международный трибунал что это
Международный трибунал: функции. Международный уголовный трибунал
Презюмируя преимущественное применение национальных судебных и прочих органов в процессе борьбы с преступлениями международного характера, современное мировое право предусматривает возможность формирования соответствующих учреждений для разрешения конфликтов в особых ситуациях. Данные институты функционируют на основании договоров либо, как практика показывает, в соответствии с актом СБ Организации Объединенных Наций. Называются они Международными трибуналами. В разное время в истории действовало несколько таких организаций. Далее рассмотрим, что такое Международный трибунал и какова его деятельность.
Историческая справка
Известны два мировых органа, которые выполнили свои судебные задачи. Их деятельность осуществлялась непосредственно после Второй мировой. Первый Международный трибунал был сформирован по Соглашению правительств СССР, Франции, Великобритании и США. Его деятельность была направлена в отношении лидеров фашистской Германии. Вопросы по формированию, компетенции и юрисдикции регулировал Устав Международного военного трибунала 1945 года.
Вторая аналогичная организация была образована по соглашению представителей 11 стран: Филиппин, Индии, Нов. Зеландии, Австралии, Канады, Нидерландов, Франции, Великобритании, США, Китая и СССР. В качестве правовой основы деятельности выступал Устав Международного военного трибунала. Организация была сформирована для разбирательства по делу главных японских преступников. Этот Международный трибунал назывался Токийским. Поговорим подробнее о первой организации.
Состав и задачи первой мировой организации
Международный трибунал был сформирован из четырех членов и такого же количества заместителей. От каждого государства-участника присутствовал также главный обвинитель и соответствующий персонал. Они действовали как комитет, выполняя обязанности как в сотрудничестве, так и самостоятельно. Подсудимым предоставлялись гарантии, в том числе были выделены защитники. В соответствии с юридической основой, Международный трибунал наделялся правом на осуждение и наказание лиц, действия которых повлекли индивидуальную ответственность. К таким нарушениям относят преступления:
Работа органа
1 Международный трибунал был сформирован с ориентацией на неопределенное число процессов. Постоянным местонахождением организации являлся Берлин. Здесь же состоялось 1 организационное заседание (9 октября 1945 года). На практике деятельность органа ограничилась проведением Нюрнбергского процесса. Порядок судебного разбирательства и заседаний фиксировался в регламенте и Уставе. В качестве санкций к преступникам предусматривалась смертная казнь либо иное наказание. Приговор, который постановил Международный трибунал, был окончательным и не подлежал пересмотру. Исполнение наказания осуществлялось в соответствии с приказом Контрольного совета Германии. Это единственный орган, в чью компетенцию входило рассмотрение ходатайства от осужденных о помиловании и изменении решения, которое вынес Международный трибунал. ООН приняла резолюцию, которая подтверждала принципы мирового права, воплощенные в приговоре и юридических основаниях Нюрнбергского процесса. Смертная казнь после отклонения прошения о помиловании была исполнена в ночь на 16 октября 1946 года.
Токийский процесс
Второй Международный трибунал действовал с одним главным и 10 дополнительными обвинителями. В качестве первого выступал представитель США, назначавшийся главнокомандующим оккупационной армии Японии. Токийский процесс проходил с начала мая 1946-го до середины ноября 1948 года. Итогом рассмотрения дела стало вынесение обвинительного приговора.
Юридическая обоснованность организаций
Предпосылки к тому, чтобы создавать новые Международные трибуналы, Международный уголовный суд и прочие учреждения мирового масштаба, зафиксированы в конвенциях о глобальных преступлениях против человечества. Так, в соответствии с одной из них, дела подозреваемых в совершении геноцида должны рассматриваться компетентными органами той страны, на территории которой было совершено данное преступление, либо таким мировым исполнительным органом, который может обладать юрисдикцией относительно сторон Конвенции, которыми были признаны пределы компетенции данного института. Сегодня разрабатываются разные официальные проекты, и существует несколько научных предложений о том, чтобы сформировать постоянный Международный военный трибунал для рассмотрения дел, а также преследования лиц, обвиняемых в совершении преступления против мирового права. В отличие от предыдущих и действующих организаций, он не должен ограничиваться пространственными и временными рамками.
