митигация рисков это что такое простыми словами
Митигация рисков
Что такое митигация рисков?
Митигация (или митигирование) рисков — это термин, происходящий от английского слова mitigation, означающего «смягчение» или «смягчение последствий». Прямой перевод с английского уже частично описывает суть митигации рисков — это снижение последствий от их реализации.
Изначально термин «митигация» применялся в отношении различного рода катастроф и чрезвычайных ситуаций (в понимании способов снижения тяжести их последствий), но в последнее время он нередко используется и в теории управления рисками. Особенно часто этот термин применяется в таких областях как промышленная безопасность и управление рисками в производстве.
При этом, если мы говорим об управлении рисками, митигация означает усилия, направленные не только на уменьшения тяжести последствий реализации риска, но также и на снижение вероятности реализации рискового события.
Фактически, мероприятия воздействия на риск из стандарта «ГОСТ Р ИСО 31000:2010. Менеджмент риска. Принципы и руководство», как раз и являются митигацией рисков.
План митигации рисков
План митигации рисков (англ. mitigation strategy) — это план мероприятий по управлению рисками, направленный на:
Уменьшение вероятности реализации рисков может быть обеспечено за счет создания так называемых «проактивных» барьеров — контрольных процедур, основной задачей которых является недопущение рискового события или значительное снижение вероятности его возникновения. Вероятность достаточно снизить до приемлемого для организации уровня, а не до нуля.
Снижение тяжести последствий реализации рисков обеспечивается за счет создания «реактивных» барьеров — мероприятий по минимизации ущерба от реализации риска.
Разработка и внедрение «проактивных» и «реактивных» барьеров на пути риска как раз и является задачей мероприятий по управлению риском или его митигации (митигирования).
Методы реагирования на риск могут включать в себя:
Основные стратегии митигации рисков с примерами описаны в этом видео на английском языке:
Немного теории об управлении рисками
Вводная информация по управлению рисками
Ответы же на все вопросы в каждой конкретной ситуации придется искать самостоятельно – так что не стоит видеть в процессе управления рисками какой-то панацеи от всех бед, либо немедленного и радикального улучшения процесса разработки. Впрочем, несмотря на это, я считаю управление рисками обязательной частью хорошего процесса управления проектами.
Определение риска
Определений рисков огромное множество и все они, в принципе, общеизвестны и интуитивно понятны. Приведу тут лишь несколько запомнившихся мне цитат.
Risks are schedule delays and cost overruns waiting to happen (by Peter Kulik)
Risk is the possibility of suffering loss (SEI, Dorofee 96)
Некоторые термины и определения
Для одного и того же риска могут разрабатываться оба плана, но в большинстве случаев – только один (тут уже надо решить что важнее – не допустить срабатывания риска, или же минимизировать потери при его срабатывании). Также при разработке mitigation plan часто руководствуются либо только стратегией снижения влияния или только стратегией снижения вероятности риска (что позволяет экономить – зачем направлять усилия на снижение влияния риска, если одновременно снижается и его вероятность).
Процесс управления рисками
С чего начать?
С чего начинается процесс управления рисками на проекте? Согласно теории – с идентификации риска(ов). Необходимо составить список рисков, которые бы наиболее полно отражали картину рисков и потенциальных проблем на проекте. Следует помнить, однако, что даже самый большой список никогда не будет полным – что-то всегда будет упущено. 😉
Анализ
При таком определении величина риска является простейшим способом определить количественную характеристику риска. Практически имеет смысл отслеживать и управлять рисками, которые находятся на главной диагонали данной матрицы или выше ее (то есть со значениями величины риска большими или равными 4 или 6).
После анализа риска мы можем составить топ10 рисков (Top 10 Risk List), выстроив риски по убыванию значения величины риска и выбрав первые десять. Следует помнить, что выбор большего числа рисков может превратить управление рисками в очень тяжелый процесс, который будет слишком дорог и неэффективен.
Планирование
Разрешение рисков
На данном этапе фактически происходит разрешение риска после того, как он сработал. То есть выполняется соотвуетствующий contingency plan. Задача этапа – выполнить его наиболее эффективным образом, а также собрать и проанализировать информацию о данном риске для следующего этапа.
Отслеживание и модификация данных по рискам
Заключение
Ключевым моментом процесса управления рисками должно быть периодическое повторение данных процессов, желательно согласованное с длительностью циклов разработки и рабочих процессов. Можно порекомендовать проводить оценку рисков один раз в 1-2 недели в зависимости от размера проекта (в некоторых особо крупных проектах периодичность может быть увеличена до месяца, однако больше я бы делать не стал).
