почему без выдвижения гипотез не может быть восстановлена ранняя история чебоксар
Историческая справка
С 1555 года, после добровольного вхождения чувашского края в состав Московского государства, здесь была заложена крепость для защиты южных рубежей страны и создан Чебоксарский уезд. К концу 17 века город утрачивает свои оборонительные функции – Чебоксары становятся известным торговым центром Поволжья.
Городок был известен также множеством церквей (25 церквей и 4 монастыря), а чебоксарские колокола знали в Лондоне и Париже.
Развитие торговли, распространение православия и массовое крещение чувашского народа привели и к архитектурному расцвету города – город изобиловал церквями и храмами. До настоящего времени действует видный издалека, парящий над всем окружающим, с шатровой колокольней и древними фресками Введенский собор – это было первое кирпичное здание, построенное в городе в 60-х годах 17 века и являющееся настоящим украшением города. Когда на колокольне начинали бить колокола, то их мелодичный звук был слышен не только в округе Чебоксар, но и за много километров по Волге.
В XVI — 1-й половине XVII века в городе были построены Введенский собор, 4 монастыря (2 мужских — Троицкий и Преображенский, 2 женских — Николаевский и Благовещенский), 1 Сретенская мужская пустынь (Владимирская, позднее монастырь), 8 церквей. В XVIII веке в Чебоксарах были построены каменные здания казны и архива, магистрата, кружечного двора, 10 каменных церквей. В 1880 здесь насчитывалось 783 дома (в т.ч. 33 каменных), 91 лавка и магазин, 3 училища, 2 больницы, 1 банк.
В 1767 году императрица Екатерина II, проплывая по Волге мимо Чебоксар, выразила свое восхищение живописными видами города, она считала Чебоксары «во всем лучше Нижнего Новгорода». О Чебоксарах писали Радищев и Шевченко. Красоту города отмечали и другие путешественники, о чем в исторических документах сохранились соответствующие записи. К примеру, академик И.Г. Георги, посетивший Чебоксары в 1774 г., писал: «Тринадцать красивых каменных церквей, четыре монастыря, ратуша и некоторые солидные купеческие дома придают городу приятный вид».
В 18-19 веках в Чебоксарах упор делался в основном на развитие торговли, а не промышленности. Тем не менее, в городе разрабатываются залежи биролита, пивного камня, действуют кирпичные, кожевенные, сальные и колоколенные заводы. Город становится центром по производству солода, вина. Основные городские улицы являются продолжением дорог на Казань и Москву.
В начале XX века в городе проживало 5,1 тыс. человек. Общая площадь территории, вместе с пригородными селениями Геронтьевская слобода, Лакреевка, Усадка, Набережная, Кнутиха, Будайка, Селивановка, Якимово, Свечкино, составляла приблизительно 600 га.
После создания Чувашской автономии в 1920 году, город Чебоксары становится столицей. Столичный статус положительно сказался на развитии города. В 1940 году население города Чебоксары насчитывало уже более 40 тысяч человек, в 1958 году – более 100 тысяч человек.
Современная граница города была определена Госсоветом Чувашской Республики. Общая протяженность ее составляет 83,3 км, из них по суходольной части — 67,0 км, по набережной Волги — 16,3 км. Площадь города вместе с заволжской частью составляет 25 тыс га.
Город Чебоксары расположен на обоих берегах Волги и является одним из самых красивейших зеленых городов России. Живописный рельеф, значительные перепады высотных отметок, нетронутые широколиственные и сосновые леса, красочные долины малых рек и безграничной Волги-матушки – все эти факторы формируют индивидуальный архитектурно-композиционный образ города. Парк Победы, Парк им. 500-летия г. Чебоксары, Детский парк им. Николаева, Лакреевский лес, Роща Гузовского, Берендеевский лес, Обиковский лес, Ботанический сад – зелёные массивы, которые служат любимым местом отдыха горожан и гостей столицы.
Общая площадь зеленых насаждений в городе Чебоксары составляет 7633,73 га.
