почему ледан не является действующим персонажем
Анализ роман Победитель Грина
Жанр произведения представляется в виде рассказа, основной тематикой которого является возможность самокритики в искусстве.
Главная мысль рассказа представляет собой проблематику объективной оценки произведений искусства, раскрывающуюся на примере изображения художника, нашедшего в себе силы в созданной им скульптуре разглядеть и признать недочеты и ошибки.
Ключевым героем рассказа является скульптор Геннисон, представленный автором в образе гениального творца, отличающегося честностью и справедливостью. Герой описывается охваченный чувствами неудовлетворенности своей жизни, мечущимся и борющемся с самим собой, при этом цели данной борьбы заключается не в славе и личном благополучии, а в справедливости и добре, тем самым становясь победителем собственного эгоизма.
Сюжетная линия, повествующая о событиях в простой и строгой форме, без включения дополнительных элементов, разворачивается в момент представления скульпторами на конкурсе созданных ими произведений. Геннистон осознает слабость своего творения, которое он считает гениальным, перед произведением другого скульптора Ледана. Геннистон совершает справедливым с его точки зрения поступок и разбивает свое произведение искусства, отдавая победу Ледану.
Своеобразие рассказа заключается в авторской уверенности в правильности поступка Геннистона, характеризующегося в произведении истинным художником, способным обнаружить собственные ошибки в виде натянутости позы скульптуры, наивных недочетов, плохо скрытого старания.
Смысловая нагрузка произведения состоит в демонстрации писателя способности любого автора являться в отношении себя высшим судом, что представляется умением гениальных творцов. Создание настоящего великолепного шедевра искусства возможно исключительно при условии умения здраво оценивать свою работу и признавать собственные недостатки.
Отличительной особенностью рассказа является в необычном изображении автором проявления чувства справедливости, совести, объективности, уважения к таланту, бесспорного признания гениальности талантливого художника.
2 вариант
В 1925 году было написано одно из произведений Александра Степановича – «Победитель». Грин решил написать свою работу в стиле рассказа, использовав актуальную на тот момент времени тему – критика самого себя в искусстве.
Рассказ просто воспринимается читателем, так как в произведении идет прямолинейный сюжет, то есть нет никаких отвороток в сюжете.
Темой этого произведения является неопределенность, то есть, то чувство, когда не понимаешь или не знаешь, что будет лучше для тебя и невозможно выбрать что-то одно, когда это сильно необходимо. Главный герой хочет добиться справедливости в мире, и чтобы в нем было больше добра, поддержки и тому подобное.
Ранее я говорила, что эта тема была актуальна в то время, но можно сказать, что она актуальная и сейчас. Ведь сейчас люди хотят добиться только славы и богатства и неважно каким путем, честным или нет, навредят они кому-то или нет. И очень мало тех, кто борется за справедливость в этом мире.
Главным героем этого произведения является Геннистон – творец, который готов пойти на все, чтобы сделать людей рее и справедливее к другим.
В самом произведении Александр Степанович Грин рассказывал о скульпторе, которого звали Геннистон, который не смог победить в конкурсе, но победил себя, сдержав себя, так как хотел поступить справедливо по отношению к другим людям. А добился он этого с помощью того, что сломал свою скульптуру, так как считал, что он в нее вложил меньше души, нежели, чем его соперник и посчитал это не справедливым. Так как по композиции и вообще скульптура Геннистона была во много раз лучше и конечно же он бы победил Ледана. Скульптор Геннистон понимал, что только если вкладывать всю душу в свои работы можно добиться успеха, несмотря на все ошибки, спады и тому подобное.
Как мы можем понять именно тогда, когда главный герой увидел то, как его соперник вкладывает всю душу в скульптуру, поменялась его жизнь полностью, она как будто перевернулась. И так с каждый, то есть, если мы будем заниматься тем, что душе угодно, то мы сможем достигнуть того чего сами хотим.
В тот момент, когда скульптор Геннистон разбивал свою скульптуру, пришел охранник Норк, который не понял, что произошло, и соответственно спросил у самого главного героя. Тот ответил, что это было сделано ради того, чтобы оправдать лестное мнение о нем.
Особенностью этого произведения Александра Степановича Грина является сильная уверенность, в том, что он делает, то есть в своих поступках, деятельности и тому подобное.
