почему нам нравятся отрицательные персонажи
Тайна «плохиша»: почему мы любим отрицательных героев?
Тор, Гарри Поттер, Супермен — понятно, почему нам нравятся позитивные образы. Но отчего нам кажутся привлекательными злодеи? Почему иногда даже хочется на них походить? Разбираемся с психологом Ниной Бочаровой.
Притягательные образы Волдеморта, Локи, Дарта Вейдера и других «темных» героев задевают в нас какие-то скрытые струны. Порой нам кажется, что они похожи на нас, — их ведь точно так же отвергали, унижали, ими пренебрегали. Возникает ощущение, что тем, кто «на светлой стороне силы», жить было изначально намного легче.
«Герои и злодеи никогда не появляются в одиночку: это всегда встреча двух противоположностей, двух миров. И на этом противостоянии сил строятся сюжеты фильмов мирового уровня, пишутся книги, — объясняет психолог Нина Бочарова. — Если с положительными героями все и так понятно, то чем же интересны зрителю злодеи, почему некоторые становятся на их «темную» сторону и оправдывают их действия?»
Отождествляясь со злодеем, человек неосознанно проживает вместе с ним опыт, на который никогда бы не осмелился сам
Дело в том, что «плохиши» обладают харизмой, силой, хитростью. Они не всегда были плохими: часто их сделали такими обстоятельства. По крайней мере, мы находим оправдание их неблаговидным поступкам.
«Негативные герои, как правило, весьма эмоциональны, отважны, сильны, умны. Это всегда будоражит, вызывает интерес и приковывает взгляд, — говорит Нина Бочарова. — Злодеями не рождаются, ими становятся. Нет плохих и хороших: есть угнетенные, отверженные, обиженные. И причина тому — нелегкая судьба, глубокие психологические травмы. У человека это может вызывать сострадание, сочувствие и желание поддержать».
Сравните его историю с историей Гарри Поттера — мама защитила его своей любовью, и знание об этом помогало ему выживать и побеждать. Получается, что злодей Волдеморт недополучил этой силы и такой любви. Он с детства знал — никто и никогда ему не поможет.
Зло и добро: почему антигерои нравятся людям больше?
Почему люди все больше любят фильмы с антигероями, в которых нет однозначного добра.
Все большему количеству людей нравятся сериалы и фильмы с неоднозначными персонажами и главными героями: Уолтер Уайт идет против системы, варит наркотики и убивает людей, но большинство зрителей в восторге от него, а в сериале «Барри» профессиональный киллер подкупает всех своим обаянием и стремлением стать лучше.
Рассказываем о том, почему антигерои становятся все более популярными в современной культуре.
Кто такие антигерои и герои
В литературе и фильмах есть широкая классификация персонажей: антигерои, протагонисты, антагонисты, второстепенные герои., каждый из которых играет свою роль.
Протагонисты — это главные герои, которым в противопоставление идут антагонисты — главные злодеи. Герои, у которых нет явного стремления спасать мир или у которых есть явно отрицательные черты — антигерои. При этом, несмотря на все недостатки, их любят и ими восхищаются.
В поп-культуре любимые образы героев менялись. Если в начале двадцатого века мало кто подумал бы восхищаться злым персонажем, то в последние несколько десятилетий интерес к антигероям растет. Автор может вызвать эмпатию к антигерою, либо показать, что его мотивы не менее ценные, чем мотивы главного героя и таким образом раскрыть персонажа с разных сторон.
Нельзя сказать, что антигерои полностью вытеснили героев со сцены — они все так же популярны и любимы аудиторией.
Теория аффективной диспозиции
В последнее время популярность набрала теория аффективной диспозиции. Ее последователи считают, что зрители оценивают поступки персонажей с моральной точки зрения, и это влияет на то, понравится ли им произведение или нет.
Если поначалу эта теория была применима только к положительным героям, то сейчас исследователи начинают дополнять теорию о том, как вырабатывается механизм симпатии к отрицательным персонажам.