Сегодня Чебоксары – современный индустриальный и культурный центр Поволжья. Здесь сосредоточен мощный экономический потенциал Чувашской Республики, основу которого составляют предприятия машиностроения, металлообработки, текстильной промышленности, энергетики, строительные организации. Город имеет развитую транспортную, инженерную и социальную инфраструктуры. Активно развивается малое предпринимательство.
Сегодня Чебоксары – современный город, центр экономической, политической и культурной жизни Чувашской Республики; город, где одинаково интересны история и современность, где есть совершенно оригинальные музеи и памятники, где культуры – русская и чувашская – за века тесно переплелись и дополняют друг друга.
Яркость красок, разнообразие проектов, максимальный охват горожан, стремление к новому – всё это делает Чебоксары городом, в котором хочется жить! Главное богатство города – это живущие здесь люди. Они разные по возрасту, национальностям, убеждениям и талантам, но их объединяет одно — любовь к родному городу. Это они превратили Чебоксары в один из красивейших городов России.
Поверьте, познакомиться с этим городом стоит!
Презентация исторической справки
Эту запись сделал Воевода государя всея Руси Иван Руно, когда шел с воинами на Казань, ночевал там, где река Чебоксарка впадает в Волгу.
В 1555 году, направленный Иваном Грозным архиепископ Гурий, благословил крепость Чебоксары, привезенной иконой Владимирской Божией Матери.
В 16 веке по указу Ивана Грозного были построены Введенский Собор и Свято-Троицкий мужской монастырь.
Крепость Чебоксары защищала южные рубежи русского государства. Чебоксарским воеводами, к примеру, были Федор Михалков предок автора гимна России Сергея Михалкова и режиссера Никиты Михалкова, Пушкин из рода поэта Александра Сергеевича. Это предопределило будущее развитие города, его значимость среди других городов на средней Волге.
Особое отношение к городу сложилось у Екатерины Великой. Своим высочайшим указом императрица утвердила первую карту города и герб Чебоксар.
Город развивается. В 18 веке в Казанской губернии он становится вторым по значению после самой Казани.
До наших дней сохранились 4 особняка купцов-меценатов Ефремовых в центре Чебоксар, сейчас это Чувашский национальный музей, Чувашский национальный конгресс. В одном из них хранятся подлинники картин подлинники Левитана «Одуванчики», Айвазовского «Бухта «Золотой рог» (сейчас на реставрации).
В 1920 году Чебоксары стали столицей Чувашской автономной области.
Победа ковалась и в тылу. Во время войны были эвакуированы Харьковский и Ленинградский электроаппаратные заводы.
В Чувашии, наверное нет ни одной деревни из которой не привлекались бы люди для строительства оборонного завода. В 1941 году на Чапаевском заводе вышла первая военная продукция.
В августе 1943 года была организована Чебоксарская кондитерская фабрика (ныне Акконд).
Чебоксары приняли и разместили эвакуированных детей из блокадного Ленинграда, для раненых солдат были развернуты эвакогоспитали.
В 70-е годы всероссийской стройкой стали Чебоксарский тракторостроительный завод. Чебоксарская ГЭС, Приборный завод, которые внесли значительный вклад в развитие города.
Почему без выдвижения гипотез не может быть восстановлена ранняя история чебоксар
В преддверии 550-летнего юбилея историки рассказали, как менялись взгляды относительно даты основания Чебоксар
В этом году столица Чувашии отмечает свое 550-летие. При этом споры, сколько на самом деле лет городу, не утихают до сих пор. Например, во время недавнего визита в Чебоксары министр культуры Владимир Мединский заявил, что наш город наверняка лет на 200 старше, чем это принято считать. Мы поговорили с историками, авторами школьного учебника «Мой город: Путешествия по Чебоксарам». Оказалось, что с датой основания Чебоксар действительно не все однозначно.
Город начинается с крепости
А вы знаете, что в 1955 году Чебоксары торжественно праздновали свой 400-летний юбилей, а уже в 1969 году отмечали 500 лет со дня основания города? Как получилось, что менее чем за 15 лет Чебоксары «состарились» на целое столетие?
