и трудящимся, чванство своим паразитическим существованием, неумение и нежелание трудиться, высокомерие, спесь и жестокость — таковы типичные черты характера помещиков, изображенных в поэме «Кому на Руси жить хорошо».