Проблема осуществления юрисдикции на мировом уровне
В течение нескольких последних лет этим вопросом занималась соответствующая Комиссия ООН. Перед ней данную проблему поставила, в свою очередь, Генеральная Ассамблея. Комиссия подготовила свои рекомендации относительно формирования Международного компетентного органа на основании многостороннего соглашения в форме Устава. Предполагается, что деятельность такого рода организаций будет направлена в отношении физических лиц, а не стран в целом. Тем не менее, в перспективе допускается распространение компетенции и на государства. Юрисдикция Суда должна охватить преступления, которые определены в Кодексе: против безопасности человечества и мира, а также прочие нарушения, которые относятся к категории «транснациональные и международные». В связи с этим она должна иметь связь с соответствующими Мировыми Конвенциями. По мнению некоторых специалистов, Международные уголовные трибуналы должны рассматривать дела, связанные только с определенными преступлениями против мирового права. В частности это: геноцид, агрессия, злодеяния против человечности, связанные с боевыми действиями мирового масштаба.
Структура организаций
Единственно приемлемым признано включение в Уставы Международных трибуналов точных формулировок в отношении преступлений, подлежащих рассмотрению, а также наказаний, назначаемых за них. В качестве основной меры принимается пожизненное заключение либо лишение свободы на конкретный период. Вопрос о возможности использовать смертную казнь остается предметом дискуссий. Если говорить о формировании единого органа, то его структура, предположительно, должна включать в себя председателя, заместителей и президиум.
Последний должен выполнять как административные, так и непосредственно процессуальные задачи. Рассмотрение дел и последующее вынесение приговора выполняют соответствующие палаты: судебная и апелляционная. Тесное взаимодействие с органом должна осуществлять Независимая прокуратура. На обсуждении находятся два варианта ее деятельности. Прокуратура может выполнять расследование в соответствующих странах от имени Международного сообщества самостоятельно или посредством компетентных национальных органов в рамках сотрудничества. При этом предусматривается соблюдение соответствующих процессуальных гарантий в пределах ст. 14, 15 Мирового пакта о политических и гражданских правах как минимум.
Резолюция СБ Организации Объединенных Наций от 25 мая 1993 г.
Содержание Устава
Кроме полномочий обвинителя по рассмотрению дела и формированию заключения, оговариваются и права подозреваемого. К ним, в числе прочего, относятся услуги адвоката. В Уставе сформулированы права обвиняемого в процессе рассмотрения его дела. Они соответствуют гражданским и политическим мировым нормам. Устав регламентирует процедуру судебного рассмотрения, порядок вынесения заключения (приговора), назначение наказания в форме лишения свободы.
Срок тюремного заключения определяется с учетом судебной практики по делам бывшей Югославии. В соответствии со ст. 20, обеспечивается оперативное и справедливое разбирательство, осуществление обвинительного производства на основании правил процедур и доказывания при абсолютном уважении прав подследственного и обеспечении надлежащего уровня защиты свидетелей и потерпевших. Подозреваемый заключается под стражу. Его информируют об обвинениях, которые ему предъявляются, и направляют на территорию, где расположен Трибунал. Ст. 21 регламентирует права обвиняемого. В числе прочих, указывается на публичное и справедливое рассмотрение дела, возможность защиты себя самостоятельно или с помощью выбранного адвоката. Обвиняемый может воспользоваться бесплатно услугами переводчика и прочими процессуальными гарантиями.
Международные трибуналы и Суды рассматривают не только преступления на суше. Конфликты имеют место и в акваториях разных стран. Для их разрешения был сформирован Международный трибунал ООН по морскому праву. Располагается он в Германии, городе Гамбурге. Созван он был в 1994 году. На основании соответствующей Резолюции в Генеральной Ассамблее орган имеет статус наблюдателя. Трибунал состоит из 21 представителя государств-членов. Избирается орган на девятилетний срок с правом переизбрания. Исполняя свои обязанности, представители обладают дипломатической неприкосновенностью. Из судей выбирается председатель, а также заместители на трехлетний срок с правом переизбрания.
Компетенция
Международный трибунал по морскому праву решает споры сторон соответствующих правовых отношений. В частности, он рассматривает дела физических и юридических лиц стран-участников Конвенции, которые осуществляют деятельность в мировом районе дна, государств-сторон прочих соглашений, касающихся проблем, охватываемых ею либо предусматривающих обращение в данный орган.
