пьеса доходное место персонажи
Доходное место краткое содержание
Пьеса «Доходное место» Островского была написана в 1856 году. Актуальность и злободневность комедии объясняется ее главной темой – выявлением и порицанием взяточничества. В основу пьесы легли впечатления писателя, служившего в молодости писцом в суде.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Доходное место» по действиям, которое будет полезно как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы.
Главные герои
Аристарх Владимирович Вышневский – старый чиновник, влиятельный и богатый.
Анна Павловна – молодая супруга Вышневского, мечтающая о чистой любви.
Василий Николаевич Жадов – племянник Вышневского, честный и принципиальный молодой человек.
Полина – супруга Жадова, бедная не образованная девушка.
Другие персонажи
Аким Акимович Юсов – опытный деловитый чиновник, служащий под началом Вышневского.
Онисим Панфилович Белогубов – молодой чиновник, подчиненный Юсова.
Юлинька – сестра Полины и жена Белогубова.
Фелисата Герасимовна Кукушкина – бедная вдова, мать Полины и Юлиньки.
Мыкин – близкий друг Жадова, бедный учитель.
Краткое содержание
Действие первое
Супруги Вышневские выходят утром из спальни. Аристарх Владимирович принимается упрекать свою красивую молодую супругу в холодности и равнодушии к нему. Он осыпает ее бриллиантами, золотом и мехами, и зачастую идет на должностные преступления. Но даже ради богатых подарков Анна Павловна не хочет притворяться.
Получив любовное послание от пожилого женатого мужчины, Вышневская поначалу хочет порвать его, но затем решает «показать его кой-кому из знакомых да посмеяться вместе, все-таки развлечение».
К Вышневскому приходит Юсов – опытный чиновник, служащий в департаменте под его руководством. Вскоре появляется и Белогубов – подчиненный Юсова, и с радостью узнает, что назначен переписчиком благодаря своему хорошему почерку. Белогубов сетует, что не особенно силен в правописании, из-за чего над ним постоянно подшучивает Жадов, племянник Вышневского. Юсов возмущен: «Да сам-то он что такое? Что за птица? Еще смеется!».
Чиновники принимаются обсуждать Жадова, который также служит в департаменте под началом у Юсова, и, кроме того, живет на всем готовом у своего дядюшки. Но при этом он не выказывает нужного почтения благодетельному родственнику.
Появляется Жадов, и первым делом направляется к Вышневской, чтобы сообщить ей о предстоящей свадьбе. Невеста его бедна, но это не пугает Жадова, у которого и самого ни копейки за душой. Он уверен, что Полина в случае нужды «не покажет и виду неудовольствия», а он будет трудиться, не покладая рук. Однако же его убеждения не мешают его «попросить прибавки жалованья» у дядюшки, ради чего он и пришел к нему.
Выходит Вышневский и принимается отчитывать племянника, ставшего «посмешищем всей канцелярии». Он уверяет, что «что лучше быть сытым, чем голодным философом», а высокопарные речи Жадова, которые тот любит читать писарям, никому неинтересны.
Узнав о предстоящей свадьбе племянника на бесприданнице, Вышневский призывает его подумать, прежде всего, о невесте, которой тот готовит «нищету, всевозможные лишения». Он убеждает смотреть «на жизнь и на службу практически», сдерживать свой несносный характер, только в этом случае он готов помочь «и советом, и деньгами, и протекцией». Жадов отказывается жить не по совести. Они расстаются в пылу ссоры.
Вышневский узнает от Юсова, что невестой племянника является одна из дочерей вдовы Кукушкиной. Он просит предупредить ее, чтобы не отдавала дочь за Жадова, способного загубить жизнь девушки.
Действие второе
В доме Кукушкиной сестры Полина и Юлинька обсуждают своих женихов. Полина страстно влюблена в Жадова, в то время как ее сестра терпеть не может своего жениха Белогубова, но «рада-радехонька хоть за него выйти, только бы из дому-то вырваться». Входит мать девушек, и принимается внушать им важную мысль – мужей нужно непрестанно точить, чтобы они приносили в дом больше денег.
В доме появляются Юсов и Белогубов. В приватной беседе с Юсовым Кукушкина просит денежное место столоначальника будущему зятю. Старый чиновник соглашается, и одновременно предупреждает ее о неблагонадежности жениха Полины, Жадова. Но Кукушкина уверена, что все глупости молодого человека «происходят от холостой жизни», и он непременно изменится после свадьбы.