По результатам исследований, к концу просмотра фильма с харизматичными героями и антигероями зритель одинаково положительно настроен по отношению к ним.
Недавние работы предполагают, что зрители со временем привыкли воспринимать схему сюжета, которая позволяет получать удовольствие от поступков антигероя, несмотря на аморальность персонажей.
Характеристика антигероев
По мнению некоторых исследователей, растущая популярность образов с такими чертами связана с тем, что они открывают окно в темную сторону человеческой натуры и позволяют узнать чуть больше о человеке.
В психологии есть темная триада личностных характеристик, которая включает в себя нарциссизм, макиавеллизм и психопатию — сценаристы и писатели часто их используют при создании отрицательных персонажей.
При этом антигероям не обязательно быть злыми: это могут быть привычные нам герои боевиков или приключенческих фильмов, которые сражаются со злом.
Например, Джеймс Бонд, персонажи Marvel приносят разрушения в город, могут действовать не по закону и убивать тех, кто по их мнению не прав.
Более того, людям нравится отождествлять себя с антигероями, которые идут против системы и не боятся проявлять себя. Например, Робин Гуд, Джокер, Бонни и Клайд, герои Тарантино — очень популярные антигерои и неоднозначные персонажи, которых не назовешь положительными.
Существует большой пласт злодеев с различными мотивациями, которые нравятся разным людям.
Также существует мнение о том, что людям нравятся антигерои и они готовы не обращать внимание на средства достижения цели, если цель им кажется достойной и оправданной.
Архетипы и создание персонажей
Рассматривая эту тему, нельзя не обратиться к архетипам Юнга: они описывают бессознательные знаки и образы, которые есть в обществе. Несмотря на то что теория Юнга об архетипах не знакома широкой аудитории, многие режиссеры и критики используют ее, чтобы сделать героя более узнаваемым: в обратном случае зрителю тяжело считать образ и понять, о чем идет речь в произведении и кто есть кто.
Например, архетип героя хочет сделать мир лучше, готов бороться за свои ценности и действовать для достижения своих целей, преодолевать свои страхи.
В противоположность герою выступает архетип тени — она скрывает то, что находится в бессознательном: все, что человек подавляет в себе, все, что порицается обществом находит отражение в архетипе тени. Злодеи в фильмах и книгах — представители этого архетипа.
Механизм симпатии к разным героям все еще до конца не выяснен, однако существующие теории позволяют предполагать, что и дальше люди будут с удовольствием смотреть на харизматичных антигероев, которые идут против системы и стремятся добиться своих целей.
Почему нам нравятся отрицательные персонажи
Антигерой. это не зло. это призвание.
Непросто так стать тёмным гением. его надо готовить с раннего возраста,
его должны ненавидеть и издеваться. чтобы была в нём ненависть и мотивация
для мести. он должен обладать грлубоким всепроникающем разумом чтобы осуществлять свои замыслы,
и чтобы построить конечный эндшпиль своей игры.Он не зло. оно является лишь его инструментом,
чтобы донести истинну до всех людей. пускай и ненавидящего его всем своим сердцем.
Подойдём к проблеме Антигероев чуть ближе.
Часть 1. о происхождение
Стандартный набор всегда есть люди которые красивы,успешны,умны,и часто унижающих других.
Но также есть и такие кто не красив,не успешен,но очень даже умён. пред нами потенциальный
Антигерой. Над ним издеваются одноклассники дразня уродом,его унижают на каждом углу.
Всё это ацкое смесево копиться в нём. пока не настаёт момент его проявления как Антигероя.
то бишь его становления. он срывается и все те кто его когда-то унижал и смеялся горько желеют об этом,
ибо месть отчаиного человека воистинну страшна. ибо она построенна на эгоизме.
В процессе обид и унижений. у человека развивается внутри сущность тёмной стороны.
которая поглощает его с каждым разом. с каждой обидой.
