мировоззрение православие что это
Православное мировоззрение в современном обществе
Доклад на X научно-практической конференции «Православная русская школа: традиции, опыт, практика, возможности, перспективы» (Свято-Алексиевская Пустынь, 28.04-1.05)
С 28 апреля по 1 мая в Свято-Алексиевской Пустыни, где на базе гимназии и кадетского корпуса впервые в России началась работа по возрождению традиционной русской школы, состоялась X научно-практическая конференция «Православная русская школа: традиции, опыт, практика, возможности, перспективы». Публикуем доклад, прозвучавший на конференции.
Современное общество является потребительским. Стремления людей к удовлетворению множества разнообразных, часто противоречивых, потребностей делают мир нестабильным, неустойчивым, подверженным хаосу и неопределенности. Плюрализм мнений человечества несет утрату абсолютных ценностных ориентиров во всех областях жизни общества, невозможности отличить правду от лжи и к возможности подмены истины.
2. Мумриков Олег, свящ. Богослов. Ru 24.05.2011 Русская народная линия информационно-аналитическая служба. Православие Самодержавие Народность. Материя и иерархия мироздания.
3. Мумриков Олег, свящ. Концепции современного естествознания. Христианско-апологетический аспект. Сергиев Посад: Московская духовная академия. 2013.
Православное мировоззрение основано на вере в Иисуса Христа, Бога, Творца мира и человека. Материалисты несмотря на многие научные факты верят в теорию Дарвина. Пусть бы себе верили, что произошли от обезьяны, но находятся учителя православия, которые в угоду современному обществу пытаются примирить теорию Дарвина с православной верой. Существование Творца они не отрицают, но человек, по их мнению, произошел в результате эволюции от обезьяны. Это уже искажение православной веры. Высказывание святейшего патриарха приведенное в докладе говорит о недопустимости искажений и позволяет назвать ересью взгляды «православных» эволюционистов.
Православие для чайников. Введение в православное мировоззрение
«У слепой веры злые глаза».
Вера
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете» [1]
Православное учение о Святой Троице. Крест для разума или пища для души
«Credo quia absurdum» [3]
Любая религия начинает свое учение с определения Бога. По Православному вероучению Бог единый по существу и Троичный в Лицах. У Бога Три Лица – Отец, Сын и Святой Дух. Каждое из Лиц Троицы является Богом. Но при этом не Три Бога, а Один. Троица Нераздельная и Единосущная.
Возможности нашего понятийного аппарата весьма ограничены даже по отношению к нашей земной реальности. Мы можем дать определение карандашу, ведру или ложке. Но какими словами можно объяснить динамически меняющееся состояние влюбленности, или что чувствует человек в состоянии психической болезни. Большинство из наших внутренних переживаний и ощущений вообще не поддаются точному определению и смысловой детализации. Еще меньше возможности у нас выразить понятийно то, что происходит в макро или микро мире. И невозможно вовсе описать реальность мира духовного. Любые попытки преподобного Серафима Саровского сформулировать словами то, что он увидел после того, как попросил Бога показать ему небесные обители, были безуспешными. Так же, как и у апостола Павла, который слышал в духовном мире «глаголы неизреченные» (2 Кор. 12:4). Небесный ангел, показав преподобному Макарию Египетскому то, что случается душе претерпеть после разлучения с телом, при этом не забыл предупредить: «Смотри, это лишь жалкое подобие того, что происходит с душой после смерти на самом деле». Но есть ли способ изъяснить неописуемое? Есть, вот например:
Человек
«Мы — источник веселья и скорби рудник. Мы — вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, — многолик. Он ничтожен — и он же безмерно велик!»
Библия о человеке
Спаситель Иисус Христос
«Бог вочеловечился, чтобы мы обожились»
«Узри, о Боже, взор мой безутешный
И сердце, что раскрыл я пред Тобой,
На путь наставь мой разум многогрешный,
Но будь Целителем, а не Судьей».
«Книга скорбных песнопений»
Искупление
«Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». ( Исаия 53:5)
Христос вбирает в себя все те страдательные состояния человеческой природы, которые были следствием разрыва человека с Богом. Бог переболел нашей обезбоженностью. Он впустил в себя всю человеческую боль, включая потерю самого Бога, смерь и ад.
Так же как мы берем помятую бумажку и ложем ёё под пресс, чтобы выпрямить, Христос вбирает в Свою Ипостась нашу, искалеченную грехом, человеческою природу и непогрешимостью Своей Божественной Ипостаси распрямляет, исцеляет ее до предельного конца. Импульсы греха не находят себе места во Христе, потому что Божественная Ипостась Христа не коррумпирована грехом. Грех не может реализовать себя во Христе, так как на это нет соизволения Его ипостасной воли. Жало смерти и греха, войдя в Спасителя, ломается и умирает.
Пасха
Церковь
Формулу спасения можно выразить следующим образом: А+В=С, где А – Благодать, дающаяся нам от Бога и вводящая нас в жизнь вечную, В – усилия самого человека, который внутри себя создает условия для действия этой Благодати, С – результат синергийного взаимодействия Бога с человеком, итогом которого будет прописка последнего в вечном Царстве Жизни будущего века.
