почему история бэлы все время прерывается оценочными репликами максима максимыча и автора
Почему история бэлы все время прерывается оценочными репликами максима максимыча и автора
Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Герой нашего времени»
Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой годов XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе изучения романа будет аргументация следующих положений:
Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой годов XIX века временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» это герой годов.
Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым романом.
Противоречивость главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых оттеняет различные грани характера героя.
Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
В слабом классе можно анализировать роман по главам, вслед за автором.
урок. Страницы биографии Лермонтова и их связь с сюжетом романа «Герой нашего времени». Чтение и обсуждение ключевых эпизодов глав «Бэла» и «Максим Максимыч».
урок. Загадки характера Печорина в главе «Тамань».
урок. «Княжна Мери». Печорин в системе образов главы.
урок. Философский характер главы «Фаталист».
урок. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя.
урок. Белинский о романе. Подготовка к сочинению.
В сильном классе следует подчинить изучение романа проблемному анализу, когда роман прочитан школьниками предварительно и первоначальное впечатление о нем уже сложилось. Можно предложить такой путь анализа:
урок. Черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина. Загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж и их роль в раскрытии образа Печорина.
-й уроки. «Журнал Печорина» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Его роль в раскрытии характера главного героя. Анализ ключевых эпизодов.
урок. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе образов романа. параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.
урок. Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина.
урок. Литературная критика об образе Печорина. Подготовка к сочинению.
Предлагаем методику уроков по роману по второму варианту. В ходе уроков учителю не обязательно использовать все задания, предложенные нами. Он может дифференцировать их и выбрать из них те, которые соответствуют уровню литературного развития его учеников, а также часть заданий предложить для самостоятельной домашней работы.
УРОК 29. «Неужто тамошняя молодежь вся такова?» Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
На первом уроке следует вспомнить с учениками черты эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу, проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать выводы о загадках характера Печорина.
Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»
Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»
Итоги урока. Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».
На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых эпизодов глав из «Журнала Печорина», объясняющих загадки его характера.
Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»
Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»
Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»
Итоги уроков. Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, особенностях романа.
УРОК 32. «В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа
В центре урока раскрытие необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить класс на четыре группы.
группа. Печорин и Максим Максимыч
группа. Печорин и Грушницкий
группа. Печорин и Вернер
группа. Печорин и Вулич
Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.
Мужские образы романа двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.
УРОК 33. «Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина
Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.
Учебное исследование на уроке также организуется в группах, и в процессе анализа ключевых эпизодов выявляются существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.
группа. Печорин и Бэла
группа. Печорин и Мери
группа. Печорин и Вера
Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.
Общие итоги урока можно оформить в виде опорной схемы, составленной из цитат.
УРОК 34. «Душа Печорина не каменистая почва » 1 Литературная критика об образе Печорина
На заключительном уроке учащиеся познакомятся с основными положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина.
Основные черты личности Печорина. особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГеоргий Недобитов
Похожие презентации
Презентация на тему: » Михаил Юрьевич Лермонтов. 1814-1841. Повесть «Бэла».» — Транскрипт:
1 Михаил Юрьевич Лермонтов Повесть «Бэла».
2 Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера-повествователя с Максимом Максимычем Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле Переезд через Крестовый перевал Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера-повествователя
3 Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков? Повесть «Бэла» начинается путевыми записками. Их автор русский офицер, странствующий «с подорожной по казенной надобности», смотрит на кавказскую природу и кавказский быт глазами русского человека: «. и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика» Вложив рассказ об истории Печорина и Бэлы в уста старого «кавказца» Максима Максимыча, Лермонтов оттенил трагическую опустошенность Печорина и вместе с тем противопоставил ему цельный характер русского человека. В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. Максим Максимыч слишком прост, чтобы понять Печорина.
4 Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
5 …офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно. Его звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц.
