почему нужно изучать историю журналистики
Нужна ли современному журналисту история журналистики?
История журналистики нужна современному журналисту. Во-первых, как можно стать мастером своего дела, если не знать его историю? Хотя тут можно поспорить и привести в пример некоторых журналистов, которые стали известны и без образования, и без знания истории журналистики.
Но тогда, во-вторых, из истории СМИ современный журналист, возможно, найдет что-то важное для себя. Что-то, что поможет сформировать свой особый стиль или станет образцом. Вот с этим, я думаю, так просто уже не поспорить.
И, в-третьих, лично для меня история – это источник вдохновения. Или возможность найти решение какой-нибудь проблемы. Ведь наверняка, в прошлом уже было что-то похожее, общее с тем, что происходит сейчас.
Профессию создают люди. Специальные техники, навыки, уловки и хитрости – все это нужно знать журналисту, но он получает знания и умения, которые уже когда-то были изобретены. Можно ли пользоваться трудами других людей и не знать их имен? Мне кажется, нельзя, поэтому историю важно знать.
История журналистики нужна современному журналисту. Во-первых, как можно стать мастером своего дела, если не знать его историю? Хотя тут можно поспорить и привести в пример некоторых журналистов, которые стали известны и без образования, и без знания истории журналистики.
Но тогда, во-вторых, из истории СМИ современный журналист, возможно, найдет что-то важное для себя. Что-то, что поможет сформировать свой особый стиль или станет образцом. Вот с этим, я думаю, так просто уже не поспорить.
И, в-третьих, лично для меня история – это источник вдохновения. Или возможность найти решение какой-нибудь проблемы. Ведь наверняка, в прошлом уже было что-то похожее, общее с тем, что происходит сейчас.
Профессию создают люди. Специальные техники, навыки, уловки и хитрости – все это нужно знать журналисту, но он получает знания и умения, которые уже когда-то были изобретены. Можно ли пользоваться трудами других людей и не знать их имен? Мне кажется, нельзя, поэтому историю важно знать.
Профессия: журналист
В чём заключается работа журналиста, где готовят лучших специалистов и сколько журналист зарабатывает.
Обозревать культурные события или делать расследования? Стать корреспондентом и писать репортажи или работать с большими данными? Всё это могут делать (и делают) — журналисты. Разбираемся в сути этой профессии, в её актуальных направлениях и в том, кому стоит попробовать себя в этом деле.
Суть профессии журналиста
Журналист собирает информацию и распространяет её в средствах массовой информации — СМИ. Он пишет тексты, создаёт аудио- и визуальные программы: репортажи, статьи, интервью.
Понятие «журналист» — достаточно широкое. Это и репортёры, выходящие на улицу для сбора и комментирования новостей, и редакторы новостей на интернет-порталах, и дикторы на радио или телевидении. Журналисты — авторы серьёзных публицистических статей в газетах, журналах, сетевых изданиях.
Отличительные черты журналистики
Журналист всегда опирается на реальные события. В отличие от писателей, журналисты не должны ничего выдумывать. Они обязаны брать сюжеты из жизни, рассказывать о реальных людях и конкретных обстоятельствах. По этому признаку, например, нельзя отнести к журналистике постановочные телешоу.
Журналист всегда создаёт информационное послание, устное или письменное. Это может быть объёмная статья, новостная заметка, видеорепортаж или видеоролик продолжительностью от одной минуты до нескольких часов.
Журналисты, как правило, работают с актуальной информацией. Если журналист обращается к прошлому, он выступает как историк, биограф, публицист, однако грань между этими ипостасями довольно тонка. Часто к событиям прошлого необходимо обращаться, чтобы глубже проанализировать текущие события. Если материал так или иначе привязан к современности, его обычно относят к журналистике.