Первое условие (А). Таинства
Крещение
Христос создает на земле Церковь, которая является его таинственным богочеловеческим организмом. С этим телом Христа [7] человек соединяется через таинство Крещения, становясь клеточкой Его организма. Христос в Евангелии сравнивает себя с лозой, а своих последователей с черенками, привитыми к этой лозе (Иоан.15:1-6). Во время прививки сухой черенок прикручивают к живому дереву так, чтобы он прижился. Дальнейшая его судьба зависит от того, смогут ли соки лозы заполнить собой сухость и безжизненность привитого черенка. Человек, который крестился в Церкви, должен наполниться Богом изнутри. Инъекцией для введения в человека этой благодати обожения является Таинство Причастия.
Причастие
Христос через нетленность своей Божественной Ипостаси исправляет и насыщает Жизнью нашу человеческую природу. Потом ее же, только преображенную, богонасыщенную, обновленную вводит в нас, как лекарство, которое исцеляет и освобождает нашу личность от пленённости грехом.
Церковная традиция изливает дождь благодатного обновления на каждую живую клеточку своего богочеловеческого организма. Весь ритм жизни в Церкви нацелен на то, чтобы нетварные (несозданные) Божественные энергии от купели и до гроба взращивали каждого члена Церкви «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4, 7-14)
Но спасение не может быть воспринято человеком механически без участия его свободной воли и без усилий с его стороны.
Второе условие (В). Духовная жизнь
Молитва и Аскетика
Человек должен внутри своего сердца создать условия, которые дали бы Богу возможность действовать в нем. Работа по созданию этих условий называется ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ. Она многогранна, но можно выделить некоторые ключевые моменты.
Священное Писание и Святоотеческое Предание
Для того, чтобы молиться и каяться, нам нужно знать критерии, по которым мы должны строить свою жизнь. Духовный эталон христианина нам дан в СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ Нового Завета, которое должно являться постоянным объектом для изучения. Нагорная проповедь, притчи Христа, апостольские послания описывают нам, каким должен быть христианин, что требуется от него для того, что бы стать гражданином Царства Божьего. Как этот эталон воплощается в конкретных людях, мы можем узнать из чтения и изучения СВЯТЫХ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ. В своих аскетических сочинениях они дают нам методику и методологию применения заповедей Божиих в личной жизни. Священное Писание отвечает на вопрос «Каким я должен стать, чтобы спастись?», а Святоотеческое Предание уточняет «Как мне это сделать?» В нем то общее, что дается нам в Библии, получает конкретное воплощение в частных примерах христианского служения, в их опытном исполнении и воплощении.
Все вышеизложенное, воспитывает в человеке ту духовную эмпатию [8] жизни во Христе, которая и отличает человека православного, т.е. живущего в Православной традиции от православнутого, т.е. у которого своя «правая вера», отличная от Церковной традиции.
Сноски.
Православное мировоззрение
Православное мировоззрение
Занимая такую позицию — видя в миру как хорошее, так и плохое, — мы можем иметь православное мировоззрение, то есть жить с православным взглядом на всю жизнь, а не только на узкоцерковные вопросы. Существует неверное мнение, которое, к сожалению, слишком уж распространено ныне, что достаточно иметь православие, ограниченное церковным зданием и нормальной «православной» деятельностью типа молитвы в определенное время или крестного знамения; в остальном же, согласно этому мнению, можно жить как все, участвуя в жизни и культуре нашего времени без всяких проблем постольку, поскольку мы не совершаем греха.
Всякий, кто понял, насколько глубоко Православие и насколько глубоки обязанности серьезного православного христианина, а также какие обязанности накладывает на нас, какие тоталитарные требования предъявляет нам современный мир, легко видит, как ошибочно это мнение. Или ты православный в любое время каждого дня, в любой жизненной ситуации, или же ты на самом деле вовсе не православный. Наше православие открывается не только в наших строго религиозных взглядах, но во всем, что мы делаем и говорим. Большинство из нас почти не осознает христианской ответственности за мирскую сторону нашей жизни. Человек же с подлинно православным мировоззрением любую часть своей жизни живет как православный.
Спросим здесь поэтому: как можем мы в нашей повседневной жизни питать и поддерживать православное мировоззрение?
Первый и наиболее очевидный путь — быть в постоянном соприкосновении с источником христианского питания, со всем, что Церковь дает нам для нашего просвещения и спасения: церковными службами и святыми Таинствами, Св. Писанием, житиями святых, писаниями свв. отцов. Следует, конечно, читать книги, которые находятся на твоем уровне понимания, и применять церковное учение к своим собственным жизненным ситуациям и обстоятельствам, тогда они окажутся плодотворными, направляя и изменяя нас по-христиански.
Но часто эти основные христианские источники не оказывают на нас полного воздействия или же вообще не воздействуют на нас, потому что мы не занимаем правильной христианской позиции по отношению к ним и к христианской жизни, которую они должны вдохновлять. Попытаемся понять, какой должна быть наша позиция, если мы хотим получить от них подлинную пользу, и если они должны стать для нас началом подлинного православного мировоззрения.
