метод крапивина что это
Откроем детям удивительные миры Крапивина
Крапивинские миры — это удивительная вселенная мальчишеской дружбы, тайн, загадок, приключений, благородных поступков, мук совести и сложного выбора друзей и врагов. Мир трогательной первой любви. Мир настоящих подвигов.
Некоторые считают, что в детстве все будто игрушки. Беды, мол, ненастоящие, обиды пустяковые.
И вообще будто детство — время несерьезное.
Ты этим дуракам не верь.
Когда меня спрашивают, как увлечь ребенка чтением, я всегда советую открыть любую книгу Владислава Крапивина.
Миры Крапивина увлекают с первых строк не только детей и подростков, но и взрослых. От запаха тайн и приключений весело кружится голова. И этот мажорный, радостный размах — под стать синим ветрам и солнечным океанам — завораживает.
Мир, сотканный из кристалликов счастья и доброй грусти, переливающихся светом одного события в другое.
Крапивинские миры — это удивительная вселенная мальчишеской дружбы, тайн, загадок, приключений, благородных поступков, мук совести и сложного выбора друзей и врагов. Мир трогательной первой любви. Мир настоящих подвигов.
Прикосновение к таинственному миру детства
Острова — как люди. Люди — как острова.
Мало увидеть остров в океане и обозначить его координаты.
Надо знать, что в его глубине. Надо изучать долго и старательно.
Лишь тогда можно сказать: открыл.
Его герои живут в маленьких городах. Но у каждого есть своя тайна и своя увлекательная история.
Автор знает детский мир как-то особенно близко, не так, как мы с вами. Он виртуозно разбирается во всех подводных течениях мальчишеской души. И от этого узнавания становится тепло на сердце у каждого читателя, будь то ребенок или взрослый.
У его героев, взрослых и детей, всегда есть «дело, которое помогает жить».
В книгах Крапивина есть не только радость и ощущение соленого ветра на губах, но и грусть расставаний с верными друзьями, а иногда и гибель детей. И это честный разговор с читателем, особенно это ценят дети и подростки.
Романтика юности, походы, палатки, посиделки у костра и, конечно же, преодоление шторма, где все зависит от сплоченности и крепкой руки друга.
Увлеченные взрослые вовлекают ребят в таинственные миры приключений, загадок и тайн. Это может быть и парусный спорт, где мы узнаем много интересного о фрегатах и бригантинах, а может быть романтика поединков на шпагах.
Отдельным циклом стоят невероятные фантастические миры. Поражает, что цикл «Великий Кристалл» написан в 1985 году, а сейчас все это воспринимается вовсе не фантастикой.
Романтика приключений и неразгаданных тайн заставляет сопереживать ребятам до последней странички. И вот уже ты вместе с героями не только ищешь выход из сложных хитросплетений и поворотов, но и узнаешь героическую историю нашей Родины.
Пробуждение гордости за Родину и ее великие достижения
Мальчишки с упоением изучают героическую историю русских моряков. Имеют мужество и внутреннюю силу противостоять банде малолетних хулиганов.
Все произведения пропитаны героическим духом. Все это потрясающий пример патриотической литературы для детей и подростков.
Где настоящие герои — это всегда те, кто интуитивно отменяет себя и делает все — даже то, что выше его сил, — для общей победы.
У нас особый героический менталитет. И на этом фоне именно у нас всегда особое отношение к предательству в той или иной форме.
Автор настолько чутко улавливает движения детской души, что раскрывает (без толики осуждения) даже такие сложные вопросы.
В приключениях мальчишек поднимается и эта тема. Когда нарушенное кем-то слово подвергает всю команду риску разбиться на яхте.
И через эти чуткие истории, где сопереживаешь каждому герою, четко прослеживается мысль:
«В жизни бывают решительные моменты, когда нужно «не струсить»
устоять, преодолеть страх, сделать верный выбор».
Через такие книги закладывается мощный фундамент для того самого нравственного поиска подрастающих мальчишек.