Прочитав это произведение можно сделать вывод, что не нужно опускать руки, когда что-то не получается, а нужно не опускать руки и идти дальше, стараясь исправить свои ошибки. То есть пытаться дальше развивать себя в этом направлении. Ведь каждый раз, когда будешь делать что-то новой в той же сфере, ты будешь вспомнить, что было не так в прошлый раз и будешь пытаться это как-то изменить.
Этот рассказ оставляет огромное впечатление после себя. Эта книга будет уроком для многих на всю оставшуюся жизнь.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Победитель Грина
Популярные сегодня темы
Рассуждений на данную тему может быть уйму, поэтому сегодня мы все же постараемся разобрать пользу и вред компьютера.
Главный герой – это Герасим, который принадлежал барыне. Барыня жила в Москве, а Герасим вырос в деревне, он был очень необщительным, потому что с рождения был глухонемым
Анализ роман Победитель Грина
Жанр произведения представляется в виде рассказа, основной тематикой которого является возможность самокритики в искусстве.
Главная мысль рассказа представляет собой проблематику объективной оценки произведений искусства, раскрывающуюся на примере изображения художника, нашедшего в себе силы в созданной им скульптуре разглядеть и признать недочеты и ошибки.
Ключевым героем рассказа является скульптор Геннисон, представленный автором в образе гениального творца, отличающегося честностью и справедливостью. Герой описывается охваченный чувствами неудовлетворенности своей жизни, мечущимся и борющемся с самим собой, при этом цели данной борьбы заключается не в славе и личном благополучии, а в справедливости и добре, тем самым становясь победителем собственного эгоизма.
Сюжетная линия, повествующая о событиях в простой и строгой форме, без включения дополнительных элементов, разворачивается в момент представления скульпторами на конкурсе созданных ими произведений. Геннистон осознает слабость своего творения, которое он считает гениальным, перед произведением другого скульптора Ледана. Геннистон совершает справедливым с его точки зрения поступок и разбивает свое произведение искусства, отдавая победу Ледану.
Своеобразие рассказа заключается в авторской уверенности в правильности поступка Геннистона, характеризующегося в произведении истинным художником, способным обнаружить собственные ошибки в виде натянутости позы скульптуры, наивных недочетов, плохо скрытого старания.
Смысловая нагрузка произведения состоит в демонстрации писателя способности любого автора являться в отношении себя высшим судом, что представляется умением гениальных творцов. Создание настоящего великолепного шедевра искусства возможно исключительно при условии умения здраво оценивать свою работу и признавать собственные недостатки.
Отличительной особенностью рассказа является в необычном изображении автором проявления чувства справедливости, совести, объективности, уважения к таланту, бесспорного признания гениальности талантливого художника.
«Да, это искусство. Ведь это всё равно, что поймать луч…» Рассказ А.Грина «Победитель». 6-й класс
Разделы: Литература
Класс: 6
Оборудование: портреты и фотографии А. Грина, портрет К. Паустовского, рисунки учащихся, выставка книг А. Грина и К. Паустовского аудиозапись адажио из концерта “Аранхуэз” для гитары с оркестром, карточки с афоризмами, тесты.
– ученики предварительно прочитали рассказ А.Грина “Победитель”;
– урок состоит из трех блоков (3 часа);
– домашнее задание выбирается из предложенных вариантов.
Урок первый. Диалог с К. Паустовским.
1. Вступительное слово учителя (поэтический эпиграф).
. Перо бессильно дремлет,
А сердце голосу таинственному внемлет:
“Нет, не легко писать. Вот образы, слова.
Всю силу гордости, страданья, торжества
Уже стремишься ты излить
в поэме страстной,
Но поля ратного виденьем озарен,
Там кровь и долг, и грозный вихрь знамен,
И от стола отходишь ты, безгласный.
А. Грин “Из дневника”.
– Кто автор этих строк? Наверное, вы удивитесь тому, что стихотворение написано Александром Грином (настоящая фамилия Гриневский), более известным как мастер прозы. Может быть, потому, что Грин тонко чувствовал красоту поэтического слова, кружевная вязь его рассказов наполнена музыкальностью, поэтичностью. Рассказы Грина дарят нам романтические образы, украшающие и одухотворяющие серые будни обычного человеческого существования.