Прежде всего, христианская духовная пища по самой природе есть нечто живое и питающее; если же наше отношение к ней носит чисто теоретический и книжный характер, то мы не получим от нее тех благ, которые она может дать. Поэтому, если мы читаем православные книги или интересуемся Православием только чтобы получить информацию или чтобы хвастнуть своим знанием перед другими, мы не видим сути; если мы учим заповеди Божий и закон его Церкви только для того, чтобы «правильно» поступать и судить о «неправильности» других, мы не видим сути. Они не просто должны оказывать влияние на наши идеи, но должны непосредственно касаться нашей жизни и менять ее. Во время любого великого кризиса человеческих дел те, кто полагается на поверхностное знание законов, канонов и правил, не могут выстоять. Сильными окажутся те, кому православное образование дало чувство того, что есть подлинное христианство, те, чье православие находится в сердце и способно затронуть другие сердца.
Нет ничего трагичнее, чем видеть человека, выросшего в Православии, имеющего понятие о катехизисе, читавшего жития святых, имеющего представление об общих целях Православия, понимающего некоторые службы — и при этом не осознающего, что же происходит вокруг него. И он преподносит своим детям эту жизнь в двух категориях: одна — это как живет большинство, а вторая — как православные живут по воскресеньям и когда читают какой-нибудь православный текст. Когда ребенка воспитывают таким образом, он скорее всего не выберет Православия; оно станет очень малой частью его жизни, потому что современная жизнь очень соблазнительная, слишком многие стремятся к ней, она подменяет действительность — если только человек не был научен тому, как защищаться от его вредного воздействия и как воспользоваться преимуществами того доброго, что есть в мире.
В этом смысле наша позиция должна быть приемлемой и нормальной, т. е. она должна прилагаться к реальным обстоятельствам, а не быть плодом фантазии, ухода от жизни и отказа смотреть в лицо неприятным явлениям окружающего мира. Слишком возвышенное и витающее в облаках тепличное Православие неспособно помочь людям в повседневной жизни, наш мир достаточно жесток и своей грубостью ранит души; мы должны в первую очередь ответить трезвой христианской любовью и пониманием, оставляя исихазм и высшие формы молитвы тем, кто способен их воспринять.
Наша позиция не должна быть и эгоцентричной, а обращаться к ищущим Бога и духовной жизни. Сейчас везде, где есть сложившаяся христианская община, есть искушение превратить ее в общество для взаимных поздравлений и восторгов от наших добродетелей и достижений, красоты наших церковных зданий и утвари, великолепия наших служб, даже чистоты нашего учения. Но истинная христианская жизнь, начиная с апостольских времен, была всегда неотделима от того, чтобы делиться ею с другими. Православие именно поэтому-то и живо, что светит другим и не имеет нужды в учреждении «миссионерского отдела»; огонь подлинного Православия есть лишь нечто, что мы храним для себя и чем мы похваляемся, когда мы мертвые, погребающие мертвых, а именно в таком состоянии и находятся сейчас многие из наших православных приходов, даже те, где много молодежи, если они не вживаются глубоко в свою веру. Недостаточно сказать, что молодежь ходит в церковь. Нам надо спросить, что несут они туда, что выносят они из церкви, и если они не воспринимают Православие всей своей жизнью, тогда напрасно говорить, что они ходят в церковь.
В то же время наше отношение к людям должно быть отношением любви и прощения. Сейчас в православную жизнь вкралась некоторая жестокость: «Это еретик, не общайся с ним», «Этот, возможно. Православный, но с уверенностью утверждать нельзя», «А вот тот явно шпион». Никто не станет отрицать, что Церковь сейчас окружена врагами и что есть некоторые, кто не прочь воспользоваться нашим доверием. Но так было с апостольских времен, и в этом практическом отношении христианская жизнь всегда была чем-то рискованным. Но даже если иногда нами и пользуются, и мы должны проявлять осторожность, все же мы не можем отказаться от нашей основной позиции любви и доверия, без нее мы потеряем основу основ нашей христианской жизни. Мир без Христа недоверчив и холоден, но христиане, напротив, должны быть любящими и открытыми, а иначе мы потеряем соль Христову в себе и станем подобными миру, годными для того, чтобы нас выбросили и попирали ногами.
Немного смирения при взгляде на себя помогло бы нам быть более великодушными и прощающими ошибки других. Мы любим осуждать других за странность их поведения; мы называем их «cuckoos» или «тронутыми новообращенными». Действительно, мы должны беречься по-настоящему неуравновешенных людей, которые могут принести большой вред Церкви. Но какой православный серьезный христианин сегодня немного не «тронутый»? Мы не соответствуем обычаям мира сего, а если и соответствуем им в сегодняшнем мире, то мы уже не являемся подлинными христианами. Подлинный христианин не может чувствовать себя своим в миру и не может не казаться себе и другим немного «тронутым». Во многих странах достаточно придерживаться идеала христианства не от мира сего или креститься взрослым, чтобы попасть в сумасшедший дом, а эти страны торят дорогу всему миру.
