почему нужно изучать историю и природу родного края
Консультация «Почему нужно знать историю своего края»
«Почему нужно знать историю своего края»
В жизни общества в настоящее время происходят глубочайшие изменения.Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Только зная историю своей страны, народа, семьи ребенок вырастает развитым человеком, которому не чужд патриотизм. Воспитание любви к Родине, гуманности, теплого отношения к близким, является одним из самых важнейших направлений в жизни подрастающего поколения.
Закрепляйте знания детей о кубанском историческом жилище, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира. Побеседуйте на эти темы с детьми, расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из уст родителей и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах. Всем детям интересно узнать, что было, происходило, когда их самих еще не было. В каждой семье наверняка есть альбомы со старыми фотографиями, напоминайте родителям, что бы они рассматривали эти фотографии с детьми, находили родственные сходства. Во время праздников чтобы они привлекали детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на Рождество, для членов семьи, родственников; пойте вместе песни, разучивайте пословицы, повторяйте выученное в группе. Предложите сделать семьям генеалогическое дерево совместно с детьми, или создать книжечку своими руками о традициях семьи, думаю каждому ребенку это будет очень интересно.
Так быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим детям, внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Важно не забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.
На основе народного творчества воспитывать патриотические чувства к родной земле – к кубанскому краю, родному языку, к кубанской культуре и истории нашего края.Проводя духовно-нравственное воспитание детей необходимо:
Формировать представления о родной стране, родном городе, уважение к государственной символике (Гимну, флагу, гербу, воспитываем чувства гордости за успехи людей, интерес к жизни разных народов, их культуре и истории;
Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;
Воспитывать стремление к любви, добру, терпимости, мужеству, проявляющимся в различных жизненных ситуациях;
Формировать у них желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (желание жить по совести);
Прививать детям чувство собственного достоинства, веры в свои возможности.
Знакомство с народным искусством кубанского казачества. Наш коллектив решил изучать вместе с детьми культуру, быт, традиции кубанцев, потому что Кубань – наша Родина, и мы должны знать её.
В нашем детском саду в каждой возрастной группе есть уголки, посвященные кубанским ремёслам, быту, традициям кубанцев. Кроме этого, входя в детский сад, вы сразу поймёте, что мы любим и чтим свой Краснодарский край. В каждой группе расположены предметы быта кубанцев, символы Кубани, карты Краснодарского края, куклы в кубанских нарядах, альбомы с фотографиями г-к Анапа и нашей станицы. Благодаря и вашим усилиям в нашем детском саду был создан мини музей «Кубанское подворье», где есть возможность окунуться детям в жизнь и быт казаков.
Большую работу по привитию любви к Кубани проводят воспитатели, и наш музыкальный руководитель. Они разучивают с детьми казачьи песни и пляски, знакомят их с музыкальным фольклором Кубани. У нас регулярно проходят утренники, праздники, развлечения, на которых звучат казачьи песни, разучиваются казачьи народные игры, дети читают стихи о Родной Кубани, о красоте её природы, о любви к ней. Народные праздники и кубанские традиции занимают большое место в приобщении детей к народной культуре. В своей работе с детьми начиная с самого раннего возраста, мы широко используем все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы). Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди Кубани и нашей родной станицы Гостагаевской – все это мы стараемся передать своим воспитанникам, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Воспитание дошкольников идет по разным линиям, начиная с самообслуживания и кончая зрелостью мышления. Что будет брать верх – хорошее или плохое, во многом определяется ориентирами, теми образцами, идеалами, на которые равняется дошкольник. А какой образец выберет ребёнок, кому он подражает в огромном мире зависит от нас, взрослых; и от того, каковы мы сами, каковы наши интересы, цели нашей жизни, и от того, каков уклад вашей семьи и взаимоотношений в ней, как вы относитесь к своим детям, и от того, наконец, как вы управляете развитием и духовным ростом; какие желания и интересы у них формируем, какие стороны их личности развиваем, как и в какой мере участвуем в жизни детей. Все это в наших руках, мы их настоящее, а они наше будущее!
Консультация «Что нужно знать родителям о профилактике сколиоза у детей» Позвоночник человека представляет собой некую ось, на которой держится всё тело. Он внутри себя содержит спинной мозг – своеобразный центр.
Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух» Самый простой способ привить детям дошкольного возраста любовь к чтению-это чтение родителями книг,это должно стать хорошей и полезной.