Какие бывают журналисты
По типу создаваемых материалов журналисты делятся на такие категории:
По направлению деятельности различают:
В последние годы активно развивается новый вид журналистики — дата-журналистика. Она подразумевает работу с большими объёмами информации, доступной через интернет и СМИ, её изучение, обработку и создание на её основе новых материалов. Дата-журналист работает с данными статистики, обрабатывает и анализирует базы данных, визуализирует информацию, создавая презентации и инфографику.
Дата-журналисты работают с любой тематикой: политика, экономика, экология, образование, культура. Например, в 2009 году газета The New York Times реализовала масштабный проект «Токсичные воды». Журналисты проанализировали множество документов и исследований об уровне загрязнения питьевой воды в США и представили свои выводы в виде инфографики и интерактивных карт.
Какие качества необходимы журналисту
❤️ Любовь к людям. Журналисту очень часто приходится работать с людьми, взаимодействовать с ними, писать о них. Чтобы делать это уважительно, он должен относиться к ним с сочувствием и симпатией. Равнодушие к чужой боли и цинизм в журналистике считаются признаками эмоционального выгорания.
💬 Общительность и коммуникабельность. Журналист должен уметь расположить к себе людей, разговорить их. Кроме того, для успешной работы ему необходимо поддерживать большое количество контактов, а для этого необходимы хорошие коммуникативные навыки.
🗣️ Умение связно излагать свои мысли устно и письменно.
✍️ Грамотность. Журналист, работающий в печатных изданиях, должен грамотно писать, то есть соблюдать все правила грамматики и синтаксиса. Корреспонденту на телевидении или радио, диктору, видеоблогеру необходимо помнить и правила орфоэпии, то есть постановки ударений.
🎤 Хорошая дикция. Актуальна не только для сотрудников аудиовизуальных СМИ, но и для журналистов, которые общаются с людьми, например, собирают информацию или берут интервью.
💻 Умение получать информацию. Это значит — находить источники информации, получать к ним доступ, задавать правильные вопросы.
🤓 Умение анализировать информацию, то есть отличать достоверные данные от недостоверных, обобщать, выделять главное, выстраивать сведения в логическую последовательность и делать выводы.
🔥 Выносливость и стрессоустойчивость. Эти качества особенно актуальны для репортёров, работающих на месте происшествия, редакторов новостных лент, военных корреспондентов. Однако и «мирные» журналисты нередко сталкиваются с необходимостью много времени проводить на ногах или в поездках.
🧠 Широкий кругозор. Журналист должен ориентироваться в самых разных сферах человеческой деятельности, хорошо знать историю и культуру, на базовом уровне разбираться в политике, экономике, юриспруденции.
Где учиться и какие предметы сдавать на журналистику
В 2018 году Министерство связи и массовых коммуникаций РФ провело опрос среди работодателей. Были опрошены эксперты более 100 московских и региональных компаний, работающих в сфере массовых коммуникаций. По итогам опроса составили рейтинг лучших вузов России, где готовят журналистов. В топ-10 вошли:
Как правило, для поступления на факультет журналистики необходимо сдавать русский язык, литературу, английский язык, а также пройти дополнительное творческое испытание (творческий конкурс).
Поступающие на направление «реклама и связи с общественностью» вместо литературы и творческого конкурса часто сдают историю и обществознание. Конкретный набор экзаменов зависит от вуза и выбранного направления.
Востребованность профессии журналиста
🪜 Карьерная лестница
Основные ступеньки — корреспондент, редактор рубрики, начальник отдела, выпускающий редактор, главный редактор СМИ.
Возможный вариант карьеры — работа в качестве корреспондента, автора статей, а потом эксперта по той или иной теме в разных СМИ.
⌛ График работы
Зависит от направления, в котором специализируется журналист, конкретного места работы или должности. Это может быть:
💸 Зарплата журналиста
Зависит от места работы, направления, в котором он специализируется, его известности и опыта. Если журналист официально оформлен в качестве сотрудника издания, он получает фиксированную зарплату. В Москве она составляет в среднем от 40 до 60 тысяч рублей. Редактор отдела или главный редактор получает 80–100 тысяч рублей.