Поэтому не будем бояться, что в миру к нам станут относиться как к несколько «тронутым» и будем продолжать хранить христианскую любовь и прощение, которое мир никогда не сможет понять, но в которых в глубине сердца он нуждается и которых даже жаждет. Наконец, наша христианская позиция должна быть — назову по недостатку лучшего слова — невинной. Ныне мир придает большое значение сложности, житейскому опыту, «профессионализму». Православие не придает этим качествам никакой цены, они убивают христианскую душу. И все же эти свойства непрестанно проникают в Церковь и в нашу жизнь. Как часто приходится слышать, особенно от восторженных новообращенных, о желании поехать в большие центры Православия, в соборы и монастыри, где собираются тысячи верующих и разговор повсюду идет на церковные темы, и можно почувствовать, как все же важно Православие. Это Православие есть лишь маленькая капля в ведре, если взглянуть на все общество в целом, но в этих больших соборах и монастырях столько народа, что кажется, что Православие действительно преобладает. И как часто видишь этих людей в жалком состоянии после того, как они удовлетворили свое желание и возвратились из «великих центров Православия» угрюмые и разочарованные, наслушавшиеся мирских церковных сплетен, полные осуждения и озабоченные лишь тем, чтобы быть «православными», «соответствующими» и мирски-опытными в вопросах церковной политики. Одним словом, они потеряли свою невинность, свою неотмирность, были сбиты с толку из-за своей завороженности мирской стороной церковной жизни.
В разных формах это искушение встает перед нами всеми, и мы должны бороться с ним, не позволяя себе переоценивать в Церкви внешнее, но всегда возвращаясь к «единому на потребу» Христу и спасению наших душ от этого рода лукавого. Мы не должны закрывать глаза на происходящее в мире и в Церкви — нам нужно знать это ради самих себя, но наше знание должно быть трезвым, простым и прямодушным, а не усложненным и мирским.
Путь жизни – православный
Учебное пособие написано в соответствии с примерным содержанием предмета «Основы православной культуры». Оно ориентировано на две содержательные линии: православный образ жизни и нравственная культура Православия. Является завершающим в серии учебных пособий данных авторов: первое учебное пособие «Добрые уроки-наставления» для учащихся 4–5 классов, второе – «Уроки добротолюбия» для учащихся средней школы и заключительное «Путь жизни – православный» для учащихся старших классов и молодежи. Возможно использование пособия в государственных и воскресных школах, в системе дополнительного образования, для индивидуального чтения.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь жизни – православный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Основы православного мировоззрения
Чтобы лучше узнать себя, свои возможности и их границы, свои способности, надо понять кто ты? Как и зачем появился на свет? К чему призван? Четкие и глубокие ответы на эти вопросы дает православная антропология. Согласно христианскому учению человек был создан Богом в последний день творения. Его созданию, в отличие от сотворения всей другой твари, предшествовал совет Пресвятой Троицы: … сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Величию человека как образа Божия соответствовало и его Божественное предназначение: … и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями,) и над скотом, и над всею землею… (Быт. 1, 26). Человек был создан как венец всей тварной природы и наделен Божественным Духом, приобщающим его естество к духовному, невидимому миру: …создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). «Дыхание жизни», согласно толкованию святых отцов, означает, что Бог дал своему созданию дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу Своему. Как мы видим, Творец «образует» дух человека и создает индивидуальную душу его. Именно дух определяет Богоподобие человека, будучи подобием Божественного Духа. Этим и отличается человек от всех остальных живых тварей.
Когда, по повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, то оказалось, что среди них нет того, кто мог бы стать ему другом и помощником. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). И навел Господь Бог на человека крепкий сон: и, когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа (своего) (Быт. 2, 21-23). На востоке до сих пор существует пословица: «Ты мне близок, как мое ребро», т. е. как сама моя сущность, как часть меня. Недаром на древнееврейском языке, муж звучит как «иш», а жена — как «иша». Как производное, взятое от мужа. Поскольку Адам и Ева происходят из одного тела, из одной души, они должны быть едиными — любить и беречь друг друга. Таким образом, муж и жена изначально задуманы как две половинки единого целого, гармонически дополняющие и обогащающие друг друга.
Информация к размышлению
Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями (Псалом 8, 7-9).
Вопросы на понимание
1. Почему человек был создан в последний день творения?
2. В чем Божественное предназначение человека?
3. Что ты понимаешь под библейским выражением вдунул в лице его дыхание жизни?
4. Почему Адам и Ева задуманы Богом как две половинки единого целого?
Образ Божий в человеке
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 27-28). Как мы видим из библейского текста только человек реально сотворен по образу Божию. Хотя в предыдущем, уже ранее нами приводимом, 26-м стихе, говорилось, что сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему. Это имеет глубокое символическое значение, о котором писали многие святые отцы и которое, по их мнению, означает подобие как предназначение, цель человеческой жизни. В частности святой Григорий Нисский писал: Первое (греч. икона — образ) мы имеем по сотворению, а последнее (греч. омиосин — подобие) мы совершаем по произволению, т. е. по своей свободной воле. Многие святые отцы также соотносили образ Божий со второй ипостасью святой Троицы, Богом Словом, по воплощении ставшим Иисусом Христом. Именно во Христе полностью реализовано подобие Божие. Все люди призваны стать подобием Богочеловека. Иметь такие же благородные мысли и чувства, какие были у Иисуса Христа, и волю, постоянно направленную лишь на добрые дела. Но это возможно только при вселении Святого Духа в душу человека.
Святые отцы учат нас отличать образ от подобия. Образ Божий — в самой природе человеческого духа. Он троичен в своих основных силах: одно — это ум в человеке, другое — это сердце, чувства человека, а третье — его воля. Умом человек мыслит, сердцем он переживает, а волею он действует. И во всех этих трех силах он один и тот же человеческий дух, одна и та же личность.