Обращения, связанные с Россией
В связи с данным делом Министерством по иностранным делам РФ был опубликован комментарий о том, что Россия исходила из того, что данное дело не попадает под юрисдикцию МТМП. В нем Правительство страны обращало внимание также на оговорку, которая была сделана в процессе ратификации Конвенции 1982 года. В соответствии с ней, кроме прочего, страна не принимает процедуры, ведущие к принятию обязательных решений для сторон относительно споров, касающихся деятельности, обеспечивающей соблюдение законов, связанных с суверенными правами и юрисдикцией. По дипломатическим каналам аналогичное заявление поступило и в Трибунал. Организация учла мнение России и при принятии решения отметила, что те исключения, на которые РФ ссылалась, применимы исключительно к части, которая касается ст. 297, абз. 2 и 3 Конвенции. Речь, в частности, шла о морских научных исследованиях и рыболовстве. В результате рассмотрения дела организация обязала Россию незамедлительно освободить судно с экипажем и вывести его в воды вне российской юрисдикции с залогом в 3,6 млн евро.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ — международный орган, создаваемый для суда над преступниками и государствами по обвинению в совершении международных преступлений. Создавались: Международный военный трибунал в Нюрнберге, действовавший на основе Устава международного военного трибунала 1945 г.; Международный военный трибунал для Дальнего Востока — на основании Устава, утвержденного главнокомандующими союзных держав в Японии 1946 г.; Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г, в Гааге — на основании Устава, принятого Советом Безопасности ООН в 1993 г., и Международный уголовный трибунал для судебного преследования как лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, так и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г. — на основании Устава, принятого в 1995 г. Советом Безопасности ООН. В настоящее время проводится работа по созданию под эгидой ООН международного уголовного суда. Проект Статута международного уголовного суда активно обсуждается международной общественностью и, видимо, будет принят Генеральной Ассамблеей ООН вместе с Кодексом преступлений против мира и безопасности человечества.
Смотреть что такое «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ» в других словарях:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ — международный орган, создаваемый для суда над преступниками и государствами по обвинению в совершении международных преступлении. Создавались: Международный военный трибунал в Нюрнберге, действовавший на основе Устава международного военного… … Энциклопедический словарь экономики и права
Международный трибунал — международный орган, создаваемый для суда над преступниками и государствами по обвинению в совершении международных преступлений. См. также: Международные организации Суды Международные преступления Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Международный трибунал по Руанде — International Criminal Tribunal for Rwanda Tribunal pénal international pour le Rwanda … Википедия
Международный трибунал ООН по морскому праву — (МТМП) межгосударственная организация, созданная в соответствии с мандатом III конференции ООН по морскому праву, принявшей Конвенцию ООН по морскому праву. Конвенция вступила в действие 16 ноября 1994 года. Конвенция также создала… … Википедия
Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) — Бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич будет передан Международному трибуналу по бывшей Югославии (МТБЮ) в соответствие с процедурой, предусмотренной законом. Международный трибунал по бывшей Югославии (полное название ‑ Международный… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Международный трибунал по бывшей Югославии. История и цели создания — 25 мая 1993 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 827 и таким образом учредил Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) ad hoc («на случай»). Инициативу разработки резолюции № 827 выдвинула Франции. Россия… … Энциклопедия ньюсмейкеров
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ ПО МОРСКОМУ ПРАВУ — одно из основных средств урегулирования споров, касающихся толкования или применения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Штаб квартира Трибунала находится в Гамбурге (Германия). При необходимости Трибунал может проводить свои заседания и в… … Юридическая энциклопедия
Международный трибунал по бывшей Югославии — Не следует путать с другими международными судами в Гааге. Международный трибунал по бывшей Югославии International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia Tribunal pénal international pour l ex Yougoslavie … Википедия
Международный трибунал по морскому праву — – судебный орган, созданный в качестве важнейшего составного элемента системы урегулирования споров по морскому праву, установленной Конвенцией ООН по морскому праву. Трибунал учрежден, в соответствии со своим Статутом, для урегулирования споров … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ ПО МОРСКОМУ ПРАВУ — одно из основных средств урегулирования споров, касающихся толкования или применения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В Трибунале должно быть обеспечено представительство основных правовых систем мира и справедливое географическое… … Энциклопедический словарь экономики и права
Международные трибуналы: описание, история, деятельность и уставы
Международные военные трибуналы стали продуктом двадцатого века, когда мир перестал состоять из обособленных государств и увеличилась зависимость всех стан друг от друга. Развитие средств массовых информации сделало невозможным умалчивание страшных преступлений против человечности во время войн и вооруженных конфликтов. Общественность требует наказания военных преступников, виновных в жестокости, садизме, геноциде, массовых зачистках. Соответственно, логичным шагом стало создание надгосударственных судебных органов, не зависящих от руководства конкретных правительств и способных объективно расследовать действия военного и гражданского руководства во время вооруженных конфликтов.