Консультация для воспитателей «Что нужно знать родителям о коронавирусе» Уважаемые коллеги! Обычно простудные сезоны достаточно тяжелы для родителей — дети приносят из детских садов и школ весь ассортимент инфекций.
Консультация для воспитателей «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты» по методическому пособию «Играем, читаем, пишем» Астафьева Е. О.» Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию.
НОД по экологии «Почему воду нужно беречь?» Задачи: 1. Познакомить детей с процессом очистки воды в промышленных масштабах. 2. Научить детей изготавливать простейший фильтр для воды.
Правила дорожного движения нужно знать! (фотоотчёт) Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет конкурса » Светофорчик», который проходит в нашем районе, с помощью.
Презентация по кубановедению для учащихся начальных классов «Путешествие в историю Краснодарского края» цель-Погружение учащихся в мир русской культуры через краеведческий материал задачи: 1. Формировать положительную мотивацию учения в процессе.
Реализация проекта «Почему нужно беречь голос?» 15 по 31 ноября 2014 г. в нашем ДОУ проходил конкурс методических разработок по организации проектной деятельности с детьми » Мир вокруг.
Исследовательская работа «Как знание истории родного края влияет на отношение к малой родине»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Как знание истории родного края влияет на отношение к малой родине
Автор: ученица 11 класса
МОАУ «СОШ № 15 г.Орска»
Храмова Надежда Александровна
Храмова Татьяна Николаевна,
учитель I категории
1. Описание местности города Орска………………………… 5
Цель исследования: изучить некоторые страницы в истории и культуре города Орска.
Для разрешения цели были поставлены следующие задачи:
Обогатить знания сверстников об истории и культуре родного города, о его достопримечательностях.
Развить интерес и уважительное отношение к памятникам архитектуры, природе своей местности.
Пробудить интерес к изучению малой родины.
Помочь обучающимся осознать себя частью жизни нашего города.
Объект исследования : город Орск и ученики 11 класса школы №15.
Предмет исследования : история развития родного города и знания моих сверстников об этом.
Актуальность исследования : в настоящее время подрастающее поколение мало знает о родном крае, не знакомо в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Вспомним слова М.Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»! Слова великого писателя России М.Горького также подтверждают это высказывание: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Родной край станет ещё ближе и роднее, когда узнаешь его историю. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволит почувствовать родной край, а значит, стать частицей и созидателем своей малой родины.
Практическая направленность исследования: материалы моей работы могут быть полезны на уроках литературы, на родной литературы, истории, при проведении классных часов краеведческой и патриотической направленности, помогут в воспитании любви и привязанности обучающихся к родному краю, пробудить их интерес к его культуре и истории.
Гипотеза : заочное знакомство с малой родиной поможет моему поколению представить своё будущее в неразрывной связи с будущим Орска и осознать потребность в сохранении самобытности родного города.
Методы исследования: подбор и поиск необходимого материала, исследование краеведческих документов, опрос, математическая обработка данных.
Описание местности города Орска.
За последние годы все посёлки города, за исключением Новой Биофабрики, за Орью слились в единое городское пространство и от них остались только названия, отражающие процесс формирования города: Старый город, пос. Нефтяников, Машиностроителей, Соцгород, Елшанка, Строителей, Никель, Мясокомбинат и так далее.
Исторический центр города расположен в азиатской части. Европейская часть города росла с середины 1930-х годов рядом с промышленными предприятиями.
К сожалению, не самая лучшая экология в нашем крае, зато очень красивые пейзажи и ландшафты. Кругом степи с ковылём, но на окраинах города можно найти и остатки Уральских гор!
В орских степях весной распускаются удивительные тюльпаны. Степь, ещё не покрытая густой травой, преображается и начинает переливаться цветами радуги. Именно тюльпаны приспособились к непростому здешнему климату, преодолевая морозную зиму и засушливое лето, успевая расцвести за короткую весну. Растут прямо в районе Биофабрики. Занесены в Красную книгу.
Да, климат не простой, зато в Орске много солнца! Светит оно, практически, круглый год, только постоянный ветер немного портит наслаждение от летнего тепла и усиливает ощущение зимнего холода. На мой взгляд, можно влюбиться с первого взгляда в это великолепие!
История развития города Орска.