Также хочу порекомендовать сохранять историю изменений списка рисков и их параметров (хотя бы Top 10 Risk List) – в будущем это даст нам необходимые статистические данные.
Постскриптум
Хочется отметить, что информация, приведенная выше, является выжимкой из большой, официальной и предельно формализованной процедуры по менеджменту рисков, которую я создал для компании, в которой работаю. Опущены некоторые формальные этапы (например, планирование управления рисками, контроль), для приведенных этапов дано описание их сути, что помогает понять их, но оставляет определенную свободу выбора и гибкость при применении на различных проектах.
Митигация или как управлять правовыми рисками
Содержание статьи:
Термин митигация пришел к нам из английского языка. Он означает смягчение или уменьшение. При этом на самом деле, юристы сталкиваются с митигацией ежедневно, ведь осуществляя защиту клиентов, выступая в суде, подготавливая юридическое заключение, юристы работают над митигированием рисков, то есть заботятся об их снижении.
Юристы разных специализаций используют различные задачи в области митигации.
Например, юрист, специализирующийся на договорных отношениях, должен снизить риски судебных споров, а также неисполнения обязательств по договору. Юрист, который представляет интересы компании в суде, должен снизить риски принятия решения не в пользу компании, взыскания убытков, штрафных санкций. Юрист по налогам оценивает сделки, хозяйственные операции с точки зрения рисков доначисления налогов.
Это скорее подход на уровне бытового понимания и оценки рисков. Но митигация гораздо шире.
Впервые подход на уровне оценки рисков был использован в Банка России от 30.06.2005 N 92-Т (с изм. от 12.10.2016) «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах».
В данном письме были выделены как внешние, так и внутренние факторы риска.
Соответственно, выявив данные факторы риска, можно сделать вывод о том, что рисками возможно управлять. Управление правовым риском осуществляется в целях уменьшения возможных убытков, в том числе в виде выплат денежных средств на основании постановлений судов.
Какие существуют механизмы управления рисками?
Показатели могут быть различны, например, применительно к кредитной организации в качестве таких показателей рисков выделяют:
Таким образом, митигирование рисков используется юристами в повседневной работе как интуитивно, так и на основании нормативных документов.
Вопрос развития митигации в настоящее время связан с расширением в применении риск-ориентированного подхода. Такой подход широко используется в развитых странах.
Что подразумевает данный подход?
Это прежде всего, оценка любого явления, компании, бизнеса с точки зрения рисков. Данный подход применяется и государственными органами, в частности, была принята концепция и различного рода нормативные акты, касающиеся риск-ориентированного подхода в проверках.
Согласно статье 8.1. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено применение риск-ориентированного подхода.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя или используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.
Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом.
Соответственно, уже сегодня в разных областях экономической деятельности разработаны критерии.
Например, в пожарной безопасности разработано Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 (ред. от 29.12.2016) «О федеральном государственном пожарном надзоре». Так:
а) к категории высокого риска относятся следующие объекты защиты:
б) к категории значительного риска относятся следующие объекты защиты:
Аналогичные критерии разработаны:
Система оценки правовых рисков – роскошь или необходимость?
Впервые понятием правового риска стали руководствоваться организации финансового сектора – Банк России сформулировал определение правового риска в письме от 30 июня 2005 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах». Под ним понимается риск возникновения у кредитной организации убытков из-за различных внутренних и внешних факторов. К внешним относятся независящие напрямую от действий самой компании факторы, например, несовершенство российского законодательства. К числу внутренних факторов, порождающих правовые риски кредитных организаций, Банк России относит следующие:
Указанное письмо Банка России обязательно к применению всеми финансовыми организациями.
Но правовые риски возникают не только у финансовых организаций. Компаниям нефинансового сектора тоже следует учитывать правовые риски, если они хотят сделать свой бизнес эффективным. Однако здесь возникают затруднения – для этих организаций подобный перечень факторов возникновения правовых рисков в законодательстве не закреплен. Это служит одной из причин другой проблемы – согласно исследованию международной юридической фирмы Berwin Leighton Paisner (BLP) Legal Risk Benchmarking Survey 2010 года, 75% генеральных директоров и топ-менеджеров компаний даже не представляют, что такое правовые риски, и как они могут отразиться на деятельности организации. Несмотря на то, что со времени исследования прошло уже практически четыре года, ситуация, по мнению экспертов, кардинально не изменилась. «Сегодня есть проблема – отсутствие четкого определения правового риска в законодательстве и понимания того, что такое правовой риск как у юристов, так и у первых лиц компании, что негативно отражается на ее деятельности», – отметила руководитель департамента правовой поддержки и соответствия нормативным требованиям компании по поставке спецтехники ООО «Цеппелин Русланд» Анна Калачева.