Предпосылки создания
История человечества состоит из непрерывных войн и кратких периодов мира между ними. Все это сопровождается разрушениями и гибелью людей, страданиями гражданского населения. В определенный момент человечество решило установить единые правила ведения войны, чтобы избежать неоправданной жестокости и садизма. После Второй мировой войны были организованы Международные трибуналы, целью которых стало наказание нацистских преступников Германии и милитаристов Японии.
Следующим шагом стала разработка Женевской конвенции, ратифицированной большинством стран мирового сообщества в 1949 году. Война сама по себе – крайне негуманный способ решать проблемы, однако даже в этом случае необходимо не переходить определенную грань и не превращать противоборство армий в тотальное уничтожение гражданского населения.
Целью конвенции стала выработка четких правил и критериев, которые определяли степень дозволенности применения силы и устанавливали различия между противостоянием вооруженных участников конфликта и бессмысленной и неоправданной резней мирных граждан и безоружных военнопленных. Международные трибуналы должны были стать эффективным инструментом для того, чтобы этот благородный документ не превратился в пустую бумажку.
Первая ласточка
Вторая мировая война закончилась полным разгромом главных агрессоров – нацистской Германии и милитаристской Японии. Военные преступления главных участников действа были столь вопиющи, а их свидетельства столь очевидны, что мировая общественность требовала справедливости и наказания виновных.
Главной целью этого органа стало показать, что предстоит не обычная расправа победителей над побежденными, а справедливый суд и возмездие за страшные преступления против людей, которые не должны повториться в дальнейшем.
Устав международного трибунала предусматривал равное представительство сторон, участвующих в его создании. Каждая из четырех держав делегировала по одному судье и его заместителя.
Принципы
Юрисдикции международного военного трибунала подлежали три большие группы преступлений, совершенных нацистами:
Суть международного трибунала заключалась в индивидуальной ответственности всех участников военных преступлений. Отныне никакой палач не мог привести в свое оправдание тот факт, что он являлся простым исполнителем приказов. Уборщик печей в Освенциме также нес свою долю ответственности за массовые убийства заключенных наряду с комендантом концентрационного лагеря.
Кроме того, действовал Дальневосточный трибунал, рассматривающий дела военных преступников Японии. Деятельность обоих органов носила временный характер, по достижении своих целей они были распущены.
Крах Югославии
Международные трибуналы по итогам Второй мировой войны долгие годы оставались единственным подобным прецедентом. Однако крушение СССР вызвало цепную реакцию на Балканах. Стремление республик Югославии к самоопределению вызвало кровопролитную гражданскую войну в этой стране.
Все это сопровождалось страшными разрушениями, массовыми убийствами и зачистками территорий со стороны всех участников конфликта. Военные и гражданские вожди Сербии, Боснии, Хорватии в равной степени оказались замешаны в военных преступлениях и преступлениях против человечности.
Ситуация потребовала вмешательства Совета безопасности ООН, в 1992 году была создана международная комиссия по расследованию фактов нарушения Женевской конвенции. Итогом ее работы стало решение о создании Международного трибунала по бывшей Югославии.
Были строго оговорены принципы действия этого органа. Юрисдикции подлежали территории федеративной республики за исключением Словении, ограниченные временными рамками с 1991 года. Ответственности подлежали конкретные лица, трибуналу не передавались полномочия судить органы власти в целом и правительства. Максимально возможным наказанием было предусмотрено пожизненное заключение.
Принципы формирования
Местом нахождения Международного трибунала по бывшей Югославии стал голландский город Гаага. Он состоял из двух судебных камер и одной апелляционной. Кроме того, в его состав входили обвинитель и секретариат. Состав судей должен был подбираться из лиц, обладающих высокими моральными принципами, объективностью и безупречной репутацией. Соблюдался принцип равного представительства судей разных государств.
Состав судей определялся Советом безопасности ООН. Окончательное утверждение списка проводилось Генеральной ассамблеей.