В этом мире все связано и не случайно
В мирах Крапивина все сплетено воедино. Иногда возникает ощущение, что мачты кораблей пронзают время, а затем крепкими морскими узлами связывают прошлое, настоящее и будущее.
В любой повести всегда есть ниточка, которая обрывается здесь и вдруг возникает в будущем, в другое время. Когда читаешь Крапивина, эта взаимосвязь времен — пространств — мыслей ощущается буквально физически.
В мирах Крапивина время расширяется и растягивается. И возникает это восхитительное переживание связи времен и поколений. И ты, вроде бы маленький мальчишка, ощущаешь себя «частичкой общей жизни — тех, кто был до тебя, и тех, кто будет после…».
И любой твой поступок влияет на общую картину Вселенной. Отсюда ответственность не только за свои поступки, но и за мысли и чувства.
Книги формируют и даже меняют судьбу ребенка
Остров — это место, где человек может быть радостен и тревожен, счастлив и несчастен, но даже в тревогах и печали на Острове все честно и ясно.
И самому хочется быть чистым душой, чтобы Остров, который ты открыл, принял тебя…
В миры Крапивина легко влюбиться. А это значит, что мы (цитирую Юрия Бурлана) «непроизвольно делаем ребенку «прививку от плохой судьбы».
Ведь чтение книг — важнейший фактор в развитии ребенка. Только читать нужно не «абы что», а проверенную, качественную литературу. Приключенческая литература Вл. Крапивина для детей и подростков соответствует этим важным смыслам.
Из таких книг мы узнаем, что жизнь прекрасна, есть любовь, преданность, привязанность, есть гордость за свою Родину и ее великую историю.
В текстах Крапивина скрыты некие коды радости, смеха, терпения и силы. И мощным подводным течением прослеживается нравственная сила и принципы — честности, справедливости и милосердия.
Ярко ощущается чистый восторг сплоченности детей. А отвага, решительность и благородство героев оставляют те самые эмоциональные «зацепки» в душе ребенка.
Все это дает детям удивительно верные психологические настройки на правильные поступки в настоящем и будущем.
Чтение такой литературы поможет ребенку преодолевать преграды и, когда придет время, сделать верный нравственный выбор.
Приглашение за пределы галактик
За внешним увлекательным приключенческим сюжетом обнаруживается удивительная глубина. Именно это оставляет потрясающее послевкусие от книг Крапивина.
Многослойная, приключенческая, философская, патриотическая, фантастическая литература.
Как раз то, чем можно увлечь современных детей.
…Наверно, у всякого человека есть Остров. У каждого свой.
У одного настоящий, у другого придуманный, но все равно он есть. У кого-то — целый город, а у кого-то — просто уголок в душе или лужайка в городском сквере за непролазными кустами акации.
Или прочитанная в детстве книжка. Или сказка, которую сочинил сам…
Эра милосердия и справедливости обязательно наступит. А чтобы это произошло чуточку быстрее, нам нужно, чтобы наши дети читали взахлеб правильную литературу. И только взрослые могут вовлечь детей в чтение.
Мастерская дисциплины ума с Михаилом Крапивиным
Наша лучшая надежда на будущее содержится в создании новой парадигмы человеческих способностей в новой эре существования человечества.
Друзья, мы продолжаем традицию Мастерских (см. Мастерскую Внимательности с Виктором Ширяевым), и я с удовольствием приглашаю вас в наш новый проект с Михаилом Крапивным — Мастерскую Дисциплины ума. Михаил Крапивин — юрист, аналитик, известный международный эксперт в области сбора и анализа информации для разрешения конфликтных ситуаций, создатель Форензик Бюро Михаила Крапивина.
В течении ближайших нескольких недель мы поработаем над нашими навыками сбора информации, ее анализа и принятия решений, как самых важных, так и повседневных, сделав их более информированными и осознанными.