Не случайно К. Паустовский – писатель, близкий по духу, по стилю А. Грину – с восторгом вспоминал о том, как он впервые познакомился с рассказами великого мечтателя. Послушайте отрывки из его книги “Золотая роза”, которую, я надеюсь, вы захотите прочитать. В ней мы видим Грина глазами Паустовского.
2. Сообщения учащихся (звучат отрывки из книги К. Паустовского “Золотая роза”).
1-й ученик. “Во времена моей юности все мы, гимназисты, зачитывались выпусками “Универсальной библиотеки”. Это были маленькие книги в желтой бумажной обложке.
. Русских писателей “Универсальная библиотека” печатала только в виде исключения. Поэтому, когда я купил очередной выпуск со странным названием “Синий каскад Теллурии” и увидел на обложке имя автора – Александр Грин, то, естественно, подумал, что Грин – иностранец.
В книге было несколько рассказов. Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где ее купил, и прочел наугад. ”
2-й ученик (продолжает). “Нет более бестолкового и чудесного порта, чем Лисс. Разноязычный этот город напоминает бродягу, решившего наконец погрузиться в дебри оседлости.
Свитки парусов, их стон и крылатое утро, зеленая вода, скалы, даль океана. Ночью – магнетический пожар звезд, лодки со смеющимися голосами – вот Лисс!”
3-й ученик. “Я читал, стоя в тени цветущего киевского каштана, пока не прочел до конца эту причудливую, как сон, необыкновенную книгу.
. Тогда я еще не знал, что Грин сам придумывал песенки для своих рассказов.
Люди пьянеют. от солнечного сверкания, от беззаботной радости, щедрости жизни, никогда не устающей открывать нам блеск и прохладу своих заманчивых уголков, наконец – от “чувства высокого”.
Все это существовало в рассказах Грина. Они опьяняли, как душистый воздух, что сбивает с ног после чада душных городов.
Так я познакомился с Грином. Когда я узнал, что Грин – русский и что зовут его Александр Степанович, то не был этим особенно удивлен”.
Учитель. – Как вы думаете, почему? Каким вы представляете себе писателя?
4. Работа с портретами и фотографиями Грина.
– Внимательно посмотрите на портреты А. Грина. Что вы можете сказать о них? Каким видится писатель?
(О. Это портреты человека, много пережившего, повидавшего немало горя; человека, который может многое рассказать слушателям, читателям.)
Учитель. – Лев Гумилев говорил, что у Грина “суровое лицо, угрюмый взгляд”.
Современники писателя отмечали, что он редко смеялся, мало высказывался, больше слушал.
Облик писателя свидетельствует о трудно прожитой жизни и постоянной творческой сосредоточенности.
Вот почему в книге “Золотая роза” К. Паустовский пишет о том, что он. (продолжает ученик).
5. Сообщения учащихся (по книге К. Паустовского “Золотая роза””).
4-й ученик. “. Удивился. когда узнал биографию Грина, узнал его неслыханно тяжелую жизнь отщепенца и неприкаянного бродяги. Было непонятно, как этот замкнутый и избитый невзгодами человек пронес через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку.
Недаром он написал о себе, что “всегда видел облачный пейзаж над дрянью и мусором невысоких построек”.
Он с полным правом мог бы сказать о себе словами французского писателя Жюля Ренара: “Моя родина – там, где проплывают самые прекрасные облака”.
5-й ученик. “Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе “Алые паруса”, то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству.
Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему и за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить”.
Учитель. – Что вы узнали о писателе? Какие качества его характера, особенности его художественного стиля отмечает К. Паустовский?
Урок второй. Анализ рассказа А. Грина “Победитель”.
Учитель. – Жанр произведения известен – рассказ. Его предваряет эпиграф. Что называется эпиграфом? Прочитайте его. Как вы понимаете его смысл?
– Назовите композиционные элементы рассказа. Приведите примеры.
2. Лекция. Художественные детали (дети записывают тезисы).
Картина изображенного мира складывается из отдельных художественных деталей. Под художественной деталью понимается мельчайшая изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок, психологическое движение и т.п. Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа; его создают детали, складываясь в “блоки” более крупного образа – целостный образ человека.
Детали могут быть внешние и психологические. Внешние детали рисуют внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания. Внешние детали подразделяются на портретные, пейзажные, вещные.