Таким образом, для повышения эффективности работы компании просто необходимо определить круг правовых рисков и направить свои усилия на их митигирование.
НАША СПРАВКА
Митигация или митигирование рисков – уменьшение вероятности наступления рискового события и минимизация последствий его возможного наступления.
Правовые риски организаций нефинансового сектора в целом довольно схожи с теми, которые обозначил в указанном письме Банк России. Основываясь на экспертных оценках, мы рекомендуем выделять следующие группы рисков для нефинансовых компаний:
При этом каждая группа правовых рисков может делиться сколь угодно мелко. Например, в зависимости от сферы деятельности компании договорные риски можно выявлять по виду договора – например, договор поставки и договор аренды будут иметь каждый свои правовые риски. Рассмотрим каждую группу более подробно.
Митигировать регуляторные риски на законодательном уровне отдельно взятой компании довольно трудно, хотя при подготовке законопроектов часто учитывается мнение общественных объединений предпринимателей по отраслям или сферам деятельности. Например, при подготовке изменений, касающихся ОСАГО (Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») было принято во внимание мнение общероссийского профессионального объединения «Российский союз автостраховщиков» (РСА).
Конкретная организация может митигировать регуляторные риски, вступив в профессиональные объединения. Это поможет не только лоббировать через них свои интересы, но и оперативно отслеживать важные тенденции и изменения правового поля и составлять прогноз воздействия нововведений на деятельность компании.
Директор по юридическим вопросам сайта бесплатных объявлений Avito.ru Виктор Топадзе выделяет три варианта митигации регуляторных рисков:
Однако, не всегда у компаний есть возможность предсказать те или иные изменения законодательства. Например, введение Правительством РФ санкций на ввоз некоторых категорий продуктов из США, стран ЕС и некоторых других стало полнейшей неожиданностью для многих предпринимателей, которым осталось использовать только реактивный вариант митигации этого риска.
Договорные риски
Наиболее часто компании сталкиваются именно с этими рисками. Среди них можно выделить следующие риски, связанные с:
Для митигации договорных рисков важно разделить зоны ответственности между юристом и исполнителем договора при его составлении. Условия о предмете договора, сроках и способах его исполнения лежат в зоне ответственности, например, менеджера по продажам или другого сотрудника. Юрист при составлении договора должен отвечать, прежде всего, за раздел «Ответственность сторон» с предусмотренными санкциями за нарушение условий договора и порядком урегулирования разногласий, за выбор применимого права по спорам из договора, за определение компетентного юрисдикционного органа и т. д. Что, конечно, не освобождает юриста от проверки всех положений договора с точки зрения закона, а также на непротиворечивость условий договора друг другу и стратегии развития фирмы.
Но чаще всего негативные последствия от отсутствия зон ответственности испытывает не столько сотрудник, допустивший заключение договора с непродуманными и несогласованными условиями, сколько юрист. Дело в том, что при возникновении судебного конфликта по поводу неисполнения компанией, например, взятых наобум сроков поставки товара, отстоять правоту объективно бывает очень сложно. А проигранный судебный спор может стоить юристу премии.
«Договор – это инструкция, как именно и на каких условиях конкретный сотрудник будет работать с контрагентом, исключительно он и никто иной. Но очень часто многие менеджеры и другие фактические исполнители договора об этом забывают и получают совсем не тот результат исполнения договора, который они ожидали. А со всеми проблемами по договору разбираются потом юристы», – пояснила руководитель юридического отдела фармацевтической компании «Инвар» Анна Сологубова. Мы рекомендуем закрепить в трудовых договорах и должностных инструкциях ответственных сотрудников обязанность по согласованию любых поправок в любом договоре с юристами. При нарушении этого правила к такому сотруднику, с учетом тяжести совершенного проступка и обстоятельств его совершения, можно будет применить дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора (ст. 192 ТК РФ).
Риски из иных непубличных отношений
Чаще всего эти риски возникают в результате использования чужой интеллектуальной собственности, и в основной своей массе они связаны с проведением рекламных кампаний. Как заметил директор юридического департамента компании по производству шин ООО «Пирелли Тайр Руссия» Николай Степанов, неправомерное использование чужой интеллектуальной собственности для продвижения собственного товара может быть чревато финансовыми и репутационными потерями.