О Мастерской Дисциплины ума
Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью принимать решения — от решений о том, что надеть, до того, как провести отпуск, принять ли предложение о работе, можно ли доверять потенциальному деловому партнеру, как вести себя в конфликте. Насколько эти решения 1) информированны и 2) продуманны?
Во-первых, ученые — специалисты в области поведенческой науки и когнитивной психологии убедительно доказали, что, вопреки расхожим рассуждениям о силе интуиции, она часто приводит к принятию некачественных решений (мы начнем следующий выпуск с теста, который позволит нам самим проверить это).
Во-вторых, мы тонем в информационных потоках, зачастую сомнительного качества, без какого-либо шанса выбраться из этой информационной канализации и оседлать те тонкие информационные линии, которые жизненно для нас необходимы. Мы их просто не различаем в едином потоке, который Уильям Гибсон пророчески назвал Информационной Магистралью, а информация, содержащаяся в этих линиях, искажается и ретушируется гигабайтами информационного шума. 80% значимой, важной для нас информации мы получаем всего из 20% источников.
В результате мы все часто делаем ошибки из-за плохого (или, чего уж там, отсутствующего) анализа, произведенного на основе некачественной информации.
Эти две проблемы тесно связаны между собой. Хорошая новость состоит в том, что с этим можно работать, улучшая качество наших мыслительных процессов.
Насколько станет более осознанной и интересной наша жизнь, если мы освоим модель сознательного принятия решений, при этом впоследствии переведя этот навык в разряд автоматических, как при вождении автомобиля?
В теории разведывательной деятельности есть понятие actionable intelligence — информация, собранная из множества разных источников, на основе которой можно принимать решения. Просто данные становятся такой информацией, пройдя процесс анализа, одной из сложнейших задач которого является их очищение от системных искажений восприятия, свойственных человеку.
Сунь Цзы говорил: «Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение«.
Опытный аналитик всегда анализирует систему, являющуюся предметом его интереса, окружающую среду этой системы, а также свое восприятие этой системы. Цель Мастерской — дать конкретный инструментарий и возможность проработать его применительно к каждой составляющей этой триады.
Мастерская Дисциплины ума держится на трех основных столпах: ключевые компетенции, ключевые принципы (ниппель-база школы) и конкретные методы работы с информацией.
Ключевые компетенции
Это внимательность, память и навыки сбора необходимой информации.
Например, мало кто знает, что греки изобрели искусство развития памяти и запоминания, которое, через Рим, стало частью научной традиции Европы в Средние Века. До изобретения печатного станка важность памяти сложно было переоценить.
Ключевые принципы
Во-первых, мы поговорим о том, что критическое и креативное мышление — это два разных состояния, которые очень плохо сочетаются в моменте, приводя к плачевным аналитическим результатам ( обсудим, как с этим жить и что с этим можно сделать). Заодно отработаем необходимые навыки в рамках каждого из этих видов мышления и исследуем метод анализа конкурирующих гипотез как фундаментальный принцип-платформу для работы с информацией.
Во-вторых, мы поработаем с системными искажениями в процессе восприятия и обработки информации, вычленив их, заменив их правильными моделями и отработав новые навыки до автоматизма.
Наконец, мы поговорим об информационном состоянии «мусин» (пустой разум) и информационной диете — организации личного информационного пространства в аналитической работе, настройке источников информации под задачу, снижении количества незавершенных циклов и т.п.
Техники Дисциплины ума
Здесь мы «прикрутим» к принципам конкретные технологии и методы — от оценки информации до ее структурирования под конкретную аналитическую задачу, проработав на практических упражнениях ряд наиболее удобных адаптируемых шаблонов и моделей, с тем, чтобы у каждого участника Мастерской сформировался готовый набор инструментов для решения аналитических задач.
Эти принципы, техники и подходы собирались в течение 15 лет в рамках формального обучения, исследования множества научных текстов и практических публикаций и, самое главное, тестирования, тестирования, тестирования в максимально жестких полевых условиях (прикладная аналитика в рамках разрешения конфликтов).