В зависимости от условий трудового договора журналист дополнительно получает гонорары за опубликованные статьи или вышедшие репортажи.
Журналист, который сотрудничает с редакцией внештатно, получает только гонорары за подготовленные материалы. Размер гонорара зависит от издания и опыта работы: известному автору статей в крупном столичном СМИ заплатят больше, чем начинающему корреспонденту небольшой местной газеты. Суммы гонораров варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей за материал.
Плюсы и минусы профессии журналиста
➕ Это интересно. Журналист постоянно узнаёт что-то новое, у него есть возможность попадать в такие места, куда «простым смертным» нет доступа. Профессия позволяет путешествовать и обеспечивает постоянную смену впечатлений. Опытные журналисты неплохо ориентируются во многих областях знаний.
➕ Это возможность выразить себя. Журналист — творческая профессия. Создавая авторский материал, журналист самостоятельно выбирает форму изложения: стиль, иллюстрации, ракурс, пропускает информацию через себя и доносит до читателя или зрителя собственную позицию.
➕ Это возможность прославиться. Для авторов статей, документальных фильмов и фотожурналистов проводятся профессиональные конкурсы и выставки работ, во многих странах ежегодно вручаются национальные премии в области журналистики. Актуальные сообщения и репортажи способны в одночасье сделать корреспондента знаменитым. Публика знает в лицо авторов «горячих» политических и криминальных обзоров, скандальных светских журналистов или известных блогеров.
➕ Это возможность изменить мир. Журналисты раскрывают тайны, проводят расследования, добиваются справедливости. В истории немало примеров, когда благодаря работе журналистов в буквальном смысле слова менялся ход истории. Журналисты имеют возможность формировать и изменять общественное мнение, влиять на людей, подталкивать их к тем или иным решениям и поступкам.
➖ Среди минусов профессии обычно говорят про высокий уровень стресса, ненормированный график, большую конкуренцию, эмоциональную перегрузку, психологическое напряжение, а так же ответственность за любые слова.
Изображение на обложке: Taryn Oshiro-Wachi / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Недаром английский историк Томас Маколей утверждал, что «истинную историю страны можно найти в ее прессе».
Зачем нужно знать историю журналистики?
Задачи лекции:
— Заинтересовать слушателей историей журналистики, убедить в важности знания основ истории журналистики для всех образованных людей, особенно, гуманитариев;
— Показать значение журналистики в развитии общества, неразрывную взаимосвязь развития журналистики и важнейших политических, технических, литературных и др. процессов;
— Дать представление, в самом общем виде, об основных проблемах и ключевых направлениях развития журналистики, о наиболее ярких и выдающихся личностях, повлиявших на это развитие;
— Подсказать, к каким источникам можно обратиться для более глубокого изучения истории журналистики.
Кому-то может показаться, что знание того, как развивались журналистика и СМИ в разных странах, может быть актуально только для самих журналистов. Но это абсолютно не так.
Долгое время и в научных кругах, и на уровне обыденного сознания господствовало представление, что будущий гуманитарий и вообще образованный человек, в какой бы отрасли он ни специализировался, должен знать основы теории и истории литературы, политологии, философии и т.д., но вот журналистика, история журналистики долгое время не входили в этот перечень «общеобязательных» дисциплин. Только в последнее время ситуация стала меняться; хотя бы самые основы журналистики начинают преподаваться и на нежурналистских факультетах. Это абсолютно оправданно. СМИ всегда играли очень важную роль в жизни общества (а сейчас, в «информационную эпоху», их значение многократно и постоянно возрастает).
Кому-то может показаться, что история российской или зарубежной журналистики – очень «узкоспециальный» предмет. (Что-то вроде «истории производства дамских кожаных сумочек» или «истории австралийского футбола». Для общей эрудиции знать вроде и полезно; по крайней мере, не вредно. Но жить прекрасно можно и без этих знаний. В том числе и сумочками пользоваться, и в футбол играть, голы забивать).
Но представление об истории журналистики как об узкоспециальном предмете абсолютно не верно.