В чем же конкретно проявляется сотворение человека по образу Божию? Согласно трудам христианских богословов и религиозных философов, в человеке можно выделить следующие черты образа Божия: ум, разумность (мышление), словесность (речь), свободу воли, бессмертие души, владычество (господство), творчество и любовь.
Ум, при помощи которого человек может входить в Богообщение, созерцать и осознавать тайны Божии, присущ только человеку. Также и разум — способность к синтезу и анализу, к пониманию законов природы. Эти и другие его функции характерны только для людей.
Речью, словом обладает также только человек, никому из животного мира это недоступно. Способность выражать свои мысли и чувства при помощи речи свойственна человеку как образу Божьему.
Свободой воли, которая позволяет человеку принять волю Божию или нет, согласовывать свою жизнь с совестью или нет, также обладает лишь один человек. Все остальные твари живут, подчиняясь инстинкту, вложенному в них. У них нет и не может быть морали и нравственности. Так не может быть нравственного бегемота или безнравственного льва. Все они живут в рамках инстинкта, установленного для них закона.
Бессмертной душой обладает лишь человек. Она появляется вместе с телом во времени, но не имеет конца. То есть уже не может исчезнуть, уйти в небытие. Тогда как душа животного бессмертия не имеет.
Скажем более подробно об образе Божием как владычестве, творчестве и любви.
Вот что об образе Божием как владычестве писал Иоанн Златоуст: «Сказав: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, Бог не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? И да обладают рыбами морскими и птицами небесными… Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем… Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле…» С этим же, по мнению Иоанна Златоуста, связано и дальнейшее библейское повествование: Бог, желая показать Адаму достоинство его власти, поручил ему дать имена животным. Таким образом, мы можем смело утверждать, что «Сотворение человека по образу Божию — значит обладание его всею землею. Ибо, как Бог владычествует над всею землею и над всем, что на ней, так и человека поставил как бы вторым владыкою земли и всего, что на ней».
Подтверждение этому можно обнаружить и в жизнеописаниях христианских святых — людей, которые, по благодати Божией, очистились от греха и стали такими, как Адам до грехопадения. Поселяясь в самых глухих местах, они не только не боялись диких зверей, но и нередко повелевали ими: змеями, птицами, львами, волками, медведями и т. д., также как и различными природными стихиями и явлениями.
О творчестве, как особом задании человеку, говорили многие святые отцы. К какому творчеству и по отношению к чему призван творить человек в этой жизни? По отношению к миру, Богу, людям и самому себе. Начнем с последнего.
Человек призван творить, прежде всего, свою собственную жизнь, т. е. раскрывать и осуществлять заложенные в него Богом таланты, преодолевать страсти, стяжать, с Божьей помощью, духовные добродетели, которые и есть евангельские небесные сокровища (Мф. 6, 20). Когда вопрос об аскетизме и нравственном усовершенствовании ставится в русло общего творческого потока человеческих духовных дарований, то и сама проблема о взаимоотношении творчества и спасения становится довольно ясной. Бог Творец создал человека по Своему, т. е. творческому, образу, а потому и человек должен быть творцом. Эта способность к творчеству заложена в нем Богом. Но творит человек или из уже сотворенной Богом материи, либо из своих мысленных образов, которые в нем появляются. Но, заметим сразу, не всякое творчество имеет боговдохновенный источник.
Необыкновенно важна черта образа Божия, соотносимая с любовью. Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16), и основные заповеди заключаются в любви к Богу и к своим ближним (Мф. 22, 37-39). Кроме того, если Бог есть любовь, то, безусловно, это имеет первостепенное значение и для человека, сотворенного по образу Божию. Тогда любовь в жизни человека перестает быть одной из эмоций в ряду других, а становится главным способом бытия человека в мире.
Самое существо души нашей — образ Бога. И по падении в грех, душа пребывает образом. И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим! Так научают святые отцы.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Как в человеке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое, по образу Божию, создание.
Преподобный Григорий Синаит
Вопросы на понимание
1. В чем заключается образ Божий в человеке?
2. Что понимается под свободой воли человека?
3. Почему способность к творчеству является отличительной чертой образа Божьего в человеке?
4. Почему способность любить Бога и существ этого мира имеет первостепенное значение для человека?
5. Что означает способность человека к владычеству над другими тварями?
Онтология — учение о бытии, изначальная данность.
Подобие Божие в человеке
Подобие отличается от образа, выражаясь святоотеческим языком, как данность (то, что есть) отличается от заданности (того, чего нет, но что должно быть). «Образ Божий дан человеку, он вложен в него как неустранимая основа его бытия, подобие же есть то, что осуществляется на основе этого образа, как задача его жизни. Человек не мог быть сразу создан как завершенное существо, в котором бы образ и подобие, идея и действительность, соответствовали друг другу, потому что тогда он был бы Богом, и не по благодати и уподоблению, а по естеству» — пишет известный богослов Булгаков. Итак, цель человеческой жизни — Богоуподобление. Реализация этой цели ведет к обретению счастья и вечной жизни в Боге, отказ от нее является источником многих скорбей и несчастий. Человек, созданный по образу Божьему и призванный к Богоуподоблению, не может обрести счастье в этом и загробном мирах, не реализовав свое предназначение.
