методическое объединение это что
Методические объединения
1.Профессиональное объединение педагогов — это группа педагогических работников, специалистов, ученых, административных и других работников, созданная с целью совместного решения сложных задач.
Методическое объединение — традиционно существующее и наиболее распространенное объединение педагогов одного или нескольких близких профилей деятельности. Педагоги в нем занимаются, прежде всего, методической работой: разработкой частной методики по предмету, обсуждением различных приемов, методов, форм, методик, технологий обучения и воспитания по актуальным темам.
2.Основные формы работы методического объединения:
• заседания, на которых выступают члены методического объединения;
• обсуждение актуальных проблем;
• обзор новинок научно- методической литературы;
• подготовка, проведение показательных мероприятий, конкурсов, выступлений;
• методическая учеба педагогов;
• оказание методической помощи педагогам.
• проводит анализ результатов образовательного процесса;
дает рекомендации по изменению содержания и структуры учебных курсов и образовательных программ;
• вносит предложения по аттестации сотрудников;
• принимает решение по подготовке методических рекомендаций для педагогов, детей и родителей;
• разрабатывает методические рекомендации для педагога, организует работу по их освоению;
• разрабатывает методические рекомендации для учащихся;
• организует работу методических семинаров для педагогов;
• принимает участие в организации и разработке содержания исследовательской и экспериментальной работы.
В методическом объединении выбирается председатель, выполняющий свои обязанности на общественных началах.
Работа председателей методических объединений строится на основе анализа работы М/О за истекший год, задач на новый год, плана проведения городских, районных и общешкольных мероприятий, планов учебно-воспитательной и методической работы школы на текущий год. В соответствии со стоящими перед методическим объединением задачами, работа М/О включает:
проведение заседаний М/О, выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций М/О, знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей М/О, подготовка и проведение предметных недель, подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т.д., проведение и подготовка учащихся к интеллектуальным марафонам, олимпиадам и т.п., подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предметам М/О.
Организация эффективной работы методического объединения учителей
Все знают, что в школе главным является директор, знают и про заместителей — заведующих воспитательной и учебной частью. Но знакомы ли вы с такой непростой должностью, как руководитель школьных методических объединений? Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей английского языка уже на протяжении 8 лет. Как руководитель, я стремлюсь к созданию эффективной команды, в которой каждый будет работоспособен, инициативен и с чувством высокой ответственности. В данной статье. я поделюсь некоторыми секретами организации эффективной команды ШМО.
Что такое ШМО?
ШМО — это школьное методическое объединение учителей, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области. Руководитель ШМО отвечает за работу учителей предметников, подчиняется непосредственно заведующему учебной частью и ведет работу с районными методическими объединениями.
Ниже приведены некоторые моменты, которые помогают мне создавать эффективную команду в школе.
Руководитель должен хорошо знать возглавляемый коллектив
Он всегда поддерживает связь со всей командой. Не стоит поощрять межличностную конкуренцию, направляйте всех учителей к продуктивной работе. Развивайте личностные качества сотрудников и уважайте их интересы, так члены команды чувствуют, что они услышаны и их потребности учтены. Люди быстрее берут ответственность за то, что считают своим.
Как руководитель ШМО, я организую ежемесячные собрания, на которых каждый учитель может поднять на обсуждение волнующий его вопрос, попросить помощи. Конечно, у каждого преподавателя свое понимание образовательного процесса, что ведет к разным взглядам на разнообразные вопросы и ситуации. Умение руководителя рассмотреть все стороны одного вопроса и выслушать все мнения для принятия единственного решения является неотъемлемой частью для эффективной работы коллектива. В этом деле хорошо помогает brainstorming, позволяя высказывать всем участникам коллектива без конфликтов в коллективе.
Руководитель должен понимать и правильно применять педагогические и организаторские склонности каждой личности в коллективе
Он поощряет учителей проявлять инициативу и прилагает максимум усилий для реализации их идей. У нас в школе есть учитель, который организовал кружок драмы на английском языке с помощью нашего методического объединения. Другие учителя ШМО помогали в составление рабочей программы и привлекали детей к участию в данном кружке.