Кому-то может показаться, что даже самые выдающиеся достижения в сфере журналистики в общечеловеческих масштабах меркнут перед выдающимися достижениями, скажем, в сфере литературы, искусства, математики, и что они менее значимы для развития культуры и общества в целом. Категорически не согласен. Не меркнут и не менее значимы.
Эти тезисы я и постараюсь доказать.
Но давайте сначала дадим определение журналистики.
Журналистика – это вид общественной и творческой деятельности по сбору, обработке и распространению социально-значимой информации (иными словами, информации, важной и актуальной для многих людей, для общества в целом).
Настоящие журналисты всегда служат, прежде всего, интересам общества (а не какой-то конкретной компании или человека, как, например, пиарщики, рекламисты или пропагандисты). Это их важнейшее отличие и важнейшая особенность. Служение интересам общества налагает особые требования к журналистским текстам. Основными из них принято считать следующие:
— достоверность, опора на реальные факты. Журналисты, в отличие от писателей, не имеют права выдумывать факты. Они должны, прежде всего, как можно более точно информировать о реальных событиях, интересных людях, важных явлениях. А также – анализировать события, выявлять тенденции.
— актуальность (важность, значимость для аудитории, своевременность). Читателей газеты, зрителей новостной программы обычно не интересует, что случилось месяц назад. Их интересует, что случилось вчера или несколько часов назад или что происходит в данный момент времени. Причем, интересует обычно только в том случае, если как-то затрагивает их интересы, позволяет лучше «приспособиться» к окружающей действительности, лучше ее понять.
Недаром английский историк Томас Маколей утверждал, что «истинную историю страны можно найти в ее прессе».
Сделаю некоторые оговорки и уточнения.
Да, и в литературе существуют такие направления, как натурализм и реализм, которые стремятся отражать социальную реальность «как она есть», со всеми ее проблемами. Но даже в них допускается значительная доля вымысла: выдуманные события, персонажи и т.д. Что касается журналистики – да, существовали и существуют так называемая «желтая» пресса, существуют также СМИ, занимающиеся откровенной политической пропагандой… В подобных СМИ мы часто можем встретить «высосанные из пальца» сенсации, искажение фактов, сознательную ложь… Но прошу обратить внимание вот на что. За той невидимой, но важной чертой, где все это начинает доминировать над правдивым описанием реальной действительности со всеми ее проблемами – за той чертой уже заканчивается журналистика и, соответственно, история журналистики. И начинается другое. Это уже история PR, пропаганды, политтехнологий, политической рекламы и т.п. Конечно, все это в курсах по истории журналистики тоже затрагивается (так как граница между разными видами массово-коммуникационной деятельности порой очень размыта) но с соответствующими пояснениями и акцентами.
Да, трудно порой отделить журналистскую деятельность человека от его пропагандистской или PR-деятельности, политической активности. Зачастую на практике все это тесно переплеталось и переплетается. Например, кто такие были Бенджамен Франклин, Томас Джефферсон, Дэниэл Дефо, Жан Поль Марат, Карл Маркс, Владимир Ленин (список можно продолжать долго)? Они были редакторами и публицистами? Да, причем очень яркими, выдающимися (Франклина часто называют «отцом-основателем» настоящей американской журналистики, а Дефо – «отцом-основателем» английской; Маркс, Энгельс и Ленин не только разработали теорию коммунистической печати, но и уже сами блестяще воплотили ее в жизнь). Эти люди были политическими деятелями? Безусловно, еще какими! Они были пиарщиками и пропагандистами определенных идей? Несомненно!