– Приведите примеры из текста.
Психологические детали рисуют внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т.п.
Внешняя деталь становится психологической, если передает, выражает те или иные душевные движения (в таком случае мы говорим о психологическом портрете) или включается в ход размышлений и переживаний героя.
3. Аналитическая беседа по рассказу.
– А теперь постарайтесь найти в тексте детали, характеризующие состояние героев.
– Случайны ли эти детали в тексте? Что они добавляют к пониманию идеи рассказа?
– Почему Геннисон говорит, что Ледан не получит премию? Какую роль играет данный эпизод в рассказе?
– Что важнее для героя?
– Опишите статую Геннисона.
– Как предварительно оценили статую критики?
– Как сказанные слова повлияли на Геннисона?
– С помощью чего автор усиливает контраст между состоянием героя и его бедственным положением?
– Как в рассказе подчеркивается напряженность ожидания Геннисона?
– Что же его мучило? Какие мысли его беспокоили?
– На сколько частей делится текст? Почему?
– Объясните выражение “темница надежд”.
– Отличается ли отношение персонажей рассказа к искусству? Кого видел Нурс? Геннисон?
– Как оценил статую Ледана Геннисон, когда увидел ее? Почему автор подробно описывает ее?
– Опишите словами чувства героя.
– “. Как живет. Как дышит и размышляет”. Объясните смысл этих слов.
– Прочитайте отрывок из рассказа от слов: “Тогда – медленно. ” до “Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом”.
Как этот эпизод характеризует Геннисона?
– Легко ли ему принять решение? Докажите это примерами из текста.
– Прав ли Геннисон, сделав такой выбор? Как бы поступили вы?
– Почему Ледан не является действующим персонажем? С кем борется Геннисон?
– Кого обычно называют победителем?
4. Работа с толковым словарем.
Победитель. Тот, кто победил, одержал победу.
Победа. 1. Успех в битве, войне, полное поражение противника. 2. Успех в борьбе за что-н., осуществление, достижение чего-н. в результате борьбы, преодоления чего-н.
à Пиррова победа (книжн.) – победа, стоившая таких жертв, что равносильна поражению (по имени эпирского царя Пирра).
Победить. 1. кого-что. Одержать победу над кем-чем-н. 2. Перен., что То же, что преодолеть (книжн.)
(С.И. Ожегов. “Словарь русского языка.” М., 2003 г.)
– Кто одерживает победу? Над чем или кем одержана победа? Объясните смысл названия рассказа.
Урок третий. Идейно-художественное своеобразие рассказа.
1. Музыкальная ассоциация (адажио из концерта “Аранхуэз” для гитары с оркестром).
– Послушайте музыкальное произведение. Как вы считаете, созвучна ли эта музыка содержанию рассказа. Если да, то какой эпизод из произведения вы представили и почему. Если нет, объясните причину.
Не случайно после чтения рассказа мы обратились к музыке. Язык произведений Грина музыкален, поэтичен; действительно, в его языке, как в капле воды, отражается весь мир. Вот как сказал об этом К. Паустовский в повести “Черное море”.
3. Сообщения учеников (по повести К.Паустовского “Черное море”).
6-ой ученик. “. язык его блестящ. Беру отрывки наугад, открывая страницу за страницей:
“Где-то высоко над головой, переходя с фальцета на альт, запела одинокая пуля, стихла, описала дугу и безвредно легла на песок рядом с потревоженным муравьем, тащившим какую-то очень нужную для него палочку”.
7-ой ученик. “ Он слушал игру горниста. Это была странная поэзия солдатского дня, элегия оставленных деревень, меланхолия хорошо вычищенных штыков”.
8-й ученик. “Зима умерла. Весна столкнула ее голой розовой и дерзкой ногой в сырые овраги, где, лежа ничком, в виде мертвенно белых, оттаявших пластов снега, старуха дышала еще в последней агонии холодным паром, но слабо и безнадежно.”
Учитель. На какие художественные детали, изобразительно-выразительные особенности вы обратили внимание, читая рассказ Грина “Победитель”?
Наверное, вас удивили имена героев.
– Как вы думаете, почему они звучат как иностранные?
Некоторые критики упрекали писателя в “иностранщине” и недоумевали, для чего он придумывает своим героям такие странные имена.