Потом процесс перетекает в Манию Величия. выражающейся в том,что логика строится по следущей
схеме: «Если они счастливы почему не счастлив я. за что мне это. я лучше и умней их,пускай и не красив,
так что они для меня всего лишь низшие твари. «Что в принципе вполне логично. Ведь с древних времён
слагались красивые легенды про героев. которые делали подвиги и блаженные дела. но были в этих расказах
и отрицательные персонажи. так что это даёт толчок к пониманию. своего бытия и своего призвания.
Часть 2. Развитие Антигероя
Часть 3. Продолжения падения
Каждый день давит на него. и каждый смешок злит его,он ненавидит людей и самого себя,
тем самым надевая маску. заканчивая трансформу. и тут начинается кошмар. точка конца.
С какой-то даже точки зрения. он Начинает уничтожать,то,что раньше было дорого ему.
Даже не думая о последствиях. обычно такие АНТИГЕРОИ умирают от суицида или наркоты.
но бывают и те кто даводят свою месть до конца и отправляются в скитания или в тюрьму.
А всё из-за того что их не поняли с самого дедства.Ужасно конечно. но я скажу не всё потеряно.
Часть 4. Способы преодаления
Их на самом деле весьма много.
1.Верить в завтрашний день
2.Заняться каким-то делом которое ты делаешь лучше других
3.Если не вышло с 1 девушкой выйдет с другой
4.Постараться обратиться ко врачу. психиатору
5.БРОСИТЬ всё своё зло на дальнюю полку и постараться понять мир с светлой стороны
6.Заняться спортом направив ненависть в правельную сторону.
Почему мы любим отрицательных персонажей и равнодушных к нам мужчин
Кино снимают каждый день, а положительных героев на всех не хватит, — это вам скажет любой актер. Но бывает и так, что отрицательный персонаж пользуется популярностью большей, нежели чистенький главный герой, и тогда фильм обретает совсем иной посыл к зрителю — вопреки замыслу авторов. Актер, понятное дело, самореализуется, сублимирует, но что из его сублимации достается нам? Отчего мы порой влюбляемся в отрицательного героя сильней, чем в положительного, и говорит ли что-то это о нас самих? Массовая культура, а в большей части это именно кино, сегодня формирует сознание людей, как раньше формировали литература и театр.
Сказки, которые мы выбираем в детстве, многое говорят о нашей жизни впоследствии, — об этом прекрасно писали Эрик Берн и Эстес Кларисса Пинкола. Пинкола в «Бегущей с волками» дает превосходный разбор поведенческих типажей, которые транслируются девочкам в сказках — как себя вести, какой быть, какой казаться, какой тебя благосклонно принимает общество. У нее же разобраны и мужские типажи этих сказок. Чем-то изрядно архаичным, кровавым, хтоническим веет от тех типажей — но и от отрицательных героев современных сериалов. Так где же тут приманка?
Во-первых, и авторы романов, и сценаристы выписывают отрицательных персонажей с особым размахом, кладут краски широкой кистью, если не шпателем. Даже с точки зрения простой логики, у плохиша куда больше степени свободы, чем у хорошиста: он может делать все то же самое, что и главный герой… а также то, что главному герою непозволительно. Стопроцентные злодеи теперь встречаются только в комиксах, а прочие носители внутренней тьмы время от времени позволяют себе приличное поведение и добродетельные поступки. Надежный крючок для нашего неослабного интереса: а не раскается ли злодей к финалу фильма? Ведь так хочется верить в людей, особенно когда они на экране.
Во-вторых, положительный герой приходит в нашу жизнь готовым, как есть, — очень положительным. Отрицательного же требуется разгадать: как он стал таким, что повлияло, возможно ли исцеление? Это вызов не только чувствам, но и рассудку. Половину фильма мы разгадываем, половину фильма надеемся — чтоб уже в финальных титрах его по заслугам пристрелил главный герой. Но легкое разочарование в нас остается все равно: а если ему дать на пять минут времени больше, быть может, добродетель все-таки восторжествует? Ведь он же так привлекателен: бунтарь, ниспровергатель основ, этакий компенсаторный персонаж для нас, детей авторитарных родителей. При этом совершенно неважно, что девочка давно выросла, — особое упоение в душе рождают именно те герои, которые могут сказать «нет» непреодолимым обстоятельствам и сильным мира сего. Иногда это «нет» слишком громкое, иногда и противозаконное, но сам факт!