Неудивительно, что и журналисты, и политики, и пиарщики считают их «своими», и подробно изучают их деятельность. Просто каждый со своей точки зрения и в определенном ракурсе,
Кстати, вы, может быть, знаете, что такие выдающиеся правители, как Гай Юлий Цезарь, Кардинал Ришелье, Царь Петр I тоже имеют самое непосредственное отношение к журналистике?.. Ведь по указу Цезаря в древнем Риме стали выходить первые европейские прообразы газет – «Acta Senatus» и «Acta Diurna». Что же касается Ришелье и Петра Великого, то печатная пресса во Франции и России (соответственно) появилась во многом благодаря им. Знаменитый кардинал так интересовался газетным делом, что даже одну из своих любимых кошек назвал в честь первой французской газеты: «La Gazette».
…Раз уж речь зашла о конвергенции, разных переплетениях, можно спросить:
Считаете ли вы выдающимися писателями таких авторов, как, например, Джонатан Свифт, Марк Твен, Чарлз Диккенс, Герберт Уэллс. Так вот, все они еще были и журналистами (и эта сторона их творчества, соответственно, изучается на курсе по истории журналистики). В отечественной истории тоже много примеров переплетения литературной и журналистской деятельности. Более того, одна из особенностей российской журналистики заключается в том, что она вышла именно из недр литературы и была очень тесно связана с нею практически всегда. Достоевский, Некрасов, Горький, Булгаков, Ильф и Петров, Твардовский, Симонов, многие другие – не только прекрасные писатели, поэты, но и яркие журналисты.
Кстати всем им журналистская деятельность очень помогала в их писательской работе. Ведь во многом благодаря журналистике они узнавали правду жизни, знакомились с реальной действительностью в ее разнообразных проявлениях. И конечно, красота стиля, языка изложения характерны не только для литературных, но и для многих журналистских произведений этих авторов.
…Ну что, хотите узнать, что конкретно упомянутые люди сделали в сфере журналистики? Надо полагать, что в журналистике достижения таких ярких личностей не менее значимы и интересны, правда. Но это не входит в задачи лекции и никак не уместится в формат одной лекции. Для этого надо хоть чуть-чуть изучить историю журналистики (см. рекомендуемую литературу).
А многих журналистов преследуют за их публикации, жестоко избивают и даже убивают казалось бы в мирное время, и не на оккупированных территориях… Например, только в 2009 г. в мире были убиты 110 журналистов, пятеро из которых – в России. Потому что влиятельным людям часто не нравятся журналистские расследования или просто критические материалы (за время существования журналистики СМИ разоблачили множество фактов коррупции, злоупотреблений властью и т.п.).
Конечно, журналисты – тоже люди. Не все из них Герои. Многие – просто не очень заметные и талантливые. А некоторые – яркие, но совсем неоднозначные личности. Издатель крупнейшей французской газеты XIX в. «Figaro» Жан-Ипполит де Вильмессан, к примеру, готов был опубликовать все что угодно под видом журналистских материалов, лишь бы за это кто-то заплатил (известно его высказывание: «Сегодня мы выпустили лучший номер, в нем нет ни одной непроплаченной строчки!»). К сожалению, похожей позиции придерживались и придерживаются многие издатели, не только французские… Или американский медиамагнат Уильям Херст, один из основателей «желтой прессы». Он ради повышения тиража (и соответственно, прибыли), готов был не только абсолютно выдуманные скандальные истории публиковать, но и разжигать войны.
Упомянутые люди – знаковые личности. Можно сказать, основоположники целых направлений в развитии прессы.
Все они серьезно ВЛИЯЛИ НА УМЫ ЛЮДЕЙ (а значит, и на их поведение, и на окружающую действительность). И «герои от журналистики». И такие вот неоднозначные личности – тоже.
Захватывающие и трагические, яркие судьбы выдающихся публицистов, редакторов, судьбы, в которых, повторяю, отражаются характерные черты целых эпох – тоже предмет изучения истории журналистики. Причем, его важная часть. Получается изучение эпохи через судьбы непосредственных (и очень активных!) участников событий.
ВРЕМЯ, в которое живут люди, в том числе и журналисты конечно, самым непосредственным образом влияет на них. На их судьбы, взгляды, убеждения, на их деятельность.