7 И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала
8 Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо руками». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин? А где Печорин? спросил я. На охоте. Сегодня ушел? Она молчала, как будто ей трудно было выговорить. Нет, еще вчера, наконец сказала она, тяжело вздохнув. Уж не случилось ли с ним чего? Я вчера целый день думала, отвечала она сквозь слезы, придумывала разные несчастья: то казалось мне, что его ранил дикий кабан, то чеченец утащил в горы… А нынче мне уж кажется, что он меня не любит. Права, милая, ты хуже ничего не могла придумать! Она заплакала, потом с гордостью подняла голову, отерла слезы и продолжала: Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его я княжеская дочь. Я стал ее уговаривать. Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью, походит, да и придет; а если ты будешь грустить, то скорей ему наскучишь. Правда, правда! отвечала она, я буду весела. И с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня; только и это не было продолжительно; она опять упала на постель и закрыла лицо руками.
9 Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым? Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она:
10 Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают? …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха… Я пошел заказывать гроб. Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка; только никогда с этих пор мы не говорили о Бэле: я видел, что ему будет неприятно, так зачем же?
11 Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, отвечал он, у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума». «Послушайте, Максим Максимыч, отвечал он, у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди невежды, а слава удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду.
12 во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать.
14 Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки? Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.
18 казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять. Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным, и долго- долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в их ущельях, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею; но на востоке все было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли… Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.
19 Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный; с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками[7], оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходили табуны; с другой бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа. Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.[7]
20 Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.
21 За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду другой раз целый год живешь, никого не видишь, да как тут еще водка пропадший человек! Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи! Вот они и сладили это дело… по правде сказать, нехорошее дело! Я после и говорил это Печорину, да только он мне отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он,
22 мне так, право, грустно, как вспомню. Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила. Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, Что было с нею мне делать? Я, знаете, никогда с женщинами не обращался: думал, думал, чем ее утешить, и ничего не придумал; Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, бог даст, в последний… Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне. вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошная молодежь вся такова? Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек достойный уважения.
24 Приветствует Максима Максимыча и царь Николай первый, который по достоинству оценил преданность Максима Максимыча. «Характер капитана прекрасно намечен. Когда я начинал эту историю, я надеялся и радовался, что, вероятно, он будет героем нашего времени, потому что в этом классе есть гораздо более настоящие люди, чем те, кого обыкновенно так называют. В кавказском корпусе есть много подобных людей, но их слишком редко узнают; но в этом романе капитан появляется как надежда, которая не осуществляется. Господин Лермонтов был не способен провести до конца этот благородный и простой характер и заменяет его жалкими, очень малопривлекательными личностями, которые, если бы они и существовали, должны были быть оставлены в стороне, чтобы не возбуждать досады. Счастливого пути, господин Лермонтов; пусть он очистит свою голову, если это возможно, в сфере, в которой он найдет людей, чтобы дорисовать до конца характер своего капитана, предполагая, что он вообще в состоянии его схватить и изобразить» (12).
25 Каков результат деятельности Печорина в главе «Бэла»? Азамат- «такой хитрец: ведь смекнул, что не сносить ему головы, если б он попался. Так с тех пор и пропал: верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков, да и сложил буйную голову за Тереком или за Кубанью: туда и дорога. » Отец Бэлы- «Казбич, будто кошка, нырнул из-за куста, прыг сзади его на лошадь, ударом кинжала свалил его наземь, схватил поводья и был таков» Бэла- «Умерла; только долго мучилась» Казбич- «Слышал я, что на правом фланге у шапсугов есть какой-то Казбич, удалец, который в красном бешмете разъезжает шажком под нашими выстрелами и превежливо раскланивается, когда пуля прожужжит близко; да вряд ли это тот самый. » Слышал я, что на правом фланге у шапсугов есть какой-то Казбич, удалец, который в красном бешмете разъезжает шажком под нашими выстрелами и превежливо раскланивается, когда пуля прожужжит близко; да вряд ли это тот самый.