Примером реализации высокой жизненной цели являются святые. Не напрасно мы зовем святого Серафима и ему подобных — «преподобные отцы». Они подобие Божие раскрыли в себе. Подобие Божие — это нравственная сторона: чем человек больше уподобляется Богу, тем ближе он к Нему приближается, тем яснее открывается в нем Божие подобие.
Человек грешный, предавшийся греху, подобие Божие теряет. Образ он не потеряет, даже и в геенском огне, а подобие Божие может и совсем потерять. Недаром говорится псалмопевцем, что человек не понял, не оценил, какой чести удостоил его Творец, и он «приложился скотам бессмысленным и уподобился им». До чего себя может довести человек, теряя подобие Божие и уподобляясь кому-то иному, мы с вами знаем! Кому подобен, например, тот человек, который в опьянении лежит в грязи и что-то бормочет, — кому он подобен? — никак не Господу Богу!
Нужно помнить, что если образ Божий нерушим в каждом из нас, то подобие Божие должен в себе развивать и укреплять всякий человек — это и есть цель жизни человеческой. Поэтому помни и почаще себе напоминай, что сотворен был первый человек — Адам — по образу и призван к подобию Божиему! И если быть образом нам дано от рождения, то быть подобием Божием во многом зависит от нас. Дело наше — трудиться над своей душой, чтобы она была подобна Творцу Своему, а никому и ничему иному.
Каждый из «сынов и дочерей Адама» является носителем образа Божия, но этот образ нуждается в очищении от греховных последствий. Про Адама в Библии сказано, что он создан по образу Божию, но про сына Адама сказано уже по-другому: Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф (Быт. 5, 3). Это означает, что образ Божий в человеке остался, — ибо он находится в самом человеческом существе — но светлость его затмилась и красота исказилась. «Адам прибавил к нему нечто свое, то есть грехи», — указывает известный духовный писатель, епископ Варнава Беляев.
Человек как существо духовное, призванное к богоуподоблению, создан Богом для Бога, чтобы в нем жил Дух Святой. Апостол Павел говорил: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор. 3, 16-17). И когда Дух Святой живет в человеке, он становится богом по благодати. Но когда этот Дух Святой не живет в человеке, тогда место пусто не бывает — в нем будет жить дух противления. Если человек не идет по пути богоуподобления, стяжания добродетелей, то он идет по пути деградации, к миру демоническому и уподобляется сатане по своим страстям. Либо первое, либо второе. Поэтому сатана и назван обезьяной Бога: он старается подражать Богу, но делает все наоборот. Это очень важно знать любому человеку. Человек не может быть духовно нейтрален, ибо он так создан, что будет носителем того или иного духа.
Все мы люди по образу Божию есмь мы; быть же по подобию есть принадлежность одних тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу.
Выражение «по образу» обозначает разумное и одаренное свободною волею; выражение же «по подобию» обозначает подобие через добродетель, насколько это возможно.
По образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же одни добрые и мудрые.
Вопросы на понимание
1. Чем отличается образ от подобия Божьего в человеке?
2. В чем цель человеческой жизни согласно православному учению?
3. Кто и почему может послужить примером достижения жизненной цели?
4. Может ли человек быть духовно нейтральным?
Понятие термина «человек»
Человек — это высшее из существующих в видимом мире материальное существо, сотворенное по образу Божию и призванное к Богоуподоблению, которое наделено бессмертной душой, разумом, волей, способностью к любви, владычеству, творчеству и Богообщению.
Этимология древнеславянского слова «человек» такова, что позволяет утверждать обозначение этого необыкновенного существа по его ведущему и специфическому качеству, отличающему его от других существ. Это существо, имеющее чело (лоб) свое обращенным вверх, к небу, как цели бытия и будущему жилищу; или челом веющий, т. е. чело имеющий обращенным к верху. По-еврейски первозданный человек назван — Адам, нарицательно — существо подобное Богу, подобный, уподобляющийся. Имя Адам происходит от еврейского глагола, означающего быть подобным, мыслить. То есть указывает на основные черты его существа. Само славяно-русское название «человек», по данным ряда исследователей, происходит из «селовек» или «словека», т. е. существо словесное, и, следовательно, указывает на дар слова как на отличительную способность человека. По мнению известного философа А. С. Хомякова, человек (человик) значит собственно — мыслящий (на санскрите «челл» — думать; аффикс «вик» — весьма обыкновенно, что в итоге означает — мыслеживущий). Таким образом, как мы видим, в самом слове «человек», содержатся указания на его главные свойства и назначение.
Вопросы на понимание
1. Какое этимологическое значение заключено в слове «человек»?
2. Какое важное свойство личности заключено, по мнению А. С. Хомякова, в слове «человек»?
3. Как переводится с древнееврейского языка слово Адам?
Православное учение о спасении
Нередко нам приходится сталкиваться с такими словами: спастись, спасение. Что это значит? От чего надо спасаться и что надо спасать? Исходя из христианского учения — спасать надо свою душу для вечной жизни.
Дело в том, что в результате первородного греха между человеком и Богом возникли определенные преграды. А именно:
1. Грех. Непреодолимая только личными усилиями склонность человека ко греху (власть греха над людьми, родовые грехи, личные прегрешения, а также невозможность для человека не грешить);
2. Проклятие. Осуждение греха праведным Божественным судом, а значит и наказание за него;
3. Диавол. Власть падших духов над греховным человеком.