Их Грин давал своим персонажам не случайно. Многие из них служили характеристикой гриновских героев, как, например, имя прелестной мечтательной Ассоль – героини романа-феерии “Алые паруса”.
Придуманные имена и названия лишний раз подчеркивают, что действие происходит в мире воображения, где ничто не кажется странным.
Однако Грин не все придумывал в своих произведениях. Он многое брал из реальной жизни в описаниях своих героев, городов, природы, ситуаций.
5. Работа с афоризмами.
Многие строки рассказа афористичны. Дайте определение афоризма. Приведите примеры из текста.
6. Работа в парах по вариантам (ученикам выдаются карточки с афоризмами).
– Прочитайте афоризмы. Объясните их смысл. Имеют ли данные афоризмы отношение к содержанию рассказа?
I. Лучше и безопаснее верный мир, чем имеющаяся в виду победа.
Тит Ливий.
II. Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое – правда, а все сложное – неправда.
П.Л. Капица.
III. Надежда победить приближает победу; уверенность в победе лишает нас ее.
Тит Ливий.
7. Беседа о средствах выражения авторской позиции.
– Выражает ли автор свое отношение к героям? Какими средствами он этого достигает? Приведите примеры из текста.
(О. Название рассказа, эпиграф, выбор сюжета, описание героев (портрет), речевая характеристика героев, оценочные эпитеты, внешние и психологические детали.)
8. Подбор ассоциаций.
Обратимся к теме урока. Это цитата из рассказа Грина “Победитель”. Какие ассоциации вызывает у вас ключевое слово? О чем говорится в этом высказывании? (О. “Луч” – луч солнца, радость свет, блеск и др. Речь идет об искусстве.)
Что же такое искусство? Каково его назначение? Какова его роль в жизни человека?
Искусство пробуждает в людях чувство собственного достоинства – такова великая сила искусства, по мнению А. Грина. Писатель стремился приблизить действительность к идеалу и гармонии в своем художественном воображении. Но особенное значение для Грина имела тема искусства, творчества. Об этом лучшие рассказы писателя: “Победитель”, “Акварель” и др.
В конце своего жизненного пути Грин сказал о себе, что никогда не изменял искусству, творчеству; ни деньги, ни карьера, ни тщеславие не столкнули его с истинного пути.
Так же, как и его герои, Грин до конца остался верен своей мечте, искусству слова, недаром его до сих пор называют “рыцарем мечты”.
– Только ли об искусстве повествует рассказ Грина “Победитель”, т.е. о творческом отражении, воспроизведении действительности в художественных образах?
У В. Леви, известного психолога, есть серия научно-популярных книг, которые называются “Искусство быть собой”, “Искусство быть другим” и др., что предполагает, на мой взгляд, обобщение – искусство быть Человеком. Надо учиться быть благородным, справедливым человеком, надо учиться думать не только о себе, но и о других людях, стараясь сделать свой нравственный выбор по совести (голосу Божьему в душе человека), – так, как это сделал герой рассказа Грина.
Своим творчеством писатель утверждал высокие нравственные идеалы: благородство, уважение к личности человека, его праву на свое видение мира. При этом книги Грина свободны от назидательности. Свои идеалы, убеждения он утверждал эстетическими средствами, на языке искусства.
11. Тестирование по рассказу. А. Грина “Победитель”.
“Наше время – самое благодарное из всех эпох жизни человечества. Если раньше могли быть забытыми мыслители, писатели и поэты, то теперь этого не может быть и не будет. Мы выжимаем ценности прошлого, как виноградный сок, и он превращается в крепкое вино. Этого сока в книгах Грина очень много. ” (К. Паустовский).
Варианты домашнего задания:
1. Напишите отзыв по рассказу Грина “Победитель”.
2. По выбору учащихся:
– Как вы понимаете выражение “Победить любой ценой”? Считаете ли вы, что цель оправдывает средства? Дайте развернутый письменный ответ.
– Приходилось ли вам или кому-то из ваших знакомых одерживать победу над собой? Когда? В какой ситуации? Что повлияло на ваше решение? Напишите об этом.
3. Прочитайте рассказ А.Грина “Акварель”. Сравните его с рассказом “Победитель”.