Зачем будущему журналисту история? Из опыта организации самостоятельной работы студентов, изучающих курс «История России»
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Источник: сборник «Проблемы изучения истории XX века в высшей школе » (Казань, 2011). Оригинал в формате doc
В данной статье рассматривается проблемы формирования исторической памяти как общего поля деятельности журналистов и историков, значение изучения курса отечественной истории для становлении будущих специалистов масс-медиа, анализируются формы самостоятельной работы студентов: изучение исторических источников, рецензия научных монографий, организация и проведение интервью, репортаж из музея, работа над проектом «История родного края как основа создания его имиджа».
Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Можно много рассуждать о важности основательной общекультурной подготовки студентов данной специальности, или о том, что история является частью гуманитарного знания, необходимого для успешной реализации творческого потенциала журналиста. Все это так. Между тем у профессиональных историков и журналистов много общего, по сути их сближает одна цель. Она проистекает из понимания того, что эстафета передачи исторических представлений и знаний следующим поколениям определенным образом определяет будущее нации. Задача формирования исторической памяти, обеспечивающей синтез прошлого и настоящего – общее поле деятельности. Общество нуждается в том, чтобы каждый его участник чувствовал неразрывную связь с историей и включал себя в историческое, аксиологическое и географическое пространство как своей страны, так и мира в целом.
Анализируя механизмы формирования исторической памяти как представлений о прошлом, существующих в обществе на массовом и индивидуальном уровнях, включая их образный, когнитивный и эмоциональный аспекты [1;36], нельзя не заметить очевидное. Историческое знание не усваивается людьми непосредственно. Рядовой человек черпает свои знания о прошлом из различных, не только целевых, источников: обыденного знания, религиозных и идеологических построений, искусства, массовой культуры. И роль журналиста, специалиста по связям с общественностью, рекламе в процессе формирования и распространения этих знаний представляется весьма значительной. Понимание этого определенным образом видоизменило и облик исторической профессии, предъявило новые требования к историческим сочинениям и риторике, процессу преподавания истории. Не теряя профессиональных качеств и основательности, они должны быть доступны по форме, увлекательны, понятны.
В процессе формирования исторической памяти, воздействия на массовое сознание становится ясно, что журналистам не обойтись без исторических знаний. Иначе, как объяснить читателю или слушателю, почему такие разные настроения у наших украинских соседей вызвало открытие памятника Екатерине II в Одессе, а почему в Томске прижился и так полюбился горожанам босой А.П. Чехов; почему в течение нескольких дней с улиц Петербурга исчезли постеры, рекламирующие телевизионное реалити-шоу: «Сегодня в нашем городе «Голод» в 22.00» (видимо, тот, кто придумал этот слоган, плохо учил историю, — никогда ленинградцы-петербуржцы не станут «потребителями» такой рекламы), а почему теперь праздник и выходной не седьмого, а четвертого ноября?
Осознавая функции исторического знания, будущий специалист масс- медиа обретет историю как инструмент наращивания собственного контроля над сегодняшней ситуацией. Быть свободным — не значит обладать полной свободой действий, это утопия, а понимать, насколько твои действия и мысли обусловливаются наследием прошлого». Как писал историк Дж. Тош: «Нам нужно знать, когда мы ломимся в открытую дверь, а когда – бьемся лбом об стену. Понимание «различий между тем, что действительно необходимо, и тем, что является лишь продуктом наших собственных случайных действий» способно принести серьезные дивиденды». [2;39]
В современном образовательном процессе роль преподавателя существенным образом меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником обучающихся. Студентам предоставляется возможность самостоятельно отбирать нужную им информацию в быстро меняющемся мире, и поэтому преподавателю необходимо выработать значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса, критически подходить к предоставляемым знаниям. Студент должен стать компетентным специалистом, т. е. приобрести своеобразную сумму умений, навыков, проявлять инициативность, сформировать необходимые социальные поведенческие качества.