Третий кит привлекательности — сексуальность или же страсть. Тут уж кому что ближе, и здесь все решает харизма актера. Я нарочно внедрилась в фанскую группу Блэк Джека в фейсбуке: да, там в изрядной части любят именно Тобиаса Мензиса, а не его персонаж, но именно в виде персонажа Мензис отвечает каким-то темным сторонам сексуальности, которые не выставишь напоказ в обществе приличных людей. Что же до страсти, так она может быть и отделена от сексуальности, зато приближена к мании. Почему-то мания заставляет нас сочувствовать герою там, где логикой этого сочувствия никак не объяснить. Волшебным образом Большая Страсть приукрашает в наших глазах слишком многое, тут воистину цель оправдывает средства, причем, как это ни странно, даже и то, что проделывается в ущерб самому объекту страсти. Хорошее, кстати, слово — объект, тоже повествует о многом…
И вот тут мы возвращаемся к Пинкола, «Бегущей с волками» и людям, которые играют в игры. Любовь — так, как ее понимала я, как ее издавна преподносили в литературе и фольклоре, — та еще игра без правил, и самые жесткие партии порой достаются именно женщине. Что общего в сказке про Финиста Ясного сокола, которого после одной (заметим, нарочно подсказанной героине) промашки следует искать в тягостных испытаниях, стоптав сто пар железных сапог, и в истории, рассказанной Боккаччо, когда женщине, чтоб быть признанной отвергнувшим мужем, надо получить кольцо с его руки и родить от него ребенка, но так, чтоб это случилось втайне от него самого? Это одна и та же история — про любовь, которую надо заслужить. Это та сказка, которую нам веками рассказывают культуры разных народов — о том, что женщина недостаточно хороша для мужчины, которого любит. И нам нравятся отрицательные герои, потому что на них отзывается страдающая часть души — девочка, которую отвергали. Сидя у экрана, мы привычно натягиваем свои старые железные сапоги.
Конечно, самореализацию актера не отменить, но вот я думаю, а настолько ли мне нужны обаятельные мерзавцы на экране? Злодеи выигрывают у героев, с героями скучно. Что может предложить нормальный мужчина, кроме здоровых отношений и «они жили долго и счастливо, а после умерли в один день»? А как же риск, азарт, интрига, неопределенность, соль существования в каждый момент времени? Совместить это с положительностью и надежностью возможности нет. И уже в жизни, а не на экране, обладают неодолимой привлекательностью эти свойства для юных женщин, а также для тех, кто вырос и не повзрослел. Массовая культура формирует сознание, рассказывая новые легенды и сказки, передавая в новой упаковке старый травмирующий опыт: о том, как увлекательно должно быть для женщины исследовать тайники заблудшей души, о том, что если пройти полсвета в погоне за равнодушным, он непременно примет тебя в объятия, о том, что в сердце каждого негодяя зеленеет росток раскаяния, и его можно спасти. Это прекрасные художественные образы, кто спорит, но какая пропасть открывается в процессе набивания шишек, когда понимаешь — это всего лишь образы!
Я больше не хочу, я переросла. У меня теперь другое кино.
Давай, Блэк Джек, до свиданья!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Почему нам нравятся киношные злодеи?
Психологи давно обратили внимание на то, что отрицательные герои книг, фильмов, сериалов, комиксов и компьютерных игр часто пробуждают у нас сочувствие и даже симпатию. Это кажется по-настоящему удивительным, так как в реальной жизни подобные персонажи не вызывают ничего, кроме ненависти. Но объяснение этого очевидного парадокса существует и кажется весьма убедительным.