Руководитель должен уметь объединять учителей в совместимые психологические группы для достижения положительного результата работы
Это учитывается, например, при составлении предметной недели английского языка, где учителя объединяются в группы для проведения мероприятий. Учителям должно быть психологически комфортно работать в определенной группе.
Руководитель должен уметь создавать баланс целей и индивидуальных интересов членов коллектива
Каждому члену команды стоит понимать общую цель, к которой движется команда и конкретно свою цель в данном потоке работы. Цель команды должна быть объяснена учителям простым и ясным языком, краткими и лаконичными фразами. На первом собрании учителей перед учебным годом мы всегда расставляем приоритеты на год, ставим цели и задачи. В этом году у нас главная цель — внедрение нового исследовательского процесса в обучение иностранным языкам для достижения эффективного и высокого качества образовательного процесса.
Говоря о балансе целей ШМО и индивидуальными интересами, я имею в виду, внедрение в план ШМО активностей карьерного роста учителей, повышение компетенции через посещение курсов, участие в районных, областных и федеральных конкурсах для учителей, таких как «Педагог года».
Руководитель должен предоставлять отчётность.
Он приводит промежуточные результаты в виде отчетов и выступлений на собраниях. Это поможет команде осознать, что поставленная цель может быть достигнута, что их работа продуктивна. Учителя, в свою очередь, готовят отчеты по проведенным мероприятиям, с фотографиями, описывают те успехи, которые были достигнуты к концу учебного года и проводят самоанализ открытых уроков.
Каждый учитель в команде должен обладать определенной квалификацией для успешной работы.
Задача руководителя следить за повышением квалификации учителей, прохождением актуальных курсов. Руководитель составляет график аттестации учителей, помогает в подготовке к аттестации и мотивирует учителей с первой категорией получать высшую категорию.
Руководитель подает пример. Слова — это хорошо, но личный поступки всегда эффективнее. Если вы хотите успешной работы вашей команды, то вам надо научиться подавать пример.
Я часто применяю вышеперечисленные принципы при планировании и организации работы нашего объединения. Попробуйте и вы!
Методические объединения
Методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.
Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы и его заместителем по учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемыми директором ОУ.
Возглавляет работу МО председатель, назначаемый директором из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами МО; работа организуется на основе планирования.
В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний методического объединения учителей; один практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий. Заседания оформляются в виде журнала протоколов. По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе.
Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации российского образования в целом и задачи, стоящие перед конкретным образовательным учреждением в данный момент.
Опыт многих лет показывает, что деятельность школьных методических объединений помогает выявить, обобщить, систематизировать и распространить опыт лучших учителей.
Нередко материалы, подготовленные для выступлений на заседаниях внутришкольных методических объединений, после обсуждения и доработки рекомендуется для заслушивания вначале на школьных, а затем районных и областных конференциях или педагогических чтениях. При правильной организации педагогические чтения и конференции становятся определенным звеном в работе по обобщению передового опыта, а также активной формой повышения квалификации учителей.
Педагогические советы
На педагогических советах как высшем органе коллективного руководства школой ставятся важнейшие проблемы повышения мастерства учителей, исходя из его теснейшей связи с результатами процесса обучения и воспитания. На педсоветах заслушиваются теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, их творческие отчеты.
Методический совет
Цель деятельности: организация и координация методического обеспечения образовательного процесса, методической учебы педагогических кадров.
Творческие группы
Психолого-педагогические семинары
При проведении психолого-педагогического семинара особенно необходимо обеспечить атмосферу творчества и после теоретического сообщения организовать учительскую дискуссию, диспут. В ходе семинара учителя сосредотачивают внимание на решении сложных педагогических проблем, коллективно ищут и создают новые или обновленные методы преподавания. Психолого-педагогические семинары приобщают учителей к творческой, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности. Работа постоянно действующего семинара заметно повышает общую и педагогическую культуру учителей и воспитателей.