Чтобы ответить на него, нужно разобраться, как вообще определяется возраст города. По словам профессора чувашского госуниверситета Татьяны Ивановой, существует три подхода. Первый, например, действителен для Константинополя или Новочебоксарска.
– Мы точно знаем дату создания этих городов, потому что на этот счет есть либо указ, либо известно время, когда построен первый дом. Но, к сожалению, это очень редкий случай, – говорит она.
Более распространены два других способа. Один из них – археологический. Он связан с хронологией обнаруженных в ходе раскопок артефактов, позволяющих с большой долей вероятности утверждать о возрасте города.
Самый яркий пример – знаменитые монеты, обнаруженные на раскопках Казанского кремля и подарившие Казани миллениум.
Однако у него есть недостаток: при этом нельзя установить точное время основание города. Поэтому общепринятым подходом к определению возраста является дата первого летописного упоминания.
– Если есть письменный документ, то мы точно можем сказать о дате основания города. В истории Чебоксар имеется несколько основополагающих дат. Например, в 19 веке таким считался 1371 год, и он помещался в справочниках по городам Казанской губернии, – рассказывает Татьяна Иванова. (Откуда взялась эта дата и почему она сейчас нигде не фигурирует, мы объясним чуть позже).
В начале 20 века датой основания Чебоксар стали считать 1555 год, который тесно связан с личностью Ивана Грозного и святителя Гурия. Якобы русский царь, возвращаясь после взятия Казани, обратил внимание на удачные природные условия для строительства крепости в том месте, где река Чебоксарка впадала в Волгу. Она, кстати, раньше была судоходна до места, которое сейчас в Чебоксарах зовется Владимирская горка. На ней же с 1552 года стоял русский полк под командованием родственника Грозного – Федора Нагого – будущего прадеда убиенного царевича Дмитрия.
Вернувшись в Москву, царь дает поручение рукоположенному архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию отправиться в Казань, останавливаться в значимых населенных пунктах и основывать там храмы и крепости. 23-24 июля 1555 года Гурий прибывает на Владимирскую горку, советуется с воеводами, и они пешком идут на западный косогор, где архиепископ освящает место будущего чебоксарского кремля. Здесь же на месте будущего Введенского собора устанавливается полотняная церковь.
– То есть настоящим укрепленным городом Чебоксары стали после приезда Гурия, когда начала строиться крепость, – подчеркивает Татьяна Иванова.
Говорят, что до 1917 года в Чебоксарах существовал городской праздник, который отмечался в июле. В этот день от монастыря, находившегося на Владимирской горке, выходил крестный ход и с иконой Богоматери шел в Введенский собор.
Ошибка, стоившая сотни лет
Итак, в 1955 году Чебоксары готовятся праздновать 400-летие. А в это время молодой и пока никому неизвестный историк Василий Димитриев, благодаря которому Чебоксары впоследствии стали старше на век, оканчивает аспирантуру в МГУ.
Готовясь к написанию книги о дореволюционных Чебоксарах, он изучает письменные источники, в том числе и относящиеся к истории основания города. К слову источник был чуть ли ни единственный – труд Карамзина «История государства Российского». В нем содержится описание похода воеводы Ивана Руно на Казань и упоминание, что ночевало войско «на Чебоксаре». При этом Карамзин ссылается на летописные источники, датируемые 1469 годом.
Но, как оказалось, невнимательные царские чиновники, составляя справочник по городам Казанской губернии в 1861 году, посмотрели не на то примечание, а сослались на летопись с описанием похода князя Дмитрия Ивановича в 1371 году.
– Как человек и ученый Димитриев был очень скрупулезным. Он задался вопросом, а почему 1371 год? Ведь не могли же тогда русские ходить на Казань, – говорит Иванова. – Это было в середине 60-х годов. В то время Василий Димитриев был директором гуманитарного института, очень авторитетным и влиятельным человеком. К тому же умел добиться своего, как говорится, не мытьем так катаньем. Он дошел до Москвы и убедил ученое сообщество пересмотреть устоявшиеся взгляды на историю Чебоксар, – продолжает она.