До пришествия в мир Христа многие из людей хотя и понимали свою греховность, но лишены были возможности спастись. Одного только покаянного чувства было недостаточно для возрождения человека. Критерии добра и зла были во многом утрачены падшим человечеством. Только голос совести и пророки обличали беззакония людей и призывали к добру. Но этого была явно недостаточно. Даже осознав грех, человек не в состоянии был полностью победить его. Для этого нужна была помощь свыше.
Весь Ветхий Завет, повествующий о событиях Священной истории до пришествия в мир Христа, наполнен ожиданием грядущего Спасителя, Желаемого всеми народами (Агг. 2, 7). В библейских книгах то и дело рисуется образ Избавителя человечества, и всякий раз этот образ поворачивается к нам своей новой стороной: то это могучий Царь, то смиренный Страдалец, то загадочный Сын Человеческий, грядущий на небесных облаках, то берущий на Себя грехи мира кроткий жертвенный Агнец.
Жизнь великих древних библейских праведников, их устремлённость к достижению истинной святости на фоне кровавой и страшной современной им действительности языческого мира, неизменно служила двум целям. Во-первых, достижению через многие и многие поколения богоизбранного израильского народа той внутренней духовной чистоты, благодаря которой стало бы возможным появление на свет Пресвятой Девы, которую мы ныне знаем под именем Марии, Богоматери, способной воспринять и даровать миру его Спасителя. Во-вторых, нужно было духовно и нравственно подготовить людей к принятию учения Христа.
Когда в мире появилась девушка достойная стать Матерью Богочеловека, вскоре наступил и день Его Рождества. Вся радость праздника Рождества может быть выражена в словах: Бог стал Человеком, чтобы спасти людей от рабства греху и дияволу, чтобы открыть для них возможность входа в Царство Небесное. При этом Рождество Христово рассматривается церковной богословской традицией не только как день исполнения древних ветхозаветных пророчеств, но и как начало возрождения человеческого естества. Именно поэтому с Рождеством Христовым связано новое летоисчисление, и вся история делится на период до Р.Х. и после Р.Х.
Божественное естество, соединяясь с человеческим, исцеляет его греховную поврежденность. По словам св. Григория Богослова, «Бесплотный воплощается, Невидимый видится, Неосязаемый осязается, Вневременный получает начало, Сын Божий становится Сыном человеческим». По мнению апостола Иоанна Богослова, Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 9). Итак, Сын Божий приходит в мир, чтобы победить властвующий здесь грех, исцелить падшую человеческую природу и указать человеку путь духовного и нравственного совершенства. Придя на землю, Христос делается подобным нам во всём, кроме греха, ибо Бог безгрешен. Спаситель свободен от рабства страстям, рабства, в котором — в большей или меньшей степени — находится каждый из живущих людей. В Себе Он исцеляет подвластное греху человеческое естество. Поэтому каждый, кто уверует и крестится во Христа, мистически присоединяется к Его естеству, получает возможность уподобиться Ему, получить полное исцеление от греховной проказы.
Православное учение о Воскресении Христовом — важнейшая сторона христианской веры. Как утверждает апостол Павел, подчёркивая исключительное значение догмата о Воскресении Христовом в ряду православных вероучительных истин, если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша (1 Кор. 15, 14).
Как учит Православная Церковь, на сороковой день после Своего Воскресения Христос вознесся на Небо, к Своему Отцу. Что же такое за Небо, куда, по евангельскому повествованию, вознесся Иисус? По учению Церкви, обещанное христианам Небесное Царство и видимый глазами небесный свод — вещи друг от друга отличные. Те Небеса, на которые вознесся Иисус, находятся превыше всех постигаемых умом, познаваемых наукой звёзд и галактик. Трон Его — отнюдь не в нашем физическом мире, но пребывает в реальности иного, надмирного бытия — в «области Пресвятой Троицы», в вечной обители Создателя.
Кроме того, событие Вознесения напрямую связано с обещанием Иисуса Христа ниспослать на Апостолов и Богоматерь Святого Духа, которое и осуществилось спустя десять дней, в праздник Пятидесятницы. Это нисхождение Святого Духа было необходимым условием Спасения всего человеческого рода в целом и каждого из нас в отдельности. Если бы Дух Святой не сошёл на людей, то наша природа — наши душа и тело — никогда бы не смогли прийти в нормальное состояние, исправиться после грехопадения и соединиться с Богом по Его благодати. Такое ниспослание Духа имело своим таинственным условием восшествие Христа на Небо, к Отцу. Итак, если бы Господь не вознесся, то Святой Дух не был бы ниспослан верующим в Спасителя христианам (Ин. 16, 7). Сошествие Святого Духа осуществилось в образе пылающих огненных языков. День Пятидесятницы считается днём рождения Церкви; в этот день в мире явилась, устроилась христианская Церковь, исполненная даров благодати Святого Духа.