Самообразование
Первые программы по самообразованию разработаны и опубликованы в 20-е годы. Затем в 1972 году Академия педагогических наук СССР подготовила примерные программы и методические рекомендации по планированию самостоятельных занятий. Они были опубликованы в предметных методических журналах и встретили одобрение учителей. В то время планы самообразования учителей утверждала администрация школы, требовалось конспектирование прочитанного, а отчеты о самообразовании заслушивались на методических объединениях. Но постепенно этот формализм уступил место здравому смыслу. Планы по самообразованию стали определять перспективу в самостоятельном пополнении знаний и отражать поиски нужной научно-методической литературы, сроки ее изучения, предполагаемые пути использования при участии в конференциях, педагогических чтениях, различных семинарах.
Каждая школа располагает возможностями для профессионального совершенствования учителей в процессе самообразования.
Практические конференции
Как бы продолжением самообразования, самостоятельного изучения научно-методической литературы и на этой основе анализа собственной педагогической деятельности являются школьные практические конференции. На такой конференции, опираясь на изученную научную литературу, анализируя на научной основе собственный опыт, учителя глубоко и всесторонне обсуждают важные для современных условий проблемы.
Школьные конференции способствуют расширению интересов учителей, их духовному обогащению, повышению их общей культуры. Они помогают выявить общественное мнение коллектива по многим актуальным проблемам школы и научно-педагогической жизни страны.
Предметом обсуждения на школьной конференции могут стать наиболее значительные научные публикации, педагогические книги и статьи, вызывающие особый интерес. Подготовка и проведение школьной конференции требует от учителей высокого профессионализма, подготовки, педагогической эрудиции, умения возглавить обсуждение, сделать его интересным и квалифицированным.
Единая методическая тема
Работа над единой методической темой включает совместное планирование уроков по наиболее трудным темам, взаимопосещение уроков с их последующим разбором, анализ текущих контрольных и экзаменационных работ, самостоятельные занятия, подготовку докладов и рефератов на основе изучения научно-педагогической литературы.
Передовой педагогический опыт.
Важнейшим направлением методической работы является изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта. Изучаются суть опыта, его содержание, методы и приемы, конкретные условия возникновения, становления и развития, то есть то, что обычно называют творческой лабораторией учителя.
Передовой педагогический опыт обучает, воспитывает, развивает учителей, показывает перспективу, к которой должен стремиться каждый учитель. Он может быть изучен и использован в школе с помощью различных форм методической работы. Учителей следует ознакомить с формами обобщения педагогического опыта.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кладовицкая основная общеобразовательная школа
Методическое объединение педагогов ОУ
Учитель живет до тех пор, пока учится;
как только он перестает учиться, в
нем умирает учитель.
К.Д. Ушинский
Методическое объединение – это коллектив учителей, объединенных системой взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства педагога, развитие и рост его творческого потенциала, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Методическое объединение в школе играет важную роль в совершенствовании методического мастерства педагога. Круг тем, выносимых на заседания МО, проблемы, обсуждаемые на этих заседаниях, работа с молодыми специалистами, тематика самообразования педвагогов и их творческие самоотчёты – это важные, но не единственные направления работы МО.
Все аспекты работы методического объединения педагогов отражены в документации, ответственность за ведение которой, возлагается на руководителя МО.
Руководитель МО педагогов МОУ Кладовицкой ООШ: Малютина Ольга Владимировна, учитель математики, СЗД
Документация МО
План заседаний ШМО на 2021 – 2022 учебный год
Тема заседания методического объединения, содержание
Тема : «Планирование и организация методической работы учителей на 2021– 2022 учебный год»
2. Нормативно-правовая поддержка преподавания учебных предметов (Методические письма)
3. Рассмотрение и рекомендации по составлению рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности.
4. Согласование рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности.
5. Утверждение тем по самообразованию педагогов.
6. О своевременном заполнении электронных журналов
Зам. Директора по УВР
Тема: «Основные понятия функциональной грамотности учащихся»
Зам. Директора по УВР
Тема: «Функциональная грамотность
школьника как один из способов повышения
Зам. Директора по УВР
Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках»
Зам. Директора по УВР
Тема: «Подведение итогов работы ШМО
учителей в 2021-2022 учебном году.