Так в 1969 году Чебоксарам исполняется уже пять столетий. К такому событию художник Элле Юрьев разрабатывает герб города. На месте карьеров, откуда добывались глина и песок для кирпичного завода, закладывается парк 500-летия Чебоксар. В нем устанавливается закладной камень к стелле, символизирующей единство русского и чувашского народов.
– Можно сказать, что нынешнее 550-летие города мы будем праздновать благодаря этому историку. Между тем Димитриева за это никак не наградили, хотя наград у него было немало, но точно не по этому поводу, – говорит кандидат исторических наук Антонина Данилова.
И дальше вглубь веков
В конце 60-х годов начинается строительство Чебоксарской ГЭС. Проект был уникальным, хотя бы тем, что плотины обычно строили выше городов, а в Чебоксарах – ниже. Получилось, что огромные площади городской застройки могли оказаться под водой. В 1969 в зоне будущего затопления начинаются раскопки, которые длятся до 1972 года.
Антонине Даниловой посчастливилось в них поучаствовать, будучи студенткой. Она говорит, что раскопки не были масштабными и охватывали очень небольшое пространство. Тем не менее историкам удается обнаружить интересные артефакты. На уровне 13-14 века они находят мастерскую с горнами, и не просто ремесленника, а ювелира. Была найдена гончарная посуда, характерная для Золотой Орды и Средней Азии, а также цилиндрические висячие замки, распространенные в те времена в Восточной Европе, в том числе у волжских булгар.
– Возникает вопрос: если это небольшое поселение, то зачем здесь мастерская, где изготавливают ювелирные изделия, и что здесь делают замки? – замечают историки.
Все находки подробно описаны в книге «Средневековые Чебоксары», однако, сами артефакты впоследствии исчезли при непонятных и запутанных обстоятельствах.
Между тем итоги археологической экспедиции дают повод Василию Димитриеву считать, что история Чебоксар значительно глубже. Он выдвигает следующую гипотезу.
Когда в 1237 году монголы нападают на Волжскую Булгарию и разрушают город Сувар, население бежит от захватчиков. При этом часть доходит до Волги и нынешних Чебоксар. Кстати, в подтверждении этому есть две средневековых карты. Одна датируется 1367 годом. На ней на месте Чебоксар отмечен город без названия. На другой карте 15 века обозначен город под названием Веда-Сувар.
С учетом археологических свидетельств Димитриев приходит к выводу, что город Чебоксары имеет болгаро-чувашские корни и основан в конце 13 века. Последние годы жизни ученый посвящает отстаиванию своей точки зрения, но безуспешно. Антонина Данилова говорит, что куда только Димитриев не писал и не обращался, но второй раз «состарить» Чебоксары у него не получилось, хотя у этой версии было и есть много сторонников.
Татьяна Иванова, доктор исторических наук, профессор ЧГУ:
– Шансы сделать Чебоксары старше есть, но, наверное, здесь нужна фигура такого же масштаба как Василий Димитриев. Больших дивидентов город от этого не получит, скорее речь пойдет о восстановлении исторической справедливости. Но если оставлять нынешнюю дату, то и говорить нужно: 550 лет с времени первого летописного упоминания.
Интересные и малоизвестные исторические факты о Чебоксарах
Чебоксары — самый главный город нашей Чувашии. Здесь есть, чем заняться и на что посмотреть: уникальные музеи и памятники, национальные фестивали и праздники. Здесь воедино слиты русские и чувашские традиции.
Город Чебоксары ведет свою официальную историю с 1469 года – первого упоминания в летописях Руси. О красоте этого города можно говорить часами. Мы подготовили для вас несколько интересных и исторических фактов о нашем городе.
Чебоксары стоят на древних отложениях палеозойской эры
На берегу Волги нашли полосчатую глину и мергели пермского периода. Археологи утверждают, что это отложения от моря-озера, которое было на месте Чебоксар, более трехсот миллионов лет назад. Также палеонтологи в наших краях находили окаменевшие деревья и останки пресноводных акул.