4. По желанию: прочитайте “Автобиографическую повесть” А. Грина и другие произведения писателя.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 3 | 2 | 4 | 3 |
Сочинение-допуск по рассказу А.Грина «Победитель»(элективное занятие). Направление «Победа и поражение».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект занятия элективного курса по направлению «Победа и поражение».
Тема: Подготовка к сочинению-допуску по рассказу А.Грина «Победитель» на тему «Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен»
ü обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,
ü закрепить умение писать сочинение-допуск,
ü научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.
ü воспитать вдумчивого и внимательного читателя,
ü воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;
ü воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа рассказа Александра Грина «Победитель».
ü развивать познавательные навыки учащихся,
ü развивать критическое и творческое мышления,
ü развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.
Предметные: уметь анализировать рассказ на нравственную тему.
ü познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий нравственный смысл; воспитывать добрые моральные качества.
ü коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
ü регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
ü личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
1) принести рассказ А.Грина «Победитель» (не читать),
2) узнать символику весов, кто и когда к ним обращался.
1. Беседа с учащимися
Сегодня мы с вами будем работать над итоговым сочинением по направлению «Победа и поражение». Скажите, как вы понимаете это противопоставление?
Что лежит в основе победы? Где может одержать победу человек?
Как вы понимаете выражение «Победить любой ценой»?
Действительно ли цель оправдывает средства?
Как вы понимаете высказывание «Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен»?
Над этим высказыванием мы и будем работать, взяв его в качестве темы итогового сочинения.
Приём “Предмет как проблема”
Учитель предлагает представить проблему рассказа Александра Грина «Победитель» в виде обычного предмета – весов (можно использовать рисунок)
Но начнём мы с вами не со знакомства с произведением Грина, а с весов. Да-да, с весов, которые перед вами (взять у учителя химии или физики).
Что вы можете сказать о них?
Какие ассоциации возникают у вас при виде этих весов?
Что вы знаете о весах как символе справедливости и правосудия?
Примерный ответ, подготовленный дома
Основные значения символа:
2) правосудие как соответствие и равенство вины и наказания (преступление и наказание, грех и покаяние),
3) земная справедливость,
4) судья, арбитр — стрелка, язычок весов: он незначителен на первый взгляд, но может решать судьбу,
Согласно Гомеру, Зевс на своих золотых весах определяет участь соперничающих людей или войск:
• во второй битве троянцев с ахейцами, когда длившаяся с рассвета до полудня схватка не выявила победителя, Зевс взвесил судьбы обоих народов — несчастье выпало грекам;
В сценах загробного суда хорошие и плохие дела символизировали белыми и черными камешками на чашах весов.
Бог справедливости Рашну с богом правды и истины Митрой и богом религиозного послушания Сраоша взвешивали в золотых чашах весов людские грехи.
Можем ли мы на весах взвесить добро и зло? Почему?
Давайте на одну чашу весов положим добро и всё, что с ним связано, а другую чашу заполним, подобрав антонимы (зло, несправедливость, зависть, ложь, грешник, поражение).
Подумайте, что перевесит? От чего это зависит?
Скажите, как связаны весы, о которых мы только что говорили, со словом «победитель»?
2. Работа над вступлением к сочинению на тему «Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен»
Опираясь на таблицу «Что перевесит?», напишите вступление.
3. Проверка самостоятельной работы учеников.
II . Аналитическая работа над рассказом А.Грина «Победитель» с одновременной работой над сочинением.
Посмотрите на заполненную вами таблицу. Связаны ли слова, написанные в таблице, с героем рассказа «Победитель».
Какой выбор стоит перед героем рассказа? Давайте прочитаем рассказ и ответим на этот вопрос.
2. Чтение рассказа Александра Грина «Победитель».
Приём “ Чтение с остановками ”
Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.
Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.
— Ледан уже представил свою работу?
— Да. Так почему он не говорил о Ледане?
Напряженный разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.
Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.
Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомленно огляделся. Это была все та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать.
Кто такой Геннисон?
Продолжите заполнять таблицу, ответив на вопросы:
ü Какие детали в тексте помогают нам увидеть главного героя, понять его характер, представить, как живётся ему и его жене?
ü С какой целью он участвует в конкурсе? Какие надежды он связывает с победой в нём?
ü Какой выбор должно сделать жюри конкурса?
ü Были ли у него основания надеяться на победу? Почему? Что говорит о его работе профессор Стерс?