Планирование работы МО на 2022-2023 учебный год»
Зам. Директора по УВР
© Муниципальное общеобразовательное учреждение Кладовицкая ООШ, 2017 2021
Работает на CMS2.edu при поддержке © ГУ ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании»
Методическое объединение это что
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методическое объединение (МО) является основным структурным подразделением методической службы учреждения образования, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам;
Методическое объединение организуется при наличии не менее пяти учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин.
Количество МО и их численность определяются, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед учреждением образования задач, и утверждаются приказом директора учреждения образования.
МО создаются, реорганизуются и ликвидируются директором учреждения образования по представлению заместителя директора по методической работе (заместителя директора по учебно-воспитательной работе).
МО непосредственно подчиняются заместителю директора по методической (воспитательной, физкультурно-оздоровительной, научно-методической) работе учреждения образования.
Методические объединения в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами, указами Президента Республики, решениями Правительства, органами управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора.
Учебно-воспитательную, методическую и опытно-экспериментальную работу методические объединения осуществляют на основе настоящего Положения, а также рекомендаций Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования». По вопросам внутреннего порядка они руководствуются правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (контрактами).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Целью деятельности МО является непрерывное повышение квалификации педагогов школы через создание единого методического пространства.
Деятельность МО направлена на выполнение следующих задач:
— популяризация современных идей, технологий, опыта работы педагогов для непрерывного повышения квалификации;
— выявление и рекомендации для обобщения работы школьных МО, отдельных педагогов в соответствии с современными достижениями педагогической теории и практики;
— поддержка инновационных процессов опытно-экспериментальной работы педагогов школы.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
— проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
— круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;
— заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
— открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
— лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
— изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требования руководящих документов, передового педагогического опыта;
— проведение предметных методических недель;
— контроль за качеством проведения учебных занятий.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
— подготовка и обсуждение проводимых семинаров по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационной категории учителей;
— обсуждение методики изложения вопросов программы реформируемой школы, обсуждение и утверждение календарно-тематических планов;
— рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля научной работы учащихся;
— организация и проведение педагогических экспериментов по поиску, популяризации и внедрению новых информационных технологий обучения;
— совершенствование учебно-лабораторной базы (лабораторных и специальных классов, кабинетов, локальных вычислительных сетей и их программного обеспечения технических средств обучения);
— совместные заседания МО с целях обмена опытом работы;
— выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами;
— разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Возглавляет школьное МО руководитель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методического объединения.
Работа МО проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по учебной и учебно-воспитательной работе и утверждается директором школы или научно-методическим советом школы.
Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания руководитель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации и фиксируются в протоколе. Рекомендации подписываются руководителем методического объединения.
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их руководителей (педагогов).
ДОКУМЕНТАЦИЯ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Для достижения оптимальных результатов работы МО должны быть следующие документы:
1. Приказ об открытии МО и назначении руководителя.
2. Положение о методическом объединении.
3. Анализ работы за прошедший год.
4. Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
5. Планы работы Мо на текущий учебный год.
6. Банк данных об учителях МО: количественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звание, домашний телефон); темы по самообразованию учителей МО; участие педагогов в работе МО; перспективный план аттестации учителей МО; график повышения квалификации учителей МО на текущий год; график проведения текущих контрольных работ (заполняют сами учителя или руководители методических объединений с целью предупреждения перегрузок учащихся); график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями МО; адреса профессионального опыта учителей.
7. План проведения методической недели (если МО проводит самостоятельно).
8. Календарно-тематическое планирование (по предмету, по индивидуальным, факультативным занятиям, кружкам по предмету).
9. План проведения предметной недели (если проводилась).
10.Протоколы заседаний МО.
ПРАВА
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Методическое объединение имеет право:
— готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационной категории;
— выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе;
— ставить вопрос о публикации материалов и передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;
— ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности;
— рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;
— обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к заместителям директора школы;
— вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей;
— выдвигать от методического объединения учителей для участия в различных конкурсах, таких как «Учитель года» и т.д.
КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Контроль за деятельностью методических объединений осуществляется директором школы, его заместителями по методической и учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утвержденными директором учреждения образования.
Методические объединения учителей нашей школы