Долгий процесс
Планировалось, что деятельность Международного трибунала по бывшей Югославии продолжится до 2009 года, а последняя апелляция будет рассмотрена в 2010 году. Однако действительность внесла свои коррективы в эти расчеты. Последнее дело было рассмотрено в 2017 году, когда Трибунал объявил о своем закрытии.
За время существования международного органа было рассмотрено 142 дела против обвиняемых в военных преступлениях. Самыми одиозными фигурами процессов стали лидеры боснийских сербов – Радко Младич и Радован Караджич. Судебного преследования не избежал и президент страны Слободан Милошевич. Он скончался в тюрьме, не дождавшись окончательного вердикта.
Критика МТБЮ
Многими независимыми экспертами отмечалась излишняя политизированность трибунала по бывшей Югославии. Несмотря на то что его целью было справедливое разбирательство без учета национальной принадлежности, вскоре стало понятно, что независимый суд международного трибунала больше похож на расправу победителей над побежденными.
Большая часть обвинительных приговоров была вынесена по делам сербских генералов, почти все представители хорватских вооруженных формирований были оправданы. Кроме того, избежали ответственности многие руководители косовских албанцев, ответственные в массовых зачистках и торговле человеческими органами.
Даже самые горячие сторонники МБТЮ с нейтральной стороны со смущением обнаружили, что кровопролитная гражданская война оказалась, по мнению трибунала, эпичной битвой добра (в лице сторонников независимости) со злом (в лице сербских империалистов).
Международный трибунал по Руанде
Массовый геноцид в Руанде в 1994 году по отношению к этнической группе тутси вызвал немедленную реакцию ООН. Вновь решили использовать проверенную тактику международных трибуналов. Резолюция Совета безопасности ООН по ситуации в Руанде была принята единогласно, целями нового органа стало не только возмездие, но и восстановление законности, мира и примирение сторон.
Международный трибунал по Руанде был организован по подобию МТБЮ. Он состоял из двух судебных и одной апелляционной камеры. Базировался этот орган в Аруше, что в Танзании.
Первый процесс состоялся в 1997 году. Всего были рассмотрены дела 93 обвиняемых. Двенадцать из них были оправданы, однако остальные понесли суровое наказание. Самым печально известным из них стал экс-премьер страны Жану Камбанде. Было приведено множество доказательств того, что он призывал к массовым убийствам тутси и организовывал расправы над ними. Самым явным из них стало его одобрение пропаганды на радио RTLM, которая призывало к физическому уничтожению этого народа.
Международный уголовный суд
Помимо временных международных трибуналов действует постоянный орган, который служит арбитром в межнациональных вопросах. Международный уголовный суд был создан в 1998 году на основании Римского статута. Он является постоянно действующей структурой, его решения обязательны для государств, которые ратифицировали международный договор о его создании. На сегодняшний день соглашение подписано 104 странами.
В отличие от Международного уголовного трибунала, Суд не обладает приоритетом по отношению к нормам национального права. МУС принимает дело в производство лишь в тех случаях, когда государство не способно или не изъявляет желания приняться за расследование серьезных преступлений.
Важным условием для нормальной деятельности Суда является сотрудничество всех государств-участников, способность доставить обвиняемого к месту процесса. Юрисдикции подлежат лица, подозреваемые в совершении самых серьезных преступлений – геноциде, военных преступлениях, агрессии.
Деятельность
Международный уголовный суд начал свою деятельность в 2002 году. Ему были переданы дела по обстановке в Конго, Уганде, Центральноафриканской республике. Ведется расследование о призыве на военную службу несовершеннолетних детей в этих африканских государствах.
Прокурором Международного суда были выписаны постановления на аресты целой группы лиц, обвиняемых в массовых похищениях детей в Уганде. Их насильно вербовали в ряды вооруженных формирований либо использовали в качестве рабов.
Международный трибунал по морскому праву
В определенный момент все морские державы осознали необходимость создания единого органа для урегулирования споров друг с другом. В 1994 году в соответствии с Конвенцией ООН был создан Международный морской трибунал. Он уполномочен решать спорные вопросы, связанные с разработкой ресурсов в зоне морского дна за пределами национальных акваторий.
Конвенция объединяет 165 субъектов международного права, включая 164 государства и Евросоюз. Состав трибунала включает в себя 21 представителя от стран-участниц, которых избирают сроком на 9 лет.
Международные трибуналы призваны служить орудием справедливости вне зависимости от географии и сурово карать виновных в совершении преступлений против человечности.