В Чебоксарах покоится царская особа из рода Романовых
Мария Шестова в 1601 году была сослана по приказу Бориса Годунова в Никольский женский монастырь Чебоксар. В 1610 году Марию Шестову похоронили в склепе под южным приделом Никольского собора. Старое бревенчатое здание через некоторое время сгорело, на его месте построили новое, каменное, но могила сохранилась.
В Чебоксарах была своя «Пизанская башня»
О наклонившейся от времени колокольни Вознесенской церкви, как главной достопримечательности Чебоксар, упоминают в издании 1892 года, в путеводителе «Волга от Твери до Астрахани».
Подъезжая к Чебоксарам, туристы удивлялись «падающей башне», и сравнивали ее с башней в Пизе. В настоящее время Чебоксары утратили эту достопримечательность.
Симбирск (ныне Ульяновск) мог стать столицей Чувашии
В 20-х годах 20 века велось обсуждение о назначении столицы Чувашской автономной республики. Было три уездных города – Цивильск, Ядрин и Чебоксары. Ни один из них не подходил на роль крупного административного центра. Владимир Ленин предложил сделать Симбирск (Ульяновск с 1924 года) столицей Чувашии, тем самым расширив ее территорию. Но ради сохранения этноса от этой идеи отказались.
Стоял выбор между городами Канаш и Чебоксары. После обсуждений, несмотря на то, что Канаш обладал выгодным географическим положением и железнодорожными путями, выбрали Чебоксары. В начале 1920-х годов из-за того, что в Чебоксарах не было подходящих помещений для государственных учреждений, чиновники работали в Мариинском Посаде.
Три памятника архитектуры государственного значения были нелепо уничтожены
Эта история произошла в конце 1970-х годов. Во время подготовки места для будущего водохранилища всю историческую часть Чебоксар, находившуюся в зоне предполагаемого затопления, снесли вместе с церквями и памятниками.
Так безвозвратно погибли три неповторимых памятника архитектуры государственного значения: дом Зеленщикова, Соляная контора, ансамбль домов первой половины 18 века. В результате Чебоксарское водохранилище поднялось до отметки в 63 метра, вместо 68. Вода не добралась бы до бывшей исторической части Чебоксар. Уничтожение памятников архитектуры оказалось совершенно бессмысленным.
Утопленные Чебоксары: исчезнувшие под водой виды города
В 1955 году торжественно отмечалось 400-летие основания Чебоксар, связанное с «основанием града» — русской крепости в 1555 году. Чувашские города в это время уже жили и процветали.
Об этом «Idel.Реалии» рассказал народный писатель, автор исторических романов Михаил Юхма.
— Город Шупашкар (в переводе с чувашского Чебоксары) основан в годы «возвышения» Волжской Булгарии, где-то в 10 веке, — говорит ведущий историк Поволжья и Урала профессор Василий Димитриев. Прежде всего об этом говорят найденные раскопки древних поселений на месте города на левом берегу Волги. Само название «Шупаш» — имя основателя города, а «Кар» дословно — крепость, карман, огороженное место. Историк Михаил Юхма хранит у себя карту караванной дороги из Азии в Скандинавию через Чебоксары, которую ему подарили в центре востоковедения в Германии.
— По ней видно, что караванный путь проходил через правый берег Волги, где сейчас Чебоксары, — говорит ученый.
Архив фотографий Чебоксар передал нашему изданию в прошлом главный художник города Юрий Пичугин, собиравший эти снимки с 1982 года. Главные исторические факты о столице республике помогает вспоминать краевед Вадим Оньков.
ЧЕБОКСАРЫ ПОСЛЕВОЕННЫЕ
«Зеленый базар», который сейчас находится на дне Чебоксарского залива. Возник он в 1930 году и просуществовал до 1980г. Здесь торговая площадь отличалась большой благоустроенностью — дороги были мощены.
На строительстве театра «Русской драмы».
Регулировщик на Красной площади в Чебоксарах. Справа «Чебторг» — магазин обуви. Чуть выше справа — гостиница «Волга», а напротив него — ресторан «Волга». На тот момент это улица Карла Маркса, а сейчас это место находится на дне залива.
Фонтан в парке Крупской. Мода школьной одежды пятидесятых.