Оставшись наедине с женихом, Полина открыто признается, что она бедна и не образованна. Однако Жадов даже рад этому – он непременно хочет сам воспитать свою невесту. Он объясняется Полине в любви, и просит у Кукушкиной согласия на их брак.
Действие третье
После свадьбы Жадова проходит примерно год. Он встречается в трактире со своим хорошим приятелем, учителем Мыкиным. Тот, хоть и живет крайне скромно на небольшое жалованье, но на судьбу не ропщет. Он упрекает Жадова том, что тот, не имея средств, женился, и тем самым взвалил на себя непосильную ношу – «одна голова не бедна, а хоть и бедна, так одна».
Жадов признается, что у него совершенно нет времени воспитывать жену, и она осталась верна прежним предрассудкам. Но хуже всего, что она не считает мужа умным, поскольку «умный человек должен быть непременно богат».
В трактире появляются Юсов и Белогубов в компании двух чиновников. Компания отмечает выгодное дело, принесшее Белогубову большой куш. Молодой чиновник чрезвычайно доволен. В порыве благодушия он порывается угостить и Жадова, но тот в резкой форме отказывается. Белогубов от всего сердца благодарит Юсова, обучившего его всем тонкостям чиновничьих манипуляций.
Обсуждая дела в канцелярии, Юсов поучает молодых чиновников: «Живи так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы». Расслабившись в душевной компании, он даже решается немного сплясать.
Белогубов вновь подсаживается к Жадову и предлагает «жить по-родственному». Он хочет помочь ему деньгами, видя бедственное положение его семьи, но только еще больше оскорбляет гордого Жадова.
Действие четвертое
В бедно обставленной комнате сидит Полина и откровенно скучает. Ее навещает Юлинька, которая принимается хвастать успехами мужа. Она ужасается условиям, в которых живет сестра, ведь «нынче у всех принято жить в роскоши». Юлинька удивляется, «как деньги и хорошая жизнь облагораживают человека», и приводит в пример себя.
Полина не выдерживает, и жалуется на мужа, который «все велит сидеть дома да работать». Юлинька жалеет сестру, и учит ее, как нужно обращаться с мужем. Перед уходом она дарит Полине шляпку.
К Полине приходит мать и принимается ее ругать за то, что та совершено не требует денег от мужа. Она хвалит ум и практичность Юлии, на что растерянная девушка отвечает, что у нее «в характере никакой строгости нет». Кукушкина обещает помочь дочери уломать строптивого зятя, который вбил себе в голову жить на одно жалованье. Она искренне не понимает людей, особенно женатых, которые отказываются брать взятки – «Умел жениться, умей и жену содержать прилично».
Входит Жадов. Он жалуется Кукушкиной на тяжелую работу, а также на Полину, которая вечно сидит, сложа руки, и не помогает ему. Кукушкина оскорблена – она готовила дочь «замуж за благородных людей», а не в гувернантки. Женщина приводит в пример зятя Белогубова, который всячески балует свою жену. Жадов начинает раздражаться. Он просит Кукушкину покинуть его дом.
Жадов требует от Полины, чтобы она перестала навещать мать и сестру, которые сбивают ее с толку пустыми разговорами о богатой и праздной жизни. Полина, в свою очередь, принимается пилить мужа, в точности повторяя слова сестры. Супруги ругаются. Жадов, боясь потерять любимую жену, соглашается пойти к дяде и попросить у него доходное место.
Действие пятое
Анна Павловна получает очередное письмо от поклонника, в котором тот пишет, что непременно отомстит ей за насмешки и передаст Вышневскому ее старые любовные письма к чиновнику Любимову. Однако женщина не страшится предстоящего объяснения с мужем, который своим эгоизмом разрушил все ее надежды на семейное счастье.
Появляется встревоженный Юсов и сообщает Вышневской, что в их канцелярии обнаружены «упущения, недочеты сумм и разные злоупотребления». Он лишь надеется, что его самого не привлекут к ответственности.
Входит Вышневский, который своим болезненным видом пугает Юсова и жену. Посылают за доктором. Чиновник в гневе швыряет жене ее письма к Любимову, называя ее развратной женщиной. Анна Павловна, в свою очередь, отрицает все обвинения.