Святой Дух, Третье Лицо Пресвятой Троицы — Податель знания о Боге, открывающий людям тайны бытия их Создателя. И ради дарования человеку такого «боговедения» Дух сходит на Апостолов. Как писал в IV веке святитель Иоанн Златоуст, «надлежало принявшим Иисуса получить также и Духа, чтобы дело боговедения в них достигало всё более и более совершенной степени». Тем самым человек вступил в новое — тесное и таинственное — единение со своим Творцом. Сам Бог вселился в тот день в человека, ибо каждый из участников события Пятидесятницы получил тогда личный дар освящающей Божественной силы — «благодати Святого Духа». Этот же дар получает через Таинство Миропомазания при своём присоединении к Православной Церкви (крещении) и всякий из нас.
Таким образом, каждый человек, уверовавший во Иисуса Христа и принявший крещение в Православной Церкви, получает возможность духовного совершенства и спасения. Человек может, при личных желании и усилии, достичь богоуподобления, стать жилищем Святого Духа.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Как человек не может спастись без благодати Божией, так и Бог не может спасти человека без его свободной воли.
Информация к размышлению
По благословению Бога и Отца, единородный Сын и Слово Божие, и Бог… единосущный со Отцом и Святым Духом, предвечный, безначальный… нисходит для пользы своих слуг. И будучи совершенным Богом, Он делается совершенным человеком и совершает дело, через которое открывается беспредельное могущество Божие. Слово, не потерпев изменение, стало плотию от Святого Духа и святой Марии — Прис нодевы и Богородицы; и Оно называется посредником между Богом и людьми;…Оно делается послушным Отцу, через то, что Оно стало подобным нам и через то, что приняло от нас (наше естество), врачуя наше непослушание и становясь для нас Образцом повиновения, вне которого невозможно получить спасение.
Тема для обсуждения
Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло — Свою волю — Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, человеку тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло, равнодействующее с крылом Божественным, и тогда он летит. Если же воля у человека не развита, то он хочет взлететь, а летит кувырком.
Итак, да не стыдимся проповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Оно великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных, и страх для злых духов. Потому, что посредством онаго победил Он их, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собой (Кол. 2,15).
Вопросы на понимание
1. Какие преграды возникли между Богом и человеком в результате грехопадения?
2. Мог ли человек до пришествия Иисуса Христа сам преодолеть свою греховность и соединиться с Богом? Поясни свой ответ.
3. Каким образом были разрушены преграды между Богом и человеком?
4. Как осуществляется личное спасение каждого человека?
5. Как ты понимаешь выражение «Иисус Христос взял на себя грехи всего мира»?
6. Что для нас означает Воскресение Христово?
7. Что произошло после вознесения Иисуса Христа на небо и как это связано со спасением человека?
8. Исходя из православного учения о спасении, еще раз уточни для себя. Что спасаем? Для чего спасаем? Как спасаем?
Смысл жизни и смысл смерти
Итак, до всеобщего Воскресения из мертвых и Страшного Суда Христова еще возможно помочь усопшему. После же этого события загробная участь умерших уже остается неизменной.
В Священном Писании сказано, что в конце времён последуют Страшный Суд и конец мира. Именно тогда окончательно и определится то место, куда попадёт каждый из людей. Основанием к разделению Богом всех людей на этом будущем Суде будет наличие у них веры, жизнь по заповедям Божиим, дела любви, которые они совершали или, напротив, которыми пренебрегали. Ведь тот, кто делал добро ближнему, делал добро Самому Христу; кто не творил добрых дел в отношении окружающих — пренебрегал и Самим Богом, а значит, стал для Него чужим и, возможно, даже враждебным по отношению к Нему.
В Судный день наша подверженная последствиям грехопадения Вселенная сгорит. Будут сотворены новое Небо и новая Земля. Однако в основание нового творения ляжет то же самое вещество, из которого создан и наш сегодняшний мир. Древние христианские писатели приводят яркий образ этого: мир будет переплавлен Богом, как переплавляется в кузнечном горне старое проржавевшее орудие труда (например, плуг или молот), превращаясь затем — на наковальне — в новую, опять пригодную для дела, прекрасную вещь.
Людям надлежит войти в новый дом — вознестись в Небесный Иерусалим, Царство Божие, и вкусить там от полноты райского блаженства. Причём им предстоит войти туда воскрешёнными из мёртвых, а значит, обладающими не только душой, но и телом: преображённым, обновлённым по образу воскресшей плоти Христа. После Своего Воскресения из мёртвых Христос телесно вознёсся на Небо и пребывает там вместе с Богом Отцом. Туда-то, по духовному сродству и единству союза со Христом, — лежит путь и всех верных христиан, ожидающих вхождения в этот последний рай — место общего пребывания Ангелов и людей.
Каков же он будет, этот новый рай? Мы находим его возвышенное описание в новозаветной книге Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова): освещённый незаходимым светом Божественной славы небесный Град, в центре которого — таинственное Древо Жизни. Но и эти библейские образы, хотя они и приближают нас к представлению о рае, все же символичны, условны. Ибо, по слову апостола Павла, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). То есть живущий на земле человек не обладает опытом тех ощущений, которые помогли бы ему понять грядущее блаженство праведников. Известно одно, оно чрезвычайно высоко и светло.
Стоит ли рай отказа от земных страстных удовольствий?
Многие не верят той чести, которая обещана праведникам в будущей жизни, потому что сатана унизил человечество в его собственных глазах.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Поверь, возлюбленный, что человек весь век страдать захотел бы, если бы нужда была, только бы вечного блаженства не лишиться, если бы хоть частицу его увидел. Так оно велико, так красиво, так сладко!