Финансовые потери могут выражаться в выплатах правообладателям компенсаций за использование их интеллектуальной собственности, доначислении налоговых платежей и штрафов за неуплаченные суммы вознаграждений авторам или правообладателям. Репутационные потери проявятся в неблагоприятном впечатлении о компании у потребителя в связи с оглаской такого нарушения.
Для митигирования такого риска юристу необходимо изначально определить, какой объект интеллектуальной собственности будет использован в рекламе и на каком правовом основании. В частности, следует выяснить, подлежит ли он правовой защите в принципе (например, любые объекты, являющиеся общественным достоянием, можно использовать свободно), есть ли у организации лицензионный договор или разрешительное письмо от правообладателя или его представителя. Это можно сделать путем внесения в должностные инструкции сотрудников, в трудовые функции которых входит создание рекламы или сбор материалов для ее создания, обязанности сообщать об используемых объектах интеллектуальной собственности, их правообладателях и основаниях использования таких объектов. Отдельно в должностных инструкциях или регламентах организации следует прописать ответственность сотрудника перед компанией за причинение материального ущерба, если организацию оштрафуют из-за неправомерного использования объекта интеллектуальной собственности.
Если рекламные материалы создает рекламное агентство, необходимо проверить легальность действий конкретного рекламопроизводителя в части использования объектов интеллектуальной собственности, например потребовать приложить к акту приемки-передачи работ лицензионные договоры или иные документы, подтверждающие право использовать объекты интеллектуальной собственности, задействованные в рекламе. Следует помнить, что ответственность за использование чужих объектов интеллектуальной собственности может быть возложена как на рекламодателя (саму организацию), так и на рекламопроизводителя по выбору правообладателя (п. 6.1 ст. 1252 ГК РФ). «В связи с этим рекламодателю будет уместно добавить в договор с рекламопроизводителем пункт о том, что на него возлагается ответственность за нарушение прав третьих лиц – правообладателей и/или авторов объектов интеллектуальной собственности при производстве рекламы, а также предусмотреть обязанность производителя рекламы оградить рекламодателя от таких споров и урегулировать все разногласия в случае их возникновения за свой счет», – советует Николай Степанов.
Участие компании в судебном разбирательстве
Риски, связанные с участием организации в административном, уголовном или гражданском судопроизводстве объединяют в себе как судебные дела по искам контрагентов, так и инициируемые самой компаний, а также органами государственной власти. При выделении таких рисков могут учитываться конкретные основания исков, сумма исковых требований или назначенного штрафа.
Некоторые эксперты не поддерживают вынесения в отдельную группу рисков судебные разбирательства компании, отмечая, что судебные споры с контрагентами неизбежны при ведении бизнеса. Еще один аргумент в пользу такой точки зрения заключается в том, что риски судебных тяжб учитываются при оценке любой другой группы рисков. А вот руководитель контрольно-правового отдела компании по производству промышленного оборудования ООО «Данфосс» Александр Котляр, напротив, уверен, что участие в судебных разбирательствах надо рассматривать как риск и стремиться к его снижению – тогда и количество споров снизится.
Способом митигации этого риска является ведение статистики судебных дел и анализ причин их возникновения и их устранение – может быть, существует пробел в логистической системе компании или отсутствуют стандартные формы договоров, либо нет обратной связи от потребителей и эффективного досудебного способа разрешения претензий.
Составляем матрицу оценки правовых рисков
Наличие той или иной группы рисков и особенности работы с ними во многом будут зависеть от самой компании, сферы ее деятельности и приоритетного направления ее развития. Действенным механизмом для выявления, отслеживания и митигации правовых рисков является матрица правовых рисков.
Для начала необходимо выделить измеримые показатели оценки деятельности компании, которые будут служить так называемыми «маркерами» различных правовых рисков. Мы предлагаем в качестве маркеров использовать количественный показатель за определенный период (год или квартал):
Для определения этих маркеров очень важно вести корректный статистический учет каждого показателя. «Нужно понимать, что достичь нулевого значения по всем правовым рискам невозможно, это недостижимая мечта всех руководителей и юристов. Для нормальной работы организации следует определить риск-аппетит, то есть приемлемую норму рисков для конкретной компании», – отметила Анна Калачева.