Анализ главы Бэла в романе Герой нашего времени Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – известнейший во всем свете русский писатель и поэт 19 века. Его перу принадлежит большое количество произведений, остающихся актуальными и по сей день. Одним из таких творений можно назвать, пожалуй, самый известный роман под названием «Герой нашего времени». Произведение состоит из целостных глав, каждую из которых можно назвать отдельной повестью. Но главный герой – это все тот же Георгий.
Глава «Бэла» является первой повестью по очереди в романе Лермонтова. Анализ данной главы представлен в этой статье.
В основе главы заложена история взаимоотношений главного героя и дочери одного из чеченских князей – красавицы Бэлы. Рассказчиком этой главы Лермонтову послужил Максим Максимович – это такой знакомый Георгия, с которым познакомился во время поездки на Кавказ.
Данная глава более подробно раскрывает темные стороны героя и обнажает его натуру, может даже обличает.
Что касается главного героя, то его можно отнести к тем людям, на которых вообще написано, что с ними будут твориться всякие невероятные дела. Большим доказательством служит история с чеченской девушкой.
Печорин и Максим Максимович были приглашены на свадьбу дочери чеченского князя. Они не имели права отказаться, иначе бы это сочили за дурной тон. Ну и там Григорий нашел способы себя развлечь. Он положил глаз на младшую дочь князя, которую звали Бэла. Она отличалась от девушек из светского общества, с которыми так знался Печорин. Именно это заставило заинтересоваться Бэлой Григория. Разбойнику Казбичу также была небезразлична эта девушка. Бэлу можно было охарактеризовать, как девушку привлекательную внешне, талантливую, чернобровую и очень веселую. Она постоянно веселилась и улыбалась. Поэтому здесь дальше проявляется гнилая сторона главного Героя. Он организовал сделку с продажным братом девушки, который мечтал получить мощного коня Казбича. Брат должен был отдать Бэлу, а Печорин помог бы ему украсть коня. Сделка состоялась. И это в какой-те мере предрешило судьбу Бэлу. Казбич обозлился (естественно).
Эта глава раскрывает Печорина как человека эгоистичного, самовлюбленного, готового наплевать на других ради себя.
2 вариант
Роман «Герой нашего времени» делится на главы. Начинается повествование с главы «Бэла».
Максим Максимыч встречает молодого человека, которому рассказывает историю, произошедшую с ним и Печориным давным-давно. Они были приглашены на свадьбу князя. Внимание Печорина было приковано к прекрасной девушке, черкешенке, Бэле. Она отличалась от столичных барышень. Бэла не была такой ветреной и доступной. Она воспитывалась в строгости, поэтому не позволяла в свою сторону лишнего.
Григорий был очарован экзотической барышней, но Бэла не давала ему возможности подойти к себе. Печорина это не расстраивало, так как он знал, что может получить все, о чем желает. Григорий стал обдумывать, как овладеть Бэлой.
У девушки был брат, мечтающий о коне Казбича, молодого человека, влюбленного в Бэлу не взаимно. Григорий обеспечил похищение этого коня и отдал его Азамату с условием, что тот даст ему Бэлу взамен. Таким образом, девушка была похищена.
В плену Бэла не сразу доверилась Григорию. Вначале она ненавидела этого человека, не принимала его дорогие подарки и ласку. Григория это расстраивало, но он знал, что скоро растопит лед в ее сердце. Со временем черкешенка становилась все нежнее и податливее, а потом и вовсе доверилась своему похителю. Однако, после этого в поведении Печорина появились безвозвратные изменения.
Отношения с Бэлой стали тяготить его. Интерес к девушке стал угасать с каждым днем, а любовь Бэлы к Григорию становилась все сильнее. Красота девушки приелась, а любовь и привязанность не успели возникнуть. Тогда Печорин стал равнодушным и все реже навещал свою возлюбленную. Это ранило Бэлу. Ей стало также плохо, как и в самом начале.
Жизнь девушки оборвалась трагически — она была похищена и убита Казбичем.
Эта глава характеризует Печорина как равнодушного и эгоистичного человека. Его совершенно не волновали чувства и переживания Бэлы. Она была для него средством удовлетворения собственных потребностей. Бэла была для Печорина интересной вещью, игрушкой, но не любимой женщиной.