В этой связи представляется необходимым уделить особое внимание развитию самостоятельных форм познавательной деятельности студента. Некоторый опыт такой работы накоплен автором статьи в ходе преподавания дисциплины «Истории России» студентам первого курса, обучающимся по направлениям «журналистика», «связи с общественностью», «реклама» Санкт-Петербургского государственного университета.
Студентам предлагается два вида самостоятельной работы, один из которых обязателен, второй – основан на исключительно добровольном участии.
Первый вид – анализ исторических источников, прежде всего личного происхождения, эго-документов. Работа с именно таким, «субъективным» видом источников дает возможность студенту изучить конкретные исторические личности, чьи имена хорошо или не очень знакомы по страницам школьных учебников, обратиться к исследованию особенностей той среды, к которой принадлежали герои, и той эпохи, которая их породила. Отдельные моменты истории предстают перед изучающим мемуары, дневники, переписку так, как они отражались в сознании современников, и у студента есть возможность увидеть живую картину ушедшего в прошлое мира.
Мемуарный жанр в XX веке в нашей стране претерпел известную трансформацию, механизм цензуры и самоцензуры срабатывал исправно. Сегодня, когда эго-источники «становятся предметом внимания историков в связи с распространением антропологического подхода, они рассматриваются как формирование особой «матрицы субъективации» общего жизненного опыта советских людей, заданного по лекалам «Краткого курса»»[3;286] и последующей общественно-политической практики. И именно с этой точки зрения будет важен опыт обращения студентов и к «Рассказам о жизни» К.Е. Ворошилова, и анализ мемуаров Э.Эренбурга «Годы, люди, жизнь».
Изучение эпистолярных источников студентом-журналистом, конечно, будет отличаться от «препарирования» источника, которое себе позволит студент-историк, тем не менее, способность к выявлению, последующей интерпретации некоторых событий, фактов, идей, описанных в источниках личного происхождения, и сопоставлению их с уже известным историческим материалом – непременное требование данного вида работы.
Еще одна обязательная форма самостоятельной «исторической» деятельности – чтение монографии по отечественной истории (на выбор из предлагаемого списка) и написание рецензии. В связи со специфичностью своей цели (проверка факта чтения монографии и уяснения ее содержания студентом) учебная рецензия в некоторых аспектах может отличаться от норм, принятым в публицистическом жанре рецензии.
Рецензирование монографии строится по определенному плану. Во вводной части студент должен сообщить библиографическую информацию о прочитанной монографии (выходные данные), дать общую характеристику прочитанной работы, а также осветить некоторые специфические особенности, которые могут быть важны для понимания реферируемой монографии (например, наличие приложений, указателей и т. д.). Также необходимо привести биографические сведения об авторе монографии в том объеме, который представляется возможным и уместным. Далее студент должен охарактеризовать особенности источниковой базы реферируемого исследования и историографии проблемы, которой посвящена книга.
В основной части работы необходимо отразить знание содержания монографии. Причем рецензия не должна копировать оглавление книги и быть похожей на конспект. Студент должен показать, что способен самостоятельно проанализировать содержание монографии, основные идеи автора; оценить его вклад в изучение конкретной исторической проблемы. Большим плюсом рецензии может стать выражение личного отношения к содержанию: согласие или несогласие, одобрение или критику. Кроме того, выявление уже существующих рецензий на данную монографию в научной периодике поможет студенту лучше сориентироваться в профессиональном историческом пространстве и оценить место в нем рецензируемого труда.
В заключение работы студент может объяснить, как данная книга способствовала его личному развитию и образованию.
Как показывает опыт, студенты в целом успешно справляются с поставленной задачей, ведь они читают и реферируют монографию по интересующей их проблеме, и реализуют в данном виде самостоятельной работы близкие им, как будущим журналистам, формы творческой деятельности.