В доме Вышневских появляется Жадов с Полиной. Племянник смиренно просит у своего влиятельного дяди доходное место, поскольку он «испытал, что значит жить без поддержки… без протекции», и переменил свои убеждения. Несмотря на всю шаткость своего положения, Вышневский и Юсов с нескрываемым злорадством издеваются над нравственным падением Жадова.
Но вскоре Жадов приходит в чувство – ему становится стыдно за свои слова. Он не намерен отступать от своего пути, чтобы иметь «дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений». Чиновник искренне верит, что наступит время, «когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».
Жадов предлагает жене вернуться к матери, чтобы та не страдала от бедной жизни. Однако Полина не собирается бросать любимого супруга. Они целуются, и покидают дом Вышневских.
В этот миг выбегает Юсов и сообщает, что «с Аристархом Владимирычем удар».
Заключение
В своем произведении Островский затрагивает не только социальную проблему взяточничества и казнокрадство, но также раскрывает темы семьи, нравственности, долга чести. Герои пьесы показаны с точки зрения морального выбора, который они совершают в тот или иной момент своей жизни.
После ознакомления с кратким пересказом «Доходное место» рекомендуем прочесть пьесу в полной версии.
Афиша
Комедия
Спектакль идет с одним антрактом
Действующие лица и исполнители:
Анна Павловна, жена его, молодая женщина Мари Марк
Василий Николаич Жадов, молодой человек, племянник его Михаил Мартьянов
Аким Акимыч Юсов, старый чиновник, служащий под начальством Вышневского заслуженный артист России Сергей Тезов
Онисим Панфилыч Белогубов, молодой чиновник, подчиненный Юсову Максим Филатов Денис Корнух
Фелисата Герасимовна Кукушкина, вдова коллежского асессора народная артистка России Елена Харитонова
ДОХОДНОЕ МЕСТО
А.Н.Островский
Действующие лица и исполнители:
Анна Павловна, жена его, молодая женщина Мари Марк
Василий Николаич Жадов, молодой человек, племянник его Михаил Мартьянов
Аким Акимыч Юсов, старый чиновник, служащий под начальством Вышневского заслуженный артист России Сергей Тезов
Онисим Панфилыч Белогубов, молодой чиновник, подчиненный Юсову Максим Филатов Денис Корнух
Фелисата Герасимовна Кукушкина, вдова коллежского асессора народная артистка России Елена Харитонова
ПОЗДРАВЛЯЕМ С НОВОЙ РОЛЬЮ!
12 сентября в спектакле «Доходное место» А.Н.Островского роль слуги Василия первый раз сыграл артист Евгений Сорокин. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
ДОХОД ИЛИ ЧЕСТЬ?
Пьеса «самого русского драматурга» Александра Островского «Доходное место» оказалась настолько злободневной, что первая ее постановка в Малом театре в 1857 году была запрещена цензурой в день премьеры. В 1923 году в театральное пространство Москвы ворвался спектакль Всеволода Мейерхольда, в котором режиссер сделал название пьесы символом, лозунгом, навязчивой идеей, определяющей смысл жизни и все стремления главных героев.
В конце 1960-х столичные театралы мечтали попасть на легендарный спектакль Марка Захарова в Театре Сатиры с харизматичным Андреем Мироновым в роли Жадова. Постановку тоже запретили вскоре после премьеры. Причиной стала ярко выраженная социальная проблематика пьесы и слишком явная сатира в адрес чиновничества. Премьера в Малом не претендует на звание революционной, но в ней удачным образом сошлись традиции и современный подход к классической драматургии.
Кроме вечно актуальных проблем в новом спектакле есть все, что может привлечь сегодняшнего зрителя: мастерски исследованная психологическая природа характеров главных героев, блестящий афористичный слог, современно звучащий в «доме Островского», прекрасные актерские работы корифеев Малого и тех, кто только начинает свою карьеру в театре.
В оформлении спектакля режиссер Андрей Цисарук и художник Дмитрий Разумов освободили героев от многочисленных деталей быта, лишив их поддержки той мещанской обстановки, которая является смыслом жизни обитателей купеческих домов. Лаконичные декорации вначале почти наглухо закрывают прямоугольными панелями пространство Малой сцены, затем, по мере сценического повествования, стена, отделяющая сцену от зала, постепенно разбирается, и публика оказывается рядом с артистами. Ритм почти трехчасового спектакля довольно напряженный, монологи, наполненные комическими элементами, перемежаются с драматическими моментами.