Печорин верил, что все должны исполнять его желания и делал все для этого. Так было и с Бэлой.
Эта глава написана в рамках направление романтизм. На это указывает экзотический сюжет (горы), одиночество героя, противопоставление Печорина всем остальным героям, радикальность его намерений, трагический исход, мечтательность, характер главного героя.
Анализ 3
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) ̶ один из величайших русских поэтов 19-го века. Он прозаик, драматург и талантливый художник, который внёс огромный вклад в развитие русской литературы своей эпохи.
История создания и жанровые особенности произведения «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» входит в список самых известных произведений Лермонтова и позиционирует себя как психологический роман, состоящий из нескольких повестей, которые объединены одним главным героем ̶ Григорием Печориным. Составные части Романа ̶ новеллы, повествующие о трагической судьбе героя; они начинаются с главы «Бэла» и заканчиваются главой «Фаталист».
По свидетельствам исследователей оно было задумано и начато предположительно в конце 1830-х годов, а закончено в начале 1840-х. В целом работа над романом продолжалась около 2-3 лет. Не успев его дописать, Михаил Юрьевич публикует на страницах «Отечественных записок» три самостоятельные повести: «Бэла», «Тамань» и «Фаталист». Спустя некоторое время автор представляет новое издание романа, в которое вошли три уже известные повести, а также две главы ̶ «Максим Максимыч» и «Княжна Мери». Спустя год Лермонтов пишет «Предисловие» к «Журналу Печорина», переиздав книгу второй раз.
«Бэла»: главные герои, краткое содержание
Повествование ведётся от лица Максима Максимыча ̶ бывалого штабс-капитана лет пятидесяти. Он начинает свой рассказ случайному русскому путешественнику с того, что его знакомый, офицер Григорий Печорин, на свадьбе старшей дочери местного черкесского князя влюбляется в молодую черкешенку Бэлу. Он, испытывая к девушке мимолётные чувства, крадёт её, обменяв на коня Казбича, которому также успела приглянуться Бэла, у Азамата ̶ брата девушки. Казбича сильно разозлила утрата и он, полагая, что во всём виноват старый князь, решается на убийство, в то время как Бэла с Печориным всё больше удаляются от дикого дома.
Максим Максимыч присматривает за дикаркой, которая первое время всего боялась и не могла изъясняться на русском. Старый офицер полюбил её, как дочь.
Тем временем Печорин стал остывать к Бэле, когда в ней напротив только-только стали пробуждаться чувства.
Однажды, когда Григорий и Максим Максимыч вернулись с охоты, они обнаружили, что Бэлы дома нет ̶ её похитил Казбич. Они бросились в погоню. Казбич, заметив это, одним резким движением вонзил в спину Бэлы кинжал и скрылся в высоких скалах. Вскоре Бэла умерла, что Печорин очень трудно переживал.
Главная мысль текста
В главе «Бэла» Лермонтов смог отлично показать всю эгоистичную сущность Печорина. Он испортил жизнь молодой девушки, в попытках найти себе увлечение, а со временем и она ему наскучила. В конце концов он снова остаётся один.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ главы Бэла в романе Герой нашего времени
Популярные сегодня темы
Обычный крестьянин по имени, Иван Флягин является главным героем произведения Николая Лескова «Очарованный странник». У этого человека жизнь насыщенная, непростая и довольно тяжелая
Произведение является одним из тех рассказов писателя, в которых он затрагивает тему российского крепостничества, демонстрируя беспросветное нищенское и бесправное положение крестьянского народа.
Думаю, что тут у многих появляется перед глазами пейзаж вечерней Африки. Такое африканское дерево с приплюснутой кроной в лучах заката. Силуэты жирафов, слонов, львов и зебр… Красота!
Сочинения-рассуждения на свободную тему
Произведение является одной из частью цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». События сказочной книги происходят в преддверии христианского праздника в украинской деревеньке.