Наиболее подготовленным и активным студентам (в среднем около 25% от общего числа) предлагается возможность проявить себя в качестве интервьюера автора монографии (вторая форма работы), а в случае, когда встреча с автором не представляется возможной, — историка – специалиста по интересующей проблеме, если же речь идет о событиях истории второй половины XX века – их современником. Здесь, в организации учебного интервью, на помощь студенту приходит преподаватель. Но и сами студенты готовы проявить уже профессиональные качества — завидную настойчивость, терпение и упорство, не собираются идти по пути наименьшего сопротивления, в результате чего появляются интервью с историками, с которыми сложно установить связь в силу их географической удаленности, занятости и т.д. Так, по электронной почте удалось связаться и провести интересное интервью с американским историком Ричардом Уортманом, специалистом по истории России, автором монографии «Сценарии власти», посвященной символике придворных церемониалов при дворе русских государей.
В ходе подготовки и проведения «исторического» интервью студент учится собирать необходимый предварительный материал; определять тему беседы и ее границы; находить микротемы и устанавливать их иерархию; формулировать вопросы, обеспечивающие реализацию замысла; располагать вопросы в логическом порядке с учетом необходимости придать общению нужную динамику; реагировать на различные ситуации, возникающие в процессе беседы.
В проведении интервью студент реализует возможность выбора, обусловленную спецификой задачи. Как правило, основная тема интервью касается сферы научных интересов историка, обсуждения его труда или соответствующей научной проблемы. Студентов интересуют и различные аспекты личности интервьюируемого, причины и обстоятельства выбора профессии, взгляд историка на важнейшие проблемы жизни Петербурга и России, актуальные вопросы современного образования, состояния исторического знания в обществе и т. д.
Предлагаемые специфические «журналистские» формы самостоятельной работы студентов способствуют формированию и совершенствованию умений, значимых для педагогического общения, развивают аналитические, коммуникативные навыки, способствуют осознанию комплексного подхода в изучении гуманитарных дисциплин и необходимости этого знания в дальнейшей профессиональной деятельности.
Непременной составляющей современного образовательного процесса становится обучение будущего специалиста навыкам общения с учетом его профессиональной деятельности. Для студентов-журналистов общение – приоритетная форма и преобладающий способ решения профессиональных задач. Насколько успешно они будут реализовывать свои творческие замыслы зависит и от их личностных качеств, и от эффективности усвоения знаний и приобретения навыков, которые они получат, обучаясь в университете.
В качестве еще одной формы самостоятельной работы студентов, изучающих историю, можно рассмотреть «освоение» ими музейного Петербурга, теперь уже с профессиональной точки зрения, а не с позиции обычного посетителя. Студенты могут предпринять попытку оценить потенциал музейной экспозиции как особого коммуникационного канала передачи историко-культурологических знаний и воспитания ценностных ориентиров, определить место музея в социо-культурном пространстве города (будь то музей Истории города или музей «Мир воды Санкт-Петербурга»). Наконец, кто как ни будущие журналисты, способны предложить различные формы социальной активности для современных музеев. Представить отчет студенты могут в форме статьи, репортажа, интервью с сотрудниками музея, посетителями.
Среди студентов Санкт-Петербургского университета много уроженцев других регионов России, областных центров и совсем небольших городов. Это обстоятельство также можно использовать, организуя самостоятельную работу при изучении курса отечественной истории. Участие студентов в учебном проекте «История родного края как основа создания его имиджа» может способствовать не только более глубокому изучению истории страны и малой родины, но и иметь вполне весомый прикладной аспект, способствовать освоению профессиональных компетенций будущих специалистов масс-медиа в сфере создания положительного имиджа территории. Главной задачей этого проекта является формирование знаний и умений работы с информацией, выявление исторических коннотаций, обеспечивающих привлекательность региона, прежде всего туристической, предложение конкретных форм по реализации идей проекта. Здесь уместно все: от выявления исторических легенд до предложения макетов сувенирной продукции.
За рутиной мы иногда не замечаем того, что волнует и может быть очень важным для наших студентов. Но сразу понимаешь, что наша преподавательская работа чего-то стоит, когда, например, читая интервью своего ученика — будущего журналиста — и отчет о беседе, видишь слова: «Это было мое первое в жизни интервью. Очень волновался».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