Единого текста, который можно порекомендовать, к сожалению, нет (но мы в данный момент усиленно работаем над этим). Тем не менее, две книги являются системными: Daniel Kahneman, Thinking, Fast and Slow, и Psychology of Intelligence Analysis, Richard Heuer. Первая издана в России под названием «Думай быстро, решай медленно». Книга Хойера, насколько нам известно, не переводилась.
Даниэль Канеман — Нобелевский лауреат, один из основоположников психологической экономики и поведенческих финансов. Ричард Хойер в течение долгого времени возглавлял аналитическое подразделение ЦРУ и является автором текущей версии базовой аналитической методологии сего уважаемого ведомства, которая была взята на вооружение после теракта 9/11, когда развед.сообществу пришлось кардинально пересмотреть методы аналитической работы.
Каждый понедельник, помимо материала Мастерской, вам будут предложены упражнения и задания по теме этого дня для того, чтобы на практике проработать обсуждаемый принцип или технику.
Как работать с предлагаемыми упражнениями? В процессе «живого» обучения (например, в рамках программ наставничества или коучинга) мы практикуем так называемый investigative learning, суть которого состоит в последовательном подведении обучаемого к самостоятельному раскрытию смысла принципа или той или иной техники. Для этого активно используются дневники практики, которые потом анализируются для передачи обратной связи обучаемому. Я, например, такой дневник ежедневно веду уже десять лет.
Формат Мастерской, к сожалению, не подразумевает такой возможности, но вы можете вести подобные дневники сами и выкладывать выдержки из них (с вопросами, разумеется) в комментариях, которые мы постараемся вместе разобрать.
Упражнение 0
В качестве разминки предлагаем Интересное и мегаполезное упражнение из книги CEO легендарной компании IDEO Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе» (Change by Design).
«Хорошие дизайн-мыслители наблюдают. Великие дизайн-мыслители наблюдают тривиальные, обычные вещи. Установите для себя правило, что по крайне мере раз в день Вы остановитесь и подумаете об обычной ситуации. Посмотрите внимательней на действие или вещь, на которую Вы обычно максимум бросите взгляд мимоходом (если вообще посмотрите), посмотрите на нее как следователь, изучающий сцену преступления. Почему крышки люков канализации круглые? Почему мой ребенок-подросток так оделся в школу? Как я определяю, насколько далеко мне нужно стоять от человека передо мной в очереди? Каково это — не различать цвета? Если мы погрузимся в то, что Наото Фукасава и Джаспер Моррисон называют «Супер-Нормальное», мы можем приобрести необыкновенное понимание неписаных правил, которые определяют нашу жизнь.«
Попробуйте каждый день уделить этому упражнению 15 минут. Результаты фиксируйте письменно. Чтобы легче было работать, придумывайте применительно к объекту рассмотрения вопросы, начинающиеся с кто, что, как, где, почему, когда. Выдвигайте разные гипотезы-ответы на эти вопросы. Если Вам захочется узнать, каковы эти ответы в действительности, Вы на верном пути!
Метод крапивина что это
Культура образования запись закреплена
Нам нужна иная школа
Особенность педагогического метода писателя Владислава Крапивина
(Подробнее по ссылке)
Осознание противоречия между существующими книжными образцами и окружающей действительностью сподвигнули В. Крапивина уже во взрослом возрасте одновременно с поиском нового героя художественной литературы к попытке не только в книгах, но и в жизни воссоздать новую систему социальных отношений между людьми. Так появилась «Каравелла».
Как же осуществляется воздействие? Суть метода В. П. Крапивина заключается в том, что поведение подростков комплексно определяется особым воспитывающим пространством, в котором находится ребенок (помещение, обстановка, символы, атрибуты, традиции), личным примером Учителя, заданными нормами отношений между участниками разновозрастного объединения; (устав, законы, правила поведения), средствами художественных произведений (книги, картины, музыка, песни, кинофильмы).