Въезд на паромную переправу возле места, где сейчас — мужской монастырь. Люди в ожидании переправы. Фото показывает, какой был грузопоток на левый берег Волги (1949-1950 годы)
ЧЕБОКСАРЫ В БРЕЖНЕВСКИЕ ВРЕМЕНА
Краснов Ю.А. О времени возникновения и ранней истории города Чебоксары
О ранней истории Чебоксар, нынешней столицы Чувашской АССР, письменные источники сохранили весьма скудные сведения. Постройка русской крепости в Чебоксарах, в источниках именуемая «основанием града», состоялась летом 1555 г. 1
В 1969—1970 гг. Первым Чувашским отрядом Чебоксарской экспедиции Института археологии АН СССР 11 на территории города были произведены значительные археологические раскопки. Основной раскоп заложен во дворе школы № 15 на углу улиц Чернышевского и Бондарева, в западной части древнего городского посада, на левом берегу р. Чебоксарки, у юго-западного подножья холма, на котором в 1555 г. и была заложена Чебоксарская крепость. По описаниям города XVIII в., здесь располагались кварталы ремесленников, населенные преимущественно кожевенниками. Удалось проследить планировку и историю застройки ремесленного квартала средневековых Чебоксар на значительном отрезке времени. Огромный материал раскопок позволяет, в частности, по-новому осветить вопрос о времени возникновения и характере раннего поселения в Чебоксарах.
Мощность культурного слоя в раскопе достигала 4,7 м (пласты 1—23). Слой оказался насыщенным остатками деревянных построек хорошей сохранности. Стратиграфическое взаимоотношение их позволило выявить 13 строительных периодов. В плане нашей темы наибольший интерес представляют нижние слои.
Таким образом, археологические материалы позволяют относить время возникновения Чебоксар к XIV в. При этом следует учитывать, что раскопки производились на окраине городского посада, достаточно далеко от его центра. Поэтому отнюдь не исключена возможность более раннего возникновения города. Выяснение этого вопроса является одной из задач дальнейшего археологического изучения Чебоксар.
Важно подчеркнуть, что изученный район средневековых Чебоксар с самого раннего периода имел достаточно ярко выраженный ремесленный характер. В первом строительном периоде здесь изучены остатки двух гончарных мастерских. Во втором строительном периоде на площади раскопа располагались три небольшие усадьбы или дворовых участка, разделенных заборами. На одном участке кроме жилого дома находилась ремесленная мастерская с тремя плавильными горнами и разнообразным инструментарием, в которой, судя по находкам, изготовлялись ювелирные изделия, в том числе из золота, и, возможно, замки сложных типов. Мастерская существовала длительное время и неоднократно перестраивалась.
В дальнейшем, в XV—XVII вв., социально-экономический облик поселения не меняется. На площади раскопа концентрируются жилища и мастерские сапожников и кожевенников. Одна из построек XVI в. была гончарной мастерской, в которой изготовлялась желтая лощеная керамика хорошо известного по раскопкам памятников Поволжья эпохи Казанского ханства типа.
Характерно почти полное отсутствие в имеющейся коллекции предметов, связанных с сельскохозяйственным производством. На изученных усадьбах нет специальных помещений, в которых могло бы храниться зерно, не найдено больших его запасов, помещения для скота невелики по размерам, а подчас отсутствуют. В этом отношении нет совершенно никакой разницы между постройками XIV — первой половины XVI в. и постройками второй половины XVI—XVII в., когда Чебоксары, бесспорно, были городом, а рассматриваемый район — частью городского посада. Не наблюдается каких-либо изменений в планировке изученного квартала, характере построек и занятиях жителей, которые приходились бы на середину или вторую половину XVI в. и которые можно было бы связать с превращением Чебоксар в город после постройки русской крепости. Застройка была непрерывной, начиная с первого строительного периода; стратиграфия показывает весьма равномерное и в то же время достаточно быстрое накопление культурного слоя (для XIV—XVII вв.— около 1 м в столетие), свидетельствующее об одинаковой интенсивности жизни в Чебоксарах на протяжении всего рассматриваемого периода. Планировка исследованного квартала — расположение на месте раскопа двух-трех усадеб, их границы и местоположение по отношению к прилежащим улицам — остается практически неизменной с XIV по XVIII в.