Спектакль начинается с утренней сцены в доме Вышневского, и исполнитель роли богатого и властного чиновника Александр Ермаков сразу же задает высокий тон спектаклю. Он не скрывает чувств к молодойжене (Мари Марк): «Я страстный человек: из любви к женщине я способен на все!». Под «всем» он подразумевает денежные средства, которые им были затрачены.
Образ главного героя, Василия Жадова, как правило, всегда интерпретировался, как положительный. Мечтательный юноша, романтик, полная противоположность остальным персонажам, часто изображался чуть ли не революционером, попирателем устоев и морали чиновничьего общества. Жадов в исполнении Михаила Марьянова скорее, неумен, негибок, эгоистичен в своих стремлениях, он не умеет, как сейчас модно говорить «выстраивать отношения» ни с женой, ни с тещей, ни с коллегами. И современному зрителю, начитавшемуся статей в журналах о психологии, оказывается интересен внутренний мир персонажа XIX века, к тому же артист «держит» зал на протяжении всего спектакля. В его многословии, пафосе, угловатой пластике и нелогичных поступках узнаются черты «лузера». Зачем, например, Жадов идет в трактир, зная, что там кутят ненавистные им чиновники во главе с Юсовым? К чему эти дерзкие и надменные речи, когда тот, кто их произносит, сидит в дырявых ботинках?
Посмеявшись вдоволь над Кукушкиной, публика начинает внимательнее приглядываться к героям. Особенно к Жадову, который на глазах превращается из вольнодумца в истеричного неудачника, едва сводящего концы с концами. Под натиском молоденькой жены, мечтающей о нарядах, Жадов сдается. В конце пьесы он принимает решение просить у дядюшки доходного места, что, конечно, свидетельствует о его поражении. Широким жестом отчаяния он срывает задрапированное красное полотно с декорации и оказывается перед зеркалами, как будто с ужасом заглядывая в потаенные закоулки своей души.
Помимо бенефисно исполненной роли Кукушкиной, перед зрителем раскрывается целая галерея женских характеров, объединяющая не только разные возрастные, но, что важнее, психологически разные портреты: трогательная Полина в исполнении Дарьи Шевчук, ее бойкая сестра Юлия (Карина Саханенко), лукаво выманившая из Белогубова признание, гордая Анна Вышневская в исполнении Мари Марк, защищающая собственную честь перед оклеветавшим ее мужем-стариком.
Александр Ермаков создает свой образ в лучших традициях исполнительного искусства Малого театра. Вышневский так искренне верит в незыбленность и правильность своих убеждений, что финальное разочарование становится для него воистину трагичным. Е1о не только горечь запоздалого прозрения и раскаяния вызывает у него слезы бессилия и отчаяния. Жесткий и властный Вышневский обнаруживает свою уязвимость не только перед постигшей его финансовой катастрофой, но и перед глубоким и безраздельно завладевшим им чувством любви по отношению к жене, которую он купил у родственников, как дорогую вещь. Он являет собой воплощение абсолютного чиновника, для которого вся система взяточничества и низкопоклонства стала естественной формой существования. Впрочем, о чем можно говорить, если Император Николай II утверждал, что во всей России только он не берет взяток?
Какое дело обществу, на какие доходы ты живешь, лишь бы ты жил прилично и вел себя, как следует порядочному человеку». В финале, узнав о своем крахе, Вышневский теряет былое величие и превращается в больного и усталого старика. Согнувшись, потеряв былую стать и величие, сломленный и растерянный, с невидящим взглядом, он следует мимо зрителей шаркающей походкой. Его не любит жена, отвергает свет, жить ему уже незачем.
«Доходное место» в постановке А. Цисарука стал одним из лучших спектаклей Малого театра за последнее время. В свете этого события можно не акцентировать отдельные просчеты постановки вроде некоторой суеты или длиннот прозаических сцен. Спектаклю, несомненно, предстоит долгая жизнь, это настоящий праздник для тех, кто идет в театр ради искусства, а не ради экспериментов.
Екатерина Амирханова, «Промышленный еженедельник» №23 2021
Краткое содержание «Доходное место»
Всего получено оценок: 107.
О произведении
Пьеса «Доходное место» Островского была написана в 1856 году. Актуальность и злободневность комедии объясняется ее главной темой – выявлением и порицанием взяточничества. В основу пьесы легли впечатления писателя, служившего в молодости писцом в суде.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Доходное место» по действиям, которое будет полезно как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Действие первое
Супруги Вышневские выходят утром из спальни. Аристарх Владимирович принимается упрекать свою красивую молодую супругу в холодности и равнодушии к нему. Он осыпает ее бриллиантами, золотом и мехами и зачастую идет на должностные преступления. Но даже ради богатых подарков Анна Павловна не хочет притворяться.