В работах О. Лишина, Т. Пахомовой, О. Денисенко педагогический метод В. Крапивина описывается как воспитание подростка через создание гуманистической среды, созвучной потребности их возраста, которая напрямую и косвенно влияет на проектирование поступков воспитанников.
Действительно, в «Каравелле» воспитание происходит при помощи целенаправленного воздействия специальным образом организованной разновозрастной группы, романтически обособленной от действительности и управляемой коллективно. Пространство, в котором живет группа, тоже необычно, таинственно, сказочно. Оно напоминает корабль, рыцарский замок, таинственный мир, где люди могут свободно излагать свои мысли, быть услышаны, поняты, поддержаны. Здесь можно подниматься к вершинам творчества, понимать свою миссию, проявлять способности.
Несомненно, что не только пространство оказывает сильное воздействие на подростков, является определяющим при формировании личностных качеств взрослеющего человека, но и личность Учителя, его мысли, образы, действия, поступки. Развитие подростков, удовлетворение возрастных потребностей, формирование новых ценностей, устремлений происходит за счет корректировки поведения в соответствии с заданным учителем образцом. При таком понимании преемственности необходимо выяснить, у кого сам писатель учился педагогическому мастерству.
В. Крапивин увидел в коллективе форму организации жизни людей разного возраста как продуктивную модель, способную обеспечить процессы их взаимодействия и обучения. В своем творчестве особое внимание автор уделяет идее разновозрастного сотрудничества, предполагающего появление особых отношений, позволяющих проявить самостоятельность участников, заинтересованность в объединении командных усилий, наличие общей цели деятельности партнеров и творческий характер их взаимодействия. В качестве мотивирующего источника В. Крапивин использовал привлекательные, романтически окрашенные групповые формы деятельности: занятия парусным спортом, фехтованием, журналистикой, киносъемкой и многое другое.
На вопрос о причинах появления отряда «Каравелла» в интервью 2002 г. писатель отвечает: «Мне повезло, потому что однажды я встретил необыкновенных ребят, которые мечтали о море и дальних странствиях. Корабль мы устроили на чердаке дома. Там было все, что нужно моряку, вплоть до судового журнала, склянок и тому подобного. Группа ребят росла. В конце концов и появился наш отряд «Каравелла». Потом мы построили наши настоящие первые парусники. Меня часто спрашивают, почему именно флотилия, паруса? Потому что для сухопутного нашего края именно такой романтики не хватает… А еще потому, что в сплоченном, дисциплинированном, сработанном экипаже особым образом можно почувствовать силу коллектива, способную защитить и поддержать каждого».
Среди художественных средств наибольшее воздействие имеют типичные поведенческие модели отношений, реализуемые в социальном пространстве. В каждой поведенческой модели, в соответствии с законами организации художественного произведения, происходит не точное копирование действительности, а описание ее лучшего образца – идеала.
Через восприятие читателя-подростка этот идеал, литературный образец, созданный талантливым писателем, возвращался к действительности в виде ре- ально существующего, организованного людьми, воспитывающего пространства. В данном пространстве работают коллективно принятые отношения, поведенчес- кие нормы, культурные традиции, формы деятельности и управления. Для реаль- ного подростка такой возврат становится фактом материализации идеальных личностно-значимых качеств. Для педагогов это во многом упрощает организа- цию процессов обучения, воспитания и социализации человека.
Таким образом, при помощи литературных средств, специально организованного, романтически наполненного, воспитывающего пространства, заданных норм отношений В. П. Крапивин смог повлиять на самопредставление подростков, скорректировать социально-ценностные убеждения и поведение детей.