Нельзя не отметить, что ювелирное и замочное производства, зафиксированные в Чебоксарах для XIV в., не характерны для сельских поселений. То же, пожалуй, следует сказать о гончарном, сапожном и кожевенном производствах, учитывая их концентрацию. Украшение печей или иных конструкций домов привезенными издалека поливными изразцами, обломки которых найдены в слоях XIV в., применение в окнах стекла и слюды вряд ли могло быть в то время в сельских поселениях. Таким же элементом городского быта являлись, очевидно, деревянные мостовые, остатки которых найдены в слое XV — первой половины XVI в. Плотность застройки, равным образом характерная для слоев XIV — первой половины XVI и второй половины XVI—XVII вв., очень небольшие размеры дворовых участков, редко превышающих 150 кв. м, говорят о том, что Чебоксары даже в ранний период вряд ли были сельским поселением.
Совокупность всех приведенных данных позволяет с большой долей вероятности утверждать, что со времени своего возникновения, т. е. по крайней мере с XIV в., Чебоксары представляли собой не рядовое сельское поселение, а город, более или менее крупный местный центр ремесла и, очевидно, торговли. По-видимому, постройка русской крепости не сделала это поселение городом, а лишь знаменовала превращение уже ранее существовавшего городского центра на волжском торговом пути в русский административный центр.
Важен, но в то же время весьма сложен для разрешения по археологическим данным вопрос об этническом составе населения средневековых Чебоксар. Полученные при раскопках материалы позволяют проследить в материальной культуре как булгаро-чувашские, так и русские элементы, причем соотношения между ними различны в разные периоды.
Интересны грубые подражания булгарским орнаментам в виде однорядной волны и арок на бурой керамике. Что касается этой последней, а также грубой серой керамики, составляющих основу раннего чебоксарского керамического комплекса, то по составу теста, формам, цвету и общему облику она находит прямые параллели в лепной керамике из тех же слоев. Подобная лепная керамика известна в материалах средневековых чувашских кладбищ, например, исследованного одним из отрядов Чебоксарской экспедиции могильника у дер. Новое Ядрино. По-видимому, эту керамику следует считать местной, в основе финно-угорской, но испытавшей определенное булгарское влияние. Это влияние могло выразиться прежде всего в заимствовании местными гончарами от булгар гончарного круга и соответствующих навыков изготовления на нем посуды. Вместе с гончарным кругом могла проникнуть и излюбленная булгарская орнаментация.
В слоях XV в. появляется в незначительном количестве (около 0,5%) грубая красная керамика, хорошо известная по материалам средневековых русских поселений. Позднее ее становится больше — 20—30%. Одновременно распространяется столь же типичная для русских городов белая керамика. В XVI и особенно в XVII в. увеличивается количество черной лощеной керамики, причем ее формы и орнаментация становятся почти неотличимыми от русской. В XVI в. практически исчезает грубая серая керамика, но бурая продолжает господствовать вплоть до конца XVII в., составляя около половины всей массы керамики.
Весьма интересны наблюдения над другими элементами материальной культуры, в определенной степени носящими этнографический характер. Как уже отмечалось, в чебоксарском раскопе изучено значительное число разнообразных деревянных построек, относящихся к различным периодам. И здесь могут быть выделены болгаро-чувашские и русские элементы, хотя в городских постройках этнографические черты обычно прослеживаются неярко.
После основания в 1523 г. Васильсурска русское влияние на западные области Чувашии еще более окрепло. Можно предполагать, что появление русских поселенцев в Чувашии, в частности в Чебоксарах, сыграло немаловажную роль в мирном присоединении чувашских земель к России, которое произошло в 1546 г.
Естественно, что после вхождения Чувашии в состав Русского государства и особенно после основания русской крепости в Чебоксарах русский элемент в материальной культуре этого города резко усиливается. В XVII в. она уже почти не отличается от материальной культуры других русских городов, хотя население, несомненно, оставалось смешанным, чувашско-русским.