В садах же Малишевского история, с ее памятниками и обелисками соседствует с современностью. Раньше на этом месте располагалась Михайло-Архангельская площадь, в 1919 году переименованная в площадь III Интернационала. Инициаторами образования парка в 1922 году стали ветераны Гражданской войны. Было решено разбить центральный сад Старого города здесь же, на месте братских могил героев-участников боев под Орском. Больше тридцати лет на этом месте находилось надгробье в виде холма. А 1953 году был установлен памятник — скульптура трех красноармейцев с надписью: «Вечная память борцам революции, погибшим в боях с белыми бандами под городом Орск в августе-сентябре 1918 года.» Немногие знают, что Аркадий Николаевич Малишевский (1986−1921), чьим именем назван парк, был почтовым работником, старейшим телеграфистом города, первым председателем исполкома Орского городского Совета рабочих депутатов.
Очень подробно с историей города можно познакомиться в Краеведческом музеи, а также посетив п амятники Орска.
Почему важно изучать историю родного края?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Почему важно изучать историю родного края?
Рождён я здесь и вырос тут же
В родном, как мама, городке,
В единственной, как небо, Судже
Давно стоит, что на реке…..
Почему важно изучать историю родного края? Над этим вопросом нам сегодня предстоит порассуждать. Каждый народ имеет свою культуру, героев, память. Сохранить и передать из поколения в поколение достижение и судьбу этого народа помогает история. Важно изучать всю историю, но история малой родины, которой для нас является история Курского края неотъемлемая часть нашей жизни. Курский край по праву стал важным звеном длинной цепи истории развития русского государства.
Хочется начать с того, что Курский край всегда был богатым на события регионом. Даже великие князья и их сыновья приезжали в Курск, чтобы насладиться простотой людской жизнью, обширными полями и отдохнуть от городской суеты. Наша область богата памятниками культуры. Одним из которых является усадьба князей Барятинских (Марьино). Она изначально принадлежала гетману Мазепе. Пётр I издал приказ, по которому имение перешло в пользование княжеской семье Барятинских. Усадьба представляет собой дворцово-парковый ансамбль, в центре которого возвышается трёхэтажное здание 19 века. Такие роскошные имения можно встретить лишь в Москве, в Санкт-Петербурге и в Курской области. Усадьба Барятинских (Марьино) – это настоящая жемчужина русской архитектуры.
Главное событие, связанное с историей Курской области – битва на Курской дуге. Об этом событии знают все жители Курской области, «от мало до велика». За вклад в Победу Курская область награждена орденом Ленина, а город Курск удостоен ордена Отечественной Войны первой степени и почётного звания «Город воинской славы».
Важным событием духовной жизни Курской губернии был крестный ход с Коренной иконы Божьей матери. Ход осуществлялся из Знаменского монастыря города Курска в Коренную пустынь. Известный выдающийся живописец И.Е. Репин изобразил это событие в своей картине «Крестный ход в Курской губернии». Среди святынь Курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский мужской монастырь, расположенный недалеко от города Суджа.
В Курском крае обитает очень много птиц: кукушки, дрозды, дятлы, снегири, иволги, галки и синицы. Самой особенной птицей является курский соловей. Такой богатой мелодии, как у него, нет у других птиц, поэтому мы по праву можем гордиться этими птицами. Герб Курской области говорит о том, что в нашем крае, некогда богатом лесами, водилось много куропаток.
Курская Магнитная Аномалия (КМА) – крупнейший железорудный бассейн в СССР на территории Курской, Белгородской и Орловской областей. Включает Белгородский, Ново-Старооскольский и Курско-Орловский железорудные районы.
В Курской области родилось много знаменитых и талантливых людей, таких как: композитор Свиридов, художник Дейнека, историки Дружинин и Волгин, олимпийские чемпионы Чаплыгин, Солодухин, Ламанова. Писатели Константин Воробьёв и Евгений Носов. Каждый из этих людей внёс большой вклад историю и культуру в нашей страны, но при своей славе они никогда не забывали о малой родине.
Каждый из нас любит свою семью и изучает родословную династию, и когда мы вникаем в эту историю, мы узнаём прошлое нашей любимой родины. К человеку привязано место, где он был рождён. И поэтому очень важно знать своё родное гнездо, чтобы знать себя.
РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА.
Камнева Вероника Ивановна,
учитель географии Павлодарского филиала
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Детство – каждодневное открытие мира,
и поэтому надо сделать так, чтобы оно
стало, прежде всего, познанием человека
и Отечества, их красоты и величия.