Почему мы испытываем симпатию к кинозлодеям?
Почти все люди считают самих себя компетентными, сострадательными, добрыми. Это врожденная потребность, которая оказывает ощутимое воздействие на наши поступки и поведение. Так, например, американские ученые выяснили, что женщины, имена которых звучат как названия штатов или напоминают их (Джорджия, Вирджиния, Мэри), по сравнению с обладательницами других имен на 44% чаще перебираются на жительство в соответствующие административно-территориальные единицы США. По всей видимости, это связано с тем, что у них существуют стойкие положительные ассоциации со своими именами. Они подсознательно считают, что штат, название которого звучит аналогично, является лучшим местом для жизни.
Так, например, ученые из Йельского университета провели эксперимент, в ходе которого участники взаимодействовали с нанятыми актерами. До начала общения людям сообщали, что их партнер либо очень похож на них той или иной стороной своей личности, либо о том, что между ними нет ничего общего. Завершив разговор, участники должны были поставить оценку «сообщнику» исследователей. При этом с некоторыми людьми актеры вели себя по-дружески, пытаясь показать лучшие свои стороны, а с другими совершенно несносно. Выяснилось, что оценки в значительной степени зависят от того, сообщали ли участникам о похожести на них того человека, с которым они имели удовольствие или несчастье общаться. Они ставили более высокие баллы «любезному» партнеру и более низкие «хаму», если видели в них часть самих себя. К «непохожим» людям участники в целом были более безразличны. Ученые пришли к выводу, что мы воспринимаем негативные качества человека, которого по какой-то причине ассоциируем с собой, как угрозу собственному «я». Видя в нем хама, мы думаем, что можем быть настолько же неприятны для окружающих.
Однако с вымышленными злодеями наша психика обращается несколько иначе. В апреле 2020 года ученые из Северо-Западного университета опубликовали результаты исследования, в ходе которого анализировали данные с сайта «Charactour». Здесь пользователи отвечают на несложные вопросы о своей личности, узнавая в результате, на кого из огромного количества вымышленных персонажей они больше всего похожи. После этого, нажав на соответствующую иконку, посетитель ресурса может стать «поклонником» своего героя. Всем персонажам, как положительным, так и отрицательным, сайт присваивает некие личностные качества, которые тоже можно отметить как нравящиеся. Таким образом, исследователям представилась возможность чисто математически определить, есть ли общие черты у вымышленных героев и их поклонников. Выяснилось, что люди и в самом деле тянутся к похожим на них злодеям. Причем им нравятся не только положительные качества, как, например, интеллект или харизматичность. Это может быть и коварство, и властолюбие, и грубость. Естественно, ученые сделали вывод, что столкнулись с очередным проявлением скрытого эгоизма – той самой нежной любовью человека к самому себе.
По всей видимости, разгадку привязанности к этим злодеям следует искать в том, что они вымышлены. В выдуманных мирах человек может спокойно исследовать темные стороны своей личности, утешая себя тем, что это всего лишь игра, не связанная с реальностью. Сходство с местными негодяями не снижает высокую оценку собственных человеческих качеств. Замечено даже, что это отношение может распространяться и на реальных злодеев, если мы узнаем о них из книг, по телевидению или в Интернете, то есть через посредников, придающих им подобие вымышленности. Многие люди сопереживают им и даже искренне поддерживают, не нанося никакого ущерба собственной самооценке.
Психологи давно поняли, что непреходящая популярность детективов, фильмов ужасов, других столь же мрачных жанров художественного творчества неразрывно связана с тем, что они позволяют нам исследовать свое темное «я» немного отвлеченно, с безопасного, если так можно выразиться, расстояния. Описанные же исследования показывают, что наш мозг действительно делает исключения для вымышленных персонажей. Дальнейшее изучение этого феномена, как кажется, позволит понять, как эти герои влияют на формирование личности современного человека. В том, что они на самом деле делают это, сомневаться уже не приходится.