Чиновники принимаются обсуждать Жадова, который также служит в департаменте под началом у Юсова, и, кроме того, живет на всем готовом у своего дядюшки. Но при этом он не выказывает нужного почтения благодетельному родственнику.
Вышневский узнает от Юсова, что невестой племянника является одна из дочерей вдовы Кукушкиной. Он просит предупредить ее, чтобы не отдавала дочь за Жадова, способного загубить жизнь девушки.
Действие второе
Оставшись наедине с женихом, Полина открыто признается, что она бедна и необразованна. Однако Жадов даже рад этому: он непременно хочет сам воспитать свою невесту. Он объясняется Полине в любви и просит у Кукушкиной согласия на их брак.
Действие третье
В трактире появляются Юсов и Белогубов в компании двух чиновников. Компания отмечает выгодное дело, принесшее Белогубову большой куш. Молодой чиновник чрезвычайно доволен. В порыве благодушия он порывается угостить и Жадова, но тот в резкой форме отказывается. Белогубов от всего сердца благодарит Юсова, обучившего его всем тонкостям чиновничьих манипуляций.
Действие четвертое
Жадов требует от Полины, чтобы она перестала навещать мать и сестру, которые сбивают ее с толку пустыми разговорами о богатой и праздной жизни. Полина в свою очередь принимается пилить мужа, в точности повторяя слова сестры. Супруги ругаются. Жадов, боясь потерять любимую жену, соглашается пойти к дяде и попросить у него доходное место.
Действие пятое
Анна Павловна получает очередное письмо от поклонника, в котором тот пишет, что непременно отомстит ей за насмешки и передаст Вышневскому ее старые любовные письма к чиновнику Любимову. Однако женщина не страшится предстоящего объяснения с мужем, который своим эгоизмом разрушил все ее надежды на семейное счастье.
Входит Вышневский, который своим болезненным видом пугает Юсова и жену. Посылают за доктором. Чиновник в гневе швыряет жене ее письма к Любимову, называя ее развратной женщиной. Анна Павловна в свою очередь отрицает все обвинения.
Жадов предлагает жене вернуться к матери, чтобы та не страдала от бедной жизни. Однако Полина не собирается бросать любимого супруга. Они целуются и покидают дом Вышневских.
Заключение
В своем произведении Островский затрагивает не только социальную проблему взяточничества и казнокрадства, но также раскрывает темы семьи, нравственности, долга, чести. Герои пьесы показаны с точки зрения морального выбора, который они совершают в тот или иной момент своей жизни.
После ознакомления с кратким пересказом «Доходного места» рекомендуем прочесть пьесу в полной версии.
Тест по пьесе
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Краткое содержание пьесы «Доходное место» Островского
Во все времена многие литераторы боролись за справедливость и в своих книгах обличали нечестных людей. В 1856 году о теме взяточничества была написана пьеса «Доходное место» Островского. Краткое содержание произведения позволит учащимся при подготовке к экзаменам, а также подойдет для читательского дневника. В основу пьесы легли воспоминания писателя, в молодости работавшего писцом в суде.
Герои произведения
В пьесе описано много интересных персонажей. Главные герои произведения:
Кроме того, в пьесе есть второстепенные персонажи. В их число входят:
Первое действие
Сюжет пьесы сразу развивается очень динамично. В первом действии описаны следующие события:
Второй и третий эпизод
Во втором действии Полина и ее сестра Юлинька разговаривают о своих женихах. Полина любит Жадова и с нетерпением ждет свадьбы, а вот Юлинька не в восторге от Белогубова, но женитьбе рада, потому что ей хочется выпорхнуть из родительского гнезда как можно скорее. Входит вдова Кукушкина, она говорит девушкам, что мужей надо направлять, чтобы они стремились больше зарабатывать.
В дом к Кукушкиным приходят Юсов и Белогубов. Оставшись наедине с Юсовым, вдова просит у него денежную должность столоначальника для будущего зятя Белогубова. Чиновник соглашается, и заодно говорит женщине, что жених Полины Жадов — партия крайне неперспективная. Кукушкина считает, что все глупости в жизни мужчин от холостой жизни и после свадьбы он станет другим человеком.