Первым шагом к воспитанию человека может стать краеведение.
Возможности краеведения позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:
беречь природу и окружающую среду в целом;
сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений;
беречь памятники истории и культуры;
относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Термин «краеведение», возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить. [1]
Краеведение – одно из важных средств духовно-нравственного воспитания.
Главная задача краеведения – познакомиться с малой родиной, открыть новые страницы ее истории, культуры, природных богатств. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края.
В нашей школе ведется работа по изучению родного края на многих предметах, таких как историческое и географическое краеведение, история и география, а также на занятиях внеурочной деятельности.
Для формирования духовно-нравственного воспитания важным является практическая направленность уроков. Мы ходим на экскурсии по окрестностям села Павлодар: река Криуша, пруд Аносовский и Тимошкин и Алдакимовский, лес, поля, бобриные запруды, родники, улицы родного села. Во время таких экскурсий обучение и воспитание проводятся в естественных природных условиях, где дети видят всю красоту родной природы. Одновременно собирается материал для изготовления гербариев лекарственных и дикорастущих растений. В школе, дома мы создаём творческие отчеты о «путешествиях», в том числе презентации, паспорта растений, гербарии, рисунки. И вот именно в этих работах замечаешь любовь к родной природе, восторженное описание пейзажа или явления, неподдельный интерес к встреченным растениям и животным, желание узнать о них гораздо больше, чем узнали во время экскурсий. Воспитание через природу – это и есть воспитание нравственности, определяющей духовные и душевные качества ребенка, его поведение в обществе. [2]
В формировании духовно-нравственного воспитания не менее важным является бережное отношение к природе родного края, воспитание у каждого обучающегося правильного экологического мышления, экологической культуры. С этой целью дети нашей школы принимают участие в акции «Живи, родник!».
Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
Большой вклад в изучение родного края принадлежит научно-практическим конференциям по краеведению. Здесь есть свои плюсы: дети учатся быть исследователями, учатся собирать материал и анализировать его, учатся обосновывать свою точку зрения и публично отстаивать её, приобретают навыки написания работ и публичного выступления.
Краеведение воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. [5]
История края, местные события и явления изучаются в единстве трёх временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая историю села, важно познакомить учащихся с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействовать формированию исторического мышления.
Краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким взаимосвязанным направлениям.
Только ведя работу по разным направлениям можно добиться хороших результатов. Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают её с историей своего села, района, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, они возвращаются к фактам истории родного села, семьи.
Внеклассная краеведческая работа в нашей школе строится на работе с архивными документами, с периодической печатью, сборе газетных материалов о людях и событиях родного края, района, села, работе школьного музея, работе лекторской группы, совместной работе с Советом ветеранов, интеллектуальных марафонах, летописи школьной жизни, встречах с участниками и очевидцами исторических событий, фотографировании участников событий, других знатных людей, а также зданий и иных исторических объектов, консультации научных сотрудников архивов, музеев, работников библиотек и внешкольных учреждений, беседах с местным населением, поиске предметов материальной и духовной культуры.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет школьный историко-краеведческий музей. Задача музея – воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных начал в ученике через историю своего края и судьбу конкретного человека. Музей является центром духовно-нравственного воспитания. Приобщение учащихся к истории малой родины осуществляется через большие и малые походы, через экспедиции и экскурсии, а также через участие в краеведческих конференциях и конкурсах. Материалы музея находят практическое применение на уроках истории, географии.
Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя.
Краеведческая работа должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств у молодых граждан России.
Краеведческая работа в школе развивает творческие способности школьников, расширяет кругозор и обогащает знаниями краеведческого характера, формирует умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы, пробуждает интерес к изучению жизни людей и природы своего края, воспитывает личность гражданина-патриота. [6]
Таким образом, в школе сложилась система краеведческой работы, накоплен большой опыт по организации краеведческой работы, достигнуты хорошие результаты. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе.
1.Абзалова С. С. Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся. М.,2016. С. 286-287.
2.Аверинцев С. С. Православная традиция как культурно-историческая традиция. М., 2012.С. 370.
3.Бахчиева О.А. Педагогический потенциал краеведения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей современного школьника. М.,2015.С.43.
4.Синенко В. Я. Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы. М.,2011.С.105.
5.Суслов В.Н.. Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. М.,2015.С.99.
6.Щеглова Т.К.. Устная история и краеведческая работа. М., 2016.С.202.