После этого следует анализ собранных статистических данных. Например, показатель «количество судебных дел по искам контрагентов» следует разнести по видам исков, их основаниям, размеру предъявленных требований и результату рассмотрения дела, а также проанализировать категорию договоров или иных отношений, из которых возникают такие дела, и их частоту и «стоимость» для компании.
Корректная оценка показателей, которая лежит в основе построения матрицы правовых рисков, невозможна без соблюдения следующих условий:
На основании оценки показателей по конкретному виду риска следует определить вероятность его наступления для компании:
Оценка правового риска «Судебные разбирательства» в отношении компании Х на 2014 год (подготовлен руководителем департамента правовой поддержки и соответствия нормативным требованиям компании по поставке спецтехники ООО «Цеппелин Русланд» Анной Калачевой)
Итог: риск возрастает до 0,125% от оборота компании, то есть увеличивается вероятность его наступления, но степень его значительности не изменяется.
Для правильного составления матрицы правовых рисков и последующей митигации этих рисков необходимо определить ответственное за каждый конкретный риск лицо, так называемого «владельца риска». В тех организациях, где оценка правовых рисков не проводится или проводится не на должном уровне, владельцем всех правовых рисков принято считать юриста компании.
Примером другого подхода служит позиция группы компаний нефтехимического производства ОАО «СИБУР Холдинг»: владельцем конкретного риска выступает заместитель генерального директора по конкретному направлению деятельности либо руководитель того или иного отдела (например, отдела продаж по договорному риску), а юридическая служба предприятия или является совладельцем риска, или оказывает только консультативную помощь.
Как рассказала юрист ООО «Сибур» Наталья Кузьмина, процедура разработки и согласования матрицы правовых рисков предусматривает три этапа.
На первом этапе каждое структурное подразделение организации выявляет правовой риск в рамках своей деятельности и устанавливает зоны ответственности, после чего направляет информацию об этом владельцу риска и юридической службе организации.
На втором этапе владелец риска (руководитель уровня «генеральный директор минус одна ступень» – заместители генерального директора по конкретным направлениям деятельности, руководители департаментов и иных структурных подразделений компании и др.) производит оценку правового риска, разрабатывает совместно с юридической службой мероприятия по митигации риска и назначает ответственных за их проведение. Однако, ответственность за непроведение мероприятий остается на владельце риска.
На третьем этапе юридическая служба оформляет матрицу правовых рисков в свободной или предусмотренной в организации форме, готовит приказ о ее утверждении и осуществляет контроль за исполнением мероприятий по митигации рисков.
Образец описания конкретного риска в матрице правовых рисков (подготовлен юристом ООО «СИБУР» Натальей Кузьминой)
После составления перечня правовых рисков и определения их владельцев необходимо разработать мероприятия по митигированию рисков в зависимости от факторов их возникновения. Например, в случае возникновения правового риска из-за отсутствия ответственных за конкретный процесс лиц будет выявлена необходимость в конкретизации должностных инструкций соответствующих сотрудников. В случае возникновения риска вследствие несовершенства или быстрого изменения законодательства станет очевидна необходимость участия организации в публичных обсуждениях нормативных правовых актов, а также разработки внутренних стратегий поведения для митигации этого и других регуляторных рисков.
В условиях не совсем стабильной экономики и возникновении все новых вызовов для успешного ведения бизнеса роль юриста компании уже не сводится только к подготовке правовых заключений. «Бизнесу нужны решения, а не абстрактные рассуждения о том, что законно, а что нет», – утверждает директор по правовым вопросам ГК «Росводоканал» Дмитрий Тимофеев. С его точки зрения, помимо стандартной обязанности предоставлять правовые заключения, у юридической службы довольно много других возможностей облегчить ведение деятельности компании. Для этого необходимо обеспечить участие юристов в корпоративном управлении, в том числе через представительство в органах управления, комитетах и рабочих группах.
Эффективным инструментом будет внедрение менеджмента юридических решений и работа в рамках проектного подхода с привлечением других отделов компании по проблемным направлениям, выявленным в ходе составления матрицы правовых рисков. Кроме того, намного облегчит жизнь юристу и предпринимателю стандартизация и автоматизация юридических процессов. Как отметил Дмитрий Тимофеев, для позитивного развития компании нет смысла в отчетах, должна быть единая база договоров и других данных, необходимых для функционирования организации. Матрица правовых рисков позволит оптимизировать структуру юридического отдела или департамента компании и покажет необходимость в перераспределении внутренних юридических ресурсов, их увеличении или привлечении внешних ресурсов.