На практике в «Каравелле» воплощение идеальной формы осуществлялось при помощи прямого и косвенного воздействия на воспитанников сначала В. Крапивина, а в дальнейшем его учеников-последователей. Прямое воз- действие осуществлялось на занятиях при активном участии в них писателя- педагога. Обучение в «Каравелле» обретало глубинный смысл за счет яркой, самобытной, наполненной массой событий и историй жизни: строительство яхт, подготовка к изданию настоящей книги, организация рыцарского турнира, киносъемка, летние занятия под парусами, соревнования, походы, путешествия и т. д. Во многом благодаря участию в этой жизни писателя, существование в пространстве «Каравеллы» становилось для детей особым образом опоэтизированным, приподнято романтическим, эмоционально позитивно насыщенным, сориентированным на гуманистический идеал.
Косвенное влияние на ребят оказывали герои книг В. Крапивина. Возможность провести параллели между жизнью реальной и миром художественных образов позволяла подросткам идентифицировать себя с героями. У многих внешних наблюдателей, гостей, приезжающих в отряд «Каравелла» на кинестетическом уровне восприятия возникало (и возникает до сих пор) ощущение «нереальности пространства», «книжности увиденных детей и взрослых», «возвышенности отношений». В то время как у детей, выпускников «Каравеллы» ощущения, что они живут в нереальном мире, осуществляют не существующие в жизни отношения или заняты непривычной деятельностью, никогда не возникало. Все, что происходило в отряде, всегда было по-настоящему и имело вполне конкретный эмоционально насыщенный и материально про- явленный результат.
Успешность, самостоятельность, доброта, щедрость, отзывчивость, вза- имовыручка выпускников «Каравеллы» показывают, что В. П. Крапивин, не- сомненно, реализовывал принципы эффективного обучения и воспитания. Как утверждает он сам, воспитание в принципе противно шаблону, оно всег- да – дело сугубо индивидуальное и добровольное, основанное на знании ре- бенка, его потребностей, способностей, склонностей. Крапивин определяет ре- зультаты воспитания через умение человека быть самостоятельным в приня- тии решения, в предъявлении и отстаивании своей позиции, в умении быть наедине с самим собой, в стремлении и реализации выстраивания конструк- тивных отношений с другими людьми, в понимании своей миссии человека.
Показателем уровня воспитанности и взрослости, по мнению писателя, является то, насколько ребенок, подросток, юноша способен принимать нравственные решения самостоятельно – без сопровождения и помощи других людей. В. Крапивин пишет: «… оставить ребенка одного не значит научить его «болтаться». Ребенок должен иметь время, чтобы поиграть на улице, должен уметь самостоятельно готовить уроки, уметь оставаться один, чтобы сосредоточиться, подумать о жизни, о прочитанной книге, сочинить первые стихи, придумать игрушку для младшего брата…» [19]. Таким образом, результат воспитания, по В. Крапивину, возникновение у подростков эмоционально-нравственного стержня, способность ощутить прочность жизни и чувство собственной силы.
Психолог О. В. Лишин утверждает, что на протяжении всех его встреч с В. Крапивиным и представителями разновозрастного состава «Каравеллы» его не оставляло чувство, что с этим человеком и его отрядом связана какая- то загадка: «В. П. Крапивин наделен огромной силой, талантом, энергией не случайно, а для того, чтобы в нашем сегодняшнем мире прорваться – и в книгах, и в жизни – в новые отношения между людьми»
. А. Бодалев и Л. А. Рудкевич отмечают, что талантливые люди помимо общих имеют и специфические особенности личности, к которым относятся «уверенность в себе, трудоголизм, упорство при осуществлении поставленных целей, способность сохранять присутствие духа при неудачах и вместе с тем не обольщаться достигнутыми успехами, отсутствие страха перед еще непроторенными путями и глубокая потребность создавать новое, принципиально улучшающее то, что было создано предшественниками, реализуемая через постоянное творчество, одержимость делом, которое воспринимается как главная жизненная доминанта… Однако такую личность человек взращивает только тогда, когда конечный смысл своей жизни он начинает видеть в служении человечеству» [5, с. 104] Перечисленные особенности вполне характеризуют писателя-педагога Владислава Петровича Крапивина.