Оставшись вдвоем с Жадовым, Полина говорит, что она нищая и не образованная. Жениха это не расстраивает, он даже рад. Ему хочется самому научить будущую жену всему необходимому и вместе добиться успеха в жизни. Парень признается Полине в любви и просит у ее матери согласия на женитьбу.
В третьем действии после свадьбы Жадова и Полины прошел уже год. Василий сидит в трактире и встречает там своего старого друга, бедного учителя Мыкина. Товарищ ругает Жадова, за то, что он женился, не имея ни копейки за душой, взял на себя неподъемную ношу. Племянник Вышневского сетует на то, что ему некогда воспитывать супругу, а она не считает его умным. Полина верит в то, что все умные люди обязательно богаты.
В трактир заходят Белогубов, Юсов и еще несколько чиновников. Они отмечают заключение выгодной сделки, которая принесла Белогубову много денег. Он очень счастлив и в порыве радости даже пытается угостить Жадова, но тот отказывается в резкой форме. Белогубов осыпает Юсова благодарностями, ведь это он научил его всему, что нужно знать чиновнику, чтобы жить хорошо.
Юсов учит своих подчиненных действовать так, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. Белогубов садится рядом с Жадовым и намекает, что жить надо по-родственному. Он видит, что Василий и Полина испытывают лишения и хочет помочь им деньгами, это предложение только оскорбляет Жадова.
Четвертая часть
В четвертом действии краткого содержания «Доходное место» Полина сидит в своем бедном доме и сильно скучает. К ней приходит Юлинька. Она хвастается успехами супруга и ужасается, что ее сестра такая нищая. Полина возмущается, что муж заставляет ее работать по дому и не разрешает никуда ходить. Юлинька дарит Полине красивую шляпу и рассказывает, как нужно обращаться с мужчиной.
Дом Жадовых посещает вдова Кукушкина, она ругает Полину, что та не просит от супруга денег и хвалит Юлю за разумность и практичность. Мать обещает, что поможет дочери изменить мнение зятя, который решил, что жить нужно на одно жалование. Женщина не понимает, как женатый мужчина может отказываться от взяток, раз взял ответственность перед супругой, значит, обеспечивай ее на должном уровне.
Приходит Жадов, он жалуется теще на трудную работу, а также на ленивую Полину, которая вечно ничего не делает. Эти слова возмущают Кукушкину, она растила дочь не для того, чтобы та была служанкой в своем доме. Женщина рассказывает, что ее зять Белогубов всегда балует Юлиньку и она проблем не знает. Жадов злится и просит Кукушкину покинуть дом.
Жадов говорит Полине, чтобы та больше не ходила к матери и сестре и не принимала их в гостях, ведь они учат ее дурному. Полина же повторяет слова, которые сказала ей Юлинька.
Муж и жена сильно ссорятся. Жадов любит супругу и боится ее потерять, поэтому соглашается пойти к Вышневскому и попросить дать ему доходное место.
Заключение повествования
В пятом действии рассказывается, что жена Аристарха Анна снова получает письмо от женатого поклонника. В нем говорится, как мужчина отомстит за насмешки и пошлет Вышневскому старые письма, которая женщина отправляла чиновнику Любимову. Однако дама не боится конфликта с супругом, она разочарована в своем браке.
Юсов рассказывает Аристарху, что в их канцелярии обнаружили злоупотребления, недочеты денег и прочие махинации. Он боится, что его посадят в тюрьму. Вышневский узнает о письмах Анны к Любимову и устраивает настоящий спектакль. В порыве ярости чиновник швыряет письма в лицо жене и называет ее развратной. Женщина все отрицает.
К Вышнеским приходят Жадов и его супруга. Племянник кротко просит дядю о доходном месте, говорит, что осознал свою глупость и изменил мировоззрение. Юсов и Аристарх надсмехаются над Жадовым, радуются его моральному падению. Но очень скоро Жадов жалеет о своих словах, он понимает, что не готов сойти со своего пути.
В своей пьесе Александр Островский раскрывает не только проблему взяточничества, но и описывает трудности семей, важность высокого морального облика. Каждый герой произведения в свое время принял определенное решение, которое изменило его жизнь.
Автор предпочел смотреть на персонажей в точки зрения этого выбора. Чтобы лучше понять позицию Островского, желательно прочитать книгу полностью, например, в режиме онлайн на сайте. Это позволит провести более глубокий анализ.